Научная статья на тему 'Дистанционное банковское обслуживание физических лиц. Проблемы, перспективы, модели развития'

Дистанционное банковское обслуживание физических лиц. Проблемы, перспективы, модели развития Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
892
104
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
дистанционное банковское обслуживание / ДБО / рынок ДБО физических лиц в России / метод Т. Саати / метод анализа иерархий / e-banking / Internet-banking / online banking / mobile banking / remote banking / e-banking for individuals in Russia / Saati method / analytic hierarchy process (AHP) / analytic network process (ANP)

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Петровская Н. В

Автор исследует перспективы российского рынка дистанционного банковского обслуживания (ДБО) физических лиц. По мнению автора, уровень востребованности услуг ДБО в России крайне низок, а существующий потенциал весьма привлекателен для развития банковского сектора. Серьезную конкуренцию в освоении сектора ДБО российским банкам составляют мобильные операторы, небанковские платежные операторы, сетевые ритейлеры и иностранные банки. Для успешного развития рынка ДБО физических лиц в рамках банковского сектора России автор предлагает использовать моделирование на основании метода анализа иерархий Т. Саати.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Remote banking services for individuals. Problems, prospects, development models

The article is focused on Russian market of e-banking for individuals and its prospects. As statistics showed e-banking is unpopular among individuals in Russia. This fact gives Russian banking system a good possibility for development. Russian banks’ rivals on the market segment are mobile operators, nonbanking payment operators, network retailers and foreign banks. Analytic hierarchy/network process (AHP/ANP) method of Thomas Saati is proposed as means of modelling the market segment and solving the problem of its successful development in frame of Russian banking system.

Текст научной работы на тему «Дистанционное банковское обслуживание физических лиц. Проблемы, перспективы, модели развития»

тема номера: банки

УДК 336.719

дистанционное банковское обслуживание физических лиц. Проблемы, перспективы, модели развития

Аннотация. Автор исследует перспективы российского рынка дистанционного банковского обслуживания (ДБО) физических лиц. По мнению автора, уровень востребованности услуг ДБО в России крайне низок, а существующий потенциал весьма привлекателен для развития банковского сектора. Серьезную конкуренцию в освоении сектора ДБО российским банкам составляют мобильные операторы, небанковские платежные операторы, сетевые ритейлеры и иностранные банки. Для успешного развития рынка ДБО физических лиц в рамках банковского сектора России автор предлагает использовать моделирование на основании метода анализа иерархий Т. Саати.

Ключевые слова: дистанционное банковское обслуживание; ДБО; рынок ДБО физических лиц в России; метод Т. Саати; метод анализа иерархий.

Abstract. The article is focused on Russian market of e-banking for individuals and its prospects. As statistics showed e-banking is unpopular among individuals in Russia. This fact gives Russian banking system a good possibility for development. Russian banks' rivals on the market segment are mobile operators, nonbanking payment operators, network retailers and foreign banks. Analytic hierarchy/network process (AHP/ANP) method of Thomas Saati is proposed as means of modelling the market segment and solving the problem of its successful development in frame of Russian banking system.

Keywords: e-banking; Internet-banking; online banking; mobile banking; remote banking; e-banking for individuals in Russia; Saati method; analytic hierarchy process (AHP); analytic network process (ANP).

Петровская Н. В., магистрант кафедры «Банки и банковский менеджмент» Финансового университета Н petrovskaya_nv@maiL.ru

Банковский сектор и дБо в россии: исследования наФи1

Современное состояние банковского сектора в России характеризуется низким количественным и качественным потреблением банковских услуг. По результатам опросов физических лиц, проведенных НАФИ в 2012 г. на территории всей России, треть респондентов вообще не имеют банковских счетов, а в структуре банковских услуг абсолютно преобладают регулярная оплата услуг (ЖКХ, штрафы, детские сады и др.) и пластиковые карты (снятие начисленной зарплаты, пенсии и т. п.).

Научный руководитель Косарев В. Е., кандидат технических наук.

1 Национальное агентство финансовых исследований.

