УДК 371.3
ОПЫТ ПРИМЕНЕНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ МЕТОДИК НА ЗАНЯТИЯХ ENGLISH FOR SPECIAL PURPOSES В ТЕХНИЧЕСКОМ ВУЗЕ
© 2017 Л. В. Юрьева1, Д. А. Кошкин2
1ст. преп. кафедры иностранных языков e-mail: luvuramail.ru 2канд. геогр. наук, ст. преп. кафедры иностранных языков e-mail: shadesunsa,yandex. ru
Санкт-Петербургский университет ИТМО
В статье приводится пример проведения занятия ESP по коммуникативному методу в группе бакалавров Санкт-Петербургского университета ИТМО, также анализируются результаты его проведения.
Ключевые слова: английский язык для специальных целей, коммуникативный метод, дискуссия, метод проектов, компетенции.
Наряду с традиционными методами преподавания английского языка для специальных целей (ESP) всё чаще применяется коммуникативный метод, в рамках которого методистами особенно выделяются проблемные методы (исследовательские, поисковые, дискуссионные и т.д.) [Морозова 2010; Виноградова О.С., Виноградова Т.В. 2015]. Коммуникативный метод включает работу как над формой и правильностью речи (accuracy), так и над беглостью речи (fluency). Наиболее эффективными признаются методы ролевых игр (role-play games), дискуссионные (argumentative talks, simulated situations), а также метод проектов (case study). Дискуссионный метод в обучении иностранному языку (ИЯ), в котором язык - это и средство, и цель обучения, является так называемым проблемным в силу того, что обучающимся предлагается решить проблемную ситуацию, придумать выход из которой и является самой целью дискуссии. Также им может быть предложена ситуация выбора. Задача преподавателя - подобрать такую дискуссионную тему, которая может иметь не менее двух противоположных точек зрения. Дискуссия позволяет органично интегрировать знания студентов из разных областей своей специализации при решении той или иной проблемы. Студентам предлагается конкретная задача для обсуждения. Она должна быть понятной и посильной (одновременно выполнимой, интересной, но в меру трудной), ориентированной на те виды и сферы деятельности, где ИЯ будущему специалисту будет необходим.
На занятиях ESP в Санкт-Петербургском университете ИТМО в группах бакалавров II курса факультета инфокоммуникационных технологий (уровень владения B2, C1 в соответствии с Общеевропейской системой языковых уровней) применялись разные форматы говорения: монологи, диалоги, а также групповые диалоги. Важно было понять, как наилучшим образом распределить эти форматы и соотнести их по времени занятия, другими словами, определить удельный вес каждого из форматов. Если на монолог-рассуждение или описательный диалог (реже - информативный) тратилось меньше 20 % времени, отведенного на занятие, то диалогической речи студентов уделялась большая часть времени (около 80 %). На занятиях, как и в обычной жизни, спонтанное говорение занимало большую часть времени именно с собеседником в диалоге. Форматы диалогических высказываний согласовывались с целью того или иного
занятия: короткая ролевая игра сменялась моделированными ситуациями, в которых нужно было решать вопросы о совместных действиях, которые, в свою очередь, на 75 % состояли из аргументированных обсуждений и на 25 % - из принятия компромиссного или соответствующего решения. Метод проектов (case studies) предоставляет возможность студентам применить весь язык, навыки и идеи для решения проблем, подобных тем, с которыми они сталкиваются в реальной жизни. Проекты (case studies) объединяли моделированные ситуации с короткими ролевыми играми и занимали 2 академических часа. Преподаватель во время дискуссионных занятий говорил минимально. Студентам был предложен проект Entrepreneurial Start Up experience для разработки IT продукта (приложения, вэбсайта и т.д.) с учетом целевой аудитории (target audience), плана сбыта продукции (marketing plan), элементов бизнес-плана (business plan) и т.д. На подготовительном этапе по созданию проекта уделялось особое внимание формированию таких компетенций, как коммуникативная (communicative competence), лингвистическая (linguistic competence) и социолингвистическая (sociolinguistic competence). В таблице приводятся примеры словарных единиц, грамматических конструкций и речевых функций, которые соответствуют заданию по созданию проекта.
