Научная статья на тему 'Дистанционное обучения как педагогическое условие совершенствования подготовки сотрудников МЧС России в сфере государственных закупок товаров, работ, услуг'

Дистанционное обучения как педагогическое условие совершенствования подготовки сотрудников МЧС России в сфере государственных закупок товаров, работ, услуг Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
145
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОТРУДНИКИ МЧС РОССИИ / MEMBERS OF EMERCOM OF RUSSIA / ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / DISTANCE LEARNING / УЧАСТНИКИ КОНТРАКТНОЙ СИСТЕМЫ В СФЕРЕ ЗАКУПОК ТОВАРОВ / PARTICIPANTS OF THE CONTRACT SYSTEM IN THE AREA OF PROCUREMENT OF GOODS / РАБОТ / WORKS / УСЛУГ / SERVICES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Грешных А.А., Никонов Р.Е.

В статье представлены результаты исследования теории и практики совершенствования дистанционного обучения сотрудников МЧС России как участников контрактной системы в сфере закупок товаров, работ, услуг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Грешных А.А., Никонов Р.Е.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DISTANCE LEARNING AS A PEDAGOGICAL CONDITION IMPROVING TRAINING OF MINISTRY OF EMERGENCY MEASURES OF RUSSIA IN THE SPHERE OF PUBLIC PROCUREMENT OF GOODS, WORKS, SERVICES

The article presents the results of a study of the theory and practice of improving distance education staff of EMERCOM of Russia as the contract system in the area of procurement of goods, works and services.

Текст научной работы на тему «Дистанционное обучения как педагогическое условие совершенствования подготовки сотрудников МЧС России в сфере государственных закупок товаров, работ, услуг»

ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЯ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ УСЛОВИЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПОДГОТОВКИ СОТРУДНИКОВ МЧС РОССИИ В СФЕРЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЗАКУПОК ТОВАРОВ, РАБОТ, УСЛУГ

А.А. Грешных, кандидат юридических наук, доктор педагогических наук, профессор, заслуженный работник высшей школы Российской Федерации; М.Т. Лобжа, Р.Е. Никонов.

Санкт-Петербургский университет ГПС МЧС России

В статье представлены результаты исследования теории и практики совершенствования дистанционного обучения сотрудников МЧС России как участников контрактной системы в сфере закупок товаров, работ, услуг.

Ключевые слова: сотрудники МЧС России, дистанционное обучение, участники контрактной системы в сфере закупок товаров, работ, услуг

DISTANCE LEARNING AS A PEDAGOGICAL CONDITION IMPROVING TRAINING OF MINISTRY OF EMERGENCY MEASURES OF RUSSIA IN THE SPHERE OF PUBLIC PROCUREMENT OF GOODS, WORKS, SERVICES

A.A. Greshnih; M.T.Lobzha; R.E. Nikonov.

Saint-Petersburg university of State fire service of EMERCOM of Russia

The article presents the results of a study of the theory and practice of improving distance education staff of EMERCOM of Russia as the contract system in the area of procurement of goods, works and services.

Keywords: members of EMERCOM of Russia, distance learning, participants of the contract system in the area of procurement of goods, works, services

В настоящее время обоснование и реализация современных требований, подходов, технологий в вузах МЧС России приобретает особую актуальность и значимость для совершенствования профессиональной подготовки и деятельности сотрудников МЧС России. При этом необходимо придание образовательной деятельности в вузах МЧС России инновационного характера, внедрение современных технологий, форм и методов обучения [1]. Широкие возможности в этом плане представляет дистанционное обучение, которое уже достаточно широко применяется в современном образовании, особенно в качестве важной формы повышения квалификации и переподготовки кадров.

Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» предусматривает возможность использования образовательными организациями дистанционных образовательных технологий, реализуемых в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном взаимодействии обучающихся и педагогических работников [2].

Дистанционное обучение стремительно развивается, особенно в контексте реализации современных педагогических подходов, предусматривающих непрерывное образование человека на протяжении всей жизни и, особенно, на протяжении всей его профессиональной деятельности. Специалистами особо отмечается, что дистанционное обучение - реальная

альтернатива очному повышению квалификации, к тому же наиболее эффективная по критерию финансовых и временных затрат [3].

