Научная статья на тему 'ДИСТАНЦИОННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: ПРОБЛЕМЫ И ПРЕИМУЩЕСТВА'

ДИСТАНЦИОННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: ПРОБЛЕМЫ И ПРЕИМУЩЕСТВА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
363
88
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ / ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ / ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / СТУДЕНТОЦЕНТРИРОВАННОСТЬ / ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЕ / EDUCATION / DISTANCE LEARNING / QUALITY OF EDUCATION / INDIVIDUALIZATION OF EDUCATION / STUDENT-CENTEREDNESS / HEALTH SAVING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дюжиков Сергей Александрович

В статье проведен краткий обзор Международной научно-практической конференции «Актуальные направления развития системы высшего образования: дистанционное образование - проблемы и преимущества», которая прошла 16-17 июня 2020 г. на базе Южного федерального университета. Организаторами конференции стали центр исследования социально-трудовых отношений и проблем профсоюзного движения ИСИР ЮФУ, кафедра прикладной конфликтологии и медиации ИСИР ЮФУ, Первичная профсоюзная организация работников и обучающихся ЮФУ. В статье изложены основные идеи и результаты, к которым пришли участники конференции, а также дано обобщающее представление об опыте применения онлайн-обучения с его преимуществами и недостатками.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Дюжиков Сергей Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DISTANCE EDUCATION: PROBLEMS AND ADVANTAGES

The article provides a brief overview of the international scientific-practical conference “Relevant directions of the development of the higher education system: distance education - problems and advantages”, which was held on June 16-17, 2020 in Southern Federal University. The conference was organized by the Center for the Study of Social and Labor Relations and Problems of the Union Movement SFedU, Department of Applied Conflictology and Mediation SFedU, Trade Union Organization of SFedU. The article outlines the main ideas and results reached by the conference participants, as well as provides a generalized idea of the experience of using online learning with its advantages and disadvantages.

Текст научной работы на тему «ДИСТАНЦИОННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: ПРОБЛЕМЫ И ПРЕИМУЩЕСТВА»

УДК 316.472.4

DOI 10.18522/2227-8656.2020.4.4

ДИСТАНЦИОННОЕ DISTANCE EDUCATION:

ОБРАЗОВАНИЕ: ПРОБЛЕМЫ PROBLEMS

И ПРЕИМУЩЕСТВА AND ADVANTAGES

Дюжиков Сергей Александрович

Доктор философских наук, профессор, заведующий кафедрой прикладной конфликтологии и медиации, Институт социологии и регионоведения, Южный федеральный университет, г. Ростов-на-Дону, Россия, e-mail: duzhikov@sfedu.ru

В статье проведен краткий обзор Международной научно-практической

конференции «Актуальные направления развития системы высшего образования: дистанционное образование - проблемы и преимущества», которая прошла 16-17 июня 2020 г. на базе Южного федерального университета. Организаторами конференции стали центр исследования социально-трудовых отношений и проблем профсоюзного движения ИСИР ЮФУ, кафедра прикладной конфликтологии и медиации ИСИР ЮФУ, Первичная профсоюзная организация работников и обучающихся ЮФУ. В статье изложены основные идеи и результаты, к которым пришли участники конференции, а также дано обобщающее представление об опыте применения онлайн-обучения с его преимуществами и недостатками.

Sergey A. Dyuzhikov

Doctor of Philosophical Sciences, Professor, Head of the Department of Applied Conflictology and Mediation, Institute of Sociology and Regional Studies, Southern Federal University, Rostov-on-Don, Russia, e-mail: duzhikov@sfedu.ru

The article provides a brief overview of the international scientific-practical conference "Relevant directions of the development of the higher education system: distance education - problems and advantages", which was held on June 16-17, 2020 in Southern Federal University. The conference was organized by the Center for the Study of Social and Labor Relations and Problems of the Union Movement SFedU, Department of Applied Conflictology and Mediation SFedU, Trade Union Organization of SFedU. The article outlines the main ideas and results reached by the conference participants, as well as provides a generalized idea of the experience of using online learning with its advantages and disadvantages.

