Научная статья на тему 'Дискуссионные вопросы теории и практики финансовых услуг'

Дискуссионные вопросы теории и практики финансовых услуг Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
408
103
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Горловская И. Г.

This article is performing the analysis of category of financial services in economical researches. It contains reviewing of Russian low acts in comparison with international norms. Important attention is paid to economical substance and classifications of financial services.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Дискуссионные вопросы теории и практики финансовых услуг»

Вестник Омского университета. Серия «Экономика». 2008. № 2. С. 145-152.

© И.Г. Горловская, 2008 УДК 336.76

ДИСКУССИОННЫЕ ВОПРОСЫ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ ФИНАНСОВЫХ УСЛУГ

И.Г. Горловская

Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского

This article is performing the analysis of category of financial services in economical researches. It contains reviewing of Russian low acts in comparison with international norms. Important attention is paid to economical substance and classifications of financial services.

Финансовые услуги являются неоспоримым фактом, признанным как экономической теорией, так и правовыми нормами и практикой. Однако в отношении финансовых услуг не существует единства в определении их содержания, слабо разработана типология, отсутствуют единые подходы к их регулированию. Это связано прежде всего с тем, что в теории до сих пор нет однозначного понимания термина «услуга»: с одной стороны, во второй половине ХХ века был констатирован факт того, что «в процессе экономического развития и социального прогресса в экономике сохраняется и расширяется сектор услуг» [9, с. 91], с другой стороны, до сих пор идет дискуссия вокруг содержания понятия услуги.

Сторонники теории индустриального и постиндустриального общества, положив в основу тип производства и разновидность используемого знания, рассматривают макроэкономические тенденции в рамках доиндустриального, индустриального и постиндустриального общества [37]. Они выделяют третичный сектор экономики (к первичному сектору отнесены добывающие отрасли и сельское хозяйство, к вторичному - обрабатывающая промышленность), включающий транспорт, коммунальное хозяйство, финансы, управление недвижимостью, а также бытовые услуги (общественное питание, химчистки и др.) [5, с. 171.]. При этом констатируется факт возрастания роли профессиональных услуг, связанных с информацией и информационными технологиями.

Сторонники марксистской теории обосновывают свою точку зрения на услуги, исходя из определения, данного К. Марксом в «Капитале»: «Особая потребительная стоимость... труда получила здесь специфическое название "услуги", потому что труд оказывает услуги не в качестве вещи, а в качестве деятельности» [15, с. 202]. Это определение лежит в основе двух направлений исследования понятия услуги: ряд авторов рассматривают услугу как деятельность, а другой ряд - как результат труда. Например, под услугой понимается целесообразная дея-

тельность людей, в результате которой удовлетворяются какие-либо потребности. Г.А. Аванесова считает, что услуга - это действие, приносящее пользу, благо, помощь, другому человеку [1, с. 5]. Иногда услуга рассматривается как последовательность определенных действий для достижения поставленной цели [35, с. 25]. В этом аспекте представляется интересной современная точка зрения К. Лавлока, который определяет услугу следующим образом: «Услуга - это действие или процесс, предлагаемый одной стороной другой». И далее: «Услуги - это вид экономической деятельности, создающей ценность и обеспечивающей определенные преимущества для потребителей в конкретном месте и в конкретное время, в результате осязаемых или неосязаемых действий, направленных на получателя услуги или его имущество» [14, с. 34]. Придерживаясь этой же позиции, Н.Н. Иванов считает, что услуга представляет собой деятельность, направленную «на удовлетворение потребности путем предоставления (производства) соответствующих этой потребности благ материального и нематериального характера» [11, с. 4.]. В Современном экономическом словаре услуги определяются как блага в форме деятельности: вид деятельности, работ, в процессе выполнения которых не создается новый, ранее не существовавший материально-вещественный продукт, но изменяется качество уже имеющегося, созданного продукта [30]. К услугам относятся бытовое, коммунальное, транспортное обслуживание, обучение, лечение, культурно-воспитательная работа, уход за детьми и престарелыми, юридические и другие консультации, предоставление информации, способствование проведению деловых операций.

