Научная статья на тему 'Адаптивное Управление коммуникацией в системе дистанционного обучения Chamilo'

Адаптивное Управление коммуникацией в системе дистанционного обучения Chamilo Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
128
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Бизнес Информ
Область наук
Ключевые слова
АДАПТИВНЕ УПРАВЛіННЯ / СИСТЕМА ДИСТАНЦіЙНОГО НАВЧАННЯ CHAMILO / УПРАВЛіННЯ КОМУНіКАЦієЮ / АДАПТИВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ / СИСТЕМА ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ CHAMILO / УПРАВЛЕНИЕ КОММУНИКАЦИЕЙ / ADAPTIVE MANAGEMENT / CHAMILO SYSTEM OF DISTANT LEARNING / MANAGEMENT COMMUNICATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Яценко Роман Николаевич, Полевич Олеся Виталиевна

В статье рассмотрено управление коммуникацией в рамках адаптивной системы дистанционного обучения. Представлена двухконтурная система взаимодействия элементов этой системы. Рассмотрена реализация управления коммуникацией в системе дистанционного обучения на базе платформы Chamilo.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Яценко Роман Николаевич, Полевич Олеся Виталиевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Adaptive Management of Communication in the Chamilo System of Distant Learning

The article considers the communication management within an adaptive system of distance learning. We present two-circuit interaction system of the adaptive system. We consider the implementation of management communication in distance learning system based on the platform Chamilo.

Текст научной работы на тему «Адаптивное Управление коммуникацией в системе дистанционного обучения Chamilo»

УДК 004:738.113.2

АДАПТИВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ КОММУНИКАЦИЕЙ В СИСТЕМЕ

. ОБУЧЕНИЯ CHAMILO

ЯЦЕНКО Р. Н.

кандидат экономических наук ПОЛЕВИЧ О. В.

Харьков

Современный этап развития мировой экономики характеризуется переходом от индустриального к информационному обществу во всех сферах человеческой деятельности. Такой переход требует внедрения интеллектуальных информационных технологий, построенных на новых принципах массовой переработки и использования информации. Основная задача подобных технологий - создавать информационную среду для аккумулирования и продуцирования новых знаний. В связи с этим большое значение приобретают вопросы повышения качества, эффективности и содержания образования в высшей школе [1].

Необходимо отметить, что на данном этапе развития образовательного процесса в высших учебных заведениях внедрение систем дистанционного обучения (СДО) является одним из приоритетных направлений развития. Методика преподавания с использованием технологий дистанционного обучения существенно отличается от традиционных технологий обучения и

в основном опирается на самостоятельное изучение курса студентом. При этом значительная часть работы преподавателя реализуется с помощью интерактивных технологий, что значительно расширяет и дополняет его возможности.

Система дистанционного обучения, основанная на адаптивных принципах [2], учитывает индивидуальные особенности студентов. Адаптация основывается как на информации, собранной системой в процессе обучения с учетом истории обучения каждого студента, так и быть запрограммированной заранее или быть комбинацией этих двух подходов.

Реализация такого подхода осуществлена в рамках предлагаемой в работе [3] адаптивной системы дистанционного обучения (АСДО), двухконтурная система взаимодействия элементов которой приведена на рис. 1.

Базовым блоком этой системы является блок «Управление учебным процессом». Он связан со всеми остальными блоками системы взаимодействия элементов. В этой системе выделяются два контура - управления учебным процессом и управления коммуникацией.

