Научная статья на тему 'Франция: национальный фронт и проблемы иммиграции'

Франция: национальный фронт и проблемы иммиграции Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
1077
127
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЦИОНАЛЬНЫЙ ФРОНТ / МАРИН ЛЕ ПЕН / НАЦИОНАЛЬНЫЙ ПРИОРИТЕТ / ИММИГРАЦИЯ / АССИМИЛЯЦИЯ / NATIONAL FRONT / MARINE LE PEN / NATIONAL PRIORITY / IMMIGRATION / ASSIMILATION

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Новоженова Ирина Сергеевна

В статье рассматривается идеология Национального фронта. Анализируется также позиция НФ по иммиграционным вопросам, изложенная в программе партии и в выступлениях ее лидера Марин Ле Пен.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

France: National Front and immigration problems

The article examines the National Front ideology. The NF attitude towards immigration issues stated in the party program and in some of Marine Le Pen′s speeches is also in the research focus.

Текст научной работы на тему «Франция: национальный фронт и проблемы иммиграции»

И.С. Новоженова

Франция: Национальный фронт и проблемы иммиграции

Аннотация. В статье рассматривается идеология Национального фронта. Анализируется также позиция НФ по иммиграционным вопросам, изложенная в программе партии и в выступлениях ее лидера Марин Ле Пен.

Abstract. The article examines the National Front ideology. The NF attitude towards immigration issues stated in the party program and in some of Marine Le Pen's speeches is also in the research focus.

Ключевые слова: Национальный фронт, Марин Ле Пен, национальный приоритет, иммиграция, ассимиляция. Keywords: National Front, Marine Le Pen, national priority, immigration, assimilation.

По мере проявления негативных последствий экономического и финансового глобализма с его идеологией ультралиберализма в Европе наблюдается рост оппозиционных идеологий - национализма, антиглобализма, антилиберализма. На этом фоне быстро развиваются и набирают электоральный вес популистские националистические движения, некоторые из них уже входят в правящие коалиции стран Европы. Европейские националистические партии не похожи друг на друга, общее у них одно - в основе их идеологий лежит идея защиты нации и национальной идентичности собственного народа. В ряду этих партий свой самобытный облик имеет и французский Национальный фронт1.

1 Более подробно см.: [Новоженова И.С. Национальный фронт...].

НФ был основан в 1972 г. под лозунгами защиты французской нации, обеспечения безопасности жизни, прекращения въезда иммигрантов, отстаивания национального суверенитета и выхода Франции из ЕС. Партию возглавил Жан-Мари Ле Пен - убежденный националист, талантливый оратор, харизматическая личность. Эти качества позволили ему находиться во главе партии бессменно в течение почти 40 лет и продвинуть НФ в ранг заметных игроков на политическом поле Франции. На президентских выборах в 2002 г. он получил неожиданно большую поддержку избирателей и стал главным соперником баллотировавшегося на второй срок президента Жака Ширака. За Ж.-М. Ле Пена в первом туре проголосовали 16,8% избирателей (4,8 млн. человек), за Ж. Ширака - 19,9% (5,7 млн. человек) [Méchet Ph.]. Во втором туре победу с большим перевесом одержал Ж. Ширак, он получил 82,2% голосов (25,5 млн. человек). Ж.-М. Ле Пен сохранил свой электорат и даже слегка его расширил, за него проголосовали 17,8% избирателей (5,5 млн. человек) [Résultats définitifs des éléctions présidentielles]. Однако было очевидно, что французы в своем подавляющем большинстве с сомнением относятся к идеям и ценностям крайне правых и опасаются резких перемен в политике. А успех Ж.-М. Ле Пена в первом туре объясняется, как писали позже аналитики, тем, что французы хотели продемонстрировать правящей коалиции свое недовольство ее политикой и выразить вотум недоверия президенту Ж. Шираку. На следующих президентских выборах в 2007 г. рейтинг Ж.-М. Ле Пена был гораздо ниже, тем не менее он сохранил популярность у 3,8 млн. избирателей (10,4%) [Résultats de l'élection...].

Ряд комментаторов предрекали закат Национального фронта, внутри партии все чаще говорили о необходимости обновления идей и о смене лидера. Исследователь Жиль Ивальди, специалист по крайне правым, связал будущее НФ с его «способностью преодолеть в ближайшие годы свою идеологическую и политическую изоляцию» [Ivaldi G. Les formations.., 2011].

Через несколько лет преемницей Ж.-М. Ле Пена стала его младшая дочь - Марин Ле Пен. В январе 2011 г. она сменила отца на посту президента Национального фронта. В партию вступила в 1986 г., когда ей было 18 лет, в 2003 г. была назначена исполнительным вице-президентом и с тех пор руководила аппаратом партии. В 2004 г. М. Ле Пен была избрана депутатом Европарламента. 98

В 2012 г. баллотировалась и на президентских, и на парламентских выборах. На президентских выборах в первом туре она заняла третье место после социалиста Ф. Олланда (28,6% голосов) и представителя правых Н. Саркози (27,2%), за нее отдали свои голоса 17,9% избирателей, результат оказался выше, чем был у ее отца в 2002 г., когда он прошел во второй тур. На выборах в Национальное собрание Марин Ле Пен не удалось занять депутатское кресло, она не добрала всего несколько десятков голосов. Однако Национальный фронт получил два депутатских места, что является большой победой для партии, которая после введения в середине 1980-х годов мажоритарной избирательной системы на парламентских выборах практически потеряла свое представительство в Национальном собрании. Для сравнения: в 1986 г. на последних парламентских выборах, проведенных по пропорциональной избирательной системе, Национальный фронт получил 35 мест, имея поддержку 10% электората [Résultats définitifs du 2nd des elections...].

Электорат Национального фронта

Социологический анализ, проведенный между двумя турами президентских выборов 2012 г., показал, что избиратели, отдавшие свои голоса Марин Ле Пен, поддерживают ее идеи, что их голосование не было только протестным, как это случилось в 2002 г., когда на пост президента баллотировался ее отец. География электората НФ стала гораздо шире и вышла за пределы «зоны силы» НФ, которой ранее был восток страны по линии между Гавром и Пер-пиньяном [Béraud A.-L., 2012].

Во Франции продолжаются процессы переформирования электората политических партий. Об этом свидетельствует миграция избирателей от одной партии к другой. Особенно наглядно этот процесс виден на примере НФ. Судя по опросам, в первом туре голосования на президентских выборах 2002 г. от 20 до 30% ле-пеновских избирателей предпочли отдать свои голоса за кандидата Н. Саркози. Исследователи Ж. Ивальди, С. Антиполис и Ж. Эванс считают, что в тот момент Национальному фронту не удалось сохранить даже преданную ему часть электората (т.е. тех, кто был верен НФ и на выборах, и между выборами). Этот электорат привлекают главным образом антиправительственные выступления

НФ и недовольство политикой как правоконсервативных, так и социалистических сил. Такие настроения избирателей, по мнению ученых, позволяли долгое время движению лепеновцев сохранять свое положение вне двух крупных блоков. Эту тактику НФ применял с середины 1990-х годов, тем более что и правые, и социалисты категорически отказывались с ним сотрудничать [Ivaldi G., Antipolis S., Evans J., 2007].

