Научная статья на тему 'Дистанционное образование: психолого-педагогические основания'

Дистанционное образование: психолого-педагогические основания Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
210
78
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИДАКТИКА / ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ / ДИСТАНЦИОННОЕ И TV-ОБУЧЕНИЕ / ИНТЕРФЕЙС / ЛЕКЦИОННЫЙ И ДИАЛОГОВЫЙ СТИЛЬ ПРЕПОДАВАНИЯ / АКТИВИЗАЦИЯ НЕПРОИЗВОЛЬНОГО ВНИМАНИЯ / СМЕШАННОЕ ОБУЧЕНИЕ / DIDACTICS / PERSONAL-FOCUSED EDUCATION / REMOTE AND TV TRAINING / INTERFACE / LECTURE STYLE / DIALOGUE MODE OF TEACHING / ACTIVATION OF INVOLUNTARY ATTENTION / BLENDED LEARNING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кроль В. М., Трифонов Н. И., Сотникова Е. Д., Сивергин М. Ю.

Существенная особенность современного образования состоит в постоянно растущем разрыве между активно развивающимися компьютерными и информационными технологиями и относительно консервативными психолого-педагогическими концепциями обучения. В статье рассмотрены основные преимущества и недостатки наиболее используемых сегодня в рамках дистанционного обучения методов приобретения знаний и компетенций: классического «лекционного» и «диалогового» стиля передачи знаний.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Distant education: actuality and perspectives

Essential feature of modern education consists in constantly growing rupture between actively developing computer and information technology and rather conservative psychological and pedagogical concepts of training. Introduction of telecommunication and informational technologies in educational space, probably, represents the most significant change, an event in educational space over the last ten years. However actually these changes represent only potential possibilities for development of new educational technologies. The authors consider the basic advantages and lacks of the methods of acquisition of most used today knowledge and competences: classical lecture and dialogue style of transfer of knowledge.

Текст научной работы на тему «Дистанционное образование: психолого-педагогические основания»

В.М. КРОЛЬ, профессор Н.И. ТРИФОНОВ, доцент Московский государственный институт радиотехники, электроники и автоматики (ТУ) Е.Д. СОТНИКОВА, доцент М.Ю. СИВЕРГИН, канд. техн. наук Современная государственная академия

Дистанционное

образование:

психолого-

педагогические

основания

Существенная особенность современного образования состоит в постоянно растущем разрыве между активно развивающимися компьютерными и информационными технологиями и относительно консервативными психолого-педагогическими концепциями обучения. В статье рассмотрены основные преимущества и недостатки наиболее используемых сегодня в рамках дистанционного обучения методов приобретения знаний и компетенций: классического «лекционного» и «диалогового» стиляпередачи знаний.

Ключевые слова: дидактика, личностно-ориентированное обучение, дистанционное и ТУ-обучение, интерфейс, лекционный и диалоговый стиль преподавания, активизация непроизвольного внимания, смешанное обучение.

Одним из наиболее знаменитых брендов до сих пор является формула «Знание -Сила», авторство которой принадлежит Ф. Бэкону, английскому мыслителю XVII в. Кстати говоря, философ выступал против отвлечённой «книжной мудрости», против схоластичности образования, за связь образования с реальной жизнью. Сегодня уже все слои общества и возрастные группы нашего глобализованного мира требуют новых, удобных для пользователя индивидуально ориентированных способов получения и использования знаний.

Лавинообразный рост потребностей в повышении квалификации и переподготовке характерен для самых разных областей трудовой деятельности. Важно отметить, что этот процесс объективно долговременен, так как определяется техническим и технологическим прогрессом. В итоге развитые страны мира сегодня практически перешли от практики «одно образование на всю жизнь » к парадигме «непрерывное образование в течение всей жизни ».

