Научная статья на тему 'Дистанционное обучение и образование'

Дистанционное обучение и образование Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1361
307
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННАЯ СЕТЬ / ИНТЕРНЕТ / СРЕДСТВА / ФОРМА ОБУЧЕНИЯ / DISTANCE LEARNING / INFORMATION AND COMMUNICATIONS NETWORK / INTERNET / MEANS A FORM OF LEARNING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сайидова Сайёра Ёрикуловна

актуальность данной темы заключается в том, что подрастающее поколение имеет возможность получать образование на расстоянии, не выходя из дома. Здесь анализируется такое образование, которое организовано как в развитых, так и в развивающихся странах, демонстрирующее свою гибкость и разнообразие методов преподавания. В статье говорится о взаимодействие учителя и учащихся, реализуемое средствами интернет-технологий и другими интерактивными средствами. В заключение говорится о том, что студенты понимают, качественное высшее образование это их устойчивое экономическое положение в будущем и для получения такого образования в престижном вузе они предпочитают платить несколько больше

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Дистанционное обучение и образование»

Дистанционное обучение и образование Сайидова С.Ё.

Сайидова Сайёра Ёрикуловна /Sayidova Sayyora Yorikulovna - преподаватель, кафедра иностранных языков, Бухарский инженерно-технологический институт, г. Бухара, Узбекистан

Аннотация: актуальность данной темы заключается в том, что подрастающее поколение имеет возможность получать образование на расстоянии, не выходя из дома. Здесь анализируется такое образование, которое организовано как в развитых, так и в развивающихся странах, демонстрирующее свою гибкость и разнообразие методов преподавания. В статье говорится о взаимодействие учителя и учащихся, реализуемое средствами интернет-технологий и другими интерактивными средствами. В заключение говорится о том, что студенты понимают, качественное высшее образование - это их устойчивое экономическое положение в будущем и для получения такого образования в престижном вузе они предпочитают платить несколько больше.

Ключевые слова: дистанционное обучение, информационно-коммуникационная сеть, интернет, средства, форма обучения.

Keywords: distance learning, information and communications network, the Internet, means a form of learning.

В настоящее время перспективным является интерактивное взаимодействие с учащимся посредством информационных коммуникационных сетей, из которых массово выделяется среда интернет-пользователей. Обучение - это целеустремленный, систематический, организованный процесс вооружения знаниями, умениями, навыками, а образование - это результат обучения, воспитания и развития личности. Дистанционное обучение - новая организация образовательного процесса, базирующаяся на принципе самостоятельного обучения студента. Среда обучения характеризуется тем, что учащиеся в основном, а часто и совсем, отдалены от преподавателя в пространстве и (или) во времени, в то же время они имеют возможность в любой момент поддерживать диалог с помощью средств телекоммуникации.