В 2002 г., когда Ж.-М. Ле Пен потерпел катастрофическое поражение во втором туре президентских выборов, социологи зафиксировали резкое падение численности электората крайне правых. После этого НФ постепенно начал восстанавливать, а затем и наращивать свой электорат. Идеи крайне правых стали все шире распространяться, часть из них даже использовал Н. Саркози в предвыборной кампании 2007 г. Политолог Доминик Ренье, генеральный директор Фонда политических инноваций, считает, что в условиях нынешнего экономического и финансового кризиса НФ обладает «высоким электоральным потенциалом» за счет того, что он «клеймит иммиграцию, отсутствие безопасности в стране, ислам, дефицит государственного бюджета, глобализацию, Европу и евро, богатых и банкиров и предстает в качестве сильного защитника государства благосостояния и французской социальной модели» [Reynie D., p. 471].

Исследователи отмечают, что избирательный корпус крайне правых состоит из двух частей: с одной стороны, мелкая буржуазия (независимые работники, ремесленники, торговцы, фермеры), с другой - народные классы (это социологическое понятие часто употребляется в политическом дискурсе Франции), в частности рабочие, которые прежде всегда были традиционным электоратом левых. Так, на парламентских выборах 2007 г. кандидаты от НФ получили наибольшую долю голосов в среде рабочих (14%), ремесленников и торговцев (10%) и безработных (15%). Среди фермеров сторонников НФ опрос не обнаружил. Исследователи Ж. Ивальди, С. Антиполис и Ж. Эванс обращают внимание на то, что такого рода «электоральный синтез» характерен не только для НФ, но и для значительного числа европейских крайне правых, и что процесс сближения изначально антагонистических частей электората начался у НФ в середине 1980-х годов, а у европейских партий - на пороге 1990-х годов [Ivaldi G., Antipolis S., Evans J., 2007]. 100

НФ направляет свои усилия на расширение электората за счет средних слоев. Этот процесс происходит более успешно во времена кризиса и роста безработицы и бедности, от которых страдают многие из тех, кто относит себя к средним слоям (например, госслужащие, включая учителей и медиков). Именно за этим электоратом охотятся соперники НФ - Социалистическая партия, Союз за народное движение, Демократическое движение. Средний класс -это самый многочисленный социальный слой, трудно поддающийся определению, поскольку в него входят очень разнородные социальные группы. М. Ле Пен считает, что в настоящее время «они страдают и находятся в состоянии деклассирования», значительная их часть беднеет и переходит в разряд народных классов [Marine Le Pen cible.]. Представители среднего класса недостаточно бедны, чтобы государственная система социального обеспечения стала оказывать им помощь, и недостаточно богаты, чтобы самим справиться с ситуацией обеднения и «социального спуска». М. Ле Пен убеждена, что ситуация разрешится в их пользу, когда будет реализована программа НФ, в которой предусматривается серия мер по поддержке мелкого и среднего бизнеса, государственных служащих, фермеров и других групп среднего слоя [Le Pen cible.., 2012].

Смена партийной стратегии

С приходом нового лидера начался этап преобразования Национального фронта. У М. Ле Пен большие планы на будущее. «Я думаю, - сказала она в интервью в феврале 2011 г., через месяц после своего вступления на пост президента НФ, - что сейчас открылась новая глава в истории Национального фронта. Мы хотим быть созидателями, т.е. хотим написать новую главу в истории Национального фронта, который приведет нас к власти. Мы будем сражаться за наши идеи, за то, чтобы претворить их в жизнь» [Президент Национального фронта.., 2011].

Новое руководство НФ стремится очистить партию не только от имиджа радикальной, маргинальной, внесистемной партии, обреченной на вечное отлучение от власти, но и избавиться от шлейфа расизма и ксенофобии, в которых партию - и небезосновательно - упрекали со дня ее создания. Марин Ле Пен не раз подчеркивала в своих выступлениях, что последователи НФ являются

патриотами, а не ксенофобами: «Национальному фронту пытаются придать карикатурный облик. Мы - патриотическая партия, а нас выставляют как партию ксенофобов. Мы - партия, которая выступает против иммиграции, а из нас делают расистскую партию» [Ле Пен М. «Если иммигрантам...», 2011].

М. Ле Пен стремится создать вокруг НФ «широкое объединение патриотов и правого, и левого толка, объединение всех, кто любит Францию, и всех защитников ее идентичности» [Marine Le Pen crée la surprise.., 2012]. «Национальный фронт, - сказала она на съезде партии в Туре в январе 2011 г., - естественным образом станет общим домом для французов, большим домом для всех, кто любит Францию. Национальный фронт, президентом которого я стала, будет обновленной, открытой и дееспособной партией. мы вместе сделаем его самым мощным, эффективным и конкурентным инструментом нашей стратегии завоевания власти» [Discours de Marine Le Pen.., 2011].

М. Ле Пен намеревается усилить рекламно-пропагандист-скую работу НФ. По этому поводу она сказала: «Прежде всего мы должны активизировать работу на местах, шире пропагандировать идеи и программу Национального фронта. Вы знаете, в течение длительного времени и пресса, и политики многое о Национальном фронте замалчивали, упоминали лишь в связи с проблемами безопасности жизни и иммиграции. А ведь у нас - обширная программа. В чем заключается моя роль? В популяризации социально-экономической программы Национального фронта, экологической концепции, а также в ознакомлении людей с нашим видением роли, которую во Франции должно играть государство» [Президент Национального фронта.., 2011].

Политолог Доминик Ренье, комментируя новую стратегию и тактику НФ, высказывает мнение, что партия нацелена на то, чтобы стать единственной сильной оппозиционной партией, которая будет завоевывать места и посты на промежуточных выборах и таким образом увеличит финансовые ресурсы, необходимые для поддержки своей клиентуры и для создания по всей территории страны сети своих выборных деятелей, без чего она не может упрочить своего влияния в стране. Затем настанет момент, о котором, как полагает Д. Ренье, мечтают лепеновцы, когда на президентских выборах недовольство избирателей политикой правящего социа-102

листического блока уже не обернется поддержкой правых, последние будут заняты лишь внутренними распрями [Reynié D., 2011, p. 472].

По мнению многих комментаторов, приход Марин Ле Пен к руководству партии в начале 2011 г., после 40-летнего правления ее отца, является поворотным событием в жизни партии. Журналист Ж.-С. Лефевр обращает внимание на то, что М. Ле Пен в своих речах концентрирует внимание на ряде вопросов. Прежде всего - на республиканских ценностях и защите граждан. Одной из предпочтительных тем по-прежнему остается иммиграция, так же как и тема евроскептицизма. НФ ратует за скорейший выход Франции из ЕС и из зоны евро, что позволит ей восстановить свои границы и таможенные барьеры, чтобы оградить страну и ее граждан от глобализации [Lefebvre J.-S., 2011].

