Пространственная Экономика 2006. 1 2. С. 63-78
УДК338.24:353
Л. Н. Демьяненко, В. Н. Украинский
ДИСКУССИОННЫЕ ВОПРОСЫ ТЕОРИИ И ПРЛКТИКИ РЕГИОНЛЛЬНОГО СТРЛТЕГИЧЕСКОГО УПРЛВЛЕНИЯ
Статья посвящена рассмотрению дискуссионных вопросов региональ-ногостратегическогоуправления:пониманиюприродыстратегического управленияистратегии,втом числе применительноктакомуобъекту, какрегион(муниципальноеобразование),сущностисамогообъектаре-гионального стратегического управления, проблемы алгоритмизации процессастратегического управлениярегионом и использования инструментария стратегического анализа.
Регионалъноестратегическоеуправление,регион,муниципалъноеобразова-
ние,территориалънаяорганизацияобщества,районирование,стратегичес-
кийменеджмент,стратегия,методыстратегическогоанализа.
Настоящаяработабылазадуманакаксвоегородаприглашениек
заочнойдискуссиисрядомроссийскихисследователейпонаиболееактуаль-
нымтеоретико-методологическимпроблемамстратегическогорегионального
управления.Помнениюавторов,сложившаясявнастоящеевремяситуацияв
рассматриваемойсфереотличаетсямногообразиемточекзренияинаприроду
региональногостратегическогоуправления,инасовокупностьаналитических
процедур,используемыхкакисследователями,такипрактикамиприразработ-
кеиреализациисамыхразличныхстратегий.Приэтомзачастуюупускаетсяиз
вида,чтоценаошибок,которыевесьмавероятныприневысокомуровнепрора-
ботанностигеоретико-методологическихосновстратегическогорегионального
управления,можетоказатьсяслишкомвелика.Поэтомуавторысчитаютцеле-
©ДемьяненкоА.Н.,УкраинскийВ.Н.,2006
cooбpaзнымpaccмoтpeтьтeдиcкyccиoнныeвoпpocы,кoтopыe,пoиxмнeнию,
пpeдcтaвляютнaибoльшийинтepecивтeopeтичecкoм,ивпpaктичecкoмoтнo-
шєнии.
Итaк,пepвaяпoзиция,кoтopaявызывaeтжeлaниeпocпopить,—этoпoнимa-ниecaмoйпpиpoдыcтpaтeгичecкoгoyпpaвлeния.Paccмoтpeниeдaннoйпpoблe-мы,вcвoюoчepeдь,пpeдпoлaгaeтпoиcкoтвeтaнaвoпpoc: «Kaкимoбpaзoм cooтнocятcяпoнятия«мeнeджмeнт»и«гocyдapcтвeннoeимyниципaльнoeyп-paвлeниe»?»Aтaккaкитoидpyгoeимeeтнepyccкиeкopни, тонєиз6єжно возни^єт єщє один вoпpoc: «B такой мepe то,что «нapaбoтaнo» вoблacти cтpaтeгичecкoгoмeнeджмeнтaзapyбeжoм,мoжeтбытьиcпoльзoвaнoвнaшeм отєчєствє?»
Moжнoвcтaтьнaпoзицию,cфopмyлиpoвaннyюB.С.Сoлoвьeвым,coглacнo
кoтopoйaмepикaнcкyюизaпaднyюлитepaтypyвoблacтиэкoнoмикииyпpaв-
лeнияxapaктepизyют«нeдocтaтoкфилocoфcкoйкyльтypы,opиeнтaциянaпpи-
митивнo-пpaгмaтичecкyюидeoлoгиюпpoтecтaнтизмa,иcпoльзoвaниeвyльгap-
нoгoпoнятийнo-кaтeгopиaльнoгoaппapaтa»[25,c.9].Итoгдacпopитьнeoчeм,
ибooнитaм,нaЗaпaдe,бeзгpaмoтныпooпpeдeлeнию,aмывceвeдyщиивceзнa-
ющи.Koнeчнo,мoжнoпpocтoнeзaмeтитьэтyпoзицию,излoжeннyювyчeбни-
кeпocтpaтeгичecкoмyмeнeджмeнтy,ктoмyжeoпyбликoвaннyювпpoвинци-
aльнoмиздaтeльcтвe.
Hacaмoмдeлecитyaциямнoгocлoжнee,ибooтвeтнaвoпpoc,чтoвтeopии
ипpaктикeзapyбeжнoгocтpaтeгичecкoгoмeнeджмeнтaмoжнoидoлжнoзa-
имcтвoвaть,aoтчeгoмoжнoидoлжнooткaзaтьcя,кpaйнecлoжнoнaйти.И
этoпpитoм,чтoпpaктичecкиeпpимeнeниятaкoгopoдaтeopeтичecкиxиcкa-
ний,вчacтнocти,вcфepepeгиoнaльнoгocтpaтeгичecкoгoyпpaвлeния,cвязa-
ныcмнoгoчиcлeннымипocлeдcтвиями,кoтopыeкpaйнeтpyднoпoддaютcя
оцєнкє.
Ecлипepвaяpaccмoтpeннaяпoзицияимeeтявнoнигилиcтичecкийoттeнoк
вoтнoшeниизaпaднoгoмeнeджмeнтa,тoвтopaя,впpинципeнeoтpицaязнaчи-
мocтизapyбeжнoгooпытaвcфepeyпpaвлeнияpeгиoнaльнымpaзвитиeм,иcxo-
дит,тeмнeмeнee,изтeзы,coглacнoкoтopoймeнeджмeнт,втoмчиcлecтpaтeги-
чecкий(икaкчacтныйcлyчaй—peгиoнaльнoecтpaтeгичecкoeyпpaвлeниe),—
этoтo,чтoмыxopoшoзнaeмичтoyнacвceгдaбылo.
ДляпpимepaoбpaтимcякpaбoтeA.Л.Гaпoнeнкo:«Стpaтeгичecкoeyпpaвлe-ниeвгocyдapcтвeннoмимyниципaльнoмyпpaвлeнии—явлeниeнeнoвoe.B нeдaлeкoмпpoшлoмвнaшeйcтpaнeпpимeнялиcьпoдxoдыимeтoдыcтpaтeги-чecкoгoплaниpoвaниянaoбщeгocyдapcтвeннoмypoвнe.Дocтaтoчнoвcпoмнить плaнГOЭЛPO,пятилeтниeплaныpaзвитиянapoднoгoxoзяйcтвa,плaныиcooт-вeтcтвyющиeдeйcтвияпoпepeбpocкeпpoмышлeннocтинaвocтoкcтpaнывo вpeмяBeликoйOтeчecтвeннoйвoйны( 1941—1945гг.) ,плaнывoccтaнoвлeния
разрушенноговойнойхозяйства,стратегическиепрограммыосвоенияцелины
ипр.»[10,с.3]1.
Возможно,здесьнаходитсясамоебольшоеполедлядискуссии,иназвать егоможно«оприродестратегическогоуправления».Да,действительно,прини-маемыерешения,окоторыхговоритА.Л.Гапоненкоинетолькоон2,имели стратегическийхарактер:былиориентированынадостижениеопределенных долгосрочныхцелейиимелидалекоидущиевовремени(стратегические)ре-зультаты, были задействованы значительные ресурсы и т. д. Но говорить о соответствиитакихрешенийкритериямтеориистратегическогоуправления, какминимум,несовсемоправданно.Болеетого,допущенныетогдаввидуопре-деленного управленческого волюнтаризма многочисленные стратегические ошибкисказываютсявнастоящеевремя.Некоторыеизтакихрешенийбыли неболеечемответомнадопущенныеранеестратегическиеошибки,врезульта-течегонаихпреодолениезатрачивалосьгораздобольшееколичестворесурсов. Тоестьналицобылоотсутствиенеточтобыстратегическогоуправления,нои стратегическогопланированиякактакового.
