Научная статья на тему 'ДИСТАНЦИОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ: ОПЫТ И ПРОБЛЕМЫ'

ДИСТАНЦИОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ: ОПЫТ И ПРОБЛЕМЫ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
124
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭЛЕКТРОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / ДИСТАНЦИОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ЭЛЕКТРОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ / ЭЛЕКТРОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПЛОЩАДКИ / ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТРАЕКТОРИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Насипов Артур Жабагиевич, Карашева Аксана Георгиевна

Рассматриваются проблемы использования дистанционных образовательных технологий в современной высшей школе России. Раскрывается сущность понятий «электронное обучение» и «дистанционное обучение», их общие и особенные черты. Анализируются проблемы активного использования технологий дистанционного обучения в условиях пандемии коронавируса, среди которых особое внимание уделено проблемам педагогического, психологического, социального и культурологического характера применительно к главным субъектам образовательного процесса в вузе - преподавателям и студентам.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Насипов Артур Жабагиевич, Карашева Аксана Георгиевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DISTANCE EDUCATIONAL TECHNOLOGIES IN HIGHER EDUCATION INSTITUTIONS: EXPERIENCE AND ISSUES

The article deals with the issues of the use of the distance educational technologies in the modern higher school of Russia. There are revealed the essence of the concepts “e-learning” and “distance education” and their general specific features. There are analyzed the issues of the active use of the technologies of the distance education in the conditions of the coronavirus pandemic when there is paid special attention to the issues of the pedagogic, psychological, social and cultural character relating to the main subjects of the educational process in higher educational institutions - lecturers and students.

Текст научной работы на тему «ДИСТАНЦИОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ: ОПЫТ И ПРОБЛЕМЫ»

педагогические науки

7. Шихнабиева Т.Ш., Шамшурин В.Л. Методы и модели семантического представления знаний в интеллектуальных системах образовательного назначения // Уч. записки ИИО РАО. 2015. № 56. С. 72-79.

8. Шихнабиева Т.Ш. Автоматизация процесса обучения и контроля знаний с использованием интеллектуальных моделей образовательного контента // Пед. информатика. 2011. № 5. С. 27-31.

9. Shikhnabieva T. Knowledge-Based Model Representation for a Modern Digital University [Electronic resource] // Uskov V., Howlett R., Jain L. (eds) Smart Education and e-Learning 2020. Smart Innovation, Systems and Technologies. Vol. 188. Springer, Singapore. URL: https://link.springer.com/ chapter/10.1007/978-981-15-5584-8_5 (дата обращения: 23.11.2020).

* * *

1. Yalamov G.Yu., Shihnabieva T.Sh. Adaptiv-nye obrazovatel'nye informacionnye sistemy: podho-dy k intellektualizacii // Chelovek i obrazovanie. 2018. № 4(57). S. 84-90.

2. Vagramenko Ya.A., Yalamov G.Yu. Analiz napravlenij intellektualizacii sovremennyh informa-cionnyh sistem uchebnogo naznacheniya // Upravle-nie obrazovaniem: teoriya i praktika. 2016. № 4(24). S. 44-56.

3. Shihnabieva T.Sh., Brezhnev A.V. Ob odnom iz variantov razrabotki sistemy povysheniya kachest-va upravleniya obrazovaniem // Upravlenie obrazova-niem: teoriya i praktika. 2017. № 3(27). S. 50-57.

4. Danilyuk S.G. Analiz neopredelennosti zadach prinyatiya reshenij v intellektual'nyh problemno-ori-entirovannyh obrazovatel'nyh sistemah // Uch. zapiski IIO RAO. 2013. № 50. S. 49-69.

5. Shihnabieva T.Sh., Ramazanova I.M., Ahme-dov O.K. Ispol'zovanie intellektual'nyh metodov i modelej dlya sovershenstvovaniya informacionnyh sistem obrazovatel'nogo naznacheniya // Monitoring. Nauka i tekhnologii. № 2(23). 2015. S. 71-77.

6. Robert I.V., Kozlov O.A., Muhametzya-nov I.Sh., Polyakov V.P., Shihnabieva T.Sh., Kastornova V.A. Aktualizaciya soderzhaniya predmetnoj oblasti «Informatika» osnovnoj shkoly v usloviyah na-uchno-tekhnicheskogo progressa perioda cifrovyh tekhnologij // Nauka o cheloveke: gumanitarnye issle-dovaniya. 2019. № 3(37). S. 58-72.

