Научная статья на тему 'ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ: МИССИЯ ВЫПОЛНИМА. КАК ПОДГОТОВИТЬ УЧЕНИКА И РОДИТЕЛЕЙ К ОБУЧЕНИЮ В НОВЫХ УСЛОВИЯХ'

ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ: МИССИЯ ВЫПОЛНИМА. КАК ПОДГОТОВИТЬ УЧЕНИКА И РОДИТЕЛЕЙ К ОБУЧЕНИЮ В НОВЫХ УСЛОВИЯХ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
140
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Школьные технологии
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / ДИСТАНЦИОННАЯ ИГРА / ДИСТАНЦИОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ЭЛЕКТРОННАЯ ОБУЧАЮЩАЯ СРЕДА / ОНЛАЙН-ОБЩЕНИЕ / DISTANCE LEARNING / REMOTE GAME / REMOTE EDUCATIONAL TECHNOLOGIES / ELECTRONIC LEARNING ENVIRONMENT / ONLINE COMMUNICATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Попова Алла Витальевна, Усова Светлана Николаевна

Опыт проведения авторской дистанционной игры «Ярче!». Примеры заданий, рекомендации. Анализ результатов игры, значимые изменения в развитии пятиклассников. Вывод: в онлайн-режиме можно организовать продуктивное общение, а также деятельность учащихся, которая стимулирует их интерес к познанию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DISTANCE LEARNING: THE MISSION IS ACHIEVABLE. HOW TO PREPARE A STUDENT AND PARENTS FOR LEARNING IN A NEW ENVIRONMENT

Experience of conducting the author's remote game «Brighter!». Examples of tasks and recommendations. Analysis of the results of the game, significant changes in the development of fifth graders. Conclusion: in online mode, you can organize productive communication, as well as student activities that stimulate their interest in learning.

Текст научной работы на тему «ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ: МИССИЯ ВЫПОЛНИМА. КАК ПОДГОТОВИТЬ УЧЕНИКА И РОДИТЕЛЕЙ К ОБУЧЕНИЮ В НОВЫХ УСЛОВИЯХ»

УДК 371; 379.82

ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ: МИССИЯ ВЫПОЛНИМА

Как подготовить ученика и родителей к обучению в новых условиях

Попова Алла Витальевна,

учитель географии МОУ СОШ № 18 г.о. Павловский Посад Московской области, е-mail: starushkav@ya.ru

Усова Светлана Николаевна,

доцент кафедры методики воспитания и дополнительного образования ГБОУ ВО МО «Академия социального управления», кандидат педагогических наук, е-mail: usova.svetlana@mail.ru

ОПЫТ ПРОВЕДЕНИЯ АВТОРСКОЙ ДИСТАНЦИОННОМ ИГРЫ «ЯРЧЕ!». ПРИМЕРЫ ЗАДАНИИ, РЕКОМЕНДАЦИИ. АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ИГРЫ, ЗНАЧИМЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ В РАЗВИТИИ ПЯТИКЛАССНИКОВ. ВЫВОД: В ОНЛАЙН-РЕЖИМЕ МОЖНО ОРГАНИЗОВАТЬ ПРОДУКТИВНОЕ ОБЩЕНИЕ, А ТАКЖЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ, КОТОРАЯ СТИМУЛИРУЕТ ИХ ИНТЕРЕС К ПОЗНАНИЮ.

• дистанционное обучение • дистанционная игра • дистанционные образовательные технологии • электронная обучающая среда • онлайн-общение

2 Шаг в школа» newizv.ri proekt-m

С 23 марта 2020 года в подавляющем большинстве школ страны начались каникулы, но кадровый состав школ продолжал трудиться — администрация и учителя налаживали систему дистанционного обучения. В 16,5% школ учебный процесс проходил с применением дистанционных образовательных технологий (8,4%) или традиционно, в классно-урочном режиме (8,1%)1. Занятия по дополнительным образовательным программам приостановили, праздничные и внеурочные мероприятия отменили.

С 6 апреля 2020 года школы стали работать в условиях ограничительных мер в связи с распространением коронавирусной инфекции, перейдя на новый формат работы с де-

1 Обращение министра просвещения Российской Федерации С. Кравцова ст 24.03.2020. URL: https://edu.gov.ru/press/2243/ministr-prosvescheniya-sergey-kravcov-v-835-shkol-rossii-nachalis-kanikuly/ (дата обращения: 17.04.2020).

