Научная статья на тему 'Дискуссии о национальном самоопределении в финляндской прессе'

Дискуссии о национальном самоопределении в финляндской прессе Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
69
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САМООПРЕДЕЛЕНИЕ / САМОПОНИМАНИЕ / КАТЕГОРИЗАЦИЯ / МЕДИАИССЛЕДОВАНИЯ / ОБЩЕСТВЕННЫЙ ДИСКУРС

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Протасова Е. Ю.

В статье рассматривается специфика обсуждения признаков национальной идентичности в финляндской прессе сквозь призму статистических данных и наиболее существенных для самоопределения общих черт представителей народа.Целью статьи является представление борьбы за самопонимание через рефлексию над деятельностью и самоописание. Потребность в самоопределении возникает не только у политиков, но и у представителей самых широких слоев населения. Она может быть спровоцирована народной памятью, необходимостью объяснить резонность каких-то собственных высказываний или обычаев иностранцам либо проинтерпретировать реакции гостя и увидеть себя со стороны. В Финляндии рассуждения о том: «какие мы, финны», т. е. автокатегоризация, занимает существенное место в разнообразных изданиях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DISCUSSIONS ABOUT NATIONAL SELF-DEFINITION IN THE FINNISH MEDIA

In this article the typical characteristics of the discussion of the markers of the national identity in the Finnish media is considered through the prism of statistical data and the most significant common features, important for the self-definition of the people. The goal of the article is to depict the struggle for the self-understanding through reflection upon activities and self-description. The need of self-definition appears not only among politicians, but also among representatives of the broader layers of the population. It can be provoked by the folk memory, by the necessity of explaining the sense of certain own utterances or customs to the foreigners or interpreting the reactions of a guest and to see oneself from the outside. In Finland, the reasoning about ‘who are we, the Finns’, i.e. auto-categorization, takes an important place in the various publications.

Текст научной работы на тему «Дискуссии о национальном самоопределении в финляндской прессе»

УДК 316.77

дискуссии о национальном самоопределении в финляндской прессе

В статье рассматривается специфика обсуждения признаков национальной идентичности в финляндской прессе сквозь призму статистических данных и наиболее существенных для самоопределения общих черт представителей народа. Целью статьи является представление борьбы за самопонимание через рефлексию над деятельностью и самоописание. Потребность в самоопределении возникает не только у политиков, но и у представителей самых широких слоев населения. Она может быть спровоцирована народной памятью, необходимостью объяснить резонность каких-то собственных высказываний или обычаев иностранцам либо проинтерпретировать реакции гостя и увидеть себя со стороны. В Финляндии рассуждения о том: «какие мы, финны», т. е. автокатегоризация, занимает существенное место в разнообразных изданиях.

Ключевые слова: самоопределение, самопонимание, категоризация, медиаисследования, общественный дискурс.

Е. Ю. Протасова E. Y. Protasova

discussions about NATIoNAL sELF-DEFINITIoN in the Finnish media

In this article the typical characteristics of the discussion of the markers of the national identity in the Finnish media is considered through the prism of statistical data and the most significant common features, important for the self-definition of the people. The goal of the article is to depict the struggle for the self-understanding through reflection upon activities and self-description. The need of self-definition appears not only among politicians, but also among representatives of the broader layers of the population. It can be provoked by the folk memory, by the necessity of explaining the sense of certain own utterances or customs to the foreigners or interpreting the reactions of a guest and to see oneself from the outside. In Finland, the reasoning about 'who are we, the Finns', i.e. auto-categorization, takes an important place in the various publications.

Key words: self-definition, self-understanding, categorization, media studies, social discourse.

Самопонимание, происходящее в аспекте выявления особенностей национальной культуры, затрагивает представления группы людей или конкретного человека о принадлежности к определенной группе. Оно протекает, по Х. Саксу [1], как процесс выявления параметров этой группы, по которым она противопоставлена каким-то другим сообществам. Собственно говоря, это ментальная конфигурация, основанная на совокупности тождеств и расхождений в свойствах, характеристиках, являющаяся важной частью внутреннего мира данной группы. Составляющие культурной идентичности не поддаются прямому анализу, но лежат в основе разнообразных видов человеческой деятельности и могут быть, в частности, выявлены в текстах. Осознаваемые категории не являются застывшими, раз и навсегда данными, но подвергаются многократной переоценке на протяжении как жизни отдельного человека, так и развития всего общества. Целью настоящей статьи является обзор некоторых недавних публикаций на данную тему.