7. Shihnabieva T.Sh., Shamshurin V.L. Metody i modeli semanticheskogo predstavleniya znanij v intel-lektual'nyh sistemah obrazovatel'nogo naznacheniya // Uch. zapiski IIO RAO. 2015. № 56. S. 72-79.

8. Shihnabieva T.Sh. Avtomatizaciya processa obucheniya i kontrolya znanij s ispol'zovaniem intel-lektual'nyh modelej obrazovatel'nogo kontenta // Ped. informatika. 2011. № 5. S. 27-31.

О Насипов А.Ж., Карашева А.Г., 2021

Directions of the intellectualization and development of the information systems of the educational purpose

The article deals with the analysis of the results of the researches conducted over a number of years associated with the issues of the intellectualization of the information systems in the educational sphere. There are given the examples of the intellectual information systems of the educational purpose and their brief characteristics in the aspect of the pedagogic possibilities provided to the students. There are described the directions of the intellectualization 's systems of the educational purpose in dependence to the technologies allowing to create them.

Key words: intellectual information systems, educational sphere, technologies, expert learning systems, multiagent information systems.

(Статья поступила в редакцию 16.12.2020)

А.Ж. НАСИПОВ, А.Г. КАРАШЕВА (Нальчик)

дистанционные образовательные технологии в высшей школе: опыт и проблемы

Рассматриваются проблемы использования дистанционных образовательных технологий в современной высшей школе России. Раскрывается сущность понятий «электронное обучение» и «дистанционное обучение», их общие и особенные черты. Анализируются проблемы активного использования технологий дистанционного обучения в условиях пандемии коронавируса, среди которых особое внимание уделено проблемам педагогического, психологического, социального и культурологического характера применительно к главным субъектам образовательного процесса в вузе - преподавателям и студентам.

Ключевые слова: электронное обучение, дистанционные образовательные технологии, электронные образовательные ресурсы, электронные образовательные площадки.

Одним из важных элементов модернизации образования в РФ является переход к инновационным методам организации учебного процесса, в том числе к дистанционным обра-

ИЗВЕСТИЯ вгпу

зовательным технологиям. Востребованность дистанционных технологий обучения в высшей школе растет с каждым годом. Для университетов дистанционное образование в настоящее время выступает конкурентным преимуществом [7]. Во всех вузах страны сейчас в связи с необходимостью самоизоляции наблюдается использование электронных образовательных сред, функционирующих на основе сети Интернет. Их главная задача состоит в обеспечении активного взаимодействия со студентами, оценки результатов успешности обучения.

Системы электронного обучения и дистанционных образовательных технологий - реальность, ставшая неотъемлемой частью государственной образовательной политики. С момента вступления в силу ФЗ №2 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» [6] запущен процесс создания базовых юридических условий, позволяющих реализовать образовательные программы в вузах, полностью или частично адаптированных к дистанционным технологиям и электронным средам.

Согласно национальному проекту «образование», школы и вузы страны получат полноценную цифровую образовательную среду не ранее 2025 г. Однако с учетом ситуации, вызванной пандемией коронавируса, вузам пришлось ускорить процесс создания порталов дистанционного обучения и освоения новых методов организации учебного процесса.

Вопросы дистанционного образования в последние годы привлекают внимание многих отечественных исследователей. Но в действующем законе об образовании речь идет об «электронном обучении», которое нельзя считать полностью тождественным понятию «дистанционное обучение». Базовый признак последнего - обучение на расстоянии, при этом способ доставки учебного материала от преподавателя к студенту не является принципиальным. В случае же электронного обучения, или е-1еагт^, напротив, удаленность субъектов образовательного процесса не играет никакой роли: главное, чтобы образовательный материал был представлен в электронном виде и транслировался с помощью компьютерных сетей.

Дистанционное образование сегодня не просто новомодная тенденция, а скорее обязательный атрибут системы высшего образования [1]. В среде работающей молодежи повышается спрос на получение второго высшего образования без отрыва от производства.

Этим объясняется предъявление повышенных требований в целом к учебному процессу и его планированию в дистанционном формате. Особую актуальность в данном контексте эта проблема приобретает в сфере подготовки педагогических кадров. С одной стороны, дистанционные образовательные технологии применяются при обучении студентов, осваивающих педагогические направления, с другой - у них должны быть сформированы умения, необходимые для эффективного использования этих технологий в своей профессиональной деятельности.

