Научная статья на тему 'Дискуссионные технологии в процессе обучения английскому языку студентов неязыкового вуза'

Дискуссионные технологии в процессе обучения английскому языку студентов неязыкового вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
217
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБУЧЕНИЕ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ / ENGLISH LANGUAGE TEACHING / ДИСКУССИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ / DISCUSSION TECHNOLOGY LEARNING / УЧЕБНАЯ ДИСКУССИЯ / СТУДЕНТЫ НЕЯЗЫКОВОГО ВУЗА / STUDENTS OF NONLINGUAL HIGH SCHOOL / STUDY DISCUSSION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Урманова Лидия Эдуардовна

Значимость английского языка для студентов неязыкового вуза определяется потребностью участия в академической мобильности, в работе с иноязычными источниками информации. Для того чтобы повысить уровень знаний студентов, предлагается использовать дискуссионные методы в обучении английскому языку. В статье автором определены основные цели учебной дискуссии на уроке английского языка в неязыковом вузе и их соответствие компонентам межкультурной компетенции, обозначены категории и формы учебной дискуссии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The significance of the English language for non-linguistic students is determined by the need for participation in academic mobility, in working with foreign-language sources of information. In order to increase the level of students' knowledge, it is suggested to use the discussion methods in teaching English. In the article the author defines the main goals of the educational discussion at the lesson of the English language in the non-linguistic high school and their correspondence to the components of intercultural competence, the categories and forms of the educational discussion are indicated.

Текст научной работы на тему «Дискуссионные технологии в процессе обучения английскому языку студентов неязыкового вуза»

начнут изучать с 7 класса основной школы. Происходит разносторонне развитие личности школьника, появляется познавательный интерес к физике.

Литература:

1. Внеурочная работа по физике, под ред. О.Ф. Кабардина, М. Изд-во Просвещение, 1983г

2. Кашлев С.С. Интерактивные методы обучения, изд-во ТетраСистемс, 2013г, 224с

3. Коротаева Е.В Педагогические взаимодействия и технологии, изд-во Academia (малая), 256с

4. Организация процесса воспитания детей. Современные подходы, формы и методы, под. ред.

Степанов Е.Н., Алексеева Н.А., Баранова Е.И., Володина Е.В. , Издательство: педагогический поис, 2013г., Серия: Воспитание школьников, 324с

5. Хуторской А.В. Метапредметный подход в обучении : Научно-методическое пособие. 2-е изд., перераб. и доп. — М. : Издательство «Эй-дос»; Издательство Института образования человека, 2016. — 80 с. (Серия «Новые стандарты»)

6. Хижнякова Л.С., Синявина А.А. Знакомство с физическими явлениями. Моя первая книга по физике. Рабочая тетрадь к курсам «Природоведение» или «Окружающий мир» для учащихся начальной школы. М.: МПУ, 1997. - 42 с.

ДИСКУССИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ СТУДЕНТОВ НЕЯЗЫКОВОГО ВУЗА DISCUSSION TECHNOLOGIES IN THE PROCESS OF ENGLISH LANGUAGE _OF STUDENTS IN UNIVERSITY HIGH SCHOOL_

Урманова Лидия Эдуардовна

Ст. преподаватель кафедры Иностранных языков КНИТУ-КАИ г. Казань

АННОТАЦИЯ

Значимость английского языка для студентов неязыкового вуза определяется потребностью участия в академической мобильности, в работе с иноязычными источниками информации. Для того чтобы повысить уровень знаний студентов, предлагается использовать дискуссионные методы в обучении английскому языку. В статье автором определены основные цели учебной дискуссии на уроке английского языка в неязыковом вузе и их соответствие компонентам межкультурной компетенции, обозначены категории и формы учебной дискуссии.

Ключевые слова: обучение английскому языку, дискуссионные технологии обучения, учебная дискуссия, студенты неязыкового вуза.

ABSTRACT

The significance of the English language for non-linguistic students is determined by the need for participation in academic mobility, in working with foreign-language sources of information. In order to increase the level of students' knowledge, it is suggested to use the discussion methods in teaching English. In the article the author defines the main goals of the educational discussion at the lesson of the English language in the non-linguistic high school and their correspondence to the components of intercultural competence, the categories and forms of the educational discussion are indicated.

Keywords: English language teaching, discussion technology learning, study discussion, students of non-lingual high school.

