К.К. Ельцова
ДИСКУРСЫ ОБ ЭЛИТАРНЫХ ГРУППАХ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ (Анализ публикаций в новых медиа)
Статья посвящена вопросу о том, какие понятия предлагаются в качестве названий целевым аудиториям интернет-изданий, позиционирующих себя как СМИ для наиболее образованного и квалифицированного слоя современного российского общества. Речь идет о таких медиа, как «Афиша», «Большой город», Lookatme.ru, Openspace.ru (2008-2012), Colta.ru, Esquire, «Сноб», которые (вос)производят один из влиятельных элитистских дискурсов в сегодняшней России. Исследование проведено на материалах, опубликованных в период с 2008 по 2014 гг. Выявлен спектр предлагаемых в поле медиасегмента названий - «интеллигенция», «креативный класс», «интеллигентный класс», «образованный класс» и, соответственно, тех моделей солидаризации, которые подразумеваются каждым из понятий. Обсуждается, каким образом эти варианты названий сосуществуют, сочетаются и конкурируют друг с другом в исследуемом дискурсе.
Ключевые слова: интеллигенция, креативный класс, постинтеллигенция, образованный класс, медиарепрезентации, дискурс об элитарных группах, дискурс-анализ, социально-групповая идентичность, способы идентификации.
Исследовательский интерес к состоянию и способам формирования элит в России традиционен для политологов и социологов, однако в прошедшие несколько лет обсуждение того, какие группы современного отечественного общества и на каких основаниях могут считаться элитарными или претендовать на подобный статус, широко представлено в новых медиа и доступно для вполне массовых аудиторий. В частности, в поле интернет-версий таких изданий, как «Афиша», «Большой город», Esquire, Lookatme.ru и его тематические приложения, Openspace.ru (2008-2012), «Сноб», Colta.ru1, которые позиционируют себя как медиа, обращенные к
© Ельцова К.К., 2015
наиболее образованной и квалифицированной части современного российского общества. Если судить по предварительному анализу репрезентаций, к своей целевой аудитории перечисленные медиа-проекты относят примерно одних и тех же людей: представителей социальных групп, обладающих наибольшим в отечественном социуме культурным капиталом2. В актуальной российской действительности эти группы часто обозначаются/обозначают себя как «интеллигенция», «интеллигентный класс», «креативный класс», «образованное сословие», «образованный класс», «состоявшаяся интеллигенция», «постинтеллигенция».
Данная статья посвящена вопросу о том, каким образом перечисленные названия инструментализируются и наделяются функцией артикуляции представлений об элите, элитарности и, соответственно, об основаниях для подобного рода социально-культурной дистанции в поле исследуемых изданий.
Поставленный вопрос значим в контексте проблемы воспроизводства в России элиты, которая формировалась бы в соответствии с критерием меритократического отбора, а не по принципу исключительной лояльности к высшим государственным чиновникам3.
Существует обширная исследовательская традиция изучения понятия «интеллигенция»4, а также наблюдается все возрастающий интерес отечественных исследователей к причинам появления, статусу, формам использования ряда конкурирующих терминов, в первую очередь словосочетания «креативный класс»5. Однако вопрос о рассмотрении самих этих понятий как опорных элементов современного медийного дискурса элитарности до сих пор фактически не ставился.
Изучение интересующих нас понятий ведется на примере ме-диарепрезентаций, которые обладают способностью одновременно отражать и формировать социокультурные нормы, характерные для тех или иных сообществ6. Наиболее продуктивным аналитическим инструментом в таком случае представляется метод анализа дискурса7.
Работа проведена на материалах интернет-публикаций8, которые образуют корпус наиболее характерных высказываний по теме. Анализируемые материалы9 относятся к периоду 2008-2014 гг., что позволяет проследить эволюцию использования тех или иных понятий в контексте актуальной для России социально-политической ситуации.