По оценке Ж. Ивальди, НФ при М. Ле Пен «имеет сильные аргументы в вопросах глобализации, финансового капитализма и Европы», дискурс партии по экономическим и социальным вопросам сильно сместился влево, в результате партия приобретает новый имидж [Ivaldi G. Trois questions.., 2011].

Однако существует и противоположное мнение. Например, давний и яростный критик крайне правых Натали Костюшко-Моризе, бывший министр и представитель по связям с общественностью в предвыборной кампании Н. Саркози, утверждает, что, «несмотря на произошедшие перемены в руководстве, НФ не сменил своей политической природы, он страшится грядущих мировых вызовов, сеет вокруг себя ненависть и мистифицирует избирателей... НФ стремится представить себя в качестве привлекательной политической партии, способной участвовать в парламентских дебатах и управлять страной». Н. Костюшко-Моризе возмущена тем, что крайне правые стараются внедрить в умы людей идею о том, что отныне НФ является такой же партией, как и другие, в то время как его программа «не предлагает будущего для Франции», а «идеология НФ - это разновидность популистского неофашизма, эквивалент которого есть во многих европейских странах». А главной популистской идеей НФ является защита «ослабленного народа против коррумпированных элит, которые его обманывают и эксплуатируют» [Kosciusko-Morizet N., 2011/2012, p. 948-949].

Более взвешенная и развернутая характеристика НФ и политической ситуации во Франции содержится в работах ученого Ж. Ивальди. Он считает, что успех партии на выборах является следствием «отторжения традиционных партий и отсутствия ясной альтернативы» у избирателей. На протяжении последних трех десятилетий в Пятой республике существует чередование у власти двух мощных сил - правоцентристского движения и социалистической партии. Их позиции со временем сдвинулись к центру и сблизились, что привело к ослаблению принципа альтернативности выбора, который должны иметь избиратели. Кроме того, обе партии были замешаны в политических скандалах и финансовых махинациях. Все это, по мнению Ж. Ивальди, придает силу риторике НФ, направленной против истеблишмента и разоблачающей моральное падение традиционных элит. Рост числа голосующих за крайне правых, весьма вероятно, «является завершением разрыва пакта доверия и национальной солидарности, который объединял политические элиты и граждан во Франции и вообще в Европе». Безработица и социальная неустойчивость «подрывают основы французской модели социальной справедливости» и выявляют очевидное бессилие главных правительственных институтов и их неспособность противостоять растущей дуализации общества. Это ставит под вопрос особый, присущий только Франции негласный общественный договор [Ivaldi G. Les formations.., 2011].

Кроме того, голосование в пользу НФ, полагает Ж. Ивальди, свидетельствует о растущем внутреннем беспокойстве людей, их страхе перед глобализацией, новыми вызовами, связанными с наднациональной интеграцией, с местом и ролью Франции внутри Европейского союза, с ограничением суверенитета государств -участниц ЕС. Национальный фронт выразил социальные тревоги; ему удалось собрать вокруг себя значительный сегмент электората, «предложив новые способы коллективной идентификации и возможность обновить пакт национальной солидарности, пошатнувшийся за годы экономического кризиса», - заключает Ж. Ивальди [Ivaldi G. Les formations.., 2011].

Национальный фронт, при всей его самобытности, вписывается в разряд европейских партий, находящихся на крайне правом фланге. Большинство ученых определяют его как национал-популистскую партию. Ученый Патрик Моро из Национального 104

центра научных исследований (Париж) разделяет европейские крайне правые партии на две группы - национал-популистов и традиционных крайне правых. «Национал-популистская партия, -подчеркивает П. Моро, - не стремится порвать с существующей политической системой. Она хочет изменить ее изнутри, не прибегая к насилию, в отличие от более традиционных крайне правых партий, таких как Британская национальная партия в Великобритании или Либерально-демократическая партия в Германии» [Бате1 I., Могеаи Р., 1уаШ С., 2009].

Ж. Ивальди, исследователь из того же института, первое течение называет, как и П. Моро, национал-популистским, а второе -просто популистским. Он проводит сравнение этих двух течений по двум параметрам - по отношению к иммиграции и к либеральной экономике. По мнению ученого, «у национал-популистов вопросы иммиграции, идентичности и нации занимают центральное место и являются основой их представления о мире»; в сфере экономики «они постепенно переориентировали свою экономическую программу, включили в нее элементы социальной защиты и перераспределения богатств, они выказывают бешеную враждебность по отношению к "финансовому капитализму" и к глобализации». Что касается популистских правых, то «они, напротив, обращаются к вопросам иммиграции в основном по стратегическим причинам и не делают из них краеугольного камня своей программы; в экономике популистские правые остаются приверженцами либерализма, выступают за снижение налогов, являются противниками государственного регулирования, стремятся к снижению роли государства благосостояния» [Бате1 I., Могеаи Р., 1уаЫ1 С., 2009].

Тема иммиграции в идеологии Национального фронта

Национальный фронт - единственная французская партия, у которой тема иммиграции является доминирующей в партийной идеологии. По мнению лидеров партии, массовая иммиграция грозит Франции замещением населения и многими другими бедами, если не будет прекращен приток иностранцев и членов их семей из неевропейских стран. Для предотвращения иммиграции идеологи НФ предлагают установить во Франции порядок «национального приоритета», в соответствии с которым французы будут иметь

больше прав, чем иностранцы, в частности, в доступе к жилью, к работе, медицинской и социальной помощи. Именно этот тезис о предпочтении всего национального и придает партии националистический характер. Программа будущего развития Франции, разработанная Национальным фронтом к президентским выборам 2012 г., пронизана двумя идеями: первая - иммиграция несет гибель для Франции, вторая - защититься от нее можно с помощью закона о «национальном приоритете».

Чтобы реализовать программу НФ, следует прежде всего разделить всех проживающих на территории Франции на французов и «других». Этот вопрос не так прост, как кажется.

Франция на протяжении многих веков создавалась путем собирания разных племен и народов со своими языками и культурами. До XVII в. ее население оставалось этнически и культурно разнородным. Лишь после многих кровавых религиозных войн, сопровождавшихся иностранным вмешательством, в стране была установлена абсолютная монархия, с которой и начинается становление национального государства и единого народа - французского. Этот процесс и в дальнейшем происходил по принципу ассимиляции всех этносов с целью создания единого централизованного государства, одного народа, состоящего из французов (независимо от их этнических корней), одной общей для всех культуры и одного языка. С середины XIX в., когда началась эпоха массовой иммиграции во Францию, многочисленные мигранты были естественным образом включены в ассимиляторский процесс. Значительная часть иностранцев, остававшихся во Франции, была ассимилирована. Этот процесс начал давать сбои только с начала 1970-х годов, когда население Франции уже включало в себя миллионы иммигрантов из стран Африки, далеких от французов по своей культуре, религии, обычаям.

