Научная статья на тему 'Дискуссия о национальной идентичности во Франции'

Дискуссия о национальной идентичности во Франции Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
902
130
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕСПУБЛИКАНСКИЕ ЦЕННОСТИ / НАЦИЯ / ФРАНЦУЗСКАЯ НАЦИОНАЛЬНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / "ЧТО ЗНАЧИТ БЫТЬ ФРАНЦУЗОМ" / НАЦИОНАЛИЗМ / КСЕНОФОБИЯ / НАЦИОНАЛЬНЫЙ ФРОНТ / МИНИСТЕРСТВО ИММИГРАЦИИ / "WHAT DOES IT MEAN TO BE A FRENCHMAN" / REPUBLICAN VALUES / NATION / FRENCH NATIONAL IDENTITY / NATIONALISM / XENOPHOBIA / NATIONAL FRONT / MINISTRY OF IMMIGRATION

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Новоженова Ирина Сергеевна

В статье рассматривается ход общественной дискуссии, состоявшейся во Франции в ноябре 2009 январе 2010 г. по проблеме национальной идентичности. Анализируются позиции политических лидеров и партий. Выявляются последствия полемики, в частности ее воздействие на региональные выборы, идеологическую базу правящей партии, правительственную иммиграционную политику.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The debate about national identity in France

The overview discussion on national identity in France in November 2009 January 2010 is presented. The political leaders' opinion on this subject, the discussion impact on regional elections, on the ruling party ideology and official immigration policy are analysed also.

Текст научной работы на тему «Дискуссия о национальной идентичности во Франции»

И.С. Новоженова

Дискуссия о национальной идентичности во Франции

Аннотация. В статье рассматривается ход общественной дискуссии, состоявшейся во Франции в ноябре 2009 - январе 2010 г. по проблеме национальной идентичности. Анализируются позиции политических лидеров и партий. Выявляются последствия полемики, в частности ее воздействие на региональные выборы, идеологическую базу правящей партии, правительственную иммиграционную политику.

Abstract. The overview discussion on national identity in France in November 2009 - January 2010 is presented. The political leaders' opinion on this subject, the discussion impact on regional elections, on the ruling party ideology and official immigration policy are analysed also.

Ключевые слова: республиканские ценности, нация, французская национальная идентичность, «что значит быть французом», национализм, ксенофобия, Национальный фронт, министерство иммиграции.

Keywords: republican values, nation, French national identity, «what does it mean to be a Frenchman», nationalism, xenophobia, National Front, Ministry of immigration.

Во Франции прошла широкая общественная дискуссия о французской национальной идентичности. Эта тема затрагивает как коренных французов, так и иммигрантов (граждан и неграждан). В ходе полемики все участники имели возможность высказать свою точку зрения и выразить претензии друг другу. Дискуссия предоставила редкий шанс выявить характер взаимо-114

отношений между «давними» и «недавними» жителями Франции, по крайней мере среди активной их части.

Дискуссия была организована правительством, и в этом нет ничего экстраординарного, общественные дискуссии во Франции -не редкость, они проводятся как государственными структурами, так и общественными организациями. Публичная дискуссия является инструментом политики, с помощью которого организаторы дискуссии доносят свою позицию до общества, выясняют аргументацию оппонентов, зондируют настроение общества, выявляют перспективные идеи интеллектуальной элиты. По окончании дискуссий, инициированных правительством, как правило, разрабатывается комплекс конкретных мер для решения выдвигавшейся на обсуждение проблемы. Удивление вызывает не сама дискуссия, а тема, предложенная для обсуждения. Понятие «национальная идентичность» настолько сложное, что эту тему можно было бы заявить для написания философского трактата или коллективного труда ученых - представителей разных общественных дисциплин, но никак не делать объектом публичной дискуссии. Тем не менее общественное обсуждение состоялось, и его итоги представляют несомненный интерес.

На материалах прошедшей дискуссии не представляется возможным выявить, что такое французская национальная идентичность, поскольку специалисты, занимающиеся этой тематикой, проигнорировали общественные дебаты. В данной статье мы рассматривали дискуссию главным образом как политическое событие, в котором проявились позиции и идеологические установки ведущих партий Франции, а также противоречия между коренными французами и иммигрантами.

Подготовка и организация дискуссии

Проведение дискуссии было поручено министерству иммиграции, интеграции, национальной идентичности и солидарного развития (в дальнейшем мы будем называть его для краткости министерством иммиграции), возглавляемому Эриком Бессоном. На нее было отпущено три месяца - ноябрь и декабрь 2009 г. и январь 2010 г. Организационная сторона дискуссии была тщательно продумана. 2 ноября 2009 г. министерство иммиграции разослало

префектам указание проводить дискуссии на тему «ценности национальной идентичности» с двумя ключевыми вопросами: «Что значит в наши дни быть французом?» и «Каков вклад иммиграции в национальную идентичность?» Это указание было выполнено: во всех 96 департаментах и 342 округах метрополии, а также в заморских департаментах и территориях были проведены собрания. К участию в дискуссиях на местном уровне были привлечены представители разных кругов общественности: депутаты Национального собрания Франции и депутаты Европарламента, местные выборные лица, члены ассоциаций и общественных организаций, преподаватели, учащиеся и их родители, профсоюзные деятели, предприниматели, представители разных конфессий и т.д. Собрания были открыты для публики, в том числе и для мигрантов-иностранцев. Отчеты о собраниях префекты обязаны были направлять в министерство иммиграции.

Министерство Э. Бессона широко использовало возможности электронных средств связи: с начала ноября 2009 г. оно открыло сайт в Интернете1, предназначенный исключительно для публикации материалов дискуссии. Там же был представлен календарь всех собраний, проводимых на местах по всей Франции. На этом сайте организаторы мероприятия убеждали интернавтов (пользователей Интернета) принять участие в обсуждении, вывешивали вопросы и предложения, призванные стимулировать и направлять дискуссию, знакомили с мнением известных людей, предлагали подборку текстов по теме национальной идентичности, публиковали мнения участников дебатов. Здесь же были размещены различные информационные материалы, такие, например, как Декларация прав человека, Конституция Франции, слова «Марсельезы», выдержки из работ Жана Жореса, Эрнеста Ренана, Жюля Мишле и др. Таким образом, сайт был ориентирован на самую широкую публику, на людей с разным уровнем образования и разными представлениями о жизни, среди них большую долю представляли иммигранты и французы иностранного происхождения, потому что именно им приходилось чаще других задумываться о том, что такое быть французом.

1 Мойе о/аееевв: www.debatidentitenationale.fr

Кроме того, в Интернете активно работала государственная служба при премьер-министре «Ля Докюмантасьон франсэз»1 -крупнейший издатель и распространитель литературы и периодики (как в бумажном, так и в электронном виде) в сфере общественно-политических знаний (сайт ladocumentationfrancaise.fr). Во время дискуссии служба поддерживала многие сайты: service-public.fr, vie-publique.fr., портал французской государственной администрации.

Через две недели после начала дискуссии был организован интерактивный форум, на котором любой человек мог высказать свои соображения, и многие не преминули воспользоваться этой возможностью, тем более что Интернет позволял им сохранять анонимность. Только в первый день после открытия сайта его посетили более 60 тыс. человек и более 7 тыс. высказали свое мнение по вопросу о том, что значит быть французом. К 1 декабря 2010 г. на сайт было отправлено уже 40 тыс. посланий (т.е. более 1330 в день) [Makhoul-Yatim; Gros de Larquier].

Как отмечают обозреватели, в ходе дискуссии спектр ответов был чрезвычайно широк и на сайте были представлены все точки зрения, даже самые критичные, отсеивались только те, которые носили явно расистский и дискриминационный характер или содержали брань. В целом модераторами сайта было исключено около 15% посланий. Интерактивная дискуссия выявила многообразие представлений в общественном сознании о таком понятии, как «француз», о чем очень точно написал один из пользователей Интернета: «Каждый является французом на свой манер, и в любом случае невозможно создать норму, которая определяла бы национальную идентичность» [Makhoul-Yatim]. Тема французской идентичности оживленно обсуждалась также и на других форумах.