Vocabulary Grammar Functions
Business Start-Ups Gerund Agreeing I quite agree
Starting a business Infinitive I agree up to a point
Joining an e-commerce Have/get something done I think that's true
A service business Have someone do something I totally agree I can't agree more that
Making a research Get someone to do something Disagreeing I'm afraid I can't agree
Launching on a budget Participle I I totally disagree
Offering a service Participle II That's a good point, but
Setting up a website Present Perfect I don't think so...
Creating a business plan/logo Modal verbs Expressing opinion I strongly believe that As far as I know
Running a business/making success Subordinate clauses Requesting Could/would/will you..?
Для презентации проекта предлагалась Speaker 1
Simulated situation: at the conference: you are at Start Up conference organized by ITMO University. It is a lunch time now and you have a great opportunity to strike up an acquaintance with some other participants. There is a person sitting next to you. So, you are supposed to:
• find a pretext to start a conversation with him/her
• introduce yourself
• keep a conversation going for about 10 minutes describing your business ideas/product from the best angles
• get his/her business card/contact details
• end the conversation politely
моделированная ситуация для работы в парах. Speaker 2
Simulated situation: at the conference: you are at Start Up conference organized by ITMO University. It is a lunch time now and you hurry up to grab some coffee and have a great opportunity to strike up an acquaintance with some other participants and share your new business ideas. You see a person who would like to start a conversation with you. So, you are supposed to:
• welcome a participant, introduce yourself
• maintain a conversation describing your business ideas/product from the best angles
• exchange contact details
• end the conversation politely
Юрьева Л.В., Кошкин Д.А. Опыт применения коммуникативных методик на занятиях ENGLISH FOR SPECIAL PURPOSES в техническом вузе
Следует более подробно рассмотреть основные составляющие любой дискуссии, а также работу по подготовке к ней. В преддверие любой спонтанной дискуссии преподавателем закладываются ее основные составляющие (элементы), а именно: обеспечение языкового контекста (schemata activating), постановка задачи (communicative task), предъявление темы/проблемы (content eliciting), использование релевантных языковых средств (target language (vocabulary, grammar and functions) utilizing). Здесь коммуникативный подход призван в первую очередь снять страх у студентов перед общением [Рябухина 2013]. Преподаватель задает определенное направление дискуссии, контролирует возникший спор, не вмешиваясь, дает студенту стать самостоятельным исследователем проблемы [Виноградова О.С., Виноградова Т.В. 2015]. Далее преподаватель анализирует результаты (giving feedback), дает возможность рассмотреть тему с другой точки зрения (following up). Мы, перемещая акцент с лингвистического на содержательный аспект, ни в коем случае не умаляем значимость языкового материала. Наращивание лексико-грамматического дискуссионного репертуара студента происходит на предварительном этапе. Для работы с лексическим материалом, необходимым для дальнейшей актуализации, преподавателем тщательно отбираются сначала языковые упражнения, а потом и условно-речевые (репродуктивные, имитативные), формирующие коммуникативные компетенции. Такая работа создает языковой контекст темы или ее ассоциативное поле. Причем весь языковой материал усваивается студентом рецептивно, то есть с целью понимания звучащей речи, а часть продуктивно, то есть для порождения речевых высказываний. Языковой материал для готовящейся дискуссии должен быть емким, релевантным и сбалансированным. На уже известной лексике вводится и отрабатывается нужный грамматический материал (также, например, с помощью языковых, условно-речевых и речевых упражнений). Отстаивать свою точку зрения и приводить аргументы, выражать согласие/несогласие немыслимо без набора соответствующих речевых функций. Это лексические клише для выражения своего мнения: «I strongly believe, I can't agree more that, etc». Их следует сформировать в сознании студента также на предварительном этапе, а не в процессе самой дискуссии. Вряд ли можно переоценить роль преподавателя, направляющего ход обсуждения и координирующего действия студентов.