Как уже было отмечено, в список понятий-кандидатов на название социокультурной общности, которую перечисленные издания представляют своей целевой аудиторией - наиболее образованные
и квалифицированные граждане современного российского социума - попадает значительное число терминов. Эти понятия призваны выполнять функцию объединения читательских аудиторий вокруг того или иного набора ценностных установок, за которым подразумеваются определенная социально-политическая позиция, и в качестве логического продолжения - соответствующие действия по артикуляции и защите своих социально-групповых интересов.
В зависимости от конкретного социально-политического момента, а также габитуса говорящего, предлагаемым названиям приписываются разные, вплоть до противоположных, значения. Притом основная конкурентная борьба наблюдается между понятиями «интеллигенция» и «креативный класс».
На пике протестной активности зимой 2011/12 г. и весной 2012 г. понятие «креативный класс» представляется в ряде анализируемых изданий как едва ли не более предпочтительное по сравнению с термином «интеллигенция». В этом случае «креативный класс» обозначает не просто образованных, но новых - деятельных и способных что-то ощутимо менять в сложившейся социальной действительности - людей. Например:
Никакой бы Болотной не случилось, если бы три человека не начали организовывать этот митинг. И не обсуждали бы мы этот удивительный феномен, не вылези неизвестно откуда креативный класс. Это сделали конкретные люди, очень узкая прослойка людей110.
Однако даже в разгар протестной активности понятие «креативный класс», а вместе с ним и способность людей, которых это понятие призвано объединить, к изменению общественной ситуации подпадают под подозрение. Например:
При невероятном расцвете креатива одноименному классу ужасно не хватает воображения, и если все, чего мы добились за эти месяцы, -это более лучшие плакаты, то, видимо, ни о чем большем мы и мечтать не могли; видимо, как говорилось в мультфильме об одном креативном попугае, нас и здесь неплохо кормят11.
На спаде же протестной активности, в момент, когда она практически прекращается, к осени 2012 г., термин «креативный класс» в ряде высказываний и вовсе воспринимается как что-то навязанное, что-то, о чем можно рассуждать на условно «интеллигентском метаязыке» и одновременно символически вытеснить неудачу вместе с разоблачением самого понятия и отказом от него. Характерен
в этой связи пример высказывания о сконструированности термина «креативный класс» и отсутствии подобных подозрений в отношении понятия «интеллигенция»:
Я полагаю, что «креативный класс» - это фикция, с помощью которой придают унифицированное социологическое измерение про-тестному движению... Нежелание видеть различие выражается не только в пропагандистских кампаниях власти, но и в поведении интеллигенции, которая охотно мыслит такими типологическими фикциями, как «бюджетники», «провинциалы», «Уралвагонзавод», «хачи», «таджики» и т. д.12
При этом с самого начала своего появления именно понятие «креативный класс», а также чуть более поздняя его производная -«креакл» - наделяются смыслом увлечения (иногда - чрезмерного, в ущерб «сути», если речь идет о критике понятия) стилевыми аспектами социально-групповой идентичности. Например:
Молодые, продвинутые креаклы (креативный класс) вызывают у меня ненависть... Я не понимаю, как можно всерьез обсуждать стиль одежды, проблемы городского дизайна или дизайна жилищ, - это все не имеет отношения к человеку и человеческой метафизике, если угодно. Эти понты - уход от серьезных вопросов. Все это - жуткая фальшь13.
Одновременно на протяжении всего периода наблюдения делаются попытки, зачастую также обусловленные социально-политическим контекстом, найти альтернативные «интеллигенции» и «креативному классу» термины для обозначения социально-групповой идентичности целевых аудиторий изучаемых изданий, с которыми представители этих аудиторий могли бы и согласились бы себя ассоциировать.
В настоящий момент подобные попытки привели к следующим результатам.
Во-первых, изобретаются и вводятся термины, которые, так или иначе, основываются на понятиях «интеллигенция»/«интел-лигентный», но как бы не равны собственно этим понятиям: «постинтеллигенция», «интеллигентный класс», «состоявшаяся интеллигенция».