Достаточно распространенной является точка зрения, согласно которой услуга рассматривается как результат деятельности. Например, авторы «Курса социально-экономической статистики» под редакцией М. Г. Назарова считают, что услуги - это «результат разнородной деятельности, осуществляемой производителями по заказу потребителей и обычно ведущей к из-

менению состояния единиц, потребляющих эти услуги» [13, с. 655]. Такого же мнения придерживается В.Б. Супян [36, с. 125].

Многие авторы подходят к раскрытию содержания понятия услуги через сравнение ее с понятием товара (например, [27, с. 86-87]). Акцент в этом определении делается на отличии услуги от традиционного товара. В этом качестве услуга как результат деятельности характеризуется следующими признаками: она обладает полезностью, удовлетворяет различные потребности; неосязаема; неотделима от источника (производителя услуги); не сохраняема, существует только в процессе своего производства, имеет срочный характер; неоднородна по качеству; имеет количественную оценку (цену).

Особую группу образуют авторы, которые раскрывают содержание услуги через содержание других экономических и правовых категорий. Например, Г. Ассэль формулирует определение услуги как «неосязаемые блага, которые приобретаются потребителями, но не связаны с собственностью» [2, с. 337]. Аналогичное определение услуги дает П. Дойль: «Услуга является действием или выгодой, ее покупатель не получает права собственности на какой-либо материальный объект [10, с. 448]. В то же время ряд авторов вообще не дают определения услуги (например, В.Е. Николайчук [18], И.В. Мишурова и Н.А. Лысенко [16]). Исследуя рынок профессиональных услуг, они делают основной акцент на прикладных аспектах.

Исследования западных ученых чаще всего связаны с маркетингом услуг. Так, Ф. Котлер рассматривает услугу как «любое мероприятие, деятельность или выгода, которые одна из сторон может предложить другой стороне и которые в основном неосязаемы и не приводят к овладению чем-либо» [12, с. 638]. Х. Ворачек ссылается на формулировку Р. Малери, «который определяет услуги как нематериальные активы, производимые для целей сбыта» (см. [6, с. 99]). Своеобразное определение дают авторы книги «Управление и организация в сфере услуг», они определяют услуги как «действия, дела или исполнение работы» [35, с. 25].

По мнению Л. А. Санниковой, наиболее перспективным является подход к определению услуг через категорию «благо» [28]. Ссылаясь на Философский словарь, она пишет: «Учения об экономических благах базируются на философском понимании категории «благо» - предмет или явление, удовлетворяющие определенную человеческую потребность, отвечающие интересам, целям и устремлениям людей» [34, с. 46]. Поэтому, считает Л.А. Санникова, услуга как

экономическая категория имеет два значения. Во-первых, услуга - это вид экономической деятельности, за исключением промышленного производства и сельского хозяйства. Во-вторых, услуга - это экономическое благо, под которым можно понимать саму деятельность, направленную на удовлетворение индивидуальной потребности, или результат, удовлетворяющий индивидуальную потребность или диалектическое единство деятельности и результата, достигаемого в ходе этой деятельности [28].

Таким образом, в современной литературе наблюдается по крайней мере три основных подхода в определении содержания услуги: результативный, процессный и согласительный.

Дискуссия по поводу определения услуги нашла свое продолжение в нормативно-правовых актах. Налоговый кодекс РФ определяет услугу как деятельность, результаты которой не имеют материального выражения, реализуются и потребляются в процессе осуществления этой деятельности [17, ст. 38]. В Гражданском кодексе услуга определяется как объект гражданских прав [8, ст. 128]. Предметом возмездного договора оказания услуг являются конкретные действия и/или конкретная деятельность услугода-теля [8, ст. 779]. В ГОСТе Р 50646-94 «Услуги населению. Термины и определения» под услугой понимается «результат непосредственного взаимодействия исполнителя и потребителя, а также собственной деятельности исполнителя по удовлетворению потребности потребителя» [7]. При этом ГОСТ распространяется только на услуги населению, которые подразделяются на материальные и социально-культурные.

