Научная статья на тему 'ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ В ЛИНГВИСТИКЕ: ЗА И ПРОТИВ'

ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ В ЛИНГВИСТИКЕ: ЗА И ПРОТИВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
174
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / ИНТЕРНЕТ-ТЕХНОЛОГИИ / ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННАЯ СРЕДА / ВЕБИНАРЫ / ОНЛАЙН ОБУЧЕНИЕ / ЦИФРОВИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гуткина И.Г., Мартыненко О.А.

В статье рассматриваются различные дистанционные образовательные технологии, основные достоинства и недостатки онлайн обучения в области преподавания иностранных языков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

NLINE TEACHING OF FOREIGN LANGUAGES: PROS AND CONS

This article gives a brief account on different online methods of teaching foreign languages, as well as describes the main advantages and disadvantages of online education in the field of linguistics.

Текст научной работы на тему «ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ В ЛИНГВИСТИКЕ: ЗА И ПРОТИВ»

ПЕДАГОГИКА PEDAGOGY

УДК 81, 372.881.1

ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ В ЛИНГВИСТИКЕ: ЗА И ПРОТИВ

И.Г. Гуткина, О.А. Мартыненко

Аннотация. В статье рассматриваются различные дистанционные образовательные технологии, основные достоинства и недостатки онлайн обучения в области преподавания иностранных языков.

Ключевые слова: информационно-коммуникационные технологии, дистанционное обучение, Интернет-технологии, телекоммуникационная среда, вебинары, онлайн обучение, цифровизация образования.

ONLINE TEACHING OF FOREIGN LANGUAGES: PROS AND CONS

I.G. Gutkina, O.A. Martynenko

Abstract. This article gives a brief account on different online methods of teaching foreign languages, as well as describes the main advantages and disadvantages of online education in the field of linguistics.

Keywords: information and communication technologies, online learning, internet technologies, telecommunication environment, webinar (online seminar) online teaching, digitalization of education.

XXI в. характеризуется как эпоха создания глобального информационного общества, в котором эффективное использование информационно-коммуникационных технологий играет решающую роль в удовлетворении образовательных потребностей индивида, а важнейшим инструментом создания эффективной глобальной информационной среды являются доступные электронные образовательные ресурсы.

В наше время все более и более перспективным является интерактивное взаимодействие с обучающимися посредством информационных коммуникационных сетей, предполагающих широкое применение Интернет-технологий.

Общепризнано, что дистанционное обучение - это взаимодействие учителя и учащихся между собой на расстоянии, отражающее все присущие учебному процессу компоненты (цели, содержание, методы, организационные формы, средства обучения) и реализуемое специфичными средствами Интернет-технологий или другими средствами, предусматривающими интерактивность [8; 4]. Дистанционное обучение в основном рассматривается как самостоятельная форма обучения, при которой информационные технологии являются ведущим средством обучения [7].

В основе такой системы заложен метод обучения, который получил название «Природный процесс обучения» (англ. natural learning manner). Дистанционное обучение - это

демократичная простая и свободная система обучения, которая сейчас активно используется жителями Европы для получения дополнительного образования. Студент, постоянно выполняя практические задания, приобретает устойчивые автоматизированные навыки. Теоретические знания усваиваются без дополнительных усилий, органично вплетаясь в тренировочные упражнения.

В России дистанционное обучение занимает все большую роль в модернизации образования. Согласно Приказу Министерства образования и науки РФ № 137 от 06.05.2005 г. «Об использовании дистанционных образовательных технологий», итоговый контроль при обучении с помощью ДОТ (дистанционных образовательных технологий) можно проводить как очно, так и дистанционно [1].

Современное дистанционное обучение строится на использовании следующих основных элементов:

- среды передачи информации (почта, телевидение, радио, информационные коммуникационные сети);

- методов, зависимых от технической среды обмена информацией.

Дистанционное обучение позволяет:

- снизить затраты на проведение обучения (не требуется затрат на аренду помещений, поездок к месту учебы как обучающихся, так и преподавателей и т.п.);

- сократить время на обучение (сбор, время в пути);

- участник самостоятельно может планировать время, место и продолжительность занятий;

- проводить обучение большого количества человек;

- повысить качество обучения за счет применения современных средств, объемных электронных библиотек и т.д.;

- создать единую образовательную среду (особенно актуально для корпоративного обучения).

