нятия управленческих решений и поднять реализацию государственного управления на более высокий профессиональный уровень.
литература
1. Об основных направлениях развития государственной гражданской службы Российской Федерации на 2016-2018 годы: Указ Президента РФ от 11 августа 2016 г. № 403. [Электронный ресурс]. URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71363052/ (дата обращения: 07.12.2018).
2. О государственной гражданской службе Российской Федерации: Федеральный закон от 27 июля 2004 г. № 79 ФЗ. [Электронный ресурс]. URL: https://base.garant.ru/ 12136354/ (дата обращения: 07.12.2018).
3. О введении в действие государственных требований к минимуму содержания и уровню требований к специалистам для получения дополнительной квалификации «Специалист по государственному и муниципальному управлению — Master of Public Administration (MPA): Приказ Министерства образования и науки РФ от 8 февраля 2008 г. № 39. [Электронный ресурс]. URL: http://docs.cntd.ru/document/902101175 (дата обращения:
19.12.2018).
4. Степаненко Е. В. Master of Public Administration (MPA): опыт реализации, проблемы и перспективы развития / / Вестник Российского университета дружбы народов. Государственное и муниципальное управление. 2015. № 1. С. 82-91.
5. Об определении размеров стоимости образовательных услуг в области дополнительного профессионального образования федеральных государственных гражданских служащих и ежегодных отчислений на его научно-методическое, учебно-методическое и информационно-аналитическое обеспечение: Постановление Правительства РФ от 26 мая 2008 г. № 393. [Электронный ресурс]. URL: http://base.garant.ru/193326/ (дата обращения:
15.01.2019).
УДК 364.64
В. К. Потемкин
диссеминация семейных отношений как фактор активизации молодежи в профессиональной деятельности
V. K. Potyemkin. Dissemination of family relations as a factor in the activation of young people in their professional activities
В статье обоснована необходимость в системе семейных отношений сознательного и ответственного распространения идей, ценностей, установок в профессиональной и общественной деятельности молодых людей. Теоретически и эмпирически доказано, что именно в семье происходит формиро-
The article substantiates the need for the family relations system to consciously and responsibly disseminate ideas, values, attitudes in the professional and social activities of young people. It has been theoretically and empirically proven that it is in the family that a unified sociocultural, moral, and
Валерий Константинович Потемкин — заведующий кафедрой управления персоналом Санкт-Петербургского государственного экономического университета, доктор экономических наук, профессор, заслуженный деятель науки РФ. © Потемкин В. К., 2019
вание единого социокультурного, морально-нравственного и профессионального пространства, в котором происходит самоопределение и ценностное ориентирование молодежи. Обращено внимание на необходимость диагностики уровня родительской компетенции в вопросах трудового воспитания молодежи и ролевых ожиданий членов семьи к принадлежности в социально-профессиональной структуре российского общества.
Ключевые слова: семья; внутрисемейное отношения; молодежь; трудовое воспитание; профессиональная деятельность; доверие; ожидания; ориентирование; коммуникации; мотивация.
Контактные данные: 191023, Санкт-Петербург, Садовая ул., д. 21; (812) 310-19-04; [email protected].
professional space is formed, in which self-determination and value orientation of young people take place. Attention is drawn to the need of analysis the level of parental competence issues of youth labor education and the role of family members expectations in the social and professional structure of Russian society.
Keywords: family; family relations; youth; labor education; professional activity; trust; expectations; orientation; communication; motivation.
Contact Details: Sadovaya St. 21, St. Petersburg, Russian Federation, 191023; (812) 31019-04; [email protected].
Современные исследователи [1-3] внутрисемейных отношений, как правило, акцентируют внимание на известном положении, по которому семья — это группа индивидов, связанных друг с другом брачными, кровно-родственными отношениями, общими бытовыми условиями жизнеустройства, взаимопомощью в ведении совместного хозяйства, а также моральной ответственностью за соблюдение норм общежития. Структурными признаками семьи по ее составу являются: нуклеарная, пополненная, смешанная семья и семья родителя-одиночки [3]. В последние годы с учетом многочисленных общественных трансформаций семьи начинают подразделяться по критерию «трудности» социального положения. К ним относятся семьи группы риска, проблемные семьи, неблагополучные семьи и семьи асоциальные.
