ЕКОНОМІКА інформаційні технології в Економіці
ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА
РАМАЗАНОВ С. К.
доктор технических наук КАЛИНЕНКО Н. А.
кандидат физико-математических наук Луганск
Обучение - целенаправленный процесс двусторонней деятельности преподавателя и студента по передаче и усвоению знаний. Электронные коммуникации в учебном процессе играют в настоящее время ведущую роль. Обусловлено это тем, что большую часть времени молодежь проводит в социальных сетях. Эмоции студентов дают больше информации, нежели официальное сообщение преподавателя. Обучение в информационно-образовательной среде значительно повышает эффективность образования.
Информационное пространство - это пространство создания, хранения, переработки и использования информации. Оно включает в себя информацию, средства ее производства, хранения и передачи, методы и технологии работы с информацией.
Термин «информационно-образовательное пространство» подчеркивает, что цель использования информации в этом пространстве - образование личности.
В понятие «среда» в отличие от понятия «пространство» включается субъект, для которого эта среда создается и которым она используется. Информационнообразовательная среда (ИОС) возникает как результат взаимодействия субъектов образовательного процесса и информационно-образовательного пространства. Это специально организованная для решения определенных образовательных задач среда информационнообразовательного пространства. В нее входят информационные объекты, средства коммуникации, способы получения, переработки, использования, создания информации, коллективные (социальные) и индивидуальные субъекты. Эта среда может быть и источником знаний и одновременно способствовать организации различных форм самостоятельной работы студентов.
ИОС позволяет реализовать дидактические возможности инновационных технологий, эффективно организовать индивидуальную и коллективную работу студентов.
Важно отметить, что информационно-образовательное пространство в какой-то мере складывается стихийно, без учета потребностей конкретного человека, а информационно-образовательная среда создается специально. Начиная действовать в среде, студент одновременно и приспосабливается к ней, и старается изменить под себя.
Если в традиционном обучении главной задачей являлась передача студенту определенной суммы зна-
ний, формирование ряда заранее определенных умений, то цель обучения в ИОС - научить студента ставить и решать познавательные проблемы, а для этого находить, перерабатывать, использовать и создавать информацию, ориентироваться в информационном пространстве.
В ИОС студент уже не «ведомый», он полноценный партнер в процессе обучения. Самостоятельно ставя и решая познавательные задачи, студент мо-жет обратиться за помощью к учителю, а может и к эксперту, куратору, модератору интернет сообщества [1, 2].
Информационные и коммуникационные технологии продолжают развиваться, и в нашу жизнь уже внедрились социальные сервисы Web 2.0, которые открывают новый этап обучения.
С помощью интернет-технологий легко решаются проблемы обучения в сотрудничестве, а также дифференциации и индивидуализации обучения. Социальные сервисы Web 2.0 позволяют студенту выбрать свой стиль обучения, наметить свою образовательную траекторию. Студент может самостоятельно изучать материал, выполнять задания в удобное для него время и самостоятельно определять длительность выполнения задания. Технологии Web 2.0 дают возможность сочетать индивидуальное и групповое обучение. Оба данные вида обучения важны в образовательном процессе. Важно правильно сбалансировать индивидуальное и совместное обучение, в основе которого лежит личностноориентированный подход. Web 2.0 - это синхронное и асинхронное общение в сети, это создание личной зоны в сети и создание сетевых сообществ по интересам.
Изменения в электронном обучении обусловлены влиянием двух основных движущих сил. Первая - быстро возрастающий темп развития бизнеса и создания информации, которые ведут к сдвигу в сторону работы, а конкретно - знаний по специальности, и их видоизменений в соответствии с ростом информации.
Эти силы приводят к следующим требованиям к корпоративному обучению:
+ передача знаний должна быть быстрой;
+ обучение должно стремительно встраиваться в контекст актуальных бизнес-процессов;
+ специалисты по обучению должны уметь быстро развивать нужные навыки, и за меньшую цену для организации.