Современный уровень развития социально-экономических, культурных отношений требует повышения качества подготовки специалистов в неязыковых вузах, совершенствования форм и методов обучения студентов деловым и профессиональным взаимоотношениям, усвоения ими новых достижений в будущей служебной деятельности. В этой связи перед педагогом стоит важнейшая задача - найти наилучший и кратчайший способ, выработать технологии подготовки студентов, закрепления у них навыков межкультурной коммуникации и развития межкультурной компетенции. Основная задача данного исследования - показать, что наиболее эффективным способом формирования межкультурной компетенции на уроке английского языка выступает технология учебной дискуссии.

А. А. Кашаев полагает, что педагогическая технология — это процесс коммуникации (способ, модель, техника выполнения учебных задач), основанный на определённом алгоритме, программе,

системе взаимодействия участников педагогического процесса [3, с. 47].

Последнее определение, в рамках данного исследования, наиболее полно отражает суть рассматриваемых далее вопросов, поскольку дискуссия в разных ее формах - это, по сути, формализованное обсуждение и представляет собой один из возможных методов обучения, способ построения образовательного процесса, способный стать ведущим механизмом развития и формирования коммуникативных, личностных, познавательных и регулятивных универсальных учебных действий. Именно дискуссионные технологии являются тем спусковым механизмом, который способен заставить студентов посмотреть на проблему с другой точки зрения, заметить то, что раньше оставалось без внимания, а самое главное услышать иное мнение.

Целью технологии проведения учебных дискуссий является развитие критического мышления

студентов, формирование их культуры коммуникации в различных ситуациях профессионального и бытового общения в межкультурной среде, с ориентацией на личностное развитие.

Как дидактическая категория, дискуссия рассматривается учеными и как форма или способ организации обучения (М.В. Кларин, С.В. Мельникова), и как метод обучения (Ю.К. Бабанский, Б.Ц. Бадмаев, Т.А. Ильина, Б.Т. Лихачев, В. Оконь, С.К. Смирнов). При этом классифицируется дискуссия также по-разному: как метод приобретения новых знаний (Т.А. Ильина), как метод усвоения знаний (В. Окунь), как метод начального этапа обучения, относящийся к подгруппе собственного воспроизведения (Б.Т. Лихачев), как метод стимулирования мотивации учебно-познавательной деятельности (Ю.К. Бабанский) и, наконец, как метод интерактивного обучения (Б.Ц. Бадмаев). Несмотря на неоднозначность трактовок, следует отметить, что представленные подходы дополняют друг друга и позволяют получить более широкое представление о дискуссионной технологии обучения [1, с. 45].

В рамках данного исследования, дискуссионные методы целесообразно рассматривать, как вид групповых методов активного социально-педагогического обучения, основанных на принципе субъ-ектности и направленных на активизацию коммуникативной деятельности участников в процессе решения ими учебно-профессиональных задач [6, с. 87].

Задача педагога - дать студенту, будущему специалисту в области медицины, глубокие и систематизированные знания о профессиональном общении, ознакомить студента с особенностями этикета неязыкового работника в современных условиях профессиональной деятельности и, таким образом, подготовить к эффективной профессиональной коммуникации в межкультурной среде. Дискуссионные технологии на уроке английского языка являются одним из наиболее продуктивных

19

способов не только развития межкультурной компетенции, но и выработки навыков обсуждения профессиональных проблем на английском языке [2, с. 47].

Не каждый студент способен справиться с потоком различной информации. Наивность суждений, несформированность собственной позиции, зачастую, приводят к ложным представлениям, из которых затем формируется стереотипный и клишированный тип мышления. По словам Ричарда Д. Льюиса: «Мы не можем жить без стереотипов — они служат для нас своеобразной "точкой отсчета" при определении своего отношения к поведению иностранцев. Наше сознание стремится упрощать сложные чувства и установки, в том числе и наши собственные [4, с. 36]. Для достижения понимания между различными культурами мы должны научиться управлять этими стереотипами — уделять максимальное внимание тем ценностям, которые считаем положительными, и минимизировать или воспринимать с юмором (если мы умеем это делать) то, что считаем отрицательным или приводящим к конфликту» [4, с. 76]. В этой связи, условия дискуссии - это шанс для преподавателя найти контакт с обучающимися, вовремя выявить неправильный ход мыслей и перенаправить, а возможно и переубедить студента. Но главное, научить многогранному разностороннему видению окружающего мира [2, с. 48].