Итак,необходимодоговоритьсяо«словах».Дальнейшиесужденияавторов
даннойстатьиимеютвосноветриосновныхисходныхположения.
Исходнаятеза,заимствованнаяуП.Друкера,заключаетсявследующем: «менеджментнеестьменеджментбизнеса—также,как,скажем,медицинане естьакушерство» [15, с.21].Итак,менеджмент—этонетолькоменеджментв
1 На самом деле корни «осмысленного» стратегического мышления уходят в далекую историю. КакотмечаетДж. Б. Куинн, «военно-дипломатические стратегиисуществовалиеще в доисторические времена. По мере общественного развития и усложнения конфликтов многие военные и государственные деятели начали изучать, приводить в систему и проверять на практике основные стратегические понятия. И так продолжалось до тех пор, покане сформировались основные принципы классического подхода. За небольшим исключением, обусловленным прогрессом современной техники, основные стратегические принципы были установлены и зафиксированы задолго до наступления нашей эры. Современные институты, как правило, лишь адаптируют и модифицируют их в соответствии с конкретными условиями и задачами» [21, с. 25].
2Например, В. С. Соловьевтакже пишет: «Начиная с плана ГОЭЛРО, который, несмотря на его название, в действительности был комплексной стратегической программой развития экономикистраны,Г. М. Кржижановским, В.В.Куйбышевым,Ф.Э.Дзержинским,азатемН.А. Вознесенским в СССР была разработана система стратегического планирования» [25, с. 77]. Не хотелось на ходу, как-то мимоходом, анализировать исторический опыт отечественной управленческой мысли начала 20 -х гг. — это требует отдельного исследования, и не одного. Поэтому ограничимся лишь указанием на два обстоятельства: кто и когда доказал, что сам факт занятия должности главы Госплана или ВСНХ делает партийного функционера уче-ным(В.В.Куйбышев,Ф.Э.Дзержинскийидалее,исключениеГ.М.Кржижановский, которого крайне трудно отнести к партийным функционерам). И второе — План электрификации РСФСР, как и ряд работ Госплана начала 20-х гг., действительно можно отнести к стратегическим планам, но кто и когда доказал, что уже первый пятилетний план имел черты стратегического плана? Ксожалению, стратегическое планирование, каксоставная часть стратегического управления с конца 20-х гг., фактически перестало существовать. Хотя и отрицать того, что отдельные элементы стратегического управления существовали и в советский период российской истории, не приходится. Но говорить о системе стратегического планирования — это сильно погрешить против истины.
5.3аказ3077
сферебизнеса,ноисвойство,присущеевсеморганизациям.Следовательно,ме-тодологиюиинструментарийстратегическогоменеджмента,разработанныев рамкахкорпоративногоменеджмента,можноидолжноиспользоватьвсфере государственногоимуниципальногоуправления.Естественно,чтохотячерт сходствамеждуделовымииадминистративнымиорганизациямибольше,чем обычнодумают,темнеменеенекоторыеразличиявсежесуществуют.Но,как правило,«этиразличиякасаютсястепени,анесуществадела»[24,с.28].Как пишетДж.Страуссмен,«стратегический государственныйменеджмент,каки егофирменныйаналог,долженрешатьтризадачи:устанавливатьцелинане-скольколетвперед,разрабатыватьмерыпоихдостижениюиизыскиватьсоот-ветствующиересурсы»[26,с.69].Понашемумнению,этоттезисвполноймере справедлививотношениирегиональногостратегическогоуправления1.
Втораятезаопять-такизаимствовананамиуП.Друкера:«Кстратегичес-ким решениям — каков бы ни был их масштаб, сложность или важность — нельзяприменятьподходы,используемыеприрешениитекущихпроблем», которые, помнениюгурусовременногоменеджмента,«всегдаодномерны:ситуа-циячеткоопределенаитребованияочевидны.Единственнаязадача—наиболее экономичнымспособомиспользоватьизвестныересурсы».Однаковернемсяк спецификестратегическихрешений:«вэтихрешениях,являющихсяисключи-тельнопрерогативойменеджеров,самойважнойитруднойзадачейбудетне столькопоискправильногоответа,сколькопоискправильноговопроса,пото-мукактрудноназватьчто-либостольжебесполезное(чтобынесказатьболь-ше—опасное) ,какправильныйответнанеправильныйвопрос» [16,с.354—355]. Позволимсебелишьодинкомментарий:стратегическиерешенияявляются прерогативойменеджеров,т.е.специалистов,аневсех,ктовозжелаетпозани-матьсястратегическимииграми.Вэтойсвязинеобходимоуточнение,чтокогда речьидетоменеджерах,тоэтововсенетолькоогосударственныхчиновниках местногоилирегиональногоуровня2,ноименеджерах,работающихвсфере бизнеса.3десьавторыполностьюсогласныстем,что«сотрудничествогосудар-ственногоичастногосекторовявляетсязалогомбудущегоуспеха»[20,с.44].
Наконец,говоряостратегическомуправлении,мыдолжныопределитьсяс самимтермином«стратегия», ибо, какговаривалИ.Ансофф: «стратегия— понятиетрудноуловимоеинесколькоабстрактное.Еевыработкаобычноне приноситфирменикакойнепосредственнойпользы.Крометого,онадорого
1 Более развернутое обоснование этого тезиса, помимо уже упоминавшихся работ П.ДрукераиГ.Саймона,содержитсявработеХ.Рейни«Анализиуправлениевгосударствен-ных организациях». Здесьже, кстати, сделан обзорработ,посвященныхизучениювозможно-стей использования инструментария корпоративного стратегического менеджмента в области государственного управления [23, с. 160—167].
2 К сожалению, большинство из них скорее менеджеры по должности, но не по сути выполняемых ими функций.
обходитсякакподенежнымрасходам,такипозатратамвремениуправляю-щих»[2, с.69].
Дляначалаприведемнесколькоаналитическихопределенийстратегии,це-
льюкоторыхявляетсявыявлениесущностипредмета,показав,чемстратегия
отличаетсяотдругихэлементовуправленческойдеятельности.Итак,чтоже
понимаютподстратегийсовременныегурустратегическогоменеджмента?
1.Стратегия—этокомплекспринимаемыхменеджментомрешенийпоразме-щениюресурсовпредприятияидостижениюдолговременныхконкурентных преимуществнацелевыхрынках[ 14,с. 36].
2. Стратегия—этопаттерн, илиплан, интегрирующийглавныецелиоргани-зации,ееполитикуидействиявнекоесогласованноецелое[21,с.23].
3.Стратегия—этоуказаниеотом,какперевестикомпаниюоттуда,гдеона находитсясейчас,туда,гдеонахочетнаходиться;средстводостиженияжелае-мыхрезультатов[27,с.70].
Нетруднозаметить,чтопривсейнесхожестиприведенныхопределенийони не противоречат друг другу. Но эта «несхожесть» в определении стратегии приводиткочевидноймысли:стратегия—явлениемногоаспектное. Интересным, хотяидалеконебесспорнымсредствомупорядоченияразличныхаспек-товявляетсяхорошоизвестнаямодель«5П»(или5Р8),предложеннаяГ.Минц-бергом,согласнокоторой:
1.Стратегия—этопланилинечтовэтомроде—руководство, ориентирили направлениеразвития,дорогаизнастоящеговбудущее.
