Научная статья на тему 'Дистанционное обучение как эффективный механизм экономического образования'

Дистанционное обучение как эффективный механизм экономического образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
910
164
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / СЕТЕВОЕ ОБУЧЕНИЕ / ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ИНТЕРНЕТ-ШКОЛА НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ЦЕНТРА ЭКОНОМИКИ И ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ / DISTANCE TEACHING / ECONOMIC EDUCATION / ONLINE TEACHING / ORGANIZATIONAL AND METHODOLOGICAL SUPPORT / ISEDT RAS SEC ECONOMIC INTERNET SCHOOL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гарманова О. Ю.

Рассмотрены теоретические основы дистанционного обучения. Описан подход к организации сетевого обучения школьников экономике, применяемый в Научно-образовательном центре экономики и информационных технологий Института социально-экономического развития территорий РАН, перечислены виды организационно-методического сопровождения образовательного процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DISTANCE TEACHING AS EFFECTIVE MECHANISM OF ECONOMICS EDUCATION

The article deals with the theoretical issues of distant learning. It describes the approach to online teaching schoolchildren that is used by ISEDT RAS Science and Education Center of Economics and Information Technologies, specifies the types of organizational and methodological support for educational process.

Текст научной работы на тему «Дистанционное обучение как эффективный механизм экономического образования»

УДК 37.091.3 (470.12)

О. Ю. Гарманова

ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ КАК ЭФФЕКТИВНЫЙ МЕХАНИЗМ ЭКОНОМИЧЕСКОГО

ОБРАЗОВАНИЯ

Рассмотрены теоретические основы дистанционного обучения. Описан подход к организации сетевого обучения школьников экономике, применяемый в Научно-образовательном центре экономики и информационных технологий Института социально-экономического развития территорий РАН, перечислены виды организационно-методического сопровождения образовательного процесса.

Ключевые слова: дистанционное обучение, экономическое образование, сетевое обучение, организационно-методическое обеспечение, экономическая интернет-школа Научно-образовательного центра экономики и информационных технологий Института социально-экономического развития территорий РАН.

В связи с необходимостью формирования конкурентоспособного общества в настоящее время особое внимание государство уделяет развитию современной системы образования и науки в России.

Для реализации поставленной цели в феврале 2010 г. президентом РФ была одобрена национальная образовательная инициатива «Наша новая школа». Одним из основных ее направлений является развитие системы поддержки талантливых детей. Так, для выявления особо одаренных школьников предлагается предоставить возможность старшеклассникам обучаться в заочных, очно-заочных и дистанционных школах, а также продолжить развитие системы олимпиад и конкурсов. Для дальнейшей поддержки талантливых детей перспективным, согласно документу «Наша новая школа», является распространение имеющегося опыта деятельности школ и интернатов при ряде университетов России [1].

Особую значимость среди перечисленных направлений в современной России имеет развитие дистанционного обучения, позволяющего школьникам независимо от места проживания осваивать образовательные программы, в том числе и профильной подготовки.

В настоящее время дистанционное обучение активно функционирует при ведущих высших учебных заведениях нашей страны (Московский государственный университет им. Ломоносова, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» (НИУ ВШЭ)). Практика его введения в учреждениях общего и дополнительного образования также имеет место ввиду необходимости расширения знаний по изучаемым темам талантливыми обучающимися и восполнения пропущенного материала отстающими школьниками.

Несмотря на важность решаемых с помощью дистанционного обучения задач, зарождение его в России относится к 90-м гг. XX в. [2, с. 125]. При этом первые трактовки данного понятия были даны отечественными учеными в 80-х гг. ХХ в. Так, с позиций различных форм и технологий обучения, а также видов взаимодействия выделяет-

ся несколько подходов. В соответствии с основным из них дистанционное обучение характеризуется как форма обучения на расстоянии, при которой «доставка» учебного материала и учебное взаимодействие педагога и обучающегося обеспечиваются с помощью современных технических средств.