Важнейшим аспектом исследования внутрисемейных отношений стало выявление их индивидуальности, взаимодействия с социальной средой, отношения к общественному воздействию на участие в демографическом пополнении государства [4, с. 169]. Если принять во внимание тот факт, что семья является субъектом и объектом общественных отношений, то нельзя не увидеть, что она может формироваться не только по признакам личной совместимости, общей меры взаимопонимания и согласия в семейной жизни, но и по уровню материального благосостояния, социально-профессионального престижа, принадлежностью к какому-то общественному или политическому движению, к традиционной профессиональной сфере участников внутрисемейных отношений. Совершенно не случайно Л. С. Выгодский обращал внимание на различные социальные ситуации общественных отношений, которые охватывают сложный комплекс взаимодействующих между собой факторов [5]. Подобные взаимодействия в современных условиях приводят к тому, что каждая конкретная социальная группа, в данном случае семья, воспринимается не как какой-то пассивный субъект общественных отношений, а как непосредственный его участник.
К. Маркс писал, что «лишь взаимодействие человека с другими людьми превращает его в представителя рода человеческого, обнаруживает его родовую сущность, проявляет социальную природу» [6, с. 62]. Включение семьи в систему отношений социального взаимодействия обусловливает необходимость более детального исследования мотивационно-целевого аспекта ее раз-
вития; социально-психологической устойчивости в системе трансформационных процессов, охватывающих экономику, политику, право, социальное развитие и управление; предметно-деятельную направленность социально-профессиональных действий, нацеленных на приобретение знаний, опыта, навыков коммуникации с общественной средой, интересов профессионального самоопределения каждого из членов семейных отношений и, прежде всего, детей. То есть весьма актуализированным является процесс диссеминации, предполагающий формирование единого состава культурного и профессионального пространства, в котором дети получают своеобразные импульсы для самоопределения общественных и профессиональных ориентаций. И действительно, ребенок на начальных стадиях внутрисемейных отношений осуществляет целенаправленное накопление информации сначала об общественной позиции родителей по отношению к нему самому, другим личностям из социального окружения, и уже затем о социальной среде, в которой наиболее полно раскрываются сначала «навязанные», а затем самовоспроизводящиеся ориентации в общественном и профессиональном развитии.
В системе внутрисемейного взаимодействия в сознании пока еще ребенка (5-14 лет) доминируют отношения по принципу «Я» и «Они», формирующие его сознание, интересы, определяющие его приобретенный социальный статус, отношение к родительским установкам и реакциям родителей на поведение. Однако в этот период развития ребенка мы не наблюдаем целостности восприятия внутрисемейных отношений, связанность отношений с окружающей социально-профессиональной средой, доминирование внутрисемейных отношений с ориентацией на труд, на выбор профессии, на сферу приложения труда и на мотивацию достижений в профессиональной деятельности. Причем в этом случае мотивация в зависимости от семейной среды может иметь потенциальную предметно-деятельную, пассивную и экстремальную ориентированность. Можно в этой связи утверждать, что к 14 годам у детей формируется только потенциальная и не всегда осознанная мотивация на труд, в основе которой сфера профессиональной деятельности родителей и их материальный достаток. В более позднем возрасте (15-18 лет) мотивация приобретает активно-действенный характер, в основе которого осознание взгляда на свое будущее в социально-профессиональной среде и выбор направления профессиональной деятельности. Одновременно у детей в этом возрасте развиваются и социальные качества, формирующие первые представления о включении в структуру общественных, социально-трудовых и производственных отношений. При наличии первичных социальных качеств молодежь, а 15-17 лет — это уже молодежь, вступает в трудовую жизнь. К сожалению, были забыты исследования НИИ труда на 25 предприятиях машиностроительного комплекса страны среди молодых рабочих, 39,0% которых в процессе обучения в ПТУ уже разочаровались в избранной профессии и только выразили ею удовлетворенность — 35,0% [7, с. 7]. Эти данные были получены при том, что в 1980-х гг. 62,8% учащихся старших классов проходили трудовое обучение, 14,0% выпускников школ избирали профессию, соответствующую профилю трудового воспитания и обучения. Заметим, что по наблюдениям А. С. Макаренко, «труд сам по себе, не сопровождаемый напряжением, общественной и коллективной заботой, оказался маловлиятельным фактором в деле воспитания новых мотиваций поведения» [8].
Если принять во внимание, что профессиональное воспитание является социально-педагогической проблемой, то становится очевидным значение семьи и внутрисемейных отношений в этом процессе.