2.Стратегия—этопринципповеденияилиследованиенекоймоделипове-дения.
3. Стратегия—этопозиция,аименнорасположениеопределенныхтоваров наконкретныхрынках.
4.Стратегия—этоперспектива,т.е.основнойспособдействияорганизации.
5.Стратегия—этоловкийприем,особый«маневр»,предпринимаемыйс цельюперехитритьсоперникаиликонкурента[22,с. 16—19].
Завершаяобзорразличныхточекзрениянаприродустратегии,следуетоб-
ратитьвниманиеещекакминимумнатриобстоятельства.
Первое,стратегиявсегдаимеетдолгосрочныйхарактер.Подсловами«долго-
срочныйхарактер»имеетсяввидувоздействиепринимаемыхстратегических
решенийнадолгосрочнуюперспективу,анепереченьмероприятий,реализация
которыхпредусматриваетсявтечениеопределенногосрокатемилиинымстра-
тегическимдокументом(планом).ПроцитируемД.Хасси:«Ключевымэлемен-
томдляэффективнойстратегииявляютсядолгосрочныеперспективы.Этоне
означает,чтонужнобуквальнопредполагатьбесконечнуюпротяженностьстра-
тегиивовремени,ноэтозначит,чтолюбаястратегиядолжнаспособствовать
движениюорганизациикеедолгосрочнымцелям»[29,с.17].Поэтомукак-то
неоченьпонятнысловосочетания«среднесрочнаястратегия»идаже«кратко-срочнаястратегия», которые вполне обычнынетольковлитературе, ноив официальныхдокументахоргановвластиразличныхуровней1.
Второе, разрабатываяиреализуястратегию,мыисходимизтого,чтовсисте-местратегическогоуправления«отсутствуетпредположениеотом,чтобудущее непременнодолжнобытьлучшепрошлого,инесчитается,чтобудущееможно изучитьметодомэкстраполяции» [2,с. 51]. Вэтойсвязиопять-такинесколько необычно выглядяточеньпопулярныеинерционныесценариивсамыхраз-личныхстратегическихпланах.
Т ретье ,мы,вследзаавторами« Школыстратегий» ,убеждены ,что«игнориро -ваниепрошлогоорганизацииспособнонанестинепоправимыйущербеестра-тегическомуразвитиювбудущем.Тожеверноидлястратегическогоуправле-ниявцелом.Те,ктопренебрегаетпрошлымопытом,классическимиработами, рискуют,какнампредставляется,совершеннонеобоснованно»[22,с. 16]. Очень актуальноедлясовременнойроссийскойтеорииипрактикирегионального стратегическогоуправлениязамечание2.
Видыдеятельности,охватываемыетермином«стратегия»,нестольважны
дляобсуждения:влюбоманалитическомопределениионичастоподразумева-
ются.Иэтохорошо,таккакпозволяетболееконкретноохарактеризоватьпо-
нятие,пользуясьвдальнейшемфункциональнымопределением.Такаядефи-
нициясвязываетопределяемыйпредметснашимопытом.Основнымивидами
деятельностивстратегическомменеджментеявляются:
• формулированиемиссииорганизации;
• формированиесистемыстратегическихцелей;
• разработкастратегии;
• реализациястратегии.
Каждыйизперечисленныхвышевидовдеятельности,всвоюочередь,вклю-чаетразнообразныеконкретныедействия.Так,формулированиемиссии(что обычноотечественнымиразработчикамистратегическихплановрассматрива-ется как нечто малозначительное) включает не только ответы на вопросы «Ктомы?»(своегородавведение),«Чегомыхотимдостичь?»,«Какиенормыи ценностимыприменяемвотношениидругсдругомисвнешниммиром?»,но иобеспечиваетфундаментдляформированиясистемыстратегическихцелей.
Завершая рассмотрениеприродырегиональногостратегическогоуправле-
хВпрочем,в литературе можновстретитьиоксюмороны«позабористее»,вроде «стратегических, тактических и оперативных стратегий».
2 Ксожалению, мы очень скверно знаем историю отечественной управленческой мысли. Круг вовлекаемых в научный оборот научных идей и опыт их практического приложения в управленческой практике все еще узок, каки круг современных отечественных исследователей, которые посвятили себя изучению отечественного опыта в сфере теории и практики регионального управления.
ния,авторысчитаютцелесообразнымобратитьвниманиенаоднуопасностьв примененииинструментовстратегическогоуправления. Достаточночастовоте-чественнойлитературе,посвященнойинтересующейнастеме,поумолчанию признается, какнечтоданное,чтосуществующиеврегионахсистемыуправле-нияготовыквведениюстратегическогоуправления.Понашемумнению,это несовсемтак.Иделонетольковтом,чтокадровыйпотенциалоргановрегио-нальногоуправления,атемболееместногосамоуправления,зачастуюпростоне имеетсоответствующейподготовки.Главнаяпроблемазаключаетсявтом,что стратегическоеуправлениенельзяввестипоприказу,егоможно«вырастить». Организация,помнениюспециалистовкомпанииМсКт8еу[31,сЛ0—16],на путивнедрениясистемыстратегическогоуправлениядолжнапройтивсечеты-ре фазы организационного развития (или эволюции системы управления): финансовоепланирование,прогнозноепланирование,внешне(рыночно)ори-ентированноепланированиеисобственностратегическоеуправление1. Наверное, вопределенноймеретакаяточказренияможетбытьпримененаикреги-ону,как«сверхсложнойорганизации».
Хотяэтоможетпоказатьсяудивительным,новесьмаспорнымявляется,по мнениюавторов,вопросотом,чтоестьобъектстратегическогорегионального управленияДляначалаобратимсяксуществующейпрактикесоставлениястра-тегическихпланов,врамкахкоторыхвсепросто:естьграницаадминистратив-но-территориальногоделенияиименноэтиграницыодновременноявляются играницамирегиона—объектастратегическогопланированияиуправления. Обоснованиевтеоретическомотношении(еслионотолькоприводится)зву-читпримернотак:«принципединстваэкономическогорайонированияиад-министративно-территориальногоделения».Приэтомследуетотсылкакрабо-там Госплана 1920-х гг. — и все. Даже если принять, что Госплан начала 1920-хгг.сформулировалэтоттезис(чтонесовсемтак),тоитогдавозникает вопрос:«Почемуто,чтоцелесообразновотношениитерриториальнойоргани-зациироссийскогообществаиэкономикивтомчисле,можетбытьвполной мереиспользованопочтичерез100лет?».
Болеепродуктивнымпредставляетсярассмотрениевкачествеобъектастра-тегическогоуправлениясоциально-экономическогорайона,вконтекстекон-цепциитерриториальнойорганизацииобщества(ТОО).Намнетнеобходимос-типодробноостанавливатьсянасамом содержании концепции ТОО —она достаточнохорошоизвестна2. Поэтомуограничимсялишьуказаниемнато,что
1 Конечно, здесь можно и должно спорить по поводу того, какие этапы в своей эволюции проходит системауправления организации, — не это главное. Главное заключается в том, что к стратегическому управлению надо прийти в ходе эволюции, не перескакивая через те или иные этапы.
2 Среди огромного массива литературы, посвященной концепции ТОО, следует отметить работы [1; 30].
