Научная статья на тему 'Диспозиционный подход к изучению мотивации родительского труда'

Диспозиционный подход к изучению мотивации родительского труда Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
629
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РОДИТЕЛЬСКИЙ ТРУД / PARENT LABOUR / УРОВНИ ИССЛЕДОВАНИЯ / LEVELS OF STUDY / ТРУДОВОЕ ПОВЕДЕНИЕ / LABOUR BEHAVIOR / ДИСПОЗИЦИОННАЯ ТЕОРИЯ ЛИЧНОСТИ / DISPOSITIONAL THEORY OF PERSONALITY / МОТИВАЦИЯ / MOTIVATION

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Ворошилова Анжелика Игоревна

В статье впервые представлены возможности изучения поведения в родительском труде с позиций диспозиционного подхода на макро-, мезо-, микроуровне организации этого труда. Изучение формирования трудового поведения в сфере родительства с учетом предложенной схемы анализа позволит более глубоко исследовать этот феномен и разработать основы его регулирования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DISPOSITIONAL APPROACH TO STUDYING OF MOTIVATION OF PARENTAL WORK

The paper first introduce the possibility of studying the behavior of the parent labour from the standpoint of dispositional approach at the macro, meso, micro levels of the parent labor organization. The studying the formation of labor behavior in the field of parenting with the proposed scheme will enable deeper analysis to investigate this phenomenon and to develop a basis of its regulation.

Текст научной работы на тему «Диспозиционный подход к изучению мотивации родительского труда»

YAK 316.628.5 ББК 88.5

а.и. ворошилова

a.i. voroshilova

диспозииионный ПОДХОД к изучению мотивлиии РОДИТЕЛЬСКОГО труда

DISPOSITIONAL APPROACH TO STUDYING OF MOTIVATION OF PARENTAL WORK

В статье впервые представлены возможности изучения поведения в родительском труде с позиций диспозиционного подхода на макро-, мезо-, микроуровне организации этого труда. Изучение формирования трудового поведения в сфере родительства с учетом предложенной схемы анализа позволит более глубоко исследовать этот феномен и разработать основы его регулирования.

The paper first introduce the possibility of studying the behavior of the parent labour from the standpoint of dispositional approach at the macro, meso, micro levels of the parent labor organization. The studying the formation of labor behavior in the field of parenting with the proposed scheme will enable deeper analysis to investigate this phenomenon and to develop a basis of its regulation.

Ключевые слова: родительский труд, уровни исследования, трудовое поведение, диспозиционная теория личности, мотивация.

Key words: parent labour, levels of study, labour behavior, dispositional theory of personality, motivation.

Относительно новым и актуальным направлением изучения репродуктивного поведения человека в настоящее время является концепция родительского труда. Суть данной концепции состоит в том, что человеческая деятельность в сфере воспроизводства рода рассматривается в качестве особого вида родительского труда. Изначально авторы данной концепции рассматривали родительский (репродуктивный) труд в основном как категорию экономического анализа [1, 4, 7, 9]. В то же время становится очевидным, что сфера изучения родительского труда имеет точки соприкосновения со многими отраслями социологической науки - социологией семьи, социологией культуры, социологией труда и т. д. Связь с последней особенно актуальна при изучении процессов формирования мотивации родительского труда. Известно, что поведение человека, в том числе и трудовое - в какой бы то ни было сфере - во многом определено внутренними мотивационными процессами. Изучение мотивации родительского труда имеет практическую значимость, особенно в условиях затяжного демографического кризиса, существующего на данный момент в Российской Федерации, так как в определенной мере позволяет прогнозировать репродуктивное поведение населения.

Родительский труд в связи с его протяженностью во времени занимает значительное место в жизни личности. Однако, мы можем говорить о его значимости только в том случае, если он выступает сферой самореализации личности, ее потребностей и интересов. Чем выше уровень реализации личности в данном процессе, тем выше уровень ее мотивации. Согласно Н.И. Дряхло-ву, мотивационная структура личности выражает взаимосвязь диспозицион-ных уровней и тех реальных условий, в которых человек вынужден действовать [6, с. 169].

