Ю.И. Зорькина, И.В. Калашникова
ДИСКУССИОННЫЕ АСПЕКТЫ СОРСИНГА В СФЕРЕ ЭЛЕКТРОННОЙ КОММЕРЦИИ
Сегодня принципиально новые условия информационно-сетевой экономики вынуждают предприятия реструктурировать свою деятельность на основе информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) и осваивать ранее неизвестные сферы электронной коммерции. Такого рода реструктуризация требует от организаций соответствующих ресурсов и потенциала. Альтернативным вариантом адаптации рыночных субъектов к реалиям сетевой экономики является аутсорсинг.
Закрепившийся в профессиональной русской лексике термин «аутсорсинг» есть результат квазибеспереводной транскрипции английского слова «outsourcing», которое по существу является акронимом, образованным из букв словосочетания «outside resource using» - «использование чужих (внешних) ресурсов». Наряду с терминами аналогичного происхождения - «инсорсинг» («insourcing»), офшоринг («offshoring») и т.п. - термин «аутсорсинг» по обыкновению применяют для характеристики способа обеспечения производственной системы ресурсами. В данном контексте «аутсорсинг» означает использование внешних источников снабжения, в то время как «инсорсинг» - внутренних. Такое упрощение методологически неверно, однако, наряду с расширенными интерпретациями исследуемых понятий (табл. 1), возможно для целей обозначения механизмов реализации экстернализации (аутсорсинг) или интернализации (инсорсинг) деятельности предприятия.
Несмотря на существование различных концепций аутсорсинга, большинство из них полагают рациональной передачу «третьей стороне» тех работ, услуг, бизнес-процессов, функций, которые новы, специфичны относительно основных видов экономической деятельности, кастомизиро-ваны, глобализированы и требуют наличия у персонала особых профессиональных компетенций1. Для большей части традиционных отраслей и сфер деятельности операции, связанные с применением ИКТ, и особенно бизнес-процессы электронной коммерции, являются именно таковыми.
При выборе сорсинг-модели необходимо определять принадлежность передаваемых компетенций (функционала, бизнес-процессов) к разряду ключевых, а также требования территориальной близости источников снабжения. Для простоты здесь будем использовать термины «инсорсинг» и «аутсорсинг» в обозначенной выше плоскости. Под термином «оншо-ринг» («onshoring», «onshore outsourcing») на практике понимают: в широком трактовании - осуществление функций или бизнес-процессов на территории страны компании-резидента, а в узком смысле - привлечение «удаленного персонала» внутри страны. Соответственно «ниршоринг»
(«nearshoring», «nearshore outsourcing») предполагает перенос бизнес-процессов за пределы страны компании-резидента или дистанционное применение персонала из ближнего зарубежья. В таком контексте принятие решения о способе обеспечения предприятия ресурсами можно представить в виде матрицы (рис. 1).
Таблица 1. Подходы к определению категорий сорсинга
Подход Инсорсинг Аутсорсинг
1 2 3
Источник ресурсов Применение внутренних (inhouse) ресурсов организации Привлечение внешних ресурсов (услуг внешних организаций)
Направление процесса Включение (т-) новых, ранее не выполняемых функций, бизнес-процессов, видов деятельности Вынесение вовне (out) ранее самостоятельно выполняемых функций, бизнес-процессов, видов деятельности
Система управления Ограничена пределами данной организации Выходит за пределы данной организации, охватывая систему взаимоотношений с внешними партнерами
Фокус усилий менеджмента На совершенствование внутренних ресурсов, компетенций На установление сотрудничества по совместному использованию ресурсов
Правовая база Одно юридическое лицо Группа юридически независимых, но связанных экономически и договорными отношениями организаций
Инсорсинг Аутсорсинг
Оншоринг Ключевые компетенции. Требует близости к бизнесу Неключевые компетенции. Требует близости к бизнесу
Ниршоринг Ключевые компетенции. Нет близости к бизнесу Неключевые компетенции. Нет близости к бизнесу
Рис. 1. Матрица выбора вариантов осуществления бизнес-процессов электронной коммерции
В части альтернативного выбора между инсорсингом и аутсорсингом предлагаемый в матрице подход основан на теории ключевых компетенций2. Ее приверженцы считают необходимым сосредотачивать усилия на ключевой компетенции организации и отдавать на аутсорсинг едва ли не все остальные бизнес-процессы и функции. Однако однозначное отнесение тех или иных видов деятельности к категории ключевых компетенций представляется крайне затруднительным и в практике менеджмента, и в его теоретических изысканиях.
