Научная статья на тему 'Дистанционные образовательные технологии как средство повышения эффективности самостоятельной работы при изучении математики и методики обучения математике будущими учителями начальных классов'

Дистанционные образовательные технологии как средство повышения эффективности самостоятельной работы при изучении математики и методики обучения математике будущими учителями начальных классов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
404
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Science for Education Today
Область наук
Ключевые слова
МАТЕМАТИКА / ОБУЧЕНИЕ / ДИСТАНЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / МЕТОДИКА / МЛАДШИЕ ШКОЛЬНИКИ / MATHEMATICS / TRAINING / REMOTE TECHNOLOGIES / A TECHNIQUE / YOUNGER SCHOOLBOYS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Борик Марина Федоровна

В данной статье автор излагает суть дистантных технологий и приводит примеры использования элементов дистанционных технологий в обучении математике и методике обучения математике студентов очного и заочного отделений факультета начальных классов. Особо отмечается важность самостоятельной деятельности в профессиональной подготовке учителя: что познается самостоятельно, сознательно, мотивированно, обеспечивает более высокий уровень развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REMOTE EDUCATIONAL TECHNOLOGIES AS MEANS OF INCREASE OF EFFICIENCY OF INDEPENDENT WORK AT STUDYING MATHEMATICS AND THE TECHNIQUE OF TRAINING TO THE MATHEMATICIAN THE FUTURE TEACHERS INITIAL CLASSES

In this paper the author considers the distant technologies and presents examples of using of elements of remote technologies in training to the mathematician of students of internal and correspondence branches of faculty of initial classes. The author notices importance of independent activity of the teacher in vocational training that provides higher level of development of the teacher.

Текст научной работы на тему «Дистанционные образовательные технологии как средство повышения эффективности самостоятельной работы при изучении математики и методики обучения математике будущими учителями начальных классов»

УДК 372.016:51+ 37.0

М. Ф. Борик

аспирант кафедры геометрии

и методики обучения математике

ФГБОУ ВПО «Новосибирский государственный

педагогический университет»

ДИСТАНЦИОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ПРИ ИЗУЧЕНИИ МАТЕМАТИКИ И МЕТОДИКИ ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ БУДУЩИМИ УЧИТЕЛЯМИ

НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ

В данной статье автор излагает суть дистантных технологий и приводит примеры применения элементов дистанционных технологий в обучении математике и методике обучения математике студентов очного и заочного отделений факультета начальных классов. Особо отмечается важность самостоятельной деятельности в профессиональной подготовке учителя: что познается самостоятельно, сознательно, мотивированно, обеспечивает более высокий уровень развития.

Ключевые слова: математика, обучение, дистанционные технологии, методика, младшие школьники.

Общеизвестно утверждение о том, что нельзя научить, можно научиться. Действительно, то, что познается самостоятельно, сознательно, мотивированно, обеспечивает более высокий уровень развития. Особенно важна самостоятельная деятельность в профессиональной подготовке учителя, в частности в подготовке будущего учителя начальной школы к обучению младших школьников математике. Ведь ни одна профессиональная компетенция [3] не может быть выработана вне самостоятельной познавательной деятельности и личностной активности.

Однако традиционное изучение математики и методики обучения математике, организационно представленное лекционными, семинарскими и лабораторно-практическими занятиями, предоставляет студенту очень мало возможностей для такой деятельности и активности. Он со школьной скамьи

45

привык, что при изучении математики ему вначале дают информацию, организуют овладение заданными образцами, а для самостоятельного выполнения предлагают тренировочные задания, изредка нестандартные и творческие. При этом его участие в выборе содержания и организации собственного учения либо отсутствует, либо минимально. Вузовское обучение, согласно современным подходам, в том числе заложенным в ФГОС, должно быть ориентировано на другой тип учения, при котором обучающийся является инициатором своей учебно-познавательной деятельности, ответственным за ее результаты.

Одной из моделей обучения, обеспечивающей максимальную самостоятельность и в то же время достаточно высокий уровень управляемости учебным процессом, являются дистанционные (дистантные -А. Ж. Жафяров [5]) технологии обучения (дистанционные образовательные технологии).

Основной целью внедрения дистанционных технологий обучения является повышение уровня качества и доступности образования. Дистанционные технологии образования во много раз повышают эффективность самостоятельной учебно-познавательной деятельности студентов и позволяют получить качественное образование вне зависимости от физической возможности проводить достаточно большое время в учебном заведении.

По способу доставки информации выделяют кейс-технологии, сетевые технологии и ТУ-технологии дистанционного образования. Внедрение дистанционных технологий в процесс обучения обычно начинают с использования кейс-технологии. Применение любой технологии требует создания соответствующего информационного обеспечения и разработки способов и средств взаимодействия обучающего и обучаемых [2].