Независимость страны - главная ценность для граждан, она идет сразу за ценностью семьи, ставится выше, чем мир во всем мире, свобода личности и друзья, причем патриотизм расцвел в рядах молодежи - среди тех, кому меньше 30 лет. 60 % финнов относит себя к лютеранам или христианам, всего верующих 67 %. На основании различных опросов и статистических данных И. Малмберг [2] описывает тех, кто представляет собой в Финляндии большинство, а кто - меньшинство.

- Иногда карту страны делят на две части горизонтальной чертой, чтобы показать, как делится пополам население. В 1999 г. линия равновесия проходила через

Рауму и Иматру, но с тех пор каждый год сдвигалась на юг на один километр и теперь проходит через Лахти. Можно считать и по-другому: около половины населения живет не дальше, чем в 60 км от моря. 44 % живут в многоэтажных домах, 14 % - в сблокированных домах. У 54 % теперь своя сауна в квартире (для сравнения: в 1970 г. впервые можно было сказать, что у 52 % финнов в домах имеется горячая вода). Больше половины финнов еще помнят то время, так как они успели пожить в 1970-е. Самая старая женщина - СелмаТуоминен из Турку (ей было на тот момент 109 лет), большинство жителей - женщины. Самая большая группа по годам - родившиеся в 1948 г. Средний финн родился 10 июня 1970 г.

- В среднем финн ходит на работу 30 лет, а 50 лет занимается другими вещами; работающий содержит не только себя, но еще 1,31 неработающего (безработных, детей, пенсионеров / учащихся, домохозяек). Средняя зарплата 2776 евро. Самая часто встречающаяся профессия - продавец, далее, по порядку убывания: офисный работник, строитель, медицинский работник, коммерсант, механик, водитель грузовика и спецтранспорта. 90 % работающих заняты в сфере обслуживания, только 10 % что-то создают.

- Хотя самая большая партия - Коалиционная (к ней принадлежит действующий президент), но 86 % за нее не голосовало, а самая большая группа - те, кто вообще не голосовал на выборах. В 1990-е г. большинство называло себя Suuriyleiso (большая публика), bulkki (оптовый повседневный или некачественный товар), massa (масса), monokansa (единый народ), lottokansa (выигравший в лотерею народ), tuulipukivaki (люди в спортивных

костюмах), perusjengi (основной тип), rahvas (быдло), mattimeikalaiset («Иваны Ивановы»), tavallisetihmiset (обычные люди), hiljainenenemmist6 (молчащее большинство), tavallisetpulliaiset (люди с улицы), а теперь еще появилось сленговое слово tavis (обычный).

- Сейчас многие пьют вино, в том числе и мужчины, а двадцать лет назад пили пиво, молоко и простоквашу. 97-98 % ест мясо, хотя среди высокообразованных «зелёных» женщин вегетарианок большинство. Говорить о приготовлении и потреблении еды стало модным. Финны по-прежнему пьют кофе (думают, что больше всех в мире, но статистика этого не подтверждает. - Е. П.), и в современных кафе несколько лет назад появился выбор разных кофейных напитков, но предпочитают слабо обжаренный светлый. 75 % финнов (по сравнению с 82 % в 1990 г.) живут в семьях.

- С точки зрения журналиста, типичный город - Сей-няйоки (59 тысяч жителей), где всё удобно, чисто, есть произведения национального архитектора Алвара Аалто, те же магазины, что в других городах, и даже построена пятая в Финляндии «Икеа» (первая после долгих дебатов появилась в 1996 г. в Эспоо). Так же, как и везде, собираются поговорить в центре города между собой пенсионеры и проводят время вместе с 9 до 13; потом идут смотреть отечественные фильмы по телевизору. Автозаправки, автобусные и железнодорожные станции превратились в места, где едят пожилые люди. В домах разогревают готовую пиццу. В кино большинство финнов ходит только раз в год, а фильмы смотрит дома, зато в библиотеку заходит 1200-1900 посетителей в день, представители всех слоев населения. На концерты ходят в течение всего года, а в театр и на выставки мало. Вставали в 1992 г. обычно в 6.45. (половина), а в 7.10 уже 2/3 были на ногах.

