ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ PEDAGOGICAL SCIENCES
DOI 10.26105/SSPU.2019.62.5.001
YAK 378.018.2 ББК 74.489.00
Т.Ю. БЕРЕЗИНА, ДИСКУССИЯ КАК МЕТОД ФОРМИРОВАНИЯ
А.Г. ПУЗЕП ЦЕННОСТИ СЕМЬИ У БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ
T.YU. BEREZINA, DISCUSSION
L.G. PUZEP AS A METHOD OF FORMING FAMILY VALUES
AMONG FUTURE TEACHERS
Статья посвящена опыту формирования у студентов педагогического вуза ценностных представлений о семье в процессе их включения в дискуссию. Авторами рассмотрены два основных вида дискуссии, применяемые на начальном этапе вовлечения студентов в данную форму взаимодействия. В работе представлены этапы проведения дискуссий и их содержание. В исследовании раскрыты формы работы со студентами педагогического вуза, способствующие обсуждению в молодежной среде вопросов создания семьи, традиционного представления о ней. Авторами сделан акцент на осмыслении в процессе дискуссии функции и традиций семьи, значимости сформированно-сти представлений о ней у современной молодежи.
The article is devoted to the experience of formation of value ideas about the family in the process of their inclusion in the discussion among students of pedagogical University. The authors consider two main types of discussion used at the initial stage of involving students in this form of interaction. The paper presents the stages of discussions and their content. The study reveals the forms of the work with students of pedagogical University contributing to the discussion among young people of the issues of creating a family and the traditional idea of it. The authors emphasize the understanding of the function and traditions of the family in the process of discussion, the importance of the formation of ideas about it among modern youth.
Ключевые слова: ценность, семья, дискуссия, панельная дискуссия, будущие педагоги.
Key words: value, family, discussion, panel discussion, future teachers.
Достижению социально-значимого результата в педагогической деятельности способствуют взгляды будущего педагога и сформированные в процессе обучения в педагогическом вузе ценности. Именно они являются основными ориентирами в педагогической деятельности, поскольку данное понятие многомерно и включает явления и их свойства, существенные для общества и личности. Сформированные ценности у педагога характеризуют его готовность осуществлять педагогическую деятельность с гуманистических позиций [8]. Ценности педагога отражаются в различных формах направленности личности - убеждениях, идеалах, интересах. Они осмысляются в процессе освоения личностью социального опыта. С этих позиций они будут сформированы у студентов в образовательном процессе.
Ориентировке в профессиональной деятельности помогают интерактивные формы работы со студентами, а также включение обучающихся в реализацию конкретных видов взаимодействия с целью раскрытия содержания отдельных ценностей и их осмысления. Опыт взаимодействия, полученный в вузе, способствует готовности будущего педагога к осуществлению профессиональной деятельности [7].
В современном обществе, как показывают исследования, существует неоднозначное представление о ценности семьи у молодежи [2, с. 31-35]. Это выражается, с одной стороны, в распространении «гражданских» браков, а с другой - в выборе приоритета карьеры и материального обеспечения. С этой точки зрения мы посчитали необходимым акцентировать внимание молодежи на осознанном выборе спутника жизни, осмыслении значения семьи для жизни и счастья человека [1, с. 235-239].
Актуальными формами работы с молодежной аудиторией являются различные виды групповых дискуссий. Дискуссия сегодня одна из активных форм взаимодействия, которая позволяет стимулировать инициативность студентов, способствует развитию рефлексивного мышления. Она предполагает обмен мнениями, равноправное обсуждение ключевых понятий представителями разных поколений и социальных институтов. Ее проведение уместно, когда участники оказываются в ситуации выбора и не могут дать однозначного ответа на поставленный вопрос. Ошибочно полагать, что во время дискуссии позиция ее участников должна быть неизменной. Форма дискуссии как раз и предполагает возможность выслушать разные точки зрения участников и определиться с собственным ответом на поставленный ранее вопрос. Это и делает ее привлекательной для молодежной аудитории.