В мировой практике, согласно Генеральному соглашению по торговле услугами (ГАТС), под услугами понимается вид товара, поэтому они попадают под операции торговли. При этом в понятие «поставка услуг» входит производство, распределение, маркетинг, продажа и доставка услуг, что продублировано в Законе Российской Федерации «Об основах государственного регулирования внешнеэкономической деятельности» [19]. Принципиальным отличием российского подхода от зарубежного является то, что российская теория исходит из того, что услуги предоставляются потребителю, а зарубежная теория из того, что услуги продаются покупателям (потребителям). Отсюда возникает несовпадение самих понятий, классификаций и классификационных признаков. В соответствии с Общероссийским классификатором, услуги подразделяются на два класса: услуги населению, которые определены Общероссийским классификатором услуг населению, и услуги, которые

определены Общероссийским классификатором видов экономической деятельности [20; 21; 22]. В системе национальных счетов услуги как вид экономической деятельности подразделяются на четыре категории: потребительские (рестораны, гостиницы, домашние услуги); социальные (образование, медицинская помощь, благотворительные услуги); производственные (инжиниринг, консультации, финансовые и кредитные услуги); распределительные (торговые, транспортные, фрахт) [33, с. 9].

Особое место в сфере услуг занимают финансовые услуги, под которыми понимается деятельность, связанная с привлечением и использованием денежных средств юридических и физических лиц. Специфика финансовых услуг заключается в том, что они являются составной частью механизма перераспределения финансовых ресурсов в экономике, поэтому государство строго регламентирует использование данных инструментов. В современной литературе предлагаются классификации услуг, в которых определяется место финансовых услуг. Например, в зарубежной литературе финансовые услуги, наряду с инжинирингом, консалтингом, банковскими и страховыми услугами, включаются в producer, business, production services (бизнес-услуги) [40].

По аналогии с указанной точкой зрения выделяются следующие типы услуг: производственные, распределительные, потребительские, общественные и профессиональные. В.Г. Полонский, С.В. Белоусова, А.М. Белоусов включают в последние банковские, страховые, финансовые, консультационные, рекламные услуги [27, с. 89]. Г. А. Аванесова с функциональной точки зрения подразделяет услуги на услуги производственного характера (охранные, ремонтные, банковские, деловые), торговые (оптовые и розничные), услуги жизнеобеспечения (связанные с обустройством жилища, ведением домашнего хозяйства, реализацией семейных потребностей, домашним отдыхом), культурные услуги и социальные услуги, в которые включает транспортные, финансовые, почтовые, рекреационные, образовательные, информационные) [1, с. 80]. Кроме того, этот автор предлагает классифицировать услуги по взаимосвязанным качествам [1, с. 82-83]. Наиболее развитой представляется теория финансовых услуг в контексте деятельности коммерческих банков. Такие авторы, как А.В. Тютюнник [32], Г.Г. Коробова [3], К.Р. Та-гирбеков [25], А.М. Тавасиев [31], В.М. Кузнецов, И.В. Иохина [4], и др., разрабатывают вопросы взаимосвязи понятий «банковская услуга», «продукт», «операция на рынке банковских

услуг», «способы продвижения финансовых услуг на рынок». Можно заметить, что прикладные аспекты, касающиеся финансовых услуг, получили в настоящее время большее развитие, нежели развитие теории вопроса.

