Научная статья на тему 'Неолиберальная идеология в системе концептуального управления'

Неолиберальная идеология в системе концептуального управления Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
265
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНЦЕПТУАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ / НЕОЛИБЕРАЛЬНАЯ ИДЕОЛОГИЯ / РОССИЙСКАЯ КУЛЬТУРА

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Стебляк В. В.

В статье рассматриваются идеологические аспекты неолиберальной идеологии в формировании культурного пространства современной России и технологии, с помощью которых разрушаются ценностные основы российской культуры и экономики. Специфика западной идеологии заключается в том, что внешне не существует монолитного ценностного каркаса, но каждая из идей, дополняя друг друга, создает логично выверенную картину мира, с помощью которой можно решить все вопросы бытия. Концепции неолиберализма, глобализации, постиндустриального общества, «золотого миллиарда», постмодерна, мультикультурализма, потребительского общества, экологическая концепция, секуляризма, феминизма, однополых отношений внутренне связаны друг с другом. Основная проблема, решением которой озадачены российские ученые, как уйти от американской колониальной зависимости и неолиберальной доктрины, которые предопределяют деградацию и распад страны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

NEO-LIBERAL IDEOLOGY IN THE SYSTEM OF CONCEPTUAL MANAGEMENT

The article examines the ideological aspects of neo-liberal ideology in the formation of modern Russian cultural space and technology, by which the valuable bases of the Russian culture and economy are destroyed. The specificity of Western ideology is that superficially there is no monolithic valuable framework, but all the ideas, supplementing each other, create a logically considered picture of the world, with the help of which one can solve all the problems of life. Concepts of neoliberalism, globalization, post-industrial society, “golden billion”, postmodern, multiculturalism, consumerism, secularism, feminism, same-sex relationships, and ecological concept are internally related. How to get away from American colonial dependence and neo-liberal doctrine, that determine the degradation and disintegration of the country, is the main problem, which solution puzzles the Russian scientists.

Текст научной работы на тему «Неолиберальная идеология в системе концептуального управления»

СОЦИОЛОГИЯ

7. Huuskonen M. Suomalainen kuolema // Heisingin Sanomat. 6.11.2011. S. A6.

8. Västilä T. Rinta rottingilla // Yhteishyvä. 2014. № 2. S. 24-30.

9. Ukkola J. Menestysstressi // Suomen Kuvalehti. 2013. № 49. S. 74

10. Ukkola J. Räntäbrändi // Suomen Kuvalehti. 2012. № 35. S. 74.

11. Тайпале И. (ред.) 100 социальных инноваций Финляндии. Хельсинки: Hakapaino, 2012.

12. TS 2010. Tehtävä Suomelle. Miten Suomi osoittaa vahvuutensa ratkaisemalla maailman viheliäisimpiä ongelmia // Maabrändivaltuuskunnan loppuraportti. URL: http://www. srv-l127.esp.mediateam.fi/documents/TS_koko_raportti_FIN.pdf

УДК 304.444

неолиберальная идеология в системе концептуального управления

В статье рассматриваются идеологические аспекты неолиберальной идеологии в формировании культурного пространства современной России и технологии, с помощью которых разрушаются ценностные основы российской культуры и экономики. Специфика западной идеологии заключается в том, что внешне не существует монолитного ценностного каркаса, но каждая из идей, дополняя друг друга, создает логично выверенную картину мира, с помощью которой можно решить все вопросы бытия. Концепции неолиберализма, глобализации, постиндустриального общества, «золотого миллиарда», постмодерна, мультикультурализма, потребительского общества, экологическая концепция, секуляризма, феминизма, однополых отношений внутренне связаны друг с другом. Основная проблема, решением которой озадачены российские ученые, как уйти от американской колониальной зависимости и неолиберальной доктрины, которые предопределяют деградацию и распад страны.

Ключевые слова: концептуальное управление, неолиберальная идеология, российская культура.