- Большие изменения произошли в отношении к гомосексуалистам: если в 1986 г. против них выступало 56 % финнов, то в 1992 г. - 35 %, а в 2009 всего 14 %. Согласно исследованию М. Яаккола, в 2007 г. около половины финнов были знакомы по крайней мере с тремя иммигрантами; если в 1993 г. только 14 % хотело, чтобы было больше иммигрантов, то в 2007 г. таких 38 %; против того, чтобы представители определенных рас жили в современном обществе, выступало в 1998 г. - 42 %, в 2003 - 45 %, в 2011 - 29 %.

- Среди популярных увлечений - дизайн своего жилища, где человек проводит все больше времени. Значительно улучшилось владение английским языком. По-прежнему важно проводить время на природе: 55 % хотят бывать на даче, 57 % - собирать грибы или ягоды, 89 % мечтают о тишине во время отдыха.

Велико значение леса в жизни финнов: будучи предметом то стыда, то гордости, лес показывает, как люди привыкли жить среди деревьев, в стороне от больших событий. Однако многие считают, что поле было важнее, что вначале финны жили сообща, договариваясь между собой. Отрицательные стереотипы кажутся странными, потому что на них настаивают, хотя они не соответствуют действительности [3]. Ученые исследования также подтверждают, что снег, лес и тишина - главные объекты исследований по семиотике [4].

Как мы видим, финны любят статистику и в целом доверяют ей. Им интересно видеть свою страну и ее народ в зеркале цифр, поместить себя на шкале данных и понять, насколько они соответствуют средним показателям. Они и сами с удовольствием участвуют в опросах и с интересом обращают внимание на сведения, даваемые другими респондентами.

Опрос газеты «Хельсингин Саномат» [5] выяснил моральные установки финнов, что с их точки зрения хорошо, а что плохо, причем задавали вопросы не только о действительно серьезных вещах, но спрашивали и мелкие подробности. Был опрошен 1051 человек в возрасте от 15 до 74 лет. Самыми страшными грехами оказались: сказаться больным и не выйти на работу, если на самом деле не болен (так считает 85 % опрошенных). Не выйти на работу на день или на два из-за похмелья - 83 %. Предложение полицейским кофе, чтобы избежать штрафа, осуждает 76 %, употребление марихуаны и гашиша - 75 %. Снизить налог благодаря поездке, которой на самом деле не было, невозможно для 71 %, завести внебрачную связь неприемлемо для 70 %.

В отношении семейных проблем: 67 % осуждают чтение тайком эсэмэсок у супруга, 49 % - покупку секса, 36 % - физическое наказание ребенка, 27 % - однополые браки, 26 % - пользование услугами дошкольного учреждения, если оба родителя не работают, 6 % - развод, 5 % - внебрачных детей.

В отношении работы: 63 % осуждают преуменьшение прибыли ради снижения налогов, 54 % - работу «по-черному», 52 % - использование канцелярских товаров, принесенных с работы, для личных целей, 45 % - неофициальную оплату труда уборщицы или ремонтного рабочего, 37 % - донесение на соседа, замеченного в применении рабочей силы «по-черному», 12 % - сообщение начальству о том, что сослуживец злоупотребил алкоголем.

При сравнении с тем, что хотя бы однажды нарушал сам респондент, с тем, что он осуждает, выяснилось, что все живут, в общем-то, по тем законам и правилам, которые сами себе устанавливают или даже еще честнее. Так, 29 % не осуждает безбилетный проезд, но только 25 % ездили без билета (66 % осуждают), 25 % допускают измену супруга, но только 22 % изменяли, 15 % не против прогула из-за похмелья, но только 6 % так поступали. Кроме того, 70 % против словесных оскорблений неприятных людей, 68 % - против нарушений права на строительство, 66 % - против животноводческих ферм с целью получения дешевой еды, 24 % - против употребления алкоголя с целью напиться, 14 % - против обязательной военной или альтернативной службы. Не одобряют месть (насилие в ответ на насилие) - 64 %, смертную казнь - 46 %, убийство террористов - 31 %, эвтаназию - 11 %, аборты - 9 %. Эти ценности и предпочтения можно считать, с одной стороны, устоявшимися, но с другой - постоянно переосмысляемыми и обновляющимися в связи с развитием науки и технического прогресса.