Э. Бессон и его команда готовили и содержательную сторону дискуссии, но, как позже выяснилось, недостаточно основательно. Бросается в глаза, что в дискуссии не приняли участия многие крупнейшие ученые, исследующие проблематику французской идентичности. Нам неизвестно, обращались ли к ним организаторы дискуссии, но известно, что большинство исследователей были настроены против проведения публичной дискуссии по такой

1 В январе 2010 г. «La Documentation française» преобразована в новую структуру - «Direction de l'information légale et administrative».

сложной и политически острой теме, способной разжечь расистские настроения у части населения и вызвать раздоры в обществе. Сам Э.Бессон впоследствии признавался, что ему надо было с самого начала создать что-то вроде комитета мудрецов из интеллектуалов - и левых, и правых, но обязательно настоящих республиканцев, чтобы не он, а они бы направляли дискуссию и отвечали на критические замечания ее участников.

Э.Бессон привлек к подготовке дискуссии Высший совет по интеграции - орган при премьер-министре, созданный для того, чтобы рассматривать весь комплекс проблем, связанных с интеграцией живущих во Франции иностранцев и недавно получивших гражданство иммигрантов, а также давать свои заключения и выдвигать полезные для правительства предложения. Этот Совет подготовил для Э.Бессона к апрелю 2009 г. доклад «Знакомство с ценностями Республики» [Faire connaître]. После опубликования этого доклада Высший совет по интеграции провел многочисленные переговоры в регионах с лидерами ассоциаций, свои выводы он представил министру иммиграции в сентябре 2009 г. Доклад «Знакомство с ценностями Республики», а также «Парламентский доклад об уважении символов Республики» (май 2009 г.), подготовленный группой парламентариев, вошли в разряд работ, взятых в качестве базовых теоретических материалов к дискуссии [Rapport parlementaire].

Очевидно, что высшее руководство страны обменялось мнениями по поводу предстоящей дискуссии с экономической элитой. 1 октября 2009 г. за месяц до объявления начала дискуссии президент Н. Саркози и министр Э. Бессон присутствовали на коллоквиуме, организованном Институтом Монтеня совместно с журналом «Лё Пуэн», на тему национальной идентичности. Институт Монтеня был основан в 2000 г. при поддержке крупного бизнеса Клодом Бебеаром (Claude Bébéar) - почетным президентом крупнейшей страховой компании Франции. В институте объединились руководители предприятий, высшие государственные чиновники, университетские преподаватели, представители гражданского общества. Перед институтом ставилась цель стать «лабораторией идей» и способствовать развитию Франции в глобальном мире. Институт разрабатывает и популяризирует конкретные долгосрочные предложения в политической, экономической и социаль-118

ной областях и отстаивает их перед властями независимо от того, какая политическая сила приходит к руководству страной. Привлекая ведущих ученых, институт исследует актуальные проблемы, рассматривая их в долгосрочной перспективе, и публикует доклады [Tout sur]. На коллоквиуме генеральный директор Института Монтеня Франсуа Рашлин (F. Rachline) полностью поддержал идею публичной дискуссии о французской национальной идентичности, подчеркнув, что для французского общества эта тема необходима и своевременна.

На вопрос: «Не боитесь ли вы, что выпустите на свободу национализм и ксенофобию?» - Ф. Рашлин ответил, что во Франции сложно дискутировать, потому что, как только публично затрагивается важный вопрос, большинство людей, в первую очередь политики, предпочитают замалчивать его из страха. Республика может сколько угодно провозглашать равенство и солидарность, но если многие дети иммигрантов сегодня не чувствуют себя французами, то только потому, что их соотечественники не считают их таковыми в полной мере. Эта дискуссия, по словам Ф. Рашлина, позволит выявить, «что нас объединяет, чем мы похожи, что мы хотим для нашего общества, а чего не хотим (например, полигамии)». Пришло время узнать самих себя, например, определиться с идеей «величия Франции», и признать, что мы являемся средней державой, способной, однако, иметь великие идеи. Задача этой дискуссии - сделать так, чтобы каждый член национального сообщества чувствовал себя полноценным французом [Rachline].

Институт Монтеня начал разрабатывать проблематику французской самобытности с конца 2006 г. по инициативе основателя Института Клода Бебеара, считавшего, что Франция плохо переносит свое разнообразие и страшится его (имеется в виду разнообразие пополняющегося за счет иммигрантов населения, расширяющееся разнообразие культур, языков, конфессий и прочее). Институт провел исследование и подготовил сборник трудов видных ученых. Но его публикация задержалась, и только осенью 2009 г. вышла в свет книга «Что значит быть французом?» [Qu'est-ce qu'être]. Следует заметить, однако, что проблемы, затронутые в книге, не рассматривались в плоскости национальной идентичности и даже это понятие не употреблялось.

Организаторы дискуссии преследовали две основные цели: первая - «реабилитировать» понятия, связанные с нацией, и сплотить французов на почве национальной идентичности; вторая -расширить свою электоральную базу за счет избирателей крайне правых партий. Можно также предположить, что дискуссия представлялась президенту удобным поводом для того, чтобы сделать шаг в сторону «переформатирования» идеологии традиционных правых, расширив ее за счет идей патриотизма и национальной самобытности.

Из выступлений организаторов дискуссии можно сделать вывод, что тема национальной идентичности способна стать осью сплочения всего общества, перекрывающей политические расколы, поскольку французская идентичность, по их мнению, основана прежде всего на республиканских ценностях свободы, равенства и братства. А эти ценности одобряются подавляющим большинством французов. Надо только, чтобы для иммигрантов, т.е. недавних членов общества, эти ценности сделались «своими, родными».

По словам Э. Бессона, дискуссия должна помочь выработать представление о современной национальной идентичности, которое разделялось бы большинством общества [Communiqué: Eric Besson ouvre]. Ту же мысль развивает государственный секретарь по делам кооперации А. Жуаяндет. По его мнению, дискуссия предоставляет уникальный шанс рассмотреть сюжет, который касается всех жителей Франции, независимо от их политических предпочтений, веры или происхождения. В быстро меняющемся мире французам следует встать над политическими расколами и сплотиться вокруг представления об общей идентичности [Joyandet].

Э. Бессон, открывая дискуссию, вынес на обсуждение два вопроса: 1. «Что значит быть французом?» и 2. «Вклад иммигрантов в создание современной национальной идентичности». Э. Бессон и его коллеги дополнили обсуждение предложениями конкретных правительственных мер. Министр иммиграции следующим образом пояснил предполагаемый ход дискуссии.

1. Дискуссия развернется вокруг понятия «французская нация», которая может быть определена через ее историю, культуру, язык, территорию, а также через желание жить вместе на основе республиканских принципов свободы, равенства, братства, дополненных принципами светскости (laïcité), равенства мужчин и жен-120

щин, национальной солидарности. Э.Бессон считает важным повысить в повседневной жизни французов, особенно школьников и молодых людей, роль национальных символов и эмблем, обязать молодых людей, по крайней мере один раз в год, петь гимн на уроке, посвященном теме гражданственности. Возможно, даже ввести курс гражданского просвещения при префектурах, посещение которого будет открыто для всех желающих. В качестве эксперимента начиная с января 2010 г. такие курсы открыты в префектурах Рон и Буш-дю-Рон [Communiqué : Eric Besson lance].

2. В вопросе о вкладе иммиграции в национальную идентичность Э. Бессон особо подчеркнул, что французская нация создавалась в течение веков путем приема и интеграции людей иностранного происхождения. Роль иммиграции в строительстве национальной идентичности Франции немаловажна, и задача состоит в том, чтобы нынешние иммигранты быстрее и легче приобщались к республиканским ценностям и к французской идентичности в течение всего процесса их интеграции.

3. Бессон предлагает комплекс мер по привлечению иностранцев, проживающих во Франции, к ценностям французской идентичности, при этом он подразделяет иностранцев на две группы, к каждой из которых будет применен свой подход.