Второй эффект, оказывающий влияние на обучение - внедрение Web 2.0.
В своем базовом варианте Web 2.0 означает, что каждый может очень просто создавать и распространять контент в Интернете. Это включает запись в блог, передача видео через YouTube, размещение картинок на Flickr, помогать созданию контента в wikis, как в Wikipedia, а также разработка социальных сетей типа MySpace.
Ключевые компоненты для 'ЭД^Ь 2.0 - простые в использовании инструменты и совместное/социальное взаимодействие с ожидаемыми результатами. Один из самых интересных результатов 'ЭД^Ь 2.0 - то, что иногда называют коллективным разумом.
2.0 - это эпоха, когда в основе Интернета лежат не сайты, а люди, их знания, их взаимодействие. Особенностью является принцип привлечения пользователей к наполнению и многократной выверке контента.
Новые формы представления информации - это «живая» или записанная предварительно мультимедийная информация, которая передается с помощью сети Мете! или других телекоммуникационных средств [6 - 8].
В последние годы в системе образования происходят существенные изменения. Кардинальным образом пересматривается не только содержание, но и методы обучения. Развитие и совершенствование высшего образования предполагает использование современных информационных технологий на различных этапах обучения студентов. Информационные технологии в обучении - это технологии, базирующиеся на использовании техники для создания, передачи и хранения учебных материалов, организации и сопровождения учебного процесса, для интерактивного взаимодействия студента с преподавателем или педагогическим программным средством, а также тестирование знаний студента. К наиболее известным образовательным технологиям, наиболее приспособленным для использования в обучении, относятся:
4 видеолекции;
4 мультимедиа-лекции и лабораторные практи-
кумы;
4 электронные мультимедийные учебники;
4 компьютерные обучающие и тестирующие си-
стемы;
4 имитационные модели и компьютерные трена-
жеры;
4 консультации и тесты с использованием теле-
коммуникационных средств;
4 видеоконференции;
4 интернет.
Основная роль, выполняемая телекоммуникационными технологиями в обучении,- обеспечение учебного диалога. Обучение без обратной связи, без постоянного диалога между преподавателем и обучаемым невозможно. Новые информационные технологии предъявляют серьезные требования к качеству и уровню образовательного процесса. Качество образования - это соответствие образования потребностям общества и личности, установленным нормам, требованиям, стандартам. Качество образовательного процесса суммируется из следующих качеств:
+ качества образовательной программы;
+ качества потенциала научно-педагогического состава, задействованного в образовательном процессе;
+ качества потенциала обучающихся;
+ качества средств образовательного процесса (материально-технической, лабораторно-экспе-
риментальной базы, учебно-методического обеспечения, учебных аудиторий, транслируемых знаний и др.);
+ качества образовательных технологий;
+ качества управленческих технологий.
Напомним, что вебинар - это особенный инструмент опНпе-конференции. Он предоставляет широкие возможности обмена информацией, технологиями и мнениями с преподавателями и коллегами из разных стран и регионов, при этом это общение может быть более многогранным, чем другие виды онлайн-взаимодействия, а именно:
+ преподаватель доступен в видео-режиме;
+ необходимая презентация видна параллельно, (для нее не требуется от-крывать отдельное окно); + можно в голосовом и видео-режиме лично прояснить сложный момент обсуждения, причем не только с преподавателем, но и другими слушателями;
+ параллельно выступлению и показу презентации можно уточнять ряд вопросов с помощью чата;
+ можно выполнять необходимые упражнения в режиме реального времени и демонстрировать результаты другим участникам непосредственно со своего рабочего стола (монитора).