В 2013 г. больше тысячи финнов участвовали в телефонном опросе фирмы Гэллап. В порядке убывания степени единства мнений по разным вопросам передаем то,

что выяснилось. 74 % поддерживают эвтаназию (18 % против); 57 % - брак, не основанный на разнице полов (34 % против); 54 % считают, что постоянно проживающие в стране должны быть обеспечены минимальным уровнем дохода (34 % против); 53 % думают, что шведский язык можно учить по выбору (43 % против) (это второй государственный язык, обязательный для изучения в школе, чем многие недовольны. - ЕП); 47 % предлагают повысить выплаты матери во время беременности и отпуска по уходу за ребенком (35 % против); 45 % поддерживают идею о том, что если кто-то выходит с законодательной инициативой в парламент и требует референдума, его нужно устроить (44 % против). По поводу референдума о членстве в Евросоюзе половина населения 50 % высказалось отрицательно (44 % за), против отказа от перевода часов на летнее время 51 % (43 % за), против сокращения численности хищников 54 % (36 % за), против бесплатного транспорта в столичном регионе 71 % (22 % за), против мер за разрешение марихуаны 84 % (11 % за) [6].

В Финляндии ежедневно умирает около 140 человек, в год - около 50 000; наиболее типичные причины смерти у финнов - болезни, связанные с кровеносной системой (сердечные болезни, инфаркты, инсульты и др.), опухоли, заболевания нервной системы, несчастные случаи и насилие, психические заболевания и нарушения поведения, болезни дыхательной системы [7]. Врачами становятся самые интеллектуально развитые люди, им доверяет большинство населения, на исследования в области медицины и фармакологии тратятся значительные средства.

По статистике, 89 % финнов гордятся «финскостью», 8 % - не могут ответить и только 3 % не гордятся этим. Предметом гордости являются отпуск отца по уходу за ребенком, детские консультации и центры здоровья, обеспеченная старость, пособия студентам - все это достижения социального страхования, начавшего функционировать в 1880-е гг. Существовало, однако, опасение, что на эти расходы будет тратиться слишком много, а народ разленится и потеряет способность к соревновательности. Детские консультации появились в 1920-е гг., а пакеты с вещами для новорожденных - в 1930-е гг. Пенсию стали выплачивать в 1939 г., на нее тогда выходили в 60 лет (сейчас - в период от 63 до 68 лет). Пособие по уходу за ребенком начали платить в 1939 г. (его назначают вплоть до того, как ребенку исполняется 17 лет). С 1948 г. в школах кормят бесплатными горячими обедами. Страхование на случай болезни появилось в 1964 г., а после него - пособие по безработице, оплаченный материнский отпуск, поддержка в случае использования медицинской помощи, пособие на жилье и обучение, и сегодня таких услуг около 40. Центры здоровья (социальные поликлиники) существуют с 1970-х гг. Просветительский проект по организации правильного питания в целях профилактики сердечно-сосудистых заболеваний спас жизни четырем миллионам финнов [8]. Таким образом, гордость финны испытывают за вполне конкретные вещи, часто относящиеся к социальной сфере.

В 2010 г. Финляндия была на первом месте в списке «Лучшие страны мира» (согласно журналу "Newsweek"), в 2012 г. стала «самой стабильной страной мира» (американский "Fundfor Peace"). «Если ты на вершине, то отсюда

одна дорога - вниз, и что о нас подумают тогда за рубежом?», пишет фельетонист журнала «Суомен Кувалехти» Ю. Уккола [9]. Все знают, что родиться в Финляндии - это как выиграть в лотерею, но от успехов появляется стресс, который не подходит к финскому естеству: финны нетребовательны, а из них делают выставочного пуделя. Зависть, попрошайки и налоги - вот что следует за выигрышем. Если мы не хотим оплачивать чужие долги, то нас обвиняют в гордыне, зазнайстве, безответственности, расшатывании лодки, эгоизме. В другом фельетоне [10] он обращает внимание на то, что новым брендом Финляндии может быть климат, так как осенняя и зимняя погода особенно притягательна для международных предпринимателей, т. е. такие явления, как обледенение, гололедица, снег с дождем, заморозки, пороша, вьюга, метель и т. п., когда финны стараются сидеть в помещении и придумывают разные игры для мобильных приложений и подобные штучки. Ухудшение школьной успеваемости приведет к удешевлению рабочей силы. Преимуществом можно также считать молчаливость и относительную тишину. Можно сказать, что автор отчасти оказался прав, так как некоторые фирмы, например Гугл, переносят в страну свои офисы из-за того, что здесь высококвалифицированный, технически подготовленный персонал, а на охлаждение помещений не надо тратить столько средств, как в других странах.

