Научная статья на тему 'ДИСКУРСЫ ЕВРОИСЛАМА'

ДИСКУРСЫ ЕВРОИСЛАМА Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
69
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЕВРОИСЛАМ / ИСЛАМ / ЗАПАДНАЯ ЕВРОПА / РОССИЯ / МУСУЛЬМАНЕ / ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ ЛОКАЛЬНЫХ ЦИВИЛИЗАЦИЙ / ИСТОРИЧЕСКОЕ ПРИМИРЕНИЕ / ЕВРОПЕЙСКИЕ МУСУЛЬМАНЕ / ЛИБЕРАЛЬНЫЙ ИСЛАМ / СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Шиманская Ольга Константиновна, Сенюткина Ольга Николаевна

В современном мире набирающая темп глобализация усиливает межцивилизационное взаимодействие, его следствие - европеизация неевропейских социальных миров и культур, а ответом на неё стала, своего рода, ориентализация Европы - появление и интеграция на территории европейских государств значительных мусульманских диаспор. Европеизация исламских регионов Востока и увеличение в результате миграции мусульманских общин в европейских странах ставит проблему безболезненного и плодотворного синтеза европейского образа жизни и ценностей с этикой и стилем жизни последователей ислама. Цель исследования - рассмотрение позиций, оценивающих взаимопроникновение ислама и западноевропейской культуры в дискуссиях учёных-исламоведов, политиков и религиозных деятелей. Объект исследования - дискуссии о понятии «евроислам» в современной российской и зарубежной востоковедческой литературе и общественно-политической мысли лидеров исламской уммы. Предмет исследования - содержание понятия «евроислам». Задачи исследования: проанализировать генезис появления понятия «евроислам» в новое и новейшее время; дать определение термину «евроислам» в отечественной науке и религиозно-политическом поле; выявить соотношение понятия «евроислам» с реалиями жизни мусульманского мира. Методология и методы исследования. Работа проводилась на основе общенаучных принципов объективности, системности, историзма с использованием герменевтического метода, методов контент-анализа и компаративистики и формально-логических процедур дедукции и индукции, дефинирования и классификации. Используя приёмы компаративистики, авторы делают попытку ответить на вопрос, насколько евроислам затрагивает составляющие классического ислама: его догматику, ритуалы и организация религиозной жизни. Такой подход к исламской проблематике (с акцентом на социально-политические факторы) позволяет в определённой степени обогатить методологию гуманитарных исследований дополнительным опытом использования компаративистики. В кейсе евроислама ставится вопрос о возможности «совместного существования» разных этносов и конфессий и «коллективного габитуса», с одной стороны, и базовых принципов демократии западноевропейского образца - с другой.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DISCOURSES OF EURO-ISLAM

In the modern world, the increasing pace of globalization strengthens inter-civilization interaction, its consequence is the Europeanization of non-European social worlds and cultures, and the response to it was the orientalization of Europe, that is the emergence and integration of significant Muslim diasporas on the territory of European states. The Europeanization of the Islamic regions of the East and the increase as a result of migration of Muslim communities in European countries poses the problem of a painless and, preferably, fruitful synthesis of the European way of life and values with the ethics and lifestyle of followers of Islam. The purpose of the article is to consider the positions assessing the interpenetration of Islam and Western European culture in the discussions of Islamic scholars, politicians and religious figures. The object of the study is discussions about the concept of “Euroislam” in modern Russian and foreign oriental literature. The subject of the study is the content of the concept of “Euroislam” in relation to modern socio-political life and religious practices of Muslims. The objectives of the study are: to analyze the genesis of the emergence of the concept of “Euroislam” among thinkers of different regions of residence of Muslims in new and modern times; to define the concept of “Euroislam” in domestic science and the religious and political field; to identify the relationship of the concept of “Euroislam” with the realities of the life of the Muslim world, as well as the existence of Muslim communities in Russia and Europe. The work is carried out on the basis of the general scientific principles of objectivity, consistency, historicism using the hermeneutic method, methods of content analysis and comparative studies, as well as formal-logical procedures for deduction and induction, definition and classification. Using comparative techniques, the authors have made an attempt to answer the question of how much Euroislam affects such components of classical Islam as its dogma, rituals and organization of religious life. This approach to Islamic issues allows to a certain extent to enrich the methodology of humanitarian research with additional experience in the use of comparative studies. The case of Euro Islam raises the question of the possibility of the “joint existence” of different ethnic groups and faiths and the “collective habit” (that is, the incorporation of the individual's social and political experience), on the one hand, and the basic principles of democracy of the Western European model, on the other.

