УДК 371; 379.82
ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ: МИССИЯ ВЫПОЛНИМА
Как подготовить ученика и родителей к обучению в новых условиях
Попова Алла Витальевна,
учитель географии МОУ СОШ № 18 г.о. Павловский Посад Московской области, е-mail: starushkav@ya.ru
Усова Светлана Николаевна,
доцент кафедры методики воспитания и дополнительного образования ГБОУ ВО МО «Академия социального управления», кандидат педагогических наук, е-mail: usova.svetlana@mail.ru
ОПЫТ ПРОВЕДЕНИЯ АВТОРСКОЙ ДИСТАНЦИОННОМ ИГРЫ «ЯРЧЕ!». ПРИМЕРЫ ЗАДАНИИ, РЕКОМЕНДАЦИИ. АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ИГРЫ, ЗНАЧИМЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ В РАЗВИТИИ ПЯТИКЛАССНИКОВ. ВЫВОД: В ОНЛАЙН-РЕЖИМЕ МОЖНО ОРГАНИЗОВАТЬ ПРОДУКТИВНОЕ ОБЩЕНИЕ, А ТАКЖЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ, КОТОРАЯ СТИМУЛИРУЕТ ИХ ИНТЕРЕС К ПОЗНАНИЮ.
• дистанционное обучение • дистанционная игра • дистанционные образовательные технологии • электронная обучающая среда • онлайн-общение
2 Шаг в школа» newizv.ri proekt-m
С 23 марта 2020 года в подавляющем большинстве школ страны начались каникулы, но кадровый состав школ продолжал трудиться — администрация и учителя налаживали систему дистанционного обучения. В 16,5% школ учебный процесс проходил с применением дистанционных образовательных технологий (8,4%) или традиционно, в классно-урочном режиме (8,1%)1. Занятия по дополнительным образовательным программам приостановили, праздничные и внеурочные мероприятия отменили.
С 6 апреля 2020 года школы стали работать в условиях ограничительных мер в связи с распространением коронавирусной инфекции, перейдя на новый формат работы с де-
1 Обращение министра просвещения Российской Федерации С. Кравцова ст 24.03.2020. URL: https://edu.gov.ru/press/2243/ministr-prosvescheniya-sergey-kravcov-v-835-shkol-rossii-nachalis-kanikuly/ (дата обращения: 17.04.2020).
пропасть: учителя и родители о проекте «Московская электронная // Сайт газеты «Новые Известия». 2018. 27 августа. URL: https:// u/news/society/27-08-2018/shag-v-propast-pedagogam-ne-nravitsya-oskovskaya-elektronnaya-shkola (дата обращения: 17.04.2020).
тьми, — дистанционное обучение и взаимодействие. И практически сразу же все средства массовой информации, социальные сети и родители обратились к обсуждению дистанционного обучения, обвинив учителей в некачественной его организации.
Нам, практикующим педагогам, понятен весь нерв ситуации. Оставим за пределами статьи дискуссию о том, правомерно ли во всём обвинять только школу и учителей. Приведём лишь несколько цифр и фактов, взятых из официальных источников.
Из интервью директора ГАОУ города Москвы «Школа № 548 "Царицыно"» Е.Л. Рачев-ского газете «Новые Известия» от 27 августа 2018 г. о проекте «Московская электронная школа» (МЭШ), который позиционируется как масштабный информационный проект, содержащий более 500 тысяч сценариев уроков (более 20 тысяч — в открытом доступе): «Это контент низкого качества! Я видел эти материалы. Их давать нельзя. <...> На мой взгляд, проект под названием «МЭШ» на сегодня не готов»2.
Из письма Минпросвещения России «Об организации образовательного процесса в 2019/20 учебном году в условиях профилактики и предотвращения распространения новой коронавирусной инфекции в организациях, реализующих основные образовательные программы дошкольного и общего образования» от 8 апреля 2020 года: «Одномоментное значительное увеличение количества пользователей электронных ресурсов, предоставляющих образовательный контент, создаёт перебои технического характера и трудности для пользователей (учителей и обучающихся). По результатам анализа инфраструктурной обеспеченности образовательных организаций Российской Федерации, проведённого Минпросвещения России совместно с Министерством цифрового развития, связи и массовых коммуникаций, имеющиеся условия позволяют обеспечить полноценную реализацию образовательных программ в дистанционной форме не более чем для 25% обучающихся»3.