Мотивы в структуре личности также имеют свою иерархию. Изменения в этой системе означают смену интересов, ценностей, позиций личности. В сфере родительского труда мотивы, соответственно, тесно связаны с репро-

дуктивными мотивами человека вообще. А.И. Антонов выделяет три группы репродуктивных мотивов (экономические, социальные и психологические), при этом их соотношение в структуре репродуктивной мотивации не остается неизменным [2].

Иная группа исследователей (во главе с В.Н. Архангельским) также рассматривает условия жизнедеятельности (куда включаются жилищные условия и уровень жизни в целом) как определенный «фактор рождаемости» [3].

Мотивы формируются в тесной взаимосвязи с существующими потребностями. Применимы наиболее распространенные их классификации в связи с потребностями в сфере родительского труда.

Так, с точки зрения иерархической классификации А. Маслоу в мотива-ционной структуре родительского труда можно выделить стремление к удовлетворению следующих групп потребностей:

1. Физиологические (физиологическая репродуктивная потребность и опосредованная возможность обеспечивать удовлетворение физиологических нужд в получении пищи, одежды, жилища за счет результата родительского труда, например, в старости).

2. Экзистенциальные (потребность в обеспечении безопасности вследствие увеличения размера семьи, постоянстве условий жизнедеятельности за счет обеспечения непрерывности поколений).

3. Социальные (потребности в социальных связях, любви, идентификации себя с непосредственным окружением - семьей, потребности в родственных взаимосвязях).

4. Потребности в самоуважении (признании, достижении и одобрении за счет выстраивания взаимоотношений с детьми, их высокий социальный статус, обеспечивающий соответствующий уровень признания в обществе).

5. Личностные (потребности в самоактуализации, самовыражении, передаче накопленного опыта в воспитании детей).

Если руководствоваться классификацией У. Макдугалла, то можно говорить о том, что родительский труд удовлетворяет основные виды инстинктов (стадный, продолжения рода, родительства, инстинкт самосохранения себя в потомстве). Отечественный ученый Б.М. Генкин делит потребности на потребности существования (физиологические, собственно существования, причастности) и потребности достижения целей жизни (материальные блага, власть и слава, знания и творчество, духовное совершенствование) [5, с. 79]. В структуре родительского труда это означает, что первые группы потребностей по Б.М. Генкину удовлетворяются на начальных стадиях родительского труда (т.е. их удовлетворение обеспечивается зачатием и последующим наличием ребенка как такового), что характеризует количественный результат родительского труда. Стремление к удовлетворению потребностей достижения целей жизни характеризует качественный результат родительского труда, так как процесс их удовлетворения - это процесс воспитания и социализации ребенка.

Существует несколько уровней регуляции психической активности личности в зависимости от удовлетворения потребностей [8, с. 89]:

1. Уровень непосредственного удовлетворения потребностей, на котором происходит переработка чувственно данных потребностей.

2. Уровень осознания, мышления, где формируется практическое поведение и осуществляется объективация потребностей.

3. Само социальное поведение личности, ее психологический портрет, социальный образ действий.

Конкретные способы удовлетворения потребностей заданы условиями деятельности на трех уровнях организации общества: микро-, мезо- и макроуровне [10, с. 34]. Родительский труд, являясь обширной сферой жизнедеятельности людей, на каждом из уровней имеет свои особенности организации, формы проявления и масштабы социальных последствий. Так, макроуровень

организации родительского труда в основном содержит институциональные основы родительства как социального института; мезоуровень предполагает наличие совокупности социальных взаимодействий - тиражируемых моделей поведения в семье; микроуровень организации родительского труда подразумевает вопросы его индивидуальной организации, обусловленной физической и психической активностью индивида в сфере родительства. Таким образом, на макроуровне организации родительского труда заданы устойчивые условия деятельности в той или иной социальной сфере, к мезоуровню применимы устойчивые условия группового общения, а микроуровень диктует условия поведения в изменчивых предметных ситуациях.

Промежуточным элементом, определяющим форму и способ удовлетворения потребности, выступают структура личности, ее ценности. Согласно подходу Н.И. Дряхлова, ценностно-нормативная основа определяет приемлемые для индивида способы и методы реализации трудового поведения, т.е. фактические проявления той или иной деятельности. В концепции В.А. Ядова регулятором поведения служат социальные установки, диспозиции личности - фиксированные в ее социальном опыте предрасположенности воспринимать и оценивать условия деятельности, а также действовать в них определенным образом [10, с. 10].