Анализируя воззрения различных ученых на этот вопрос, приходим к выводу, что ключевые компетенции лежат не в сфере функций или продуктов, а в области знаний. На это указывают Хэмел и Прахалад3, выделяя совокупное знание как основу гармонизации (заметим, именно технологических потоков), организации деятельности и создания ценности. Схожими параметрами описывает ключевые возможности и Д. Леонард-Бартон4, характеризуя эту отличительную совокупность знаний предприятия через содержание (знания, умения и навыки персонала), процессы создания и управления знаниями, ценность и нормы, ассоциируемые с такими процессами и опять же технологию.
Отслеживание новых технологических тенденций и своевременное обновление аппаратной, инженерной и программной базы электронной коммерции требуют значительных материально-технических, трудовых, финансовых и временных затрат. По этим и ряду иных причин растет количество организаций, обращающихся к внешним провайдерам ИКТ-услуг в электронной коммерции, для решения проблем обеспечения ресурсами и вопросов оптимизации своих бизнес-процессов.
Согласно исследованиям телекоммуникационной корпорации СвпШгуЬтк, к 2018 г. ИКТ-структура компаний станет противоположной той, что она представляет собой сегодня (рис. 2). Если в 2013 г. две трети (65%) всех ИКТ-процессов осуществлялись собственными силами предприятий, то в течение последующих пяти лет показатели инсорсинга сократятся более чем вдвое, составив в 2018 г. уже меньше одной трети (31%) от совокупного объема ИКТ-процессов.
Тенденция к увеличению масштабов аутсорсинга в сфере электронной коммерции в России и за рубежом, обусловлена следующими причинами.
1. Нарастание цикличности во многих отраслях национальных экономик значительно снижает эффективность работы вспомогательных структурных подразделений предприятий, что вызывает стремление менеджеров трансформировать расходы по выполнению операций и бизнес-процессов вспомогательного характера из разряда постоянных издержек в переменные.
2. Необходимость электронной коммерции в качестве условия для повышения устойчивости или развития практически всех видов бизне-
100% 90% 80%
70% 60% 50% 40% 30% 20% 10% 0%
65% 54%
4 6%
5%
I I
38% 35%
33% 31%
67% 69%
2013 2014 Е 2015 Р 2016 Р 2017 Р 2018 Р
Источник: СепШгуЬшк
Рис. 2. Изменение доли ИКТ-процессов, переданных на аутсорсинг, в 2013-2014 гг. и его прогноз на 2015-2018 гг.
са в современных условиях информационного общества и сетевой экономики. При этом провайдеры, специализирующиеся на оказании услуг аутсорсинга в области электронного бизнеса, концентрируют деловую активность на предприятии-заказчике, в то время как для последнего электронная коммерция, как правило, является второстепенным, «вынужденным» делом.
3. Более высокая мотивация аутсорсера, в отличие от предприятия-заказчика, к повышению уровня профессиональных компетенций сотрудников в сфере ИКТ, что является потенциалом для оптимизации соотношения «цена-качество» при выполнении работ, оказании услуг, производстве продукции.
4. Стремление менеджеров многих компаний минимизировать риски и сферу ответственности, передав часть бизнес-процессов сторонним организациям.
Таким образом, помимо детерминанты, анализируемой выше (в развитие теории ключевой компетенции), на выбор сорсинг-модели оказывают влияние и факторы другого рода (табл. 2).