Поток информации из Интернета все возрастает, и мы уже почти не в состоянии справляться с этим самостоятельно. Мало просто найти в Сети то, что нужно. Попутно мы находим еще много важных и интересных вещей. И так повторяется изо дня в день, снова и снова. Кажется, что этот процесс напоминает водоворот, который затягивает, в который можно запросто нырнуть, но очень трудно выплыть обратно. Мало просто найти. Нужно еще запомнить и классифицировать, чтобы потом иметь возможность все это использовать. Чтобы не погибнуть в лавине информации. И тут на помощь приходят инструменты управления закладками. Наиболее полезный и удобный ресурс для совместной работы по поиску информации - это Б^о. Что такое Б^о? Б^о дает возможность эффективного проведения совместных исследований. Вы можете легко поделиться ссылкой, в комплекте с аннотациями и примечаниями, с вашими друзьями и коллегами. Команда разработчиков, класс или клуб могут создать группу на Б^о, чтобы объединить найденные тематические ресурсы для совместного изучения и обсуждения [3 - 5].
ВЫВОДЫ
Владение информационными и коммуникационными технологиями преподавателями вузов является основой повышения качества образования. Использование средств информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) для создания учебно-методического обеспечения позволяет повысить эффективность образовательного процесса. Компетентное использование ИКТ преподавателем увеличивает педагогическое воздействие на формирование творческого потенциала студента. Для повышения эффективности применения
ЕКОНОМІКА ІНФОРМАЦІЙНІ ТЕХНОЛОГІЇ в Економіці
ЕКОНОМІКА інформаційні технології в Економіці
новых инфокоммуникационных технологий в учебном процессе необходимо повышать качество электронных учебных пособий и программного обеспечения. Выпускнику предстоит жить в мире, в котором умение использовать ИКТ будет во многом определять его жизненный успех, а по-настоящему научиться использовать ИКТ можно, только активно применяя их в учебном процессе, чтобы каждый выпускник вуза был успешен в современных условиях: смог найти и наилучшим образом реализовать себя.
На кафедре «Экономическая кибернетика» Восточноукраинского Национального университета имени Владимира Даля для размещения мультимедийных учебников и материалов по читаемым дисциплинам используется платформа Мооё1е, апробированы и используются в учебном процессе современные информационные технологии. ■
ЛИТЕРАТУРА
1. Использование Интернет-технологий в современном образовательном процессе. Часть II. Новые возможности в обучении. - СПб. : РЦОКОиИТ, 2008. С. 63 - 80.
2. Куприянов М. Дидактический инструментарий новых образовательных тех-нологий / М. Куприянов // Высшее образование в России. - 2001. - № 3.
3. Современный гуманитарный университет - центр новых образовательных технологий // Образование. - 2000. - № 1.
4. Тихомиров В. Качество обучения в виртуальной среде: компьютерные технологии в обучении / В. Тихомиров, Ю. Рубин, В. Самойлов // Высшее образование в России. - 1999. - № 6.
5. Использование Интернет-технологий в современном образовательном про-цессе. Часть II. Новые возможности в обучении. - СПб. : РЦОКОиИТ, 2008. - С. 80 - 90.
6. Калиненко Н. А. Интернет семинары (выбинары) -эффективный инструмент для дистанционнного обучения, Materialy v miedzynarodowej naukowi-praktycznej konferencji «Wyksztalcenie I nauka bez granic- 2009», 07 - 15 grudnia 2009 roku, volumt 11, pedagogiczne nauki, c. 3-8, Przemysl, Nauka I studia, Польша.
7. Калиненко Н. А. Видеосвязь в системе дистанционного образования / Н. А. Калиненко // Тези доповідей II Міждународної науково-практичної конференції «Сучасні проблеми моделювання соціально-економічних систем», 8-9 квітня 2011, с. 241 - 244, м. Харків.
8. Калиненко Н. А. Инновационный подход в компетентно-ориентированном обучении: слайд-лекции в e-learning / Н. А. Калиненко // Материали за VI международна научна практич-на конференция «Бъдещи изследвания-2010» 17 - 25 февруари 2010, Т. 9, пед науки, с. 5 - 11, София «Бял ГРАД-БГ» ООД, Болгария.