Научная статья на тему 'Дистанционное образование: взгляд изнутри'

Дистанционное образование: взгляд изнутри Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
154
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Бизнес Информ
Область наук
Ключевые слова
ДИСТАНЦіЙНА ОСВіТА / СТУДЕНТИ / ЕКСПРЕС-ОПИТУВАННЯ / ДИСТАНЦИОННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / СТУДЕНТЫ / ЭКСПРЕСС-ОПРОС / DISTANCE LEARNING / STUDENTS / EXPRESS-INQUIRY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Полякова Ольга Юрьевна, Чуйко Ирина Михайловна

Статья посвящена анализу восприятия студентами элементов дистанционного образования, используемых в традиционном учебном процессе, на базе проведенного экспресс-опроса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Полякова Ольга Юрьевна, Чуйко Ирина Михайловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Distance learning: inside view

The article is devoted to analysis of students perception of distance learning elements using in a traditional studding process on the basis of express-inquiry.

Текст научной работы на тему «Дистанционное образование: взгляд изнутри»

ДИСТАНЦИОННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: ВЗГЛЯД ИЗНУТРИ

ПОЛЯКОВА О. Ю.

кандидат экономических наук ЧУЙКО и. м.

Харьков

Дистанционное образование, как одна из новых и перспективных форм получения высшего образования, повышения квалификации и пере-икации, приобретает все большую популярность как в Украине, так и во всем мире. Достаточно сказать, что количество постоянно действующих конференций, симпозиумов, интернет-конференций растет от года к году. В то же время развитие этого нового направления порождает и новые проблемы: от вопросов организации удаленного обучения до защиты информации. Наш опыт показывает, что восприятие дистанционного обучения у студентов различается и не является однозначным. Однако создание системы дистанционного образования не должно являться самоцелью, без обучающихся этот процесс развиваться не будет. Поэтому целью исследования было выяснить, насколько студенты воспринимают предлагаемые формы дистанционного образования, считают их полезными и целесообразными для себя.

Для определения отношения студентов к внедрению систем дистанционного образования нами был предпринят экспресс-опрос, в котором участвовали студенты специальностей «экономика предприятия» (45 чел.) и «экономическая кибернетика» (24 чел.) ХНЭУ и НТП «ХПИ». Студенты данных специальностей были выбраны, поскольку они имеют опыт обучения с элементами дистанционного образования. В большинстве случаев обучение студентов велось с использованием платформы Claroline, модифицированной кафедрой экономической кибернетики ХНЭУ, Moody, а также внутренней системы дистанционного образования НТУ «ХПИ». Следует заметить, что результаты опроса нельзя считать достаточно представительными в силу ограниченности участников, однако они позволили нам выделить основные проблемы.

Проведенный экспресс-опрос включал следующие вопросы, предполагающие однозначный или множественный выбор. Для оценки степени знакомства студентов с системами дистанционного образования был предложен вопрос о количестве дисциплин, изучавшихся с использованием таких средств. Среди опрошенных специальности «экономика предприятия» 64% указали по 4 дисциплины, остальные - 2-3, среди студентов специальности «экономическая кибернетика» степень знакомства существенно выше - до 10 - 12 дисциплин. Опираясь на эти результаты, мы заключили, что опыт обучения с использованием элементов дистанционного образования у студентов достаточен.

Содержательная часть экспресс-опроса включала следующие вопросы:

1. Как часто вы пользуетесь системой дистанционного образования?

• только на лабораторных работах;

• на лабораторных работах и дома при подготовке к сдаче работы;

• регулярно дома при подготовке к занятиям;

• только при тестировании;

• а что это такое?

2. Какими инструментами системы дистанционного образования вы чаще всего пользуетесь?

• библиотека;

• тесты;

• задания;

• чат;

• wiki.

3. Какие из возможностей системы дистанционного образования вы считаете наиболее полезными?

• доступ к конспектам лекций;

• доступ к методическим рекомендациям к лабораторным (практическим) работам;

• тестирование;

• возможность общаться с преподавателем on-line;

• возможность общаться с сокурсниками;

• возможность сдавать задания только в электроном виде без распечатки;

• возможность самому организовывать свое рабочее время;

• другое.

4. Как бы вы хотели улучшить систему дистанционного образования?

• получить возможность проверить свои ответы на тесты;

• возможность просмотра видеолекций;

• возможность просмотра презентаций к лекциям, практическим работам;

• возможность доступа к специализированному программному обеспечению;

• другое.

5. Может ли система дистанционного образования вытеснить в вузах традиционные занятия в аудитории с преподавателем?

• да;

• нет.

Предложенные вопросы, кроме последнего, предполагали множественный ответ, ограниченный тремя позициями.