Дистанционный метод получения образование появился довольно давно. Его родоначальником считается Исаак Питман, начавший в 1840 году с помощью почтовых отправлений обучать стенографии студентов в Объединенном Королевстве [5]. В Америке в 70-е годы XIX века также были предприняты шаги по организации дистанционного обучения. Так Анна Элиот Тикнор в 1873 году разработала систему обучения по почте для женщин и назвала ее Общество Тикнор. Вильям Рейни Харпер, считающийся в Америке «отцом обучения по почте», в 1892 году учредил первое отделение дистанционного обучения в Университете Чикаго. В 1906 году преподавание по почте было введено и в Университете штата Висконсин. В 1914 году для детей, живущих далеко от обычных школ было организовано обучение по почте по программе начальной школы. Подобные системы для школьников начали использовать в Канаде и Новой Зеландии во Франции, в 1939 году также был создан Государственный центр дистанционного обучения для детей, не имеющих возможности посещать школу. В настоящее время этот центр стал крупнейшим учебным заведением дистанционного образования в Европе. С завершением революции 1917 года дистанционное обучение появилось в России. Дистанционное образование организовано как в развитых, так и в развивающихся странах и в новом тысячелетии оно станет играть все более значимую роль, демонстрируя свою гибкость и разнообразие форм. Дистанционное образование - особая, совершенная форма, сочетающая элементы очного, очно-заочного, заочного и вечернего обучения на основе новых информационных технологий и систем мультимедиа. Современные средства телекоммуникаций и электронных изданий позволяют преодолеть недостатки традиционных форм обучения, сохраняя при этом все их достоинства. Дистанционное образование -комплекс образовательных услуг, предоставляемых широким слоям населения в стране и за рубежом с помощью специализированной информационной образовательной среды, базирующейся на средствах обмена учебной информацией на расстоянии (спутниковое телевидение, радио, компьютерная связь и т.п.). Современные технические средства стали широко применяться в обучении, с помощью чего осваиваются информационные технологии, но насколько такое обучение эффективно по сравнению с традиционными способами обучения? Дистанционное обучение может соперничать с привычными способами обучения информационных технологий и занять основное место. Сравнительно давно в аудиториях распространено компьютеризированное обучение под руководством преподавателя, при котором используются компакт-диски на студенческой настольной системе, сейчас новым и основным источником учебных материалов стал Internet. Общение с учениками и преподавателями стало осуществляться по электронной почте или аудиосвязи, с помощью протоколируемых дискуссий. Осуществляется работа в интерактивных лабораториях и с эмуляторами. Несомненным плюсом Internet стало обновление учебных материалов в реальном времени. При интерактивном обучении загрузка материалов учебного курса может осуществляться из виртуальной аудитории с помощью браузера Web. Дистанционное образование - три поколения развития. Взглянув на историю дистанционного образования под определенным углом, можно увидеть, что успехи, достигнутые в процессе его развития, принадлежат к нескольким «поколениям». Первым таким «поколением» стал

написанный от руки и печатный материал. На протяжении многих столетий для передачи информации использовались рукописи, но с появлением книгопечатания появилась возможность выпуска недорогих учебников. С середины XIX века доставка учебных материалов стала осуществляться при помощи разветвленных железнодорожных систем, а также быстрых и экономичных государственных почтовых служб большому количеству учеников, находящихся в разных уголках. С изобретением радио в 20-е годы XX столетия появились радиокурсы, которые иногда дополнялись печатными материалами или аудиторными занятиями. Начало «второго поколения» связано с основанием Открытого университета в Великобритании в 1969 году. Именно тогда впервые в дистанционном образовании стали применять комплексный подход к обучению. Было разработано большое количество высококачественных пособий, которые предназначались специально для дистанционного обучения, одностороннее взаимодействие университета со студентами осуществлялось как через печатный материал, так и посредствам радио- и телепередач (аудиокассеты получили распространение позже). Двухстороннее же взаимодействие осуществлялось при помощи очных консультаций, краткосрочных курсов и, конечно же, переписки. Такая модель была довольно дорога на подготовительном этапе, но с созданием всех нужных материалов и программ на обучение каждого нового студента уже не требовало таких затрат. На активном использовании коммуникационных и информационных технологий базируется «третье поколение» дистанционного образования. С появлением этих технологий появились новые возможности для двухсторонней связи как в синхронном (видео- или аудиографические конференции), так и в асинхронном режиме (электронная почта, Интернет, телеконференции). Все эти методы обучения могут быть применены как в дополнении к курсам первого и второго поколения, так и использоваться самостоятельно, но в любом случае позволяют существенно облегчить взаимодействие наставника и ученика.

Дистанционное обучение (ДО) - взаимодействие учителя и учащихся между собой на расстоянии, отражающее все присущие учебному процессу компоненты (цели, содержание, методы, организационные формы, средства обучения) и реализуемое специфичными средствами Интернет-технологий или другими средствами, предусматривающими интерактивность [1;2,17]. Дистанционное обучение - это самостоятельная форма обучения, информационные технологии в дистанционном обучении являются ведущим средством [3]. Современное дистанционное обучение строится на использовании следующих основных элементов:

• среды передачи информации (почта, телевидение, радио, информационные коммуникационные сети),

• методов, зависимых от технической среды обмена информацией.