Ключевые слова: образование; дистанцион- Keywords: education; distance learning; the ное обучение; качество образования; индиви- quality of education; individualization of educa-дуализация образования; студентоцентриро- tion; student-centeredness; health saving. ванность; здоровьесбережение.

Введение

С марта 2020 г. в России (а во многих странах ранее) система образования полностью перешла на дистанционный формат преподавания. За несколько предшествующих лет система высшего образования в России провела большую работу по переводу многих процессов -организационных, образовательных и научных - в дистанционный режим. Но, безусловно, резкий и полный переход на дистанционную работу стал крайне болезненным для многих научно-педагогических работников.

Целью проведения конференции явилась необходимость обсуждения вопросов совершенствования социальных, экономических, юридических, психологических и других условий трудовой деятельности преподавателей и процесса обучения студентов в современном контексте. Изначально конференция планировалась как междисциплинарная, поэтому не было секций. Специалисты в разных областях знаний обсуждали одну проблему - влияние дистанционной формы обучения на качество образования, получаемые эффекты от такой системы, возможность извлечь уроки из сложившейся ситуации, которые могли бы быть использованы для развития системы подготовки кадров и научной деятельности. Учитывая, что соорганизатором конференции стала Первичная профсоюзная организация работников и обучающихся ЮФУ, важным вопросом стало обсуждение реализации социальных и трудовых прав коллективов университетов и студенчества.

На конференции обсуждались следующие вопросы: педагогические особенности образовательного процесса в дистанционном формате; инструменты дистанционного обучения; правовое обеспечение новых форм образовательной, научной и воспитательной деятельности; психологические аспекты взаимодействия преподавателя и студента при дистанционной форме проведения занятий; роль профсоюзных организаций по сохранению рабочих мест в современных условиях; экономические особенности деятельности университетов в меняющихся форматах жизнедеятельности.

На конференции было 167 участников (из них 15 студентов) из 35 университетов, в том числе 11 иностранных, трех федеральных университетов, а также ряд профсоюзных организаций. Было заявлено 52 доклада по различным аспектам реализации дистанционного обучения.

Организаторы привлекли представителей различных специальностей (гуманитарных и общественных наук, естественно-научного, инженерного, творческого и медицинского образования), чтобы совместно с психологами и специалистами в области педагогики изучить влияние дистанционных форм обучения на эффективность восприятия учебного материала, усвоение навыков, приобретение компетенций у обучающихся, влияние на психоэмоциональное состояние студентов и преподавателей, а также обсуждение вопросов нормирования труда в новых условиях реализации трудовой функции.

Анализ опыта преподавания в дистанционном формате

Открывала работу конференции Марина Александровна Боровская, д. э. н., профессор, член-корреспондент РАО, президент Южного федерального университета, с докладом «Развитие системы высшего образования через призму национальных проектов». Марина Александровна акцентировала внимание на взаимосвязи национальных проектов «Наука», «Образование», «Цифровая экономика»; рассказала о развитии электронного обучения в мире, обратив внимание на тенденцию ежегодного удвоения количества обучающихся, которые освоили хотя бы один онлайн-курс. В заключение профессор М.А. Боровская дала высокую оценку приоритетному проекту «Современная цифровая образовательная среда в Российской Федерации».

Одним из первых на конференции выступил Игорь Борисович Котлобовский, к. э. н., доцент, заведующий кафедрой управления рисками и страхования, советник ректора МГУ им. Ломоносова, председатель Объединенного профкома МГУ, президент Евразийской ассоциации профсоюзных организаций университетов. Игорь Борисович рассказал о деятельности Московского государственного университета в период перехода на дистанционный формат обучения и акцентировал внимание на глобальности тех проблем, с которыми приходится сталкиваться академическому сообществу в настоящее время.