Таким образом, ни официальные классификаторы, ни указанные авторы не дают определения финансовых услуг. Обычно при характеристике финансовых услуг ссылаются на законодательно установленные определения. Так, согласно Федеральному закону Российской Федерации № 117-ФЗ «О защите конкуренции на рынке финансовых услуг», действовавшего в период с 1999 по 2006 г., финансовые услуги могут предоставляться физическим и юридическим лицам финансовыми организациями - юридическими лицами, имеющими специальную лицензию: банками, страховыми компаниями, участниками рынка ценных бумаг, лизинговыми компаниями [23]. В действующем Федеральном законе Российской Федерации № 135-ФЗ от 26 июля 2006 г. «О защите конкуренции» финансовая услуга определяется через перечисление видов услуг. Под финансовой услугой понимается банковская услуга, страховая услуга, услуга на рынке ценных бумаг, услуга по договору лизинга, а также услуга, оказываемая финансовой организацией и связанная с привлечением и (или) размещением денежных средств юридических и физических лиц. Субъекты, относящиеся к финансовым организациям, тоже даны в перечислении: кредитная организация, кредитный потребительский кооператив, страховщик, страховой брокер, общество взаимного страхования, фондовая биржа, валютная биржа, ломбард, лизинговая компания, негосударственный пенсионный фонд, управляющая компания инвестиционного фонда, управляющая компания паевого инвестиционного фонда, управляющая компания негосударственного пенсионного фонда, специализированный депозитарий инвестиционного фонда, специализированный депозитарий паевого инвестиционного фонда, специализированный депозитарий негосударственного пенсионного фонда, профессиональный участник рынка ценных бумаг [24]. Однако такие определения не раскрывают содержания финансовой услуги. Между тем финансовые услуги существуют как составная часть экономических отношений, обладают особыми чертами, включаются в качестве структурного элемента в системы более высокого порядка.

Интересной для определения финансовой услуги представляется точка зрения Т. Хилла, который определяет услугу как «изменение состояния человека или предмета, принадлежаще-

го любому участнику экономических отношений, которое достигается в результате сознательных действий другого участника данных отношений. При этом воздействие происходит на основе их предварительной добровольной договоренности» (цит. по [33]). Развивая эту позицию, Н.Г. Семе-лютина предлагает рассматривать финансовую услугу как разновидность договора возмездного оказания услуг [29, с. 12-13]. Отличительной чертой финансовой услуги является то, что она связана с трансформацией денежных средств в денежный капитал [29, с. 36]. Такой институционально-правовой подход не противоречит классическому экономическому подходу в определении понятия услуги, а отражает практическую направленность исследования услуг.

Анализ точек зрения на финансовые услуги позволяет сделать следующий вывод: в литературе и нормативно-правовых документах финансовые услуги определяются через перечисление субъектов-услугодателей, что является недостаточным для уяснения их отличий от других видов услуг. Кроме того, перечисленные субъекты могут оказывать нефинансовые услуги, что не отражают нормы действующего российского законодательства.

В мировой практике используется термин «инвестиционные услуги». В соответствии с директивой 2004/39/ЕС от 21 апреля 2004 г. «О рынках финансовых инструментов» инвестиционными называются услуги или виды деятельности, означенные в секции А приложения 1 к директиве. К ним относятся: получение и передача приказов в отношении финансовых инструментов; выполнение поручений от имени клиентов; заключение сделок за свой счет; управление портфелями ценных бумаг; инвестиционное консультирование; андеррайтинг финансовых инструментов и/или размещение финансовых инструментов с обязательством их выкупа; размещение финансовых инструментов без обязательств по их выкупу; управление многосторонними торговыми системами. Кроме того, законодательством ЕС предусмотрены дополнительные инвестиционные услуги, включенные в секцию В приложения 1 к директиве: хранение финансовых инструментов и управление ими за счет клиента, включая депозитарные услуги и услуги по управлению залогами или наличными денежными средствами; предоставление кредитов или займов инвестору для совершения сделки с финансовыми инструментами, если инвестиционная фирма, предоставляющая кредит или заем, является стороной сделки; консультации в отношении структуры капитала, стратегии предпринимательской деятельности и связанных с