В первую группу входят лица, приезжающие на длительное время (видимо, имеются в виду главным образом трудовые мигранты, которые впоследствии могут вернуться на родину, а могут и натурализоваться). Для них предлагается:

- ввести «Республиканский договор интеграции для иностранцев», въезжающих в страну на длительный срок, включив в него более высокие требования владения французским языком и знания республиканских ценностей, что может выразиться в ужесточении уже существующего Договора приема и интеграции;

- установить шефство добровольцев над иностранными выходцами, которые будут помогать им на всем протяжении процесса интеграции;

- открыть перед родителями-иммигрантами двери школ, в которых учатся их дети, чтобы помочь им освоить ценности Республики; сделать это следует по модели, которая прошла этап эксперимента в 2009 г. в 31 департаменте Франции [Besson E. Faire connaître].

Во вторую группу включаются лица нефранцузского происхождения, которые впоследствии вольются во французское сообщество (здесь подразумеваются скоре всего те, кто имеет право получить гражданство, например, дети иммигрантов, родившиеся на территории Франции, супруги французов/француженок, близкие родственники натурализовавшихся иммигрантов). Для них следует:

- ввести «договор с нацией», в рамках которого проводить собеседование, чтобы убедиться в их хорошем уровне владения французским языком и знания ценностей Республики;

- проводить более торжественную церемонию предоставления французского гражданства (как через натурализацию по заявлению, так и через автоматическое его получение по достижению совершеннолетия);

- облегчить доступ к гражданству для лиц, приложивших исключительные усилия для собственной интеграции [Besson E. Faire connaître..; Communiqué: Eric Besson lance].

Влияние Н. Саркози на ход дискуссии

Позиция Э. Бессона и его коллег находит полную поддержку у президента Республики. Несмотря на то что Н. Саркози на протяжении всей дискуссии держался в тени, именно его следует считать истинным инициатором общественного обсуждения. Для того чтобы разобраться в его взглядах, необходимо обратиться к его речам, которые он произнес во время предвыборной президентской кампании 2007 г. Тогда он публично пообещал в случае победы на выборах провести общенациональную дискуссию на тему: «Что значит для Вас быть французом?», цель которой - создание представления о современной французской идентичности, которая была бы созвучна как можно большему числу французов [Estrangin]. А в тот день, когда стало известно о его победе, Н. Саркози торжественно заявил: «Я хочу вознести нацию и национальную идентичность. Я хочу вернуть французам гордость за то, что они французы» [L'identité nationale selon Sarkozy].

Что же такое национальная идентичность в понимании Н. Саркози? Неоспоримыми ценностями французской нации он считает - помимо свободы, равенства и братства - светскость (laïcité), равенство мужчин и женщин, республиканский строй и

демократию. Особую роль во французской идентичности играет язык. «Французский язык, - по словам Н. Саркози, - это цемент нации, культура, образ мыслей, форма сопротивления унификации мира». Президент является сторонником «гражданской концепции» нации, он видит ее не как этническое (по крови) сообщество, а как сообщество граждан, придерживающихся республиканских принципов и соблюдающих законы. Он подчеркивает: «Франция -это не раса и не этнос. Франция - это все люди, которые ее любят, которые готовы защищать ее идеи, ее ценности». Если в понимании нации представления Н. Саркози и лидера крайне правых Лё Пена расходятся, то в отношении к иммигрантам, не стремящимся интегрироваться во французское общество, их позиции сближаются. Н. Саркози повторяет лозунг крайне правых: «Либо ты любишь Францию, либо ты ее покидаешь!» И еще одно высказывание: «Те, кто презирает Францию, те, кто ее ненавидит, не обязаны здесь оставаться» [L'identité nationale selon Sarkozy].

На президентских выборах 2007 г. Н. Саркози вступил в политическую конкуренцию, с одной стороны, с блоком левых во главе с социалистами и их кандидатом на пост президента Сеголен Руаяль, с другой - с крайне правыми во главе с Ж.-М. Лё Пеном. Он сделал политически удачный на тот момент поворот, вторгшись на идеологическое поле крайне правых и отобрав у них тему национальной идентичности и иммиграции. В предвыборных речах Н. Саркози заявлял, что не собирается «оставлять крайне правым монополию на нацию», что он будет говорить о французской нации, потому что не согласен с тем ее образом, который дает Лё Пен [L'identité nationale en 10 questions; Onfray]. Для народного электората Национального фронта это послужило мотивацией перехода на сторону Н. Саркози, голоса этих избирателей сыграли не последнюю роль в его победе. Возможно, что и в дальнейшем Н. Саркози и его сторонники будут поддерживать эту тему, хотя бы в качестве средства удержания перешедшего на их сторону электората Лё Пена, по крайне мере об этом свидетельствует настойчивость в организации общенациональной дискуссии осенью 2009 г. Следует упомянуть, что и его соперница социалистка Сего-лен Руаяль попыталась, но не столь решительно, перехватить у Лё Пена тему патриотизма и призывала французов иметь дома французский флаг и петь «Марсельезу» на митингах.

Крайне правые до сих пор остаются «кошмаром» для политической элиты Франции, она все еще не может оправиться от пережитого ею в 2002 г. шока, когда во время выборов Лё Пен вышел во второй тур и соперничал с Ж.Шираком за президентское кресло.

Не слишком успокаивает их и мнение крупнейшего специалиста по крайне правым во Франции П. Перино (P. Perrineau), который убеждает, что НФ уже не имеет той популярности, которую он имел в 1980-1990-е годы. Партия не может восстановиться после раскола, у нее стареющий лидер, не имеющий равного ему преемника. А главное, по мнению ученого, то, что НФ уже не является единственной протестной партией, вот уже 25 лет как с ней в этом плане конкурируют крупнейшие партийные блоки, в настоящий момент это правый блок (Николя Саркози), левый (Сеголен Руаяль) и центристы (Франсуа Байру); объектом их критики служит крупный капитал. В данный момент бывшие избиратели крайне правых, перешедшие в 2007 г. к Н. Саркози, разочаровались и в его политике, но они не возвращаются обратно к НФ, а перестают голосовать или, по образному выражению П. Перино, «вопиют в молчаливом протесте, выходя из системы» [Le Front national].

Н. Саркози выполнил оба своих предвыборных обещания -он создал новое министерство иммиграции и провел широкую дискуссию о национальной идентичности. Что касается первого обещания, то, став президентом и сформировав первое правительство во главе с премьер-министром Ф. Фийоном, он издал декрет (от 18 мая 2007 г.) о создании министерства иммиграции, интеграции, национальной идентичности и солидарного развития1. Мини-

1 Недолгое время вместо слова «солидарное развитие» в названии министерства значилось «соразвитие», но суть дела осталась прежней. Оба термина обозначают главную цель: привлечь иммигрантов, проживающих во Франции, к участию в развитии стран их происхождения. Пути могут быть разными, например, они могут часть своих денежных переводов направлять в виде инвестиций в экономику родной страны, организовывать там предприятия мелкого и среднего бизнеса, иммигранты с высшим образованием могут использовать свой интеллектуальный потенциал и профессиональные знания для подъема уровня образования и науки в странах, откуда они родом, и т.д. Западные страны, принимающие иммигрантов, заинтересованы в экономическом развитии и в снижении уровня безработицы в странах Третьего мира, чтобы сдерживать миграционное давление из этих стран, а для этого они стремятся наладить систему

стерству иммиграции были переданы полномочия, которые прежде распределялись между несколькими министерствами - внутренних дел, иностранных дел, юстиции, социальных дел. Цели нового министерства были сформулированы следующим образом: бороться против незарегистрированной иммиграции, организовывать легальную иммиграцию, стимулировать развитие стран происхождения, интегрировать иммигрантов и усиливать идентичность французской нации.

Задачи министерства были определены следующим образом.

1. Контролировать миграционные потоки. Для этого требуется бороться с нелегальной иммиграцией (так, уже в 2007 г. - в первый год легислатуры Н. Саркози, было предусмотрено экстра-дировать 25 тыс. человек); следить за тем, чтобы число долговременных иммигрантов соответствовало потребностям французской экономики; как и прежде, предоставлять убежище политическим беженцам.

2. Благоприятствовать интеграции иммигрантов. Иностранец для получения вида на жительство на десять лет должен овладеть языком и уважать республиканские принципы. Государство предоставляет трудовым мигрантам доступ к жилью, образованию, приобретению профессии, работе, что облегчает их интеграцию. Многочисленные ассоциации помогают бороться против дискриминации.