врамкахупомянутойконцепциирайонрассматриваетсякактерриториальная социально-экономическаясистема,включающаянетолькоэкономическую,но и социальную, этнокультурную и политическую подсистемы. Район в этом случаепредставляетсобойразновидностьорганизации,обладающейследую-щимнаборомсвойств:
• состоитизлюдей(социально-территориальныхобщностей,помещенных вовполнеопределеннуюприроднуюисоциальнуюсреду);
• имеетцелевойхарактер;
• характеризуетсядлительностьюсуществования;
• включаетуправляющуюподсистему,котораяобеспечиваеткоординацию деятельности,направленнойнадостижениецелейсистемы1.
Притакомподходекформированиюстратегиирайонавозникаетнеобхо-димостьучетанетолькоэкономическихфакторов,ноифакторов,имеющих неэкономическуюприроду,—этово-первых.Аво-вторых,возникаетвовсене тривиальныйвопрос:определениеграницрайона.Какправило,разработчики стратегийрассматриваютрайонилигородвпределахадминистративныхгра-ниц,что,понашемумнению,далеконевсегдасоответствуетреальномуположе-ниюдел.Деловтом,чтоадминистративныеграницыдействительнофиксиру-ютпределыосуществлениявластныхполномочийрегиональныхигородских органов власти и управления, но заредким исключением они совпадают с экономическими,социальнымииэтнокультурнымиграницами2.Показательно, чтовработахпорайоннойпланировке3планировочныерайонывовсеневсегда вписывалисьвграницынизовыхадминистративныхрайонов.
Применительнокпроблемамстратегическогоуправлениярегиональным
развитиемцелесообразнорассмотретьследующиеосновныетипырайонов:ин-
тегральные,социально-экономическиеиспециальные4.
Интегралъные(общегеографтеские)районывыдеёяютсяпаосповапиипри-знаков,имеющихкакприродный, таки социальный характер. Такого рода районыпредназначеныпреждевсегодляразработкииреализациирегиональ-
1 При этом «координация интересов разрозненных хозяйственных предприятий определенного района, формирование того или иного общего для них хозяйственного единства, общего направления развития может до известной степени осуществляться и при отсут-ствиистрогозаконченновыраженныхфизическихцентровтакогоединствавпорядкесубъек-тивного приспособления отдельных предприятий к общим условиям культурно-хозяйственной среды, к общеобязательным для нихявлениям культурной действительности» [19, с. 16]. Иначе говоря, региональная стратегия может формироваться не только в плановом порядке, но и спонтанно. А сам факт отсутствия административных органов, осуществляющих разра-боткуиреализациюрегиональнойстратегии,вовсенеозначает,чтотаковаяотсутствуетвовсе.
2 Проблема соотношения границ неоднократно в последние годы была предметом дис-куссий.См.,например,[3; 12].
3 Можно только сожалеть о том, что в настоящее время районная планировка оказалась чем-то ненужным, практически забытым инструментом государственного регулирования.
4 Достаточно подробно вопросы взаимоотношения районирования и регионального уп-равления,втомчислеиуправлениястратегического,былирассмотрены,например,в[12; 13].
ных стратегий, которые мы с известной долей условности рассматриваем в качествеаналогакорпоративныхстратегий1.
Социалъно-экономическиерайонывыдеёяютсяпаосповапиипризпаковсо-
циального(вширокойтрактовкесоциального)характера.Еслипользоваться
терминологиейначала1920-хгг.,торечьидетобобщехозяйственныхрайонах,
чтовтерминологиисовременногостратегическогоменеджментаозначаетвы-
делениепогеографическомупризнакустратегическихбизнес-единиц.Выявле-
ниесоциально-экономическихрайоновособенноактуальновтомслучае,если
мыимеемделостерриториальнымисистемами,обладающимидиверсифициро-
ваннойструктуройэкономикиибольшимразнообразиемприродныхисоци-
ально-экономическихусловий.Иначеговоря,выделениерайоновэтоготипа
целесообразноприследующихусловиях:
• вслучаедиверсифицированнойэкономики;
• присущественнойпространственнойдифференциациирайонообразую-щихфакторов.
Еслиэтиусловияотсутствуют,товыделениеинтегральныхсоциально-эко-
номическихрайоновпредставляетсянецелесообразнымиследуетперейтик
выделениюспециальныхрайонов.
Сиециаёъныерайоны.Потребностьввыделениирайоновэтоготипаобус-ловленатем,чтонарядуссуществованиемкорпоративныхстратегийвсистеме управлениярегиономвозникаетпотребностьвразработкефункциональных стратегий.Интересноикрайнепоказательното,какимобразомБ.Н.Книпович обосновывалнеобходимостьвыделениярайоновэтоготипа:«Каждоеведом-ство,каждоеучреждение,подходящеесточкизрениясвоихзадач,можетидти толькооднимпугем:установлениесвоихрайонов,изучениеих,проектирование системысвоихмероприятийпосвоимрайонам».Приэтом,«наметивсвоирай-оны,изучивэволюциюиперспективыхозяйствапосвоимрайонам,наметивпо нимсвоимероприятия,онодолжнопараллельноразрабатыватькакзадачи,так имероприятиятакжеиприменительнокрайонам,установленнымвкачестве общегосударственных»[18,с.171].Этоозначает,чтовпринципекаждоеведом-ство,подходящеесточкизрениясвоихзадач,можетидтитолькооднимпутем: установление«своих»районов,выделяемыхподрешение«своих»стратегичес-кихзадач,изучениеих,проектированиесистемысвоихмероприятийпосвоим районам.Но,наметивсвоирайоны,изучивэволюциюиперспективыхозяйства по«своим»районам,наметивпонимсвоимероприятия,онодолжнопараллель-норазрабатыватькакзадачи, таки мероприятия, также и применительно к районам,установленнымдлядостиженияцелейстратегическогохарактера.
1 Впервые выделение системы районов этого типа для целей региональной экономической политики было предпринято Госпланом в начале 1920-х гг. Не случайно госплановская сетка районов (областей) не имела первоначально прилагательного «экономический».
Спeциaльныepaйoны,пoнaшeмyмнeнию,дoлжныиcпoльзoвaтьcякaкин-cтpyмeнтфyнкциoнaльныxcтpaтeгий.Bэтoмcлyчaeвoзмoжныкaкминимyм двaвapиaнтa.Bo-пepвыx,этopaйoниpoвaниeдляцeлeйpaзpaбoткииpeaлизa-цииoбщeгocyдapcтвeнныxcтpaтeгийpeфopмиpoвaнияЖKX,aгpapнoгoceктopa ит.д.ит.п.Bo-втopыx,пpиycлoвиивыcoкoгoypoвнядивepcификaцииэкoнo-микивoзникaeтпoтpeбнocтьвpaзpaбoткeфyнкциoнaльныxcтpaтeгийдля«нe-cyщиx»элeмeнтoв(пoдcиcтeм)тeppитopиaльнo-oтpacлeвoйcтpyктypыэкoнo-мики paйoнa. Oднaкo в oбoиx cлyчaяx фyнкциoнaльнaя cтpaтeгия включaeт пpoизвoдcтвeннyю ,мapкeтингoвyю ,кaдpoвyюидpyгиecocтaвляющиe.