Для дискуссии характерны целенаправленность и упорядоченный обмен идеями, суждениями, мнениями, четкая организация места и времени проведения. Характерным признаком дискуссии является диалогическая позиция ведущего (преподавателя), реализующаяся в соблюдении правил и поддержании активности аудитории. Дискуссия позволяет участникам не только высказывать свою точку зрения и аргументировать ее, но и получать опыт ее организации и проведения. Этот опыт будет востребованным в будущей педагогической деятельности студентов, так как позволит решать возникающие педагогические задачи и учитывать разные точки зрения. При получении такого опыта взаимодействия у будущего учителя формируются навыки общения с оживленной аудиторией, совершенствуются приемы ведения дискуссии для решения поставленного вопроса [4, с. 323].
М.В. Кларин в своем исследовании «Инновации в мировой педагогике» говорит об эффективности дискуссии как формы работы с обучающимися [5]. Опыт проведения дискуссий позволил сделать выводы о возможности ее использования при формировании ценностных ориентиров студентов. Виды дискуссий многообразны, что определено их разными целевыми установками. При работе с многочисленной аудиторией наиболее востребованными видами дискуссий являются дебаты, форумы, симпозиумы [6]. Начальным этапом подготовки студентов к участию в мероприятиях такого формата могут стать, по нашему мнению, направленная дискуссия в форме игры «Три стенки» и «панельная дискуссия».
Форма игры «Три стенки» не является привычной для студентов, ведь она предполагает не классическое противостояние двух точек зрения, а дает возможность привести аудиторию к осмысленному выбору позиции по поводу обсуждаемого вопроса. Первоначально ведущий приглашает к участию всех желающих. Как показывает опыт, на этом этапе игры такая группа малочисленна, но ведущий не делает целью вовлечь всю аудиторию в игру. Оставшаяся часть выступает в качестве зрителей, которые могут включиться в игру при обсуждении следующего тезиса. Заинтересованность зрителей вопросами тезисов может привести к вовлечению всей аудитории в процесс игры.
Данная игра требует значительной предварительной подготовки со стороны преподавателя, который заранее готовит тезисы для включения аудитории в обсуждаемую тему. Формулировка тезисов должна содержать спорное утверждение, предполагать выбор трех вариантов ответа («да», «нет», «сомневаюсь»). Выбрав вариант ответа, участники объединяются в группы и размещаются в аудитории в соответствии с выбором. Те, кто не определился, занимают центр аудитории - «третью стенку» сомневающихся. Ведущий выборочно обращается к представителям каждой группы и предлагает им обосновать свой выбор. Рекомендуется предлагать публике достаточно сложные вопросы, помогающие осмыслить свое поведение, задуматься о поступках, понять себя и других.
Организации игроков в пространстве способствует использование в процессе игры мультимедийной презентации, демонстрирующей тезисы и направление движения игроков при выборе ответа. Преподавателю предварительно необходимо выбрать пространство для игры, позволяющее игрокам свободно перемещаться по аудитории в зависимости от выбора ответа. Выслушивая аргументы участников игры, каждый игрок может в течение ее пересмотреть свое мнение и примкнуть к другой стенке, свободно перемещаясь по аудитории. В результате этого количество игроков в каждой группе (стенке) неожиданно меняется, что нужно учитывать при выборе аудитории для игры. Участник, изменивший первоначальное решение, должен объяснить причины этого. Иногда изменение выбора является неожиданностью для самих участников и бывает связано с переосмыслением изначальной позиции на основе аргументации других игроков.
С целью обсуждения ценности семьи в социуме для будущих педагогов была проведена игра «Три стенки» на тему «Ценность семьи в современном обществе». Преподавателями заранее для обсуждения были подготовлены следующие тезисы:
- Семья - это ценность современного общества.
- Семья предполагает законный брак.
- Счастье в браке предопределяется выбором супруга.
- Главное условие вступления в брак - это любовь.
- Нельзя вступать в брак с человеком с незрелой любовью.
- Счастливый брак - это дар от Бога.
- С милым рай и в шалаше.
- Непохожесть супругов - необходимое условие счастливого брака.
- Женский взгляд на семейное счастье более жертвенный.
- В условиях неразрешающегося разногласия в семье (пусть меняется он (она) / нужно меняться мне / найду другого (другую).