Дистанционные образовательные технологии с использованием Интернета применяются как для освоения отдельных курсов повышения квалификации пользователей, так и для получения высшего образования.

Выделяют следующие формы дистанционного обучения: чат-занятия, веб-занятия (вебинар), телеконференция, телеприсутствие и др.

Обучение через Интернет, несомненно, обладает рядом существенных преимуществ [3]:

1. Гибкость - обучающиеся в основном не посещают регулярных занятий в виде лекций, семинаров. Каждый может учиться столько, сколько ему лично необходимо для освоения курса, дисциплины и получения необходимых знаний по выбранной специальности.

2. Модульность - в основу программ дистанционного образования закладывается модульный принцип. Каждая отдельная дисциплина или ряд дисциплин, которые освоены обучающимся, создают целостное представление об определенной предметной области. Это позволяет из набора независимых учебных курсов формировать учебный план, отвечающий индивидуальным или групповым потребностям.

3. Параллельность - обучение может проводиться при совмещении основной профессиональной деятельности с учебой, то есть «без отрыва от производства».

4. Дальнодействие - расстояние от места нахождения обучающегося до образовательного учреждения (при условии качественной работы связи) не является препятствием для эффективного образовательного процесса.

5. Асинхронность - в процессе обучения обучающий и обучаемый могут реализовывать технологию обучения и учения независимо во времени, то есть по удобному для каждого расписанию и в удобном темпе.

6. Охват - «массовость» - численность обучающихся не является критичным параметром. Они имеют доступ ко многим источникам учебной информации (электронным библио-

текам, базам данных), а также могут общаться друг с другом и с преподавателем через сети связи или с помощью других средств информационных технологий.

7. Рентабельность - экономическая эффективность дистанционного образования.

8. Экономичность - значительно сокращаются расходы на дальние поездки к месту обучения.

9. Новая роль преподавателя (в системе дистанционного обучения - тьютора), когда на него возлагаются такие функции, как координирование познавательного процесса, корректировка преподаваемого курса, консультирование, руководство учебными проектами и т.д. Взаимодействие с обучающимися осуществляется в основном асинхронно с помощью почты или систем связи. Допускаются и приветствуются также и очные контакты.

10. Обучающийся, чтобы пройти дистанционное обучение, должен обладать исключительной самоорганизацией, трудолюбием и определенным стартовым уровнем образования.

11. Новые информационные технологии - в современном дистанционном обучении используются, преимущественно компьютеры, аудио-видеотехника, системы и средства телекоммуникаций и др.

При дистанционном обучении широко используется интерактивное взаимодействие, которое предполагает диалог любых субъектов друг с другом с использованием доступных им средств и методов. При этом предполагается активное участие в диалоге обеих сторон -обмен вопросами и ответами, управление ходом диалога, контроль за выполнением принятых решений и т.п. Телекоммуникационная среда, предназначенная для общения миллионов людей друг с другом, априори представляет собой интерактивную среду. При дистанционном обучении субъектами в интерактивном взаимодействии выступают преподаватели и студенты, а средствами осуществления подобного взаимодействия - электронная почта, телеконференции, диалоги в режиме реального времени и т.д. [6; 5].

К числу недостатков дистанционного обучения относятся:

- отсутствие прямого очного общения между обучающимися и преподавателем, когда рядом нет человека, который мог бы эмоционально окрасить знания; это значительный минус для процесса обучения;

- сложно создать творческую атмосферу в группе обучающихся;

- необходимость в персональном компьютере и доступе в Интернет; необходимость постоянного доступа к источникам информации;

- отсутствие хорошей технической оснащенности, так как не все желающие учиться имеют компьютер и выход в Интернет; нет технической готовности к использованию средств дистанционного обучения;

- высокие требования к постановке задачи на обучение;

- проблема аутентификации пользователя при проверке знаний;

- необходимость наличия целого ряда индивидуально-психологических условий;

- высокая стоимость построения системы дистанционного обучения на начальном этапе создания системы, значительные расходы на создание системы дистанционного обучения, самих курсов дистанционного обучения и покупку технического обеспечения;

- высокая трудоемкость разработки курсов дистанционного обучения.

Весной 2020 г., впервые за всю историю, из-за коронавирусной инфекции COVID-19 более 1,5 млрд учащихся школ и вузов в мире были переведены на дистанционное обучение.