13. Team Finland. URL: http://www.team.finland.fi

14. Lipponen K. Suomi-brändi myy Uralin molemmin puolin // Kauppapolitiikka. 2012. № 1. S. 16-18.

15. Timonen P. Noin 250 sanaa muotoilusta // Näin muotoilu muuttaa maailmaa. Helsinki: World Design Capital. 2012. S. 5.

16. Nykänen A.-S., Snellman R.L. Rappion merkit // Helsingin Sanomat. 4.3.2012. S. D4-5.

17. Vehkaoja M. Suomi juoksee // Seura. 2014. № 3. S. 18-23.

18. Pohjola J. Suomi, sääfanatismin maa // Helsingin Sanomat. 15.7.2012. S. C5.

© Протасова Е. Ю., 2014

B. B. Cme6mK B. B. Steblyak

NEo-LiBERAL iDEoLoGY iN THE sYsTEM

of conceptual management

The article examines the ideological aspects of neo-liberal ideology in the formation of modern Russian cultural space and technology, by which the valuable bases of the Russian culture and economy are destroyed. The specificity of Western ideology is that superficially there is no monolithic valuable framework, but all the ideas, supplementing each other, create a logically considered picture of the world, with the help of which one can solve all the problems of life. Concepts of neoliberalism, globalization, post-industrial society, "golden billion", postmodern, multiculturalism, consumerism, secularism, feminism, same-sex relationships, and ecological concept are internally related. How to get away from American colonial dependence and neo-liberal doctrine, that determine the degradation and disintegration of the country, is the main problem, which solution puzzles the Russian scientists.

Key words: conceptual management, neo-liberal ideology, Russian culture.

Современную российскую картину мира невозможно представить без комплекса концепций, структурирующих окружающий мир. Концептуальная зависимость российской элиты от западных идей есть плод гигантской работы, проведенной западными интеллектуалами. Идеи-концепции должны проникать в сознание и подсознание людей и у различных социальных слоев создавать картину мира. Сложные идеи предназначены для потребления интеллектуалов и изначально опираются на системные представления о миропонимании. Другие носят откровенно пропагандистский характер и предназначены для массового использования. Возникновение определенных концепций не может носить спонтанный характер, так как мировое распространение определенных мыслей про-

ходит посредством массовой информации, которую контролирует западная элита. Информация слишком ценный ресурс, чтобы он мог использоваться бесконтрольно. Поэтому управления мировыми трендами посредством концепций - это заданный коридор возможностей, выход за который могут позволить себе лишь те страны или группы, которые сами пытаются с помощью концептуального управления определять свое развитие. Россию большую часть ее исторического времени ведут западные интеллектуальные круги, определяя тот коридор возможностей, на которые может рассчитывать наша страна.

Эффективность концептуального управления определяется системным подходом к динамическим процессам и условиям их протекания [1]. Поэтому тренды, определя-

ющие собственные интересы, должны воплощаться в контексте проблемных условий, возникающих здесь и сейчас. Логика исторического процесса может лишь с внешней обывательской стороны восприниматься как некий объективный процесс, но наличие интересов мощных интеллектуальных групп создает условия, при которых в точке бифуркации запускается процесс им необходимый. Влияние той или иной группы помимо интеллектуального потенциала определяется наличием ресурсов, определяющих судьбу развития. В неустойчивой системе фактор случайности определяется наличием ресурса, который использовался в нужном времени и месте. Наличие такой флуктуации в сконструированной ситуации приводит к качественным изменениям, но обывателю преподносится как случайность. Когда процесс идет в нужном направлении, определяется коридор возможностей, внутри которого могут происходить различные события, но они не изменяют заданную ситуацию. Описание модели концептуального управления только в поверхностном рассмотрении напоминает синергетическую систему, которая естественным образом подвергается изменениям, проходя стадии развития. В концептуальном управлении, как известно, саморазвивающаяся система, будь это мировые процессы или культура и экономика отдельной страны, используется как естественная среда, в которой продумыва-ются точки кризиса, когда процесс направляется в нужное русло. Таким образом, система или процесс управляется не постоянным прямым воздействием, а только в необходимых для руководства зонах. Поэтому в отличие от административного управления, которое претендует на тотальное планирование и контроль, неструктурное или концептуальное управление задает достаточно свободный коридор возможностей с тем, чтобы у противника возникало сначала ощущение свободы, а затем после кризиса, чувство вины за собственные ошибки.