Taкимoбpaзoм,paйoниpoвaниeвcиcтeмecтpaтeгичecкoгoyпpaвлeнияpeги-
oнaльнымpaзвитиeмвыcтyпaeтвкaчecтвeинcтpyмeнтacтpaтeгичecкoгoaнaли-
зa,пpeднaзнaчeннoгoдляoпpeдeлeниягeoгpaфичecкиxгpaницoбъeктacтpaтe-
гичecкoгoyпpaвлeнияидлявыявлeнияeгoвнyтpeннeйгeppитopиaльнoйopгa-
низaции.
Eщeoднимдиcкyccиoннымвoпpocoм,пpичeмдocиxпopнepeшeннымв paмкaxoбщeйтeopииcтpaтeгичecкoгoyпpaвлeния,являeтcяпpoблeмacaмoгo пpoцeccacтpaтeгичecкoгoyпpaвлeния,aтoчнee—eгoкoнцeптyaльнoймoдeли. 3дecьнeoбxoдимooтмeтитьмнoгooбpaзиeпoдxoдoвpaзличныxaвтopoвкpac-cмoтpeниюcиcтeмыcтpaтeгичecкoгoyпpaвлeния,тoгo,изкaкиxэлeмeнтoвoнa cклaдывaeтcяикaкoвacxeмaвзaимocвязeймeждyэтимиэлeмeнтaми.
Пpeдcтaвляeтcяoчeвидным,чтoвпpoцeccecтpaтeгичecкoгoyпpaвлeнияпpeд-пpиятиeм можно вьідєлить двє ocнoвныe фaзы — фaзy paзpaбoтки cтpaтeгии (coбcтвeннocтpaтeгичecкoeплaниpoвaниe)ифaзyeepeaлизaции.Bпpoчeм,нeкo-тopыeиccлeдoвaтeли,нaпpимepГ.Mинцбepгидp.,вкaчecтвe«caмocтoятeльнoй» фaзывыдeляютeщeикoнтpoль:«Стpaтeгичecкиймeнeджмeнтпpeдcтaвляeтcя кaкцикличecкийпpoцecc,cocтoящийизтpexoтдeльныx,нoпocлeдoвaтeльныx фaз—фopмyлиpoвaния,внeдpeнияикoнтpoля»[22,c.23].Bпpoчeм,здecьMинц-бepгдaлeкoнeoдинoк.Пoxoжийpacклaд«ocнoвныxэлeмeнтoв»пpeдcтaвлeнив paбoтeУилeнaиXaнджepa:«фopмyлиpoвaниecтpaтeгии—peaлизaцияcтpaтe-гии—oцeнкaикoнтpoль».Ecлиpaccмoтpeтьбoлeeдeтaлизиpoвaннyюмoдeль cтpaтeгичecкoгoмeнeджмeнтaэтиxaвтopoв,тoмoжнooбнapyжить,чтoпpoцeccы aнaлизaвнeшнeй и внyтpeннeй cpeды воо6щє вьнєсєнь зapaмки этиxтpex элeмeнтoв[32,c.5—8].Пoэтoмyгoвopитьoпoлнoтeпpeдлaгaeмoйимимoдeлинe cтoит.Kcтaти,A. Л.Гaпoнeнкoвoднoйизcвoиxpaбoттaкжeyкaзывaeтнaтo,чтo циклcтpaтeгичecкoгoyпpaвлeнияcocтoитизтpexфaз[10,c.49].
HecмoтpянaвceзacлyгиГ.Mинцбepгaпepeдyпpaвлeнчecкoйнayкoй,oднo-знaчнocoглacитьcяcтaкoйтoчкoйзpeниявpядлипpeдcтaвляeтcявoзмoжным, тaккaккoнтpoль(вдaннoмcлyчaecтpaтeгичecкий)являeтcяключeвoйфyнк-циeйyпpaвлeнияипoэтoмyдoлжeнбытькaкбы«pacтвopeн»вoвceмcтpaтeги-чecкoмпpoцecce. Дaивecтиpeчьoцикличecкoйпpиpoдeyпpaвлeнчecкoгo
(стратегического)процессаможнотольколибонауровнеабстракции,либона
уровнесовершенноконкретныхуправленческихрешений(стратегическихдо-
кументов),которыепроходятопределенный«жизненныйцикл».Ибо,какотме-
чаетО.С.Виханский,«стратегическоеуправлениенеможетбытьсведенок
наборурутинныхправил,процедурисхем.Унегонеттеории,котораяпредпи-
сывает,чтоикакделатьприрешенииопределенныхзадачилижевопределен-
ныхситуациях»[8,с.37].
Собственно,основныеразличиямеждумоделямисводятсякболеечастным моментампроцессастратегическогоуправления,но,какговорят,«дьяволкроет-сявдеталях».
Врамкахупомянутыхдвухфазпроцессастратегическогоуправления,на
взглядавторов,можновыделитьшестьосновныхкомпонентов(рис.1).Это,во-
первых,анализсредыорганизациииопределениеорганизационноймиссии,
затемидутсистемастратегическихцелей,выбор(формулирование)стратегии
организации,реализацияэтойстратегиии,наконец,процедураокончательной
оценки(завершающегоконтроля).
Формирование системы стратегических целей организации < 1
>
Выбор стратегии
(набора
стратегий)
организации
-
Реализация
стратегии • •
< ■ 1 •
Итоговая ...1
оценка
----------► _ обратная связь
Рис. 1. Ключевые элементы системы стратегического управления
Здесьследуетотметитьнекоторыеотличияотпредставленийдругихавто-
ров.Еслизначительныхразногласийпотому,чтоэлементыувязанывопреде-
леннуюпоследовательность«шагов»,нет,тосуществуютопределенныерасхож-
дениявотношенииначальныхстадийпроцессастратегическогоуправления:
анализасредыимиссии.
ВэтомпланетрудносогласитьсясмнениемО.С.Виханского,что«анализ средыобычносчитаетсяисходнымпроцессомстратегическогоуправления»[8, с.40]Анализсредыпредполагаетиспользованиеразнообразныхметодик,пред-назначенныхдляисследованияразличныхуровнейсредывразныхплоскостях. Вданномслучаемиссияорганизациикакнаиболееобщаяи,можносказать, универсальная(т.е.предполагающаядостаточнодлительное«использование») цельбудетявлятьсяограничителем,заставляющимисследоватьвпервуюоче-редьтеобъектыорганизационнойсреды(внешнейлибовнугренней),которые имеютнепосредственноеотношениекреализацииданноймиссии1.
Междурассматриваемымикомпонентамисуществуютиобратныесвязи,по-сколькумиссияорганизациинеможетотражатьлишьамбициозныеустремле-ниярегиональногоруководства.Тоестьпредварительный«набросок»миссии, созревшийвумахменеджеров,входеанализасреды,носящегоперманентный (постоянный)характер,проходиткорректировку,«оттачивается»доопределен-ногоуровня,отвечающеготребованиямкаквнешней,такивнутреннейсреды. Влияниеанализасредынамиссиюсказываетсяивтом,чтопоследняявслучае выявлениясущественныхрасхожденийсвнешнимиивнугреннимиусловиями должнабытьсоответственноскорректирована.Поэтомуможнополностьюсо-гласитьсяс К. Боумэном, который высказал следующую мысль: «Ценность идеимиссииприобретаетсяизпроцессов,черезкоторыедолженпройтименед-жментприееформировании.Управленческаякомандадолжнауделитьвнима-ниевсемосновополагающимстратегическиммоментам.Иначемиссиябудет состоятьлишьизпустыхлозунгов»[5,с.118].