Очевидно, что весна 2019-2020 учебного года в нашей стране запомнится всем участникам образовательного процесса штурмовым переходом на дистанционное обучение. В соответствии с рекомендациями Минобрнауки России в марте 2020 г. в связи пандемией COVID-19 практически все учреждения высшего образования перешли на дистанционное обучение [2].

Наличие смартфонов, компьютеров и Интернета сделало этот переход довольно быстрым и простым. Высшие учебные заведения обеспечили своих преподавателей и студентов онлайн-платформами, с помощью которых появилась возможность проводить онлайн-семина-ры (вебинары) для обучения, общаться и получать обратную связь от любого обучающегося, где бы он ни находился.

Такой резкий и широкий переход на дистанционное обучение огромного количества преподавателей, студентов и сотрудников высших учебных заведений одновременно выявил следующие трудности:

- недостаточная развитость информационно-коммуникационных инфраструктур в России;

- обучающие программы и курсы недостаточно хорошо разработаны из-за того, что квалифицированных специалистов, способных создавать подобные учебные пособия, на сегодняшний день не так много;

- недостаточная компьютерная грамотность обучающих и обучаемых;

- слабое использование стандартов в дистанционном обучении;

- проблема поиска специалистов-разработчиков для создания качественных мультимедийных курсов: нужна команда из специалиста предметной области, художника, программиста и т.д.;

- недостаточная интерактивность современных курсов дистанционного обучения;

- администрирование процесса обучения и контроля над его качеством;

- сложность мотивации слушателей;

- отсутствие опыта дистанционного обучения.

Несколько месяцев удаленной работы показали, что многие преподаватели и обучающиеся еще не готовы к такому методу преподавания, отдавая предпочтение классическому образованию.

Несомненно, дистанционный режим обучения имеет множество положительных моментов. Но сегодня хотелось бы остановиться на недостатках дистанционного обучения, особенно в плане применения его для изучения иностранных языков. На наш взгляд, лингвистика - это не та область знаний, которой можно с легкостью овладевать с помощью удаленного образования. В последнее время на первый план обучения иностранным языкам вышел принцип коммуникативного подхода к обучению, то есть преподаватели должны ставить своей целью не только научить иностранному языку, но и научить общаться на нем, снять так называемый страх психологического общения на языке. В действительности, во время проведения вебинаров такая возможность отсутствует. Преподаватель и студент находятся перед компьютером или экраном смартфона или планшета и практически не видят собеседника, обращаясь к его инициалам или «аватару». Конечно, можно включить и видеорежим, но в таком случае происходит перегрузка системы, и видео зачастую очень низкого качества. То же самое происходит и со звуком. Студентам приходится выключать микрофон и говорить по очереди, так как при всех включенных микрофонах начинаются различные помехи и посторонние шумы. При такой системе очень много драгоценного времени вебинара теряется на включение микрофона и выяснение «слышно - не слышно». Кроме того, возникают различные искажения звука, и зачастую приходится повторять одно и то же несколько раз для того, чтобы студенты правильно услышали произношение слова или фразы на иностранном языке, исправленную ошибку.

Основное отличие онлайн-занятий от классических заключается в том, что при проведении вебинара преподаватель не имеет возможности использовать разнообразные методические приемы, и процесс обучения, как правило, выглядит примерно одинаково: преподаватель и студенты вынуждены высказываться по очереди, выражая собственное мнение по обсуждаемой проблеме, тексту или проверяя грамматические упражнения. При этом преподаватель

не имеет возможности убедиться в том, что материал действительно проработан студентом, необходимые конспекты записаны, сделанные ошибки исправлены.

В режиме дистанционного обучения невозможно организовать парную или групповую работу на занятии, послушать аудиозапись или посмотреть учебное видео, так как эти функции пока отсутствуют на предоставленных платформах. В результате нагрузка на студента возрастает в разы, видео и аудио отправляются студенту в качестве дополнительного домашнего задания. Но и при этом преподавателю очень трудно организовать качественное обсуждение прослушанного или просмотренного материала, так как нельзя в режиме реального времени обратить внимание студента на важные ключевые моменты просматриваемого и прослушиваемого материала, к тому же не все студенты ответственно подходят к выполнению такого рода трудоемких заданий.