Вероятно, именно этот факт привёл к тому, что Министерство просвещения РФ рекомендовало при реализации основных образовательных программ общего образования с использованием дистанционных образовательных технологий минимизировать обращение к электронным и цифровым образовательным сервисам и платформам, работающим в on-line режиме (п. 2.3 Письма4).
Дополнительно обратим внимание на важное обстоятельство: чтобы организовать качественный образовательный процесс в дистанционном формате, необходимы, как минимум, три вида ресурсов, которые должны быть у учителя и ученика: базы данных с учебной информацией, компьютерное оборудование — компьютер или планшет, наушники или динамики, микрофон и высокоскоростной Интернет.
Добавим к вышесказанному ещё достаточно важный аспект: учитель должен в совершенстве владеть digital skills — цифровыми навыками (т.к. при дистанционном обучении нет привычного класса, доски, мела, а есть компьютер, микрофон, камера... и новые формы работы с учениками в электронной обучающей среде (ЭОС). А что же ученики? Школьники должны быть
Цошщ ПОДШ, ПР0И1ТЫ
заинтересованы получать знания онлайн и быть готовы к обучению в ЭОС; уметь читать инструкции, работать по алгоритму, владеть качественным чтением предметно-ориентированных текстов в цифровой среде.
Вывод очевиден: чтобы дистанционное обучение не привело к низким образовательным результатам, «необходимы усилия не только со стороны учителей, но и со стороны учёных, специалистов образования, ответственных за информационно-методическое обеспечение учебной деятельности, а также педагогических работников дополнительного профессионального образования, способствующих формированию/ совершенствованию профессиональных компетенций специалистов образования»5.
Тем не менее считаем подготовку учащихся к новым условиям взаимодействия с учителями и одноклассниками в электронной обучающей среде наиболее выполнимой в короткие сроки (речь не об обеспечении учащихся компьютерным оборудованием). Основанием для этого утверждения является апробированный опыт организации и проведения дистанционной игры «Ярче!» (МОУ СОШ № 18 г.о. Павловский Посад Московская область, 5 «Б» класс) в период с 30 марта по 3 апреля 2020 года, и то обстоятельство, что «современные дети <...> легко осваивают правила общения с компьютером, мобильными средствами связи и прочими «благами цивилизации». Их даже не надо особо учить этому, достаточно показать принцип работы, а дальше они до всего доходят сами»
6
3 Об организации образовательН цесса: Письмо Минпросвещения
Дистанционная игра «Ярче!» разработана А.В. Поповой, учителем географии, классным руководителем 5«Б» класса. Цель игры — организация виртуальной площадки взаимодействия всех участников образовательных отношений для подготовки детей к обучению на расстоянии и выполнению заданий, переведённых в электронный (компьютерный) формат.
08.04.2020 № ГД-161/04. URL: htt garant.ru/products/ipo/prime/doc/7 3 (дата обращения: 17.04.2020)
4 Там же.
5 Усова С.Н. Качество школьного вания: запросы, оценки, возмож
решения // Инновации в образов; 2018. — № 3. — С. 77.
6 Там же. — С. 71.
ого про-России от
ps://www. 771184/
образо-ные пути ании. —
Таблица 1
Алгоритм организации дистанционной игры «Ярче»
№ п/п Последовательность работы Время работы
1 Общий сбор в группе, приветствие участников и выдача «Доброго дела» 9:00-9:20
2 Сбор в чате для предъявления фотоотчётов, голосование и выдача задания по «Умному делу» 12:00-12:30
3 Сбор в чате для презентации работы в треке «Умное дело», голосование, выход на трек «Яркое дело» 15:00-15:30
4 Сбор в чате для презентации творческих работ и голосования по «Яркому делу». Подведение итогов дня 18:30-19:00
7 Диста нологии тво и сп цесса (ч 29.12.20'
8 Минис ет школа ми для
Ин
чения: щения Р www.ga 73693037
Задачи виртуальной площадки:
1) создать условия для дистанционного взаимодействия участников игры — педагога, учеников, родителей;
2) научить учащихся и родителей в условиях ограничительных мер соблюдать определённый порядок действий в течение дня;
3) привлечь учеников к участию в мероприятиях и конкурсах игры, в том числе к оценке своих работ и работ одноклассников;
4) сформировать положительное отношение к дистанционному обучению7 как к средству и способу получения новых знаний, способов действий.