Первый контур, помимо блока «Управление учебным процессом», включает также блоки «Библиотека дисциплины» и «Контроль знаний». Однонаправленная связь от блока «Управление учебным процессом» к блоку «Библиотека дисциплины» определяет процесс начального формирования наполнения дисциплины учеб-

ЕКОНОМІКА ІНФОРМАЦІЙНІ ТЕХНОЛОГІЇ в Економіці

02781596

ЕКОНОМІКА інформаційні технології в Економіці

ным контентом. Предоставленные студенту с помощью библиотеки учебные материалы являются предпосылкой для работы следующего блока - блока «Контроль знаний», регламентация действий которого также задается блоком «Управление учебным процессом». Статистические данные по результатам оценивания знаний студентов направляются для дальнейшей обработки в блок «Мониторинг». В этом блоке формируется набор журналов, анализ которых позволяет реализовать оперативную обратную связь на основе статистических данных обращения студентов к учебным материалам дисциплины и результатов оценки их знаний в ходе учебного процесса.

ется образовательного процесса, то в настоящее время более чем 250 000 студентов по всему миру используют СДО Chamilo.

Важно отметить, что СДО Chamilo не только совместно разработана десятками специалистов в области ИТ из разных стран мира, но она также поддерживается ассоциацией Chamilo Association, целью которой является продвижение платформы и обеспечение её непрерывного использования, а не получение прибыли. Поэтому Chamilo на сегодня является единственной бесплатной платформой дистанционного обучения, которая предоставляет подобные гарантии свободного доступа [4].

БИБЛИОТЕКА л ! ! ь. СОВМЕСТНАЯ

ДИСЦИПЛИНЫ і г РАБОТА

КОНТРОЛЬ

ЗНАНИЙ

контур управления процессом обучения

УПРАВЛЕНИЕ

УЧЕБНЫМ

ПРОЦЕССОМ

МОНИТОРИНГ

I

КОММУНИКАЦИЯ

контур управления коммуникацией

Рис. 1. Двухконтурная система взаимодействия элементов АСДО

В контур управления коммуникациями включаются блоки «Совместная работа» и «Коммуникация». Этот контур служит для формирования замкнутого цикла по использованию и анализу коммуникационных инструментов в учебном процессе. Все связи в этом контуре являются двунаправленными, так как источником информационного потока может выступать как блок «Управление учебным процессом», так и блоки «Совместная работа» и «Коммуникация». Благодаря использованию подобного взаимодействия между различными коммуникационными элементами АСДО реализуется гибкость, индивидуализация и дифференцированный подход к студентам. Статистическая информация использования студентами средств коммуникации в учебном процессе направляется в блок Мониторинг, в результате обработки которой формируются журналы, позволяющие оценить активность студентов и выявить недостатки в учебном курсе.

Рассмотрим реализацию принципов адаптивного управления коммуникацией в бесплатной платформе дистанционного обучения с открытым исходным кодом СЬашЦо, целью создания которой является улучшение доступа к образованию и знаниям во всем мире. Правительства, частные компании, государственные и частные университеты, неправительственные и другие организации используют систему дистанционного обучения СЬашИо для управления всем спектром задач от обычной переподготовки до полноценного дистанционного обучения, аттестации и подбора персонала. Что каса-

Основным инструментом взаимодействия преподавателя и студента в системе СЬашИо является самостоятельная дисциплина. При создании дисциплины на платформе преподаватель становится её лектором и получает доступ к многочисленным инструментам, позволяющим сформировать персонализированную образовательную среду (настройка ограничения доступа к дисциплине и инструментам; импорт и создание документов; формирование тестов, экзаменов; разработка рабочих планов; публикация объявлений; создание опросов, глоссария, журналов посещаемости и т. д.).

СЬашИо является гибкой платформой. Все её инструменты могут быть адаптированы в соответствии с потребностями и требованиями каждой из дисциплин. Все они разделены на три группы (в соответствии с их функциональностью):

+ инструменты, позволяющие создавать учебный контент дисциплины (рис. 2);

+ инструменты, реализующие процесс коммуникации между студентами, а также студентами и преподавателями (рис. 3);

+ инструменты, предназначенные для контроля и управления дисциплиной (рис. 4).

СЬашИо не требует от пользователей наличия серьёзных технических навыков и умений, поэтому управление инструментами платформы, а также её администрирование являются простыми и наглядными. Однако стоит отметить, что при подобной простоте управления инструменты дисциплины обладают достаточно широ-

кой функциональностью и позволяют преподавателю сформировать эффективный дистанционный образовательный процесс.