Как же обстоят дела с дистанционным банковским обслуживанием? По данным опросов НАФИ, результаты скромные. Интернет-банкингом пользуются только 17% опрошенных (см. табл. 1).

Управляют своими финансами с помощью мобильного телефона только 32% россиян. Причем в этом управлении доля работы именно с банковскими счетами составляет всего 6%. Остальное - получение СМС-оповещений, снятие денег со своего телефона на различные цели и другое (см. табл. 2). Таким образом, только 1,92% опрошенных используют мобильный телефон для управления банковскими счетами (0,32 * 0,07 = 0,0224, т. е. 2,24%).

Если сравнить данные опросов НАФИ с данными опроса, проведенного в США Американской банковской ассоциацией [3], неразвитость ДБО в России становится очевидной. Опрос в США был проведен в 2012 г. Респондентов спрашивали, какой метод банковского обслуживания они предпочитают. Лидирует со значительным отрывом (уже четвертый год подряд) Интернет-банкинг, его популярность растет среди всех возрастных групп. Доля обслуживания в офисах и банкоматах падает. Подрастают доли обслуживания по стационарному и мобильному телефонам. Возможно, данные тенденции

дистанционное банковское обслуживание физических лиц. Проблемы, перспективы, модели развития

Таблица 2

Формы использования мобильных телефонов для контроля и управления финансовыми операциями [2]

Таблица 1

распределение ответов на вопрос: «Есть ли у вас счет в банке? Если да, пользуетесь ли вы

интернет-банкингом?» [1]

Вариант ответа % от опрошенных

Не пользуюсь и не планирую пользоваться 40

У меня нет банковских счетов 33

Пользуюсь и планирую продолжать пользоваться 17

Не пользуюсь, но планирую начать пользоваться 7

Пользуюсь и не планирую продолжать пользоваться 2

Затрудняюсь ответить 2

Вариант ответа % от опрошенных

Для получения SMS-оповещений об операциях по карте 81

Для перевода средств с баланса своего телефона на другой телефон 21

Для оплаты со счета телефона скачивания мелодий, рингтонов, игр, фильмов и т. д. 12

Для управления банковским счетом 7

Для управления электронным кошельком 4

Другое 1

частично объясняются закрытием офисов, но, тем не менее, люди в США сегодня выбирают Интернет.

По формулировке задаваемого вопроса и вариантам ответов можно понять, что людей, не пользующихся банковскими услугами, в США практически не осталось (только 8% людей затруднилось назвать предпочитаемый способ совершения банковских операций; те, у кого нет банковских счетов, попадают в эту группу).

В табл. 3 объединены данные российского и американского опросов. Видно, что в России есть неиспользованный потенциал.

Перспективы развития банковского рынка россии с точки зрения дБо

В современном мире предоставление клиентам электронных возможностей управления финансами стало необходимой частью деятельности успешного банка. Для российских банков существуют перспективы, которыми необходимо воспользоваться, пока ими не воспользовались конкуренты. Вот они.

Главная перспектива - привлечь с помощью ДБО новых клиентов, т. е. те 33% населения, которые вообще не имеют банковских счетов. В труднодоступных районах, где сложно открыть и содержать филиалы, воз-

можности мобильного и Интернет-банкинга - как раз то, что нужно.

вторая возможность - стимулировать существующих клиентов к более частому и более разнообразному использованию банковских услуг. Пусть клиент просто начнет делать свои регулярные платежи через Интернет-банк. Это будет выгоднее, так как комиссии при платежах через Интернет ниже, а ставки по вкладам, открытым online, - выше. Если дистанционная работа будет выгодна и удобна для клиента, то ненавязчиво предлагаемые другие услуги, нужные именно данному клиенту, с большой вероятностью заинтересуют его.

Электронное взаимодействие с клиентами позволит банкам эффективно собирать, хранить и обрабатывать данные о клиентах и их операциях, а также учесть их личные потребности и сделать обслуживание более персонифицированным. На сегодняшний день практически все руководители крупных банков в России соглашаются, что клиент должен быть в центре, что необходим персонализированный подход к обслуживанию клиентов. Именно ДБО дает такую возможность [4].

Конкуренцию российским банкам на рынке ДБО составляют следующие категории компаний.