ней вопросов, а также консультации и услуги по слиянию и приобретению предприятий; валютообменные операции, связанные с инвестиционными услугами; инвестиционные исследования и финансовый анализ в отношении сделок с финансовыми инструментами. Под финансовыми инструментами понимаются передаваемые (эмиссионные) ценные бумаги; инструменты денежного рынка; паи коллективных инвестиционных фондов; производные инструменты (опционы, фьючерсы, свопы, форварды) и производные контракты на ценные бумаги, валюты, процентные ставки, ставки доходности, иные производные инструменты, финансовые индексы, изменяющиеся метеорологические условия, ставки фрахта, уровни инфляции и иные официальные статистические данные, которые должны исполняться уплатой денежных средств или могут быть исполнены таким образом по выбору одной из сторон [38].

С точки зрения субъектов, финансовые услуги следует разделять исходя из перечня основных услугодателей. Например, согласно директиве ЕС 93/22/ЕЭС от 10 мая 1993 г. «О финансовых услугах на рынке ценных бумаг» под финансовыми организациями понимаются кредитные организации, страховые организации, инвестиционные организации и организации по коллективному инвестированию в обращаемые ценные бумаги или компании, способствующие деловой активности [39]. На наш взгляд, инвестиционные организации - понятие достаточное расплывчатое, поскольку кредитные и страховые организации также занимаются инвестированием, поэтому предлагаемая классификация выглядит следующим образом: банковские услуги, услуги страховых организаций, услуги профессиональных участников РЦБ, услуги негосударственных пенсионных фондов и т. д. В директиве 2004/39/ЕС от 21 апреля 2004 г. «О рынках финансовых инструментов» в качестве субъектов определены инвестиционные компании, предоставляющие один или несколько видов инвестиционных услуг третьим лицам или осуществляющие один или несколько видов инвестиционной деятельности на профессиональной основе [38].

В Российской Федерации сделана попытка императивного уточнения понятия финансовой услуги. В проекте Федерального закона «О регулировании предпринимательской деятельности на финансовых рынках» предлагается в качестве финансовых услуг признавать любые осуществляемые на возмездных договорных началах действия:

- по привлечению денежных средств граждан и юридических лиц (вкладчиков) на услови-

ях их последующего возврата с учетом начисленной платы за пользование этими средствами либо на условиях последующей передачи вкладчикам в собственность приобретенных за счет их денежных средств ценных бумаг, вещей или имущественных прав;

- по привлечению денежных средств или иного имущества граждан и юридических лиц на безвозвратной основе с предоставлением вкладчикам встречного имущественного эквивалента в виде ценных бумаг, вещей или имущественных прав, осуществляемых в отношении привлекшего денежные средства лица и (или) третьих лиц;

- по предоставлению гражданам и юридическим лицам денежных средств на условиях платности и возвратности с целью приобретения ими ценных бумаг, вещей или имущественных прав;

- по предоставлению залогов, гарантий и поручительств за граждан и юридических лиц перед третьими лицами;

- по приобретению у граждан и юридических лиц принадлежащих им прав требования, исполняемых в денежной форме [26, ст. 5].

Представляется, что в данном законопроекте учтены не все классификационные признаки финансовых услуг, в особенности это касается услуг профессиональных участников рынка ценных бумаг, реально оказываемых эмитентам и инвесторам.

Типология финансовых услуг также представлена в экономической литературе. В то же время исследования в этом направлении ведутся. Классифицируя финансовые услуги, Н.Г. Семе-лютина предлагает разделить их на собственно финансовые услуги, связанные с размещением денежного капитала (трансформацией денежных средств в денежный капитал), и услуги инфраструктуры рынка финансовых услуг. Она пишет: «Лица, предоставляющие такие услуги, непосредственно не касаются ни трансформируемых денежных средств, ни денежного капитала, однако без их профессиональной деятельности предоставление услуг, относимых к первой категории, было бы невозможным или весьма затруднительным» [29, с. 37-38]. В услуги инфраструктуры рынка ценных бумаг она включает учет прав на ценные бумаги (услуги депозитариев и реестродержателей); услуги, связанные с оказанием содействия заключению сделок с финансовыми инструментами (услуги фондовых бирж и организаторов торговли); услуги, связанные с проведением расчетов по заключенным сделкам (клиринговая деятельность), и консультационные услуги [29, с. 39]. Данная классификация не является исчерпывающей, в то же