Реализация управления коммуникацией в рамках системы дистанционного обучения Chamilo реализуется с помощью инструментов, представленных на рис. 3, а также сервисов социальных групп. Назначение основных инструментов коммуникации платформы Chamilo аналогично другим распространенным на сегодня системам дистанционного обучения (Moodle, Claroline, Dokeos, Sakai и др.).

^ Описание дисциплины ^ Модули

* Тесты

^ Щ Оценки

» 0 Посещаемость

преподавателям и студентам инструменты управления личным профилем и социальной сетью. В меню социальной сети доступны такие возможности, как обмен личными сообщениями, создание групп пользователей, поиск и добавление «друзей», создание социальных групп и т.д. (рис. 5).

К числу важнейших элементов АСДО относится система мониторинга, назначением которой является сбор, обработка и анализ информации о состоянии учебного процесса. На основе этой информации осуществляется разработка рекомендаций по дальнейшему его

^ '^Л Документы ^ Ссылки

^ ¿к Объявления ^ Глоссарий

Успеваемость

Рис. 2. Инструменты дисциплины. Создание контента

* Календарь

^ Файлы

Группы ^ 0 Ра&оты студентов

* ^ Wiki

^ & Форумы

* Пользователи Ш цат

* Опросы

* lU Заметки

Рис. 3. Инструменты дисциплины. Коммуникация

& Управление блогами

Статистика

^!> Настройки дисциплины Управление дисциплиной

Рис. 4. Инструменты дисциплины. Администрирование

Однако в системе Chamilo присутствуют инструменты для коммуникации с уникальными расширенными возможностями. Так, инструмент Посещаемость позволяет формировать отчёт о посещаемости студентами дисциплины, как на протяжении всего семестра, так и на определённую дату. Также возможно создание отдельных списков посещаемости лабораторных, практических и теоретических занятий. Инструмент дисциплины Группы позволяет преподавателю создавать группы студентов и присваивать им различные права доступа к инструментам, документам, файлам и другому контенту дисциплины. При помощи инструмента Wiki студенты и преподаватели могут добавлять статьи (wiki) с возможностью их обсуждения, оценивания, печати, экспорта, а также с возможностью подписки на обновления.

Помимо различных инструментов в рамках отдельной дисциплины, способствующих созданию эффективной среды образования, Chamilo предоставляет

Рис. 5. Меню социальной сети Chamilo

ЕКОНОМІКА інформаційні технології в Економіці

ЕКОНОМІКА інформаційні технології в Економіці

совершенствованию. Реализация мониторинга учебного процесса в СЬашИо осуществляется с помощью инструмента Статистика. Именно при помощи Статистики преподаватель может получить полный отчёт об активности и успеваемости каждого из студентов дисциплины.

Таким образом, рассматриваемые в работе инструменты коммуникации адаптивной системы дистанционного обучения позволяют подготовить препо-давателей и студентов к работе в условиях открытых информационных технологий и повышают гибкость учебного процесса за счет применения современных адаптивных информационных технологий дистанционного обучения. ■

ЛИТЕРАТУРА

1. Пономаренко В. С. Возможности использования современных информационных и телекоммуникационных технологий в образовании // Управління розвитком. -2009. - № 3. - С. 86 - 88.

2. Федорук П. І. Адаптивна система дистанційного навчання та контролю знань на базі інтелектуальних Інтернет-технологій. - Івано-Франківськ : ВДВ ЦІТ Прикарпатського національного університету, 2008. - 326 с.

3. Пономаренко В. С. Адаптивная система дистанционного обучения / В. С. Пономаренко, Т. С. Клебанова, Р. Н. Яценко // Бизнес Информ. - 2010. - № 4(2). - С. 174 - 178.

4. http://www.chamilo.org

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.