Мобильные операторы принимают платежи и переводы. Рынок мобильной связи поделен между тремя крупнейшими игроками, тогда как банковский рынок сильно фрагментирован и обладает в разы меньшими рекламными и дистрибуционными мощностями. Хотя Интернет-банкинг распространен больше, чем мобильный, но пользователей мобильных телефонов в 2 раза больше, чем пользователей Интернет, т. е. именно мобильный банкинг может оказаться более перспективным направлением ДБО.

Мобильный оператор Мегафон в своем мобильном приложении «Мегафон Деньги» позволяет удобно и безопасно совершать переводы денежных средств и оплачивать различные сервисы. Оператор МТС шагнул дальше Мегафона, создав свой банк - МТС-банк.

Небанковские платежные операторы: компании, занимающиеся электронными платежами и переводами, тоже отнимают у банков часть рынка. В связи с принятием в 2011 г. закона о Национальной платежной системе (см. ФЗ о Национальной платежной системе (№ 161-ФЗ от 27.06.2011)) работать с ЭДС могут только кредитные организации. Поэтому компании-операторы вынуждены были принять те или иные меры, чтобы остаться в рамках закона.

Например, OIWI, известнейший платежный сервис,-это группа компаний, в которую с 2010 г. входит банк, называющийся сегодня «КИВИ Банк». Сервис «Яндекс. Деньги» куплен Сбербанком России. Таким образом, Oiwi и «Яндекс. Деньги» можно считать игроками банковского сектора.

По-другому поступили крупные операторы электронных денежных средств (ЭДС) PayPal и RBK Money: в 2013 г. они получили лицензии небанковской кредитной организации. Компания WebMoney не получала никакой лицензии, но юридически она работает не с ЭДС, а с некоторыми расчетными единицами - «титульными знаками», которые не являются ЭДС.

Розничные ритейлеры. География покрытия и частота посещения торговых точек крупных сетевых ритей-леров позволят им обыграть любой банк и любого сотового оператора. X5 Retail Group уже выпустила совместные продукты с банками («Ситибанк» и «Альфа-банк»), а также совместный продукт с МТС. Логичное продолжение - объединение всех трех аспектов (банковского, мобильного и торгового) под собственным брендом.

Иностранные банки. Преимуществами зарубежных банков являются отлаженность бизнес-процессов, четкость внутренней структуры, уровень IT-систем и доступ к более дешевому финансированию. Угрозы массированного проникновения иностранных банков на российский рынок сегодня эксперты не видят. Вступление России в ВТО в 2012 г., которое могло бы распахнуть двери российского банковского рынка перед зарубежными

банками, компенсируется принятыми Госдумой в феврале 2013 г. поправками к Закону «О банках и банковской деятельности». Закон предусматривает запрет на создание филиалов иностранных банков в РФ (им, как и прежде, придется работать в России через дочерние структуры, подчиняющиеся российскому регулированию, при этом доля иностранного участия не должна превышать 50% капитала). Кроме того, активность «иностранцев» сдерживают последствия финансового кризиса, от которого большинство банков еще не оправилось [2].

В прогнозах на будущее мнения экспертов расходятся. Однако не исключается возможность того, что через пару лет угроза конкуренции с иностранными банками встанет с новой силой.

Таким образом, развитие российскими банками услуг ДБО на сегодняшний день является для них необходимым условием успешной деятельности, а возможно, и выживания: если банковский сектор России выпустит рынок ДБО из своих рук, последствия будут очень серьезными.

Моделирование — метод анализа иерархий Т. Саати

В связи с вышеизложенным представляет интерес моделирование развития рынка ДБО в России. В настоящей работе предлагается воспользоваться методикой, разработанной группой ученых во главе с профессором Томасом Л. Саати (1970), основанной на анализе иерархической модели - схемы элементов проблемы [5,6]. Такие модели называются AHP/ANP - Analytic Hierarchy/ Network Process, или Метод анализа иерархий/Метод анализа сетей. Особенность моделей состоит в том, что они интегрируют факторы как количественного, так и качественного характера и основываются на применении многоуровневых экспертных оценок. В моделях данного вида сложная проблема разбивается на более простые составляющие. Важная, даже критическая, роль отводится анализу связей между ними.