Диспозиции личности проявляются при столкновении потребностей и условий их удовлетворения. Соединяя два этих компонента, можно выделить следующие уровни диспозиций личности:

1. Микроуровень, образующий элементарные фиксированные установки. Они формируются в результате столкновения потребностей физического существования и предметных ситуаций. Элементарные фиксированные установки закреплены опытом и лишены модальности, доведены до автоматизма, не осознаваемы. Они представляют собой стереотипную поведенческую готовность определенным образом реагировать на ситуацию.

В сфере родительского труда данные диспозиции (готовность действовать тем или иным образом) распространены в ежедневных бытовых действиях по уходу за ребенком.

2. Мезоуровень означает наличие социально фиксированных установок. Они содержат в себе эмоциональный (или оценочный), когнитивный (рассудочный) и поведенческий (поведенческая готовность) аспекты.

На этом уровне производится оценка определенных социальных объектов и ситуаций, в соответствии с которыми формируются поведенческие планы и программы. В сфере родительского труда на этом уровне устанавливаются представления о конкретных методах реализации родительских потребностей. Имеющаяся потребность осознается, соотносится с распространенным социальным (а не просто бытовым, как на предыдущем уровне) опытом, оценивается индивидом и сравнивается с оценкой непосредственного социального окружения (как одобряемый или неодобряемый способ поведения), а затем реализуется. Вероятно, на этом уровне выбирается «стиль» родительства - авторитарный, авторитетный, либеральный, безразличный и т.д. (для примера использована классификация, предложенная американским психологом Дианой Бомринд) [11].

3. Макроуровень диспозиций образует система ценностных ориен-таций на цели жизнедеятельности и средства их достижения. На нем определяется место родительства в системе жизненных целей личности и выстраивается приоритетность видов деятельности и ресурсов человека. Этот уровень соотносится с макроуровнем организации родительского труда. Авторы диспозиционной концепции приписывают этому уровню решающее значение в саморегуляции поведения [10, с. 36].

В соответствии с уровнями диспозиции формируются и уровни поведения личности:

1. Реакция субъекта на актуальную предметную ситуацию, выступающая как отдельный поведенческий акт.

2. Системное установление соответствия между социальной ситуацией и социальной потребностью (потребностями) субъекта, выражающееся как поступок.

3. Складывающееся из системы поступков поведение личности [10,

с. 37].

Создатель диспозиционной концепции В.А. Ядов отмечал, что «механизм взаимосвязи между различными элементами диспозиционной структуры и ситуацией поведения следует рассматривать именно как механизм мотивации, обеспечивающий целесообразное управление поведением личности, его саморегуляцию» [10, с. 45].

Таким образом, диспозиционная концепция предполагает следующую схему формирования конкретного действия человека, представленную на рисунке 1: 1) возникновение определенной «конфигурации» внешних и внутренних условий (для когнитивного компонента диспозиционной структуры должно быть достаточное количество информации, для эмоционального компонента - соотнесение знания с потребностью); 2) актуализация диспозиций; 3) поведенческий акт.

Рис. 1. Формирование действия с позиций диспозиционной концепции

Соответствие всех представленных элементов формирования поведения личности с позиций диспозиционного подхода представлено в таблице 1.

Таблица 1

Уровни поведения в родительском труде

Уровень организации родительского труда Условия реализации родительского труда Уровни регуляции психической активности Уровни диспозиций личности Уровни поведения личности

1 2 3 4 5

Макроуровень Устойчивые условия в той или иной социальной сфере Само социальное поведение личности, ее психологический портрет, социальный образ действий Система ценностных ориентаций на цели жизнедеятельности и средства их достижения Система поступков -поведение личности

Окончание табл. 1

1 2 3 4 5

Устойчи- Уровень Социально фиксированные установки Установле-

вые усло- осозна- Эмоци- Когнитив- Поведенче- ние соот-

вия группо- ния, мыш- ональ- ный (рас- ский (пове- ветствия

л в О) и о вого общения ления, где формирует- ный (оценочный) судочный) аспект денческая готовность) между социальной