Безусловно, мы понимаем, что новые формы обучения требуют подготовки кадров для школы, среднего профессионального образования и вузов, а также что психологи должны определиться с тем, как влияет дистанционное обучение на восприятие обучающегося, его память, утомляемость, эмоции и т. д. Поэтому одним из наиболее ожидаемых докладов было выступление Владимира Александровича Кири-ка, к. с. н., директора Академии психологии и педагогики ЮФУ, «Изменение педагогического дизайна образовательных программ высшего образования в условиях глобальных вызовов». Он сделал доклад о но-

веллах в формировании образовательных программ, реализуемых в Академии психологии и педагогики ЮФУ, призванных обеспечить высокое качество получения компетенций и подготовки кадров для удовлетворения современным требованиям рынка труда. При этом особое внимание Владимир Александрович уделил персонализации обучения, более тесной интеграции исследовательских и образовательных проектов, необходимости тщательного подбора кадров для реализации таких программ и изменениям условий нормирования труда.

Андрей Владимирович Бедрик, к. с. н., доцент, и. о. директора Института социологии и регионоведения ЮФУ, рассказал о проведенном в ЮФУ социологическом исследовании «Дистанционная форма реализации обучения в условиях COVID-19 в оценках преподавателей и студентов». Исходя из данных исследования, 74 % опрошенных студентов и 55 % научно-педагогических работников дают положительную оценку реализации дистанционного обучения. При этом самый высокий отрицательный показатель реализации образовательных программ в дистанционной форме зафиксирован по архитектуре и искусству. Наименее эффективными среди отдельных форм и видов работы преподаватели оценили практические занятия (64,9 %). Обучающиеся дали самую положительную оценку эффективности проведения лекционных занятий (82,9 %), а отрицательную - занятиям по физической культуре (39 %). 32 % респондентов считают, что внедрение отдельных элементов онлайн-обучения позволит повысить качество образования, но только при преобладании традиционных форм проведения занятий. При этом 43 % опрошенных уверены, что онлайн-обучение может применяться исключительно в рамках самостоятельной работы студентов и не должно замещать контактную работу преподавателя со студентами. Участники исследования пришли к выводу, что дистанционная форма обучения в условиях COVID-19 рассматривается как временная и вынужденная, она выявила преимущества в организации консультативной и индивидуальной работы со студентами, но существенно повысила риски качества практико-ориентированной модели образования; подтвердила обеспокоенность коллег об эффективности реализации отдельных укрупненных групп направлений подготовки; сложности контроля знаний и внимания студентов; необходимость совершенствования методической и информационно-технологической базы сопровождения данного процесса.

Особое внимание вызвал доклад, который подготовил Ярослав Турлуковский, - «Правовые проблемы дистанционного образовательного процесса в Польше». Все обратили внимание, что общей для академического сообщества остается проблема слабой правовой регламентации дистанционного формата обучения, в связи с чем возникают

правовые коллизии, которые могут привести к серьезным юридическим конфликтам, имеющим последствия для студента, преподавателя и университета в целом.

Наталья Александровна Лызь, д. пед. н., профессор, заведующая кафедрой психологии и безопасности жизнедеятельности ЮФУ, давно изучает эффективность дистанционного обучения, поэтому ее доклад «Психологические риски дистанционного формата обучения» был воспринят с большим интересом. Наталья Александровна выделила следующие риски для психологического благополучия преподавателей: эмоциональное выгорание, информационная перегрузка, интернет-зависимость (Истратова, Лызь, 2019. С. 314-319). К рискам потери качества образования она отнесла социальные риски, мотивационные и регулятивные риски, примитивизацию содержания обучения и иллюзорную образованность (Лызь, Истратова, 2019. С. 16-26).

Профессор Н.А. Лызь отметила, что при работе онлайн у студентов недостаточно развиваются социальные навыки (общение, взаимодействие, работа в команде) и умения публичного выступления (Клименских, Лебедева и др., 2019. С. 312-321). С позиции преподавания в онлайн-формате ощущается недостаток обратной связи: экран снижает энергетику партнерства, исключает внимание преподавателя к студентам, не позволяет оперативно корректировать процесс. Кроме того, преподавателям не хватает сопричастности, живой вовлеченности слушателей в изучаемый материал (Лызь, Истратова, 2019. С. 33-41).

