УДК 378.147
ДИСКУССИОННЫЙ МЕТОД КАК СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТОВ
Л. А. Коняева
PANEL METHOD AS WAY OF FORMING STUDENTS’ COMMUNICATIVE COMPETENCE
L. A. Koniaeva
В статье рассматриваются активные методы обучения иностранным языкам. Автор делает акцент на дискуссионном методе обучения в команде, способствующем формированию и развитию коммуникативной компетенции, оптимизации процесса обучения, реализации творческих межличностных отношений, критического мышления, инициативности, самостоятельности студентов.
The article deals with ас^уе methods of training in foreign languages. The author points out the importance of panel method in team work which helps form communicative competence, optimizes the process of training in foreign languages as well as promotes the realization of students’ creative interpersonal relations, critical thinking, initiative and independence.
Ключевые слова: активные методы обучения, коммуникативная компетенция, обучение в команде, дискуссионный метод, коммуникативный подход, критическое мышление
Keywords: active methods of training in foreign languages, communicative competence, team work, panel method, communicative approach, critical thinking.
В последние десятилетия всё большее распространение получает ориентация на такой тип обучения, который стимулирует интеллектуальное и нравственное развитие личности обучаемого, активизирует его потенциальные возможности, формирует критическое мышление, умение вести дискуссию, аргументированно отстаивать свою точку зрения и уважительно относиться к другому мнению. Такому типу обучения соответствует личностно-деятельностный и коммуникативный подходы. При этом важной целью является формирование способностей использовать иностранный язык как инструмент общения в рамках диалога культур и цивилизаций современного мира. Данная цель предполагает владение коммуникативной и лингвосоциокультурной компетенциями - подготовку к межкультурному общению в социально значимых ситуациях, использование иностранного языка как средства самообразования и в качестве инструмента индивидуально-личностного проникновения в культуры других народов [4, с. 261].
Обучение иностранному языку как средству меж-культурной коммуникации приобретает особую актуальность в современной методике. Значительно возрос интерес к активным методам группового обучения. Это связано с тем, что групповое обучение или обучение в команде имеет ряд преимуществ перед индивидуальным: развивает культуру коллективного взаимодействия, учит грамотно формулировать мысли, не бояться задавать вопросы и отвечать на них, публично выступать, а также преодолевать стереотипы, уметь распределять обязанности в команде, принимать верное решение в ситуациях дефицита информации и времени. Эти дискуссии требуют непринужденной обстановки и помогают студентам без волнения общаться на иностранном языке. Такое простое общение снимает психологический страх и напряжение.
Дискуссионные методы широко используют для формирования и развития критического мышления
студентов, стимулирования активности, инициативности, творчества, самостоятельности. Научить четкому и логичному устному и письменному общению, умению убеждать, аргументированно доказывать свою позицию, терпеливо слушать и понимать речь и эмоциональное состояние собеседника - это трудная задача, осложненная еще и тем, что общение - не просто вербальный процесс. Его эффективность, помимо знания языка, зависит от множества факторов: условий, ситуаций и культуры общения, правил речевого этикета, речевого поведения, знания невербальных форм выражения (мимики, жестов), наличия глубоких фоновых знаний, реалий и многого другого. Процесс формирования коммуникативной компетенции можно эффективно актуализировать путем про-блематизации процесса обучения с использованием информационных источников, т. е. проблемных по своему характеру методов. К ним относятся исследовательские, поисковые, дискуссионные методы, метод ролевых игр, кейс-метод, метод проектов, который включает в себя все перечисленные выше методы.