Но вместе с тем существует и ряд проблем с предоставлением некачественных образовательных услуг посредством дистанционного обучения. В этом отношении следует особо выделить проблемы, связанные с реализацией законодательно установленной необходимости обучения специалистов, осуществляющих деятельность в сфере закупок. При том что спрос на обучение таких специалистов резко возрос, это спровоцировало массу заманчивых, но профессионально не подкрепленных предложений на рынке образовательных услуг. Это привело, в том числе к тому, что ряд организаций, предоставляющих образовательные услуги, привлекли к подготовке в сфере закупок в качестве преподавателей специалистов низкой квалификации, не владеющих навыками педагогики, не знающих и не понимающих сущности информационных технологий, что существенно отразилось на качестве обучения. Соответственно, чрезвычайно важным является обеспечение представления образовательных услуг, качество которых действительно обеспечит высокую эффективность дистанционного обучения.

Вместе с тем подготовка профессиональных кадров, в том числе в сфере государственных закупок, необходима для эффективного функционирования и полноценной реализации поставленных задач перед государственными органами и учреждениями. Таким образом, в настоящее время, дистанционная форма подготовки специалистов актуальна как никогда.

Дистанционное обучение особо востребовано в современных условиях для формирования у сотрудников МЧС России специальных компетенций в новых областях и сферах деятельности. Одной из таких новых областей является деятельность по осуществлению закупок для государственных и муниципальных нужд на основе контрактной системы. Необходимость теоретического осмысления и практического решения вопросов подготовки должностных лиц МЧС России в вопросах совершенствования закупок для государственных нужд существенно актуализировалась в связи с вступлением в силу Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (ФЗ № 44-ФЗ) [4]. В соответствии с этим законом круг регулируемых отношений в сфере закупок значительно расширился. Данная деятельность представляет собой сложный процесс, требующий четкого алгоритма действий, реализации определенных процедур от всех его участников на всех стадиях этого процесса. Указанные процедуры, их регламентация и качество осуществления оказывают непосредственное влияние на успешность и своевременность обеспечения государственных нужд.

ФЗ № 44-ФЗ требует осуществления деятельности участников контрактной системы на профессиональной основе - это является одним из важных принципов, указанных в законе. Принцип профессионализма означает, что деятельность в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд должна осуществляться с привлечением квалифицированных специалистов, обладающих теоретическими знаниями и практическими навыками в сфере закупок. Закон требует, чтобы заказчики, специализированные организации принимали меры по поддержанию и повышению уровня квалификации и профессионального образования должностных лиц, занятых в сфере закупок, в том числе путем повышения квалификации или профессиональной переподготовки.

ФЗ № 44-ФЗ раскрывает принцип профессионализма заказчика через призму двух составляющих:

- осуществление деятельности заказчика, специализированной организации и контрольного органа в сфере закупок на профессиональной основе с привлечением квалифицированных специалистов, обладающих теоретическими знаниями и навыками в сфере закупок (ч. 1 ст. 9);

- принятие мер по поддержанию и повышению уровня квалификации и профессионального образования должностных лиц, занятых в сфере закупок, в том числе

путем повышения квалификации или профессиональной переподготовки в сфере закупок в соответствии с законодательством Российской Федерации (ч. 2 ст. 9) [4].

Как следует из положений ФЗ № 44-ФЗ и Типового положения (регламента) о контрактной службе, утвержденного Приказом Минэкономразвития России от 29 октября 2013 г. № 631, заказчики вправе создать контрактную службу (назначить контрактного управляющего) двумя способами:

а) создание контрактной службы как отдельного структурного подразделения заказчика (введение контрактного управляющего как отдельной должности);

б) утверждение заказчиком постоянного состава работников, выполняющих функции контрактной службы без образования отдельного структурного подразделения (утверждение контрактного управляющего из числа работников заказчика). На практике чаще всего выбирается второй вариант - возложение обязанностей работников контрактной службы (контрактного управляющего) на своих работников, занимающих должности юристов, бухгалтеров, экономистов и т.п. Кроме этого, зачастую, обязанности работника контрактной службы (контрактного управляющего) совмещаются также с обязанностями члена комиссии по осуществлению закупки. В данных условиях затруднено формирование профессионализма, поскольку осуществление закупок - это лишь дополнительная нагрузка для таких лиц, которая не оплачивается и, как правило, выполняется в оставшееся от основной работы время. Вследствие этого, зачастую допускаются нарушения порядка осуществления государственных закупок. Для того, что избежать этого, необходимо своевременно и серьезно подойти к вопросу систематического повышения квалификации специалистов, осуществляющих деятельность в сфере закупок товаров, работ и услуг для государственных нужд. Внедрение и эффективное использование новых информационных сервисов, систем и технологий обучения, электронных образовательных ресурсов нового поколения дает возможность осуществить такую подготовку специалистов без отрыва от основной деятельности.