Термин «состоявшаяся интеллигенция» - это ироничное выражение, введенное писательницей и публицистом Линор Горалик для описания стиля жизни образованных и вполне состоятельных столичных жителей. Например:
В обеденный час рабочего дня посреди клуба, торгующего едою по ценам пафосного ресторана, но обвешанного плакатами панк-группы De Dialectica Liber, чтобы состоявшаяся интеллигенция не чувствовала себя бездуховным мудачьем, молодая интеллигентная французская няня кормит сурового интеллигентного четырехлетнего ребенка равиоли с бататами и козьим сыром14.
Термин «постинтеллигенция» используется публицистом Евгенией Пищиковой в эссе, где автор, апеллируя к выдвижению Владимира Путина на третий президентский срок осенью 2011 г., размышляет о «новом застое» и способах приспособления к нему со стороны тех, кто во времена советского застоя определенно назывался «интеллигенцией»:
Совсем тяжело станет начинать на новом месте с нуля. Особенно «болтливому классу», особенно после тридцати - тридцати пяти лет. Это значит, в моду войдет сезонная или пунктирная эмиграция... Часть «постинтеллигенции» (так ведь теперь модно называть бывшее разночинское сообщество) окончательно перейдет к идее жизни на ренту. Недвижимость как залог свободы передвижения15.
Термин «интеллигентный класс» звучит в высказывании известного отечественного политолога Глеба Павловского, когда тот, размышляя в связи с событиями в Крыму весной 2014 г. о «крахе интеллигенции» (как значится в подводке к публикации), по ходу беседы использует в качестве синонима выражение «интеллигентный класс»:
Это окончательный крах российского интеллигентного класса16.
Так или иначе, во всех трех случаях употребления смыслы, которыми наделяются производные от слова «интеллигенция» понятия, в общем, не несут положительных коннотаций. Но при этом отрицательные смыслы, которые могли бы в приведенных примерах связываться собственно с понятием «интеллигенция» - самолюбование и замкнутость на собственных интересах, пассивность, неспособность к активным созидательным действиям, - переносятся на ряд смежных, в ряде случаев, возможно, специально для этого изобретаемых и вводимых, терминов.
Во-вторых, вероятно, симптоматичны повторяющиеся эксперименты по совмещению слова «класс» со смыслами «интеллигентность», «образованность», «креативность», если видеть за такими сочетаниями стремление и попытку назваться классом, обладающим разделяемыми всеми его членами «классовыми» интересами
и выражающим готовность эти интересы организованно и последовательно отстаивать. Интересно также, что иногда употребляются англоязычные аналоги - 'creative class', 'middle class', символически, видимо, апеллирующие к западным аналогам и реалиям. Например:
Как только Кремль начал игру в поддержку ресентимента и реваншизма, выяснилось, что значительная часть образованного класса, middle class с достаточно высоким уровнем жизни, поражена жаждой реванша с такой же безотчетностью, как подростки-фанаты17.
Несколько более нейтральный вариант - с использованием термина «сословие» («образованное сословие») - не подразумевает столь явно императива борьбы за свои социально-групповые, «классовые», интересы. Вместе с тем в попытках использовать термин «сословие» можно предполагать отсылку то ли к интеллигентскому, то ли к аристократическому дискурсу и мифологиям:
Резкий слом привычного уклада жизни, случившийся в начале ХХ века.., оказался для российского образованного сословия столь травматичен, что до сих пор пеплом стучит в их сердца18.
В-третьих, крайне интересно наблюдать за употреблением того или иного термина в кавычках или без них. К весне 2014 г. термины «интеллигенция», «креативный класс» употребляются на равных и в большинстве случаев без кавычек. Отсутствие кавычек выступает здесь своего рода маркером полагаемого реальным существования той или иной группы, символически уравнивая их в социальных претензиях, вне зависимости от контекста и тона высказывания.
...Но у нас даже после всех жестоких перипетий не исчез слой людей (интеллигенция, креативный класс - не все ли равно, как его называть), для которого осмысление прошлого и настоящего - естественная работа души и ума19.