Среди проблемных по своему характеру методов подробнее остановимся на дискуссионном методе. В ходе дискуссии наиболее эффективно формируется социолингвистическая и прагматическая компетенции. В процессе обсуждения выявляются противоречия социокультурного плана, выдвигаются аргументы и контраргументы, выстраивается логика доказательности позиции выступающего. Вместе с тем студенты учатся рассматривать проблему со всех сторон, рассуждать, формулировать и отстаивать свою точку зрения. Причем студенты должны четко представлять то, что от них требуется, а именно выводы по проблемам изучения, а не перечисление фактов, аргументированность и лаконичность ответов, а не размытые рассуждения, где не видно сути. Эти требования к ведению дискуссии позволяют сформировать определенную культуру речи и поведения, например, выслушивать собеседника до конца не перебивая, зада-
вать вопросы, опровергать суждения или, напротив, соглашаться с ним, развивая мысль. Дискуссионный метод позволяет также формировать сознательное отношение к рассмотрению выдвигаемых проблем, активность в их обсуждении, речевую культуру; выявлять причины возникающих разногласий и искать возможные пути их решения. При этом реализуется принцип формирования у студентов критического мышления. Язык, таким образом, является одновременно и целью и средством обучения.
Дискуссионный метод помогает обучающимся не только овладевать всеми четырьмя видами речевой деятельности, но посредством языковой ситуации на фоне проблемы в социокультурной сфере обнаружить причины возникших ситуаций и попробовать даже решить их. Интерес к самостоятельному решению проблемы является стимулом, движущей силой процесса познания. Таким образом, применение метода дискуссии позволяет активизировать познавательную деятельность учащихся, их самостоятельность, формирует культуру творческого оперативного мышления, создает условия для использования личного жизненного опыта и полученных ранее знаний для усвоения новых.
Дискуссионные методы - вид методов активного обучения в команде, основанных на групповой коммуникации в процессе решения учебно-профессиональных задач, могут быть организованы в виде групповой дискуссии или «круглого стола», «мозгового штурма», анализа конкретной ситуации, инцидента и др. Согласно Дж. Дьюи, педагог не должен давать материал готовым, а в ходе педагогического взаимодействия подводить обучаемых к противоречию и предлагать им самим найти решение, создавая тем самым проблемные ситуации [7]. Помимо этого, необходимо побуждать студентов к изложению различных точек зрения на один и тот же вопрос, делать сравнения, обобщения, выводы. Эти методические приемы стали актуальными в связи с массовым развитием активных - проблемных и поисковых - методов и форм обучения, рассчитанных на развитие творческих способностей обучаемых, формирования «критического мышления», которое способствует активному и сознательному усвоению учебного материала. Основой учебного диалога является проблемный вопрос. Благодаря вопросам формируется альтернативное мышление студентов, их познавательные интересы, выдвигаются и формируются различные
дидактические и познавательные цели, происходит осмысление учебной информации, выработка убеждений обучаемых, совершенствование организационных форм обучения.
В организации дискуссии можно выделить несколько этапов:
- подготовительный (мотивационный),
- содержательно-операционный,
- оценочно-рефлексивный.
Подготовительный этап представляется наиболее сложным. На этом этапе преподаватель формулирует дискуссионный вопрос, обозначает проблему, которая может заинтересовать студентов своим нетривиальным решением, предлагает список соответствующей литературы и Интернет-источников для
подготовки к дискуссии. Если студент не знаком с материалом, то дискутировать будет не о чем. Можно в качестве домашнего задания предложить студентам прочитать несколько статей по теме дискуссии и сопоставить оценки авторов по одному и тому же явлению; сравнить собственную точку зрения с точкой зрения автора статьи или определить свою позицию по спорному вопросу. Групповая дискуссия на занятии предполагает столкновение мнений в процессе исследования, обсуждения проблемы. Чаще всего тематика дискуссии продумывается преподавателем заранее, намечаются соответствующие вопросы, примеры, высказывания. Иногда дискуссия возникает непроизвольно, стихийно, в результате того, что выступающий неточно или ошибочно сформулировал мысль, или у других студентов сложилась иная точка зрения на проблему.