Все это еще раз подчеркивает остроту одной из двух вечных проблем дидактики: как учить? Существенная особенность современного образования состоит в постоянно растущем разрыве между активно раз-

вивающимися компьютерными и информационными технологиями и относительно консервативными психолого-педагогичес-кими концепциями обучения. В соответствии с так называемым законом Мура, производительность информационных технологий увеличивается вдвое каждые полтора года. А сколь велик потенциал новых дидактических принципов и методов обучения, появляющихся в течение такого периода?

Внедрение телекоммуникационных и информационных технологий в образовательное пространство, возможно, представляет собой наиболее значимое изменение, происшедшее в мировой образовательной системе за последние десять лет. Однако на самом деле эти изменения предоставляют лишь потенциальные возможности для развития новых образовательных технологий. Используемые сегодня способы и методы передачи и получения знаний всерьез не устраивают ни учащихся, ни преподавателей. Существуют ли пути решения проблемы? Для их определения рассмотрим основные преимущества и недостатки наиболее широко применяемых сегодня методов приобретения знаний и компетенций.

Очевидно, что любые методы обучения должны опираться на индивидуально-ориентированный подход при обязательном учете базы знаний и мотиваций человека, его способностей, задатков, типа восприятия и мышления. В свою очередь, индивидуально-ориентированное обучение предполагает разработку элементов максимально комфортного пользовательского интерфейса. При этом само понятие «пользовательский интерфейс» имеет смысл рассматривать в широком плане, включая в него как элементы дружественного сенсорного, так и интеллектуального интерфейса, цель которых

- помочь пользователю сориентироваться в больших массивах информации.

Интересно заметить, что истоки личностно-ориентированного обучения явно прослеживаются уже в практике Сократа и трудах Ж.-Ж. Руссо. Так, согласно Руссо настоящая педагогика имеет место, если процесс обучения проходит в диалоговом режиме, а ученик имеет возможность полноценного индивидуального общения с учителем. Для успешного индивидуального обучения он считал необходимыми условия естественной природной среды, так сказать, сельской идиллии. Так что, как это ни парадоксально, мыслитель эпохи Просвещения может считаться основоположником идеологии образовательных технологий, предназначенных для работы в условиях постиндустриального общества. Ключевые элементы такого общества, как известно, связываются с необязательностью концентрации интеллектуальных сил общества в крупных городахи мегаполисах. Это связано с существованием развитых возможностей обмена информацией между отдаленными пользователями в режиме реального времени, например, за счет развития всемирной сети компьютерной связи, на основе Интернета или Интернет-подобных (intranet/ extranet) технологий. Таким образом, идея постиндустриального общества основана на обновленном понимании «сельской идиллии» в условиях мощной компьютеризации и информатизации общества.

При реализации подобных тенденций роль дистанционного образования становится основополагающей в самых разных направлениях, начиная от дошкольного и школьного уровня и кончая уровнями повышения квалификации и переквалификации трудовых ресурсов.

Отпадает ли на этом фоне необходимость в классическом «лекционном» стиле преподавания? Очевидно, нет. Лекционный стиль, как известно, связан с пассивностью слушателей в ходе изложения учебного материала и по своей изначальной сути исключает диалог. Однако именно эта монологичность стиля необходима на начальных этапах любого обучения. Учащегося, пользователя нужно умело «ввести » в предметную область, он должен максимально быстро начать ориентироваться в специфике методов, задач, проблем, основных теорий и фактов. Монологично построенные лекции квалифицированных специалистов и опытных преподавателей как раз и предназначены для грамотного, комфортного введения учащихся в существо предметной области. В качестве метафоры можно привести стратегию подъема на вершину горы, с которой видны все окрестности. Опытный инструктор не поведет новичков на «лобовой» штурм вершины, а проведет их заранее проложенным маршрутом.