Со значительной степенью определенности можно утверждать, что в системе внутрисемейных отношений формируется осознанная направленность личности
ребенка; развивается степень владения собственным поведением и оценивается поведение других, фиксирующихся в определенной социальной среде; определяются свойства личности, характеризующие зрелость в выборе профессии, поведение которой соответствует задачам профессионального развития.
На протяжении многолетних исследовательских практик установлено, что именно в семье закладываются основы профессионализации детей в подростковом возрасте, которые формализуются, например, у студенческой молодежи, которая хочет добиться хорошего материального положения — 48,2%; овладеть профессией и найти работу — 43,7%; найти место в жизни и обществе — 25,1%; создать семью — 22,4%; стать независимым и обрести экономическую свободу — 16,3%; добиться общественного признания — 8,3% [9].
Отсутствие воспитательной компоненты в системе внутрисемейных отношений значительно снижает ориентацию на труд, сдерживает воспроизводство социально-профессиональный структуры общества. Если принять во внимание, что изначально в профессиональном самоопределении молодежи существенное значение приобретает мнение родителей, которые желали бы, чтобы их дети имели высшее образование (72,0%), получили специальность экономиста (44,0%), юриста (24,0%), военного специалиста (17,0%), инженера-конструктора, технолога (14,0%), и менее всего ориентируют детей на приобретение рабочих специальностей, то станет очевидной диспропорция в сфере профессиональных предпочтений и практик [10].
Кроме того, нами установлено, что в молодежной среде более 70,0% намерены получить образование и специальность безотносительно к полезности для их работы в конкретной сфере приложения труда. В тоже время удовлетворить профессиональные запросы молодежи можно, если работа будет хорошо оплачиваемой — 79,2%; интересной — 48,2%; сопровождаться хорошими условиями труда — 39,7%; иметь социальные гарантии — 30,4% и т. п. [11]. Также отмечается, что более 20,0% молодежи никогда не работали по специальности, а 10,0% работали, но были вынуждены ее сменить. За последние годы резко возрос интерес молодежи к досугу, причем досугу развлекательному, занимающему значительное количество свободного времени [12].
Изначально низкий уровень воспитательной работы в семье, несбалансированность внутрисемейных отношений (игры, досуг, труд, социализация, профессиональная ориентация, профессиональная деятельность, включенность в систему общественных отношений), а также спонтанный способ выбора сферы профессиональной деятельности является первопричиной того, что по разным оценкам до 20,0% молодых людей не удовлетворены своим положением и готовы покинуть Россию; около 24,0% — обладатели устойчивой позиции, что «современная жизнь трудна и жестока» и если прижмет, то можно принять участие в криминальной деятельности; 31,0% полагают, что это нормальный способ зарабатывания денег.
Дальнейшее закрепление молодежи в профессиональной сфере предполагает обращение к истокам трудового воспитания в семье. Неслучайно К. Маркс считает, что «при разумном общественном строе каждый ребенок с 9-летнего возраста должен стать производительным работником». И далее: «...чтобы есть, он должен работать и работать не только головой, но и руками» [13]. То есть ребенок, приобретая знания в процессе внутрисемейного обучения, должен приобщаться к труду, пусть несложным, но обязательным трудовым действиям, связанным с домашним хозяйством.
На ранних стадиях исследовательских практик уже отмечалось, что трудовое воспитание связано с воспитанием воли, характера, духа солидарности, т. е. основ коллективного труда, посредством которого и происходит не только эко-
номия времени на производство готового продукта, идущего в сферу потребления, но формируется социально-профессиональный жизненный уклад населения страны.
Можно предположить, что данные положения верны для системы превалируе-мых рыночных отношений, хотя ориентация молодежи на рубль, даже на рубль заработанный, может сузить трудовое воспитание до культа потребительства в системе общественных отношений, включая отношений внутрисемейных.
В общественной практике имеет место скепсис в отношении того, что семья имеет ограниченные возможности не только в воспитании детей, но и сопровождении их жизнедеятельности на ранних стадиях их профессионального становления. Однако, по мнению Б. Швальбе и Х. Швальбе, в трудные минуты именно семья способствует преодолению противоречий в складывающихся общественно-трудовых отношениях, формировании профессионализации и карьерного роста [14, с. 37-38]. Именно в структуре внутрисемейных отношений формируются такие качества подрастающего поколения, как вежливость и предупредительность, общительность и умение поддерживать отношения, выбор приоритетов, порядок и организованность, т. е. все то, что характеризует развитие личности, творческих способностей и первичного трудового опыта.