время она позволяет разграничить услуги на рынке ценных бумаг по функциональному признаку. Работа Н.Г. Семелютиной содержит и спорные утверждения. С ее точки зрения, финансовые услуги подразумевают участие в правоотношениях так называемого финансового посредника, чья деятельность связана с аккумулированием денежных средств инвесторов и последующей трансформацией их в денежный капитал, тогда как инвестиционная услуга - более узкое понятие [29, с. 23, 77]. В дальнейшем Н.Г. Семелю-тина рассматривает финансовые и инвестиционные услуги как синонимы. На наш взгляд, это связано со слабо разработанной типологией финансовых услуг, что не дает возможности приведения в логическую соподчиненность разнообразные финансовые услуги. В то же время, являясь фактически единственным фундаментальным исследованием в области финансовых услуг, работа Н.Г. Семелютиной - бесспорна.

На практике, согласно Общероссийскому классификатору услуг населению, утвержденному постановлением Госстандарта РФ от 28 июня 1993 г. № 163, финансовые услуги отдельно не выделяются. В нем определены услуги банков, услуги по страхованию и услуги по финансовому посредничеству, включая услуги по денежному посредничеству, финансовому лизингу и прочие услуги, связанные с финансовым посредничеством [23]. В Общероссийском классификаторе видов экономической деятельности, продукции и услуг на протяжении последних десяти лет наблюдались изменения как в классификации видов деятельности на финансовых рынках, так и в классификации финансовых услуг. Действующий Общероссийский классификатор видов экономической деятельности, продукции и услуг, утвержденный Постановлением Госстандарта от 6 ноября 2001 г. № 454-ст разъясняет, что финансовое посредничество - это деятельность, связанная с получением и перераспределением денежных средств. Деятельность, являющаяся вспомогательной по отношению к финансовому посредничеству, включает предоставление услуг, относящихся к финансовому посредничеству или тесно связанных с ним, кроме самих услуг по финансовому посредничеству [22]. В соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности, продукции и услуг в финансовом посредничестве (финансовой деятельности) различают денежное посредничество и прочее финансовое посредничество, включая финансовый лизинг, предоставление кредита, капиталовложения в ценные бумаги и в собственность, деятельность дилеров, заключение свопов, опцио-

нов и других биржевых сделок. В отдельно выделенную вспомогательную деятельность в сфере финансового посредничества и страхования включаются следующие виды экономической деятельности: управление финансовыми рынками, биржевые операции с фондовыми ценностями, прочая вспомогательная деятельность в сфере финансового посредничества. Таким образом, деятельность на рынке ценных бумаг в Российской Федерации статистика относит к деятельности, являющейся вспомогательной по отношению к финансовому посредничеству. При этом деятельность по ведению реестра владельцев ценных бумаг относится к деятельности по управлению финансовыми рынками, а депозитарная деятельность отнесена к прочей вспо-

могательной деятельности в сфере финансового посредничества.

Анализируя существующие точки зрения, автор пришел к следующему выводу: финансовые услуги образуют особый тип услуг, связанных с перераспределением финансовых ресурсов от доноров к реципиентам с одновременной трансформацией финансовых ресурсов в капитал. Основные типы (виды) финансовых услуг вытекают из трех основных способов финансового перераспределения: кредитного, страхового и с использованием ценных бумаг. Соответственно, основными типами (видами) финансовых услуг являются кредитные услуги, страховые услуги и услуги рынка ценных бумаг (назовем их РЦБ-услуги) (см. таблицу).