Принципиальные, незаменимые преимущества лекционного стиля в рамках дистанционного обучения заключаются в возможности целостного и систематического изложения точки зрения преподавателя как на суть данной проблемы, темы или задачи, так и на способы ее изложения. Формирование последовательности изложения фактов, теоретических положений, принятие определенной системы исходных данных, связь данной темы с соседними темами и с практикой - все это определяет специфику авторского изложения учебного материала.

Реальной основой для решения задач этого типа являются современные методы дистанционного телевизионного обучения

[см.: 1-6]. С одной стороны, при TV-обучении лекции способны предлагать продуманные, унифицированные учебные продукты, разработанные общепризнанными специалистами. С другой стороны, эти учебные продукты может получать любой пользователь независимо от места и времени обучения. При этом он имеет принципиальную возможность быстрого общения с выбираемым им преподавателем (two-way TV), формирования индивидуальных траекторий обучения и проведения объективного контроля своих знаний.

Учебная видеопродукция TV-обучения обладает рядом существенных особенностей, отличающих ее от традиционных способов предъявления учебного материала. Одновременно поступающие по зрительному и слуховому каналам данные предлагают учащемуся темп, при этом задаются последовательность, приоритеты важности различных частей учебной информации. В этом смысле учебная видеопродукция TV-обучения более жестко, направленно и однозначно, чем привычный учебник, управляет процессом восприятия и усвоения знаний учащимися, что, как указывалось выше, весьма полезно на начальных стадиях обучения. Параметры построения видеоряда, игровые, текстовые вставки, наличие схем или формул, изменение интонации, громкости речи или ритма изложения материала лектором

- все это в существенной степени «ведет за собой» внимание учащихся.

Заметим, что положительные или отрицательные последствия этих особенностей TV-обучения во многом зависят от работы авторов, режиссеров, сценаристов и других создателей видеоматериалов. Примерами могут служить телевизионные учебные продукты, авторами которых являются известные ученые, обладающие не только обширными теоретическими знаниями и практическими навыками в определенной области знания, но и большим педагогическим опытом. Телевизионная учебная продукция может и должна быть результатом тщательно продуманного, выверенного

процесса производства. Именно это дает возможность тиражировать телевизионные лекции по системам спутниковых и кабельных сетей. Результаты наших теоретических и экспериментальных исследований [1-2; 7-10] показали актуальность постановки задач и специальной организации и структурирования учебной видеопродукции: видеофильмов, слайд-лекций, обзорных материалов и т.д.

Необходимость продуманного применения монологичного «лекционного» стиля введения учащихся в тематику предметной области определяется, в частности, тем, что на ранних стадиях обучения без такого «плотного» руководства велика опасность «растекания мыслью по древу». Использование диалогового способа обучения на ранних стадиях чревато схоластическими разговорами «на пустом месте». При этом ясно, что основные понятия любой предметной области не могут быть освоены в ходе вольной несистематизированной беседы между людьми, обладающими сильно различающимися базами знаний. Заметим, что эта ситуация имеет место не только при работе преподавателя с группой учащихся, но и в случаях чисто индивидуального обучения, при личном общении преподавателя с учеником.

Кроме того, на этих этапах мотивация обучения, являясь крайне хрупкой, может быть легко разрушена. Типичный пример -потеря интереса к устной лекции после нескольких минут непонимания, когда учащийся, что называется, «теряет нить рассуждений» преподавателя. К сожалению, такие случаи влекут за собой длительные и серьезные последствия, например стойкое, искреннее и неправильное убеждение в своей неспособности к восприятию знаний. Это ощущение получает отрицательное подкрепление, когда окружающие слушатели молчат и у человека складывается впечатление, что только он не понял, а остальным все ясно.

Для борьбы с такими явлениями при построении ТУ-обучения важно учитывать

психологические особенности организации внимания человека, в частности то, что внимание подвержено спонтанным колебаниям в среднем с периодом в две-три минуты. Вследствие этого одна из целей построения телевизионного учебного продукта должна быть связана с усилиями по синхронизации этих периодов внимания у всей аудитории дистанционного обучения, что, конечно, представляет собой непростую задачу. Возможно использование различных приемов, таких, например, как формирование содержательно автономных блоков информации, занимающих чуть меньшее время, чем средний период спонтанной активации внимания, и заканчивающихся иллюстрацией, выводом, схемой или облегченной для восприятия информацией [8-9].