Элементы дискуссии можно использовать, применяя метод «Если бы...»: студентам предлагается составить рассказ или описание того, что произойдет, если в мире что-то изменится, например, отменят ЕГЭ или в английской грамматике исчезнут определенные грамматические правила. Сначала в группах студенты обсуждают свое решение, потом отстаивают его перед аудиторией. Выполнение подобных заданий развивает воображение и позволяет лучше понять взаимосвязь событий в мире.
Метод эвристических вопросов разработан древнеримским педагогом и оратором Квинтилианом. Для отыскания сведений о каком-либо событии или объекте задаются семь ключевых вопросов: Кто? Что? Зачем? Где? Чем? Как? Когда? Можно предложить студентам в группах придумать по семь вопросов на изучаемую тему и затем дать возможность другим ответить на них. Ответы на данные вопросы часто порождают новые идеи и решения относительно исследуемого объекта или процесса.
Большой интерес для организации дискуссии представляет собой метод ситуационного анализа, который включает в себя ситуационные вопросы и упражнения, анализ конкретных ситуаций, метод инцидента и т. д. Диапазон способов предъявления ситуации достаточно широк: видеозапись реального события, эпизод художественного или документального фильма на изучаемую тему, запись интервью или беседы, фотодокументы.
Содержательно-операционный этап - это проведение дискуссии. Для педагога существует непреложное правило: как можно меньше говорить самому, как можно больше побуждать к этому студентов, поскольку на практических занятиях важно обеспечить высокий уровень коммуникативных навыков и создать увлекательную, творческую и доброжелательную атмосферу, чтобы каждый студент стал активным участником учебного процесса. Положительные эмоции могут улучшить работу памяти и способствовать долгосрочному пополнению иноязычного вокабуляра. Педагогу необходимо формировать культуру проведения дискуссий: уважительное и доброжелательное отношение друг к другу, толерантность к другой точке зрения. По своему характеру вопросы могут быть уточняющими, встречными, наводящими или казусными (содержащими кажущееся или явное противо-
речие). Другим способом активизации коммуникативной деятельности студентов является подбадривание, поощрение репликами: «интересная мысль», «оригинальный подход» и т. д.
Авторитарная позиция преподавателя не будет способствовать развитию диалога.
Оценочно рефлексивный этап дискуссии состоит в подведении итогов, он включает анализ выводов дискуссии, аргументации, культурный уровень дискуссии, умение взаимодействовать друг с другом в командной работе.
Дискуссия может быть успешна только при условии владения преподавателем методикой и тщательной подготовки её проведения: особенно важно определить способы, приемы, условия, обеспечивающие успех там, где высказывания студентов строятся на иностранном языке. Использование дискуссии как упражнения, наиболее ярко и полно отражающего психологические особенности коммуникативной речи на изучаемом языке, должно отвечать ряду методических требований.
Дискуссия будет проходить успешно, если:
- перед студентами ставить адекватные мыслительные задачи;
- обсуждение не выходит за пределы иноязычных понятий и представлений, известных студенту;
- выработана автоматизация речевых навыков владения языковым материалом;
- имеется опыт ведения дискуссионных бесед (также на родном языке) [2, с. 83].
В структуре учебной дискуссии В. Л. Скалкин выделяет: тему, экспозицию, речевой стимул, направляющие вопросы, ключевые слова, речевую реакцию коммуникантов.
Следует рассмотреть каждый из выделенных компонентов более подробно.
Тема дискуссии. Тематика дискуссий чрезвычайно разнообразна. Для того чтобы побуждать студентов к речевой активности, следует выбирать наиболее интересные темы, касающиеся современных жизненных ситуаций общения. Эти темы становятся коммуникативным ядром последующей совместной речемыслительной деятельности. Коммуникативная методика практикует и дискуссионные игры. Суть этих игр состоит в том, чтобы обсуждать и анализировать актуальные темы, волнующие студентов. Каждый студент высказывает свою точку зрения относительно того или иного вопроса. Преподаватель направляет и развивает тему, задает наводящие вопросы, высказывает свое мнение. Темы дискуссий очень разнообразные, могут обсуждаться как любимые фильмы и музыкальные направления, так и проблемы экологии и безработицы среди молодёжи.