В начале 1970-х годов сменявшие друг друга правительства, не справлявшиеся с регулированием иммиграционных потоков, перестали проводить политику ассимиляции и перешли к политике интеграции иммигрантов, т.е. от мигрантов уже не требовалось становиться французами по культуре, достаточно было подчиняться законам страны, включиться в социальные связи на работе, учебе, в быту, участвовать в общественной жизни страны. Легальным иммигрантам сразу по прибытии предоставлялись равные с фран-106

цузами права на работу, муниципальное жилье, школьное образование для детей, медицинское обслуживание, участие в ассоциациях, на свободу вероисповедания. Эта политика интеграции иммигрантов продолжается и сегодня.

В ментальности французов есть некоторая двойственность в отношении к иммигрантам. С одной стороны, у них сохраняется историческая память о разнообразии народностей, населявших их страну, и о своих этнических корнях (хотя слово «этнический» изгнано из употребления), соответственно они допускают, что и иммигранты могут хранить память о своем происхождении. С другой -они привязаны к ассимиляционной модели, на которой держится французское государство-нация и в соответствии с которой французом может быть только носитель французской культуры и французского языка. Кроме того, в коллективном сознании отпечатались принципы национального государства, разработанные еще в век Просвещения и Великой французской революции 1789 г. Эти принципы проводят четкий водораздел между гражданами и негражданами: первые обладают политическими правами, вторые -не допускаются даже к выборам.

В массовом сознании, особенно на бытовом уровне, существует разделение на «своих» и «чужих». Французами считаются лишь «истинные», «коренные» французы, а к чужакам причисляются иммигранты-иностранцы и иммигранты, получившие французское гражданство, но не ассимилировавшиеся, не ставшие французами по культуре. Как правило, к этой категории относят натурализовавшихся иммигрантов первого поколения и отчасти второго, а также тех, кто всю жизнь проживал в иммигрантских этнических кварталах, где сохраняются исламская вера со всеми ее публичными проявлениями, элементы бытовой культуры и образа жизни стран происхождения иммигрантов.

Идеология НФ отражает двойственность национального сознания. С одной стороны, при определении, кто «француз», а кто «нефранцуз», НФ придерживается официальной конституционной точки зрения. Понятие «француз» в программе НФ совпадает с его трактовкой в Конституции (т.е. французами являются те, кто имеет французское гражданство, независимо от их происхождения). Следовательно, сторонники НФ относят к разряду «чужих» только иммигрантов-иностранцев, а «своими» иммигранты долж-

ны для них стать после получения французского гражданства. Понимать, кто «свой», а кто «чужой», - очень важно для НФ и в целом для последователей идеологии национал-популизма, поскольку политический курс партии строится на постулате «приоритета национального» во всех сферах жизни общества и государства (во внутренней и внешней политике, в отношении к ЕС, в определении экономического курса, в социальной политике и т.д.). В предвыборной программе М. Ле Пен1 тезис о приоритете французских граждан сформулирован вполне определенно: «Приоритет гражданства должен применяться ко всем французам, независимо от их происхождения» [Projet de Marine Le Pen]. Следовательно, все, имеющие французское гражданство, включая натурализовавшихся иммигрантов, независимо от их происхождения, будут иметь более высокий статус, чем иностранцы.

С другой стороны, мысль об обязательной ассимиляции новых французов содержится и в программе НФ, и в высказываниях его лидеров. В программе подтверждается приверженность сторонников НФ республиканским ценностям и французской республиканской модели, которую они противопоставляют англосаксонскому мультикультурализму. Французская модель республики предполагает единство нации и один способ включения иностранцев в нацию - ассимиляцию. «Ассимиляция, - говорится в программе, - в частности через школу, должна вновь стать правилом, а коммунитаризм2 должен быть изгнан. Франция впишет в свою Конституцию: "Республика не признает никаких сообществ"» [Projet de Marine Le Pen].

1 Программа НФ создавалась к выборам 2012 г. как предвыборная программа Марин Ле Пен. На сайтах в Интернете встречаются разные названия - и Программа НФ, и Программа Марин Ле Пен, но их тексты идентичны.

2 «Коммунитаризм - это социально-политический термин, обозначающий позицию или намерения меньшинств (культурных, религиозных, этнических...), направленные на добровольное отделение себя (дифференциацию) от остального общества. Во Франции коммунитаризм может восприниматься как угроза сплоченности общества на национальном уровне. В Канаде же это - социально-этнический термин, обозначающий скорее разнообразие как долевое участие в нации, являющееся следствием иммиграции» [Communautarisme].

Это свидетельствует о том, что в ментальности последователей партии граница между «своими» и «чужими» еще остается «плавающей»: последователи НФ колеблются, считать ли это противопоставление по критерию национальной идентичности или по критерию гражданства. Вряд ли они могут рационально объяснить, что такое идентичность, но хорошо ощущают разницу между «своими» и «чужими»; в обыденном сознании это различие сводится главным образом к чуждости языка, веры, бытовой культуры, традиций, образа жизни. Претензии к иммигрантам усиливаются в периоды кризисов, когда они воспринимаются как конкуренты на рынке труда и как нахлебники - потребители благ системы социального обеспечения.

Проблемы иммиграции в программе НФ

Во Франции проблемы, связанные с иммиграцией, долгое время замалчивались по причине политкорректности и действия закона против расизма1, накладывающего санкции на тех, кто критически отзывается о лицах иного цвета кожи или нефранцузского происхождения. Среди политических партий только НФ открыто выступал против иммиграции и всегда утверждал, что политика, поощряющая рост численности въезжающих иммигрантов и плохая контролируемость этого потока, противоречит интересам Франции. Именно такой, как утверждается в программе НФ, была иммиграционная политика президента Н. Саркози. По официальной статистике министерства внутренних дел, в 2010 г. во Франции легальным иммигрантам было выдано 203 тыс. разрешений на проживание, т.е. на 28 тыс. больше, чем в 2009 г., и на 78% больше, чем в 2000 г. (114 тыс.). Никогда прежде, указывается в программе НФ, Пятая республика не имела столь большой легальной иммиграции [Projet de Marine Le Pen].

1 В Уголовном кодексе, принятом в июле 1992 г. и вошедшем в силу в 1994 г. (он лишь слегка скорректировал предыдущий закон о расизме), говорится, что те, кто в высказываниях в общественных местах или в печатных изданиях будет провоцировать дискриминацию, ненависть и насилие к лицу или лицам из-за их происхождения или этнической, национальной, расовой или религиозной принадлежности, будут наказываться тюремным заключением сроком в один год и штрафом в 45 тыс. евро или одним из этих двух наказаний [Incitation...].