Первоначальная разработка иерархической модели производится аналитиками. Они начинают со сбора и структурирования информации, затем выделяют ключевые элементы проблемы и выстраивают их иерархию. Как правило, иерархия имеет вид дерева, корнем которого является «Фокус» (цель моделирования/планирования/прогнозирования). Последний уровень - «контрастные сценарии». Это некоторые гипотетические, альтернативные друг другу, предельные варианты развития проблемной ситуации или перечень мер, которые могут быть приняты для разрешения проблемы. Предполагается, что истинный сценарий развития или оптимальное решение проблемы лежит где-то между ними. Среди остальных уровней обычно есть уровни Акторов (участников, действую-

Дистанционное банковское обслуживание физических лиц. Проблемы, перспективы, модели развития

Рис. 1. Иерархическая схема для модели развития дистанционного банковского обслуживания физических лиц

в России к 2020 г.

щих лиц), Факторов (проблем, оказывающих влияние на ситуацию) и др.

Построенная аналитиком иерархическая схема модели представляется экспертам - специалистам данной области, которые могут править ее, добавляя, исключая или объединяя некоторые элементы. Еще более важная задача экспертов - для каждого уровня схемы провести попарное сравнение влияния элементов данного уровня последовательно на каждый из элементов соседнего сверху уровня. Собранные от экспертов данные проверяются на внутреннюю непротиворечивость и обрабатываются аналитиком. В итоге должны быть получены следующие результаты:

• для каждого уровня схемы элементы получают веса, отражающие их влияние на фокус (становится возможным ранжировать их влияние на достижение цели);

• достижение цели (фокуса) выражается как линейная комбинация элементов самого нижнего уровня (контрастных сценариев).

Построение иерархической модели Т. Саати развития рынка ДБО физических лиц в России

На следующей схеме (см. рис. 1) представлена предварительная версия модели развития ДБО в России (выполнен первый этап - работа аналитика). Цель (Фокус) сформулирована следующим образом: «Успешное развитие дистанционного банковского обслуживания физических лиц в России к 2020 году». Под успешным развитием ДБО подразумеваются

• сосредоточенность дистанционных услуг в российской банковской сфере - крайне важно не отдать данный рынок конкурентам (данное исследование ведется с позиций российского банковского сектора);

• максимизация количества клиентов, вовлеченных в работу с ДБО;

• достижение адекватного уровня безопасности ДБО (как для банка, так и для клиента);

• существование адекватной законодательной базы, обеспечивающей защиту прав как банка, так и клиента.

Эти составляющие фокуса занимают второй ряд схемы - задачи. Решение этих задач и является достижением цели (фокуса).

Следующий уровень схемы - проблемы, которые мешают решению задач второго уровня. Прямого влияния на фокус они не оказывают. Основные проблемы таковы:

• наличие альтернативных поставщиков услуг ДБО физическим лицам (конкурентов) и их активность в этом направлении;

• низкий количественный и качественный уровень потребления банковских услуг физическими лицами в России;

• невысокая потребность в дистанционных услугах у физических лиц, имеющих счета в банках;

• отсутствие четких норм в законодательстве;

• существование специфических рисков ДБО.

На четвертом уровне схемы расположены действующие лица - участники. Это банки (российские), клиенты (в том числе и потенциальные), конкуренты (все категории, включая зарубежные банки), провайдеры и регулирующие органы. Под провайдерами понимаются все третьи стороны, стоящие между банком и клиентом потребителем услуг ДБО, - разработчики программного обеспечения, телекоммуникационные компании, Интернет-провайдеры и др. Регулирующие органы - это государственные органы, Центральный банк и др. Участники влияют на третий уровень - от них зависит, что произойдет с проблемами - будут ли они

Таблица 3

Уровень 5-й модели - решения

№ Название Описание решения

1 Виртуализация Сокращение банками числа офисов и банкоматов - клиенты будут вынуждены обратиться к ДБО

2 Протекция Ограничение доступа иностранных банков на рынок РФ

3 Монополия Законодательное закрепление возможности предоставления услуг ДБО только за банками

4 Поощрение Установление еще более выгодных для клиента условий - снижение комиссий, увеличение страхового покрытия для дистанционных вкладов и др.