пропасть: учителя и родители о проекте «Московская электронная // Сайт газеты «Новые Известия». 2018. 27 августа. URL: https:// u/news/society/27-08-2018/shag-v-propast-pedagogam-ne-nravitsya-oskovskaya-elektronnaya-shkola (дата обращения: 17.04.2020).

тьми, — дистанционное обучение и взаимодействие. И практически сразу же все средства массовой информации, социальные сети и родители обратились к обсуждению дистанционного обучения, обвинив учителей в некачественной его организации.

Нам, практикующим педагогам, понятен весь нерв ситуации. Оставим за пределами статьи дискуссию о том, правомерно ли во всём обвинять только школу и учителей. Приведём лишь несколько цифр и фактов, взятых из официальных источников.

Из интервью директора ГАОУ города Москвы «Школа № 548 "Царицыно"» Е.Л. Рачев-ского газете «Новые Известия» от 27 августа 2018 г. о проекте «Московская электронная школа» (МЭШ), который позиционируется как масштабный информационный проект, содержащий более 500 тысяч сценариев уроков (более 20 тысяч — в открытом доступе): «Это контент низкого качества! Я видел эти материалы. Их давать нельзя. <...> На мой взгляд, проект под названием «МЭШ» на сегодня не готов»2.

Из письма Минпросвещения России «Об организации образовательного процесса в 2019/20 учебном году в условиях профилактики и предотвращения распространения новой коронавирусной инфекции в организациях, реализующих основные образовательные программы дошкольного и общего образования» от 8 апреля 2020 года: «Одномоментное значительное увеличение количества пользователей электронных ресурсов, предоставляющих образовательный контент, создаёт перебои технического характера и трудности для пользователей (учителей и обучающихся). По результатам анализа инфраструктурной обеспеченности образовательных организаций Российской Федерации, проведённого Минпросвещения России совместно с Министерством цифрового развития, связи и массовых коммуникаций, имеющиеся условия позволяют обеспечить полноценную реализацию образовательных программ в дистанционной форме не более чем для 25% обучающихся»3.

Вероятно, именно этот факт привёл к тому, что Министерство просвещения РФ рекомендовало при реализации основных образовательных программ общего образования с использованием дистанционных образовательных технологий минимизировать обращение к электронным и цифровым образовательным сервисам и платформам, работающим в on-line режиме (п. 2.3 Письма4).

Дополнительно обратим внимание на важное обстоятельство: чтобы организовать качественный образовательный процесс в дистанционном формате, необходимы, как минимум, три вида ресурсов, которые должны быть у учителя и ученика: базы данных с учебной информацией, компьютерное оборудование — компьютер или планшет, наушники или динамики, микрофон и высокоскоростной Интернет.

Добавим к вышесказанному ещё достаточно важный аспект: учитель должен в совершенстве владеть digital skills — цифровыми навыками (т.к. при дистанционном обучении нет привычного класса, доски, мела, а есть компьютер, микрофон, камера... и новые формы работы с учениками в электронной обучающей среде (ЭОС). А что же ученики? Школьники должны быть

Цошщ ПОДШ, ПР0И1ТЫ

заинтересованы получать знания онлайн и быть готовы к обучению в ЭОС; уметь читать инструкции, работать по алгоритму, владеть качественным чтением предметно-ориентированных текстов в цифровой среде.

Вывод очевиден: чтобы дистанционное обучение не привело к низким образовательным результатам, «необходимы усилия не только со стороны учителей, но и со стороны учёных, специалистов образования, ответственных за информационно-методическое обеспечение учебной деятельности, а также педагогических работников дополнительного профессионального образования, способствующих формированию/ совершенствованию профессиональных компетенций специалистов образования»5.

Тем не менее считаем подготовку учащихся к новым условиям взаимодействия с учителями и одноклассниками в электронной обучающей среде наиболее выполнимой в короткие сроки (речь не об обеспечении учащихся компьютерным оборудованием). Основанием для этого утверждения является апробированный опыт организации и проведения дистанционной игры «Ярче!» (МОУ СОШ № 18 г.о. Павловский Посад Московская область, 5 «Б» класс) в период с 30 марта по 3 апреля 2020 года, и то обстоятельство, что «современные дети <...> легко осваивают правила общения с компьютером, мобильными средствами связи и прочими «благами цивилизации». Их даже не надо особо учить этому, достаточно показать принцип работы, а дальше они до всего доходят сами»

6

3 Об организации образовательН цесса: Письмо Минпросвещения

Дистанционная игра «Ярче!» разработана А.В. Поповой, учителем географии, классным руководителем 5«Б» класса. Цель игры — организация виртуальной площадки взаимодействия всех участников образовательных отношений для подготовки детей к обучению на расстоянии и выполнению заданий, переведённых в электронный (компьютерный) формат.