Для решения первой задачи можно использовать социальные сети, например «ВКон-такте», или мессенджеры Вайбер, Ватсап. Преимущество соцсетей в том, что они позволяют создавать групповые чаты, публиковать записи с важной информацией, у них есть функции трансляции лекций и уроков, проведения вебинаров и создания сообществ, куда можно загрузить необходимые файлы разных форматов — от презентаций и текстов до аудио- и видеоматериалов. Мессенджеры Вайбер и Ватсап обладают практически теми же особенностями, что и социальные сети. Все это даёт возмож-
- ность организовать
оперативное взаимодействие, конструктивную обратную связь, а также сохранить живое общение педагога с учениками.
Обратим внимание заинтересованного читателя на то, что
нционные образовательные тех-не форма обучения, а средс-особ организации учебного про-2 ст. 23 Федерального закона от 2 № 273-Ф3).
терство просвещения рекоменду-м пользоваться онлайн-ресурса-обеспечения дистанционного обу-формация Министерства просве-Ф от 18 марта 2020 г. URL: https:// ant.ru/products/ipo/prime/doc/ '/ (дата обращения: 17.04.2020).
Минпросвещения России разрешает использовать социальные сети в рамках дистанционного обучения (Информация Министерства просвещения РФ от 18 марта 2020 года8).
В МОУ СОШ № 18 г. о. Павловский Посад дистанционная игра была организована в Вайбере, группа была названа «Ярче!», в которую на условиях добровольности вошли ученики 5«Б» класса (18 человек из 25) и их родители (19 человек).
На пути решения второй задачи необходима поддержка родителей: договорённость о том, что на время, пока все дома, и у родителей, и у детей должен быть определённый порядок действий в течение дня (табл. 1).
В дневной комплект заданий для ребят вошли три вида работ-треков с акцентом на «малую» (ежедневную, бытовую) креативность:
• трек № 1 «Доброе дело» (задание, связанное с домашним трудом);
• трек № 2 «Умное дело» (интеллектуальное задание, приближенное к учебному, но построенное на информации, с которой пятиклассники не сталкивались в школе);
• трек № 3 «Яркое дело» (творческое задание).
При выборе заданий учитывались следующие ограничительные факторы:
1) задание должно быть посильным для школьника 11-12 лет, сформулировано чётко и лаконично;
2) время на выполнение задания — от 30 до 50 минут;
3) расходные материалы, используемые в заданиях, должны быть простыми и доступными каждой семье;
Нонет тодш, прошы
4) задания не должны повторяться по форме, содержанию, приёмам работы;
5) для выполнения заданий необходима по-
шаговая инструкция в виде видеомастер-классов, образцов работ, продолжительность просмотра которых не должна превышать 10 минут;
6) задания должны выдаваться в такой электронной форме, чтобы можно было без труда познакомиться и предоставить отчёт о выполнении их при помощи любого технического устрой ства (смартфон, планшет, ноутбук);
7) большинство заданий должно выполняться без использования гаджета;
8) результат работы должен быть наглядным: вербальное/художественное самовыражение.
Интерес детей к отдельным заданиям определился через опросы в группе. Эту функцию Вайбер имеет. Поэтому до начала игры с учётом предпочтений ребят были скорректированы комплекты ежедневных заданий.
В таблице 2 представлены комплекты апробированных заданий.
Решение третьей задачи подсказали родители: ежедневно оценивать детские работы при помощи голосования в чате, мотивируя активность детей.
Коллективно были выработаны правила голосования:
1) у каждого участника группы в оценивании выполненной работы только один голос — лайк;
2) голосовать за самого себя (или своего ребёнка) нельзя;
3) при голосовании важно оценивать соответствие работы заданию;
4) голосовать честно, без учёта симпатий и антипатий к участникам группы.