За период своего развития дистанционное обучение в России прошло путь от обучения по переписке до применения в качестве средств доставки учебного материала аудио- и видеокассет, компьютерных программ, телевидения и Интернета. Так, в соответствии с используемыми средствами обучения в педагогике выделяются три разновидности технологий дистанционного образования: кейс-технологии, ТУ-технологии, сетевые технологии (рис. 1). В настоящее время предпочтение отдается применению сетевых технологий, включающих в себя: а) учебные материалы, размещенные в сети Интернет, основным содержанием которых является текстовая информация; б) сетевое взаимодействие на форуме, представляющем специальное программное обеспечение для организации общения посетителей сайта; в) телеконференцию [3].

Современное дистанционное обучение, построенное прежде всего на основе сетевых технологий, характеризуется высокой мобильностью, массовостью, гибкостью, технологичностью и др.

К числу основных черт дистанционного обучения А. А. Елизаров, Л. И. Ястребов, Д. Ю. Гужеля и другие авторы относят также эффективность, как педагогическую, так и экономическую. Первая из них характеризуется успешностью организации образовательного процесса в условиях территориальной удаленности обучающегося и преподавателя, вторая связана с сокращением затрат на обучение. Вместе с этим результативность данного образования зависит от мотивационной готовности обучающихся к работе с дистанционной технологией; уровня владения школьниками и педагогами базовыми навыками работы с компьютером, с сетью Интернет и пользования основным информационным ресурсом - форумом для дискуссий; наличия сети Интернет в учебном заведении и дома у

Рис. 1. Технологии дистанционного обучения

Таблица 1

Достоинства и недостатки дистанционного обучения

Для обучающегося Для учителя

Достоинства

Способствует углублению знаний обучающихся в удобное для них время Позволяет выстроить индивидуальную траекторию развития каждого ребенка

Способствует достижению более высоких учебных результатов, самореализации Способствует поддержанию мотивации, интереса и интеллектуального развития обучающихся

Развивает навыки самостоятельного обучения Повышает эффективность проверки деятельности учащихся и контроля усвоения изучаемого материала

Предоставляет возможность выбора уровня сложности

Расширяет кругозор, повышает культурный уровень Позволяет организовать совместную творческую деятельность с другими школами

Позволяет подготовиться к экзаменам Способствует организации дистанционных олимпиад, викторин, конкурсов

Предоставляет возможность личного общения

Недостатки

Трудность в организации научно-исследовательской работы обучающихся

Отсутствие постоянного контроля со стороны учителя Невозможность организации полноценной воспитательной работы

Необходимость наличия целого ряда индивидуально-психологических свойств характера обучающегося: жесткой самодисциплины, самостоятельности и сознательности

Необходимость хорошей технической оснащенности обучающегося

обучающихся (учителей); оборудования для проведения телеконференций [4, с. 30].

Применение технологий дистанционного обучения в системе как общего, так и дополнительного образования имеет ряд достоинств и недостатков для обучающегося и учителя (табл. 1) [5, с. 39;

6, с. 71; 7, с. 60-61; 8, с. 12].

В целом дистанционное обучение позволяет организовать самостоятельную познавательную деятельность школьников посредством применения новейших технологий. Их использование также направлено на повышение учебной мотивации обучающихся. При этом одним из основных недостатков дистанционного обучения является отсутствие очного общения между обучающимися и преподавателем. Данная проблема решается с помощью организации целенаправленного дидактического общения. Главными его формами являются выездные

встречи, видеоконференции, индивидуальные консультации с помощью скайпа.

Ввиду того что основу образовательного процесса дистанционного обучения составляет самостоятельная работа школьников, особенно большое значение при его реализации имеет организационно-методическое сопровождение. Оно включает в себя следующие компоненты [9, с. 15]:

- разработка учебных планов и программ;

- набор и зачисление в группы;

- подготовка учебно-методических комплектов для обучающихся (кейсов, кассет, дисков, дистанционных учебных курсов и др.);

- контроль учебной деятельности обучающихся;

- консультирование школьников;

- ведение организационной документации.

Применение дистанционного обучения возможно при изучении обучающимися любого курса.