08.04.2020 № ГД-161/04. URL: htt garant.ru/products/ipo/prime/doc/7 3 (дата обращения: 17.04.2020)

4 Там же.

5 Усова С.Н. Качество школьного вания: запросы, оценки, возмож

решения // Инновации в образов; 2018. — № 3. — С. 77.

6 Там же. — С. 71.

ого про-России от

ps://www. 771184/

образо-ные пути ании. —

Таблица 1

Алгоритм организации дистанционной игры «Ярче»

№ п/п Последовательность работы Время работы

1 Общий сбор в группе, приветствие участников и выдача «Доброго дела» 9:00-9:20

2 Сбор в чате для предъявления фотоотчётов, голосование и выдача задания по «Умному делу» 12:00-12:30

3 Сбор в чате для презентации работы в треке «Умное дело», голосование, выход на трек «Яркое дело» 15:00-15:30

4 Сбор в чате для презентации творческих работ и голосования по «Яркому делу». Подведение итогов дня 18:30-19:00

7 Диста нологии тво и сп цесса (ч 29.12.20'

8 Минис ет школа ми для

Ин

чения: щения Р www.ga 73693037

Задачи виртуальной площадки:

1) создать условия для дистанционного взаимодействия участников игры — педагога, учеников, родителей;

2) научить учащихся и родителей в условиях ограничительных мер соблюдать определённый порядок действий в течение дня;

3) привлечь учеников к участию в мероприятиях и конкурсах игры, в том числе к оценке своих работ и работ одноклассников;

4) сформировать положительное отношение к дистанционному обучению7 как к средству и способу получения новых знаний, способов действий.

Для решения первой задачи можно использовать социальные сети, например «ВКон-такте», или мессенджеры Вайбер, Ватсап. Преимущество соцсетей в том, что они позволяют создавать групповые чаты, публиковать записи с важной информацией, у них есть функции трансляции лекций и уроков, проведения вебинаров и создания сообществ, куда можно загрузить необходимые файлы разных форматов — от презентаций и текстов до аудио- и видеоматериалов. Мессенджеры Вайбер и Ватсап обладают практически теми же особенностями, что и социальные сети. Все это даёт возмож-

- ность организовать

оперативное взаимодействие, конструктивную обратную связь, а также сохранить живое общение педагога с учениками.

Обратим внимание заинтересованного читателя на то, что

нционные образовательные тех-не форма обучения, а средс-особ организации учебного про-2 ст. 23 Федерального закона от 2 № 273-Ф3).

терство просвещения рекоменду-м пользоваться онлайн-ресурса-обеспечения дистанционного обу-формация Министерства просве-Ф от 18 марта 2020 г. URL: https:// ant.ru/products/ipo/prime/doc/ '/ (дата обращения: 17.04.2020).

Минпросвещения России разрешает использовать социальные сети в рамках дистанционного обучения (Информация Министерства просвещения РФ от 18 марта 2020 года8).

В МОУ СОШ № 18 г. о. Павловский Посад дистанционная игра была организована в Вайбере, группа была названа «Ярче!», в которую на условиях добровольности вошли ученики 5«Б» класса (18 человек из 25) и их родители (19 человек).

На пути решения второй задачи необходима поддержка родителей: договорённость о том, что на время, пока все дома, и у родителей, и у детей должен быть определённый порядок действий в течение дня (табл. 1).

В дневной комплект заданий для ребят вошли три вида работ-треков с акцентом на «малую» (ежедневную, бытовую) креативность:

• трек № 1 «Доброе дело» (задание, связанное с домашним трудом);

• трек № 2 «Умное дело» (интеллектуальное задание, приближенное к учебному, но построенное на информации, с которой пятиклассники не сталкивались в школе);

• трек № 3 «Яркое дело» (творческое задание).

При выборе заданий учитывались следующие ограничительные факторы:

1) задание должно быть посильным для школьника 11-12 лет, сформулировано чётко и лаконично;

2) время на выполнение задания — от 30 до 50 минут;

3) расходные материалы, используемые в заданиях, должны быть простыми и доступными каждой семье;

Нонет тодш, прошы

4) задания не должны повторяться по форме, содержанию, приёмам работы;

5) для выполнения заданий необходима по-

шаговая инструкция в виде видеомастер-классов, образцов работ, продолжительность просмотра которых не должна превышать 10 минут;

6) задания должны выдаваться в такой электронной форме, чтобы можно было без труда познакомиться и предоставить отчёт о выполнении их при помощи любого технического устрой ства (смартфон, планшет, ноутбук);

7) большинство заданий должно выполняться без использования гаджета;

8) результат работы должен быть наглядным: вербальное/художественное самовыражение.