Студентам интересно обсудить такие темы, как: «Университетская жизнь», «Основы тайм-менед-
жмента», «Образование, выбор профессии», «Роль иностранных языков в моей жизни», «Человек и его нравственные ценности», «Достоинства и недостатки глобальной сети Интернет», «Выдающиеся открытия ХХ века», «Искусство, новости культурной жизни нашего города» и др. Разбирая этапы ведения дискуссии, остановимся на теме «Университетская жизнь». Эта тема интересна, актуальна, многообразна, дает
студентам возможность высказать и аргументировать свою точку зрения, формирует критическое мышление. Организуя дискуссию по другой теме, например «Легко ли быть студентом КемГУ?», следует разбить ее на микротемы и обсудить наиболее важные аспекты жизни современного студента, это - личная свобода, ценности, друзья, студенческие организации, времяпрепровождение, проблема отцов и детей и т. д. В процессе обсуждения таких тем у студентов формируются личностные позиции, жизненные ценности, точки зрения с аргументированным высказыванием. А для того, чтобы обсуждение было естественным и более эффективным, можно предложить студентам выбрать тематику обсуждения путём анкетирования, чтобы студенты охотнее участвовали в дискуссии, озвучивали, аргументировали и отстаивали свою точку зрения, опровергая или соглашаясь с мнениями собеседников по проблеме.
Экспозиция. Это тот фактический материал, та информация и связанная с ней проблематика, которые служат основой любого обсуждения. Основными составляющими экспозиции являются материал и формулировка проблемы. В зависимости от того, выражены ли в экспозиции указанные компоненты, выделяются следующие ее разновидности:
- экспозиция, являющаяся изложением как материала, так и проблематики обсуждения;
- экспозиция с невыраженной проблематикой;
- экспозиция с заданной проблематикой, но невыраженным материалом обсуждения.
Экспозиция с изложением и материала и проблемы обсуждения может быть предложена студентам в виде короткого сообщения, некоторого случая, эпизода, происшедшего с тем или иным лицом, афоризма, известного изречения, в связи с которыми ставится проблема. Организуя дискуссию по теме «Мои друзья», можно предложить следующую экспозицию: “Nowadays having a close group of people to depend on seems more attractive and more secure than one exclusive relationship with one other person which can be devastating if it goes wrong. Do you have the same opinion or to have just one close friend is safer for you?”. Обсудив данную проблему, следует предложить еще несколько ситуаций для дискуссии, чтобы тема «Мои друзья» не получилась односторонней. Для этого можно предложить студентам экспозиции, содержащие следующие проблемы: «Возраст друзей», «Ссоры с друзьями», «Сильные и слабые качества друзей», «Каким должен быть настоящий друг?», «Какой я друг?», «Что значит дружить?», «Что дружба дает тебе?» и другие. Среди нескольких проблемных ситуаций каждый обязательно найдет для себя ту, которая больше волнует его, и с большим желанием будет вступать в дискуссию [6].
Когда преподаватель предлагает обсудить кинофильм, рассказ, театральную постановку, материалы прессы, случаи из жизни, речь идет об экспозиции с невыраженной проблематикой. Студентам предлагается некоторый материал для обсуждения, причем само его содержание таково, что освобождает преподавателя от необходимости специальной постановки проблемы. Такая экспозиция, естественно, предъявляет большие требования к мышлению студентов, поскольку они сами должны извлекать из проблемы
предмет обсуждения. Иногда студенты испытывают затруднение при ведении дискуссии и часто начинают обсуждение с общей оценки увиденного или прочитанного без какой-либо аргументации (например, «Фильм мне (не) понравился»). Если такое происходит, преподаватель может предложить ряд наводящих вопросов. Например, показав фильм о молодежной субкультуре, инициировать аргументированное высказывание и порождать дальнейшее обсуждение можно следующими вопросами:
What аге the main principles of this subculture?