Результаты ответов на первый вопрос показаны на рис. 1а. Сравнительно небольшое преимущество ответа, связанного с тестированием, как и последующие результаты, касающиеся этой формы обучения, связаны с тем, что прохождения тестирования по всем темам дисциплины являются обязательными для получения положительной аттестации. Следует отметить, что регулярно

ЕКОНОМІКА ІНФОРМАЦІЙНІ ТЕХНОЛОГІЇ в Економіці

ЕКОНОМІКА інформаційні технології в Економіці

дома используют средства дистанционного образования только треть опрошенных, что говорит о низком уровне самостоятельной работы студентов над материалом дисциплины в принципе. Несколько улучшает ситуацию тот факт, что еще треть опрошенных пользуются, хотя и нерегулярно, средствами дистанционного образования при подготовке к защите лабораторных работ.

Сравнение результатов частоты использования в целом и по отдельным инструментам (рис. 1б) показывает, что большинство студентов рассматривают средства дистанционного обучения только как дополнительный источник информации, заменяющий бумажные носители (библиотека), а также как обязательный инструмент на занятиях (тесты). В частности, инструментом «задания» пользуется чуть больше 40% студентов, причем большинство - студенты специальности «экономическая кибернетика». Открытая электронная энциклопедия заинтересовала только 13% опрошенных, правда, следует отметить, что этот элемент в рассматривавшихся вариантах организации дистанционный средств был наиболее слабым, а предположить заинтересованность студентов в его заполнении было бы достаточно наивно. Инструмент общения (чат) заинтересовал только одного студента, из чего можно заключить, что для удаленного общения студентам хватает других распространенных возможностей, а привычка обсуждать учебные проблемы или задания в удаленном режиме у них еще не выработалась.

низкая заинтересованность студентов в возможности самостоятельно организовывать свое рабочее время (23%). Частично это объясняется необходимостью выполнения обязательных элементов рабочей программы в фиксированные моменты семестра, а частично, увы, ленью студентов.

Рис. 2. Оценка полезности различный инструментов

В ответах на вопрос о желательных улучшениях в организации средств дистанционного образования студенты проявили несколько больше единодушия. Однако следует отметить доминирующую роль тестирования во всем процессе. Так, большинство считает желательным иметь возможность проверить свои ответы на тесты.

45%

40%

35%

30%

25%

20%

15%

10%

5%

0%

Ш

ееГЁГёТ!

только на на лабораторных регулярно дома только при лабораторных работах и дома при подготовке тестировании работах при подготовке к занятиям

к сдаче работы

90%

80%

70%

60%

50%

40%

30%

20%

10%

0%

І

п=

библиотека тесты

задания чат wiki

а) б)

Рис. 1. Результаты опроса о частоте использования средств дистанционного образования: а) в целом; б) отдельных инструментов

Эти же выводы подтверждаются и результатами ответом на следующий вопрос, которые показаны на рис. 2. Из рисунка видно, что возможность общения с сокурсниками не заинтересовала никого, что перекликается и с предыдущими результатами. Общение с преподавателем во внеаудиторное время также интересует весьма малое число респондентов. А вот бесплатная, фактически домашняя, точно соответствующая программе дисциплины литература (конспекты лекций и методические рекомендации) заинтересовали практически всех. Действительно, наличие этого инструмента существенно облегчает жизнь студенту, однако, на наш взгляд, имеет и обратную сторону - отсутствие навыков самостоятельного ведения конспекта, структурирования информации, самообучения. Примечательна также

Это желание можно только поприветствовать, если, конечно, не рассматривать возможность «зазубривания» студентами ответов. В этой связи можно предложить создание двух банков тестов для каждой темы: одного -для целей самообразования, и соответствующего теста с открытыми ответами, второго - для итогового контроля, с закрытыми ответами. Это, конечно, потребует от преподавателя больше времени и усилий.

Примечательным также является желание 28% (по-видимому, наиболее мотивированных) студентов получить доступ к специализированному программному обеспечению. К сожалению, проблема использования лицензионного ПО в обучении становится все острее, чем и объясняется этот результат. Нам представляется целесообразным рассмотреть возможность создания

собственного (силами преподавателей и студентов) программного обеспечения для некоторых задач в рамках изучаемых дисциплин, что потребует пересмотра программ обучения и рабочих планов (рис. 3).

60%

50%

40%

30%

20%

10%

0%

проверка ответов просмотр просмотр доступ к спец. ПО

на тесты видеолекций презентаций

Рис. 3. Направления улучшения глазами студентов

Следует также заметить, что никто из опрошенных не предложил какое-либо свое улучшение, что говорит о

I I I I

недостаточно ясном представлении студентами о целях и возможностях систем дистанционного образования.

И наконец, отметим, что среди всех опрошенных только 3 человека посчитали возможным в будущем заменить традиционные занятия с преподавателем средствами дистанционного образования (все специальности «экономика предприятия»), что нас весьма порадовало.

Полученные результаты позволяют говорить о том, что основные преимущества систем дистанционного образования (мобильность организации, общения и обучения во времени и пространстве) пока не воспринимаются студентами, обучающимися в рамках традиционного учебного процесса. В частности, для более успешного внедрения этих систем необходимо обратить внимание на формирование у студентов большей самостоятельности и ответственности за результаты собственного обучения. ■

ЕКОНОМІКА інформаційні технології в Економіці

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.