Под редакцией и по инициативе депутата парламента, доцента И. Тайпале [11], на нескольких языках вышла книга «100 социальных инноваций Финляндии». На самом деле финских, с точки зрения финнов, особенностей 106, и не все они, как бесплатные школьные обеды и помощь одиноким асоциальным мужчинам, относятся к социальной сфере. В книге говорится об устройстве общества, жизни семьи, технике, жизни регионов, даже об уборной, анекдотах о сумасшедших, муке из сосновой коры, игре «Звезда Африки», нашатырной водке и лакрице. Финны убеждены, что многому могут научить человечество, например, тому, как сохранить воду чистой (ее можно пить из-под крана по всей стране), организовать общество равноправия и как производить экологически безопасные продукты. 80 % финнов считают прекрасной воду из-под крана [8].

В 2010 г. был опубликован рапорт рабочей группы создателей бренда «Финляндия» "Tehtava Suomelle" («Задание для Финляндии») по улучшению условий жизни в стране и демонстрации ее преимуществ международному сообществу. В нем говорится о том, что Финляндия уже и сейчас лучшая для жизни страна в мире, а к 2030 г. будет решать все проблемы, возникающие в других странах. Мир, согласно рапорту, находится в таком положении, когда надо сократить бедность и не принимать решения, которые годятся только разово. Финляндия предлагает миру решения для устойчивого развития, функциональность общества, доступность продуктов и услуг, так чтобы в мире было лучше существовать [12]. На сайте Team Finland рассказывается о дальнейших усилиях рабочей группы [13]. В статье «Бренд "Финляндия" продается по обе стороны от Урала» утверждается, что финское качество само по себе пользуется успехом; финны экспортируют и инвестируют в спортивные, энергетические, строительные технологии [14].

Многие финны выросли в среде, где дизайн играет решающую роль в повседневности. То, что в 2012 г. Хельсинки являлся мировой столицей дизайна, наполняло сердца финнов чувством естественной гордости за свой вклад в мировые достижения в этой области. Тут соединяется несколько идей: городская и природная среда должны быть хорошего качества, все коммуникации должны хорошо работать, все должно быть продумано внешне и по сути на благо человеку, устойчивое развитие предполагает экологически правильное оформление здорового образа жизни. Известные отечественные марки окружают финна с детства, пока он еще сам не привык опознавать их, и влияют на формирование вкуса. Все это предполагает ответственность каждого за принимаемые решения и постоянный рост [15].

Осенью 2013 г. важными событиями стали продажа фирмы Nokia концерну Microsoft и ухудшение результатов финляндских пятнадцатилетних школьников в международном тесте PISA. В первом случае некоторые говорили о потере части успевшей сложиться национальной идентичности, основанной на успехе мобильных телефонов, а значит, и технологий, а во втором - о причинах изменения высокого уровня обучения. В качестве причин ухудшения результатов школьной успеваемости называли проблемы нарушения дисциплины (нет возможности спокойно работать, никто не принимает меры), дети не принимают установки школьного обучения, плохо относятся к школе; родители не умеют воспитывать детей; свободное время важнее школы; из-за смартфонов и цифровой техники дети не способны на длительные усилия. Менее значимы такие причины, как слишком большие классы, малая поддержка со стороны родителей, недостаточное количество учебных часов и т. д. Кроме того, говорилось об истории финляндской системы образования, о целях и ценностях, о поддержке семьей устремлений новых поколений к лучшей жизни и о потере соответствующих ориентиров сегодня. Стали слышнее голоса тех, кто обращает внимание на несправедливое распределение зарплат, неспособность к правильному руководству, плохое состояние ухода за престарелыми и иногда - на плохое качество медицинского обслуживания. То же, чем восхищаются, также становится предметом критики, без которой невозможен прогресс и улучшение качества.