What can you say about their style of clothing?
Does their music attract you?
How can you characterize their behavior?
What are your arguments for and against this subculture?
Would you like to join this subculture? Why (not)? и другие.
Экспозиция с заданной проблематикой, но невыраженным материалом обсуждения опирается на личностный жизненный опыт и знания студентов, их способности к творческому воображению. Например, обсуждая проблему «What things are most highly valued by modern students?», студенты будут опираться на личный жизненный опыт. А обсуждение проблемы «What makes students try and get addicted to such evils as drugs, drinking alcohol, smoking or gambling?» будет базироваться на знании событий, происходящих в общественной и социальной сферах жизни.
Стимул. Речевой стимул в аудиторной дискуссии всегда носит естественный характер, который обеспечивает реальное иноязычное высказывание. Стимул вызывает коммуникативную реакцию и зависит от качества экспозиции: чем интереснее поставленный вопрос или проблема в экспозиции, тем легче происходит речепорождение, тем дольше удается его поддерживать. Неинтересная экспозиция не вызывает никакого стимула для беседы. Порой стимул может быть чрезмерно сильным и вызвать большой эмоциональный отклик. Это может привести к обратному эффекту - пытаясь выразить свое отношение к проблеме, студенты, несмотря на протесты преподавателя, порой переходят на родной язык.
Направляющие вопросы. Неудачно сформулированная экспозиция может не вызвать должного отклика у учащихся. Поэтому при подготовке учебной дискуссии преподавателю следует тщательно продумать, наряду с экспозицией, вопросы для инициирования дискуссии в нужном направлении, тем самым поддерживая речевой стимул студентов. Удачно поставленные направляющие вопросы, детализирующие проблематику дискуссии, могут оказаться плодотворными и вызвать живое обсуждение. Если экспозиция, сформулированная по теме «Границы личной свободы», не заинтересовала студентов, то можно предложить следующие направляющие вопросы:
What does personal freedom mean to you?
What and who can restrict your personal freedom?
Do you have personal freedom at home?
Can the Internet, if not restricted, be dangerous?
What restrictions at your school can you name?
What is your attitude to the school uniform?
Do any restrictions make you angry, unhappy and prevent to express your individuality?
Do you agree that sometimes it is necessary to restrict your personal freedom in order to live harmoniously and not to get into troubles?
Ключевые слова. Если дискуссия организована в менее подготовленной группе студентов, то умело составленный список ключевых слов может помочь студентам оформить адекватное высказывание на иностранном языке. Например, для обсуждения темы «Моя будущая профессия» можно предложить следующие лексические опоры:
- to take up a job;
- work experience;
- to realize a value of work;
- to help financially (a financial help);
- to save money;
- can (can’t) concentrate on academic work;
- to be helpful for future career;
- a part- time job;
- to teach self-discipline;
- to work in a team;
- to budget one’s time;
- to help to decide what to do in future;
- to distract somebody from studies and work;
- to make too tired to do something и др.
Речевая реакция. Речевая реакция в дискуссии имеет различные формы:
1) короткие реплики нескольких участников;
2) монологические высказывания различной длительности;
3) монолог одного студента, прерываемый отдельными репликами и вопросами других.
Речевая реакция невозможна без сопровождения специальной разговорной лексики, которая придает дискуссии естественный характер. Поэтому, прежде чем приступить к дискуссии как совместному обсуждению проблемы в команде, преподавателю следует удостовериться в том, что студенты владеют разговорной лексикой, клишированными словосочетаниями, владеют правилами ведения беседы и умеют прервать своего собеседника, поинтересоваться о его мнении и правильно высказать свою точку зрения.
Вы выражаете мнение: I think (that)... I guess (that)... I suppose (that). I feel (that). As I see it...
