Научная статья на тему 'Дискурсы об элитарных группах в современной России (анализ публикаций в новых медиа)'

Дискурсы об элитарных группах в современной России (анализ публикаций в новых медиа) Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY-NC-ND
200
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕЛЛИГЕНЦИЯ / КРЕАТИВНЫЙ КЛАСС / CREATIVE CLASS / ПОСТИНТЕЛЛИГЕНЦИЯ / ОБРАЗОВАННЫЙ КЛАСС / EDUCATED CLASS / МЕДИАРЕПРЕЗЕНТАЦИИ / MEDIA REPRESENTATIONS / ДИСКУРС ОБ ЭЛИТАРНЫХ ГРУППАХ / DISCOURSE ON ELITES / ДИСКУРС-АНАЛИЗ / DISCOURSE ANALYSIS / СОЦИАЛЬНО-ГРУППОВАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / SOCIAL GROUP IDENTITY / СПОСОБЫ ИДЕНТИФИКАЦИИ / INTELLIGENTZIA / IDENTIFICATION STRATEGIES

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Ельцова Ксения Константиновна

Статья посвящена вопросу о том, какие понятия предлагаются в качестве названий целевым аудиториям интернет-изданий, позиционирующих себя как СМИ для наиболее образованного и квалифицированного слоя современного российского общества. Речь идет о таких медиа, как «Афиша», «Большой город», Lookatme.ru, Openspace.ru (2008-2012), Colta.ru, Esquire, «Сноб», которые (вос)производят один из влиятельных элитистских дискурсов в сегодняшней России. Исследование проведено на материалах, опубликованных в период с 2008 по 2014 гг. Выявлен спектр предлагаемых в поле медиасегмента названий «интеллигенция», «креативный класс», «интеллигентный класс», «образованный класс» и, соответственно, тех моделей солидаризации, которые подразумеваются каждым из понятий. Обсуждается, каким образом эти варианты названий сосуществуют, сочетаются и конкурируют друг с другом в исследуемом дискурсе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Discourses on Elites in Today's Russia (Analysis of New Media Publications)

The article analyses a number of titles suggested to the target audience of such internet editions as Afisha.ru, Bg.ru, Lookatme, Openspace (2008-2012), W-O-S, Colta, Esquire, Snob. They all (re)produce one of the most influential elite discourses in today' Russia. The author has enriched her research by 2008-2014 publications. Within the field of the mentioned media-segment there has been revealed such notions as ‘creative class', ‘postintellingetzia', ‘educated class', etc. and the corresponding models of solidarisation each notion implies. The article considers how this variety of notions co-exist, correspond, and compete with each other in the discourse being researched.

Текст научной работы на тему «Дискурсы об элитарных группах в современной России (анализ публикаций в новых медиа)»

К.К. Ельцова

ДИСКУРСЫ ОБ ЭЛИТАРНЫХ ГРУППАХ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ (Анализ публикаций в новых медиа)

Статья посвящена вопросу о том, какие понятия предлагаются в качестве названий целевым аудиториям интернет-изданий, позиционирующих себя как СМИ для наиболее образованного и квалифицированного слоя современного российского общества. Речь идет о таких медиа, как «Афиша», «Большой город», Lookatme.ru, Openspace.ru (2008-2012), Colta.ru, Esquire, «Сноб», которые (вос)производят один из влиятельных элитистских дискурсов в сегодняшней России. Исследование проведено на материалах, опубликованных в период с 2008 по 2014 гг. Выявлен спектр предлагаемых в поле медиасегмента названий - «интеллигенция», «креативный класс», «интеллигентный класс», «образованный класс» и, соответственно, тех моделей солидаризации, которые подразумеваются каждым из понятий. Обсуждается, каким образом эти варианты названий сосуществуют, сочетаются и конкурируют друг с другом в исследуемом дискурсе.

Ключевые слова: интеллигенция, креативный класс, постинтеллигенция, образованный класс, медиарепрезентации, дискурс об элитарных группах, дискурс-анализ, социально-групповая идентичность, способы идентификации.