Создание информационного обеспечения для реализации дистантного обучения будущих учителей начальной школы математике и методике обучения математике - очень важная и ответственная задача, которая представлена в работе [5]. Сложность создания такого информационного обеспечения заключается в принципиальной открытости системы педагогических, в том числе методико-математических, знаний, их постоянной изменчивости, наличии множества различных подходов и различных реализаций одного и того же подхода. В рамках нашего

исследования мы сосредоточились на разработке материалов системы заданий, ядро которой составляют задания смыслообразующего характера.

С внедрением дистанционных технологий у студента появляется возможность интерактивного взаимодействия с преподавателем в режимах on-line и off-line (форумы, чаты, электронная почта, электронные семинары, видео-конференции), что способствует своевременному получению студентами консультации по возникающим вопросам и оперативному доступу к информации, находящейся в электронном виде или размещенной в сети Интернет. Для организации обучения, полностью строящегося на основе дистанционных технологий с технической точки зрения необходимы единая локальная внутривузовская сеть, объединяющая между собой кафедры, деканат, библиотеку, компьютерные классы с выходом в Интернет, и наличие компьютера с доступом в Интернет у студентов.

В связи с переходом на качественно новый уровень образования изменяется взгляд на характер процесса обучения, в частности на содержание деятельности преподавателя и студента - педагогической деятельности и деятельности учения. Задача преподавателя математики и методики обучения математики - показать место математической и методико-математической подготовки в профессиональной компетентности учителя начальной школы, задать установку на личностно ориентированный подход к учебно-познавательной деятельности, обеспечить направленность информационных и организационных материалов на реализацию соответствующих методологических позиций. Задача студента - полностью самостоятельно строить свое обучение. Преподаватель в таком обучении не тот, кто учит, а тот, кто помогает учиться. Задачами преподавателя являются оказание консультационных услуг, текущая и итоговая оценка знаний, подготовка учебно-методических комплексов, которые должны быть электронными, но могут также дублировать часть информации на бумажных носителях для удобства обучающихся.

Электронные учебно-методические комплексы по дисциплинам разрабатываются преподавателями вуза. Они должны строиться на основе модульного принципа с использованием гипертекстового представления информации и удобной навигации для обеспечения оперативного доступа к интересующей студента именно в данный момент информации.

Каждому студенту должен быть представлен комплект учебно-методических материалов в печатном и (или) электронном виде,

включающий программу учебной дисциплины, методические рекомендации, учебник по дисциплине (при отсутствии - учебное пособие, полный курс лекций), практикум или практическое пособие, учебные пособия и задачники, тестовые материалы для самоконтроля и итогового контроля. В качестве дополнительной литературы можно использовать справочные издания, словари, хрестоматии, периодические, отраслевые и общественно-политические издания в электронном виде, а также ссылки на базы данных, сайты, справочные системы, электронные словари и сетевые ресурсы.

При очном обучении математике и методике обучения математике самостоятельную работу студентов также можно организовать на принципах дистанционного обучения. Опыт такого обучения и теоретические исследования проведены, в частности, в Новосибирском государственном педагогическом университете под руководством А. Ж. Жафярова задолго до массового распространения идей такого обучения в педагогической среде на материале обучения геометрии студентов математического факультета (Жафяров, А. Ж., Дмитриева А. В. и др.).

В системе дистанционного обучения математике и методике обучения математике на основе информационно-коммуникационных технологий значительно расширяются источники информации, т.к. будущие учителя начальных классов получают возможность знакомиться с обучающими программами для начальной школы, с тестирующими системами и с информационными базами данных. Использование дистанционных технологий приводит к увеличению доли самостоятельной работы в организации учебного процесса. Фактически речь идет о самостоятельной работе студентов с теоретическим (лекционным) материалом, о текущем и промежуточном самоконтроле, о выполнении студенческой исследовательской работы, о подготовке к семинарским или практическим работам, о работе с компьютерными тренажерами и имитационными моделями и т.д. При полном методическом обеспечении учебной дисциплины доля самостоятельной работы может составлять более двух третей семестровой учебной нагрузки студента.

В условиях очной или заочной формы обучения на первых занятиях по математике и методике преподавания математики студентам рекомендуются списки электронных адресов сайтов и порталов по данным дисциплинам, чтобы они ознакомились с их содержанием, структурой, функциями и сервисами для поиска информации в сети Интернет. При

выполнении специальных заданий в компьютерном классе будущие учителя начальных классов знакомятся с эффективными способами организации запросов, включающими поиск информации не только по ключевым словам, но и по атрибутам (например, предметная область, тип материала, уровень образования, характер аудитории и др.).

