Научная статья на тему 'ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ ГЕОМЕТРИИ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ'

ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ ГЕОМЕТРИИ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
187
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Проблемы науки
Область наук
Ключевые слова
ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / ГЕОМЕТРИЯ / ПРИНЦИП НАГЛЯДНОСТИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сергеева Юлия Денисовна, Михайлов Павел Никонович

В статье анализируются основные моменты дистанционного обучения геометрии в средней школе, а также описаны некоторые приемы дистанционного обучения, используемые на уроках.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ ГЕОМЕТРИИ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ ГЕОМЕТРИИ В СРЕДНЕЙ

ШКОЛЕ

1 2 Сергеева Ю.Д. , Михайлов П.Н.

1Сергеева Юлия Денисовна - студент;

2Михайлов Павел Никонович - доктор физико-математических наук, профессор, Стерлитамакский филиал Башкирский государственный университет, г. Стерлитамак

Аннотация: в статье анализируются основные моменты дистанционного обучения геометрии в средней школе, а также описаны некоторые приемы дистанционного обучения, используемые на уроках.

Ключевые слова: дистанционное обучение, геометрия, принцип наглядности.

В связи с эпидемией коронавируса общеобразовательные учреждения были переведены на дистанционное обучение, поэтому пришлось в срочном порядке учиться применять возможности систем телекоммуникации для обучения детей на дистанции.

Дистанционное обучение — способ организации процесса обучения, который основывается на использовании современных информационных и телекоммуникационных технологий, позволяющих осуществлять обучение на расстоянии без непосредственного контакта между преподавателем и учащимся. Технология дистанционного обучения заключается в том, что обучение и контроль усвоения материала происходит с помощью информационных технологий и систем телекоммуникации, таких как электронная почта, телевидение и интернет [1].

Дистанционное обучение может быть эффективным как процесс получения новых знаний с максимальными качеством, которому свойственна высокая степень усвоения полученных знаний. Эффективность обучения возрастает при выполнении некоторых условий: разнообразие форм представление учебной информации, высокая степень наглядности предоставляемого материала, предусмотренное разнообразие видов деятельности обучающихся при изучении школьного материала, выполнение дифференцированной работы учащимися в зависимости от уровня подготовки и мотивации, рациональное использование времени при выполнении учебной деятельности [2].

Дистанционное обучение продуктивно, если выполняется личностно-ориентированная деятельность, направленная на получение практических результатов, необходимых для самообразования, развитие, использование и пополнение собственного опыта обучающегося.

Преподавание геометрии не может обойтись без наглядности. В тесной связи с наглядностью обучения находится и его практичность. Ведь именно из жизни мы черпаем конкретный материал для формирования наглядных геометрических представлений, делая обучение согласованным с жизнью ребенка, его опытом. Процесс обучения упрощается при правильном использовании принципа наглядности. И именно использование мультимедийных средств позволяет учителю разнообразить урок новыми видами деятельности, наполнить его наглядной информацией, повысить мотивацию учащихся и интерес к предмету [3].

Внедрение новых информационных технологий позволяет учить детей жить в современном информационном обществе, использовать возможности компьютерной техники при решении самых разнообразных проблем. Нам, учителям, внедрение ИКТ в процесс обучения предоставляет возможность сделать уроки более интересными и высокоэффективными [4].

Всё это создаёт проблему необходимости разработки методов обучения геометрии в дистанционном образовании, сочетающих наглядность, конструктивную практическую деятельность, словесно-логический анализ.

На уроках геометрии не обойтись, конечно, без мультимедийных презентаций при объяснении нового материала, тестов в режиме онлайн и т.д. На уроках учащимся необходимо рассказать определение фигуры и обязательно ее начертить, показать элементы; в задачах выполнить чертеж, правильно оформить условие и решение задачи [5]. При дистанционном обучении ребёнка не вызовешь к доске. Поэтому возникает главный вопрос принципа наглядности: какие инструменты можно использовать на уроке, чтобы осуществлялся важнейший диалог «ученик - учитель».

Далее будут описаны некоторые приемы дистанционного обучения, которые я использую на своих уроках геометрии.

1. Использование программы Skitch.

Во время урока в Zoom при устном опросе у ученика есть возможность включить демонстрацию экрана и в программе Skitch изобразить геометрические фигуры, показать их элементы, записать формулы и т.д. Данную программу можно использовать в качестве электронной доски.

Плюсы программы: в панели инструментов можно выбирать готовые фигуры, использовать печатный текст; в палитре имеются разные цвета, что крайне важно для подачи и восприятия нового материала.

Минусы программы: не всегда учителю предоставляется возможность исправить ошибку, только в случае доступа к экрану ученика.

2. Сервисы Google.

На уроке очень удобно работать с Google Диском, при этом ученику не обязательно иметь свой аккаунт, достаточно в Zoom отправить ссылку с разрешенным доступом редактирования.

1) В качестве электронной доски можно использовать Google Рисунки. Это намного практичнее, чем Google Документ, так как здесь можно использовать печатный текст, строить различные фигуры или выбирать уже готовые, чертить, писать, вставлять картинки, и, что не менее важно, одновременно могут вносить изменения и учитель, и ученики!

2) Google Презентации позволяют разнообразить работу на уроке. Например, можно создать презентацию из 3 слайдов: на первом слайде поместить задания для первого ученика, на втором слайде - для второго, и аналогично, для третьего. Учитель сразу видит работу всех учеников, может одновременно исправлять ошибки, или же можно сделать взаимопроверку учащихся.

3) Google Формы хороши для зачета, опроса в виде теста и т.д. В Google Формах можно размещать не только текст, но и изображения с геометрическими фигурами, что развивает пространственное мышление у школьников.

4) Электронную рабочую тетрадь по геометрии можно создать в Google Документе. Она, прежде всего, полезна ученикам, пропустившим одно или несколько занятий. На каждый урок представлен план, в котором практически все пункты снабжены активными ссылками. Для изучения нового материала -презентация или видеофрагмент, на закрепление - задания, созданные в Google Рисунках, Google Презентациях, Google Формах, в приложении LearningApps.org или на сайте yaklass.ru.

3. Использование ресурсов yaklass.ru

ЯКласс — образовательный интернет ресурс для школьников, учителей и родителей. ЯКласс помогает учителю проводить тестирование знаний учащихся, задавать домашние задания в электронном виде. Для ученика это — база электронных рабочих тетрадей и бесконечный тренажёр по школьной программе. Динамичные рейтинги лидеров класса и школ добавляют обучению элементы игры, которые стимулируют и школьников, и учителей.

Можно использовать готовые задания, отправив ссылку учащимся, или создать собственные проверочные работы. На сайте в личном кабинете фиксируются результаты выполнения работ.

Применение информационных технологий на уроках геометрии в дистанционном образовании способствует развитию личности обучающихся, позволяет сделать обучение более качественным и интересным.

Список литературы

1. Смакова Г.С. Геометрия в школе // Использование компьютерных технологий в изучении наглядной геометрии, 2016. № 5. С. 127-132.

2. Ситникова Т.М. Современное образование // Роль дистанционного обучения в современном образовательном процессе, 2015. № 8. С. 121-124.

3. Вайндорф-Сысоева М.Е., Грязнова Т.С., Шитова Т.А. Методика дистанционного обучения. М.: ООО Издательство Юрайт, 2017. 165 с.

4. Калягин Ю.М., Луканкин Г.Л., Молвушин Е.Л. Методика преподавания математики в средней школе. Частные методики. М.: Просвещение, 1977. 156 с.

5. Математика в школе. М. Издательство "Педагогика", 1981. 136 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.