Позиция НФ в отношении иммигрантов коренным образом отличается от позиции других французских партий. В его программе говорится, что иммиграция как таковая Франции не нужна (за небольшим исключением), она противоречит национальным интересам, интересам трудящихся, является бременем для системы социального обеспечения.

В программе перечисляются три главные причины, заставляющие положить конец массовой и неконтролируемой иммиграции, которая, по словам авторов документа, «потрясает страну».

- «Иммиграция используется влиятельными финансовыми силами и крупным бизнесом, чтобы понизать заработную плату и урезать социальные права французских трудящихся. Иммиграция -это не гуманитарный проект, а орудие на службе крупного капитала, ее одобряют и поддерживают Движение предпринимателей Франции, Европейская комиссия и крупнейшие компании, определяющие фондовый индекс КЭК 40» [Projet de Marine Le Pen].

- «Иммиграция требует значительных расходов со стороны национального сообщества, которые оцениваются демографом и экономистом Ивом-Мари Лоланом (Yves-Marie Laulan) в 70 млрд. евро в год» [Projet de Marine Le Pen].

- «Неконтролируемая иммиграция является источником напряжений в Республике, которой не удается больше ассимилировать новых французов. Гетто, межэтнические конфликты, притязания со стороны [иммигрантских] сообществ, которые подрывают нашу национальную идентичность и ведут ко все более демонстративной исламизации с сопутствующими ей последствиями. Коммунитаризм - это яд, разъедающий национальное сплочение» [Projet de Marine Le Pen].

НФ предлагает конкретные меры, которые, по мнению партии, могут разрешить вопрос с иммиграцией.

- Сократить в течение пяти лет численность ежегодно въезжающих во Францию легально с 200 тыс. до 10 тыс., т.е. в 20 раз, при этом следует отдавать предпочтение талантам, которые будут способствовать процветанию нашей страны и инновациям. В связи с этим внести изменения в законодательство и регламентации Кодекса о въезде и пребывании иностранцев [Projet de Marine Le Pen].

- Запретить воссоединение семей.

- Радикально сократить число принимаемых беженцев, остающихся во Франции. Бюджет, расходуемый на беженцев, постоянно растет (в 2011 г. он вырос на 27%, т.е. на 376 млн. евро). Чтобы это сделать, Франции потребуется пересмотреть конституционные, законодательные и регламентирующие документы [Projet de Marine Le Pen].

Министр внутренних дел Франции Клод Геан в сентябре 2011 г. назвал совершенно фантастическим предложение М. Ле Пен сократить число легальных иммигрантов, ежегодно прибывающих во Францию, до 10 тыс. По мнению министра, это означает, что не будет воссоединения семей, не сможет въехать на лечение ни один серьезно больной пациент, иностранные студенты не смогут обучаться во французских вузах. На данный момент цифра в 10 тыс., по словам К. Геана, это лишь число ежегодно въезжающих политических беженцев. Министр считает наиболее приемлемым принимать порядка 150 тыс. человек в год [Pour Guéant, le FN.]. Необходимо учитывать, что министр рассуждает как деятель, находящийся на государственном посту, для которого европейские договоренности с участием Франции обязательны для выполнения. Прием беженцев и членов семей иммигрантов регулируется договорами ЕС и, следовательно, не подлежит ни обсуждению, ни исправлению. У лидеров оппозиционной НФ таких ограничителей нет.

НФ находит решения сложных проблем, исходя из своей идеологии. Лидерам партии часто приводят такой довод в пользу иммиграции: Франция нуждается в иностранной рабочей силе, так как иностранцы выполняют низкоквалифицированную, низкооплачиваемую, непрестижную работу. В интервью «Московским новостям» в июле 2012 г. М. Ле Пен сказала, что французы заняли бы эти места, если бы оплата труда была соразмерна его тяжести. Она указала на то, что наниматели используют иммигрантов, чтобы понижать заработную плату в стране. Они привозят их, зная, что те будут работать за крайне незначительное вознаграждение. М. Ле Пен привела результаты исследований американских ученых, которые показывают, что прирост иммиграции на 1% приводит к понижению уровня заработной платы на рынке труда также на 1%. Это логично, замечает она, поскольку рынок рабочей силы -все-таки рынок: чем больше желающих найти работу, тем ниже зарплата [Ле Пен М. «Если иммигрантам.», 2011].

Идеологи НФ считают, что иммиграция не нужна хотя бы потому, что во Франции на рынке труда уже есть избыток рабочей силы. В частности, в программе говорится: «Заслуживает осуждения значительный рост профессиональной иммиграции в момент экономического кризиса, когда в нашей стране резко возросла безработица и падает покупательная способность наемных трудящихся». И приводятся такие цифры: в 2007 г. во Францию приехали 20 тыс. трудовых мигрантов, а в 2010 г. - уже 32 тыс. [Projet de Marine Le Pen].

Еще одна трудная проблема - демографическая. Правящие партии и их правительства рассматривали иммиграцию в качестве источника пополнения населения Франции. Здесь в сравнении с другими европейскими странами иностранцам было легче натурализоваться. Дети, которые рождались в иммигрантских семьях, с момента рождения получали право на французское гражданство и после совершеннолетия становились полноправными гражданами страны. Уровень рождаемости у женщин-иммигранток был выше, чем у француженок. Кроме того, в соответствии с политикой воссоединения семей иммигрантов Франция принимала жен, детей и других ближайших родственников, что благоприятствовало росту рождаемости в семьях иммигрантов.

Крайне правые требуют прекратить политику воссоединения семей, опасаясь, что население Франции через несколько поколений станет неузнаваемым, ведь в страну едут мигранты со всех концов мира - из Африки, Азии, Латинской Америки. НФ предлагает решать демографический вопрос путем поощрения рождаемости в семьях французских граждан. По мнению М. Ле Пен, француженки хотят иметь детей, но не заводят их из-за страха перед будущим, опасаясь безработицы и кризисов. По опросам, каждая вторая француженка хочет иметь второго ребенка. Семейная политика, по мысли сторонников НФ, должна стимулировать рождаемость во французских семьях, для этого следует повысить семейные пособия, предоставить семьям с детьми приоритетный доступ к социальному жилью, установить родительскую зарплату, чтобы женщины могли оставаться дома и растить детей [Ле Пен М. «Если иммигрантам.», 2011].

Предложения НФ по сокращению иммиграционного потока во Францию

НФ предлагает собственный путь решения проблемы. НФ руководствуется идеей, что можно сделать так, чтобы иммигранты сами, во-первых, не захотели уезжать из своей страны и, во-вторых, не хотели бы приезжать во Францию.

Первой цели можно достичь посредством международной политики помощи развитию, а также политики соразвития1 со странами Африки на основе двусторонних соглашений. Можно оказывать помощь развитию этих стран даже в обход их правительств - на уровне деревень и городских кварталов. Следует также предотвратить массовую эмиграцию интеллектуальной и профессиональной элиты из развивающихся стран, без которой невозможно осуществление программ развития. НФ считает, что в обмен Франция должна потребовать от правительств африканских стран остановить миграционные потоки во Францию.