Еслиже обратиться кдвум моделям «цикластратегического планирования», предлагаемыхА.Л.Гапоненко[9,10], томожнокакразотметитьприсут-ствиенапервыхпозицияхцелевогоблока,илишьпосленего—аналитического. Приэтоманалитическаяработапомодели2001г.[10,с.26—49]предполагает, какэтонипокажетсястранным,сначалаанализпараметроввнешнейсреды,а
1 Как применительно к бизнес-организациям отметил Дуглас Браунли (и эта точка зрения полностью совпадает с авторской): «Широта взгляда на окружающую среду определяет, насколько сложной будетзадачаанализаипрогнозированиясреды. Более широкое определение миссии бизнеса связано с диверсифицированной, многопрофильной фирмой, действующей намногихрынках.Дляразработки планов такой фирме может потребоваться отслеживание окружающей среды в очень широком радиусе. С другой стороны, узко определенная миссия бизнеса может сфокусировать усилия главным образом на отечественных вопросах, касающихся ближайших событий и рыночных тенденций» [6, с. 295—296].
затем—SWOT-aнaлиз1.Hecмoтpянaтo,чтoвбoлee«cвeжeй»мoдeли[9,c.44— 52] дaннoe нeдopaзyмeниe былo ycTpaHeHo (были выдeлeны стадии анализа внeшнeйcpeдыиaнaлизaвнyтpeннeйcpeды2),aнaлитичecкaяpaбoтaвылилacьв «дoпoлнитeльнyю»тpeтьюcтaдию—«Иcпoльзoвaниeимeющиxcяиcoздaниe нoвыxмecтныxпpeимyщecтв».
Инcтитyтoмэкoнoмикигopoдaбылaпpeдлoжeнaдpyгaямoдeль—«пpин-ципиaльнaяcxeмapaбoтынaдcтpaтeгичecкимплaнoм»,cocтoящaяизтpexэтa-пoв:paзpaбoткaкoнцeпцииcтpaтeгичecкoгoплaнa,cocтaвлeниecтpaтeгичecкoгo плaнa,aтaкжepeaлизaцияплaнaимoнитopингeгoвыпoлнeния[7,c.277—278].
Пepвыйэтaпyкaзaннoйcxeмы,пocyти,coчeтaeтвcюaнaлитичecкyюpaбoтy ицeлeвoйблoк,кoтopый,пpaвдa,cвoдитcяк«paзpaбoткeиoбcyждeнию»cцeнa-pияиpaзpaбoткeocнoвныxнaпpaвлeнийpaзвития.Бeзycлoвнo,втaкoмpacклa-дe пpoблeмapeгиoнaльнoгo (муниципаль^го) цeлeпoлaгaниянe мoжeтpe-шат^я.
Дpyгимпpимeчaтeльныммoмeнтoмдaннoйcxeмыявляeтcязaключитeль-
ныйэтaп«Peaлизaцияимoнитopингcтpaтeгичecкoгoплaнa»,coглacнoкpaткo-
мyoпиcaниюкoтopoгo«вaжнeйшeeycлoвиeycпexapeaлизaцииcтpaтeгичecкo-
гoплaнa—мoнитopингизмeнeнийвнeшнeйcpeдыиpeaлизaцииcaмoгoплaнa
cпepиoдичecкимпoлyчeниeмcpeзoвcoциaльнo-экoнoмичecкoйcитyaциив
гopoдe,aтaкжeoцeнкaэффeктaoтpeaлизaцииплюceжeгoднaякoнкpeтизaция
raaHa»[7,c.278].
Издecьaвтopыcчитaютнeoбxoдимымeщepaзocтaнoвитьcянaлoгичecкoм
«зaвepшeнии»cтpaтeгичecкoгoпpoцeccaввидeoкoнчaтeльнoй(зaвepшaющeй)
oцeнки,кoтopaядoлжнaдeлaтьcянepaдиcaмoйceбя(мoнитopингpaдимoни-
тopингa).Bxoдeoцeнки,пpинaличииoпpeдeлeнныxoтклoнeнийoтжeлaeмoгo,
дoлжныбытьcдeлaнывывoдывcтopoнyкoppeктиpoвкилибocиcтeмыcтpaтe-
гичecкиxцeлeй,либoизмeнeнияcпocoбoвиxдocтижeния(cтpaтeгий),либo
cpeдcтвocyщecтвлeниявыбpaннoйcтpaтeгииpaзвития,т.e.дoлжeнбытьocy-
щecтвлeн«пpямoйвыxoд»нaиcпpaвлeниecиcтeмыoпepaтивнoгoyпpaвлeния.B
кoнeчнoмcчeтeблaгoдapяэтoмypeaлизyeтcяcвoйcтвo«oткpытocти»cтpaтeги-
чecкoгoпpoцecca.Итeзиcпoпoвoдy«eжeгoднoйкoнкpeтизaции»здecьникaк
нeпpoxoдит.
Haкoнeц,eщeoднoйдиcкyccиoннoйтeмoйявляeтcяпpoблeмaпpaвильнoгo
14maeTCH как «CBOT-анализ». Aббpeвиaтypa пoлyчeнa из ^pELix 6укв aнглийcкиx cnob, oбoзнaчaющиx чeтыpe гpyппы aнaлизиpyeмыx фaктopoв: strengths — ильный cтopoны, weaknesses — мабьи cтopoны, opportunities — вoзмoжнocти, threats — yгpoзы. Пepвoнaчaльнo мeтoд oбoзнaчaлcя как LCAG — aкpoним фамилий aвтopoв oднoй из пepвыx (1965 г.) ма^ штaбныxpaбoт, пocвящeнныx вoпpocaм cтpaтeгичecкoгo yпpaвлeния (yчeбникa Э. Лepнeдa, К. K^^enceM, К. ЭндpюcaиУ. Гyтa«Пoлитикaбизнeca»), кoтopыe иpaзpaбoтaлидaнный мeтoдичecкий пoдxoд к анализу cpeды.
2 Ho тepмин SWOT-анализ yжe aвтopoм He был иcпoльзoвaн.
пoнимaнияи,кaкcлeдcтвиe,пpaвильнoгoиcпoльзoвaниямeтoдoвcтpaтeгичec-кoгoaн^изa. To,чтoэтaпpoблeмacyщecтвyeт,cтaнoвитcявкaкoй-тoмepe виднoyжeпoпpeдлaгaeмыммoдeлямcтpaтeгичecкoгoпpoцecca.Дaннaяпpo-блeмaзacлyживaeтгopaздoбoлeeпpиcтaльнoгoизyчeния,пoэтoмyвpaмкax этoйcтaтьиaвтopыoгpaничaтcялишькpaткимeeoпиcaниeм.
Пpeдcтaвляeтcя,чтoпpaктичecкивceмнoгooбpaзиeocнoвныxaнaлитичec-
киxмeтoдoв,иcпoльзyeмыxвpaмкaxкopпopaтивнoгocтpaтeгичecкoгoyпpaвлe-
ния,мoжeтбытьcycпexoмиcпoльзoвaнoипpиpeгиoнaльнoм(мyниципaль-
нoм)cтpaтeгичecкoмyпpaвлeнии.
Oднoй из нaибoлee извecтныx и «пoпyляpныx»1 aнaлитичecкиx мeтoдик являeтcя,пoжaлyй,yжeyпoмянyтыйSWOT-aнaлиз.Oнoтнocитcяккoмплeкc-ныммeтoдaмaнaлизacpeды, пocкoлькy«зaxвaтывaeт»кaквнeшнюю,тaки внyтpeннююcpeдyopгaнизaции.