Текст научной работы на тему «ДИСКУРСЫ ЕВРОИСЛАМА»

Научная статья УДК 322

DOI: 10.21209/2227-9245-2023-29-1-139-148

Дискурсы евроислама

Ольга Константиновна Шиманская1, Ольга Николаевна Сенюткина2

1 Институт Европы РАН, г. Москва, Россия

2Нижегородский государственный лингвистическииверситет им. Н. А. Добролюбова, г. Нижний Новгород, Россия

1shimansk@mail.ru; https://orcid.org/ 0000-0002-4185-5553

2 senutkina@mail.ru; https://orcid.org/0000-0002-0649-7295

В современном мире набирающая темп глобализация усиливает межциви-лизационное взаимодействие, его следствие - европеизация неевропейских социальных миров и культур, а ответом на неё стала, своего рода, ориентализация Европы - появление и интеграция на территории европейских государств значительных мусульманских диаспор. Европеизация исламских регионов Востока и увеличение в результате миграции мусульманских общин в европейских странах ставит проблему безболезненного и плодотворного синтеза европейского образа жизни и ценностей с этикой и стилем жизни последователей ислама. Цель исследования - рассмотрение позиций, оценивающих взаимопроникновение ислама и западноевропейской культуры в дискуссиях учёных-исламоведов, политиков и религиозных деятелей. Объект исследования - дискуссии о понятии «евроислам» в современной российской и зарубежной востоковедческой литературе и общественно-политической мысли лидеров исламской уммы. Предмет исследования - содержание понятия «евроислам». Задачи исследования: проанализировать генезис появления понятия «евроислам» в новое и новейшее время; дать определение термину «евроислам» в отечественной науке и религиозно-политическом поле; выявить соотношение понятия «евроислам» с реалиями жизни мусульманского мира. Методология и методы исследования. Работа проводилась на основе общенаучных принципов объективности, системности, историзма с использованием герменевтического метода, методов контент-анализа и компаративистики и формально-логических процедур дедукции и индукции, дефинирования и классификации. Используя приёмы компаративистики, авторы делают попытку ответить на вопрос, насколько евроислам затрагивает составляющие классического ислама: его догматику, ритуалы и организация религиозной жизни. Такой подход к исламской проблематике (с акцентом на социально-политические факторы) позволяет в определённой степени обогатить методологию гуманитарных исследований дополнительным опытом использования компаративистики. В кейсе евроислама ставится вопрос о возможности «совместного существования» разных этносов и конфессий и «коллективного габитуса», с одной стороны, и базовых принципов демократии западноевропейского образца - с другой.

Discourses of Euro-Islam Olga K. Shimanskaya1, Olga N. Senyutkina2

11nstitute of Europe of the Russian Academy of Sciences, Moscow, Russia

2 Nizhny Novgorod State Linguistic University named after N. A. Dobrolyubov, Nizhny Novgorod, Russia 1shimansk@mail.ru; https://orcid.org/ 0000-0002-4185-5553 2 senutkina@mail.ru; https://orcid.org/0000-0002-0649-7295

In the modern world, the increasing pace of globalization strengthens inter-civilization interaction, its consequence is the Europeanization of non-European social worlds and cultures, and the response to it was the orientalization of Europe, that is the emergence and integration of significant Muslim diasporas on the territory of European states. The Europeanization of the Islamic regions of the East and the increase as a result of migration of Muslim communities in European countries poses the problem of a painless and, preferably, fruitful synthesis of the European way of life and values with the ethics and lifestyle of followers of Islam. The purpose of the