Вместе с тем следует отметить, что наблюдается дисбаланс между быстрым развитием дистанционного образования в плане технологического обеспечения и медленным развитием его дидактического наполнения. Выбранные методы, формы и средства организации дистанционного обучения должны гарантировать получение качественного образования, сопоставимого с классическим очным обучением. Однако твердой уверенности в том, что к настоящему времени мы достигли такого уровня подготовки студентов в рамках дистанционного обучения, нет.

Мы разделяем точку зрения О.А. Введенского [2] о том, что сейчас еще рано говорить о наличии систем дистанционного обучения, сформировавшихся в виде четких дидактических систем. Создание таких систем усложняется и тем обстоятельством, что непрерывно и крайне быстро появляются и распространяются все новые и новые технические решения и технологии, вынуждающие к постоянному внесению перемен в архитектуру дистанционного обучения. В связи с этим становится очевидной необходимость [Там же]:

- повышения квалификации преподавателей для работы в дистанционном режиме;

- разработки педагогического и дидактического сопровождения системы дистанционного образования, которой присущи свои особенности;

- подготовки дидактического комплекса, включающего стандартные формы, методы и приемы обучения в дистанционном формате, который стал бы основой формирования преподавателем собственной дидактической системы, как и в случае классического обучения;

- включения в стандарты высшего образования компетенций, направленных на освоение технологий дистанционного обучения.

Помимо признания всей значимости регулирования системы дистанционного обучения

как сферы, в которой применяются специализированные образовательные технологии, следует заострить внимание и на отдельных ее особенностях. В качестве фактора, имеющего ключевое значение для современного дистанционного обучения, можно назвать особую информационно-коммуникативную среду, позволяющую повысить качество образования, расширить спектр оказываемых услуг, обеспечить вариативность образовательных программ [5]. Смысл дистанционности нельзя сводить к пространственному разделению субъектов образовательного пространства. Переход к дистанционным технологиям, скорее всего, предполагает другие требования: качественное увеличение доли самостоятельной учебной деятельности, причем не в том формате, как это было принято в традиционном заочном обучении. Речь идет о качественно новой ситуации, когда студенты могут строить индивидуальные образовательные траектории, работать на основе расширенных информационных баз данных, в индивидуальном порядке пользоваться специализированными программными средами. Благодаря подобной постановке вопроса можно перейти к более четкому определению функций дистанционного обучения.

Согласно Н.В. Малинину, М.В. Пономареву [Там же], современный этап развития дистанционного образования можно охарактеризовать с нескольких позиций:

- педагогической - форма обучения, которая способна обеспечить самореализацию обучаемых, а также учитывать их индивидуальные потребности;

- педагогической психологии - сохранить и развивать неповторимую личность каждого обучающегося и предоставить ему право выбора в процессе образования;

- социальной - развивать человеческие ресурсы и творческий потенциал общества;

- культурологической - создать условия для освоения новой культурной парадигмы в области образования.

Однако наряду с обозначенными выше преимуществами системе дистанционного образования присущи и свои недостатки. Говоря о минусах дистанционного образования, следует остановиться на анализе следующих аспектов, негативно влияющих в целом на процесс получения качественных знаний:

1) отсутствие рядом человека, способного на «эмоциональное окрашивание» процесса обучения;

КИЕ НАУКИ -

2) существование обязательных технических и программных требований (необходимость наличия персонального компьютера, программного обеспечения и бесперебойного доступа к сети Интернет);

3) необходимость однозначной идентификации пользователя во время проведения контрольных мероприятий;

4) необходимость определенного уровня самодисциплины со стороны обучающихся;

5) сложность и трудоемкость работы по адаптации учебных программ и образовательного контента к дистанционному формату обучения [3].

Эффективное применение электронного обучения и дистанционных образовательных технологий предполагает выполнение ряда требований со стороны как преподавателей, так и обучающихся. В первую очередь очень важно наличие активной образовательной позиции студентов. Другими словами, недостаточно простого восприятия информации, в основе обучения - самостоятельная образовательная деятельность. В то же время необходимо стимулировать и поддерживать устойчивую мотивацию студента путем удобной подачи образовательного контента, постоянно поддерживаемой обратной связи, организации интерактивного взаимодействия студентов друг с другом [4].

Для проверки наших предположений, а также гипотез авторов цитируемых выше работ нами был проведен массовый онлайн-опрос преподавателей и студентов Кабардино-Балкарского государственного университета им. Х.М. Бербекова. В связи с использованием автоматизированной системы анкетирования выборка носила стихийный характер. В опросе приняли участие 81 преподаватель и 502 студента.