3. Стимулировать соразвитие. Речь идет прежде всего о создании инструментов, позволяющих мигрантам действовать в пользу их стран происхождения. А политика кооперации и развития этих стран должна способствовать контролю над иммиграцией.

4. Распространять французскую идентичность (на иммигрантов). Французская идентичность, как говорится на сайте министерства иммиграции, это одновременно наследие истории и будущее французского национального сообщества. В ст. 1 Конституции Пятой республики записано, что «Франция является неделимой,

контроля за миграционными потоками на стадии их образования в развивающихся странах. Политика «солидарного развития» выгодна и развитым, и развивающимся странам, и одной из главных движущих сил в этом процессе могут быть иммигранты, имеющие тесныш связи с двумя государствами [см.: Ье сойеие1орретеп1.; Новоженова И.С. Европа...].

светской, демократической, социальной Республикой. Она обеспечивает равенство перед законом всех граждан без различия происхождения, расы или религии. Она уважает все вероисповедания» [Конституция]. В то же время развитие французской идентичности означает неприемлемость коммунитаризма1 (communautarisme) ради сохранения равновесия внутри нации. Иммиграция, интеграция и национальная идентичность дополняют друг друга и имеют тесную внутреннюю связь. Именно потому, что Франция обладает собственной идентичностью, она способна интегрировать иммигрантов, уважающих республиканские ценности, и, следовательно, может эффективно организовывать иммиграцию [Présentation].

Таким образом, если прежде понятия «национальная идентичность» и «иммиграция» соединялись лишь в идеологических националистических речах Лё Пена, то Н. Саркози впервые объединил их и утвердил на институциональном уровне в рамках министерства иммиграции. Само это министерство приобрело широкие полномочия и непропорционально высокий вес, а министр Э. Бессон, как заметил один из комментаторов, стал более заметен в правительстве, чем министры экономики, образования, юстиции или окружающей среды [Fassin, Feher].

Отношение к дискуссии со стороны партий и общественности

Создание министерства вызвало крайне негативную реакцию со стороны значительной части интеллигенции. Это было связано прежде всего с тем, что в такой политизированной стране, как Франция, некоторые понятия, используемые в предвыборных кампаниях, со временем приобрели устойчивую политическую окраску. Так, слова «нация», «национальная идентичность», «патриотизм», «гордость за то, что ты француз», давно вошли в политический лексикон Лё Пена и крайне правых, еще в те времена, когда другие партии, как левые, так и правые, их не использо-

1 Коммунитаризм - французский термин, не имеющий адекватного перевода на русский язык, означает создание этнических анклавов, мест компактного расселения иммигрантов, в которых сохраняются правила жизни, культура и законы стран их происхождения. 126

вали. Эти понятия в трактовке Лё Пена имели расистское и ксенофобское содержание.

Сразу после создания министерства иммиграции восемь видных ученых, специалистов по проблемам иммиграции1, в знак протеста вышли из ученого совета недавно открытого Национального музея истории иммиграции (Cité nationale de l'histoire de l'immigration)2. Они посчитали некорректным объединять в названии министерства иммиграцию с национальной идентичностью, поскольку такое соединение вписывается, по их мнению, в «ткань дискурса, бичующего иммиграцию в традициях национализма, основанного на подозрительном и враждебном отношении к иностранцам в моменты кризиса». Кроме того, они высказались в том духе, что не дело государства определять, что такое идентичность, не в этом его назначение [France; Identité nationale: 8 universitaires; Cité nationale].

В конце мая - начале июня 2007 г. свое негодование по поводу создания министерства выразили многие общественные организации, в числе которых были Единая профсоюзная федерация (FSU), Французская коммунистическая партия (PCF), Движение против расизма и за дружбу между народами (MRAP), Лига прав человека (LDH), Католический комитет против голода и за развитие, Сеть «Образование без границ», Сеть ученых Тера и др.

22 июня 2007 г. 200 университетских преподавателей и других интеллектуалов опубликовали в еженедельнике «Либерасьон» петицию с протестом против создания министерства со столь широкими полномочиями [Lefeuvre, Renard].

1 Их имена: Patrick Weil, Gérard Noiriel, Nancy Green, Patrick Simon, Vincent Viet, Marie-Christine Volovitch-Tavarès, Marie-Claude Blanc-Chaléard, Geneviève Dreyfus-Armand.

2 Национальный музей истории иммиграции был учрежден по декрету от 2 февраля 2007 г., а 10 октября 2007 г. его двери были открыты для широкой публики. Главой музея был назначен Жак Тубон, вначале на три года, а в феврале 2010 г. срок его полномочий был продлен. Музей имеет постоянно пополняющееся книгохранилище и архив документов, он является крупнейшим центром электронных и мультимедийных источников по истории, искусству и культуре французской иммиграции. Музей ставит перед собой цель стать научным, культурно-просветительским и общественным центром [Les missions].

Протесты против министерства иммиграции продолжаются и поныне. Так, 4 декабря 2009 г. 20 исследователей выступили со статьей в «Либерасьон», в которой они призывали жителей, ассоциации, партии, кандидатов на предстоящих региональных выборах требовать упразднения этого министерства, угрожающего демократии.

Политические разногласия проявились и при выполнении второго предвыборного обещания Н. Саркози - организовать общественную дискуссию о национальной идентичности. В 2009 г. главным пропагандистом дискуссии выступил министр иммиграции. Он встретил сильный отпор со стороны заметной части лево-либеральной общественности. Доводы противников дискуссии сводились в целом к нескольким положениям: нельзя позволять политическому руководству скатываться на позиции Национального фронта и использовать дискуссию в электоральных целях, нельзя формировать французскую идентичность «сверху» и навязывать ее французам, нельзя заменять постоянно развивающееся живое многообразие идентичностей единой для всех искусственно сконструированной идентичностью.

По словам историков Д. Лефевра и М.Ренара, во Франции говорить о национальной идентичности и утверждать гордость за то, что ты француз, значит иметь политическую позицию крайне правых - ксенофобскую и расистскую [Lefeuvre, Renard]. Есть опасение, что дискуссия о национальной идентичности подогреет и распространит расизм во Франции. Смещение правящих правых в сторону крайне правых чрезвычайно опасно. По мнению лидера экологического движения Европа-Экология (Europe-Ecologie) Да-ниеля Кон-Бендита, это неизбежно приведет к тому, к чему в свое время пришел фашизм: часть населения будет «исключена» из общества, т.е. «в какой-то исторический момент можно исключить евреев, а ныне - мусульман» [цит. по: Dusseaulx].

Большая часть противников дискуссии выступала за ее полный бойкот, хотя были и голоса, предлагавшие участвовать в дебатах, но с одной целью - направить их в нужное русло.

В начале декабря 2009 г. электронный журнал Медиапар (Mediapart) выступил с призывом отвергнуть дискуссию, организованную властями, и опубликовал «гражданскую петицию», в которой объяснялась позиция ее авторов: «Дискуссия не будет свобод-128

ной, поскольку ее организует правительство, которое ставит вопросы и контролирует ответы; дискуссия не будет отражать многообразия мнений, так как само формулирование вопросов сводит национальное разнообразие к единой идентичности; наконец, дискуссия не будет полезной, поскольку это отвлекающий маневр и инструмент разделения французов и стигматизации иностранцев» [L'Appel de Mediapart].

Об идентичности в петиции было сказано так: «Нельзя допустить, чтобы государство вместо нас определяло то, что нам принадлежит во всем разнообразии наших путей, опыта и наших корней, это открывает двери произволу, авторитаризму и подчинению». У Республики нет предписанной, застывшей и законченной идентичности, а есть только политические, живые и открытые принципы [L'Appel de Mediapart].

Призыв был поддержан левой интеллигенцией (университетская профессура, писатели, артисты, левые партийные деятели, депутаты и пр.). Первоначально под призывом подписались 202 человека. В дальнейшем их число значительно выросло. Приводим мнение нескольких ученых - противников дискуссии.

Историк, профессор Высшей школы социальных наук (Ecole des hautes études en sciences sociales, EHESS) Венсан Дюклер (Vincent Duclert) полагает, что следует проигнорировать эту дискуссию, поскольку она служит предлогом для политической команды Н.Саркози, чтобы «выдумать национальную идентичность для французов» [Duclert].