Исследовательский интерес к состоянию и способам формирования элит в России традиционен для политологов и социологов, однако в прошедшие несколько лет обсуждение того, какие группы современного отечественного общества и на каких основаниях могут считаться элитарными или претендовать на подобный статус, широко представлено в новых медиа и доступно для вполне массовых аудиторий. В частности, в поле интернет-версий таких изданий, как «Афиша», «Большой город», Esquire, Lookatme.ru и его тематические приложения, Openspace.ru (2008-2012), «Сноб», Colta.ru1, которые позиционируют себя как медиа, обращенные к

© Ельцова К.К., 2015

наиболее образованной и квалифицированной части современного российского общества. Если судить по предварительному анализу репрезентаций, к своей целевой аудитории перечисленные медиа-проекты относят примерно одних и тех же людей: представителей социальных групп, обладающих наибольшим в отечественном социуме культурным капиталом2. В актуальной российской действительности эти группы часто обозначаются/обозначают себя как «интеллигенция», «интеллигентный класс», «креативный класс», «образованное сословие», «образованный класс», «состоявшаяся интеллигенция», «постинтеллигенция».

Данная статья посвящена вопросу о том, каким образом перечисленные названия инструментализируются и наделяются функцией артикуляции представлений об элите, элитарности и, соответственно, об основаниях для подобного рода социально-культурной дистанции в поле исследуемых изданий.

Поставленный вопрос значим в контексте проблемы воспроизводства в России элиты, которая формировалась бы в соответствии с критерием меритократического отбора, а не по принципу исключительной лояльности к высшим государственным чиновникам3.

Существует обширная исследовательская традиция изучения понятия «интеллигенция»4, а также наблюдается все возрастающий интерес отечественных исследователей к причинам появления, статусу, формам использования ряда конкурирующих терминов, в первую очередь словосочетания «креативный класс»5. Однако вопрос о рассмотрении самих этих понятий как опорных элементов современного медийного дискурса элитарности до сих пор фактически не ставился.

Изучение интересующих нас понятий ведется на примере ме-диарепрезентаций, которые обладают способностью одновременно отражать и формировать социокультурные нормы, характерные для тех или иных сообществ6. Наиболее продуктивным аналитическим инструментом в таком случае представляется метод анализа дискурса7.

Работа проведена на материалах интернет-публикаций8, которые образуют корпус наиболее характерных высказываний по теме. Анализируемые материалы9 относятся к периоду 2008-2014 гг., что позволяет проследить эволюцию использования тех или иных понятий в контексте актуальной для России социально-политической ситуации.

Как уже было отмечено, в список понятий-кандидатов на название социокультурной общности, которую перечисленные издания представляют своей целевой аудиторией - наиболее образованные

и квалифицированные граждане современного российского социума - попадает значительное число терминов. Эти понятия призваны выполнять функцию объединения читательских аудиторий вокруг того или иного набора ценностных установок, за которым подразумеваются определенная социально-политическая позиция, и в качестве логического продолжения - соответствующие действия по артикуляции и защите своих социально-групповых интересов.

В зависимости от конкретного социально-политического момента, а также габитуса говорящего, предлагаемым названиям приписываются разные, вплоть до противоположных, значения. Притом основная конкурентная борьба наблюдается между понятиями «интеллигенция» и «креативный класс».

На пике протестной активности зимой 2011/12 г. и весной 2012 г. понятие «креативный класс» представляется в ряде анализируемых изданий как едва ли не более предпочтительное по сравнению с термином «интеллигенция». В этом случае «креативный класс» обозначает не просто образованных, но новых - деятельных и способных что-то ощутимо менять в сложившейся социальной действительности - людей. Например:

Никакой бы Болотной не случилось, если бы три человека не начали организовывать этот митинг. И не обсуждали бы мы этот удивительный феномен, не вылези неизвестно откуда креативный класс. Это сделали конкретные люди, очень узкая прослойка людей110.

Однако даже в разгар протестной активности понятие «креативный класс», а вместе с ним и способность людей, которых это понятие призвано объединить, к изменению общественной ситуации подпадают под подозрение. Например:

При невероятном расцвете креатива одноименному классу ужасно не хватает воображения, и если все, чего мы добились за эти месяцы, -это более лучшие плакаты, то, видимо, ни о чем большем мы и мечтать не могли; видимо, как говорилось в мультфильме об одном креативном попугае, нас и здесь неплохо кормят11.