Однако особую роль оно играет при организации учебного процесса школьников по экономике. Это связано прежде всего с недостаточностью школьного экономического образования наряду с существующей необходимостью повышения уровня знаний обучающихся по экономике, их экономической культуры. Большая часть российских школьников лишь частично изучают экономическую проблематику в рамках курсов географии и обществознания в связи с отсутствием в федеральном базисном учебном плане основной общеобразовательной школы предмета «экономика». Только в отдельных образовательных учреждениях обучение экономике осуществляется путем включения данной дисциплины в учебный план за счет регионального или школьного компонента, а также организации факультативных занятий с целью профориентации. Таким образом, организация обучения школьников посредством дистанционных технологий является одним из перспективных направлений формирования экономических знаний у обучающихся.

Однако дистанционным обучением школьников экономике в России занимается лишь несколько высших учебных и академических учреждений (НИУ ВШЭ, Институт социально-экономического развития территорий Российской академии наук (ИСЭРТ РАН) и др.). Одним из них является Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики». Эффективный опыт использования дистанционного обучения имеет и ИСЭРТ РАН. Для представления практики успешной организации удаленного обучения следует рассмотреть ее особенности более подробно.

Так, при созданном на базе ИСЭРТ РАН Научно-образовательном центре (НОЦ) экономики и информационных технологий, занимающемся дополнительным экономическим образованием школьников г. Вологды, с 2010/11 учебного года функционирует экономическая интернет-школа НОЦ ИСЭРТ РАН. Целью ее деятельности является организация сетевого обучения экономике обучающихся 8-11-х классов основных и средних общеобразовательных учреждений регионов Российской Федерации и дружественных ей стран. Основные задачи ее работы [10]:

- формирование у школьников умения решать нестандартные и творческие задачи, требующие углубленного изучения экономики;

- подготовка обучающихся к экономическому блоку вопросов единого государственного экзамена по обществознанию;

- создание условий для самореализации школьников;

- развитие у обучающихся творческих способностей и интереса к научно-исследовательской деятельности.

Постановка данной цели и задач была обусловлена необходимостью интенсификации процесса формирования у обучающихся экономического мышления, культуры, грамотности, предприимчивости и инициативы. Проведение мероприятий, способствующих их достижению, позволило создать в НОЦ комплексную систему работы с удаленными школьниками. Она включает в себя четыре компонента, основным среди которых является организация дистанционного обучения школьников экономике. От ее успешности зависит результативность второго из реализуемых компонентов -организации участия школьников в конкурсах и олимпиадах по экономике. Третья и четвертая составляющие выступают способами осуществления консультационной работы.

Функционирование каждого из перечисленных компонентов предполагает участие в образовательном процессе обучающихся, кураторов школьников и методиста НОЦ, а также использование обширного перечня организационно-методических мероприятий (табл. 2). Это наряду с наличием интерактивных образовательных ресурсов является главными отличительными чертами экономической интернет-школы от экономико-менеджериальной интернет-школы Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики».

Особую специфику в деятельности экономической интернет-школы составляет организация процесса дистанционного обучения школьников экономике, которое осуществляется на основе четырех учебных курсов, размещенных по адресу: http://e-leaming.vscc.ac.ru.

Предложенный обучающимся для изучения материал разрабатывается методистом НОЦ с учетом стандартов профильного школьного экономического образования в соответствии с программой пред-профильной подготовки по экономике И. В. Лип-сица в 8-9-х классах и программой профильного уровня «Экономика: основы экономической теории» С. И. Иванова, М. А. Скляра в 10-11-х классах. Во всех классах он сформирован в восьми тематических разделах, состоящих из лекций, презентаций, примеров решения задач, тестов, контрольных работ, а также итоговой контрольной работы и тестирования (рис. 2). На изучение каждой темы школьникам отводится один месяц (обучение длится с 1 сентября по 30 апреля), на выполнение итоговых заданий - 15 дней (их необходимо решить в период с 1 по 15 мая).