Один из важных аспектов организации дистанционного образования - это изменение объема учебной нагрузки на преподавателя и студента. На вопрос: «Увеличилась ли учебная нагрузка на вас в связи с переходом на дистанционную форму обучения?» - 46,9% преподавателей ответили, что она «значительно увеличилась», а 40,7% - «скорее увеличилась». Таким образом, подавляющее большинство преподавателей (87,6%) считает, что при дистанционном формате обучения происходит увеличение трудозатрат в сравнении с занятостью при очной форме обучения.

По мнению большинства преподавателей (65,5%), нагрузка на студентов при этом тоже

увеличилась. Но здесь со значительным увеличением нагрузки согласились лишь 19,8%, тогда как остальные 45,7% считают, что студенты стали работать, вероятно, немного больше, чем обычно.

На эти два зеркальным образом построенных вопроса студенты ответили следующим образом. Из них 33,5% отмечают, что нагрузка на студентов при переходе на дистанционный формат обучения «существенно увеличилась». Примерно столько же респондентов (а именно 33,3%) отметили также скорее увеличение, нежели уменьшение нагрузки.

Таким образом, 66,8% от общего массива студентов полагают, что дистанционное обучение отнимает у них больше времени, чем традиционное. Интересно, что эта цифра почти совпадает с долей преподавателей, занимающих такую же позицию в отношении увеличения учебной нагрузки студентов. Что же касается увеличения нагрузки на преподавателей, о значительном увеличении говорят лишь 24,7% (против 46,9%, по мнению самих преподавателей) студентов, и вариант «скорее увеличилась» выбрали 36,5%.

Состояние изолированности обучаемых друг от друга при дистанционной форме обучения может привести к некоторым психологическим трудностям, отрицательно влияющим на качество восприятия информации. Похожая проблема, связанная с обеспечением психологического комфорта в системе дистанционного обучения, существует и среди преподавательского состава.

Для выяснения степени значимости данной проблемы для участников образовательного процесса в анкету был включен следующий вопрос: «Вызывает ли у вас дистанционная форма обучения психологический дискомфорт?». Как и предполагалось, более половины преподавателей (а именно 63%) в той или иной степени испытывают определенные психологические трудности в условиях дистанционной работы. Доля студентов, отметивших наличие такой проблемы для себя, меньше почти на 10%, хотя и эта цифра немного настораживает.

Показательны результаты, полученные на этот же вопрос, но заданный в отношении друг друга: 61,7% преподавателей считают, что большинство студентов испытывают психологические трудности, а 50,4% студентов отмечают такое состояние у преподавателей. очевидно, что наличие психологического комфорта у слушателей при работе в системе дистан-

ционного образования является важным условием успешного освоения знаний, и его создание зависит от совместных усилий обеих сторон.

Другой очень важной стороной организации дистанционного обучения является возможность доступа преподавателей и студентов к достаточному количеству электронных образовательных площадок, а также степень их обеспеченности техническими средствами, подключенными к устойчивой сети Интернет. Для организации коммуникации со студентами преподаватели предпочитают пользоваться в порядке убывания приоритета следующими ресурсами: системой Moodle (64,2%), Whatsapp (64,2%), e-mail (59,3%), Zoom (30,9%), Discord (2,5%). При этом 35,8% из них могут применять одинаково успешно первые четыре ресурса, указанные в этом перечне. Среди студентов последовательность ресурсов в приоритетном списке несколько иная: Whatsapp (61,2%), система Moodle (49%), Zoom (32,7%), e-mail (31,1%), Discord (0,2%). Судя по этим данным, можно утверждать, что система OPEN.KBSU совместно с условно-бесплатными сервисами (Zoom, Whatsapp и др.) обеспечивает качественную реализацию дистанционной модели обучения.

Ключевой фактор в организации удаленного обучения - наличие у преподавателей и студентов необходимых технических средств (компьютеров, смартфонов и т. п.) с выходом в Интернет, позволяющих синхронно и с достаточно хорошим качеством связи принимать участие в образовательном процессе. Как показал опрос, 79% преподавателей имеют в единоличном пользовании компьютер, а остальные 21% пользуются им совместно с другими членами семьи. К сожалению, больше половины студентов (56%) располагают пока только смартфонами, и лишь у 27,5% респондентов в распоряжении имеется домашний компьютер.

Ответы преподавателей и студентов на вопрос «Изменилась ли посещаемость студентами занятий в связи с переходом на дистанционную форму обучения?» распределились следующим образом: «снизилась» и «скорее снизилась» считают 64,2% преподавателей; с таким мнением согласились лишь 35% студентов; при этом 19,8% преподавателей и 25,5% студентов отметили, что посещаемость осталась на прежнем уровне.

