Научная статья на тему 'ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ: СУЩНОСТЬ, ДЕФИНИЦИЯ, ТЕНДЕНЦИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ'

ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ: СУЩНОСТЬ, ДЕФИНИЦИЯ, ТЕНДЕНЦИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
133
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Символ науки
Область наук
Ключевые слова
ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / ДЕФИНИЦИЯ / СТУДЕНЧЕСКАЯ МОЛОДЕЖЬ / ПЕРСПЕКТИВЫ / СУЩНОСТЬ / ТЕНДЕНЦИИ / УЧАЩИЕСЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Козырь З.О.

Дистанционное обучение - это современная, инновационная форма обучения. В настоящее время она приобрела массовое распространение и активную популярность в средней и высшей профессиональной школе. В статье на основе подходов отечественных ученых рассматривается сущность данного феномена, приводится авторское определение термина «дистанционное обучение». Раскрываются наиболее характерные тенденции дистанционного обучения, характерные для современного периода учебной практики. В заключении констатируется целесообразность и перспективность данной формы обучения, приводятся некоторые её достоинства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DISTANCE LEARNING: ESSENCE, DEFINITION, TRENDS AND PROSPECTS

Distance learning is a modern, innovative form of education. Now it has gained mass distribution and active popularity in secondary and higher professional schools. The article examines the essence of this phenomenon on the basis of the approaches of domestic scientists, the author's definition of the term "distance learning" is given. The author reveals the most characteristic trends of distance learning, characteristic of the modern period of educational practice. In conclusion, the expediency and prospects of this form of education are stated, some of its advantages are given.

Текст научной работы на тему «ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ: СУЩНОСТЬ, ДЕФИНИЦИЯ, ТЕНДЕНЦИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ»

УДК 37.01:007

Козырь З.О.,

аспирант,

ФГБОУ ВО «Государственный морской университет имени адмирала Ф.Ф. Ушакова», г. Новороссийск, РФ

ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ: СУЩНОСТЬ, ДЕФИНИЦИЯ, ТЕНДЕНЦИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ

Аннотация

Дистанционное обучение - это современная, инновационная форма обучения. В настоящее время она приобрела массовое распространение и активную популярность в средней и высшей профессиональной школе. В статье на основе подходов отечественных ученых рассматривается сущность данного феномена, приводится авторское определение термина «дистанционное обучение». Раскрываются наиболее характерные тенденции дистанционного обучения, характерные для современного периода учебной практики. В заключении констатируется целесообразность и перспективность данной формы обучения, приводятся некоторые её достоинства.

Ключевые слова Дистанционное обучение, дефиниция, студенческая молодежь, перспективы, сущность, тенденции, учащиеся.

Zemfira Kozyr,

graduate student,

Admiral Ushakov maritime state university, Novorossiysk

DISTANCE LEARNING: ESSENCE, DEFINITION, TRENDS AND PROSPECTS

Annotation

Distance learning is a modern, innovative form of education. Now it has gained mass distribution and active popularity in secondary and higher professional schools. The article examines the essence of this phenomenon on the basis of the approaches of domestic scientists, the author's definition of the term "distance learning" is given. The author reveals the most characteristic trends of distance learning, characteristic of the modern period of educational practice. In conclusion, the expediency and prospects of this form of education are stated, some of its advantages are given.

Keywords

Distance learning, definition, student youth, prospects, essence, trends, students.

Актуальность. Рассматриваемая тема актуализируется следующими важными обстоятельствам:

- признанием дистанционного обучения наряду с традиционным;

- ростом интереса учебных заведений, преподавателей и учащейся молодежи к дистанционному обучению;

- развитием телекоммуникационных технологий, социальных сетей и ресурсов сети Интернет, что расширяет возможности улучшения и видоизменения форм обучения студентов;

- наличием в учебных заведениях информационно-образовательных сред высокого уровня, что позволяет деятельно применять современный информационные технологии в педагогический процесс;

- необходимостью получения полноценного образования людям с ограниченными физическими возможностями.

- необходимостью получения полноценного образования людям, живущих в труднодоступных регионах.

- явной угрозой активизации коронавирусной инфекции и постоянной мутации ее штаммов, что требует снижать массовые контакты людей.

Следовательно, применение дистанционного обучения в практике профессионального образования -это не только веление времени, требующее перестроить традиционную практику обучения студенческой молодежи, но и потребность в условиях пандемии снизить уровень контактов и распространения инфекции.

Сущность феномена «дистанционное обучение». Ныне дистанционное обучение прочно вошло в нашу жизнь, что вызывает потребность уяснить суть данного социального явления. На основе взглядов отечественных ученых рассмотрим сущность термина «дистанционное обучение».