Кроме психологических особенностей, которые надо учитывать при дистанционном обучении, имеют место также и физиологические. Об этом рассказал к. б. н. с. н. с., заведующий кафедрой физиологии человека и животных Академии биологии и биотехнологии им. Д.И. Ивановского ЮФУ Евгений Константинович Айдаркин в докладе «Дистанционное обучение: здоровьесберегающий аспект». Евгений Константинович подчеркнул, что являются актуальными вопросы разработки информационных, физических и психологических методов оптимизации нагрузки в онлайн-обучении с целью создания оптимальных эргономических условий для сохранения и укрепления здоровья, модернизации педагогических методов и форм в процессе профессионального становления обучающегося. Основными направлениями организации здоровьесберегающего пространства остаются разработки адаптирующейся системы мониторинга состояний организма участников образовательного процесса, системы управления психофизическим состоянием, разработка фитнеса когнитивных функций,

или майнд-фитнеса; системы управления образовательными траекториями с биологической обратной связью.

Широкое применение дистанционного обучения вызвало дискуссию о необходимости совершенствования трудового законодательства для закрепления новых условий и норм труда научно-педагогических работников. Доцент кафедры гражданского процессуального и трудового права юридического факультета ЮФУ к. ю. н. Елена Анатольевна Степанова в презентации «Удаленная работа научно-педагогических работников: опыт правоприменения и пути совершенствования» дала обзор и экспертную оценку сложившейся ситуации с точки зрения трудового законодательства (Белиц-кая, 2019. С. 59).

Она подчеркнула, что трудовое законодательство России в отличие от законодательства зарубежных стран не определяет разновидностей дистанционной работы и подобная форма взаимодействия работника и работодателя требует изменения действующего трудового законодательства.

Проведение данной конференции было бы невозможно без участия студентов, без учета их мнения и позиции. С докладом «Мнение студенческого сообщества ЮФУ о дистанционном обучении» выступил студент экономического факультета ЮФУ, специалист по работе с обучающимися ППО ЮФУ Никита Васильевич Черниченко. При подготовке к выступлению он провел анкетирование активных участков профсоюзного движения с выявлением их позиции и собрал информацию об отношении обучающихся к дистанционному обучению. Он доложил, что при проведенном опросе выявлены следующие основные положительные, по мнению студентов, факторы: эффективное ведение конспекта на компьютере; возможность изучения материала заранее ввиду размещения лекций на платформе Microsoft Teams. В противовес студенты отметили зависимость от технических факторов и внешних условий, нехватку живого общения, снижение уровня восприятия материала, уменьшение свободного времени, отсутствие возможности выполнять опыты и практические занятия в полном объеме, значительную нагрузку на организм, в частности на органы зрения, позвоночник, снижение двигательной активности в целом.

По утверждению студенческого профсоюзного лидера, университет, перейдя на дистанционный формат обучения, потерял воспитательную функцию, не осуществляется должная социализация студентов, а также сведен к минимуму фактор патриотического воспитания.

Владимир Геннадьевич Гайворонский, к. б. н., доцент ЮФУ, председатель Ростовской областной организации Общероссийского профсоюза образования, в своем докладе «Дистанционное обучение в период самоизоляции в оценках работников общего образования Ростовской области» уде-

лил внимание отношению школьных учителей к данной актуальной проблеме. Областная профсоюзная организация образования проводила анкетирование, по итогам которого отметила, что школьные учителя оценили удовлетворительно дистанционную форму обучения в настоящий момент, при этом воспринимают ее как исключительно вынужденную меру лишь на период пандемии (66,4 % опрошенных). При этом удалось выяснить, что в целом доходы учителей остались на прежнем уровне (71 %), но учителя слабо владеют навыками работы в профессиональной информационно-технологической среде, что требует проведения незамедлительного повышения квалификации в данной области.

Дистанционный формат в обучении - инструмент для расширения

возможностей обучения

Дистанционное обучение способствует реализации отдельных решений в системе образования. Дистанционный формат в обучении - один из важных инструментов для расширения возможностей обучения, которые в силу различных обстоятельств не могут быть доступны традиционным средствам. В то же время это один из дополнительных инструментов, и он не заменит то, что дает университет каждому участнику процесса обучения.