Таблица 2. Факторы выбора базовой сорсинг-модели
Фактор Инсорсинг Аутсорсинг
Специфичность собственных ресурсов (бизнес-процессов) Высокая Низкая (ресурсы и процессы стандартны)
Квалификация собственных кадров Высокая Отсутствует либо низкая
Собственная инфраструктура Развитая, избыточная Минимальная, недостаточная
Возможности снижения издержек За счет непосредственного управления ресурсами и активами За счет отдачи от масштаба, доступа к внешним специфичным ресурсам и развития инфраструктуры
Архитектура готового конечного продукта Взаимозависимая Модульная, открытая
Степень интеграции процессов Высокая Низкая
Ответственность и риски Собственные Распределяются между партнерами
Контроль Максимальный В пределах условий договора
Зависимость от внешних поставщиков Минимальная Высокая
Указанные основания применения аутсорсинга достаточно четко осознаются менеджментом организаций, что подтверждается результатами многочисленных опросов. К примеру, по данным компании Ве11оЫе, входящей в авторитетную «Большую четверку» аудиторских и консалтинговых фирм, сами руководители крупнейших компаний с объемами затрат на аутсорсинг свыше 50 млрд $ выделяют 7 основных причин его использования: сокращение издержек (70%); повышение качества услуг (57%); улучшение гибкости (35%); возможность сконцентрироваться на основной деятельности (35%); решение кадровых проблем (22%); переход риска к подрядчику (22%) и недостаток собственного опыта (16%).
Несмотря на существенные различия в подходах к пониманию сути электронной коммерции в России и за рубежом, как ученые, так и практики
в этой области рассматривают ИКТ в качестве отличительного признака электронного бизнеса от его традиционных форм.
На наш взгляд, аутсорсинг именно ИКТ следует рассматривать в качестве пионера в становлении и развитии технологий аутсорсинга вообще, а также важного фактора при обосновании его эффективности. Вот почему все три волны продвижения аутсорсинга связаны с информационно-коммуникационными технологиями. Его так называемая «первая волна» зародилась в 1962 г., когда была основана американская корпорация EDS (Electronic Data Systems), предоставлявшая услуги по обработке данных сторонним заказчикам, не обладавшим необходимыми для этого техническими возможностями. В то же самое время берет свое начало и электронная коммерция как имманентная часть и ключевое проявление информационно-сетевой экономики: в 1960 г. компания IBM разрабатывает для нужд American Airlines системы автоматизации процедуры бронирования авиабилетов SABRE (Semi-AutomatedBusiness Research Environment).
Возникновение «второй волны аутсорсинга» аналитики также связывают с ИКТ-сектором, прибегнувшим к услугам так называемого офшоринг-программирования (от термина «offshoring», который мы определяем как дистанционное применение персонала из дальнего зарубежья или, много реже, территориальное перемещение определенного функционала, связанного с ведением бизнеса, в другие страны). По существу офшоринг явился способом решения, подчеркиваемых нами и сегодня, кадровых проблем ИКТ-сферы, заменившим экспорт квалифицированного ИТ-персонала
высокие
ф Ирландия ф Израиль ^^ Сингапур
Затраты
^ЛВенгрия л
— ^рМалайзия
гпины
^^ Индия
низкие
низкое
Качество услуг
высокое
Источник: McKinsey&Company Рис. 3. Карта рынка офшоринг-программирования
экспортом продукта его труда. Важно, что и в настоящее время расстановка сил на рынке офшорного программирования не претерпела кардинальных изменений (рис. 3), и наша страна, по оценкам ведущего транснационального консалтингового агентства McKinsey&Company, занимает в ней слабую позицию, что также подтверждает гипотезу авторов о кадровом голоде в области ИКТ как ведущей причине аутсорсинга бизнес-процессов электронной коммерции в России.
Низкая стоимость отечественных услуг по разработке программного обеспечения (ПО) обусловливает впечатляющие темпы роста экспорта последнего (рис. 4). Труд программиста в России оплачивается на уровне 5-20 тыс. € в год, в то время как аналогичный труд в Европе оценивается в размере от 55 тыс. € в год. В российских регионах зарплата программиста еще ниже и в среднем составляет половину зарплаты программиста в Индии. В том числе и этой региональной диспропорцией в оплате труда объясняется присутствие в последние годы в публикуемом Global Services рейтинге 100 городов с наилучшими возможностями для аутсорсинга разработки ПО не только очевидных Санкт-Петербурга и Москвы, но и Нижнего Новгорода и Новосибирска.