Высказывается опасение, что финляндское общество, долгое время уверенно шедшее вперед и гордившееся своими достижениями, приближается к стагнации: безразличие к проблемам другого человека, проблемы, накапливающиеся вследствие расслоения общества, рост иммигрантов, старение населения вызывают так называемый эффект байстэндера, который видит несчастье, но не хочет вмешиваться. Из отдельных случаев вырастает общее неодобрение: бабушку кондуктор вывел из поезда, так как она неправильно купила билет по мобильному телефону, водитель автобуса оставил аутичного ребенка мерзнуть на остановке и т. п. [16]. Развенчивается миф о честности: ежегодно из магазинов и киосков воруется товаров на миллионы евро, а чтобы задержать нарушителей порядка, нужно быть сильным и хорошо бегать, но и это не всегда помогает [17].

Постоянная тема для тревоги и волнений - погода, а также связанная с ней жизнь растительного и животного мира. Любимые темы новостей - о кроликах, лисах и совах в Хельсинки, о медведях и лосях, о рыбе и рыбаках, о сайменской нерпе. Й. Похъола [18] рассказывает, что люди настолько доверяют прогнозам погоды, что если обещанного солнца нет, то чувствуют себя обманутыми, но ровно такая же реакция, если нет предсказанной грозы. Телевизионные и газетные прогнозы находят самых массовых слушателей и читателей. У человека, вернувшегося из отпуска, спрашивают, какая была погода, в то время как, например, японцы узнают, что вы ели. Автор предполагает, что корни такого отношения - в крестьянском обществе, откуда происходит большинство современных финнов. Многие увлекаются фотографированием погодных явлений. Но самое главное - то, что северное лето очень короткое, и им не успеваешь насладиться. Люди радуются, если у них погода получше, чем в другом регионе.

Традиционные ценности сочетаются с современными, а выработке национальной самоидентичности не мешает сопоставление своих особенностей с теми признаками, которые характеризуют жизнь людей в других странах, наоборот, авторы сознательно подчеркивают то, что выделяет финнов из прочих народов в хорошем или плохом смысле. Истина конкретна, предметом для гордости не может быть что-то раз и навсегда данное, уважение к себе должно возобновляться, успех преходящ. Необходимость интернационализации (потребность ездить в другие страны, шире продвигать свои бренды и больше приглашать к себе иностранцев), выдвинутая в качестве доктрины, все чаще требует от финнов объяснения своих решений международному сообществу, и тут не всегда удается быть убедительными настолько, чтобы все согласились с тем, что считается правильным в Финляндии. Разделяемые всем народом ценности честности, добросовестного отношения к работе, уважения к образованию, бережного и сознательного отношения к природе ставятся под удар в процессе глобализации, но некоторые готовы бороться за них до конца. Познание собственной культурной идентичности происходит на основе различных критериев категоризации (эстетических, этических, лингвистических и т. п.), выстраивающихся в определенную иерархию и подпитывающихся все новыми материалами, а также в результате участия в разнообразных международных конкурсах и рейтингах.

1. Sacks H. Lectures on conversation. Ed. G. Jefferson. Oxford: Blackwell, 1992.

2. Malmberg I. Enemistö // HS Kuukausiliite. 2013. № 1. S. 22-31.

3. Malmberg I. Mekö metsäläisiä? // HS Kuukausiliite. 2013. № 6. S. 54-59.

4. Taraste E. (Ed.) Snow, Forest, Silence. The Finnish Tradition of Semiotics. Bloomington: Indiana University Press, 1999. 402 p.

5. Berner A.-S. Kunnon kansa? // Helsingin Sanomat. 5.11.2011. S. D1-3.

6. Kansa antaa tuen eutanasialle // Helsingin Sanomat. 7.2.2013. S. A6-A8.

7. Huuskonen M. Suomalainen kuolema // Heisingin Sanomat. 6.11.2011. S. A6.

8. Västilä T. Rinta rottingilla // Yhteishyvä. 2014. № 2. S. 24-30.

9. Ukkola J. Menestysstressi // Suomen Kuvalehti. 2013. № 49. S. 74

10. Ukkola J. Räntäbrändi // Suomen Kuvalehti. 2012. № 35. S. 74.

11. Тайпале И. (ред.) 100 социальных инноваций Финляндии. Хельсинки: Hakapaino, 2012.