Жан-Мари Руар (J.-M. Rouart), журналист, писатель, член Французской академии, считает, что каждый француз имеет свою -хорошую или плохую, спорную, глубоко запрятанную в нем -идею насчет того, что значит быть французом. Опасно навязывать ему готовое представление о том, кто он есть. Его можно оскорбить в его внутренней идентичности, мыслях, чувствах, культуре [Rouart].

Историк Патрик Вейль утверждает, что не дело политической власти определять, кто такой француз. Быть французом - это быть привязанным к чрезвычайно разным традициям. Можно чувствовать себя французом, связывая себя с Жанной д'Арк, Людовиком XIV, Дантоном или Робеспьером, Де Голлем или Клемансо.

«Не существует единого для всех способа быть французом», - заключает П. Вейль [Ils prennent position].

Бернар-Анри Леви, философ и член наблюдательного совета в газете «Либерасьон», и вовсе считает, что дебаты о национальной идентичности Франции бесполезны, поскольку она чувствует себя не хуже, чем 10, 20 или 30 лет назад. Надо было начинать совсем другую дискуссию, например о Европе, поскольку французы все хуже понимают, что такое Европейский союз - эта «институциональная и идеологическая химера». По мнению философа, именно этот вопрос является на сегодняшний день жизненно важным для Франции [Levy].

Ученые предлагали направить дискуссию в другое русло, выдвинуть в центр общественного внимания те аспекты национальной идентичности, которые замалчиваются инициаторами дискуссии.

Ряд специалистов - историков, социологов, политологов -объединились в группу «За настоящую дискуссию». Они опубликовали статью, в которой объясняли, почему они не хотят играть по предложенным правительством правилам и быть объектами манипулирования. Они считают, что прежде всего следует изучить колониальное прошлое страны и историю иммиграции, прибывшей с Юга во Францию, о которой, по их мнению, их соотечественники почти ничего не знают. Надо обучать, сравнивать, передавать знания и не затевать дискуссий прежде, чем будут получены необходимые знания [Identité nationale et passé].

Эта группа исследователей предполагает вскоре провести «свою» дискуссию - не о национальной идентичности, а о том, как создаются французские коллективные идентичности и общие республиканские ценности в постколониальной Франции. «Идентичность состоит как из долговременных элементов, так и из новых страт, а история в своем постоянном развитии перемешивает идентичности, чтобы создать новые» [Identité nationale et passé]. Когда общество, по мнению исследователей, игнорирует теневые зоны своей истории, например такие, как колониализм, то оно не готово к встрече с реальностью и всегда будет находиться в кризисе, сохраняя свое ложное понятие идентичности, выражаемое в единственном числе. Надо прекратить «войны памяти» о колониальном прошлом, чтобы наконец войти в постколониальное время. Надо 130

также объяснять, что слишком быстрые изменения в стране, ее прошлые метизации внушают людям страх, но все должно быть разъяснено, а страхи развеяны.

Г-жа Эстер Бенбасса (Esther Benbassa), ведущий сотрудник в Практической школе высших исследований (L'École pratique des hautes études), специалист по истории еврейства и современной истории меньшинств, автор многих работ, предложила такую тему: «Существует ли еще французская мечта?» Эта мечта, подчеркивает она, существовала. Так, в 1920-1930-е годы среди еврейских иммигрантов была поговорка: «Быть счастливым, как Бог во Франции». Для тех - прежних - иммигрантов свобода, равенство, братство были истинными и вполне реальными ценностями. Однако современные иммигранты вряд ли думают подобным образом. В отношении потомков иммигрантов во втором-третьем поколении, родившихся на территории Франции, применяется слово «интеграция». Но они, по мнению Э. Бенбасса, не нуждаются в интеграции, они нуждаются в мечте, в будущем, в вере в то, что завтра будет лучше, чем сегодня. Потомки иммигрантов ждут, что смогут занять свое место в более справедливом обществе, которое принадлежит им по праву, как и всякому французу. Надо возродить французскую мечту, считает Э. Бенбасса, мечту ее отца, который верил во Францию прав человека. «Франция - это мечта, которую предстоит реализовать» [Benbassa].

Для Жан-Мари Руара представляется важным перевести дискуссию из политической плоскости в сферу культуры. По его мнению, дискуссия несет в себе опасность вызвать разброд и недовольство в обществе, а не надежду на общий идеал. Французы -умеренные анархисты, они чувствуют себя французами и не желают, чтобы государство им навязывало, какими им быть, более того, они не желают, чтобы их затаскивали в мельницу, перемалывающую национальную идентичность, которая уничтожит их осо-бость, нонконформизм и их недостатки. В отличие от политики, культура способна соединять противоположное и противоречивое. Если раньше военная служба и система образования несли миссию интеграции иммигрантов и воспитания гражданственности, то сегодня этого уже нет. И может быть, полагает Ж.-М. Руар, надо искать в культуре «тот свет, который освещает всех граждан, невзирая

на их различия и неравенство, чтобы они могли осознать свою идентичность, все менее и менее для них ясную» [Rouart].

Не только левая интеллигенция, но и политическая оппозиция, прежде всего ФСП и близкие к ней левые организации, не поддержали дискуссию. 10 ноября 2009 г. официальный представитель ФСП Бенуа Амон заявил, что ФСП не будет участвовать в собраниях, организованных префектами. Мартин Обри (ФСП) уточнила, что это делается не потому, что этот вопрос не стоит внимания, а потому что его неправильно поставили и извратили. Но в ФСП мнение руководителей партии не является обязательным для исполнения другими ее членами, некоторые из них присутствовали на официальных собраниях и высказывали свое мнение. Левые политики, не участвуя в дискуссии, критиковали ее в средствах массовой информации. Так, Элизабет Гигу (социалистка и бывший министр юстиции) сравнила дискуссию со «сливной трубой», распространяющей зловоние «расизма, ксенофобии и ис-ламофобии». Ролан Мюзо, официальный представитель депутатов-коммунистов, обвинил власти в том, что они открыли дверь перед расистскими и ксенофобскими высказываниями, включая самые верхи государства [Clôture du débat].

В отличие от руководства ФСП, Жак Жюльяр - историк, журналист, идеолог социалистического движения - убежден, что левым не следует избегать прямой дискуссии, напротив, им надлежит перехватить инициативу и показать, при каких условиях можно упрочить французскую идентичность. Надо привлекать к спору тех, кому не удается найти своего места во французской идентичности, - маргиналов, неустроенную часть молодежи, безработных и необеспеченных иммигрантов. Убедить, что идентичность не дается раз и навсегда, что она - компромисс между старым и новым в процессе постоянной эволюции. А интеграция иммигрантов предполагает их включенность в исторический опыт Франции, который не является их опытом, но который они должны усвоить и признать в качестве своего [Julliard].

Дискуссия вызвала также разногласия среди правящего большинства и оживила критику противников Н. Саркози внутри Союза за народное движение (СНД).

Так, бывший премьер-министр, член СНД Доминик де Виль-пен1 считает, что не было никакой нужды проводить общественную дискуссию о Республике и национальной идентичности. Главное, чтобы в обществе были живы принципы свободы, равенства, братства.

Сенатор и бывший премьер-министр Жан-Пьер Раффарен считает, что следует говорить не о национальной идентичности, а о национальном единстве на основе республиканских ценностей, и для этого уделить больше внимания обучению этим ценностям.

Министр иностранных и европейских дел Бернар Кушнер не одобряет полемику, так как считает, что надо вести не теоретические дискуссии, а обсуждать конкретные современные проблемы, например, французское предложение «по обновленному финансированию развития» или предложения, направленные на укрепление Европы и положения Франции в Европе [Ils prennent position].