Во время онлайн-занятий также возникает вопрос о полноценном процессе обучения, так как некоторые недобросовестные студенты, подключаясь к вебинару, могут заниматься своими делами и не участвовать в работе группы, не отвечать на вопросы преподавателя, мотивируя это плохой связью или неработающим микрофоном. При традиционной работе в аудитории такой проблемы не возникает. Профессиональный преподаватель, используя прямой контакт с обучающимися и пользуясь широким спектром образовательных инструментов в аудитории, может заинтересовать каждого студента, создать такую творческую атмосферу обучения на занятии, которая будет мотивировать каждого на более качественное изучение данной конкретной дисциплины.

Отдельно хочется сказать о качестве контроля знаний по иностранному языку в дистанционном формате. Контроль за пересказом текста или выученного диалога в дистанционном режиме имеет формальное значение, так как студент у своего экрана может свободно пользоваться текстом или своими записями. Контрольные и тестовые задания также отсылаются студенту, и выполняя их дома, студент имеет возможность пользоваться любыми справочными материалами и располагает гораздо большим количеством времени, чем, если бы он выполнял данные задания к аудитории. Ну и, конечно, особые сложности возникают при проведении дистанционных зачетов, экзаменов, защите курсовых и выпускных квалификационных работ. Для этих целей необходимо разрабатывать огромное количество особых регламентов, каждый шаг в таком режиме работы должен быть обоснован и зафиксирован документально.

Необходимо также отметить и возросшую нагрузку на преподавателя. Кроме проведения вебинаров, ему приходится тратить огромное количество времени на подготовку к занятиям, так как при сокращенном количестве часов на учебные дисциплины приходится с максимальной точностью рассчитывать учебное время для того, чтобы выполнить запланированный программой объем изучаемого материала и наиболее качественно донести его до каждого студента. Гораздо больше времени отводится и на проверку домашних и контрольных заданий, так как помимо исправления ошибок, преподаватель старается прокомментировать в письменном виде выполненное задание и выслать индивидуально каждому студенту.

Поскольку дистанционное обучение коснулось всех без исключения студентов в данном семестре, нам было интересно мнение обучающихся. В таблице 1 приводятся основные достоинства и недостатки онлайн-обучения, высказанные нашими студентами.

Исходя из высказываний студентов, можно сделать вывод, что хотя онлайн обучение, несомненно, имеет свои преимущества, пока студенты отмечают больше недостатков.

Дистанционная форма выбиралась как приоритетная студентами заочного, вечернего и очно-заочного обучения, так как это в основном взрослые люди, многие из которых имеют свои семьи, детей, и для них экономия времени на дорогу до места учебы имеет кардинальное значение. Также дистанционные занятия по достоинству оценили студенты, которые проживают далеко от университета, в Московской области и даже в других городах.

Таблица 1

Основные достоинства и недостатки онлайн обучения

За Против

Не занимают времени сборы на учебу и дорога, хорошая экономия времени и денег Сбои в работе Интернета, онлайн-платформы, очень много времени теряется на устранение технических неполадок

На выполнение заданий можно потратить больше времени, выполненные работы можно отправить в течение всего дня, а не к конкретному времени Гораздо больше получаем заданий на дом, для самостоятельной работы, из-за чего приходится сидеть за компьютером с утра до ночи, что сказывается на ухудшении зрения

Есть возможность сидеть дома и работать так, как удобно: за столом, на диване, на кухне за чаем Домашняя работа однообразная: доклад, ответ, реферат, ответ, презентация и снова по кругу

Благодаря дистанционному обучению, мы учимся правильно распределять время. Кто-то умел это и раньше, а кто-то с появлением огромного количества домашнего задания начал учиться правильно делать это Невозможно заставить себя учиться из дома, так как мы привыкли, что дом - это место, где мы отдыхаем

Занятия не всегда ставят с самого утра, есть возможность выспаться С дистанционным обучением я стала каким-то роботом, который живет по одному графику

Меньше народа в общественном транспорте, метро Мы получаем столько заданий, что приходится находиться за компьютером 24/7. Чувствую, что ухудшается зрение и постоянно болит голова

Возникают постоянные проблемы в различных программах во время пар, дистанционное обучение не передает всей сути образовательного процесса