Проверка контрольных работ школьников проводится методистом НОЦ до 15-го числа каждого следующего месяца. В этот же период на сайте экономической интернет-школы размещаются результаты их выполнения. Проверка всех остальных ресурсов сайта осуществляется в автоматическом

Таблица 2

Основные компоненты системы дистанционного обучения и виды организационно-методического обеспечения деятельности экономической интернет-школы

Название компонента системы дистанционного обучения Виды организационно-методического обеспечения дистанционного обучения в экономической интернет-школе

Организация дистанционного обучения школьников 8-11-х классов экономике Разработка учебных планов, дидактических материалов и размещение их на сайте; организация набора школьников на новый учебный год; проверка контрольных работ обучающихся; формирование текущего и итогового рейтинга успеваемости школьников каждого класса; информирование кураторов о результатах рейтинговой оценки обучающихся, конкурсах и олимпиадах по экономике; подготовка сертификатов об обучении обучающихся; осуществление всесторонней помощи школьникам и их кураторам посредством электронной почты и форума

Организация участия школьников в конкурсах и олимпиадах по экономике Отправка кураторам обучающихся и руководителям образовательных учреждений информационных материалов о проводимых НОЦ и другими организаторами мероприятиях; размещение информационных сообщений на новостном форуме экономической интернет-школы; отправка электронных писем школьникам

Организация и проведение выездных встреч с обучающимися интернет-школы Выявление школьников, нуждающихся в очных консультациях с методистом экономической интернет-школы; организация и проведение для школьников развивающих занятий и консультаций по пройденным темам на базе образовательных учреждений

Организация и проведение ознакомительных поездок обучающихся интернет-школы в НОЦ Выявление групп успешно обучающихся школьников, желающих посетить НОЦ; проведение организационных, культурных и научных мероприятий, включающих в себя экскурсии, встречи, тренинги, лекции, семинары, занятия по подготовке конкурсных работ

Рис. 2. Структура учебных курсов экономической интернет-школы НОЦ ИСЭРТ РАН

режиме, что способствует, с одной стороны, повышению мотивации школьников к дистанционному обучению, с другой - облегчению труда методиста НОЦ.

Контроль учебных достижений обучающихся в экономической интернет-школе также осуществляют кураторы ребят из образовательных учреждений. Они имеют возможность регулярно посещать сайт, отслеживать результаты обучения школьников, координировать их дальнейшую деятельность.

Как показывает двухлетний опыт применения дистанционного обучения при организации экономического образования старшеклассников в НОЦ, такая форма организации учебного процесса является эффективной. Так, значительная доля школьников показывает высокие учебные результаты (в 2010/11 учебном году - 33,3 %, в 2011/12 учебном году - 63,2 % от числа всех обучающихся). Несмотря на непродолжительный срок функционирования экономической интернет-школы, это проявляется в тенденции роста показателей участия в конкурсах и олимпиадах. За два года ее работы при росте численности обучающихся на 32 % доля участников конкурсов и олимпиад возросла в 2 раза, а количество призовых мест по их итогам -в 4,5 раза (табл. 3). Это подтверждает успешность как первого, так и второго компонента системы дистанционного обучения в экономической интернет-школе.

Вместе с этим положительный эффект на подготовку школьников оказывают организуемые встречи с обучающимися экономической интернет-школы как на базе образовательных учреждений, так и в Научно-образовательном центре. Важность их проведения в системе дистанционного обучения отмечалась такими авторами, как Г. В. Можаева, И. В. Тубалова [11, с. 42], в связи с тем что они направлены на расширение взаимодействия со школьниками, активизацию познавательной, научно-исследовательской деятельности учеников, расширение кругозора и повышение общего уровня развития обучающихся. Значительная роль при организации подобных мероприятий также отводится консультированию отстающих ребят, нуждающихся в помощи куратора.

Как показала практика, проведение очных встреч позволяет повысить интерес у школьников к дистанционному обучению, углубить знания учеников по экономике, повысить эффективность дистанционного обучения и как результат - успешность участия в конкурсах и олимпиадах различного уровня.

Кроме этого, значимость деятельности экономической интернет-школы НОЦ ИСЭРТ РАН проявляется в привлечении к дистанционному изучению экономики учеников из различных регионов России и Республики Беларусь (рис. 3).