Естественно, Э. Бессон не мог не отреагировать на многочисленные обвинения. В интервью 6 марта 2010 г. он объяснил политику Н. Саркози и правящей партии. Я думаю, сказал он, что республиканцы, как правые, так и левые, заинтересованы в том, чтобы понять, почему часть французов на президентских выборах голосовала за Национальный фронт. Среди электората НФ, безусловно, есть незначительная доля расистов и ксенофобов, но большая часть его избирателей опасается глобализации, европейского строительства, «открытости» страны перед иностранцами и перед исламом, они сомневаются в нашей способности сохранить все то, что составляет специфику Франции, - ее систему социальной помощи, культуру, язык, влияние. Можно игнорировать эти опасения, закрывая глаза и уши, но тогда политический класс окажется не застрахованным от неожиданностей, например такой, которая слу-

1 В конце марта 2010 г., принимая во внимание чрезвычайно низкий рейтинг Николя Саркози и сокрушительную неудачу его партии на региональных выборах в марте 2010 г., Де Вильпен объявил о создании новой политической партии [Dominique de Villepin].

чилась на президентских выборах 2002 г., когда резко возросла привлекательность НФ1 [Besson E. Je n'ai pas fait le jeu].

На вопрос: «Не вызовет ли дискуссия проявления дурных инстинктов?» - Э. Бессон сказал, что не дискуссия, а табу на темы, связанные с иммиграцией, поддерживает дурные инстинкты. Действие этого табу привело к тому, что уровень электоральной поддержки НФ возрос с 1 до 17% между 1981 и 2002 гг., но в 2007 г. он снизился до 10% только потому, что Н.Саркози имел смелость нарушить это табу [Besson E. Je n'ai pas fait le jeu].

Итоги и последствия дискуссии

Организаторы дискуссии заранее объявили о том, что ее итоги будут подведены на заключительном коллоквиуме 4 февраля. Однако коллоквиум был отменен, вместо него 8 февраля был проведен в узком кругу правительственный семинар под руководством премьер-министра Ф.Фийона в его официальной резиденции -Матиньоне. Сообщалось, что на семинаре были сделаны первые выводы из общенациональных дебатов и на их основе предложены практические меры. Было объявлено также о запланированном втором правительственном семинаре, который должен состояться до наступления лета.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

На первом правительственном семинаре был принят ряд предложений, касающихся системы образования Франции. Именно образование, после того как Франция отказалась от обязательной военной службы, считается основным инструментом передачи от поколения к поколению ценностей Республики и национальной идентичности. По поводу педагогики в документе семинара (AEF n°127048) сказано так: «Правительство стремится усилить роль школы в формировании гражданской совести молодых... связь между школой, нацией, Республикой и родиной - одно из основных исторических качеств образовательной системы. однако геополитические, экономические, социальные и культурные потрясения

1 Об успехах НФ на выборах 2002 г. и об основных положениях идеологии этой партии, таких как концепция нации, концепция иммиграции как главной угрозы французской идентичности, см.: Новоженова И.С. Национальный фронт.

второй половины XX в. сделали более сложными отношения между гражданственностью, нацией и школой» [Langanay].

В 2010 г. с начала учебного года, указывается в документе семинара, для учеников начальных классов лицея будет введен «дневник молодого гражданина», состоящий из двух частей. В первой части найдет отражение его обучение гражданственности, этот курс будет посвящен ознакомлению со значимыми датами, историческими фигурами, объяснению символов Французской республики, изучению текстов, выражающих республиканский дух. Во второй части дневника будущий гражданин будет заносить записи о своих гражданских поступках, фиксировать размышления по поводу прочитанной прессы и реакцию на текущие события. Дневник будет сопровождать лицеиста до его совершеннолетия (18 лет), когда он реально по закону входит в возраст гражданственности.

Все школьники Франции по случаю национальных праздников будут петь «Марсельезу» (по крайней мере, один раз в год). Каждая школа должна иметь французский флаг, а в каждом классе надлежит вывесить Декларацию прав человека и гражданина.

Н. Саркози поручил адвокату Патрику Бодуину подготовить широкие встречи с молодежью, чтобы постепенно приобщать их к ценностям Республики и передавать им знание прав и обязанностей гражданина со школьной скамьи до вхождения в активную жизнь [Langanay].

После окончания дискуссии стало ясно, что она вызвала всеобщее разочарование. Реакция и левых, и правых была единой: «Гора родила мышь».

Так, Франсуа Олланд (в прошлом первый секретарь ФСП) пошутил, что дискуссия о национальной идентичности родила комиссию, и зачем надо было вызывать бурю страстей, провоцировать столкновение крайних точек зрения, вызывать столько законных подозрений, чтобы прийти к тому, что надо на стене каждого школьного класса вывесить текст Декларации прав человека и гражданина и предложить школьникам раз в год петь «Марсельезу».

Жан-Люк Меляншон, президент недавно созданной Левой партии (Parti de gauche), с облегчением заметил, что решение по главному вопросу дискуссии вылилось в вывод: «Француз - это тот, кто имеет удостоверение француза». Все остальное - «болтовня, направленная на вербовку электората для Национального фронта».

Марин Лё Пен, вице-президент НФ и дочь Ж.-М. Лё Пена, заявила, что дебаты кончились ничем, а предпринятые жалкие меры «не способны облегчить тяготы, которые испытывают соотечественники».

И только представители Союза за народное движение (например, Доминик Пайе) одобрили решения, принятые премьер-министром на основе итогов дискуссии, утверждая, что они служат целям открытости общества и обновления республиканского договора [Clôture du débat].

Практически все недовольные дискуссией и ее результатами захотели продолжить ее, но в своем кругу. Это касается прежде всего интеллигенции - специалистов в сфере иммиграции и связанных с ней проблем, так же как и исследователей французской истории, ментальности и национальной идентичности.

Правящие правые ищут поддержки за пределами Франции: Н. Саркози и Э. Бессон провели спустя два месяца после окончания дискуссии во Франции международный коллоквиум по теме: «Национальные идентичности, европейская идентичность» (8 апреля 2010 г., Париж). В коллоквиуме приняли участие главным образом представители европейских стран, работающие в разных структурах ЕС. Заключали встречу крупные политические деятели - министр культуры и коммуникаций Франции Фредерик Миттеран и министр иностранных дел Италии Франко Фратини.

По мнению Ж.-М. Лё Пена, надо проводить не дискуссию о национальной идентичности, а референдум об иммиграции, поскольку именно массовая иммиграция обедняет французскую идентичность, а в дальнейшем может привести и к ее потере; она негативно влияет на жизнь Франции - на ее финансы, безопасность, занятость, школу. Для правительства мнение большинства, высказанное на референдуме, должно быть обязательным для исполнения, а также, по словам Лё Пена, «любыми средствами навязано олигархам, которые управляют Францией» [Jean-Marie Le Pen souhaite].

В общественном мнении также наблюдается неудовлетворенность итогами дискуссии. Состояние и эволюцию общественного мнения в ходе дискуссии зондировали с помощью разного рода

опросов1. В момент открытия дискуссии 60% опрошенных считали, что дебаты по теме национальной идентичности - это «хорошее дело» [Sondage - Identité]. Затем интерес общественности снизился. В начале января только 42% опрошенных проявляли интерес к дискуссии, а 48 - не интересовались ею вовсе, 47 - находили дебаты бесполезными и лишь 40% - полезными. Среди сторонников левых дискуссию считали бесполезной 58%, а среди последователей правых, напротив, почти столько же находили ее интересной (56%) [Identité nationale: 48% des Français]. В конце января 63% опрошенных оценивали дискуссию как неконструктивную, 62 - считали, что она не дает ответа на вопрос, что значит быть французом, 53% воспринимали ее как электоральное пропагандистское мероприятие [Les Français].

Опросы выявили взгляды населения на важные для общества проблемы. Так, 68% опрошенных (против 30) считают, что иммиграция не угрожает национальной идентичности; что касается упразднения министерства иммиграции, интеграции, национальной идентичности и солидарного развития, то только 30% поддерживают это предложение (68% - против) [Les Français].

Большой интерес представляют вопросы, непосредственно касающиеся французской национальной идентичности. Прежде всего не все, но подавляющее большинство - 76% опрошенных -считают, что такая идентичность есть. 65% уверены, что она имеет тенденцию к ослаблению по следующим причинам: потеря ценностей (29%), влияние иммиграции (25), политические причины (18), культурное и этническое разнообразие (18), религия (6%) [Résultats...]. Выяснилось также представление населения относительно того, из каких главных элементов складывается национальная идентичность, это - французский язык (80% опрошенных), трехцветный флаг (63), светское государство (laïcité) (61), социальная помощь (60), «Марсельеза» (50), прием иммигрантов в страну (31%). На вопрос: «Вы лично гордитесь ли тем, что являетесь францу-

1 Дискуссия сопровождалась фактически мониторингом общественного мнения, в котором участвовали крупнейшие организации, занимающиеся опросами населения, такие как Французский институт общественного мнения (1/ор), Французское общество выборочных обследований (ТИБ Бо/гвв).