У дистанционного образования есть своя сфера применения. Многообразие механизмов и инструментов онлайн-обучения, их преимущества (широкий охват числа участников, взаимодействие участников из разных локаций, живой обмен опытом) повышают эффективность оказания образовательных услуг в системе дополнительного образования в различных форматах (бизнес-тренинги, обучающие семинары, симуляторы, бизнес-конструкторы, различные по форме интенсивы), расширяют спектр доступных для обучающихся программ отечественных и международных ДПО, программ повышения квалификации, инклюзивного образования, проведения конференций, индивидуальных консультаций и т. д.

Дистанционное обучение не способствует социализации обучающихся, получению ряда компетенций и навыков, а также не прививает традиции и ценности, которые можно получить только в стенах университета.

Чрезмерное и неконтролируемое использование дистанционных технологий негативно сказывается на состоянии здоровья всех участников образовательного процесса, связанного с необходимостью проводить основную часть времени за экраном компьютера.

Безусловно, можно констатировать, что система высшего образования выдержала испытание резкого и полного перехода на дистанционное обучение. Но вскрылись проблемы, которые связаны с недостаточностью нормативно-правовых актов и регламентов, регулирующих та-

кую работу. Недостаточно учебно-методической базы, обеспечивающей учебный процесс. Необходимо существенное совершенствование информационных платформ для обеспечения образовательного и научного контента. Не хватает подготовленных кадров, способных работать (физически, эмоционально, компетентно) с аудиторией удаленно. Необходимо сформулировать, как могут выполняться воспитательная и социализирующая функции образовательных учреждений в таких условиях. Важно проводить исследование влияния онлайн-обучения на психоэмоциональное и физиологическое состояние участников данного процесса. Нужно понять, с какими новыми профессиональными заболеваниями мы столкнемся. Конечно, нужно задуматься о возможных последствиях нагрузки на педагогов.

Целесообразно исследовать и развивать в дальнейшем концепцию смешанного обучения, ориентированную на учет новых институциональных вызовов и преимуществ таких технологий.

Литература

Белицкая И.Я. Дистанционный труд в России: в поисках решения // Закон. 2019. № 11.

Истратова О.Н., Лызь Н.А. Концептуальная модель информационно-образовательной деятельности обучающихся в интернет-пространстве // Азимут научных исследований. 2019. Т. 8, № 2 (27). С. 314— 319. DOI: 10.26140/anip-2019-0802-0095.

Клименских М.В., Лебедева Ю.В., Мальцев А.В., Савельев В.В. Психологические факторы эффективного онлайн-обучения студентов // Перспективы науки и образования. 2019. № 6 (42). С. 312-321. DOI: 10.32744/pse.2019.6.26.

Лызь Н.А., Истратова О.Н. Информационно-образовательная деятельность в интернет-пространстве: виды, факторы, риски // Педагогика. 2019. № 4. С. 16-26.

Лызь Н.А., Истратова О.Н. Роль информационно-образовательного интернет-пространства в непрерывном образовании личности // Вестник ЮУрГУ. Образование. Педагогические науки. 2019. Т. 11, № 1. С. 33-41. DOI: 10.14529/ped190104.

References

Belitskaya, I.Ya. (2019). Remote work in Russia: in search of a solution. Zakon, 11. (in Russian).

Istratova, O.N., Lyz, N.A. (2019). Conceptual model of information and educational activities of students in Internet. Azimut nauch-nykh issledovaniy, 8, 2 (27), 314-319. DOI: 10.26140/anip-2019-0802-0095. (in Russian).

Klimenskikh, M.V., Lebedeva, Yu.V., Maltsev, A.V., Savelyev, V.V. (2019). Psychological factors of effective online learning of students. Perspektivy nauki i obrazovaniya, 6 (42), 312-321. DOI: 10.32744 / pse.2019.6.26. (in Russian).

Lyz, N.A., Istratova, O.N. (2019). Information and educational activities in the Internet: types, factors, risks. Pedagogika, 4, 16-26. (in Russian).

Lyz, N.A., Istratova, O.N. (2019). The role of information and educational Internet space in the continuous education of the individual. Vestnik YUUrGU. Obrazovaniye. Ped-agogicheskiye nauki, 11, 1, 33-41. DOI: 10.14529/ped190104. (in Russian).

Поступила в редакцию

22 июня 2020 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.