- Провести всю жизнь вдвоем на необитаемом острове - это рай или ад?
- Предположим, женихи бывают трёх видов: плохие, нормальные и хорошие. Допустим, все три вида встречаются в равных пропорциях. Встречаясь впервые, невозможно понять, что за жених, так как не с кем сравнить. Как повысить вероятность выбора хорошего жениха? Сравните следующие стратегии:
Стратегия А (нетерпеливая). Выйти замуж за первого встречного.
Стратегия В (терпеливо-неразборчивая). За первого встречного замуж не выходить ни в коем случае. Если второй жених не хуже первого, то выходить за него. Иначе выходить за третьего, каким бы он ни был.
Стратегия С (терпеливо разборчивая). Первый - нет. Если второй жених лучше первого, то выходить за него. Иначе выходить за третьего, каким бы он ни был.
СтратегияD (долготерпеливо-неразборчивая). Если второй или третий женихи попадутся не хуже первого, то выходить за них. Иначе выходить за четвертого, каким бы он ни был.
Стратегия Е (долготерпеливо-разборчивая). Если второй или третий женихи попадутся лучше первого, то выходить за них. Иначе выходить за четвертого, каким бы он ни был.
- Семья - это представители разных поколений.
- Ценностью семьи являются дети.
- Детей в семье должно быть (один / два / сколько будет).
- Воспитанием детей должны заниматься (родители / бабушки, дедушки / школа).
Игра очень динамична, эмоциональна, предполагает возможность включения в нее новых членов. Немаловажным будет и выбор участников игры, который определяется темой игры и должен быть неоднородным. Это люди, состоящие в браке продолжительное время и вступившие в него недавно, а также представители разных профессий и социальных институтов; студенты разных курсов и профилей подготовки педагогического вуза.
Игра завершилась принятием группового решения. На заключительном этапе игры участники должны выбрать наиболее значимые варианты предложенных тезисов, раскрывающие содержание ценности семьи. С этой целью проходило обсуждение, в ходе которого участники использовали не голосование как выбор в пользу тезиса, а выход в центр аудитории для подтверждения согласия с тезисом, представленным на экране. В качестве тезисов оказались те, которые характеризуют категорию семьи (законный брак, дети, межпоколенные связи, любовь).
Следующим этапом в процессе освоения дискуссии как формы работы можно выделить такой вид дискуссии, как «панельная дискуссия», которая способствует обсуждению проблемы в группе численностью более сорока человек. Тема проведенной нами панельной дискуссии - «Общение и взаимопонимание». Ведущий (преподаватель) формулирует проблему дискуссии, а участники делятся на группы. Деление на группы может происходить различными способами, например, по результатам проведенного ранее анкетирования. Аудитории заранее предлагается анкета, включающая список качеств, необходимых для общения и взаимопонимания (от трех до пяти). Результаты анкетирования позволяют разбить аудиторию на группы в зависимости от выбранного качества. На следующем этапе каждая группа выбирает представителя (председателя) для участия в дискуссии и аргументации ее мнения. Представитель группы должен максимально точно выразить общую позицию группы, при этом сама группа не вступает в дискуссию. В конце дискуссии представители групп осуществляют критический анализ процесса обсуждения и приходят к единому решению совместно со всеми участниками. Особенностью этой дискуссии является подача информации по одному вопросу с разных позиций. При проведении такого вида дискуссии в педагогическом вузе интересным будет выделение трех направлений в понимании общения и взаимодействия: педагогическом, психологическом и культурологическом. Итогом панельной дискуссии по выбранной теме может стать вывод о необходимости сохранения в нашем обществе традиционного представления о семье, ее ценностях, функциях и традициях, поскольку основа общения и взаимопонимания закладывается в данном социальном институте. В рамках такой дискуссии целесообразно обсуждать вопросы межличностных отношений и общения молодежи как основы подготовки к семейной жизни, а также вопросы нарушения семейных отношений и их последствия, влияния конфликтных отношений на развитие личности в семье.