зом?» - положительно ответили 89% опрошенных (среди них больше половины (46%) сказали «очень горды») [Sondage - Identité].

Еще одним итогом дискуссии можно считать результаты региональных выборов, поскольку размышления о Франции и о французах, без сомнения, оказали влияние на избирателей. Н. Саркози начал предвыборную кампанию в конце ноября 2009 г., когда дискуссия была в самом разгаре. Его главными соперниками на выборах были левые во главе с ФСП, которые традиционно обладали прочными позициями в регионах. Опасение вызывал и НФ, который был, по образному выражению одного журналиста, «болезненной занозой» для Союза за народное движение [Mazars]. И в правом, и в левом лагере звучали сомнения насчет того, как бы дискуссия о национальной идентичности ни сыграла на руку Лё Пену и ни позволила бы НФ «поправить здоровье» перед региональными выборами [Houchard].

Комментаторы расценивали проведение дискуссии как провокацию со стороны Н. Саркози, как политический маневр, который должен был выбить почву из-под ног Лё Пена и одновременно дестабилизировать левых, которые в любом случае оказывались в невыгодном положении - участвуя в дискуссии, они рисковали «ранить личное или национальное сознание французов», а игнорируя ее, они пренебрегали мнением соотечественников и ставили себя вне общественно-политической жизни страны [La synthèse].

Региональные выборы1 состоялись в два тура (14 и 21 марта 2010 г.), на них обновились 26 региональных советов: 21 - в метрополии, 4 - в заморских территориях и один на о. Корсика. В первом туре голосования правые получили лишь 27% голосов - самый плохой результат за все время Пятой республики. Этот результат можно расценивать как катастрофический для правых, особенно если

1 Самой крупной единицей в административном делении страны является регион. В каждом регионе учреждены экономические и социальные комитеты и региональный комитет по займам. В регионе действует своя счетная палата. Региональный совет избирает своего председателя, который является исполнительной властью в регионе. В ведении региональных советов находятся вопросы образования, культуры, безопасности, транспорта, окружающей среды [Франция]. По подсчетам «The Financial Times», совокупный бюджет европейских регионов Франции на 2010 г. составляет 25 млрд. евро [цит. по: Бенюмов]. 138

учесть, что уровень неучастия в выборах составлял 53,6%, к которым добавляются еще 3,7% избирателей, испортивших бюллетени; т.е. в первом туре голосования приняли участие лишь 42,6% списочного состава избирателей. НФ получил на 3,3 пункта меньше, чем на предыдущих региональных выборах 2004 г. В выигрыше оказалась левая коалиция во главе с ФСП. Во втором туре левые подтвердили свой успех, получив в целом по стране 54,3% голосов, а правящие правые лишь 35,5%. НФ повысил свои показатели в сравнении с первым туром и, получив 9,2% голосов, закрепился в 12 регионах. Левые победили в 22 региональных советах. Правые сохранили за собой лишь один региональный совет в метрополии -в Альзасе [Élections régionales].

На выборах левые подтвердили свои крепкие позиции в регионах. Национальный фронт не ушел со сцены, как прогнозировали некоторые комментаторы, и по-прежнему сохраняет свою небольшую, но стабильную нишу. Самое сложное положение у правых. Судя по уровню абсентеизма на выборах и по провальным результатам, им не удалось мобилизовать своих избирателей, разочарованных в экономической политике и в социальных реформах, которые проводит нынешнее правительство.

Н. Саркози делает первые шаги на пути расширения традиционной идеологической базы правящей партии, включая в нее ценности нации, национализма, патриотизма. Этим он не только теснит крайне правых, но и инициирует сдвиги во всей партийно-политической структуре страны, поскольку и другие политические силы будут вынуждены пересматривать свои идеологические основы. Намерены ли Н. Саркози и правящие правые и далее следовать этим путем, продолжат ли они политику ужесточения контроля за иммиграцией - покажет время.

Политические партии, как правые, так и левые, в ходе дискуссии о французской национальной идентичности вели полемику, оставаясь в пределах политического поля и не углубляясь в существо темы. И те и другие делали это с оглядкой на предстоящие в 2012 г. президентские выборы и руководствуясь собственными политическими интересами.

Тем не менее обсуждение темы национальной идентичности в его содержательном аспекте в какой-то мере состоялось и выявило много интересного. Безусловно, оно было обеднено, поскольку

ученые в своем большинстве, принципиально отказались принять в нем участие. Концепции, противоречия, точки зрения, которые существуют в научном сообществе Франции, не получили отражения в дискуссии. Тема национальной идентичности требует понимания таких сложных и недостаточно изученных философских и социологических понятий, как нация, этничность, идентичность, коллективное сознание, самосознание нации, метизация культур, историческое и культурное наследие, интеграция иммигрантов и многое другое.

Составить представление о том, что такое французская идентичность, на материалах прошедшего обсуждения не представляется возможным. В данной статье мы рассматривали дискуссию главным образом как политическое событие, как катализатор политических и социальных противоречий, в том числе между коренными французами и иммигрантами.

Дискуссия показала, может быть, главную особенность Франции - зрелость гражданского общества, которое имеет смелость взглянуть на себя, задать себе вопрос «кто мы?» и сделать это публично, вовлекая в полемику в том числе и неподготовленных участников. А в отношениях с иммигрантами - отойти от текущих проблем и поставить фундаментальные вопросы - о совместимости национальных идентичностей, о силе воздействия французской идентичности на выходцев из других стран, о влиянии новых граждан на французскую идентичность и, следовательно, на будущее страны.

Литература

Бенюмов К. Ошибка президента. - Режим доступа: http://lenta.ru/ агйс^/2010/03/22^агкс2у/

Конституция Французской Республики (от 4 октября 1958 года, с изменениями, внесенными 22 февраля 1996 года). - Режим доступа: http://vivovoco.ibmh.msk.su/VV/LAW/FRANCE_W.HTM#Преамбула

Новоженова И.С. Европа и Третий мир: Иммиграция и политика соразвития // Актуальные проблемы Европы. - М., 2007. - № 3: Европа и развивающиеся страны. - С. 157-176.

Новоженова И.С. Национальный фронт во Франции / / Актуальные проблемы Европы: Сб. научн. тр. / РАН ИНИОН. - М., 2004. - № 2: Правый радикализм в современной Европе.- С. 99-124.

Франция. - Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/ wiki/ Франция L'Appel de Mediapart: «Nous ne débattrons pas». 02 Déc. 2009 - Mode of access: http://www.mediapart.fr/journal/france/021209/lappel-de-mediapart-nous-ne-debattrons-pas

Benbassa E. Un rêve qu'il faut faire renaître. - Mode of access: http: / / www.lavie.fr/hebdo/2009/3351/esther-benbassa-un-reve-qu-il-faut-faire-renaitre-25-11-2009-828_78.php publié le 19/11/2009

Besson E. Faire connaître et partager l'identité nationale. - Mode of access: http: / / www.debatidentitenationale.fr / propositions-d-eric-besson/ faire-connaitre-et-partager-l. html

Besson E. Je n'ai pas fait le jeu du Front national. Propos recueillis par Luc Bronner et Françoise Fressoz. - Mode of access: http://www.lemonde. fr/politique/article/2010/03/06/eric-besson-je-n-ai-pas-fait-le-jeu-du-front-nationfll_ 1315335_823448.html

Cité nationale de l'histoire de l'immigration. - Mode of access: http://fr.wikipedia.org/wiki/Cit%C3%A9_nationale_de_l%27histoire_de_l%27 immigration

Clôture du débat: l'opposition ironise, l'UMP se fait discrète. - Mode of access: http: / / tempsreel.nouvelobs.com/speciales/ politique/contre_debat_

sur_lidentite_nationale/20100209.0BS6374/cloture_du_debat_lopposition_iro

nise_lump_se_fait_disc.html]