На спаде же протестной активности, в момент, когда она практически прекращается, к осени 2012 г., термин «креативный класс» в ряде высказываний и вовсе воспринимается как что-то навязанное, что-то, о чем можно рассуждать на условно «интеллигентском метаязыке» и одновременно символически вытеснить неудачу вместе с разоблачением самого понятия и отказом от него. Характерен

в этой связи пример высказывания о сконструированности термина «креативный класс» и отсутствии подобных подозрений в отношении понятия «интеллигенция»:

Я полагаю, что «креативный класс» - это фикция, с помощью которой придают унифицированное социологическое измерение про-тестному движению... Нежелание видеть различие выражается не только в пропагандистских кампаниях власти, но и в поведении интеллигенции, которая охотно мыслит такими типологическими фикциями, как «бюджетники», «провинциалы», «Уралвагонзавод», «хачи», «таджики» и т. д.12

При этом с самого начала своего появления именно понятие «креативный класс», а также чуть более поздняя его производная -«креакл» - наделяются смыслом увлечения (иногда - чрезмерного, в ущерб «сути», если речь идет о критике понятия) стилевыми аспектами социально-групповой идентичности. Например:

Молодые, продвинутые креаклы (креативный класс) вызывают у меня ненависть... Я не понимаю, как можно всерьез обсуждать стиль одежды, проблемы городского дизайна или дизайна жилищ, - это все не имеет отношения к человеку и человеческой метафизике, если угодно. Эти понты - уход от серьезных вопросов. Все это - жуткая фальшь13.

Одновременно на протяжении всего периода наблюдения делаются попытки, зачастую также обусловленные социально-политическим контекстом, найти альтернативные «интеллигенции» и «креативному классу» термины для обозначения социально-групповой идентичности целевых аудиторий изучаемых изданий, с которыми представители этих аудиторий могли бы и согласились бы себя ассоциировать.

В настоящий момент подобные попытки привели к следующим результатам.

Во-первых, изобретаются и вводятся термины, которые, так или иначе, основываются на понятиях «интеллигенция»/«интел-лигентный», но как бы не равны собственно этим понятиям: «постинтеллигенция», «интеллигентный класс», «состоявшаяся интеллигенция».

Термин «состоявшаяся интеллигенция» - это ироничное выражение, введенное писательницей и публицистом Линор Горалик для описания стиля жизни образованных и вполне состоятельных столичных жителей. Например:

В обеденный час рабочего дня посреди клуба, торгующего едою по ценам пафосного ресторана, но обвешанного плакатами панк-группы De Dialectica Liber, чтобы состоявшаяся интеллигенция не чувствовала себя бездуховным мудачьем, молодая интеллигентная французская няня кормит сурового интеллигентного четырехлетнего ребенка равиоли с бататами и козьим сыром14.

Термин «постинтеллигенция» используется публицистом Евгенией Пищиковой в эссе, где автор, апеллируя к выдвижению Владимира Путина на третий президентский срок осенью 2011 г., размышляет о «новом застое» и способах приспособления к нему со стороны тех, кто во времена советского застоя определенно назывался «интеллигенцией»:

Совсем тяжело станет начинать на новом месте с нуля. Особенно «болтливому классу», особенно после тридцати - тридцати пяти лет. Это значит, в моду войдет сезонная или пунктирная эмиграция... Часть «постинтеллигенции» (так ведь теперь модно называть бывшее разночинское сообщество) окончательно перейдет к идее жизни на ренту. Недвижимость как залог свободы передвижения15.

Термин «интеллигентный класс» звучит в высказывании известного отечественного политолога Глеба Павловского, когда тот, размышляя в связи с событиями в Крыму весной 2014 г. о «крахе интеллигенции» (как значится в подводке к публикации), по ходу беседы использует в качестве синонима выражение «интеллигентный класс»:

Это окончательный крах российского интеллигентного класса16.

Так или иначе, во всех трех случаях употребления смыслы, которыми наделяются производные от слова «интеллигенция» понятия, в общем, не несут положительных коннотаций. Но при этом отрицательные смыслы, которые могли бы в приведенных примерах связываться собственно с понятием «интеллигенция» - самолюбование и замкнутость на собственных интересах, пассивность, неспособность к активным созидательным действиям, - переносятся на ряд смежных, в ряде случаев, возможно, специально для этого изобретаемых и вводимых, терминов.

Во-вторых, вероятно, симптоматичны повторяющиеся эксперименты по совмещению слова «класс» со смыслами «интеллигентность», «образованность», «креативность», если видеть за такими сочетаниями стремление и попытку назваться классом, обладающим разделяемыми всеми его членами «классовыми» интересами

и выражающим готовность эти интересы организованно и последовательно отстаивать. Интересно также, что иногда употребляются англоязычные аналоги - 'creative class', 'middle class', символически, видимо, апеллирующие к западным аналогам и реалиям. Например:

Как только Кремль начал игру в поддержку ресентимента и реваншизма, выяснилось, что значительная часть образованного класса, middle class с достаточно высоким уровнем жизни, поражена жаждой реванша с такой же безотчетностью, как подростки-фанаты17.