Вторая цель: «сделать Францию непривлекательной для иммигрантов», как легальных, так и нелегальных. «Нужно не высылать иммигрантов, а создавать условия, чтобы они не приезжали», -таков замысел крайне правых, который М. Ле Пен неоднократно озвучивала в своих выступлениях [Ле Пен М. «Нужно не высылать.», 2011].

Лучшим превентивным способом добиться предотвращения массового въезда иммигрантов станет, по мысли идеологов НФ, претворение в жизнь принципа приоритета французов перед иностранцами. В таких условиях иностранцам будет гораздо труднее жить во Франции. В правовом государстве принцип приоритета может осуществляться только правовыми методами. Именно такой путь намечают крайне правые в своей программе: «Чтобы остановить как легальную, так и нелегальную иммиграцию, должны быть как можно быстрее приняты меры конституционного, законодательного и регламентирующего порядка» [Projet de Marine Le Pen].

Приоритет французских граждан должен обеспечиваться разными средствами.

1 Подробнее о политике соразвития см.: [Новоженова И.С. Европа.., 2007].

113

- «Предприятия будут обязаны отдавать приоритет занятости лицам, имеющим французское гражданство, при равной компетенции претендентов. Чтобы побуждать предприятия следовать практике приоритета, закон заставит Центр занятости (Pôle Emploi)1 предлагать свободные рабочие места прежде всего французам, ищущим работу (при прочих равных условиях).

- Администрация всех уровней власти также будет обязана уважать этот принцип.

- Должности, на которых принимаются решения, будут зарезервированы за лицами, имеющими французское гражданство; список профессий, связанных с властными полномочиями, будет расширен.

- Приоритет гражданства должен применяться ко всем французам, независимо от их происхождения.

- Иностранцы, работающие и выплачивающие налоги, будут получать все пособия, которые им положены. Иностранцам, имеющим регистрацию, но не сумевшим найти себе работу в течение года, будет предложено вернуться в их страны; их пенсионные отчисления будут возмещены в денежной форме.

- Приоритет гражданства будет применяться также в области социального жилья, его будут предлагать сначала лицам, имеющим французское гражданство (при прочих равных условиях).

- Семейные пособия будут выплачиваться только семьям, в которых хотя бы один из родителей является французом или европейцем» [Projet de Marine Le Pen].

Что касается политических прав, то они могут принадлежать только гражданам, доступ иностранцев к избирательному праву запрещен. Таково убеждение сторонников НФ.

Помимо осуществления принципа приоритета граждан в программе НФ содержится ряд мер, затрудняющих процесс пре-

1 Административное учреждение, занимающееся занятостью во Франции, создано в 2008 г. В этом учреждении ведут постановку на учет лиц, ищущих работу, следят за очередностью, предоставляют консультации по поиску рабочего места или места обучения, выплачиваются пособия, делается анализ рынка труда, собираются заявки на рабочую силу, предоставляется помощь и консультации предприятиям по вопросу найма работников [Pôle emploi].

вращения иммигранта в гражданина Франции, который существует в настоящее время.

В отношении легальных иностранцев в программе НФ предлагается, во-первых, сделать так, чтобы их пребывание продолжалось до тех пор, пока их труд востребован, и не долее того. Для этого предусматривается, что «максимальная продолжительность карты на проживание должна быть сокращена с теперешних десяти лет до трех лет с правом продления и при строгом контроле ее получения» [Projet de Marine Le Pen].

Во-вторых, серьезно затруднить натурализацию иностранцев, сделать ее исключением из правила. Для этого необходимо: «Упразднить право почвы и провести серьезную реформу гражданского кодекса Франции таким образом, чтобы получение гражданства перестало быть простой административной формальностью: быть французом - почетно. Следует заслужить натурализацию, она должна выдаваться только при четких условиях мирного, продолжительного и легального проживания на французской территории при условии владения французским языком и при очевидной ассимиляции» [Projet de Marine Le Pen].

В-третьих, поставить перед серьезным жизненным выбором тех, кто имеет двойное гражданство. По их поводу в программе НФ сказано: «В целом двойное гражданство не будет больше разрешено, кроме случаев двойного гражданства с другой страной Европейского союза; лица, которых это будет касаться, должны сделать выбор между двумя гражданствами» [Projet de Marine Le Pen].

В отношении нелегальной иммиграции идеологи НФ занимают еще более жесткую позицию, считая, что ее не должно быть вовсе. Для решения этой задачи предлагаются разные меры.

Во-первых, необходимо «бороться с незаконной иммиграцией, которая должна быть сведена к нулю. Систематически выдворять любого, кто въезжает или нелегально проживает на территории Франции. Устранить "кислородные подушки" для нелегальной иммиграции, среди которых - целевая государственная медицинская помощь для нелегальных мигрантов» [Projet de Marine Le Pen]. Эту мысль, ставшую программным положением НФ, М. Ле Пен пояснила ранее в интервью российскому журналисту, тогда она сказала о нелегальных иммигрантах во Франции следующее: «Они приезжают потому, что, едва въехав, имеют право на государствен-

ную медицинскую помощь, в том числе в несрочных случаях: очки, зубы - за нелегалов все оплачивается. Они знают, что, даже если они нелегалы, их дети пойдут в школу бесплатно. Есть также 50% шансов на легализацию их статуса. Все это работает как насос для иммигрантов. Если мы не сможем им ничего предложить, они не приедут» [Ле Пен М. «Нужно не высылать...», 2011].

Во-вторых, «упразднить во французском праве возможности легализации нелегальных мигрантов» [Projet de Marine Le Pen]. На одной из пресс-конференций М. Ле Пен ясно заявила: «Любой, кто нелегально въезжает во Францию или находится там нелегально, должен быть уверен, что он никогда не получит разрешения на жительство» [Marine Le Pen s'en prend.., 2012].

В-третьих, под санкции будут подпадать не только нелегальные иммигранты, но и те, кто им помогает. М. Ле Пен предлагает принять закон о подстрекательстве к незаконной иммиграции, он будет также распространяться и на ассоциации, «которые сегодня, используя общественные деньги, побуждают, поддерживают и организуют эту нелегальную иммиграцию» [Marine Le Pen s'en prend...].

Что касается иностранцев, преступивших законы Франции, то общее мнение крайне правых можно сформулировать таким образом: «Иностранцам-преступникам не место во Франции». В программе НФ по этому поводу предлагается: «Приговоры заключения в тюрьму, вынесенные против иностранцев, будут исполняться в странах их происхождения в соответствии с двусторонними договорами, заключенными со странами, выходцы которых в наибольшей мере представлены во французской статистике преступности. В любом случае будет применяться выдворение иностранцев, осужденных в уголовном порядке, в страны их происхождения» [Projet de Marine Le Pen].