Многоаспектность профессиональной деятельности обусловливает необходимость понимания доверия в системе внутрисемейных отношений. Доверие, по определению Стивена Р. Кови, есть ничто иное как «связующий состав жизни. клей, на котором держатся культура, организация и взаимоотношения» [15, с. 178]. Кроме того, доверие — это и основа дружеских отношений, усиливающих познавательную, эмоциональную, социокультурную и трудовую компоненты, являющиеся неотъемлемой частью профессиональной деятельности. Отсутствие доверия в человеке независимо от его возраста является первопричиной искаженного понимания сути внутрисемейных отношений, а уже затем и общественных отношений, ограничивающих включенность молодежи в познавательные и профессиональные коммуникации.
В настоящее время можно заметить явный приоритет Интернета, СМИ в сфере коммуникаций и постоянное снижение уровня взаимодействия молодежи с членами семьи, друзьями и коллегами по работе. Можно отметить, что доверие у молодежи формируется на 60,0% за счет использования информации из Интернета, более 30,0% из СМИ и только около 7,0% из внутрисемейных отношений. Как правило, обмен информацией в системе внутрисемейных отношений, по мнению родителей, касается досуга детей — 22,0%; обучения в школе, колледже, вузе — 38,0%; обсуждения стрессовых ситуаций — 12,0%; поведения как феномена непонимания друг друга в семье — 18,0%; трудового приобщения к внутрисемейным проблемам и будущих профессиональных ориентаций — 7,0% (опрошено 93 респондента, представителей родительских комитетов 11 образовательных школ Санкт-Петербурга). Совершенно другое восприятие информационного обмена в системе внутрисемейных отношений у молодежи: вопросы обучения — 60,0%; досуга — 17,0%; поведенческая накачка — 8,0%; жизненные советы со стороны родителей, носящие воспитательный характер — 13,0%, в том числе касающиеся выбора профессии — 2,0% (опрошено 111 учащихся школ, 42 студента колледжа, 47 студентов 1-11 курсов вузов гуманитарного профиля).
Различие взглядов на внутрисемейные отношения приводит к тому, что родители недовольны отношением детей к учебе — 45,6%; как дети проводят свое свободное время — 30,2%; не одобряют выбор друзей — 10,0%; не понимают интересов детей — 7,0% [16]. Не совпадают в системе внутрисемейных отношений и профессиональные ориентиры. Так, родители хотели бы, чтобы их дети имели
высшее образование, специальности юриста, экономист, инженера, врача и т. п. — 88,0%, и только около 7,0% — рабочего по престижной специализации. Фактически эти желания далеки от реализации. Как следствие, индекс трудоустройства молодежи, рассчитанный М. К. Горшковым и Ф. Э. Шереги, по различным причинам находится в пределах 0,68-0,70 [17], и это привело к тому, что около 1,5 млн человек в возрасте от 16 до 30 лет в настоящее время не заняты общественно полезным трудом. Здесь же отметим, что почти 40,0% случаев трудоустройства молодежи зависят от родных и близких знакомых.
Теоретический и эмпирический анализ проблемы влияния внутрисемейных отношений на активизацию молодежи в профессиональной деятельности позволяет утверждать, что до начала устойчивых профессиональных ориентаций и приобретения первичного трудового опыта говорить о молодежи как об устойчивом субъекте профессиональной деятельности можно лишь условно. Это условность может, по нашему мнению, сокращаться, если в структуре внутрисемейных отношений будут иметь место вопросы социализации, самооценки и самореализации в общественной и трудовой сферах. Решение данной проблемы имеет непосредственное отношение к модернизации производственного потенциала страны на основе инновационных принципов развития, когда квалификационная структура занятого населения, включая молодежь, выглядит как отсталая или догоняющая до какого-то среднего уровня: 26,6% — специалисты высокой квалификации; средней квалификации — 29,0%; низкой квалификации — 44,4%. Совершенно очевидно, что модернизационный аспект развития производственных, экономических и социальных отношений, необходимость резкого усложнения, с позиции профессиональных компетенций, социально-профессиональной структуры общества при запоздалом включении семьи в процессы диссеминации внутрисемейных отношений может привести к формированию «отстраненного взгляда» у значительной части молодежи в процессе их профессионализации.