Эффективность дистанционного обучения зависит от ряда факторов. В первую очередь от четкости планирования и организации пре-

подавателем учебного процесса. Это обусловлено тем, что степень восприятия и усваивания информации обучающимися напрямую зависит от ее объема, структурированности, простоты и наглядности изложения. Поэтому в сложившихся условиях преподаватели сталкиваются с необходимостью освоения новых инструментов обучения (электронных платформ, сервисов), преобразования учебных программ и дидактических материалов.

Однако, как показали результаты опроса, значение этого фактора еще не в полной мере осознается преподавателями. Отвечая на вопрос: «Каковы, на ваш взгляд, основные факторы, снижающие качество дистанционного обучения?» - преподаватели расположили указанные факторы в порядке убывания их значимости в следующей последовательности:

- отсутствие скоростной сети Интернет -65,4%;

- отсутствие компьютеров у большинства студентов - 59,3%;

- низкая мотивированность студентов -42%;

- отсутствие у преподавателей желания адаптировать учебные программы и образовательный контент к дистанционному формату обучения - 4,9%;

- отсутствие у преподавателей желания осваивать и применять новые инструменты, платформы и сервисы в обучении - 3,7%.

Если сравнить аналогичное распределение по вариантам ответов, выбранных студентами, то отбор первых пяти значимых факторов и их очередность полностью повторяются. Различие только в численных показателях: 70,3%, 51,8%, 39%, 17,1% и 10,4%. Другими словами, студенты оказались чуть менее критичными к себе, но при этом немного более строгими к своим преподавателям.

Одна из важных особенностей дистанционного способа обучения - уровень мотивации к обучению и наличие способности к самообразованию у студентов. Как показал наш опыт, наиболее успешной формой организации дистанционных занятий является формат видеоконференции на различных платформах. Но по техническим причинам реализация этой формы обучения наиболее затруднена. Поэтому легко объяснить тот факт, что преподаватели (72,8%) и студенты (52,2%) в своем большинстве «абсолютно согласны» с мнением, что очная форма обучения более эффективна, чем дистанционная.

Проведенный нами анализ теоретических и практических исследований, а также обра-

КИЕ НАУКИ -

ботка результатов собственного опроса преподавателей и студентов приводят нас к следующим выводам.

1. Система дистанционного образования становится частью современной образовательной практики и благодаря соединению современных информационно-коммуникационных и педагогических технологий создает предпосылки для становления отечественного открытого образовательного пространства.

2. Вместе с признанием всей значимости системы дистанционного обучения для повышения своего влияния российским вузам и укрепления международного имиджа необходимо определить те сферы, в которых она может быть наиболее эффективной с учетом ее возможностей и особенностей.

3. Ускоренное внедрение системы дистанционного образования может привести к ряду отрицательных побочных эффектов, если не будут своевременно решены вопросы научно-методического, материально-технического, ресурсного, кадрового (повышение квалификации), нормативно-правового обеспечения ее организации и функционирования.

4. Со всей очевидностью встает вопрос о необходимости включения в учебные планы вузов всех профилей, в первую очередь готовящих будущих работников системы образования, спецкурсов по обучению навыкам дистанционного обучения, приемам разработки образовательного контента и способам организации дистанционных занятий.

Подводя итог, отметим: этап обсуждения преимуществ и недостатков дистанционного образования уже пройден. На нынешнем этапе стоит вопрос его дальнейшего усовершенствования.

Список литературы

1. Богданова А.В., Глазова В.Ф., Коросте-лев А.А. Современные тенденции в организации учебного процесса при обучении студентов педагогических направлений подготовки с применением дистанционных образовательных технологий // Baltic Humanitarian Journal. 2019. T. 8. № 2(27). С. 21-24.

2. Введенский О.А. Основы подготовки преподавателей к работе в системе дистанционного обучения // Совет ректоров. 2012. № 6. С. 54-64.

3. Демцура С.С., Якупов В.Р. Информационные технологии в образовании (на примере применения дистанционных образовательных технологий в российских вузах) // Наукосфера. 2020. № 7. С. 31-36.

4. Кикоть Е.Н., Шевченко Н.И., Великите Н.Я. Реализация электронных форм обучения и дистан-

ционных технологий в образовательном процессе вуза // Новый взгляд. Международный научный вестник. 2015. M 9. С. 76-84.