Концептуальное управление ставит своей целью получение ресурсов другой стороны с помощью создания ситуации, способствующей декапитализации противника. Создать ситуацию, при которой другая сторона отдаст свой ресурс, несомненно, требует выстраивания целого комплекса обстоятельств и процессов, способствующих этому. История мировых войн доказала, что вооруженный конфликт не является оптимальным способом приобретения национального капитала другой страны. «Мягкая власть» стремится создать ситуацию, при которой окружающий мир объяснялся бы с помощью множества образов, символов, концепций, сознательно вбрасываемых в общество. Точка сборки, при которой достигается определенная интерпретация реальности, включает в себя множество молекулярных идей и идеологий, работающих на сконструированную картину мира [2, с. 198]. «Молекулярные» идеологии, представленные на Западе за последние сорок лет, не представляют разрозненного конгломерата, но создают иерархически выстроенный мир неолиберальной идеологии. Поэтому внешне не существует монолитного идеологического каркаса, но каждая из идей, дополняя друг друга, создает логично выверенную картину мира, с помощью которой можно решить все вопросы общественной жизни. Концепции неолиберализма,

глобализации, постиндустриального общества, «золотого миллиарда», постмодерна, мультикультурализма, потребительского общества, экологическая концепция, секуля-ризм, феминизм внутренне связаны друг с другом.

Глобализация воспринимается как революционный проект, призванный сплотить человечество, унифицировав не только социальные, технологические, экономические, но и культурные особенности. Причем этот процесс интерпретируется не только как диалог равноправных культур, но приветствуется их возможный синтез. Однако неизменно то, что в процессе глобализации с признанием равенства культур идет процесс фактического навязывания им образа жизни и мировоззрения Запада. Эффективность западных информационных потоков и единые стратегии, которыми они руководствуются не оставляет сомнений относительно их планов, когда иная цивилизация представляется в крайне невыгодном для нее свете.

Информационное единство развитых стран определяется полной зависимостью средств массовой информации от своих финансовых хозяев. В связи с важностью для обывателя преподносимой по телевидению и в газетах информации, необходимо создавая иллюзию свободного освещения информации интерпретировать образы, идеи и сюжеты в коридоре заданных возможностей и представлять нужные мысли, доказывая их в различных контекстах.

Одной из форм дезинформации мира в своих целях служит борьба за историю, которую, как известно, пишут победители. Западный мир, победив в холодной войне геополитического врага, старается написать свою историю, создавая через фильмы, игровые диски негативный образ России, пытаясь навязать плохо информированному обывателю определенную канву рассуждений и картину исторического мира. Переигрывается вторая мировая, в которой фашизм и социализм оказываются одинаково виновными, неся равнозначную ответственность за развязывания войны. Русские могут вести информационную борьбу за свое прошлое у себя дома, но нормальный выход на западное информационное пространство им закрыт. Россия проигрывает войну за историю, потому что прекратила называть истинных зачинщиков и финансистов этой массовой бойни.

Происходит борьба за советскую историю, при которой каждый ее период и крупный политический деятель или герой должен быть подвергнут шельмованию [3, с. 396]. При такой борьбе за историю самое важное не истина, проявляющаяся через исторический факт, но наличие информационного ресурса. Поэтому современные западные люди не знают, что Россия принимала активное участие в войне против Германии, и тем более ее выиграла. Если наша страна потерпит окончательный крах, то первый космонавт постепенно станет американским, равно как и пространство, которое раньше принадлежало стране, канувшей в Лету.

Культурные стратегии отражают и выражают сложность современного положения, в котором оказался Западный мир. Логика колонизации, строящаяся на идеях протестантизма, европоцентризма и просвещения в современном мире заменена на более сложный и внутренне

противоречивый комплекс культурных концепций. Трансформирующийся капитализм создал систему культурного объяснения и понимания, которая выполняет поставленную задачу борьбы за мировые ресурсы.

В развитых странах идет процесс фактического размывания иерархической системы традиционных ценностей и их подмена юридическими нормами. Западному человеку фактически навязывают закон вместо традиций. Традиция при таких процессах представляется как этнографическая архаика, которая у современного человека может вызывать лишь любопытство.

Фактически ценности потребительского общества противоположны традиционным. Поэтому демонстративная поддержка традиционных культур нужна лишь как демонстрация лояльного отношения к другим народам. По сути, самые прочные устои мусульманской традиции пытаются с помощью методов неструктурного воздействия разрыхлить, как некогда это сделали с советской культурой.