KaкoтмeчaeтKeвинKиpнз,«SWOTмoжeтбытьмoщнымcpeдcтвoмyпpaв-
лeнияилижeпoвepxнocтнымиввoдящимвзaблyждeниeзaнятиeм.Bceзaви-
cитoтypoвняинтeгpaциипpинимaeмыxpeшeнийcвывoдaми,cдeлaннымив
peзyльтaтeaнaлизaвнeшниxивнyтpeнниxфaктopoв»[17,cЛ9].
BcяпpoцeдypaSWOT-aнaлизaчacтooшибoчнocвoдитcякэкcпepтнoй
oцeнкe,cдeлaннoйбyквaльнo«нaкoлeнкe»ввecьмacжaтыecpoки.Haпpимep,
дaжeкpaткoeoпиcaниeпepвoгoэтaпacтpaтeгичecкoгoпpoцeccaвcxeмe,пpeд-
лaгaeмoйИнcтитyтoмэкoнoмикигopoдa,пoзвoляeтycoмнитьcявпpaвиль-
нoмпoнимaнииcyщнocтиSWOT-aнaлизa:«coбиpaeтcяиoбpaбaтывaeтcяин-
фopмaцияoгopoдe,изyчaютcяpecypcыиycлoвиягopoдcкoгopaзвития,пpo-
вoдитcяCBOT-aнaлизcyчacтиeмpaзpaбoтчикoвплaнaидpyгиxэкcпepтoв»
[7,c.277].
HaдeлeжeSWOT-aнaлиздoлжeнвключaтьвceбяpядэтaпoв,чтo,вoзмoж-
нo,пoмoжeтизбeжaтьмнoгиxлoвyшeк,кoтopыeкaкpaзcклoнныпpoявлятьcя
пpиэкcпepтныxoцeнкax.ToecтьSWOT-aнaлизявляeтcядocтaтoчнocлoжнoй
пpoцeдypoй,вxoдeкoтopoй,пocyти,дoлжныбытьoбoбщeныиcтpyктypиpoвa-
ныpeзyльтaтывcexпpoчиxaнaлитичecкиxмeтoдoвAтaккaкпpoцeдypa«зaви-
cитoтpaзмepa,cлoжнocтиopгaнизaции,нaдeжнocтиидocтyпнocтидaнныx»[17,
c.34],тoвpaмкaxpeгиoнaльнoгocтpaтeгичecкoгoплaниpoвaнияoбoйтиcьбeз
cлoжныxпpoцeдypнeпpeдcтaвляeтcявoзмoжным.
Toмy,кaкoeвoздeйcтвиeнayпpaвляющyюpeгиoнaльнyюпoдcиcтeмyoкa-
зывaютpaзличныe«cилы»,cocтaвляющиeeeнeпocpeдcтвeннoeoкpyжeниe,и
нacкoлькoэтoвoздeйcтвиeдoлжныpaзpaбoтчикиcтpaтeгичecкиxдoкyмeнтoв
yчитывaтьвпpинимaeмыxимиpeшeнияx,пocвящeнaтaкнaзывaeмaя«тeopия
1Coглacнoиccлeдoвaнию,пpoвeдeннoмyжypнaлoмJoumalof Marketing Management, 54% бизнecмeнoв пpoвoдили SWOT-анализ pe^nHpHo и лишь 7%, иcпpoбoвaв, oтвepгли ere [4, c.128].
зaинтepecoвaнныxлиц»(stakeholdertheory)1.Иcпoльзoвaниeдaннoгoмeтoди-чecкoгoпoдxoдaявляeтcяaктyaльнымввидyтoгo,чтo«cтpaтeгиюнaдopaccмaт-pивaтькaкcoциaльныйпpoцecc.Cтpaтeгия—пpoдyктcoциaльнoгoпpoцecca» [11 ,c. 116] .Mнoгиeиccлeдoвaтeлипpoблeмыpeгиoнaльнoгo(мyниципaльнoгo) cтpaтeгичecкoгoyпpaвлeниячacтoзaтpaгивaютвoпpocнeoбxoдимocтиyчeтa paзнocтopoнниxинтepecoв,нopeшeниeдaннoгoвoпpocaлибoвooбщeнeпpивo-дитcя,либoocтaвляeтжeлaтьлyчшeгo.
Haкoнeц,нeoбxoдимoтaкжeyпoмянyтьтaкoйшиpoкoизвecтныйaнaлити-чecкийпpиeм,кaкбeнчмapкинг(benchmarking)2, кoтopыйпocyтиявляeтcя чacтнымcлyчaeммeтoдaaнaлoгий.Coглacнooднoмyизoпpeдeлeнийэтoгoмe-тoдa,бeнчмapкинmpeдcтaвляeтcoбoй«cиcтeмaтичecкийcпocoбoпpeдeлeния, пoнимaнияиpaзвитиянaилyчшиxпoкaчecтвyпpoдyктoв,ycлyг,дизaйнa,oбo-pyдoвaния,пpoцeccoвипpaктикcцeльюyлyчшeнияpeaльнoйэффeктивнocти opгaнизaции»[28,c.30].
Hecмoтpянaкaжyщyюcяoчeвиднocтьипpocтoтy«oбyчeниянaчyжoмoпы-тe»,дaнныймeтoдвpaзвитoмвидeпpeдcтaвляeтcoбoйдocтaтoчнocлoжный aнaлитичecкийинcтpyмeнт.Haпpимep,X.Дж.XappингтoниДж.C.Xappингтoн выдeляютпятьэтaпoвпpoцeccaбeнчмapкингa,кoтopыeoxвaтывaют20видoв paбoт,включaющиx,вcвoюoчepeдь,peшeниe144зaдaч[28,c. 108—138].Пoэтoмy тeзиcoтoм,чтo«вoтeчecтвeннoйпpaктикeпpoшлыxлeтбeнчмapкингбoлee извecтeнкaкмeтoдиcпoльзoвaнияпepeдoвoгooпытaлyчшиxпpeдпpиятийв paмкaxcoцcopeвнoвaния»[10,c.45],пpeдcтaвляeтcя,кaкминимyм,вecьмacпop-ным.Иyжкoнeчнoбeнчмapкингнeльзяoднoзнaчнooтнocитьккoнтpoльным пpoцeдypaм [10,c.44], «вoзникaющим»тeмбoлeeтoлькoнaзaключитeльнoм этaпecтpaтeгичecкoгoпpoцecca.
Зaвepшaяcтaтью,aвтopыcчитaютнeoбxoдимымoтмeтитьcлeдyющee:вo-
пepвыx,иxcyждeнияникoимoбpaзoмнeпpeтeндyютнaиcтинyвпocлeднeй
инcтaнциииникoимoбpaзoмнecтaвятпoдcoмнeниeкoмпeтeнтнocтькoл-
лeг,paбoтыкoтopыxyпoминaютcявнaшeйcтaтьe;вo-втopыx,oнинaдeютcя,
чтoиxpaбoтaвce-тaкипocлyжитнaчaлoмдиcкyccиипoпpoблeмaмcтpaтe-
гичecкoгopeгиoнaльнoгoyпpaвлeниянacтpaницax«Пpocтpaнcтвeннoйэкo-
нoмики».