Информация о статье

Поступила в редакцию 26.10.2022

Одобрена после рецензирования 09.02.2023

Принята к публикации 12.02.2023

Ключевые слова:

евроислам, ислам, Западная Европа, Россия, мусульмане, ценностные ориентации локальных цивилизаций, историческое примирение, европейские мусульмане, либеральный ислам, социально-политические факторы

Information about the article

Received October 26, 2022

Approved after reviewing February 9, 2023

Accepted for publication February 12, 2023

article is to consider the positions assessing the interpénétration of Islam and Western European culture in the discussions of Islamic scholars, politicians and religious figures. The object of the study is discussions about the concept of "Euroislam" in modern Russian and foreign oriental literature. The subject of the study is the content of the concept of "Euroislam" in relation to modern socio-political life and religious practices of Muslims. The objectives of the study are: to analyze the genesis of the emergence of the concept of "Euroislam" among thinkers of different regions of residence of Muslims in new and modern times; to define the concept of "Euroislam" in domestic science and the religious and political field; to identify the relationship of the concept of "Euroislam" with the realities of the life of the Muslim world, as well as the existence of Muslim communities in Russia and Europe. The work is carried out on the basis of the general scientific principles of objectivity, consistency, historicism using the hermeneutic method, methods of content analysis and comparative studies, as well as formal-logical procedures for deduction and induction, definition and classification. Using comparative techniques, the authors have made an attempt to answer the question of how much Euroislam affects such components of classical Islam as its dogma, rituals and organization of religious life. This approach to Islamic issues allows to a certain extent to enrich the methodology of humanitarian research with additional experience in the use of comparative studies. The case of Euro Islam raises the question of the possibility of the "joint existence" of different ethnic groups and faiths and the "collective habit" (that is, the incorporation of the individual's social and political experience), on the one hand, and the basic principles of democracy of the Western European model, on the other.

Keywords:

Euroislam, Islam, Western Europe, Russia, Muslims, value orientations of local civilizations, historical reconciliation, European Muslims, liberal Islam, socio-political factors

Введение. В Российской Федерации интерес населения к исламу обоснован, поскольку мусульманская культура - неотъемлемая часть российской. Актуализация внимания к исламу в 2022 г. связана с 1100-летием его официального принятия на российской территории. Этот юбилей значим для всех россиян, а не только мусульманской уммы. Поддержанный властью он приобрёл значимые масштабы. Официальное утверждение ислама Волжской Булгарией в среднем течении реки Волги, то есть в центре нынешней европейской части России в 922 г., рассматривается как событие во многом предопределившее создание уникальной многоконфессиональной российской цивилизации. Юбилей вновь обращает внимание исследователей на современное понимание ислама в целом и евроислама, в частности, на содержание термина «евроислам» в российском сознании. Ислам сегодня - не только элемент общинного и семейного самосознания: он -важнейшая составляющая осмысления сути мировых глобальных процессов и этно-кон-фессиональных взаимодействий.

Во введении к статье сошлёмся на слова российского религиоведа, политолога Р. Н. Лункина, сказанные в 2022 г. в связи с Всемирной неделей гармоничных межконфессиональных отношений, отмечаемой во всем мире с 1 по 7 февраля: «...на мировой арене мы ... сами себя изолируем, хотя Россия могла бы представить свой опыт и своих, не менее ярких религиозных лидеров и учёных» [8]. Эта мысль наталкивает исследователей на необходимость более активного изучения

лексического поля и его отдельных единиц в сознании российских мусульман и светских исламоведов. Добавим к сказанному, что в последнее время у многих мусульман (так или иначе) всё ярче проявляется движение мысли в сторону Европы, давшее начало так называемому «евроисламу». В самом термине соединяются европейский и исламский миры. Это ещё одно подтверждение целесообразности изучения тенденций сближения ценностных установок локальных цивилизаций.