Дистанционное обучение позволяет:

• снизить затраты на проведение обучения (не требуется затрат на аренду помещений, поездок к месту учебы, как учащихся, так и преподавателей и т. п.);

• проводить обучение большого количества человек;

• повысить качество обучения за счет применения современных средств, объемных электронных библиотек и т. д.

• создать единую образовательную среду (особенно актуально для корпоративного обучения).

Международная сеть Интернет предоставляет большие возможности для учреждений образования.

Распространенная, одна из наиболее дешевых, надежная, она предоставляет наиболее богатые возможности для организации дистанционного обучения. Интернет предоставляет несколько типов сервисов, на базе которых имеется возможность установки системы поддержки дистанционного обучения [4].

Наиболее подходящей для организации дистанционного обучения является система WWW. World Wide Web (WWW) - это новейший информационный сервис сети Интернет. WWW построена на технологии, в основу которой положено понятие гипертекста. Эта система является одним из наиболее гибких средств поиска в Интернет. Гипертекстовая модель WWW может обеспечить для каждого элемента описание любого объема. Она также располагает более широкими возможностями в плане предоставления универсального интерфейса. В данном обучении можно выделить две основные категории: синхронное и асинхронное. При синхронном методе обучения общение студентов и преподавателей осуществляется в виртуальных аудиториях в реальном времени с помощью различных современных средств передачи информации. При асинхронном подходе студенту предоставляется возможность самостоятельно регулировать свой темп обучения. Также студент выбирает наиболее подходящий для себя носитель информации. Выполнив задание в соответствии с аудиторной программой, передает работу преподавателю для проверки. Впервые за несколько лет экономический кризис августа 1998 года заставил задуматься об эффективности образовательного процесса, его рентабельности в целом и, в том числе, различных систем дистанционного обучения. Несмотря на кризисное состояние, наборы студентов по системам дистанционного обучения вузов не уменьшились, а кое-где даже увеличились. Хотя объективно казалось, что в условиях снижения платежеспособности населения возлагать надежды на расширение рынка образовательных услуг нецелесообразно. Причин для этого несколько. Основная из них заключается в непродуманной стратегии ценовой политики вузов в регионах, приводящей к резкому увеличению цен на образовательные услуги в традиционных формах обучения. Кроме того, анализ ситуации на рынке образовательных услуг показывает, что потребности в образовательном процессе не уменьшились. Основная масса студентов прекрасно понимает, что качественное высшее образование сегодня - это их устойчивое экономическое положение в будущем. При этом большей популярностью не всегда пользуются вузы, оплата за обучение в которых

значительно меньше. Студенты предпочитают платить несколько больше, но получать образование в более престижном вузе либо в вузе, использующем новые перспективные образовательные и информационные технологии.

Литература

1. «Термины и определения дистанционного обучения», Лаборатория дистанционного обучения Российской Академии Образования

2. Теория и практика дистанционного обучения: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учебн. заведений / Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина, М. В. Моисеева; Под ред. Е.С. Полат // М.: Издательский центр «Академия», 2004. - 416 с.- стр. 17

3. Полат Е.С. Педагогические технологии дистанционного обучения / Е.С. Полат, М.В. Моисеева, А.Е. Петров; под ред. Е.С. Полат. - М.: Академия, 2006.

4. http://www.ido.ru/

5. http://dtraining.web-3.ru/introduction/history/

6. Учебное пособие «Средства дистанционного обучения», автор С.В. Агапонов., 2003, 336с.

7. Учебное пособие «Дистанционное обучение рабочим специальностям», автор А.Н. Алексеев., 2006, 333 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.