Несколько более нейтральный вариант - с использованием термина «сословие» («образованное сословие») - не подразумевает столь явно императива борьбы за свои социально-групповые, «классовые», интересы. Вместе с тем в попытках использовать термин «сословие» можно предполагать отсылку то ли к интеллигентскому, то ли к аристократическому дискурсу и мифологиям:

Резкий слом привычного уклада жизни, случившийся в начале ХХ века.., оказался для российского образованного сословия столь травматичен, что до сих пор пеплом стучит в их сердца18.

В-третьих, крайне интересно наблюдать за употреблением того или иного термина в кавычках или без них. К весне 2014 г. термины «интеллигенция», «креативный класс» употребляются на равных и в большинстве случаев без кавычек. Отсутствие кавычек выступает здесь своего рода маркером полагаемого реальным существования той или иной группы, символически уравнивая их в социальных претензиях, вне зависимости от контекста и тона высказывания.

...Но у нас даже после всех жестоких перипетий не исчез слой людей (интеллигенция, креативный класс - не все ли равно, как его называть), для которого осмысление прошлого и настоящего - естественная работа души и ума19.

В заключение, систематизируя сделанные в ходе представленного анализа наблюдения, можно сформулировать следующие выводы относительно выявленных понятий, которые издания изучаемого медиасегмента предлагают своим аудиториям в качестве самоназваний.

Во-первых, наблюдаются колебания частоты и коннотаций использования того или иного термина в зависимости от соци-

ально-политического контекста. На пике протестной активности 2011-2012 гг. понятие «креативный класс» становится чуть ли не наиболее предпочтительным для обозначения общности образованных и вместе с тем деятельных, добившихся профессиональных успехов и финансово благополучных жителей больших городов.

Во-вторых, понятие «интеллигенция», несмотря на все флуктуации в использовании, является базовым термином, в сопоставлении или в сочетаниях с которым образуется большинство остальных конкурирующих понятий. В частности, для передачи смыслов «образованность», «просвещенность» и т. п. предпочитают использовать такие новообразования, как «образованный класс», «интеллигентный класс», «образованное сословие». Смыслы, имеющие больше отношения к стилевым аспектам повседневности, стилю жизни, в большинстве случаев остаются за понятием «креативный класс» и производной от него - «креакл».

Наконец, характерными становятся различия в использовании новых терминов в кавычках или без них. Так, в ряде случаев понятие «креативный класс» употребляется без кавычек, тем самым фактически уравниваясь с понятием «интеллигенция» в легитимности и способности отражать интересы реально существующей социальной общности.

Примечания

Подробнее о том, по каким критериям перечисленные издания возможно объединить в условно однородный сегмент, см.: Ельцова К.К. «Качественные медиа» для «образованного меньшинства»: анализ дискурса об элитарности в российских новых медиа // Философия и культура. 2014. № 8 (80). С. 1149-1175. См.: Бурдье П. Формы капитала / Пер. М.С. Добряковой // Экономическая социология (электронный журнал). 2002. Т. 3. № 5. С. 60-75. URL: http://ecsoc.hse.ru/ data/2011/12/08/1208205039/ecsoc_t3_n5.pdf (дата обращения: 11.11.2014). См.: Гудков Л.Д., Дубин Б.В., Левада Ю.А. Проблема элиты в сегодняшней России: размышление над результатами социологического исследования. М.: Фонд «Либеральная миссия», 2007; Гудков Л.Д., Дубин Б.В., Зоркая Н.А. Постсоветский человек и гражданское общество. М.: Московская школа политических исследований, 2008; Дубин Б.В. Режим разобщения // Pro et Contra. 2009. № 1 (44). С. 6-19.

См., например: Гудков Л.Д., Дубин Б.В. Интеллигенция: Заметки о литературно-политических иллюзиях. 2-е изд., испр. и доп. СПб.: Изд-во Ивана Лимбаха, 2009; Судьбы русской интеллигенции: Материалы дискуссий: 1932-1925 гг.

2

3

Новосибирск: Наука. Сиб отд-е, 1991; Жизненные стили и социальные практики интеллигенции: Сб. статей / Под ред. Ж.Т. Тощенко; Сост.: М.С. Цапко, А.Б. Росляков. М.: РГГУ, 2002.