Тема дискурсов евроислама только начинает входить в историографию: по сути, изучение этого явления делает первые шаги. Это подтверждается, хотя бы тем, что содержание термина «евроислам» ещё не отработано в научной лексике. То же можно сказать и о соотношении понятий «евроислам», «ислам», «исламизм» и др. Такими отечественными авторами как П. Н. Костылев, Р. М. Мухамет-шин, Д. В. Мухетдинов, Э. А. Паин, И. В. Ста-родубовская в этом направлении мысли намечены лишь определённые тенденции. Зарубежные исследователи: немецкие философ и политолог Хайнер Билефельдт, арабист Вольфганг Шваниц, франко-турецкая социолог Нилюфер Гёле, французский философ Оливье Руа, изучающие ислам в Европе и влияние европейских ценностей на мир ислама, также дают разнообразные определения названным понятиям в контексте тех или иных проблем и актуальных событий, происходящих во взаимодействии европейских и исламских ценностей и стилей жизни.

Важно отметить, что западный, восточный и российский взгляды на евроислам раз-

личаются, поэтому направлением развития историографической мысли может быть исследование причины и сути отличий на основе использования компаративистики.

Результаты исследования и их обсуждение. Изменчивость в жизни мирового сообщества - причина зарождения в сознании мыслителей такого понятия как «евроислам». Разнообразие форм жизнедеятельности во времени и пространстве порождает отличия локальных цивилизаций и их культур. В результате складываются специфические черты отдельных цивилизаций, выраженные в ценностных установках обществ, в присущих им особенностях экономики, политики, социальной жизни. Активизация западноевропейской цивилизации в новое время, её стремление подчинить себе исламский мир привели к пониманию мусульманами необходимости поиска путей обновления, реформирования своего осознания мира и своей роли в нём в противовес Западу. Итак, появление понятия «евроислам» связано, с одной стороны, с религиозным реформизмом, с другой - с изменением геополитической ситуации в новое время.

Первые шаги в обновлении мусульманской жизни и теоретические обобщения на этот счёт продемонстрировали лидеры исламского мира примерно в одно время, как на Ближнем Востоке, так и в России. Формирование интеллектуальной традиции реформирования ислама ярко выражено у Мухаммада Абдо (1849-1905), Мухаммада аль-Афгани (1839-1897), Хусаина Фаизханова (18281866), Шихабаддина Марджани (1818-1889), Исмаила Гаспринского (1851-1914) и многих российских обновленцев-джадидов. Ара-бо-мусульманская мысль великих реформаторов ислама дополнялась татарскими богословами и светскими тюрками, поскольку они появлялись как в среде теологов, так и в среде светских общественных деятелей: Юсуф Акчура (1876-1935), Алимардан Топчибашев (1863-1934) и др.

Некоторые реформаторы получали образование в Европе: казанский татарин Юсуф Акчура (Свободная школа политических наук в Париже), азербайджанец Ахмет Ага-оглу (1869-1939) (Парижская Высшая школа прикладных исследований, юридический факультет Сорбонны) и др. Представители исламской традиции, получив европейские знания, ломали традиционную обособленность мусульманского общества, сохранявшего свою религию - ислам, язык, традиции,

быт, культуру в целом. Их мысли и действия были протестом против косности, консерватизма мусульманского общества в новое и новейшее время.

«Если мы хотим выжить, - писал Ах-мет Агаоглу, - мы должны секуляризировать наши взгляды на религию, мораль, социальные отношения и закон. Это возможно только путём открытого и безоговорочного принятия разума, а также поведения цивилизации, которой мы обязаны подражать» [2. С. 277]. Часть мусульманского мира переходила к светским нормам жизни, например - Турция времен Ататюрка, советником которого был и Агаоглу.