Следовательно, при организации дистанционного обучения в экономической интернет-школе используются различные формы работы с обучающимися, способствующие достижению поставленной цели. Они, по мнению Е. В. Телевой, позволяют оценивать не только результаты деятельности учеников, но и качество организации учебного процесса [12]. Возникающие при этом трудности, касающиеся сложности налаживания взаимодействия с кураторами в школах, трудоемкости разработки учебно-методических материалов и размещения их на сайте, оказывают незначительное влияние на эффективность деятельности реализуемой системы подготовки старшеклассников.

В целом можно отметить, что в результате комплексной работы по организации дистанционного обучения в экономической интернет-школе предоставлена возможность изучения экономики школьникам из различных регионов России и стран ближнего зарубежья, созданы условия для самореализации обучающихся. С целью повышения учебных достижений школьников, а также поощрения их деятельности функционирует гибкая система выездных встреч с отстающими в учебе детьми и ознакомительных поездок в НОЦ наиболее успешных обучающихся.

Из всего вышесказанного следует, что внедрение в систему общего образования технологий дистанционного обучения при условии его качественного организационно-методического обеспечения является эффективным механизмом экономического образования. Поэтому особое внимание при организации учебного процесса должно отводиться

Таблица 3

Основные показатели функционирования экономической интернет-школы НОЦ ИСЭРТ РАН

за 2010/11-2011/12 уч. гг.

Показатель 2010/11 уч. г. 2011/12 уч. г. 2011/12 уч. г. к 2010/11 уч. г., %

Количество обучающихся 72 человека 95 человек 131,9

Доля обучающихся, успевающих на «хорошо» и «отлично» 33,3 % 63,2 % 189,8

Количество участников конкурсов и олимпиад 18 человек 36 человек 200,0

Количество призовых мест по итогам участия школьников в конкурсах и олимпиадах 2 9 450,0

о X N 100

3 2 80

sr >> Ю о 60

о CQ H О <D 40

У 5 4 О 20

0

20

52

59

учеников, их консультированию. Важную роль при этом играет предоставление возможности школьникам, обучающимся дистанционно, участвовать в различного уровня конкурсах и олимпиадах.

Опыт организации дистанционного обучения в экономической интернет-школе свидетельствует о том, что данные технологии являются гибкими для восприятия учениками, достаточно понятными для педагогов. В то же время внедрение их в образовательный процесс требует слаженной организационно-методической работы. В связи с этим в НОЦ разработан собственный комплексный подход к дистанционному обучению. Дальнейшее совершенствование отдельных его компонентов предполагает развитие образовательных ресурсов учебных курсов, а также расширение возможностей сайта экономической интернет-школы.

2010/11 уч. г. 2011/12 уч. г.

Ц Численность обучающихся из Вологодской области [3 Численность обучающихся из Республики Беларусь ГП Численность обучающихся из Ростовской области Рис. 3. География обучающихся экономической интернет-школы

набору обучающихся, разработке документации и дидактических материалов, контролю деятельности

Список литературы

1. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа». URL: http://mon.gov.ru/dok/akt/6591

2. Суворова И. В. Дистанционная форма обучения детей с ограниченными возможностями // Вестн. Томского гос. пед. ун-та. 2013. Вып. 4 (132). С. 124-127.

3. Новиков А. Е. Сетевая информационная технология как средство гражданского образования старшеклассников. URL: http://www. dissercat.com/content/setevaya-informatsionnaya-tekhnologiya-kak-sredstvo-grazhdanskogo-obrazovaniya-starsheklassn

4. Елизаров А. А., Ястребов Л. И., Гужеля Д. Ю. Дистанционное образование. Характеристика понятия // Информационное общество. 2005. № 4. С. 30-35.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Ибрагимов И. М. Информационные технологии и средства дистанционного обучения: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений, М.: Академия, 2005. 336 с.

6. Красильникова В. А. Информационные и коммуникационные технологии в образовании: учеб. пособие. М.: Дом педагогики, 2006. 231 с.

7. Медведева Е. И., Крошилин С. В. Электронное образование и развитие инновационной экономики России // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. 2011. № 4. C. 58-73.