Интерес детей к отдельным заданиям определился через опросы в группе. Эту функцию Вайбер имеет. Поэтому до начала игры с учётом предпочтений ребят были скорректированы комплекты ежедневных заданий.

В таблице 2 представлены комплекты апробированных заданий.

Решение третьей задачи подсказали родители: ежедневно оценивать детские работы при помощи голосования в чате, мотивируя активность детей.

Коллективно были выработаны правила голосования:

1) у каждого участника группы в оценивании выполненной работы только один голос — лайк;

2) голосовать за самого себя (или своего ребёнка) нельзя;

3) при голосовании важно оценивать соответствие работы заданию;

4) голосовать честно, без учёта симпатий и антипатий к участникам группы.

Голосование — в течение всего дня, до 19:00.

По максимальной сумме голосов, набранных за день, определялись победитель (-и) дня. Тот, кто набрал в ходе всех испытаний наибольшее количество лайков, стал победителем игры.

Четвёртая задача решалась, с одной стороны, в процессе подготовки педагогом зада-

ний, а, с другой, — в ходе игровой деятельности участников игры.

Рассмотрим способы, которые, по нашему мнению, помогают сохранить у детей интерес к дистанционному обучению.

Способ 1. Подбирайте необычный контент. Давайте ученикам ту информацию для размышления, с которой они не сталкиваются в школе.

Способ 2. Предлагайте необычные задания. Задачу несложно придумать, главное — дать волю фантазии.

Способ 3. Добавьте в свои материалы, в том числе в инструкции, иллюстрации и интересную инфографику.

Способ 4. Введите свою систему бонусов/ мини-наград за хорошо выполненные задания. Для необычного обучения подойдут необычные оценки. Ставьте ученикам лайки в соцсетях, репостите в соцсетях школы лучшие ответы на задания. Можно завести инстаграм-канал класса и рассказывать в нём о лучших работах, сделанных в период режима ограничений.

Рефлексия игры проводилась ежедневно при помощи функции «Опросы» или приёма «Неоконченное предложение».

Обратная связь в игре необходима, чтобы оценить готовность детей к выполнению заданий, понять их интересы и потребности, выявить типичные затруднения, определить их «точки роста», организовать и поддерживать процесс игры на протяжении пяти дней.

Игра наглядно показала, что у пятиклассников низкий уровень сформированно-сти навыков смыслового чтения. Это выражалось в многократных переспрашиваниях и уточнениях заданий, неумении следовать инструкции, образцу, давать развёрнутые ответы, выбирать главное из массива информации. В процессе игры родители увидели эти проблемы и поняли, почему их дети не очень успешны на уроках и имеют невысокие отметки за проверочные и контрольные работы. Недаром девизом игры стал лозунг: «Внимание! Терпение!».

ст> о

ТЕХНПЛПГИМ

Таблица 2

Краткое описание заданий дистанционной игры «Ярче!»

Трек 1 день 2 день 3 день 4 день 5 день*

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

«Доброе дело» «Уборка» — привести в порядок рабочий стол, полку в гардеробе (ванной или кухне). Предоставить фотоотчёт по системе «До-После» «Салат» -приготовить салат из 3-4 ингредиентов. Фотоотчёт по форме «Процесс — Результат» «Пуговка» — используя рисунок-подсказку (ИКрэ:// yadi.Sk/i/ CBPkdR5JF1NEbg), пришить 5 пуговиц разными способами. Фотоотчёт по форме «Процесс — Результат» «Бутерброд» — приготовить оригинальный бутерброд. Фотоотчёт по форме «Процесс — Результат» «Шнурочки» — используя схему-подсказку (ЬНрэ:// yadi.Sk/i/i7K7Rf5MjG_-0w) и/или обучающий видеоролик (https://clck.ru/ Ы6е\Л/и), зашнуровать кроссовки любым предложенным способом. Фотоотчёт по системе «До-После»