См., например: Калинин И.В. Индустриальный горизонт креативных инду-стрий (Неприкосновенный запас. 2013. № 6 (92)) [Электронный ресурс] // Журнальный зал. URL: http://magazines.russ.ru/nz/2013/6/14k.html (дата обращения: 11.11.2014); Куренной В.А. Новая городская романтика: Политические и культур-социальные аспекты новейшего российского протеста // Логос. 2012. № 2. С. 30-45; Трубина Е.Г. Примиряясь с упадком. Руины 2.0 (Неприкосновенный запас 2013. № 3 (89)) [Электронный ресурс] // Журнальный зал. URL: http://magazines.russ.ru/nz/2013/3/14t-pr.html (дата обращения: 11.11.2014); Она же. «Трамвай, полный Wi-Fi»: о рецепции идей Ричарда Флориды в России (Неприкосновенный запас 2013. № 6 (92)) [Электронный ресурс] // Журнальный зал. URL: http://magazines.russ.ru/nz/2013/6/13t. html (дата обращения: 11.11.2014); Исследования, представленные на конференции: Conference programme: 'Middle' and 'Creative': Emerging Russian Social Groups in Language and in Culture [Электронный ресурс] // The University of Edinburgh. URL: http://www.ed.ac.uk/schools-departments/literatures-lan-guages-cultures/dashkova/research-resources/middle-creative-programme (дата обращения: 11.11.2014).

См.: HallS. The Work of Representation // Representation: Cultural Representation and Signifying Practices. L.: The Open Univ., 1997. P. 13-75; Зверева В.В. Репрезентация и реальность (Отечественные записки. 2003. № 4) [Электронный ресурс] // Журнальный зал. URL: http://magazines.russ.ru/oz/2003/4/2003_4_37. html (дата обращения: 11.11.2014).

Дискурс, в соответствии с фукодианской традицией, в рамках данной работы понимается как тип и практика высказывания (естественно-языкового, визуального, высказывания-действия), за которым стоит определенное, обусловленное индивидуальным и социально-групповым опытом мировосприятие (одновременно конституирующее и порождающее сам дискурс). При этом одним из ключевых свойств дискурса являются правила и условия допуска к дискурсу тех или иных потенциальных участников. См.: Фуко М. Порядок дискурса // Воля к истине: по ту сторону знания, власти и сексуальности: Работы разных лет: Пер. с фр. М.: Касталь, 1996.

Работа исключительно с online-изданиями обеспечивает исследование удобством доступа к источникам, а также однородностью и соизмеримостью анализируемых материалов.

Проводится анализ лишь редакционных материалов. Работа с пользовательскими комментариями к большинству отобранных материалов на момент написания статьи оказалась невозможной - в результате редизайна и/или реструктуризации пользовательские комментарии к архивным материалам на сайтах изданий перестали быть доступными.

6

7

8

10 Что будет после 4 марта? [Электронный ресурс] // Афиша. Город. URL: http:// gorod.aflsha.ru/archive/new-politics-future (дата обращения: 11.11.2014).

11 Что на самом деле изобрел креативный класс [Электронный ресурс] // Афиша. Город. URL: http://www.aflsha.ru/article/sapr-on-creative-class (дата обращения: 11.11.2014).

12 Ямпольский М. О склонности креативного класса к расчленению трупов [Электронный ресурс] // Colta.ru. URL: http://archives.colta.ru/docs/10503 (дата обращения: 11.11.2014).

13 Три дня с Дмитрием Быковым [Электронный ресурс] // Афиша. URL: http:// mag.aflsha.ru/stories/100-luchshih-romanov-veka/tri-dnya-s-dmitriem-bykovym (дата обращения: 11.11.2014).

14 Горалик Л. Эмоция [Электронный ресурс] // Openspace.ru. URL: http://os.colta. ru/society/projects/32269/details/33737 (дата обращения: 11.11.2014).

15 Пищикова Е. Быт нового застоя [Электронный ресурс] // Openspace.ru. URL: http://os.colta.ru/society/projects/204/details/30778 (дата обращения: 11.11.2014).

16 Глеб Павловский: «Ни у кого нервы не выдержат больше двух-трех суток» [Электронный ресурс] // Colta.ru. URL: http://www.colta.ru/articles/society/2269 (дата обращения: 11.11.2014).

17 Морозов А. Консервативная революция. Смысл Крыма [Электронный ресурс] // Colta.ru. URL: http://www.colta.ru/articles/society/2477 (дата обращения: 11.11.2014).

18 Давыдова М. Культура Zero [Электронный ресурс] // Colta.ru. URL: http:// www.colta.ru/articles/theatre/23 (дата обращения: 11.11.2014).

19 Давыдова М. Путешествие по Камбожде, или Несколько слов о пользе «креа-клов» [Электронный ресурс] // Colta.ru. URL: http://www.colta.ru/articles/ society/20 (дата обращения: 11.11.2014).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.