При этом следует подчеркнуть, что отмечается особая острота вопроса подготовки специалистов по контрактной системе, в том числе и для МЧС России. Это связано как в целом с необходимостью освоения положений нового закона значительным количеством участников контрактной системы, так и, в частности, с тем, что учебные программы дополнительного профессионального образования ранее были предназначены для обучения в сфере размещения заказов по Федеральному закону от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» [5].

Следует отметить, что в МЧС России проводится значительная работа по реализации требований ФЗ № 44-ФЗ. Важным в этом плане явилось создание в соответствии с Приказом МЧС России от 28 марта 2014 г. № 150 Контрактной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (контрактной службы МЧС России) [6]. Также данным приказом утверждены Положение о контрактной службе и состав работников МЧС России, выполняющих функции контрактной службы.

Соответственно, в связи с новизной контрактной системы и необходимостью реализации требований ФЗ № 44-ФЗ, возникла важная научно-практическая задача организации и проведения оперативной и в то же время качественной подготовки должностных лиц МЧС России, осуществляющих закупку товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд, в соответствии с контрактной системой Российской Федерации. Важным условием решения этой задачи, как показал проведенный анализ теории и практики, является применение дистанционного обучения в процессе дополнительного профессионального образования и подготовки указанных должностных лиц МЧС России.

Начиная с 2014 г. подготовка должностных лиц МЧС России, осуществляющих закупку товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд, в соответствии с контрактной системой Российской Федерации, была организована на базе Санкт-

Петербургского университета ГПС МЧС России в форме обучения слушателей повышения квалификации по категории «Должностные лица МЧС России, осуществляющие закупку товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд, в соответствии с контрактной системой Российской Федерации». Данная подготовка осуществлялась в соответствии с Приказом МЧС России от 14 февраля 2014 г. № 61 «Об организации и проведении обучения специалистов МЧС России, должностных лиц и специалистов единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в образовательных организациях МЧС России по дополнительным профессиональным программам в 2014 году».

В настоящее время в соответствии с контрактной системой, введенной в Российской Федерации, в состав единой комиссии по закупкам должно включаться не менее трех лиц, прошедших повышение квалификации. С учетом этого требования, соответствующую подготовку должны пройти более 1,5 тыс. сотрудников МЧС России. При этом для достижения результата в ограниченные сроки и минимизации отрыва сотрудников от исполнения служебных обязанностей важным является использование возможностей дистанционного обучения.

Исходя из потребностей практики и с учетом проведенных исследований, была разработана и в настоящее время реализована в Санкт-Петербургском университете ГПС МЧС России программа дополнительного профессионального образования «Организация и проведение закупок государственными учреждениями в соответствии с контрактной системой Российской Федерации и Федеральным законом от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» с дистанционной формой обучения.

Основной целью реализации указанной программы является сформировать у слушателей основы знаний по планированию, организации и проведению государственных закупок, организации контроля в сфере закупок, а также практические навыки по вопросам закупочной деятельности.

Данная программа разработана с целью учебно-методического обеспечения процесса повышения квалификации слушателей категории: «Должностные лица МЧС России, осуществляющие размещение государственных заказов в соответствии с контрактной системой Российской Федерации и работу в сфере закупок». Учебный и тематический планы программы прошли согласование с Финансово-экономическим департаментом МЧС России.

Основное внимание в программе уделено новым методологическим принципам организации и ведения государственных и муниципальных закупок.

Положения программы увязывают рассматриваемые вопросы закупочной деятельности с вопросами права и ответственности сотрудников МЧС России при нарушении финансовой дисциплины и в целом финансово-хозяйственной деятельности.