При этом отдельным - и очень важным для крайне правых -пунктом в программе записано: «Антифранцузский расизм, как мотив преступления или правонарушения, будет считаться особо усугубляющим обстоятельством и будет отягчать наказание» [Projet de Marine Le Pen].

Выполнение предлагаемой Национальным фронтом иммиграционной программы, по мнению ее разработчиков, следует возложить на специально созданное министерство с широкими пол-116

номочиями. «Будет учреждено большое министерство внутренних дел, иммиграции и светскости, чтобы обеспечить соответствие и координацию государственной политики в этих трех областях. Оно будет ежеквартально публиковать подробную статистику количества выданных разрешений на жительство, случаев натурализации, а также выдворения за пределы государственных границ» [Projet de Marine Le Pen].

За 40 лет своего существования Национальный фронт значительно эволюционировал, особенно это касается последнего десятилетия. К президентским и парламентским выборам 2012 г. партия разработала широкую программу развития Франции, представив ее теоретическое обоснование и перечень конкретных мер, необходимых для ее реализации. Тем самым она заявила о себе как о политической силе, обладающей немалым аналитическим потенциалом, что прежде было совсем не свойственно движению крайне правых.

Партию уже нельзя назвать праворадикальной, поскольку она принимает принципы и ценности демократии, отвергает насильственные действия, ставит своей целью приход в местные, а затем - и в высшие органы власти через легальный механизм выборов.

НФ по-прежнему остается националистической партией, но теперь этот национализм имеет новое содержание. Партия заявляет о себе как о защитнице французов, но французов не по крови, а по гражданству. НФ настаивает также на том, что только культура, единая и общая для всех, включая иммигрантов, может обеспечить сплоченность нации, поэтому ассимиляция должна быть непременным условием для всех, кто остается во Франции надолго или навсегда. Такие четко прописанные правила взаимоотношений между государством и иностранцами, государством и новыми гражданами нефранцузского происхождения должны исключить социальные напряжения, которые могли бы возникнуть, если бы НФ выбрал не гражданско-конституционный подход к иммигрантам, а, например, культурно-этнический или религиозно-этнический.

Идеологи партии считают, что в настоящее время идет наступление со стороны мировых финансовых структур и международных корпораций на государство-нацию и что Франция уже лишилась значительной доли суверенитета и потому не может

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

полноценно управлять миграционными потоками, направляющимися на ее территорию. Противостоять идеологии ультралиберализма, насаждаемой поборниками глобального рынка, по мнению НФ, можно только силами национального государства, опираясь на идею национальной идентичности. Французская национальная идентичность создавалась поколениями, она включает в себя культуру, историю, французский язык, христианство, особую модель демократической республики, образ жизни и многое другое, что отличает французов и придает самобытность французской нации. Понятие «национальная идентичность» не имеет четкого определения, может быть, потому, что оно обозначает не материальное явление, а некий духовно-ментальный пласт национального достояния, без которого, однако, невозможно сохранить нацию. НФ является противником установления «открытого общества», нивелирующего любую национальную самобытность.

Партия претерпевает еще одну очень важную трансформацию - она превращается в защитницу социальных слоев, пострадавших от процессов глобализации. Делает она это целенаправленно или ее, как говорится, несет ветер истории, сказать сложно. Но во Франции все складывается так, что других более влиятельных партий, которые могли бы взять на себя эту функцию, пока нет. Левые партии, которые всегда считались защитницами угнетенных и эксплуатируемых, по разным причинам, не способны играть эту роль. Социалисты, став правящей партией, постепенно начали действовать как прагматики, проводя «политику возможного» и стараясь найти компромисс между интересами международных корпораций и интересами трудящихся Франции. При этом перевес сил складывается не в пользу трудящихся. Коммунисты после развала СССР и массированной атаки в СМИ против коммунистической идеологии потеряли свое былое влияние на общество. Крайне левые раздроблены и не имеют электорального веса.

«Полевение» идеологии НФ является также следствием эволюции традиционного электората партии, состоящего из мелкой буржуазии, мелких предпринимателей, фермеров, торговцев. Эти социальные группы испытывают на себе негативные последствия глобализации. Прежде они защищали либеральную экономику, требовали сокращения налогов, свободы рыночной экономики, ограничения государственного вмешательства. В наше время -118

время господства крупного международного капитала эти слои разоряются, теряют свой статус и, чтобы выжить, нуждаются в помощи государства. Теперь они выступают за государственный протекционизм и установление таможенных барьеров, защищающих их от конкуренции иностранных производителей, ждут от государства льгот и дотаций. Политика ЕС идет вразрез с их интересами. В программе НФ 2011 г. учитываются интересы социальной опоры партии, в документе четко прописан курс на антиглобализм, антиевропеизм, расширение национального суверенитета, рост государственного вмешательства. Электоральная база партии увеличивается также за счет наемных трудящихся - рабочего класса и новых средних слоев.

Проблема иммиграции столь сложна, что для ее решения необходимы совершенно новые подходы. На наднациональном уровне массовая миграция является одним из важнейших условий существования глобального рынка и международного разделения труда. На национальном уровне появление большого числа лиц иной этнической принадлежности, иной культуры и иного вероисповедания приводит к размыванию национальной идентичности и, следовательно, угрожает существованию самой нации. Можно ли, задается вопросом НФ, оградить от иммиграционного потока одну страну - Францию? Как уберечь самобытность французской нации перед нивелирующим воздействием глобализации? Поиском ответов на эти и другие вопросы, связанные с иммиграцией, в настоящее время занят не только Национальный фронт, но и другие политические партии Франции. И остается лишь констатировать, что процесс этот пока далек от завершения.

Литература

Белов И. Журналы: Франция и проблемы иммиграции. - 03.10.10. -Режим доступа: http://www.russian.rfi.fr/node/32309

Бирюков С. Национальный фронт и кризис Пятой республики. -23 сентября 2011. - Режим доступа: http://www.apn.ru/publications/ article11564.htm

Кагарлицкий Б. Марин Ле Пен и конец политкорректности.-24.09.2011. - Режим доступа: http://kagarlitsky.ru/node/196

Ле Пен М. «Если иммигрантам ничего не предлагать, они не приедут». - 13 июля 2011 (Беседовал Владимир Добровольский, РИА Новости,

специально для «МН»). - Режим доступа: http://mn.ru/newspaper_world/ 20110713/303279596.html

Ле Пен М. «Нужно не высылать иммигрантов, а создавать условия, чтобы они не приезжали» / Интервью для «Московских новостей» взял В. Добровольский, 23 сентября 2011. - Режим доступа: http://www. mn.ru/world/20110712/303277964.html

Новоженова И.С. Европа и Третий мир: Иммиграция и политика соразвития // Актуальные проблемы Европы / ИНИОН РАН. - М., 2007. -№ 3: Европа и развивающиеся страны. - С. 157-176.

Новоженова И.С. Национальный фронт во Франции / / Актуальные проблемы Европы / ИНИОН РАН. - М., 2004. - № 2: Правый радикализм в современной Европе. - С. 99-124.