Применение метода проекта способствовало активизации и повышению мотивации студентов. Студенты креативно решали задачи проекта. Вот лишь несколько примеров идей (орфография и грамматика сохранены):
1. A new water cooling system which protects the processor from overheating
2. Smart windows for your smart home
3. «Stolovka» interactive digital product/app for Android, iOS, connected to a dining services system (with info about ITMO canteen including working hours, menu, special offers, etc), with a possibility to update food preferences in your profile..., book a table, pay before or at the time of your visit
4. ITMO Map App for freshers that contains the maps of all ITMO buildings (detailed and simple) with a voice detector, built-in navigator, for Android, iOS
5. Mobile app for parking (to find a free place to park)
6. A super pen with an endless ink, etc.
Студенты умело решали коммуникативные задачи, смело проявляли инициативу при смене темы, часто сами направляли ход беседы, находили выход из трудных речевых ситуаций. Использовались коммуникативные ролевые игры, ориентированные на групповую активность, которые также легко трансформировались в различные
формы индивидуальной активности, давая возможность каждому студенту попробовать себя в той или иной роли и проявить индивидуальные способности. Парная форма работы помогала освоить изучаемый материал в речевых ситуациях, моделирующих реальный процесс общения. Немаловажным стало умение ориентироваться в постоянно меняющихся ситуациях общения. Студенты также демонстрировали открытость и желание общаться с преподавателем во фронтальной форме работы. Ситуации ролевого общения и аргументированные обсуждения являлись стимулом к спонтанному говорению, когда было необходимо комментировать свои и чужие действия, взаимодействовать друг с другом, возражать, соглашаться, высказывать свое мнение, что формировало базу для развития речевых умений и стратегий общения. Моделированные ситуации, в которых студентам предоставлялась возможность сделать оптимальный, на их взгляд, выбор, помогали ориентироваться в ролях партнёров, приводить и отстаивать свою точку зрения, формулировать проблему и предлагать пути её решения. В большинстве случаев участники успешно общались.
Наряду с вышеизложенными примерами различных заданий ESP предлагаются другие коммуникативные упражнения. Они ориентированы на осуществление целостной речевой деятельности (ESP activities). К таковым можно отнести различные презентации (presentations), «мозговой штурм» (brainstorming), составление логико-смысловой карты (mind maps), игры в команде (team games), задачи на критическое мышление (critical thinking), собеседования при трудоустройстве (job interviews), направляемые/свободные дискуссии (guided/free discussions), заседания экспертной группы (panel discussions), диспуты (debates), форумы (forums), сообщения-отчеты (reporting), игры на перекодирование информации (information transfer games: hot seat, Chinese whisper, crocodile, etc).
Резюмируя, отметим, что, формируя дискуссионную культуру студентов, можно всецело осуществлять коммуникативный подход на занятиях ESP, развивать лингвистические и социолингвистические компетенции студентов с учетом их знаний в различных областях науки и техники, а также совершенствовать критическое мышление думающих студентов технического вуза, осуществляя их подготовку к конструктивному диалогу со всем научным миром. И речь идет не о решении рутинных (стереотипных) задач репродуктивного уровня, а о творческой деятельности студентов, усиливающей мотивацию и раскрывающей их потенциал. Такой формат в действии не только закрепляет основы критического мышления, но и развивает умение вести диалог, аргументировать и убеждать, находить компромисс и принимать решения о совместных действиях, что, как и в реальной жизни, является необходимым условием для успешного взаимодействия будущих специалистов.
Библиографический список
Морозова И. Г. Использование дискуссии на занятиях иностранного языка в рамках проблемного обучения при подготовке современных специалистов // Иностранные языки. Теория и практика. 2010. № 1. C. 25-35.
Виноградова О.С., Виноградова Т.В. Развитие личностных качеств в процессе обучения иностранному языку в вузе с помощью проблемных методов [Электронный ресурс] // Науковедение: интернет-журнал. 2015. Т.7, № 1(26). С. 117. URL: naukovedenie.ru/issues.php/.
Рябухина Ю.В. Преподавание иностранных языков: от обучения менеджеров к менеджменту обучения // Научный журнал НИУ ИТМО. Сер.: Экономика и экологический менеджмент. 2013. № 4(15). C. 8.