В значительной степени процесс профессионализации молодежи зависит от складывающихся ролевых ожиданий семьи. При этом родители, даже не имея профессиональных навыков, могут оценить степень развития детей, моторику их поведения, состав эмоциональных и социальных проявлений, ориентированность на вид деятельности и самоувлеченность данной деятельностью, уровень обучаемости и ответственное поведение при выполнении заданий. Несомненно, подобная оценка зависит от уровня родительских компетенций и условий их применения в системе внутрисемейных отношений. По сути, процесс активизации молодежи в профессиональной деятельности при непосредственном участии родителей может носить не только структурно-познавательный, ретроспективно-оценивающий, но и предметно-деятельный характер, учитывающий опыт предыдущих поколений, сложившуюся информационно-профессиональную среду и начальную практику трудового воспитания.
Литература
1. Лидере А. Г. Психологическое обследование семьи: учеб. пособие. 2-е изд. М.: Академия, 2007. 432 с.
2. Райгородский Д. Я. Диагностика семьи: методики и тесты. Самара: Бахрах-М, 2004. 735 с.
3. Слепкова В. И., Заеко Т. А. Психологическая диагностика семейных отношений. Мо-зырь: Содействие, 2006. 196 с.
4. Демографическое развитие России в ХХ1 веке / под ред. Г. В. Осипова и Л. Л. Рыба-ковского. М.: Экон-Информ, 2009. 340 с.
5. Выготский Л. С. Педагогическая психология. М.: Педагогика-Пресс, 1999. 536 с.
6. Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения: в 50 т. Т. 23. 2-е изд. М.: Гос. изд-во полит. лит-ры, 1960. 908 с.
7. Об удовлетворенности работой рабочих и служащих отдельных отраслей промышленности // Аргументы и факты. 1988. № 9. С. 7.
8. Макаренко А. С. Педагогические сочинения: в 8 т. Т. 3. / сост.: Л. Ю. Гордин, А. А. Фролов. М.: Педагогика, 1984. 512 с.
9. Михайлов С. Г., Потемкин В. К. Мотивирование роста профессиональных компетенций работников предприятий: препринт науч. докл. СПб.: Лема, 2013.
10. Михайлов С. Г. Профессиональное воспитание молодежи: возвращение к истокам: информ.-аналит. обзор. СПб.: Инфо-Да, 2018. 99 с.
11. Потемкин В. К., Михайлов С. Г., Половинкин В. А. Молодежь. Общественная среда. Православие: информ.-аналит. пособие. СПб.: Ом-Пресс, 2016. 107 с.
12. Шереги Ф. Э. Бюджет времени учащихся средних школ и профтехучилищ // Российская молодежь: проблемы и решения. М.: Центр соц. прогнозирования, 2005. 645 с.
13. Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения: в 50 т. Т. 16. 2-е изд. М.: Гос. изд-во полит. лит-ры, 1960. 840 с.
14. Швальбе Б., Швальбе Х. Личность. Карьера. Успех. М.: Прогресс, 1993. 239 с.
15. Кови С. Р. Восьмой навык: от эффективности к величию / пер. с англ. М.: Альпина Бизнес Букс, 2007. 404 с.
16. Потемкин В. К. Самоактуализация профессиональной деятельности работников предприятий. СПб.: Инфо-да, 2018.
17. Горшков М. К., Шереги Ф. Э. Молодежь России: социологический портрет. М.: ЦСПиМ, 2010. 590 с.
УДК 613:316.64
К. М. Оганян, К. К. Оганян
Социологический анализ здорового образа жизни
студентов
K. M. Oganyan, K. K. Oganyan. Sociological analyses of a students' healthy
lifestyle
В статье рассматриваются результаты и интерпретации социологического исследования, посвященного изучению здорового образа жизни студентов вузов Санкт-Петербурга. Анализируется социально-психологический компонент ценности спортивной деятельности. Цель физического воспитания и образования в высшей школе заключается в сохранении и укреплении здоровья студентов.
The results and interpretations of a sociological research devoted to the study of the students healthy lifestyle of the St. Petersburg University discusses in the article. The socio-psychological component of the sports values activity is analyzed. The purpose of physical education and higher education in higher education is to preserve and strengthen the student's health. We interviewed stu-
Каджик Мартиросович Оганян — профессор кафедры социально-гуманитарных дисциплин Национального государственного университета физической культуры, спорта и здоровья им. П. Ф. Лесгафта (Санкт-Петербург), доктор философских наук, профессор, почетный работник высшего профессионального образования РФ.
Карина Каджиковна Оганян — доцент кафедры педагогики и психологии экстремальных ситуаций Санкт-Петербургского университета государственной противопожарной службы МЧС России, кандидат социологических наук, доцент.
© Оганян К. М., Оганян К. К., 2019