Количество учебных пар сократилось по сравнению с обычными занятиями

Возникает парадокс: с одной стороны, не нужно тратить времени на дорогу в институт, а с другой стороны, все время уходит на выполнение огромного количества домашней работы, в связи с чем совершенно нет времени на то, чтобы отдохнуть, расслабиться

Дистанционное обучение неудобно тем, что обязательное присутствие на парах заставляет откладывать личные дела на потом (эти дела априори есть, ведь я нахожусь дома)

Отсутствует прямой контакт с преподавателем

Компьютерное обучение не способствует мотивации, скучаем по привычной атмосфере занятий

Качество обучения стало хуже, занятия более однообразные, контрольные работы и зачеты стали легче

Нет живого общения с товарищами по группе

Даже если бы мы не вынуждены были находиться в состоянии самоизоляции и имели возможность выходить на улицу и гулять, я все равно выбрал бы обычные занятия в университете

Таким образом, проанализировав опыт дистанционного обучения весеннего семестра 2019-2020 учебного года и принимая во внимание мнение студентов-лингвистов, нам, преподавателям языковых дисциплин, видится, что дистанционное обучение - это больше самостоятельная форма обучения, где информационные технологии являются вспомогательным,

а отнюдь не основным средством обучения иностранным языкам в высшей школе. Наиболее правильным, на наш взгляд, было бы разумное сочетание офлайн- и онлайн-режимов обучения при постепенном устранении всех недостатков и недочетов дистанционной формы обучения.

Мы все понимаем, что высшая школа в старый формат не вернется. Может быть, в дальнейшем, студенты и преподаватели вернутся в свои аудитории, но прежним процесс образования в высшей школе уже не будет. Это подтвердил и министр образования Валерий Фальков, который сказал, что весна 2020 г. запомнится всем как время цифрового сдвига в образовании. Лучшие преподаватели, по мнению министра, сегодня становятся режиссерами и продюсерами своих лекций и семинаров, выстраивая драматургию каждого из них.

Вынужденный переход на дистанционное обучение, по мнению многих экспертов, вызовет полноценную реформу в образовании. Вновь осложнившаяся ситуация в связи с ко-ронавирусной инфекцией вновь потребовала перехода учебного процесса в онлайн-режим. Преподаватели и студенты все больше понимают, что цифровые технологии становятся органичной частью учебного процесса, что дальнейшая цифровизация образования просто необходима, в том числе и для того, чтобы российское образование могло выходить на экспорт и быть востребованным во всем мире.

Библиографический список

1. Приказ Министерства образования и науки РФ № 137 от 06.05.2005 «Об использовании дистанционных образовательных технологий». URL: https://legalacts.ru/doc/prikaz-minobrnauki-rf-ot-06052005-П-137/ (дата обращения: 23.09.2020).

2. Рекомендации по организации образовательного процесса в рамках реализации приказа Миноб-рнауки России от 14.03.2020 г. № 397 «Об организации образовательной деятельности в организациях, реализующих образовательные программы высшего образования и соответствующие дополнительные профессиональные программы, в условиях предупреждения распространения коронавирусной инфекции на территории Российской Федерации». URL: https://www.minobrnauki. gov.ru/ru/press-center/card/?id_4=2493 (дата обращения: 23.09.2020).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Кузьмина Л.В. Преимущества и недостатки дистанционного обучения. URL: https://cyberleninka. ru/article/n/preimuschestva-i-nedostatki-distantsionnogo-obucheniya (дата обращения: 23.09.2020).

4. Лаборатория дистанционного обучения Российской Академии Образования. URL: http://window. edu.ru/resource/051/58051 (дата обращения: 23.09.2020).

5. Полат Е.С. Педагогические технологии дистанционного обучения. М., 2006.

6. Теория и практика дистанционного обучения: учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. М., 2004.

7. ШтенгельЮ.Ю. Дистанционное обучение как форма организации самостоятельной работы студентов с использованием доступных Интернет-технологий // Педагогика: традиции и инновации: материалы II Международной научной конференции (г. Челябинск, октябрь 2012 г.). Челябинск, 2012.

8. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/ Дистанционное_обучение#cite_note-1 (дата обращения: 23.09.2020).

И.Г. Гуткина

Старший преподаватель

Московский информационно-технологический университет -Московский архитектурно-строительный институт E-mail: gutkina_irina@mail.ru

О.А. Мартыненко

Преподаватель

Российский университет транспорта РУТ (МИИТ), г. Москва

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.