В условиях сегодняшнего очередного витка рецессии возвращение к докризисным темпам роста экспорта ПО в России на уровне 30-50%, наблюдаемых к тому же при низкой исходной базе, крайне маловероятно. Тем не менее, потенциал для 15-20%-ной положительной динамики анализируемого показателя сохраняется.
Симультанно с офшорным программированием стал зарождаться спрос на аутсорсинг бизнес-процессов (BPO), выражающийся в услугах сопровождения внешними провайдерами поддерживающих бизнес-процессов заказчика на основе современных информационно-коммуникационных технологий.
Толчком к наступлению «третьей волны» послужила «проблема Y2K» (так называемая «проблема 2000»), связанная с использованием в программном обеспечении XX в. двух десятичных знаков для проставления даты. Это вынудило огромное количество компаний, особенно финансового сектора, заключать затратные аутсорсинговые соглашения для предотвращения рисков смены стандартов.
Таким образом, исследование вопросов эволюции аутсорсинга подтверждают нашу гипотезу определяющей роли ИКТ в качестве первопричины зарождения спроса на его услуги.
Согласно результатам опроса Marketvisio Consulting, наиболее частыми причинами обращения к услугам сторонних ИТ-организаций в России являются недостаток собственной ИТ-экспертизы на предприятии (34,2% респондентов) и отсутствие в компании соответствующих кадров (26,7%). Иными словами, основные доминанты при принятии решений о переводе бизнес-функций и процессов электронной коммерции на аутсорсинг рос-
Источник: РУССОФТ
Рис. 4. Динамика экспорта программного обеспечения в России в 2002-2014 гг. и ее прогноз на 2015 г.
сийскими компаниями формируются в плоскости кадровой составляющей и в последнюю очередь (1,8% обследованных) обусловлены стремлением к снижению затрат. Для сравнения: за рубежом 70% компаний, как уже было отмечено ранее, используют аутсорсинг в целях оптимизации издержек.
Нами выделяются три источника проблем кадрового обеспечения. Во-первых, это обусловленный демографическими факторами дефицит трудовых ресурсов в ИТ-отрасли и сферах, связанных с использованием ИКТ, включая электронную коммерцию. Росстат фиксирует устойчивое сокращение выпуска ИТ-специалистов российскими учреждениями высшего образования на 5-6 п.п. ежегодно. Вопрос дефицита ИТ-специалистов уже не первый год поднимается на государственном уровне, а его решение является одним из ключевых направлений «Стратегии развития отрасли информационных технологий в Российской Федерации на 2014-2020 гг. и на перспективу до 2025 г.». Подсчитано, что для удовлетворения кадрового спроса ИТ-отрасли и экономики России в целом к 2020 г. потребуется создать не менее 350 тыс. новых высококвалифицированных рабочих мест. Несложно спрогнозировать, что даже если тенденция снижения выпуска ИТ-специалистов в России не сохранится, то при нынешних объемах их подготовки на уровне 23-24 тыс. чел. в год, к целевому 2020 г. вместо запланированных 350 тыс. мы будем располагать лишь 138-144 тыс. новых профессионалов ИТ-сферы, что покроет лишь 40% прогнозируемых потребностей национальной экономики.
Проблемы того же рода испытывает весь мир. Дефицит специалистов отрасли только в Европе, согласно данным отчета Еврокомиссии от 24 октября 2013 г., составит к 2018 г. порядка 900 тыс. рабочих мест.