В заключение, систематизируя сделанные в ходе представленного анализа наблюдения, можно сформулировать следующие выводы относительно выявленных понятий, которые издания изучаемого медиасегмента предлагают своим аудиториям в качестве самоназваний.
Во-первых, наблюдаются колебания частоты и коннотаций использования того или иного термина в зависимости от соци-
ально-политического контекста. На пике протестной активности 2011-2012 гг. понятие «креативный класс» становится чуть ли не наиболее предпочтительным для обозначения общности образованных и вместе с тем деятельных, добившихся профессиональных успехов и финансово благополучных жителей больших городов.
Во-вторых, понятие «интеллигенция», несмотря на все флуктуации в использовании, является базовым термином, в сопоставлении или в сочетаниях с которым образуется большинство остальных конкурирующих понятий. В частности, для передачи смыслов «образованность», «просвещенность» и т. п. предпочитают использовать такие новообразования, как «образованный класс», «интеллигентный класс», «образованное сословие». Смыслы, имеющие больше отношения к стилевым аспектам повседневности, стилю жизни, в большинстве случаев остаются за понятием «креативный класс» и производной от него - «креакл».
Наконец, характерными становятся различия в использовании новых терминов в кавычках или без них. Так, в ряде случаев понятие «креативный класс» употребляется без кавычек, тем самым фактически уравниваясь с понятием «интеллигенция» в легитимности и способности отражать интересы реально существующей социальной общности.
Примечания
Подробнее о том, по каким критериям перечисленные издания возможно объединить в условно однородный сегмент, см.: Ельцова К.К. «Качественные медиа» для «образованного меньшинства»: анализ дискурса об элитарности в российских новых медиа // Философия и культура. 2014. № 8 (80). С. 1149-1175. См.: Бурдье П. Формы капитала / Пер. М.С. Добряковой // Экономическая социология (электронный журнал). 2002. Т. 3. № 5. С. 60-75. URL: http://ecsoc.hse.ru/ data/2011/12/08/1208205039/ecsoc_t3_n5.pdf (дата обращения: 11.11.2014). См.: Гудков Л.Д., Дубин Б.В., Левада Ю.А. Проблема элиты в сегодняшней России: размышление над результатами социологического исследования. М.: Фонд «Либеральная миссия», 2007; Гудков Л.Д., Дубин Б.В., Зоркая Н.А. Постсоветский человек и гражданское общество. М.: Московская школа политических исследований, 2008; Дубин Б.В. Режим разобщения // Pro et Contra. 2009. № 1 (44). С. 6-19.
См., например: Гудков Л.Д., Дубин Б.В. Интеллигенция: Заметки о литературно-политических иллюзиях. 2-е изд., испр. и доп. СПб.: Изд-во Ивана Лимбаха, 2009; Судьбы русской интеллигенции: Материалы дискуссий: 1932-1925 гг.
2
3
Новосибирск: Наука. Сиб отд-е, 1991; Жизненные стили и социальные практики интеллигенции: Сб. статей / Под ред. Ж.Т. Тощенко; Сост.: М.С. Цапко, А.Б. Росляков. М.: РГГУ, 2002.
См., например: Калинин И.В. Индустриальный горизонт креативных инду-стрий (Неприкосновенный запас. 2013. № 6 (92)) [Электронный ресурс] // Журнальный зал. URL: http://magazines.russ.ru/nz/2013/6/14k.html (дата обращения: 11.11.2014); Куренной В.А. Новая городская романтика: Политические и культур-социальные аспекты новейшего российского протеста // Логос. 2012. № 2. С. 30-45; Трубина Е.Г. Примиряясь с упадком. Руины 2.0 (Неприкосновенный запас 2013. № 3 (89)) [Электронный ресурс] // Журнальный зал. URL: http://magazines.russ.ru/nz/2013/3/14t-pr.html (дата обращения: 11.11.2014); Она же. «Трамвай, полный Wi-Fi»: о рецепции идей Ричарда Флориды в России (Неприкосновенный запас 2013. № 6 (92)) [Электронный ресурс] // Журнальный зал. URL: http://magazines.russ.ru/nz/2013/6/13t. html (дата обращения: 11.11.2014); Исследования, представленные на конференции: Conference programme: 'Middle' and 'Creative': Emerging Russian Social Groups in Language and in Culture [Электронный ресурс] // The University of Edinburgh. URL: http://www.ed.ac.uk/schools-departments/literatures-lan-guages-cultures/dashkova/research-resources/middle-creative-programme (дата обращения: 11.11.2014).