Потеря традиционности ведет к утрате национальной идентичности, что важно хозяевам нового мира, но традиционные народы, этнически не принадлежащие к белой расе, не собираются расставаться со смыслами, определяющими их культурную жизнь. Как раз белое население земли за модными теориями быстрее всех утрачивает традицию, мотивирующую на труд, воспитание, семейные ценности и разумное ограничение потребления.

Теория потребительского общества, зародившаяся в США, фактически становится идеологией развитых стран и стран, стремящихся выйти на материальный уровень Запада. Общество массового потребления, стимулируванное приобщением к потребностям, которые не были обязательными для 99 % населения земли в недалеком историческом прошлом, живет за счет других частей нашей планеты. Отрыв в уровне жизни не только с другими частями земли, но и со своим историческим прошлым формирует в странах «золотого миллиарда» иной образ жизни, другую социальную мобильность и совсем другое ценностное понимание культуры. Стимулируясь к труду материальными факторами, люди в развитых странах, становятся заложниками истерии потребления и массового рекламного манипулирования. Модные вещи являются смыслами, определяющими приобщение обывателя не только к престижной социальной страте, но и к высокой культуре.

Неолиберальные идеи, распространяемые командой Милтона Фридмана по всему миру с 1970-х гг., чаще несли экономике стран, вставших на этот путь, массовое обнищание на фоне колоссального обогащения небольшой группы, находящихся рядом с властью. Для США и Великобритании, проводящих неолиберализм, было выгодно рекламировать данный проект, так как он позволял в полной мере воспользоваться своим финансово-экономическим могуществом. Экономические идеи Фридмана до сих пор являются стержнем проводимой социально-экономической политики власти с небольшими поправками на российские условия.

Изначально было известно, к каким социально-экономическим последствиям приведут последователи Фридмана Россию. Начиная с беспрецедентного по своей жестокости опыта Чили, Аргентины, Боливии, Бразилии,

Индонезии и нескольких десятков других стран, каждый раз схема применения шоковой терапии осуществлялась по одному и тому же сценарию.

Наоми Кляйм в книге «Доктрина шока. Расцвет капитализма катастроф» [4] раскрыла алгоритм действий неолиберальных экономистов и политиков. Страна, успешно выходящая из-под контроля Международного валютного фонда и транснациональных корпораций, представляет собой угрозу и поэтому создается план по введению ее в политический, экономический и финансовый кризис. Средства мировых игроков хоть и известны, но каждый раз их применение находится в зависимости от уникальности складывающейся ситуации и специфики культуры, которую должны учесть манипуляторы. Сначала страну необходимо ввергнуть хотя бы в один из кризисов, а лучше сразу во все, затем сыграть на доверии и корысти элит, подкупив их духовно и материально. Если власть противостоит манипуляторам, то поддерживается оппозиция и организуется цветная революция, если первое лицо поддерживает реформаторов, то к нему присылают советников из Международного валютного фонда и занимают деньги под молодую демократию. Заем денег - ключевое звено в покорении страны, ибо предполагается, что кредитование правительства проходит в несколько стадий до наступления полного финансового коллапса, когда деньги неэффективно используются, а долги растут.

После предварительного этапа подготовки следует основная фаза операции, ради которой осуществлялся заем, предлагается тотальная приватизация как единственная мера, направленная на «спасение» экономики страны. Экономическая целесообразность страданий народа от шоковой терапии объясняется идеологически в средствах массовой информации.

Пропагандируется извечный тезис о принципиальной неэффективности государственных учреждений и устарелости кейнсианских идей о синтезе государственного патернализма и частного капитализма. Если отпустить рынок, то саморегулирующая система сама создаст наиболее оптимальные условия функционирования, и это позволит стать конкурентоспособными. Следовательно, невидимой руке рынка нельзя мешать некомпетентным государственным структурам, напротив, только устранение властного регулирования поможет создать здоровую экономику и процветающую жизнь. Государственные деятели и представители интеллигенции, приводящие контраргументы объявляются убогими ретроградами, цепляющимися за отжившую идеологию. Шельмование, аресты и убийства подобного рода несогласных - обычная практика проведения радикальных реформ.