Вторая группа источников кадровых проблем лежит в плоскости мотивации к образованию и труду ИТ-специалистов. Исследование «Проблемы развития кадрового потенциала ИТ-отрасли стран Евразийского Союза», проведенное в 2014 г. ВЦИОМ и НИУ ВШЭ при поддержке Минкомсвязи России по заказу компании SAP, выявило, что для 8% абитуриентов выбор ИТ-специальности был случайным и мотивирован внешними факторами (престижем, модой, влиянием родителей и друзей, низким конкурсом на поступление и т.п.). Уже будучи студентами, только 53% из них регулярно посещают занятия. Интерес к получению альтернативного образования у будущих ИТ-специалистов также отсутствует. Лишь 12 % респондентов осведомлены об открытых онлайн-курсах. Менее четверти студентов ИТ-направлений владеют английским языком в достаточной мере, при том, что англоязычная компетентность для этой сферы деятельности совершенно обязательна. Кадровый «голод» в ИТ-отрасли косвенно подтверждается и данными, согласно которым около 85% студентов трудоустраиваются еще до окончания обучения в вузе, а почти каждый второй - еще на младших курсах. Дефицит кадров, практически гарантированное и раннее трудоустройство, с одной стороны, отвлекают от учебы, с другой, - существенно снижают мотивацию к ней.
В-третьих, нельзя не упомянуть о несовершенстве системы образования и качестве подготовки ИТ-кадров в нашей стране. Лишь 13% обследованных ВЦИОМ считают свою подготовку в вузе достаточной для работы в ИТ-отрасли. Почти половина студентов полагает, что большая часть того, чему учат в университетах, «вообще не пригодится в будущей работе». Слабым звеном профессионального образования является неактуальность предлагаемых знаний, их оторванность от практики. Старение профессорско-преподавательского состава, обусловленное низкими заработной платой и престижем профессии преподавателя, усиливает разрыв между передаваемыми знаниями и их актуальностью для практики. Высочайшая скорость обновления ИТ-технологий только усугубляет этот процесс. У обучающихся отсутствуют возможности получения прикладных знаний и прохождения практики в ИТ-компаниях. Сам ИТ-бизнес не только не участвует в подготовке будущих специалистов, но и «забирает» талантливых преподавателей из образовательных учреждений, еще более обостряя указанные проблемы.
Сегодня глобальные масштабы затрат на ИТ-аутсорсинг оцениваются на уровне порядка четверти трлн долл., что составляет 13-14% общемировых затрат на ИКТ. Эти оценки согласуются с последними данными Marketvisio Consulting о распределении российскими предприятиями бюджетов по различным направлениям информатизации. В 2014 г. доля
затрат на аутсорсинг в среднем составляла около 14,5% от общей суммы расходов на ИКТ. Особенно примечателен тот факт, что ровно столько же (14,5%) денежных средств организации тратят на свой собственный ИТ-персонал.
Репутация ИТ-аутсорсинга в электронной коммерции нередко страдает от низкого качества услуг, предоставляемых небольшими предприятиями-поставщиками. Низкое качество является главной причиной того, что российский предприниматель не размещает заказы на поставку комплексных решений (пакетов услуг) по информатизации. Востребованность подобных решений в России, по оценкам компании Softline, составляет всего 12% в общем объеме спроса на услуги ИТ-аутсорсинга. Наиболее же востребованы услуги по экспертной ИТ-поддержке бизнеса (техподдержка, ИТ-сервисы) и услуги аутстаффинга. В совокупности они составляют порядка 84% потребностей бизнеса во внешних источниках ИТ-помощи. Эти данные коррелируют с рассмотренными в статье основаниями выбора отечественными компаниями сорсинг-модели в сфере электронной коммерции, убедительно доказывая справедливость выдвинутой гипотезы об определяющей роли кадрового обеспечения в проблематике развития электронной коммерции в России.
Примечания
1 Рудая И.Л. Аутсорсинг: методология и практика: Монография. Самара: Универс-групп, 2009. 230 с.
Rudaja I.L. Autsorsing: metodologija i praktika: Monografija. Samara: Univers-grupp, 2009. 230 s.
2 Prahalad C. K., Hamel G. The Core Competence of the Corporation // Harvard Business Review, May-June 1990. P. 2-15.
3 Ibidem.
4 Leonard-Barton, D. Core capabilities and core rigidities: A paradox in managing product development // Strategic Management Journal, №13, 1992. P. 111-125.