К примеру, Е.С. Полат характеризует дистанционное обучение как новую «форму обучения», позволяющую на расстоянии обеспечить взаимодействие обучающего и обучаемого при помощи возможностей Интернета или других интерактивных средств [3]. Р.Р. Аделова [1], позиционирует данный вид обучения, как некое «коммуникативное» или «информационное пространство», в котором происходит взаимодействие преподавателя и воспитанника путем применения диалогового, проблемного изложения изучаемой темы, контроля за результативностью овладения новыми знаниями. А.А. Андреев и В.И. Солдаткин видят дистанционное обучение, как форму получения образования и утверждают, что смысл дистанционного обучения кроется в организации целенаправленного процесса интерактивного взаимодействия педагога и учащихся в специально созданной для этого дидактической системе [2]. Э.М. Хабибулина заявляет, что дистанционное обучение - есть уникальный «способ обучения на расстоянии» [5]. А.Н. Томилин и соавторы трактуют понятие «дистанционное обучение», как инновационную образовательную модель, позволяющую не только дать новый, творческо-конструктивный импульс процессу обучения, повышения заинтересованности учащейся молодежи, но и активизировать её деятельность по приобретению новых знаний, саморазвития себя как личность и как профессионалов [4].

Изучение подходов отечественных ученных и исследователей позволяет дать авторское определение термину «дистанционное обучение», понимаемого, как новая, творческая, интерактивная форма обучения студенческой молодежи, разделяющая студента и преподавателя определенным расстоянием, предусматривающую создание специальной дидактической системы с использованием возможностей Интернета, социальных сетей.

Анализ взглядов отечественных ученых [1-6] позволяет вычленить наиболее характерные тенденции дистанционного обучения:

- безоговорочное признание целесообразности, эффективности и результативности дистанционного обучения, что предопределяет возможность дальнейшего его использования в практике профессионального образования;

- приобретение дистанционным обучением массового характера, его применения школами, колледжами, вузами;

- объединение потенциалов современных информационных технологий с традиционной практикой обучения с целью обеспечения массовости, конструктивности и надежности дистанционного обучения студентов;

- повышение учебной мотивации у большинства студентов (выражается в увеличении посещаемости, наличии явной заинтересованности в получении знаний, повышении результативности учебы);

- развитие коммуникативной и ИКТ компетентности преподавателей и студентов;

- постепенном росте киберсоциализации пользователей.

Заключение. В современных условиях дистанционное обучение прочно вошла в учебно-воспитательную практику всех учебных заведений. Будучи одним из новаторских видов обучения, дистан

- является созидательной и перспективной формой обучения, позволяющая конструктивно строить процесс обучения студентов на расстоянии. Дистанционное обучение способствует повышению уровня посещаемости занятий студентами; привлечению к проведению занятий работающих студентов. Такая форма занятий облегчает усвоение учебного материала, создает реальную возможность для развития творческих способностей студентов, стимулирует их личностный и профессиональный рост. Потребность и перспективность такой формы обучения неоспорима. Список использованной литературы:

1. Аделова Р.Р. Дистанционное обучение - одна из форм организации учебного процесса [Электронный ресурс] /https://solncesvet.ru/opublikovannyie-materialyi/distancionnoe-obuchenie-odna-iz-form-o/ (дата обращения: 01. 12. 2021).

2. Андреев А.А., Солдаткин В.И. Дистанционное обучение: сущность, технология, организация: монография. - М.: Изд-во МГУЭСиИ, 1999. - 196 с.

3. Полат Е.С. К проблеме определения эффективности дистанционной формы обучения //Открытое образование. - 2005. - №3. - С. 71-77.

4. Томилин А.Н. Педагогика и психология высшей школы: учебное пособие для аспирантов и магистрантов: в двух частях / А.Н. Томилин, С.Н. Томилина, Е.В. Хекерт. Ч. 1: Педагогика высшей школы. 2018. - Новороссийск: ГМУ им. адм. Ф. Ф. Ушакова, 2018. - 184 с.

5. Хабибулина Э.М. Дистанционное обучение: основные термины, принципы и модели [Электронный ресурс] / https://nsportal.ru/vuz/pedagogicheskie-nauki/library/2011/12/07/distantsionnoe-obuchenieosnovnye-terminy-printsipy-I (дата обращения: 01. 12. 2021).

6. Щенников С.А. Открытое дистанционное образование: монография. - М.: Наука, 2002. - 527 с.

© Козырь З.О., 2021

УДК 35.089.7

Косырев Е.Н.

ВУНЦ ВВС «ВВА» г. Воронеж, РФ Кругов Ю.А.

ВУНЦ ВВС «ВВА» г. Воронеж, РФ

СИСТЕМА НАЧИСЛЕНИЯ ЛЬГОТ (ПРИВИЛЕГИЙ) ГРАЖДАНСКОМУ ПЕРСОНАЛУ, РАБОТАЮЩЕМУ В КАДРАХ ВООРУЖЁННЫХ СИЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Аннотация

В данной статье рассматривается один из возможных методов стимулирования гражданского персонала в кадрах МО РФ на основе сформированной авторской системы начисления льгот (привилегий), тесно связанной с эффективностью работы и производительностью труда сотрудников

Ключевые слова: стимулирование, квалификация, льгота, привилегии, работник

В ВС РФ существуют должности, не требующие военной подготовки. Необходимость в квалифицированных специалистах в некоторых областях военной деятельности гораздо выше, чем необходимость назначения на эту должность военнослужащих. Это обуславливается рядом плюсов: назначение военнослужащих на должности, требующие определённого уровня военной подготовки;

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.