ся практи- аспект аспект ситуацией

а >1 ческое по- и социаль-

о СО О) ведение и объектива- ной потребностью (по-

ция потребностей требностя-ми) субъекта - поступок

Изменчи- Уровень Формируются элементарные фик- Реакция

вые усло- непосред- сированные установки. Закреплены субъекта на

вия поведе- ственно- опытом и лишены модальности, дове- актуальную

л ния в пред- го удовлет- дены до автоматизма, не осознавае- предмет-

в О) п о метных си- ворения мы. Стереотипные поведенческие го- ную ситуа-

туациях потребно- товности определенным образом цию - пове-

а >1 стей, на ко- реагировать на ситуацию денческий

о а тором про- акт

и исходит пе-

в 2 реработка чувственно данных потребностей

С точки зрения диспозиционной концепции можно утверждать, что мотивация родительского труда через систему внешних точечных стимулов или удовлетворения потребностей представляется крайне зауженной. Фактически, реализация личности в этом виде труда более других зависит от социальной системы ценностей.

Соответственно, для того, чтобы человек реализовывал определенные формы родительского поведения, прежде всего, необходимо, чтобы он осознавал, каким образом и какие именно его потребности это удовлетворит. Более того, он должен иметь четкое представление о том, как изменится его собственное состояние в результате выбранной формы поведения. Если знания об этом нет в непосредственном опыте индивида, он берет его либо из непосредственного окружения, либо из общих социально-культурных образов, тиражируемых в данном обществе. Это возвращает нас к пониманию первейшей роли макроуровня организации родительского труда как источника формирования грамотного информационного контента, потенциально являющегося основой поведения личности. С учетом того, что интенсивность информационного воздействия на личность с течением времени усиливается, резонно предположить, что роль этого фактора будет только возрастать.

Литература

1. Абилова, М.Г. Методы и инструменты стимулирования репродуктивной активности [Текст] : дис. ... канд. экон. наук / М.Г. Абилова. - Екатеринбург, 2011. - 145 с.

2. Антонов, А.И. Социология семьи [Текст] : учебник / под ред. А.И. Антонова. - 2-е изд., испр. - М. : ИНФРА-М, 2010. - 636 с.

3. Архангельский, В.Н. Репродуктивное поведение населения Свердловской области на современном этапе демографического развития [Текст] / В.Н. Архангельский // Горизонты демографического развития России: смена парадигм научного предвидения : сборник материалов IV Уральского де-

мографического форума с международным участием ; ред.-сост. А.И. Татар-кин, А.И. Кузьмин. - Екатеринбург : Институт экономики УрО РАН, 2013. -С. 142-150.

4. Багирова, А.П. Теоретико-методологические проблемы управления репродуктивной активности : монография [Текст] / А.П. Багирова. - Екатеринбург : Федеральное агентство по образованию ; Уральский гос. технический ун-т -УПИ им. первого Президента России Б.Н. Ельцина, 2009. - 220 с.

5. Генкин, Б.М. Экономика и социология труда [Текст] : учеб. для вузов. - 7-е изд., доп. / Б.М. Генкин. - М. : Норма, 2007. - 448 с.

6. Дряхлов, Н.И. Социология труда : учебник [Текст] / под ред. Н.И. Дряхло-ва, А.И. Кравченко, В.В. Щербины. - М. : Изд-во Моск. ун-та, 1993. - 368 с.

7. Илышев, А.М. Введение в репродуктивистику. Становление науки о воспроизводстве человека [Текст] / А.М. Илышев, А.П. Багирова. - М. : Финансы и статистика, 2010. - 304 с.

8. Надирашвили, Ш.А. Понятие установки в общей и социальной психологии [Текст] / Ш.А. Надирашвили. - Тбилиси : Мецниереба, 1974. - 170 с.

9. Полушкина, И.В. Репродуктивный труд и стимулирование популяционной активности населения [Текст] : дис. ... канд. экон. наук / И.В. Полушкина. -Екатеринбург, 2010. - 160 с.

10. Ядов, В.А. Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности: Диспозиционная концепция [Текст] / В.А. Ядов. - 2-е расширенное изд. - М. : ЦСПиМ, 2013. - 376 с.

11. Baumrind, D. Effects of Authoritative Parental Control on Child Behavior [Текст] / D. Baumrind // Child Development. - 1966. - № 37 (4). - PP. 887-907.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.