8. Хроленко А. Т., Денисов А. В. Современные информационные технологии для гуманитария: практическое руководство. 3-е изд. М.: Флинта; Наука, 2008. 128 с.

9. Демкин В. П., Можаева Г. В. Организационно-методическая работа при дистанционном обучении // Открытое и дистанционное образование. 2002. № 2 (6). С. 15-23.

10. Гарманова О. Ю. Роль и место дистанционного обучения в системе экономического образования школьников // Вопросы территориального развития. № 2. URL: http://vtr.isert-ran.ru/?module=Articles&action=view&aid=2698

11. Можаева Г. В., Тубалова И. В. Применение дистанционных технологий обучения для развития творческих способностей одаренных детей // Открытое и дистанционное образование. 2005. № 1 (17). С. 36-43.

12. Телеева Е. В. Современные средства оценивания результатов обучения: учеб. пособие. Шадринск: Изд-во Шадрин. пед. ин-та. 2009. 116 с.

Гарманова О. Ю., младший научный сотрудник, соискатель.

Институт социально-экономического развития территорий Российской академии наук.

Ул. Горького, 56 а, Вологда, Россия, 160014.

E-mail: [email protected]

Материал поступил в редакцию 06.03.2013.

O. Yu. Garmanova

DISTANCE TEACHING AS EFFECTIVE MECHANISM OF ECONOMICS EDUCATION

The article deals with the theoretical issues of distant learning. It describes the approach to online teaching schoolchildren that is used by ISEDT RAS Science and Education Center of Economics and Information Technologies, specifies the types of organizational and methodological support for educational process.

Key words: distance teaching, economic education, online teaching, organizational and methodological support, ISEDT RAS SEC Economic Internet School.

References

1. National education initiative “Our new school’’. URL: http://mon.gov.ru/dok/akt/6591 (in Russian).

2. Suvorova I. V. Distance education of children with disabilities. Tomsk State Pedagogical University Bulletin, 2013, no. 4 (132), pp. 124-127 (in Russian).

3. Novikov A. Ye. Network information technology as a means of civic education of senior high school students. URL: http://www.dissercat.com/ content/setevaya-informatsionnaya-tekhnologiya-kak-sredstvo-grazhdanskogo-obrazovaniya-starsheklassn (in Russian).

4. Yelizarov A. A., Yastrebov L. I., Guzhelya D. Yu. Distance education. Characteristic of the concept. Information society, 2005, no. 4, pp. 30-35 (in Russian).

5. Ibragimov I. M. Information technologies and means of distance education: study guide for students of higher education institutions. IVIoscow, Akademia Publ., 2005. 336 p. (in Russian).

6. Krasilnikova V. A. Information and communication technologies in education: study guide. Moscow, Dom pedagigiki Publ., 2006. 231 p. (in Russian).

7. Medvedeva E. I., Kroshilin S. V. Electronic education and innovative economy development in Russia. Economic and social changes: facts, trends, forecast, 2011, no. 4, pp. 58-73 (in Russian).

8. Khrolenko A. T., Denisov A. V. Modern information technologies for humanists: practical guide. 3rd edition. Moscow, Flinta; Nauka Publ., 2008. 128 p. (in Russian).

9. Demkin V. P., Mozhayeva G. V. Organizational and methodological work in distance education. Open and distance education, 2002, no. 2 (6), pp. 15-23 (in Russian)..

10. Garmanova O. Yu. The role and place of distance learning in the system of schoolchildren economic education. Territorial development issues, no. 2. URL: http://vtr.isert-ran.ru/?module=Articles&action=view&aid=2698 (in Russian).

11. Mozhayeva G. V., Tubalova I. V. Application of distance learning technologies to the development of gifted children's creativity. Open and distance education, 2005, no. 1 (17), pp. 36-43 (in Russian)..

12. Teleyeva Ye. V. Modern means of assessing education performance: study guide. Shadrinsk, Publishing house of the Shadrinsk Pedagogical Institute Publ., 2009. 116 p. (in Russian).

Institute of Socio-Economic Development of Territories of the Russian Academy of Sciences.

Ul. Gorkogo, 56a, Vologda, Russia, 160014.

E-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.