My view is that... My opinion is that... If you ask me... I’d say that... In my view... In my opinion...
I’d rather not say anything about it... и др.
Вы согласны: Just so... I quite agree here... Certainly. Sure. Exactly. I should think so. That’s just what
I was thinking... и др
Вы не уверены: Yes, but... On the other hand... I’m afraid I don’t agree. I don’t think you are right. I can’t agree with you here. I’m not so sure и др.
Вы не согласны: On the contrary! Certainly not. Don’t be so silly! Just the other way round и др.
Преподаватель инициирует дискуссию и направляет её в требуемое русло, резюмирует ход дискуссии, тактично комментирует те идеи, которые были недостаточно исследованы в выступлениях студентов [1, с. 83 - 85]. Следует также отметить, что дискуссия возможна только при наличии определенного лекси-
ческого и грамматического фона, наличия коммуникативной культуры. Чем богаче лексический запас, тем больше возможность студентов для самореализации, раскрытия творческого потенциала средствами иностранного языка. Метод дискуссий предшествует методу проектов. Если студенты овладели умением высказывать критическое отношение, выбор метода зависит от содержания изучаемой темы, выдвигаемых проблем исследования и обсуждения. Главное в отборе этих методов - сосредоточить внимание на лингвистическом оформлении обсуждения. Совокупность методов отражает специфику формирования коммуникативной компетенции, межкультурного общения.
Таким образом, применение метода дискуссии позволяет формировать коммуникативную компетенцию, активизировать познавательную деятельность
студентов, их самостоятельность, формирует культуру творческого оперативного мышления, создает условия для использования личного жизненного опыта и полученных ранее знаний для усвоения новых. В связи с этим в процессе поэтапного формировании критического мышления у студентов необходимо учитывать современные требования к уровню подготовки специалистов: сначала формируются базовые умения вести дискуссию, аргументировать, отстаивать личную точку зрения; затем на их основе - умение развивать активную позицию в реализации социальных ролей через ролевые игры и проектную деятельность с целью достижения полной автономности студента в организации своей будущей профессиональной деятельности.
Литература
1. Быков, А. К. Методы активного социально-психологического обучения: учебное пособие / А. К. Быков. -М.: Сфера, 2005.
2. Виноградова, О. С. Проблемные методы в обучении иностранным языкам / О. С. Виноградова. - Режим доступа: http://distant.ioso.ru/librarv/publication/vinogradova1.htm
3. Гальскова, Н. Д. Теория обучения иностранным языкам. Лингводидактика и методика: учеб. пособие для студ. лингв. ун-тов и фак. ин. яз. высш. пед. учеб. заведений / Н. Д. Гальскова, Н. И. Гез. - 5-е изд., стер. - М.: -Академия, 2008.
4. Загрекова, Л. В. Теория и технология обучения: деятельностный подход / Л. В. Загрекова, В. В. Нико-лина. - М.: Высшая школа, 2004.
5. Ковалевская, Е. В. Проблемное обучение: подход, метод, тип, система / Е. В. Ковалевская. - М.: Лингвас-тарт, 2000.
6. Скалкин, В. Л. Коммуникативные упражнения на английском языке: пособие для учителя / В. Л. Скал-кин. - М.: Просвещение, 1983. - Режим доступа: http://libc.omgpu.ru
7. Смольская, В. Ю. Применение дискуссионных методов обучения в вузе. - Режим доступа: www.sgu.-ru/files/nodes/63395/Smolskaia
8. Трухин, И. А. Джон Дьюи и сегодняшняя педагогика. - Режим доступа: www.edu.kiev.ua
Информация об авторе:
Коняева Людмила Александровна - кандидат педагогических наук, доцент кафедры английской филологии № 1 факультета романо-германской филологии КемГУ, loudmillakoni@mail.ru.
Liudmila A. Konyaeva - Candidate of Pedagogs, Assistant Professor at the Department of English Philology № 1, Kemerovo State University.