В ходе дискуссии формируются следующие коммуникативные и профессиональные навыки: активного слушания и коммуникации на английском языке; критического мышления и прогнозирования; сотрудничества и позитивного разрешения проблемы; участия в работе групп, решающих общественно значимые проблемы [1, с. 45]. Таким образом, можно сделать вывод, что основные цели учебной дискуссии соотносятся с представленной ранее моделью межкультурной компетенции, и это представлено в Таблице 1.

Таблица 1 Основные цели учебной дискуссии на уроке английского языка в неязыковом вузе и их соответствие компонентам межкультурной компетенции_

Формирование мотивации и готовности изучать новую культуру Аксиологический компонент межкультурной компетенции

Формирование культуры профессионального общения Аксиологический компонент межкультурной компетенции

Расширение общего кругозора и знаний о культуре стран изучаемого языка Когнитивный компонент межкультурной компетенции

Развитие навыков синтеза и анализа полученной информации Когнитивный компонент межкультурной компетенции

Развитие навыка группового решения профессиональных задач Деятельностный компонент межкультурной компетенции

Формирование умений и навыков межкультурной коммуникации Деятельностный компонент межкультурной компетенции

Развитие способности ориентироваться в непредвиденной обстановке, принимать оперативные решения Деятельностный компонент межкультурной компетенции

Развитие способности правильно разрешать конфликтные ситуации и способствовать их предотвращению Деятельностный компонент межкультурной компетенции

Развитие способности проектировать свою дальнейшую деятельность в соответствии с реакцией и поступками личности Деятельностный компонент межкультурной компетенции

20

Что касается возможных форм проведения дискуссии, здесь не существует единого мнения и унифицированной классификации [7, с. 34]. Наиболее распространенными классификациями является разделение дискуссии по принципу проведения и направленности обсуждения (регламентированная, проектная, игровая) и по формам проведения (групповая, командная, парная). Наиболее часто встречающиеся типы дискуссии: круглый стол, дебаты, проектная дискуссия, дискуссия-симпозиум и др.

Таблица 2 Категории и формы учебной дискуссии

Следует еще раз подчеркнуть, что любая форма учебной дискуссии - это практическое занятие, в основу которого преднамеренно заложены несколько точек зрения на один и тот же вопрос, обсуждение которых подводит к приемлемым для всех участников позициям и решениям. Основной целью, при этом, является углубление теоретических профессиональных знаний и прогнозирование возможных практических результатов.

Рекомендованной формой работы ведущего со студенческой группой является создание непринужденной атмосферы общения. Желательным является опрос (последовательный или нет) всех участников, но без принуждения к ответу [5, с. 136].

Однако, ученые порой дают разные названия одному и тому же методу (вертушка = карусель), (панельная дискуссия = заседание экспертной группы). При этом, у всех вышеупомянутых форм есть общая характеристика, а именно наличие элемента драматизации или игры.

Исходя из задач данного исследования, дискуссионные технологии на занятии по английскому языку в неязыковом вузе могут быть разделены на следующие категории и реализованы в следующих формах, которые представлены в Таблице 2.

Сценарий урока с применением дискуссионных технологий предполагает: определение понятийного аппарата (тезауруса); краткую содержательную вступительную речь модератора, в которой объявляется тема и спектр затрагиваемых в ее рамках проблем, контекст желаемого обсуждения; перечень вопросов дискуссионного характера; разработку «домашних заготовок» ответов, подчас противоречивых и неординарных с использованием репрезентативной выборки информации; заключительную речь модератора.

Основными критериями дискуссии являются: - неразрешённый вопрос;

Тип дискуссии Форма учебной дискуссии Описание

Регламентированная Групповая Круглый стол беседа, в которой «на равных» участвует небольшая группа учащихся, при этом происходит обмен мнениями по обсуждаемой проблеме; участники сначала излагают свою точку зрения, а затем вместе вырабатывают общий вариант решения проблемы или единую позицию на вопрос

Регламентированная Групповая Заседание экспертной группы (панельная дискуссия) вид дискуссии, на котором вначале обсуждается намеченная проблема всеми участниками группы, а затем ими излагаются свои позиции, при этом каждый участник выступает с сообщением или кратким докладом, которое не должно перерастать в долгую речь

Проектная Групповая Конференция-семинар более формализованное обсуждение, в ходе которого участники выступают с сообщениями, представляющими их точки зрения, после чего отвечают на вопросы «аудитории», которая может быть представлена частью учебной группы или приглашенными зрителями