С этих же позиций представляется важным обеспечение некоторой избыточности учебного материала, в частности повторение наиболее существенных положений темы, причем оно должно выглядеть не как копирование, а как новая форма изложения, переформулирование основного вывода, подача его в виде образа (иллюстрации, схемы, диаграммы и т.д.).

Удержанию и синхронизации внимания слушателей помогает также учет скорости подачи информации. В частности, по некоторым оценкам, преподавание гуманитарного материала может вестись со скоростью до 60-80 слов в минуту, что, конечно, связано с относительно большой избыточностью информации в данныхпредметных областях. При изложении учебного материала по естественно-научным и математическим дисциплинам с использованием формул, доказательств и теоретических выкладок скорость подачи информации должна быть снижена, чтобы слушатели имели возможность разобраться в материале и хотя бы первично проанализировать его.

Специфика, связанная с тщательно продуманной сценарной и режиссерской подготовкой, позволяет вносить в структуру учебного ТУ-продукта ряд других элементов, обеспечивающих повышение качества

процесса обучения. Суть состоит в активизации непроизвольного внимания учащихся за счет пробуждения врожденных механизмов исследовательского поведения (рефлекс «что такое? »). Теоретическая основа этих методов связана с тем, что внимание человека непроизвольно активизируется в условиях определенного, точно дозируемого дефицита времени восприятия. Отметим, что способы активизации непроизвольного внимания учащихся пригодны для улучшения восприятия учебного материала вне зависимости от авторского стиля и авторской организации изложения.

В частности, описанный эффект достигается с помощью точно дозированного времени показа конспекта некоторой части видеолекции в особым способом организованном «конспект-окне» [2, 8]. Такой метод вызывает более внимательное отношение к содержимому «конспект-окна», куда автор может включать трудные для большинства учащихся положения и тем самым акцентировать их, используя такие приемы, как промежуточные выводы, повторы, схемы, иллюстрации.

Ввиду специфики ТУ-продукции, связанной, как говорилось выше, с реализацией тщательно продуманных сценария, стратегии и тактики изложения учебного материала, особое значение приобретают методы и приемы создания своеобразных «контрапунктов» изложения. Формирование таких контрапунктов может быть осуществлено путем проведения соответствующего монтажа видео- и аудиорядов, создания условий для привлечения и активизации внимания учащихся.

Таким образом, дистанционное обучение позволяет качественно улучшать классический «лекционный» стиль передачи знаний. Подчеркнем еще раз, что он предпочтительнее на «первичных» этапах приобретения знаний, умений и компетенций, когда учащийся должен научиться ориентироваться в новой для него предметной области. Использование информационных технологий при этом предоставляет хоро-

шие возможности для развития методологии и дидактики классического «лекционного» преподавания.

Принципиально иная картина имеет место на относительно продвинутых этапах обучения, когда учащиеся уже овладели основами знаний по той или иной теме или в какой-либо предметной области. На этих этапах на первый план выходят различные варианты «диалогового» стиля дистанционного преподавания. По своей природе они в существенно большей степени требуют использования обратной связи между преподавателем и учащимися. На этих этапах в полном объеме выявляется необходимость практической реализации тезиса об «индивидуально-ориентированном, совместном с учащимся одолении пути к знаниям».

Интересно отметить, что еще Сократ (300-е годы до нашей эры) в своих знаменитых диалогах утверждал, что человек должен созреть для понимания истины, и сделать это он может только на пути собственных размышлений. Сократ, а затем и его ученик Платон помогали каждому из участников бесед «родить» собственную истину, прийти к ней своим, самостоятельным путем. Они считали, что новое для че-

многих совместных размышлений учителя и ученика. Свой метод обучения Сократ назвал «майевтикой », в переводе с греческого - акушерство, повивальное искусство. При рождении истины так же, как и при рождении ребенка, учитель может только помочь, «родить» должен сам ученик.