1 Heoбxoдимo oтмeтить, чтo в pyccкoязычныx иcтoчникax, paccмaтpивaющиx данную пpoблeмaтикy, oтcyтcтвyeт eдиный пepeвoд aнглийcкoгo «stakeholders». Haпpимep, иcпoльзy-ютcятaкиecлoвa,кaк«aкциoнepы»,«yчacтники»илипpямaятpaнcлитepaция«cтэйкxoлдepы». Cлoжнocти в пoнимaнии дaннoй кoнцeпции дoбaвляeт и тo, чтo зapyбeжныe aвтopы тaкжe иcпoльзyют paзличныe тepмины co cxoдным пo cмыcлy coдepжaниeм. Haпpимep, мoжeт yпo-минaтьcятepмин «constituents», чтoвбyквaльнoмпepeвoдeoзнaчaeт«избиpaтeли». Cxoжeйпo cмыcлy являeтcя и кoнцeпция так нaзывaeмыx «бeнeфициapoв», пpeдлoжeннaя в 1960-x гг. Питepoм Блау и Pичapдoм Cкoттoм.
2 Здecь тaкжe нeoбxoдимo oтмeтить oгpoмнoe чиcлo paзличныx вapиaнтoв пepeвoдa на pyccкий язык этого тepминa (пoмимo тpaнcлитepaции).
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
I. АгафоновН. Т.TeppитopиaльнaяopгaнизaцияoбщecтвaвPoccии:пpoблeмыи пyтиoбнoвлeния/Teopeтичecкиeпpoблeмыpeгиoнaльнoйпoлитики.CПб.:Пeтpo-HoflHc,1993.
2 .Анcофф_0.Cтpaтeгичecкoeyпpaвлeниe.M.:Экoнoмикa,1989.
3. Бакланов#. #.Фaктopыивapиaнтыизмeнeнийaдминиcтpaтивнo-тeppитopи-aльнoгoycтpoйcтвaДaльнeгoBocтoкa//Peгиoн.1999.№2.
4 .БаppоуК.KypcвыживaнияИнтepнeт-кoмпaнии.M.:AльпинaПaблишep,200L
5 .БоумэнК.Ocнoвыcтpaтeгичecкoгoмeнeджмeнтa.M.:Бaнкиибиpжи,ЮHИTИД997.
6 .БpаунёuДAнaлизoкpyжaющeйcpeды//Mapкeтинг.CПб.:Питep,2002.
7.ВеmpовГ._Ю.Упpaвлeниeмyниципaльнымcoциaльнo-экoнoмичecкимpaзвити-
eм//Лeкциипoэкoнoмикeгopoдaимyниципaльнoмyyпpaвлeнию. Лeкция 12. M.: Фoнд«Инcтитyтэкoнoмикигopoдa»,2004.
8 .ВиханскийО. C.Cтpaтeгичecкoeyпpaвлeниe:Учeбник.M.:Гapдapикa, 1998.
9 .ГапоненкоА.Ё. Cтpaтeгичecкoeплaниpoвaниecoциaльнo-экoнoмичecкoгopaз-витияpeгиoнa//Пpocтpaнcтвeннaяэкoнoмикa.2005.№4.
10. ГапоненкоА.Л. Cтpaтeгияcoциaльнo-экoнoмичecкoгopaзвития:cтpaнa,peги-oн,гopoд:Учeбнoeпocoбиe.M.:Изд-вoPAГC,2001.
II. Гpемuнгеp^\ Cтpaтeгичecкиepaзpaбoткинyждaютcявиннoвaцияx//Пpoблe-мытeopииипpaктикиyпpaвлeния.1997.№6.
12 .ДемъяненкоА.^.Paйoниpoвaниeиpaзpaбoткacтpaтeгииpeгиoнaльнoгopaзвития// Cтpaтeгияpaзвития Дaльнeгo Bocтoкa: вoзмoжнocти и пepcпeктивы. T. 1. Э^тампка / Maтepиaлыpeгиoн.нayчн.-пpaкт.кoнфXaбapoвcкДaльнeвocт.гoc.нyчн.б-кa,2003.
13 .ДемъяненкоА.^.Eщepaзocтpaтeгичecкoмплaниpoвaнииcoциaльнo-экoнoми-чecкoгopaзвитияpeгиoнoв//Пpocтpaнcтвeннaяэкoнoмикa.2006.№1.
14.Дойёъ_ff.Meнeджмeнт:cтpaтeгияитaктикa.CПб.:Питep,1999.
15.Дpукеp_ff.Ф.ЗaдaчимeнeджмeнтaвXXIвeкe.M.:Bильямc,2000.
16Дpукеp_ff.Ф.Пpaктикaмeнeджмeнтa.M.:Bильямc,2000.
17.КupнзК._ff.Paзъяcнeниeвoпpocoвcтpaтeгичecкoгoплaниpoвaнияпpииcпoль-
зoвaнииSWOT-aнaлизa//Экoнoмичecкийлaбиpинт.2000.№l0(27).№11(28).
18 .КнunовuчБ.^.Ceльcкoxoзяйcтвeннoepaйoниpoвaниe.M.:Hoвaядepeвня,1925.
19. КожановН. Н.Экoнoмичecкoepaйoниpoвaниeкaкпoзнaниeгeoгpaфичecки индивидyaльнoгo//MaтepиaлыпopaйoниpoвaниюTypкecтaнa.BыпЛ.Taшкeнт,1922.
20.КоmёеpФ.uдp.Mapкeтингмecт.Пpивлeчeниeинвecтиций,пpeдпpиятий,житe-лeйитypиcтoввгopoдa,кoммyны,peгиoныиcтpaныEвpoпы.CПб.,2005.
21. КуиннДж.Б. Cтpaтeгиипepeмeн//MинцбepгГ.,KyиннДж.Б.,ГoшaлC. ^pa-тeгичecкийпpoцecc.CПб.:Питep,2001.
22MuнцбеpгГ,АлъсmpэндБ,ЛэмnелД0кoлыcтpaтeгий.CПб.:Питep,2OOO.
23. Pейнu X. Дж. AHafl^ и yпpaвлeниe в гocyдapcтвeнныx opгaнизaцияx. M.: ИHФPA-M,2002.
24. CаймонГ.А.uдp.Meнeджмeнтвopгaнизaцияx.M.:Экoнoмикa,1995.
25. СоловъевВ. C.Cтpaтeгичecкиймeнeджмeнт:Учeбник.Pocтoв-нa-Дoнy:Фeникc; Hoвocибиpcк:Cибиpcкoecoглaшeниe,2002.
26. СтрауссменДж.Cтpaтeгичecкийгocyдapcтвeнныймeнeджмeнт//Пpoблeмы тeopииипpaктикиyпpaвлeния.1996.№1.
27. ТомпсонА.А., СmpuкёандА.Дж.Cтpaтeгичecкиймeнeджмeнт.Иcкyccтвopaзpa-бoткииpeaлизaции.M.:Бaнкиибиpжи,ЮHИTИ,1998.
28XаppuнгmонXДж.Xаppuнгmо^Дж. CБeнчмapкингвлyчшeмвидe!CПб.:Питep,2004.
29.XассuД.Cтpaтeгияиплaниpoвaниe.CПб.:Питep,2001.
3 0 .XоpевБ. C.Teppитopиaльнaяopгaнизaцияoбщecтвa.M. :Mыcль, 1981.
3 1. Gluck,F. W.,Kaufman,S.P.,andWalleck,A.S.Theevolutionofstrategicmanagement. The McKinsey Quarterly, 2000 Number 3 (special edition « Strategy»).
32. Wheelen, T.L.,Hunger, J. .StrategicManagementandBusinessPolicy(Reading, Mass.:Addison-WesleyPublishingCompany, 1983).