Регламентированная Групповая Дебаты (диспут) явно формализованное обсуждение, построенное на основе заранее фиксированных выступлений участников и опровержений

Игровая Групповая Аквариум обычно применяется при работе с материалом, содержание которого связано с противоречивыми подходами, конфликтами, разногласиями и допускает не формальное общение, изложение позиций в свободной форме, с отхождением от заранее намеченного плана ведения дискуссии

Игровая Групповая Ролевая игра с элементами дискуссии комбинированый тип урока, при котором на первом этапе обучающиеся разыгрывают конкретную ситуацию, а затем обсуждают возникшие в ходе игры проблемные вопросы, выражая собственную точку зрения

- равноправное участие представителей всех заинтересованных сторон;

- выработка приемлемых для всех участников решений по обсуждаемому вопросу.

Учебная дискуссия способна, как раз, воссоздать условия профессионально ориентированного общения. Поскольку, профессиональная коммуникация - это не просто обмен информацией, это процесс создания некой общности, в котором участники анализируют информацию и соотносят свою точку зрения с мнениями коммуникативных партнеров и достигают, таким образом, определенной степени взаимопонимания. При этом урок английского языка создает дополнительные возможности для развития именно межкультурной компетенции, поскольку позволяет создать ситуацию погружения в иную культурную среду.

Можно сделать вывод, что дискуссионные технологии предлагают разнообразные варианты организации работы студентов и способны не только усилить включенность студентов в групповое обсуждение проблем, развить навыки участия в групповой работе, совместном принятии решений, но и представляют собой эффективный способ формирования межкультурной компетенции и профессиональной коммуникации студентов неязыкового вуза. Дискуссионные технологии, действительно, являются ведущим механизмом развития и формирования коммуникативных, личностных, познавательных и регулятивных универсальных учебных действий, развивают критическое мышление студентов, формируют их культуру коммуникации в различных ситуациях профессионального и бытового общения, а также способствуют формированию всех компонентов межкультурной компетенции.

Предложенные технологии могут быть использованы в дальнейшем при разработке программ по английскому языку для неязыкових специальностей. Подобные сценарии занятий могут разрабатываться на разных этапах подготовки и с учетом тематики изучаемого лексического материала. В целях формирования межкультурной компетенции студентов вуза преподавателям англий-

ского языка следует активно использовать дискуссионные технологии в учебном процессе, вовлекать студентов в обсуждение научно-значимых вопросов, развивать их творческое мышление, способствовать их интеллектуальному росту, стимулировать познавательную активность и самообразование.

Список использованной литературы

1. Вербицкий, А. А. Личностный и компе-тентностный подходы в образовании: проблемы интеграции / А. А. Вербицкий, О. Г. Ларионова. -М. : Логос, 2010. - 336 с.

2. Воевода, Е. В. От межкультурной коммуникации к лингвокультурной агрессии / Е. В. Воевод // Среднее профессиональное образование. -

2015. - № 10. - С. 47-52.

3. Кашаев, А. А. Основные составляющие повышения качества языковой подготовки студентов неязыковых специальностей / А. А. Кашаев // Проблемы преподавания профессионально-ориентированного английского языка в вузе: Материалы научно-практической конференции, посвященной 100-летию Рязанского государственного университета имени С. А. Есенина, г. Рязань, 23-24 марта. -

2016. - С. 46-50.

4. Колобаев, В. К. Английский язык в сфере профессионального общения: медицина [Электронный ресурс] / В. К. Колобаев, Т. А. Баева, К. И. Ку-бачева, Е. М. Жаворонкова. - М. ; Берлин : Директ-Медиа, 2015. - 110 с. Режим доступа: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id= 426414

5. Костикова, Л. П. Оценивание результата формирования межкультурной компетенции как целостности / Л. П. Костикова // Психолого-педагогический поиск. - 2016. - № 3 (39). - С. 135-142.

6. Раздорская, О. В. Лингвистическая подготовка студентов неязыкового вуза с применением методов рефлексивно-креативного подхода: монография / О. В. Раздорская. - М. : Академия Естествознания, 2015. -122 с.

7. Шеваршинова, Е.И. Формирование межкультурной компетенции у студентов языковых факультетов средствами англоязычных видео медиа-текстов: дис. ... канд. пед. наук : 13.00.02 / Шевар-шинова Елена Ивановна. - Москва, 2016. - 225 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.