Голосование — в течение всего дня, до 19:00.
По максимальной сумме голосов, набранных за день, определялись победитель (-и) дня. Тот, кто набрал в ходе всех испытаний наибольшее количество лайков, стал победителем игры.
Четвёртая задача решалась, с одной стороны, в процессе подготовки педагогом зада-
ний, а, с другой, — в ходе игровой деятельности участников игры.
Рассмотрим способы, которые, по нашему мнению, помогают сохранить у детей интерес к дистанционному обучению.
Способ 1. Подбирайте необычный контент. Давайте ученикам ту информацию для размышления, с которой они не сталкиваются в школе.
Способ 2. Предлагайте необычные задания. Задачу несложно придумать, главное — дать волю фантазии.
Способ 3. Добавьте в свои материалы, в том числе в инструкции, иллюстрации и интересную инфографику.
Способ 4. Введите свою систему бонусов/ мини-наград за хорошо выполненные задания. Для необычного обучения подойдут необычные оценки. Ставьте ученикам лайки в соцсетях, репостите в соцсетях школы лучшие ответы на задания. Можно завести инстаграм-канал класса и рассказывать в нём о лучших работах, сделанных в период режима ограничений.
Рефлексия игры проводилась ежедневно при помощи функции «Опросы» или приёма «Неоконченное предложение».
Обратная связь в игре необходима, чтобы оценить готовность детей к выполнению заданий, понять их интересы и потребности, выявить типичные затруднения, определить их «точки роста», организовать и поддерживать процесс игры на протяжении пяти дней.
Игра наглядно показала, что у пятиклассников низкий уровень сформированно-сти навыков смыслового чтения. Это выражалось в многократных переспрашиваниях и уточнениях заданий, неумении следовать инструкции, образцу, давать развёрнутые ответы, выбирать главное из массива информации. В процессе игры родители увидели эти проблемы и поняли, почему их дети не очень успешны на уроках и имеют невысокие отметки за проверочные и контрольные работы. Недаром девизом игры стал лозунг: «Внимание! Терпение!».
ст> о
ТЕХНПЛПГИМ
Таблица 2
Краткое описание заданий дистанционной игры «Ярче!»
Трек 1 день 2 день 3 день 4 день 5 день*
«Доброе дело» «Уборка» — привести в порядок рабочий стол, полку в гардеробе (ванной или кухне). Предоставить фотоотчёт по системе «До-После» «Салат» -приготовить салат из 3-4 ингредиентов. Фотоотчёт по форме «Процесс — Результат» «Пуговка» — используя рисунок-подсказку (ИКрэ:// yadi.Sk/i/ CBPkdR5JF1NEbg), пришить 5 пуговиц разными способами. Фотоотчёт по форме «Процесс — Результат» «Бутерброд» — приготовить оригинальный бутерброд. Фотоотчёт по форме «Процесс — Результат» «Шнурочки» — используя схему-подсказку (ЬНрэ:// yadi.Sk/i/i7K7Rf5MjG_-0w) и/или обучающий видеоролик (https://clck.ru/ Ы6е\Л/и), зашнуровать кроссовки любым предложенным способом. Фотоотчёт по системе «До-После»
«Умное дело» «Пословицы и поговорки о дружбе» — выбрать одну из пословиц о дружбе и выложить в чат с пояснением по форме: «Я выбрал эту пословицу, потому что...) «Интересные факты о животных» 1. Рассмотреть предложенные фотографии животных 2. Путём общего опроса выбрать одно из животных, которое не существует в природе. 3. Об одном из реальных животных найти и выложить 3 самых интересных факта «Лаборатория» — с опорой на учебный видеоролик (https://clck.ru/ N6duF) провести дома опыт «Радуга в стакане». Фотоотчёт «Процесс — Результат» «Звёздное небо» 1. Просмотреть видео по ссылке (https://clck.ru/ Ы6е23). 2. Принять участие в опросе по материалам видео; 3. Подготовить 3 интересных факта о любом созвездии —
«Яркое дело» «Журавлик» — сделать игрушку — оригами «Журавлик» с предварительным просмотром видео-мастер-класса (ИНрз://с1ск. ги/Ы6с1ре) Фотографию работы выложить в чат «Радуга над городом» — конкурс тематических рисунков. Рисунок формата А4, на котором узнаются уголки родного города. Фото работы выложить в чат «Что я делаю сейчас» — используя образец стихотворения, придумать своё четверостишие на тему «Что я делаю сейчас», проиллюстрировать стихотворение фотографией «Небылицы» — используя возможности Зй-графики на телефоне, сделать фото с виртуальным животным. Сочинить к фотографии небылицу по форме: «Возвращаюсь я как-то из школы домой, а там... Оказалось, что...». Разместить в чате фото и небылицу к нему —
* Последний день игры стал фестивальным. Поэтому «Умное дело» и «Яркое дело» по решению участников игры отменили.