Исходя из указанной цели, были определены задачи повышения квалификации слушателей - должностных лиц МЧС России, осуществляющих размещение государственных заказов в соответствии с контрактной системой Российской Федерации и работу в сфере закупок:

- изучение основных положений нормативных правовых актов Российской Федерации, регламентирующих закупочную деятельность подразделений МЧС России, а также систему государственных закупок в Российской Федерации;

- приобретение слушателями теоретических знаний по планированию, организации и проведению государственных закупок, а также организации контроля в сфере закупок;

- получение знаний об основных изменениях в сфере закупок;

- получение знаний о системе контроля за сферой закупок;

- формирование навыков применения принципов контрактной системы;

- формирование навыков применения контрактной системы и осуществления закупок бюджетными учреждениями системы МЧС России в соответствии с собственными положениями о закупках.

В соответствии с Порядком применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, при реализации образовательных программ с использованием дистанционных образовательных технологий (утвержденным Приказом Минобрнауки России от 9 января 2014 г. № 2) в Санкт-Петербургском университете ГПС МЧС России создаются условия для функционирования электронной информационно-образовательной среды, включающей в себя электронные информационные ресурсы, электронные образовательные ресурсы, совокупность информационных технологий, телекоммуникационных технологий, соответствующих технологических средств и обеспечивающей освоение обучающимися образовательных программ в полном объеме независимо от места нахождения обучающихся. Использование дистанционных образовательных технологий возможно при всех предусмотренных законодательством формах получения образования или их сочетании, при проведении различных видов учебных и практических занятий, текущего контроля и промежуточной аттестации обучающихся. Особую роль, как уже отмечалось, дистанционное обучение призвано сыграть в подготовке должностных лиц МЧС России, осуществляющих закупку товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд, в соответствии с контрактной системой Российской Федерации.

В целях реализации единой государственной политики в области дополнительного профессионального образования специалистов в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных нужд Минэкономразвития России и Минобрнауки России подготовлены методические рекомендации по реализации дополнительных профессиональных программ повышения квалификации в сфере закупок (Письмо Минэкономразвития России № 5594-ЕЕ/Д28 и Минобрнауки России от 12 марта 2015 г. № АК-553/06). Данные рекомендации предназначены для использования организациями, осуществляющими образовательную деятельность по дополнительным профессиональным программам повышения квалификации в сфере закупок, а также заказчиками при закупке образовательных услуг в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд. На основе проведенного анализа и выполненного исследования можно констатировать, что данные рекомендации приняты к реализации в Санкт-Петербургском университете ГПС МЧС России, осуществляющем подготовку сотрудников МЧС России как участников контрактной системы, в большей части с применением дистанционных образовательных технологий.

В дистанционное обучение сотрудников МЧС России в сфере государственных закупок включены современные методики, сбалансированные и актуализированные комплексы материалов с применением модульного принципа представления содержания образования.

Таким образом, проведенный авторами анализ подготовки и деятельности участников контрактной системы в сфере закупок товаров, работ, услуг в научно-педагогическом плане обеспечил обоснование дистанционного обучения как важного педагогического условия совершенствования профессиональной подготовки и деятельности сотрудников МЧС России как участников контрактной системой Российской Федерации, что является важным результатом выполненного исследования и способствует в целом повышению эффективности деятельности сотрудников МЧС России, их соответствие современным требованиям.

Литература

1. Баскин Ю.Г., Ефремов О.Ю., Осипов Д.Л. Инновационное образование в вузах силовых ведомств: тенденции становления и развития // Проблемы управления рисками в техносфере. 2012. № 4 (24). С. 97-104.

2. Об образовании в Российской Федерации: Федер. закон от 29 дек. 2012 г. № 273-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2012. № 53. Ст. 7598. Ч. 1.

3. Филиппова А. Работаем под диктовку кризиса // Кадровик.ру. 2015. № 4.

4. О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд: Федер. закон от 5 апр. 2013 г. № 44-ФЗ (в ред. от 6 апр. 2015 г.) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2013. № 14. Ст. 1652.

5. О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд: Федер. закон от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2005. № 30. Ст. 3105. Ч. 1.

6. О контрактной службе Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий: Приказ

МЧС России от 28 марта 2014 г. № 150. URL: http://www.mchs.gov.ru/upload/site1/_150_-

_2014._.pdf (дата обращения: 20.07.2015).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.