Ценой открытия диалогового стиля обучения является трагическая судьба 70-летнего Сократа, казненного «прогрессивной » афинской демократией за то, что «развращал умы молодежи и был непочтителен к богам». С точки зрения методологии обучения суть претензий заключалась в использовании специально подобранных вопросов, которые доводили до абсурда ответы учащихся, наталкивая их на иной путь рассуждения и подводя к выводам. «Сократ погрешает и преступает меру должного, исследуя то, что под землею, и то, что в небесах, делая более слабый довод более сильным и научая тому же самому других ».

Современные информационные технологии предоставляют технические и технологические возможности для разработки методологических и дидактических способов обучения с использованием множественных образовательных технологий (рис. 1).

Рис. 1. Основные формы дистанционного обучения

ловека знание рождается в индивидуально организованном диалоге, при помощи искусно поставленных вопросов. При этом учитель должен уметь точно определять момент, когда ученик «созрел » для помощи. А созревание является результатом

Существенно отметить, что по прогнозам Microsoft в недалеком будущем можно ожидать совмещения коммуникационных сетей, обеспечивающих доступ как к Интернету, так и к телевизионным каналам. Принципиально такая возможность суще-

ствует и сегодня, что является основой активного развития различных систем смешанного обучения (blended learning). Вообще под этим термином подразумевается использование в той или иной пропорции форм очного и дистанционного обучения [11]. В контексте нашего изложения ясно, что в рамках смешанного обучения наряду с элементами очных контактов каждый раз существенно определять долю использования телевизионных и компьютерных технологий.

На продвинутых этапах обучения в рамках технологий blended learning психоло-го-педагогическая практика все в большей степени основывается на методах предварительного ознакомления учащихся с основными положениями (тезисами) ожидаемого учебного материала. Эти материалы могут предлагаться учащимся в бумажной форме, либо (и) в форме ссылок на образовательные порталы.

Наличие на этих этапах обучения диалогового общения с преподавателем на основе индивидуальной обратной связи является совершенно необходимым атрибутом нормальных процессов общения и обучения. Причем важно заметить, что очень часто бывает желательно наличие «быстрой» обратной связи в формате «on-line», как правило, с использованием электронной почты. С психологической и психофизиологической точки зрения такой подход не является причудой, капризом или каким-то изощренным желанием, таккак призван поддерживать достаточно хрупкую мотивацию интереса к получению знаний и преодолению затруднений в ходе этого процесса.

Таким образом, на продвинутых этапах обучения удобно и целесообразно все в большей степени использовать индивидуальные траектории приобретения знаний. Эти траектории естественным образом зависят от специфики задач, решаемых конкретным человеком, а также от специфики его знаний, мотивации, типа мышления, способностей. Использование методов ди-

станционного обучения, в том числе электронной почты, форумов, видео- и аудиоконференций делает индивидуализацию учебного процесса реальной. Наряду с этим в комплексе с методами TV-обучения в рамках blended learning удобно использование электронных учебных пособий, гипертекстовых методик и других средств, предоставляемых образовательными порталами.

Литература

1. Кроль В.М., Колоколов А.С., Сотникова

Е.Д. Перспективные телевизионные формы дистанционного обучения // Телекоммуникации и информатизация образования. 2002. № 6(13). С. 39-45.

2. Кроль В.М., Колоколов А.С., Сотникова

Е.Д. Формы представления видеопродукции в дистанционном обучении // Высшее образование в России. 2003. № 6. С. 77-83.

3. Кроль В.М., Колоколов А.С., Сивергин М.Ю. Передача данных по спутниковому каналу связи // Телекоммуникации и информатизация образования. 2003. № 2(15). С. 35-43.