Le codéveloppement: présentation générale. - Mode of access: http: //www.iom.int/jahia/webdav/site/myjahiasite/shared/shared/mainsite /microsites/IDM/workshops/Mainstreaming_02030205/pre_metayer_FR.pdf

Communiqué : Eric Besson lance un grand débat sur l'identité nationale. -Mode of access: http://www.debatidentitenationale.fr/IMG/pdf/CP-DebatIdentiteNationale102609.pdf

Communiqué : Eric Besson ouvre le grand débat sur l'identité nationale. -Mode of access: http://www.debatidentitenationale.fr/IMG/pdf/CP-0uvertureDebatIdentiteNationale02112009.pdf

Dominique de Villepin. - Mode of access: http://fr.wikipedia.org/wiki/ De_villepin

Duclert V. Identite nationale, acte II. - Mode of access: http://www. mediapart.fr/club/blog/vincent-duclert/061109/identite-nationale-acteii

Dusseaulx A.-Ch.Identité: Le débat dérape. - Mode of access: http://www.lejdd.fr/Politique/Actualite/Identite-Le-debat-derape-155414/

Élections régionales françaises de 2010. - Mode of access: http://fr.wikipedia.org/wiki/% C3% 89lections_r% C3%A9gionales_fran% C3% A7aises_de_2010

Estrangin M. Le débat et la consultation nationale sont lancés. - Mode of access: http://ledauphine.com/index.jspz?article=217256

Faire connaître les valeurs de la République /Haut conseil a l'intégration. Avril 2009. - Mode of access: http://www.immigration.gouv.fr/IMG/pdf/ RapportHCIvaleursRepq210409.pdf

Fassin E., Feher M. Identité nationale, où est le problème? - Mode of access: http: / / pour lasuppressionduministeredelidentitena tionale.org/ documents -de-references_-_identite-nationale-ou-est-le-probleme_3.html 16.12.2009

Les Français et l'identité nationale: un sondage instructif. - Mode of access: http://groupeclaris.files.wordpress.com/2010/02/les-francais-et-lidentite-nationale.pdf

France: la création d'un ministère de l'Identité nationale provoque la controverse. - Mode of access: http://fr. wikinews.org/wiki/France_:_ la_cr%C3%A9ation_d% 27un_minist%C3%A8re_de_l%27Identit%C3%A9_natio nale_provoque_la_controverse

Le Front national à la question. L'expertise de six politologues. - Mode of access: http://hebdo.nouvelobs.com/hebdo/parution/p2347/articles/a411879-.html?xtmc=identitenationale&xtcr=1

Gros de Larquier S. Sur la Toile, le débat sur l'identité nationale bat son plein. - Mode of access: http://www.lepoint.fr/actualites-societe/2009-12-02/eclairage-sur-la-toile-le-debat-sur-l-identite-nationale-bat-son-plein/920/0/ 400903

Houchard B. L'identité nationale divise la majorité. - Mode of access: http://www.leparisien.fr/politique/l-identite-nationale-divise-la-majorite-04-12-2009-732326.php

Identité nationale: 8 universitaires démissionnent. - Mode of access: http://www.resovigi.org/Presse/ nouvobs180507.pdf

Identité nationale: 48% des Français désintéressés par le débat. - Mode of access: http://www.lepoint.fr/actualites-societe/2010-01-14/identite-nationale-48-des-francais-desinteresses-par-le-debat/920/0/413511

L'identité nationale en 10 questions: Débat. - Mode of access: http://www.lepoint.fr/actualites-societe/2009-11-02/ reperes-l-identite-nationale-en-10-questions/920/0/391057

Identité nationale et passé colonial. Pour un véritable débat. - Mode of access: http://www.regards.fr/article/?id=4467

L'identité nationale selon Sarkozy. - Mode of access: http: //www.liberation.fr/politiques/0101600818-l-identite-nationale-selon-sarkozy Ils prennent position. Grand débat sur l'identité nationale. - Mode of access: http: / / www.debatidentitenationale.fr/ils-s-expriment/?numpage=15& titre=

Jean-Marie Le Pen souhaite en 2010 un «référendum sur l'immigration». -Mode of access: http://www.google.com/hostednews/afp/article/ALeqM5h WOba392OBU1mC1nh3OM1QrcMztA 142

Joyandet A. Secrétaire d'Etat chargé de la Coopération. - Mode of access: http://www.detatidentitenationale.fr/actaaHtes/les-conMbutions/alain-joyandet-secretaire-d-etat.html

Julliard J. Etre français? Parlons-en! - Mode of access: http://hebdo.nouvelobs.com/ sommaire/edito-et-chroniques/088687/ etre-francais-parlons-en.html

Langanay J.-Y. L'identité nationale à l'école: les décisions de Matignon, dépêche AEF du 9 février 2010. - Mode of access: http: / / www. educationetdevenir.fr/spip.php?article174

Lefeuvre D., Renard M. L'identité nationale et la République. - Mode of access: http://www.communautarisme.net/L-identite-nationale-et-la-Republique _a952.html

Levy B.-H. Monsieur Besson, l'Europe et Martin Heidegger. - Mode of access: http: / / www.liberation.fr/societe/0101603867-monsieur-besson-l-europe -et-martin-heidegger

Makhoul-Yatim A. Le débat sur l'identité nationale mobilise les internautes. - Mode of access: http://www.france24.com/fr/20091103-participation-internet-debat-identite-nationale-ministre-immigration-eric-besson

Mazars P.-L. Sarkozy nationalise les élections régionales. - Mode of access: http://www.leidd.fr/Politique/Actualite/Sarkozy-nationalise-les-elections -regionales-154134/

Les missions (le site de la Cité nationale de l'histoire de l'immigration). -Mode of access: http://www.histoire-immigration.fr/index.php?lg=fr&nav= 280&flash=0

Onfray M. Le débat de l'identité nationale n'est pas réservé à la droite. -Mode of access: http://tempsreel.nouvelobs.com/actualites/opinions/

interview s /20091028.0BS6110 /michel_onfray_le_debat_de_lidentite_nationale

_nest_pas.html ноябрь 2009

Présentation (le site du Ministère de l'immigration, de l'intégration, de l'identité nationale et du développement solidaire). - Mode of access: http://www.immigration.gouv.fr/spip.php?page=dossiers_them_org&numrub rique=311

Qu'est-ce qu'être français ? / Avec les contributions de Jeannette Boug-rab, Luc Ferry, Max Gallo etc. - P., 2009. - 170 p.

Rachline F. En Hébreu, la France se dit creuset. - Mode of access: http: //www.lepoint.fr/actualites-societe/2009-12-03/rachline-institut-montaigne-en-hebreu-la-france-se-dit-creuset/920/0/401220

Rapport parlementaire sur le respect des symboles de la République / Assemblée nationale. Par les députés Jean-Philippe Maurer, Françoise Hostalier, Jacqueline Irles et Philippe Meunier, remis au Ministre le 25 mai 2009. - Mode of

access: http: / / www.debatidentitenationale.fr/IMG/ pdf/090526_-_Rapport_ Maurer_sur_le_respect_et_la_valorisation_des_symboles_de_la_Republique.pdf Résultats du sondage Sofres sur l'identité : des résultats différents à trois heures d'intervalle? - Mode of access: http://www. nationspresse. info/?p=76680

Rouart J-M. De l'identité nationale. - Mode of access: http: //www. parismatch.com /Actu-Match/Societe /Actu/De-l-identite-nationale-141947/

Sondage - Identité Nationale: 60% sont favorables au débat. - Mode of access: http: / / www.lesindiscrets.com/article-6239-sondage-identite-nationale-60-sont-favorables-au-debat.html

La synthèse du débat sera présentée par le ministre à l'occasion d'un colloque organisé le 4 février 2010. - Mode of access: http://tempsreel.nouvelobs.com/actualites/politique/20091103.0BS6690/deba

t_sur_lidentite_une_manoeuvre_indigne_pour_valls.html

Tout sur l'Institut. - Mode of access: http: / / www. institutmontaigne.org/tout-sur-l-institut-52.html

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.