Такая форма организации работы с будущими педагогами способствует обсуждению вопросов создания семьи, сохранению бесконфликтных отношений, уважению и взаимопониманию между членами семьи, рассмотрению «секретов» счастья на примерах конкретных семей [3]. Данная работа позволяет формировать представление о ценности семьи у студентов и отметить в качестве продуктивных методов такие виды групповой дискуссии, как игра «Три стенки» и «панельная дискуссия».
Общение в формате дискуссии позволило современной молодежи расширить и переосмыслить представления о роли мужчины и женщины в семье, о значении счастья не только для себя, но и для близких людей, познако-
мило с различными примерами проявления рассматриваемой ценности. Работа была направлена освоение будущими педагогами разных видов дискуссии и их профессиональный рост, а также на осмысление ценности семьи в современном обществе.
Литература
1. Березина Т.Ю., Пузеп Л.Г. Осмысление содержания понятия «семья» современной молодежью // «VI Капеновские чтения»: материалы междунар. науч.-практ. конф., посвященной 90-летию ученого-педагога Г.С. Капенова. Павлодар: ПМПУ, 2018. С. 235-239.
2. Березина Т.Ю., Пузеп Л.Г. Формирование представлений о традиционных семейных духовно-нравственных ценностях у студентов педагогического вуза // Высшее образование сегодня. 2018. № 10. С. 31-35.
3. Бурмистрова Е.А., Бурмистров М.Ю. Современная семья. Психология отношений / ред.: И.В. Бакулина. М.: Изд-во "Даръ", 2016. 544 с.
4. Гулевич О.А., Сарнева И.Р. Социальная психология. М.: Изд-во Юрайт, 2015. С. 323-328.
5. Кларин М.В. Инновации в мировой педагогике: обучение на основе исследования, игры и дискуссии. (Анализ зарубежного опыта). Рига: НПЦ «Эксперимент», 1995. 176 с.
6. Педагогика: теории, системы, технологии: учебник для студ. высш. и средн. учеб. заведений / С.А. Смирнов, И.Б. Котова, Е.Н. Шиянов и др.; под ред. С.А. Смирнова. М.: Издательский центр «Академия», 2006. 512 с.
7. Психолого-педагогическое взаимодействие участников образовательного процесса: в 2 ч. Ч. 1: учебник для академического бакалавриата / А.М. Прихожан, Н.Н. Толстых, Д.В. Лубовский. М.: Изд-во Юрайт, 2016. 271 с.
8. Сергеев И.С. Основы педагогической деятельности: учеб. пособие. СПб.: Питер, 2004. 316 с.
References
1. Berezina T.Yu., Puzep L.G. Comprehension of the concept "family" by modern youth // "VI Kapenov readings" materials of the international scientifi c and practical conference devoted to the 90th anniversary of the scientist-teacher G.S. Kapenov. Pavlodar: RUSSIA, 2018, p. 235-239.
2. Berezina T.Yu., Puzep L.G. Formation of ideas about traditional family spiritual and moral values among students of pedagogical University // Higher education today, 2018, No. 10, p. 31-35 (in Russian).
3. Burmistrova E.A., Burmistrov M.Yu. Modern family. Psychology of relations / Editor: I.V. Bakulina. M.: Publishing house "Dar", 2016. 544 р.
4. Gulevich O.A., Sarnia I.R. Social psychology. M.: Yurayt Publishing House, 2015, p. 323-328.
5. Klarin M.V Innovations in world pedagogy: learning based on research, games and discussions. (Analysis of foreign experience). Riga: SPC «Experiment», 1995. 176 р.
6. Pedagogy: theories, systems, technologies: textbook for students. no.and average. studies>. institutions / S.A. Smirnov, I.B. Kotova, E.N. Shiyanov et al.; Under. the editorship of S.A. Smirnova. M.: Publishing center «Academy», 2006. 512 р.
7. Psychological and pedagogical interaction of participants of educational process: in 2 h. P. 1: textbook for academic baccalaureate / A.M. Parishioners, N.N. Tolstykh, D.V Lubovsky / ed. M.: Yurayt Publishing House, 2016. 271 р.
8. Sergeev I.S. Fundamentals of pedagogical activity: Textbook. SPb.: Peter, 2004. 316 р.