5. Малинин Н.В., Пономарев М.В. Концептуальные основы электронного обучения в современном вузе // Преподаватель XXI век. 2014. M 4. С. 97-109.

6. Об образовании в Российской Федерации: федер. закон Рос. Федерации от 29 дек. 2012 г. M 273-Ф3 [Электронный ресурс]: принят Гос. Думой Федер. Собр. Рос. Федерации 21 дек. 2012 г.; одобр. Советом Федерации Федер. Собр. Рос. Федерации 26 дек. 2012 г. URL: http://www.consultant. ru/document/cons_doc_LAW_l40l74/ (дата обращения: 04.11.2020).

7. Петрунева Р.М., Aвдеюк ОА., Петруне-ва Ю.В., Aвдеюк Д.Н. Проблемы дистанционного образования глазами преподавателей: уроки коро-навируса // PRIMOASPECTU: Волгоградский государственный технический университет. 2020. M 2(42). С. 65-71.

* * *

1. Bogdanova A.V., Glazova V.F., Korostelev A.A. Sovremennye tendencii v organizacii uchebnogo processa pri obuchenii studentov pedagogicheskih napravlenij podgotovki s primeneniem distancionnyh obrazovatel'nyh tekhnologij // Baltic Humanitarian Journal. 2019. T. S. M 2(27). S. 21-24.

2. Vvedenskij O.A. Osnovy podgotovki prepo-davatelej k rabote v sisteme distancionnogo obuche-niya // Sovet rektorov. 2012. M 6. S. 54-64.

3. Demcura S.S., Yakupov V.R. Informacionnye tekhnologii v obrazovanii (na primere primeneniya distancionnyh obrazovatel'nyh tekhnologij v rossijskih vuzah) // Naukosfera. 2020. M 7. S. 31-36.

4. Kikot' E.N., Shevchenko N.I., Velikite N.Ya. Realizaciya elektronnyh form obucheniya i distancionnyh tekhnologij v obrazovatel'nom processe vuza // Novyj vzglyad. Mezhdunarodnyj nauchnyj vestnik. 2015. M 9. S. 76-84.

5. Malinin N.V., Ponomarev M.V. Konceptual'nye osnovy elektronnogo obucheniya v sovremennom vu-ze // Prepodavatel' XXI vek. 2014. M 4. S. 97-109.

6. Ob obrazovanii v Rossijskoj Federacii: feder. zakon Ros. Federacii ot 29 dek. 2012 g. M 273-F3 [Elektronnyj resurs]: prinyat Gos. Dumoj Feder. Sobr. Ros. Federacii 21 dek. 2012 g.; odobr. Sovetom Federacii Feder. Sobr. Ros. Federacii 26 dek. 2012 g. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_140174/ (data obrashcheniya: 04.11.2020).

7. Petruneva R.M., Avdeyuk O.A., Petrune-va Yu.V., Avdeyuk D.N. Problemy distancionnogo obrazovaniya glazami prepodavatelej: uroki koronavirusa // PRIMOASPECTU: Volgogradskij gosudar-stvennyj tekhnicheskij universitet. 2020. M 2(42). S. 65-71.

Distance educational technologies in higher education institutions: experience and issues

The article deals with the issues of the use of the distance educational technologies in the modern higher school of Russia. There are revealed the essence of the concepts "e-learning" and "distance education" and their general specific features. There are analyzed the issues of the active use of the technologies of the distance education in the conditions of the coronavirus pandemic when there is paid special attention to the issues of the pedagogic, psychological, social and cultural character relating to the main subjects of the educational process in higher educational institutions - lecturers and students.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Key words: e-learning, distance educational technologies, electronic educational resources, electronic educational platforms.

(Статья поступила в редакцию 17.12.2020)

Е.П. БЕЛОЗЕРЦЕВ (Воронеж)

дидаскология как учебная дисциплина современного педагогического образования

Обосновывается необходимость введения в современное педагогическое образование учебной дисциплины «Дидаскология». Раскрывается содержание дисциплины, рассматриваются особенности организации ее изучения в рамках педагогической магистратуры, опыт и некоторые результаты его внедрения в практику подготовки учителей.

Ключевые слова: образование, педагогическое образование, педагогика, научно-педагогические школы, дидаскология, образ учителя, профессиология педагогического труда, педагогический труд.

Тема образования в последние годы превратилась в интеллектуальный фон, фактор, предпосылку, условие развития России, порой неоднозначное, противоречивое, но реальное

© Белозерцев Е.П., 2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.