После приватизации наступало самое неприятное для проводников реформ время, когда требуется на внятном уровне объяснить, почему вместо обещанного процветания наблюдаются процессы деградации и упадка, некогда прилично работающих предприятий, бегство капитала, сведение к минимуму социальных программ, безработица и иные позабытые язвы, с которыми уже справилось общество. Собственность концентрируется в руках немногих местных кланов или попадает в управление транснациональных корпораций. Новые собственники имеют ко-

СОЦИОЛОГИЯ

роткие стратегии извлечения максимальной прибыли при минимуме затрат на технологическое обновление и социальные расходы. При малейшем намеке на социальную напряженность или финансовый кризис они выводят деньги в западные банки, и государство остается один на один с проблемами и страдающим народом. Адепты чикагской школы не только не осуждают либертаризм новых собственников, но считают их позицию единственно верной. Капитал должен уходить из опасных для него районов в благополучные зоны, т. е. на Запад. Таким образом, ресурсы и труд приватизируемой страны не в состоянии дать сносного уровня жизни для подавляющего большинства населения несчастной страны.

Сторонники отказа от государственного регулирования приводят примеры стран, которые в послевоенное время стали процветающими после проведения рыночных реформ. Подлог здесь заключается в том, что процветание данных стран, было важно Западу по политическим соображениям. Фактор существования социалистической системы, как отмечают отечественные и зарубежные исследователи, привел как к проведению социальной политики в странах Запада, так и к формированию образцовых капиталистических государств по периметру границы с социалистическим лагерем.

С 1990-х гг. наблюдается повсеместное наступление на права трудящихся Запада. Феномен послевоенного возрождения бывших геополитических врагов Японии, Германии или Южной Кореи, Тайваня, Гонконга, Финляндии, Австрии, Турции - вынужденная мера для усиления капиталистических позиций в мире. Феномен Китая возник как фактор противопоставления СССР. После демонтажа мирового социализма в Корее, Японии и других странах Юго-Восточной Азии был организован мощный финансовый кризис, отбросивший их далеко назад.

В российское реформирование изначально закладывались параметры, которые обусловили комплекс проблем, сложившихся впоследствии. Либерал-реформаторы объясняли шоковую терапию и умопомрачительную приватизацию исключительными обстоятельствами, сложившимися в экономике СССР. В своем известном труде «Гибель империи» [5] Егор Гайдар пытается представить аргументацию о предопределенности краха последней мировой империи и подвести к мысли о неизбежности именно такого, как у него варианта исполнения реформ. На самом деле страну подвели к кризису, тщательно его спланировав.

Ретроспективно просматривая логическую последовательность и результаты так называемых реформ,

можно утверждать, что алгоритм, отработанный, начиная с Чили, неолибералами в полной мере, воплотился в России. Самую длительную фазу операции заняла подготовка к подтачиванию основ социализма в ходе реализации самого дорогостоящего Гарвардского проекта ЦРУ. Потраченных средств было не меньше, чем на вторую мировую, но и результат превзошел для американцев все ожидания.

Созданные социокультурные условия вместо эффективного управления и мотивированной трудовой деятельности способствовали формированию паразитарной и безответственной элиты, не желающей вкладываться в развитие страны. Порочность элиты связана напрямую с неолиберальной идеологией, догматы которой разрушают нашу цивилизацию.

Основная проблема, решением которой озадачены многие российские ученые: как уйти от американской колониальной зависимости и неолиберальной доктрины, которые предопределяют деградацию и распад страны? Можно не сомневаться, что третий крах государственной системы за столетие станет смертельным для России, и потому нет задачи более значимой для российского народа, чем его предотвращение. Возможности преодоления негативного сценария существуют и надежда остается, но сменить траекторию возможно при учете сложного рисунка трендов мирового развития и анализе собственной стратегии, осознанной как комплекс идей, связанных с эволюционным развитием. Успех, реализуемый в общественном развитии, не может быть основан на созданных социально-экономических отношениях, но обретет динамику благодаря глубинному потенциалу российской культуры.

1. Парламентские слушания по теме «Концепция общественной безопасности» // Думский вестник. 1996. № 1 (16). С. 126-137.

2. Шварцмантель Дж. Идеология и политика. Харьков: Гуманитарный Центр, 2009. 312 с.

3. Кара-Мурза С. Советская цивилизация. М.: Алгоритм, 2008. 1200 с.

4. Кляйм Н. Доктрина шока. Расцвет капитализма катастроф. М.: Добрая книга, 2011. 656 с.

5. Гайдар Е. Т. Гибель империи. Уроки для современной России. М.: РосПЭН, 2006. 448 с.

© Стебляк В. В., 2014

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.