Президент Национального фронта Марин Ле Пен: «Европейский союз мертв»: Интервью // Euronews: Новости: Интервью. - 18/02/11. -Режим доступа: http://ru.euronews.net/2011/02/18/marine-le-pen-next-french-president /

L'Alliance française. - Mode of access: http:/ /fr.wikipedia. org/ wiki/Alliance_fran%C3%A7aise

Béraud A.-L. Focus sur le profil de l'électeur de la candidate du Front national à la présidentielle // 20 minutes.fr.: Elections 2012: Qui a voté Marine Le Pen? - 23/04/2012. - Mode of access: http://www. 20minu tes. fr/presidentie lle/922113-vote-marine-pen

Communautarisme. - Mode of access: http://fr.wikipedia.org/wiki/ Communautarisme

Comparez les programmes des candidats à la présidentielle 2012. - Mode of access: http://www.lemonde.fr/election-presidentielle-2012/visuel/2012/03/ 20/comparez-les-programmes-des-candidats-a-la-presidentielle-2012_1672519_ 1471069.html

Discours de Marine Le Pen, Présidente du Front National, lors du Congrès de Tours des 15 et 16 janvier 2011. - Mode of access: http: / /www. frontnational.com/videos/congres-du-fn-a-tours-discours-d%E2% 80% 99inves titure-de-marine-le-pen/

Faniel J., Moreau P., Ivaldi G. «Pour la droite populiste, l'islam permet un processus de mobilisation simple et efficace» / Propos recueillis par Sylvain Mouillard // Liberation:Edition abonnée: Monde. - 02.12.2009. - Mode of access: http://www.liberation.fr/monde/0101606299-l-islam-permet-un-processus-de-mobilisation-simple-et-efficace

Françafrique. - Mode of access: http://fr.wikipedia.org/wiki/Fran% C3%A7afrique

Incitation à la haine raciale. - Mode of access: http:/ /fr.wikipedia. org/wiki/Incitation_%C3%A0_la_haine_raciale

Ivaldi G., Antipolis S., Evans J. L'extrême-droite à la dérive: rééquilibrage du système partisan et recomposition à droite. - 2007. - Mode of access: http: //halshs.archives-ouvertes.fr/docs/00/32/06/80/PDF/IVALDI_EVANS_ RPP2007.pdf

Ivaldi G. Le Front national: sortir de l'isolement politique / / Etudes de la documentation fr. - P., 2011. - N 3342. - P. 17-29.

Ivaldi G. Les formations d'extrême droite: Front national et Mouvement national républicain. Chapitre 1. In: Les partis dans le système politique // Etudes de la documentation fr. - P., 2011. - N 3342. - Mode of access: http://hal-univ-diderot.archives-ouvertes.fr/docs/00/09/01/04/PDF/FNMNRI valdi_-_Final2004.pdf

Ivaldi G. Trois questions à Gilles Ivaldi / Propos recueillis par JeanPierre Deroudille. - 6 mars 2011. - Mode of access: http://www. sudouest. fr/2011/03/06/-334287-4583.php

Kosciusko-Morizet N. Engagement ou ressentiment. La droite française et l'extrême droite // Commentaire. - P. 2011/2012. - Vol. 34, N 136. - P. 947-952.

Lefebvre J.-S. Le guide de l'extrême droite européenne Publié le 10/04/2011. - Mode of access: http://www.slate.fr/story/36693/extreme-droite-europeenne

Le Pen cible les classes moyennes. - 08 janvier 2012. - Mode of access: http://www.lejdd.fr/Election-presidentielle-2012/Actualite/Le-Pen-a-Saint-Denis-a-la-recherche-du-vote-des-classes-moyennes-447275/

Le Pen M. Mon projet pour la France et les Francais. - Mode of access: http: //fn974.com/app/download/5783417625/projet_mlp2012.pdf (облегченный вариант с картинками).

Marine Le Pen cible les classes moyennes, «point de bascule de 2012». -08.01.12. - Mode of access: http://www.lemonde.fr/election-presidentielle-2012/article/2012/01/08/marine-le-pen-cible-les-classes-moyennes-point-de-bascule-de-2012_1627023_1471069.html

Marine Le Pen crée la surprise en rassemblant 17,9% des voix.-23/04/2012. - Mode of access: http://www.francetv.fr/info/marine-le-pen-cree-la-surprise-en-atteignant-les-20_86571.html

Marine Le Pen s'en prend à l'immigration, et à Sarkozy. Le 13 février 2012 à Paris. - Mode of access: http://www.liberation.fr/politiques/ 01012391563-marine-le-pen-s-en-prend-a-l-immigration-et-a-sarkozy

Méchet Ph. La nationalisation du Front national. - Mode of access: http://www.tns-sofres.com/etudes/pol/160502_frontnational.htm

Pôle emploi. - Mode of access: http://fr. wikipedia.org/wiki/P%C3% B4le_emploi

Pour Guéant, le FN est à la fois «nationaliste» et «socialiste». - Mode of access: http: / / www.liberation.fr/politiques/01012392341-pour-gueant-le-fn-est-a-la-fois-nationaliste-et-socialiste

Privilégier l'embauche de personnes de nationalité française / / Comparez les programmes des candidats à la présidentielle 2012. - Mode of access: http://www.lemonde.fr/election-presidentielle-2012/visuel/2012/03/20/com parez-les-programmes-des-candidats-a-la-presidentielle-2012_1672519_1471069. html

Programme du FN. - Mode of access: http://www.frontnational.com/ le-projet-de-marine-le-pen/

Programme FN: Idées - Propositions. - Mode of access: http: / / www. sondages-election.com/programmes/programme-front-national.htm

Projet de Marine Le Pen. - Mode of access: http://fn974.com/ app/download/5781982870/Le+Projet+de+Marine+Le+Pen.pdf

Qu'est-ce que la «Françafrique»? 29 fév. 2008. - Mode of access: http://www.politique.net/2008022902-qu-est-ce-que-la-francafrique.htm;

Réserver les allocations familiales aux familles dont un des parents est Français // Comparez les programmes des candidats à la présidentielle 2012. -Mode of access: http://www.lemonde.fr/election-presidentielle-2012/visuel/ 2012/03/20/comparez-les-programmes-des-candidats-a-la-presidentielle-2012_ 1672519_1471069.html

Résultats définitifs des éléctions présidentielles. - Mode of access: http://www.france-elections.net/presidentielles.htm

Résultats définitifs du 2nd des élections législatives. - 17 juin 2012. -Mode of access: http://www.egaliteetreconciliation.fr/Estimations-des-resultats-du-2nd-des-elections-legislatives-12427.html

Résultats de l'élection présidentielle de 2007. - Mode of access: http://freetopia.free.fr/societe/politique/election-presidentielle/2007.php

Reynié D. Le tournant ethno-socialiste du Front national // Etudes. - P., 2011. - T. 415, N 5. - P. 463-482.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.