Нонет тодш, прошы
В ходе игры было установлено, что некоторые ученики испытывают растерянность и страх, когда попадают в ситуацию «я не знаю, как»: «Что делать, если дома нет пуговиц, а задание выполнить хочется?», «Я умею готовить салат только из трёх ингредиентов!», «У меня нет на смартфоне функции 3D, как мне выполнить задание?».
Игра «высветила» проблемы у детей в орфографии и пунктуации: написание «не» с глаголами, прилагательными; правописание глаголов, оканчивающихся на «тся» и «ться»; правила расстановки запятых в сложных предложениях и при выделении обращения; ошибки в определении склонения существительных. Например, «Пришла я однажды из школы домой, а там... аллега-тор. Я уже успела испугаться, а тут голос знакомый услышала, оказалось Полина волшебное зелье выпила по ошибки. А хотела ведь лебедем стать»).
Опыт игры показал, что ребята с наибольшим удовольствием выполняли задания трека «Доброе дело», а вот учебные задания трека «Умное дело» выполнялись ими без энтузиазма. Это наблюдение важно для классного руководителя и многое объясняет. Например, то, что качество обучения в классе не превышает 40%.
Сильная сторона класса — способность и готовность к труду, сформированность трудовых навыков, а также креативное мышление. Это видно из стихотворений, которые ребята сочинили, выполняя задание «Что я делаю сейчас» (трек № 1 «Яркое дело»):
Что я делаю сейчас? Добрым будет мой рассказ. Я погладил всё бельё, А хотелось бы ещё. Помогаю маме я, Ведь работает она. А ещё я убирал, Мыл посуду и стирал.
(Артём М.)
Что я делаю сейчас? Складным будет мой рассказ. Я бельё всё собираю, И машинку запускаю. Отгадайте же сейчас, Что я делаю без вас?
(Дарья Д.)
Отметим наиболее значимые результаты игры в обучении, воспитании и развитии пятиклассников.
Значимые учебные результаты игры:
• выявили и наглядно показали участникам игры главные проблемы учащихся, которые препятствуют успешной учёбе;
• научились выполнять задания на время;
• усовершенствовали навыки работы по образцу, инструкции;
• закрепили навыки смыслового чтения;
• увидели и разобрали типичные грубые ошибки в орфографии и пунктуации;
• сформировали положительное отношение к дистанционному обучению.
Значимые развивающие результаты игры:
• освоили новые интересные возможности и функции современных гаджетов;
• приобрели навык самостоятельного поиска информации;
• приобрели опыт решения задач альтернативными способами;
• обучились азам тайм-менеджмента;
• выработали и внедрили в игру алгоритм дистанционного взаимодействия;
Значимые воспитательные результаты игры:
• пересмотрели разные варианты организации собственного досуга;
• протестировали «здоровый» режим использования смартфонов;
• закрепили навыки культуры общения в мессенджерах и социальных сетях;
• проявили и оценили у своих одноклассников такие черты как терпение, внимательность, трудолюбие, желание поддержать и помочь, чувство юмора, доброжелательность, креативное мышление;
• переосмыслили ценность и радость простого домашнего труда;
• вовлекли в общение родителей и дали им возможность наблюдать своих детей в общении, труде, творчестве;
• научились оценивать результаты своего труда, творчества.