4. Полат Е.С., Моисеева М.В., Петров А.Е.

и др. Дистанционное обучение. М.: ВЛА-ДОС, 1998.

5. Intelligent Information and Communication

Technology for Education and Training in 21 century // British J. Educ. Techn. 2000. V. 31. №2. Р. 99-109.

6. MacKinnon G., Aylward L. Coding Electronic

Discussion Groups // International J. Educational Telecommunications. 2000. V.6. № 1. Р. 53-63.

7. Киреева Е.Д. Опыт применения методов

телевизионного обучения за рубежом // Телекоммуникации и информатизация образования. 2000. № 1.

8. Кроль В.М. Психология и педагогика. М.:

Высшая школа, 2006. 430 с.

9. Кроль В.М. Педагогика. М.: Высшая школа,

2008. 316 с.

10. Кроль В.М., Сотникова Е.Д., Сивергин М.Ю. TV-обучение: история, неизбежность «взрывного» роста и перспективы // Образование и общество. 2006. №3. С. 93-97 .

11. Тихомирова Е. Смешанное обучение // Е и М Еврообразование. 2007. №1. С. 20-21.

KROL V.M., TRIFONOV N.I., SOTNIKOVA E.D., SIVERGIN M.Y. DISTANT EDUCATION: ACTUALITY AND PERSPECTIVES

Essential feature of modern education consists in constantly growing rupture between actively developing computer and information technology and rather conservative psychological and pedagogical concepts of training. Introduction of telecommunication and informational technologies in educational space, probably, represents the most significant change, an event in educational space over the last ten years. However actually these changes represent only potential possibilities for development of new educational technologies. The authors consider the basic advantages and lacks of the methods of acquisition of most used today knowledge and competences: classical ‘lecture’ and ‘dialogue’ style of transfer of knowledge.

Keywords: didactics, personal-focused education, remote and TV training, interface, lecture style, dialogue mode of teaching, activation of involuntary attention, blended learning.

Ю.И. ЛОБАНОВ, зав. отделом Федеральный институт развития образования

ОА. ИЛЬЧЕНКО, зав. лабораторией Департамент образования г. Москвы

Самообразование в открытой сетевой информационной среде

В статье отмечается ориентация современного образования на развитие творческого потенциала специалистов, обсуждаются условия реализации непрерывного самообразования (для жизни и на протяжении жизни) в открытой сетевой информационной среде.

Ключевые слова: открытая информационная среда, компетенции, образовательные информационные ресурсы, непрерывное образование, самообразование.

Известно, что каждая культура характеризуется доминирующими формами воспроизводства ресурсов (материальных, энергетических и информационных) и соответствующей квалификацией населения. При этом способ получения квалификации определяется прежде всего системой используемых социальных технологий, регламентирующих доступ к общественным информационным ресурсам, необходимым для присвоения знаний и опыта, достаточных для безопасного и достойного существования человека.

Развитие и широкое распространение сетевых информационных технологий (Интернет-технологий, web-технологий) на грани тысячелетий открыло доступ к разнообразным по содержанию и по месту расположения информационным ресурсам, что вызвало мощный всплеск инновационной активности во всех областях человечес-

кой деятельности. Возникла принципиально новая образовательная информационная среда, предлагающая комфортные условия для самообразования, расширения системы непрерывного образования, повышения оперативности и эффективности управления системой образования, а также для интеграции национальной образовательной системы в глобальную образовательную информационную среду. Самообразование становится постоянным слагаемым в жизни культурного, просвещенного человека [1-3]. Общий культурный уровень оказывается в некотором роде допуском к непрерывному образованию, он прививает вкус к образованию и становится опорой, необходимой для обучения на протяжении всей жизни.

В известном докладе Жака Делора «Образование: необходимая утопия» концепции образования на протяжении всей жиз-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.