«Умное дело» «Пословицы и поговорки о дружбе» — выбрать одну из пословиц о дружбе и выложить в чат с пояснением по форме: «Я выбрал эту пословицу, потому что...) «Интересные факты о животных» 1. Рассмотреть предложенные фотографии животных 2. Путём общего опроса выбрать одно из животных, которое не существует в природе. 3. Об одном из реальных животных найти и выложить 3 самых интересных факта «Лаборатория» — с опорой на учебный видеоролик (https://clck.ru/ N6duF) провести дома опыт «Радуга в стакане». Фотоотчёт «Процесс — Результат» «Звёздное небо» 1. Просмотреть видео по ссылке (https://clck.ru/ Ы6е23). 2. Принять участие в опросе по материалам видео; 3. Подготовить 3 интересных факта о любом созвездии —

«Яркое дело» «Журавлик» — сделать игрушку — оригами «Журавлик» с предварительным просмотром видео-мастер-класса (ИНрз://с1ск. ги/Ы6с1ре) Фотографию работы выложить в чат «Радуга над городом» — конкурс тематических рисунков. Рисунок формата А4, на котором узнаются уголки родного города. Фото работы выложить в чат «Что я делаю сейчас» — используя образец стихотворения, придумать своё четверостишие на тему «Что я делаю сейчас», проиллюстрировать стихотворение фотографией «Небылицы» — используя возможности Зй-графики на телефоне, сделать фото с виртуальным животным. Сочинить к фотографии небылицу по форме: «Возвращаюсь я как-то из школы домой, а там... Оказалось, что...». Разместить в чате фото и небылицу к нему —

* Последний день игры стал фестивальным. Поэтому «Умное дело» и «Яркое дело» по решению участников игры отменили.

Нонет тодш, прошы

В ходе игры было установлено, что некоторые ученики испытывают растерянность и страх, когда попадают в ситуацию «я не знаю, как»: «Что делать, если дома нет пуговиц, а задание выполнить хочется?», «Я умею готовить салат только из трёх ингредиентов!», «У меня нет на смартфоне функции 3D, как мне выполнить задание?».

Игра «высветила» проблемы у детей в орфографии и пунктуации: написание «не» с глаголами, прилагательными; правописание глаголов, оканчивающихся на «тся» и «ться»; правила расстановки запятых в сложных предложениях и при выделении обращения; ошибки в определении склонения существительных. Например, «Пришла я однажды из школы домой, а там... аллега-тор. Я уже успела испугаться, а тут голос знакомый услышала, оказалось Полина волшебное зелье выпила по ошибки. А хотела ведь лебедем стать»).

Опыт игры показал, что ребята с наибольшим удовольствием выполняли задания трека «Доброе дело», а вот учебные задания трека «Умное дело» выполнялись ими без энтузиазма. Это наблюдение важно для классного руководителя и многое объясняет. Например, то, что качество обучения в классе не превышает 40%.

Сильная сторона класса — способность и готовность к труду, сформированность трудовых навыков, а также креативное мышление. Это видно из стихотворений, которые ребята сочинили, выполняя задание «Что я делаю сейчас» (трек № 1 «Яркое дело»):

Что я делаю сейчас? Добрым будет мой рассказ. Я погладил всё бельё, А хотелось бы ещё. Помогаю маме я, Ведь работает она. А ещё я убирал, Мыл посуду и стирал.

(Артём М.)

Что я делаю сейчас? Складным будет мой рассказ. Я бельё всё собираю, И машинку запускаю. Отгадайте же сейчас, Что я делаю без вас?

(Дарья Д.)

Отметим наиболее значимые результаты игры в обучении, воспитании и развитии пятиклассников.

Значимые учебные результаты игры:

• выявили и наглядно показали участникам игры главные проблемы учащихся, которые препятствуют успешной учёбе;

• научились выполнять задания на время;

• усовершенствовали навыки работы по образцу, инструкции;

• закрепили навыки смыслового чтения;

• увидели и разобрали типичные грубые ошибки в орфографии и пунктуации;

• сформировали положительное отношение к дистанционному обучению.

Значимые развивающие результаты игры:

• освоили новые интересные возможности и функции современных гаджетов;

• приобрели навык самостоятельного поиска информации;

• приобрели опыт решения задач альтернативными способами;

• обучились азам тайм-менеджмента;

• выработали и внедрили в игру алгоритм дистанционного взаимодействия;

Значимые воспитательные результаты игры:

• пересмотрели разные варианты организации собственного досуга;

• протестировали «здоровый» режим использования смартфонов;

• закрепили навыки культуры общения в мессенджерах и социальных сетях;

• проявили и оценили у своих одноклассников такие черты как терпение, внимательность, трудолюбие, желание поддержать и помочь, чувство юмора, доброжелательность, креативное мышление;

• переосмыслили ценность и радость простого домашнего труда;

• вовлекли в общение родителей и дали им возможность наблюдать своих детей в общении, труде, творчестве;

• научились оценивать результаты своего труда, творчества.