Мнение родителей: «Дистанционная игра — отличный инструмент воспитания, развития, образования», «Замечательная идея! Игра — соревнование, было интересно наблюдать за процессом творчества своего ребёнка, реакциями ребёнка на неудачи и успехи»; «Идея пришлась очень кстати,
так как была, можно сказать, подготовкой к дистанционному обучению».
В заключение, возвращаясь к проблемному полю, обозначенному в названии статьи, отметим следующее: в условиях ограничительных мер в связи с распространением коронавирусной инфекции миллионы школьников по всему миру учились или учатся дистанционно. Готовых решений, как всё должно получаться, сегодня нет ни у кого. И мы в своей статье предлагаем не решение, а подход, как подготовить учащихся и родителей к обучению в новых условиях; как можно подтянуть знания ученика без ущерба для его физического и психологического здоровья, используя игровую форму обучения; как выстроить общение с ребёнком во время каникул, чтобы совместную учебную работу (с любым взрослым — педагогом или родителем) ребёнок считал игрой и получал от занятий удовольствие. □
Литература
1. Министерство просвещения рекомендует школам пользоваться онлайн-ресур-сами для обеспечения дистанционного обучения: Информация Министерства просвещения РФ от 18 марта 2020 г. URL: https://www.garant.ru/products/ipo/ prime/doc/73693037/ (дата обращения: 17.04.2020).
2. Обращение министра просвещения Российской Федерации С. Кравцова от 24.03.2020. URL: https://edu.gov.ru/ press/2243/ministr-prosvescheniya-sergey-kravcov-v-835-shkol-rossii-nachalis-kanikuly/ (дата обращения: 17.04.2020).
3. Об организации образовательного процесса: Письмо Минпросвещения России от 08.04.2020 № ГД-161/04. URL: https:// www.garant.ru/products/ipo/prime/ doc/73771 184/ (дата обращения: 17.04.2020).
4. Усова С.Н. Качество школьного образования: запросы, оценки, возможные пути решения // Инновации в образовании. — 2018. — № 3. — С. 70-79.
5. Шаг в пропасть: учителя и родители о проекте «Московская электронная школа» // Сайт газеты «Новые Известия». 2018. 27 августа. URL: https:// newizv.ru/news/society/27-08-2018/shag-
v-propast-pedagogam-ne-nravitsya-proekt-moskovskaya-elektronnaya-shkola (дата обращения: 17.04.2020).
Literatura
1. Ministerstvo prosveshcheniya rekomen-duyet shkolam pol'zovat'sya onlayn-re-sursami dlya obespecheniya distantsion-nogo obucheniya: Informatsiya Minister-stva prosveshcheniya RF ot 18 marta 2020 g. URL: https://www.garant.ru/products/ ipo/prime/doc/73693037/ (data obrashche-niya: 17.04.2020).
2. Obrashcheniye Ministra prosveshcheniya Rossiyskoy Federatsii S. Kravtsova ot 24.03.2020. URL: https://edu.gov.ru/press/ 2243/ministr-prosvescheniya-sergey-krav-cov-v-835-shkol-rossii-nachalis-kanikuly/ (data obrashcheniya: 17.04.2020).
3. Ob organizatsii obrazovatel'nogo protses-sa: Pis'mo Minprosveshcheniya Rossii ot 08.04.2020 № GD-161/04. URL: https:// www.garant.ru/products/ipo/prime/do-c/73771 184/ (data obrashcheniya: 17.04.2020).
4. Usova S.N. Kachestvo shkol'nogo obrazo-vaniya: zaprosy, otsenki, vozmozhnyye puti resheniya // Innovatsii v obrazova-nii. — 2018. — № 3. — S. 70-79.
5. Shag v propast': uchitelya i roditeli o pro-yekte «Moskovskaya elektronnaya shkola» // Sayt gazety «Novyye Izvestiya». 2018. 27 avgusta. URL: https://newizv.ru/news/ society/27-08-2018/shag-v-propast-peda-gogam-ne-nravitsya-proekt-moskovskaya-elektronnaya-shkola (data obrashcheniya: 17.04.2020).