Следует отметить, что у студентов, обучающихся дистанционно и общающихся письменно только через электронную почту, возникают определенные трудности, т.к. преподаватель не всегда имеет возможность увидеть и указать на ошибки, которые допускают студенты при выполнении заданий, понять истоки этих ошибок. Усугубляются проблемы «студентов-дистанционщиков» низким уровнем компьютерной грамотности большинства из них. В связи с этим на первых этапах внедрения дистанционных технологий необходимы курсы, повышающие этот уровень.

Важную роль в решении названной выше проблемы мы видим в создании методических рекомендаций для индивидуальной работы студентов по изучению конкретной дисциплины, включающих вопросы и положения, на которые необходимо обратить особое внимание, и анализе типичных ошибок, допускаемых другими студентами. В качестве дополнительных средств можно использовать возможности форумов и чатов для обсуждения проблем и обмена мнениями между студентами и преподавателями, включая групповые и коллективные формы работы.

Как показывает практика, при организации самостоятельной работы в системе дистанционного обучения или с использованием возможностей таких технологий при изучении математических и методических дисциплин будущими учителями начальных классов важное место занимают структурная организация учебного материала и используемые методы обучения. На первых консультациях преподавателю часто приходится проводить работу по ознакомлению студентов с различными эффективными приемами работы с текстами и источниками информации. Для этого студентам или группе студентов выдаются специальные задания, при выполнении которых они учатся не только самостоятельно приобретать знания, но и общаться с преподавателем и другими участниками процесса обучения, используя возможности сети Интернет.

Для контроля успешности освоения дисциплины используются различные формы, включая системы тестов, лабораторных, практических и творческих работ, результаты выполнения которых могут быть представлены

на специальных «личных» страничках студентов в системе дистанционного обучения или отправлены по электронной почте. Система тестирования позволяет студенту осуществлять самоконтроль и коррекцию собственного уровня знаний при изучении дисциплины (при выполнении тестов для самоконтроля студентам предоставляются обычно от трех до шести попыток, имеется возможность просмотреть результат выполнения теста с указанием правильных и неправильных выборов вариантов ответов).

Оценить успеваемость студентов по самостоятельному изучению и выполнению практических заданий по математике и методике преподавания математики преподаватель может в ходе компьютерного тестирования. Современные средства тестирования позволяют ему без особых усилий и затрат времени разрабатывать собственные тестовые материалы для текущего, промежуточного и итогового контроля. По итогам изучения каждого модуля должен проводиться опрос студентов с целью выявления пожеланий и замечаний к качеству дистанционного курса и организации процесса обучения.

Для координации работы студентов в системе дистанционного обучения математике и методике обучения математике необходимо также предусмотреть следующие формы организации самостоятельного изучения дисциплины:

- использование печатных и электронных учебно-методических комплексов с доступом в системе дистанционного обучения или распространяемых на СБ-дисках;

- обмен файлами в режиме электронной почты или с помощью стандартных средств системы дистанционного обучения;

- использование различных мультимедийные средств обучения и сетевых ресурсов, находящихся в открытом доступе в сети Интернет;

- построение учебного процесса таким образом, чтобы преподаватель имел возможность систематически на протяжении всего курса отслеживать, корректировать, контролировать и оценивать деятельность студентов.

Наш опыт использования даже элементов дистанционных технологий в обучении математике и методике обучения математике студентов очного и заочного отделений факультета начальных классов показал значительное повышение эффективности самостоятельной работы студентов в соответствии с целями изучаемой дисциплины, позволил более

50

дифференцированно учитывать индивидуальные особенности обучаемых. При совершенствовании опыта применения дистанционных технологий постепенно создаются условия для построения студентами индивидуальной образовательной траектории по изучению дисциплины в рамках учебного плана специальности и на основе индивидуального учебного плана. Становится очевидным, что овладение компонентами профессиональной компетентности будущего учителя начальных классов во многом зависит от готовности осваивать и использовать в своей учебной и профессиональной деятельности новые методы, формы и средства обучения, в том числе на базе информационно-коммуникационных технологий.

Список литературы

1. ГОСТ 7.60-2003 (термины и определения для компонент УМК)

2. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: учебное пособие для студентов педагогических вузов и системы повышения квалификации педагогических кадров / под ред. Е. С. Полат. М.: Академия, 2005. - 272 с.

3. ФГОС ВПО по направлению подготовки «Психолого-педагогическое образование».

4. Царева С. Е. Математика и методика обучения математике младших школьников: авторская программа курса: методические указания по ее реализации. Новосибирск: НГПУ, 2003. 132 с.

5. Царева С. Е. Учебно-дидактический комплекс как необходимое условие эффективности и качества профессиональной подготовки студентов // Начальная школа. -2005. - № 7. - С. 3 - 6.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.