12. TS 2010. Tehtävä Suomelle. Miten Suomi osoittaa vahvuutensa ratkaisemalla maailman viheliäisimpiä ongelmia // Maabrändivaltuuskunnan loppuraportti. URL: http://www. srv-l127.esp.mediateam.fi/documents/TS_koko_raportti_FIN.pdf

УДК 304.444

неолиберальная идеология в системе концептуального управления

В статье рассматриваются идеологические аспекты неолиберальной идеологии в формировании культурного пространства современной России и технологии, с помощью которых разрушаются ценностные основы российской культуры и экономики. Специфика западной идеологии заключается в том, что внешне не существует монолитного ценностного каркаса, но каждая из идей, дополняя друг друга, создает логично выверенную картину мира, с помощью которой можно решить все вопросы бытия. Концепции неолиберализма, глобализации, постиндустриального общества, «золотого миллиарда», постмодерна, мультикультурализма, потребительского общества, экологическая концепция, секуляризма, феминизма, однополых отношений внутренне связаны друг с другом. Основная проблема, решением которой озадачены российские ученые, как уйти от американской колониальной зависимости и неолиберальной доктрины, которые предопределяют деградацию и распад страны.

Ключевые слова: концептуальное управление, неолиберальная идеология, российская культура.

13. Team Finland. URL: http://www.team.finland.fi

14. Lipponen K. Suomi-brändi myy Uralin molemmin puolin // Kauppapolitiikka. 2012. № 1. S. 16-18.

15. Timonen P. Noin 250 sanaa muotoilusta // Näin muotoilu muuttaa maailmaa. Helsinki: World Design Capital. 2012. S. 5.

16. Nykänen A.-S., Snellman R.L. Rappion merkit // Helsingin Sanomat. 4.3.2012. S. D4-5.

17. Vehkaoja M. Suomi juoksee // Seura. 2014. № 3. S. 18-23.

18. Pohjola J. Suomi, sääfanatismin maa // Helsingin Sanomat. 15.7.2012. S. C5.

© Протасова Е. Ю., 2014

В. В. Cme6mK B. B. Steblyak

NEo-LiBERAL iDEoLoGY iN THE sYsTEM

of conceptual management

The article examines the ideological aspects of neo-liberal ideology in the formation of modern Russian cultural space and technology, by which the valuable bases of the Russian culture and economy are destroyed. The specificity of Western ideology is that superficially there is no monolithic valuable framework, but all the ideas, supplementing each other, create a logically considered picture of the world, with the help of which one can solve all the problems of life. Concepts of neoliberalism, globalization, post-industrial society, "golden billion", postmodern, multiculturalism, consumerism, secularism, feminism, same-sex relationships, and ecological concept are internally related. How to get away from American colonial dependence and neo-liberal doctrine, that determine the degradation and disintegration of the country, is the main problem, which solution puzzles the Russian scientists.

Key words: conceptual management, neo-liberal ideology, Russian culture.

Современную российскую картину мира невозможно представить без комплекса концепций, структурирующих окружающий мир. Концептуальная зависимость российской элиты от западных идей есть плод гигантской работы, проведенной западными интеллектуалами. Идеи-концепции должны проникать в сознание и подсознание людей и у различных социальных слоев создавать картину мира. Сложные идеи предназначены для потребления интеллектуалов и изначально опираются на системные представления о миропонимании. Другие носят откровенно пропагандистский характер и предназначены для массового использования. Возникновение определенных концепций не может носить спонтанный характер, так как мировое распространение определенных мыслей про-

ходит посредством массовой информации, которую контролирует западная элита. Информация слишком ценный ресурс, чтобы он мог использоваться бесконтрольно. Поэтому управления мировыми трендами посредством концепций - это заданный коридор возможностей, выход за который могут позволить себе лишь те страны или группы, которые сами пытаются с помощью концептуального управления определять свое развитие. Россию большую часть ее исторического времени ведут западные интеллектуальные круги, определяя тот коридор возможностей, на которые может рассчитывать наша страна.

Эффективность концептуального управления определяется системным подходом к динамическим процессам и условиям их протекания [1]. Поэтому тренды, определя-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.