См.: HallS. The Work of Representation // Representation: Cultural Representation and Signifying Practices. L.: The Open Univ., 1997. P. 13-75; Зверева В.В. Репрезентация и реальность (Отечественные записки. 2003. № 4) [Электронный ресурс] // Журнальный зал. URL: http://magazines.russ.ru/oz/2003/4/2003_4_37. html (дата обращения: 11.11.2014).
Дискурс, в соответствии с фукодианской традицией, в рамках данной работы понимается как тип и практика высказывания (естественно-языкового, визуального, высказывания-действия), за которым стоит определенное, обусловленное индивидуальным и социально-групповым опытом мировосприятие (одновременно конституирующее и порождающее сам дискурс). При этом одним из ключевых свойств дискурса являются правила и условия допуска к дискурсу тех или иных потенциальных участников. См.: Фуко М. Порядок дискурса // Воля к истине: по ту сторону знания, власти и сексуальности: Работы разных лет: Пер. с фр. М.: Касталь, 1996.
Работа исключительно с online-изданиями обеспечивает исследование удобством доступа к источникам, а также однородностью и соизмеримостью анализируемых материалов.
Проводится анализ лишь редакционных материалов. Работа с пользовательскими комментариями к большинству отобранных материалов на момент написания статьи оказалась невозможной - в результате редизайна и/или реструктуризации пользовательские комментарии к архивным материалам на сайтах изданий перестали быть доступными.
6
7
8
10 Что будет после 4 марта? [Электронный ресурс] // Афиша. Город. URL: http:// gorod.aflsha.ru/archive/new-politics-future (дата обращения: 11.11.2014).
11 Что на самом деле изобрел креативный класс [Электронный ресурс] // Афиша. Город. URL: http://www.aflsha.ru/article/sapr-on-creative-class (дата обращения: 11.11.2014).
12 Ямпольский М. О склонности креативного класса к расчленению трупов [Электронный ресурс] // Colta.ru. URL: http://archives.colta.ru/docs/10503 (дата обращения: 11.11.2014).
13 Три дня с Дмитрием Быковым [Электронный ресурс] // Афиша. URL: http:// mag.aflsha.ru/stories/100-luchshih-romanov-veka/tri-dnya-s-dmitriem-bykovym (дата обращения: 11.11.2014).
14 Горалик Л. Эмоция [Электронный ресурс] // Openspace.ru. URL: http://os.colta. ru/society/projects/32269/details/33737 (дата обращения: 11.11.2014).
15 Пищикова Е. Быт нового застоя [Электронный ресурс] // Openspace.ru. URL: http://os.colta.ru/society/projects/204/details/30778 (дата обращения: 11.11.2014).
16 Глеб Павловский: «Ни у кого нервы не выдержат больше двух-трех суток» [Электронный ресурс] // Colta.ru. URL: http://www.colta.ru/articles/society/2269 (дата обращения: 11.11.2014).
17 Морозов А. Консервативная революция. Смысл Крыма [Электронный ресурс] // Colta.ru. URL: http://www.colta.ru/articles/society/2477 (дата обращения: 11.11.2014).
18 Давыдова М. Культура Zero [Электронный ресурс] // Colta.ru. URL: http:// www.colta.ru/articles/theatre/23 (дата обращения: 11.11.2014).
19 Давыдова М. Путешествие по Камбожде, или Несколько слов о пользе «креа-клов» [Электронный ресурс] // Colta.ru. URL: http://www.colta.ru/articles/ society/20 (дата обращения: 11.11.2014).