Мнение родителей: «Дистанционная игра — отличный инструмент воспитания, развития, образования», «Замечательная идея! Игра — соревнование, было интересно наблюдать за процессом творчества своего ребёнка, реакциями ребёнка на неудачи и успехи»; «Идея пришлась очень кстати,

так как была, можно сказать, подготовкой к дистанционному обучению».

В заключение, возвращаясь к проблемному полю, обозначенному в названии статьи, отметим следующее: в условиях ограничительных мер в связи с распространением коронавирусной инфекции миллионы школьников по всему миру учились или учатся дистанционно. Готовых решений, как всё должно получаться, сегодня нет ни у кого. И мы в своей статье предлагаем не решение, а подход, как подготовить учащихся и родителей к обучению в новых условиях; как можно подтянуть знания ученика без ущерба для его физического и психологического здоровья, используя игровую форму обучения; как выстроить общение с ребёнком во время каникул, чтобы совместную учебную работу (с любым взрослым — педагогом или родителем) ребёнок считал игрой и получал от занятий удовольствие. □

Литература

1. Министерство просвещения рекомендует школам пользоваться онлайн-ресур-сами для обеспечения дистанционного обучения: Информация Министерства просвещения РФ от 18 марта 2020 г. URL: https://www.garant.ru/products/ipo/ prime/doc/73693037/ (дата обращения: 17.04.2020).

2. Обращение министра просвещения Российской Федерации С. Кравцова от 24.03.2020. URL: https://edu.gov.ru/ press/2243/ministr-prosvescheniya-sergey-kravcov-v-835-shkol-rossii-nachalis-kanikuly/ (дата обращения: 17.04.2020).

3. Об организации образовательного процесса: Письмо Минпросвещения России от 08.04.2020 № ГД-161/04. URL: https:// www.garant.ru/products/ipo/prime/ doc/73771 184/ (дата обращения: 17.04.2020).

4. Усова С.Н. Качество школьного образования: запросы, оценки, возможные пути решения // Инновации в образовании. — 2018. — № 3. — С. 70-79.

5. Шаг в пропасть: учителя и родители о проекте «Московская электронная школа» // Сайт газеты «Новые Известия». 2018. 27 августа. URL: https:// newizv.ru/news/society/27-08-2018/shag-

v-propast-pedagogam-ne-nravitsya-proekt-moskovskaya-elektronnaya-shkola (дата обращения: 17.04.2020).

Literatura

1. Ministerstvo prosveshcheniya rekomen-duyet shkolam pol'zovat'sya onlayn-re-sursami dlya obespecheniya distantsion-nogo obucheniya: Informatsiya Minister-stva prosveshcheniya RF ot 18 marta 2020 g. URL: https://www.garant.ru/products/ ipo/prime/doc/73693037/ (data obrashche-niya: 17.04.2020).

2. Obrashcheniye Ministra prosveshcheniya Rossiyskoy Federatsii S. Kravtsova ot 24.03.2020. URL: https://edu.gov.ru/press/ 2243/ministr-prosvescheniya-sergey-krav-cov-v-835-shkol-rossii-nachalis-kanikuly/ (data obrashcheniya: 17.04.2020).

3. Ob organizatsii obrazovatel'nogo protses-sa: Pis'mo Minprosveshcheniya Rossii ot 08.04.2020 № GD-161/04. URL: https:// www.garant.ru/products/ipo/prime/do-c/73771 184/ (data obrashcheniya: 17.04.2020).

4. Usova S.N. Kachestvo shkol'nogo obrazo-vaniya: zaprosy, otsenki, vozmozhnyye puti resheniya // Innovatsii v obrazova-nii. — 2018. — № 3. — S. 70-79.

5. Shag v propast': uchitelya i roditeli o pro-yekte «Moskovskaya elektronnaya shkola» // Sayt gazety «Novyye Izvestiya». 2018. 27 avgusta. URL: https://newizv.ru/news/ society/27-08-2018/shag-v-propast-peda-gogam-ne-nravitsya-proekt-moskovskaya-elektronnaya-shkola (data obrashcheniya: 17.04.2020).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.