Классификация финансовых услуг

Классификационный признак Типы (виды) финансовых услуг

Способ перераспределения финансовых ресурсов Кредитные, страховые, РЦБ-услуги

Тип (вид) услугодателя Банковские услуги, услуги страховых организаций, услуги профессиональных участников РЦБ, услуги негосударственных пенсионных фондов

Механизм перераспределения финансовых ресурсов Услуги по непосредственному перераспределению, услуги, обеспечивающие перераспределение

Тип услугополучателя Физическим лицам, юридическим лицам

Статус услугополучателя Массовые, эксклюзивные

Предмет труда Денежные, ценно-бумажные услуги, информационные

Платность Платные в силу договора, бесплатные в силу закона

Значимость услуги Базовые, дополнительные

Комплексность предоставления Услуги полного комплекса, отдельные виды услуг

Правовое оформление предоставления услуг Услуги, предоставление которых оформлено договором, услуги, предоставление которых вытекает из закона

Сложность технологии предоставления услуг Сложной технологии, простой технологии

Степень регулируемости Регулируемые государством, регулируемые саморегулируемыми организациями, нерегулируемые

Таким образом, в современной экономической науке вопрос по поводу содержания понятий «услуга», «финансовая услуга», их типологий остается открытым. Несмотря на это, правовая база финансовых услуг в Российской Феде-

рации нуждается в обновлении на основе анализа и синтеза уже существующих точек зрения с целью приведения нормативно-правовых актов в соответствие уже сложившейся практике финансового рынка и создания непротиворечивого

правового фундамента для дальнейшего регулирования финансового рынка.

1. Аванесова Г.А. Сервисная деятельность: Историческая и современная практика, предпринимательство, менеджмент: учеб. пособие для студентов вузов. - М.: Аспект Пресс, 2004.

2. Ассэль Г. Маркетинг: принципы и стратегия: учебник для вузов. - М.: ИНФРА М, 2001.

3. Банковское дело: учебник / под ред. Г.Г. Коробовой. - М.: Юристъ, 2002.

4. Банковские услуги и операции: учеб. пособие для студентов всех специальностей и форм обучения / В.М. Кузнецов, И.В. Иохина. -М.: Моск. гос. ун-т коммерции, 2000.

5. Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество: Опыт социального прогнозирования.

- М., 1999.

6. См.: Ворачек Х. О состоянии «теории маркетинга услуг» // Проблемы теории и практики управления. - 2002. - № 1.

7. ГОСТ Р 50646-94 «Услуги населению. Термины и определения». Официальное издание Госкомстата России (утв. Постановлением Госкомстата России от 21 февраля 1994 г. № 34).

8. Гражданский кодекс Российской Федерации, часть первая от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ // Правовая справочно-информационная система «Консультант Плюс».

9. Гэлбрейт Дж.К. Экономические теории и цели общества: пер. с англ. / под общ. ред. Н.Н. Иноземцева, А.Г. Милейковского. - М.: Прогресс, 1979.

10. Дойль П. Менеджмент: стратегия и тактика. - СПб.: Питер, 1999.

11. Иванов Н.Н. Сфера услуг как объект исследования и управления. - СПб., 2000.

12. Котлер Ф. Основы маркетинга. - М.: Прогресс, 1990.

13. Курс социально экономической статистики: учебник для вузов / под ред. М.Г. Назарова. - М.: Финанстатинформ, 2002.

14. Лавлок К. Маркетинг услуг: персонал, технология, стратегия: пер. с англ. - 4-е изд. -М.: Издат. дом «Вильямс», 2005.

15. Маркс К., Энгельс Ф. Соч.: в 39 т. - 2-е изд. - Т. 23.

16. Мишурова И.В., Лысенко Н.А. Менеджмент профессиональных услуг: стратегия и тактика. - М.; Ростов-на-Дону: Издат. центр «МарТ», 2004.

17. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31 июля 1998 г. № 146-ФЗ // Правовая справочно-информационная система «Консультант Плюс».

18. Николайчук В.Е. Маркетинг и менеджмент услуг. Деловой сервис. - СПб.: Питер, 2005.

19. Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности: Федеральный закон Российской Федерации от 22 августа 2002 г. № 164-ФЗ // Правовая справочно-информационная система «Консультант Плюс».

20. Общероссийский классификатор видов экономической деятельности ОК 029-2001 (КДЕС Ред. 1): Постановление Госстандарта РФ от 6 ноября 2001 г. № 454-ст // Правовая справочно-информационная система «Консультант Плюс».

21. Общероссийский классификатор видов экономической деятельности, продукции и услуг ОК 004-93 (ОКДП): Постановление Госстандарта РФ от 6 августа 1993 г. № 17 (ред. от 1 февраля 2002 г.) // Правовая справочно-информационная система «Консультант Плюс».

22. Общероссийский классификатор услуг населению ОК 002-93 (ОКУН): Постановление Госстандарта РФ от 28 июня 1993 г. № 163 // Правовая справочно-информационная система «Консультант Плюс».

23. О защите конкуренции на рынке финансовых услуг: Федеральный закон Российской Федерации от 23 июня 1999 г. № 117-ФЗ // Правовая справочно-информационная система «Консультант Плюс».

24. О защите конкуренции: Федеральный закон Российской Федерации от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ // Правовая справочно-информационная система «Консультант Плюс».

25. Организация и управление коммерческим банком. Функционально-технологические основы: обобщение практики, документы и материалы: учеб. пособие / К.Р. Тагирбеков. - М.: Весь Мир, 2006.

26. О регулировании предпринимательской деятельности на финансовых рынках: Проект Федерального Закона Российской Федерации № 436190-4, внесен депутатом Государственной Думы В.М. Зубковым // Правовая справочноинформационная система «Консультант Плюс».

27. Полонский В.Г., Белоусова С.В., Белоусов А. М. Корпоративное управление в непроизводственной сфере. - Херсон: ОЛДИ плюс, 2003.

28. Санникова Л.В. Услуги в гражданском праве. - М.: Волтерс Клувер, 2006.

29. Семелютина Н.Г. Российский рынок финансовых услуг (формирование правовой модели). - М.: Волтерс Клувер, 2005.

30. Современный экономический словарь / сост. Б.А. Райзберг, Л.Ш. Лозовский, Е.Б. Стародубцева. - 5-е изд., перераб. и доп. - М.: ИНФРА-М, 2007.

31. Тавасиев А.М., Бычков В.П., Москвин В.А. Банковское дело: базовые операции для

клиентов: учеб. пособие / под ред. А.М. Тава-сиева. - М.: Финансы и статистика, 2005.

32. Тютюнник А.В., Турбанов А.В. Банковское дело. - М.: Финансы и статистика, 2005.

33. Услуги в системе мировой торговли: научно аналитический обзор. - М.: АН СССР, ИНИОН, 1990.

34. Философский словарь / под ред. И.Т. Фролова. - М., 1986.

35. Хаксевер К., Рендер Б., Рассел Р. и др. Управление и организация в сфере услуг: пер. с англ. / под ред. В.В. Кулибановой. - 2-е изд. -СПб.: Питер, 2002.

36. Экономика США: учебник для вузов / под ред. В.Б. Супяна. - СПб.: Питер, 2003.

37. Clark C. The conditions of economic progress. - L., 1940.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

38. Directive 2004/39/EC of the European Parliament and of the Council of 21 April 2004 on markets in financial instruments amending Council Directives 85/611/EEC and 93/6/EEC and Directive 2000/12/EC of the European Parliament and of the Council and repealing Council Directive 93/22/EEC // Official Journal of the European Union EN. L 145, 30.04.2004.

39. Directive 93/22/EEC of the European Parliament and of the Council of 10 May 1993 on investment services in the securities field // Official Journal of the European Union EN. L 141,

11.06.1993.

40. Singelmann J. From Agriculture to Service: The transformation of Industrial Employment.

- Beverly Hills. 1978.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.