5 Школа Включение основ ДБО в школьную программу - подготовка 1Т- и финансово-грамотного поколения

6 Проекция Инерционное развитие: все остается, как есть

устранены, усугублены, или изменены. Влияние участников на фокус осуществляется через уровень проблем, которые, в свою очередь, влияют, воздействуя на следующий уровень, т. е. на уровень задач, и только задачи непосредственно управляют достижением заданной цели (фокуса).

Последний, пятый уровень схемы - решения. В следующей таблице дано их краткое описание (см. табл. 3). Это перечень мер, которые могут быть полезными в сложившейся ситуации.

Для второго и третьего уровней схемы рассчитаны веса элементов, отражающие их влияние на фокус. Расчеты сделаны на основании оценок аналитика.

Выводы

В данной работе использованы результаты исследования рынка дистанционного банковского обслуживания физических лиц в России, осуществленные НАФИ. Проведено сравнение с результатами подобного исследования, проведенного в США. Отмечено, что рынок ДБО в России практически не развит, но несет в себе широкие перспективы для российского банковского сектора.

Конкуренцию в освоении рынка ДБО коммерческим банкам РФ составляют операторы мобильной связи, сетевые магазины (ритейлеры), иностранные банки. Настоящее время - довольно удобный момент для занятия максимальной доли рынка ДБО, так как активная деятельность иностранных банков в России ограничена запретом на открытие филиалов и влиянием финансового кризиса.

Очевидно, что если российские коммерческие банки не смогут установить контроль над рынком ДБО, то их дальнейшее развитие будет сильно затруднено. В связи с важностью решения этой стратегической задачи для российских банков представляет интерес моделирование ситуации, складывающейся вокруг рынка ДБО.

В рамках данной работы для оценки перспектив рынка ДБО и выбора оптимального пути его развития

предлагается использовать элемент теории принятия решений - метод анализа иерархий Томаса Саати. Предложена иерархическая схема модели. Модель позволит оценить и сравнить влияние на развитие рынка ДБО основных действующих лиц (российских коммерческих банков, их конкурентов, клиентов ДБО), а также факторов, оказывающих в основном негативное воздействие (таких, как низкий уровень потребления банковских услуг и услуг ДБО, риски, связанные с безопасностью ДБО, неразвитость законодательной базы и др.). Данная модель позволяет заложить в нее возможные меры по решению проблемы, оценить их и понять, какие из них будут в текущих условиях наиболее оптимальными.

Необходимое условие эффективности модели - получение достаточного количества экспертных оценок. В качестве экспертов предполагается пригласить руководящий персонал коммерческих банков и представителей российского научного экономического сообщества.

Литература

1. Немобильные финансы. Национальное агенство финансовых исследований, 19.11.2012.- Режим доступа: http://nacfin.ru/novosti-i-analitika/ press/press/single/10616.html

2. Неосвоенный Интернет-банкинг. Национальное агентство финансовых исследований, 8.10.2012.- Режим доступа: http://nacfin.ru/novostH-analitika/press/press/single/10604.html

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. ABA Survey: Popularity of Mobile Banking Jumps. American Bankers Association, 9.10.2012.- Режим доступа: http://www.aba.com/Press/Pa ges/100912PreferredBankingMethods.aspx

4. Резниченко А. ДБО в России: все еще впереди // bankir.ru, 27.09.2012.- Режим доступа: http://bankir.ru/novosti/s/dbo-v-rossii-vse-eshche-vperedi-10028096/#ixzz2E0Kr0A9d

5. Саати Т. Принятие решений. Метод анализа иерархий: Пер. с англ. -М.: Радио и связь, 1993. - 320 с.

6. Рыдванская П. О. Исследование влияния социальных и экономических факторов на сценарии инновационного развития наукограда Фрязино: выпускная квалификационная работа (магист. дис.).-М: Высшая школа экономики, 2012.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.