Действительно, мусульманский мир в технико-технологическом смысле всё больше отставал от Западной Европы. А западные мыслители, оправдывая колониализм, отмечали неспособность уммы соответствовать идеям прогресса. Дихотомия «Запад-Восток» была подмечена Э. Саидом и подвергалась критике [16. С. 28]. Критика Саидом западного востоковедения, заставляет задуматься об эффективности определения «евроислам», толкающего нас на путь поиска взаимодействия западноевропейцев и мусульман, хотя западные концепты модернизации всё больше ориентируют исследователей на национальный, а не конфессиональный, вектор. В ХХ в. тенденции реформирования усиливались: всё чаще учёных и богословов, интересовали понятия «модернизация», «постмодерн» в переплетении с исламом, то есть усиление этнического начала в общественной жизни по отношению к конфессиональному. Умма узнавала западный мир благодаря глобализации, расширением кругозора мусульман, развитием секулярности в мировом сообществе. Хотя исследователи и отмечают, что «мусульманский дискурс менее секуляризован» [5. С. 61], чем, например, христианский. Взаимовлияния Западной Европы, России и Востока подвергались большему культурному взаимопроникновению. Это ярко персонифицировал упомянутый ранее Ахмед бек Агаоглу, один из наиболее последовательных сторонников европеизации мусульманского Востока.

Европеизации ислама способствовали не только идеи мыслителей, но и объективные процессы колонизации и миграций. Фактором переплетения западноевропейских и исламских культурных начал стала урбанизация, в её ходе произошёл отход от относительно моноконфессиональных обществ

к всё большей поликонфессиональности и сравнению разных образов жизни. Бывшие жители восточных стран, оказавшись в западноевропейской стихии, осознавали строгость традиционных мусульманских норм и образа жизни, и желали послаблений. Делались попытки соединить западноевропейские концепции с исламскими (например, так называемая султангалиевщина - социалистический ислам в ранней истории советской России). Созревшие предпосылки зарождения и факторы закрепления евроислама в реальной жизни побуждали ученых обращать большее внимание на исследование смыслов евроис-лама.

Одно из определений понятия «евро-ислам» было дано в начале XXI столетия Р. М. Мухаметшиным в Энциклопедическом словаре «Ислам на европейском Востоке». В это время проявился интерес к разным дискурсам ислама и возможности его поворота в сторону западноевропейской действительности. Определение звучало следующим образом: «Евроислам - понятие, отражающее одно из направлений интеллектуальных поисков по определению места ислама в современном обществе и выявлению принципов его адаптации к ценностям западноевропейской цивилизации»1.

В этом определении, с которым можно согласиться, евроислам, в первую очередь, связывается со сферой сознания, а не объективной реальностью, и рассматривается как результат интеллектуальной деятельности учёных-гуманитариев. Это определение, что справедливо, не обозначено как устойчивое, однозначно принятое специалистами, интересующимися исламом. В нём ценно то, что евроислам отмечен как проявление межци-вилизационных связей, то есть отражает их возможности в современном мире на теоретическом уровне.

Интересно соотношение понятий «евро-ислам» и «исламизм». Об этом рассуждают представители академического сообщества: «Иногда под исламизмом подразумевают все фундаменталистские течения ислама. Более популярное определение этого термина сводит его к политическому исламу. Однако и в этом случае в данное понятие могут включаться, а могут и не включаться сторонники насилия - джихадисты. В любом случае речь идет о тех течениях, чей социальный идеал, ориентирующийся на установление

1 Ислам на европейском Востоке: энциклопедический словарь. - Казань: Магариф, 2004. - С. 95-96.

исламского правления, основанного на законах шариата, принципиально отличается от мейнстрима европейского общества, то есть о радикалах» [17. С.147].

В России, как правило, содержание понятия «евроислам» интерпретируют как часть ислама в целом, называя его либеральным, просвещённым. Так, Р. Н. Лункин в своём докладе на Международной научно-практической конференции «Интеграционные процессы в Евразии: межкультурный диалог и социокультурные практики взаимодействия» (27-29 апреля 2022 г., Москва) озвучивал мысль о том, что либеральная демократия признаёт действие религиозного фактора, тем самым связывая западные либеральные идеи и идеи религиозные, в том числе исламские. В том же ключе на той же конференции Г. И. Гаджимурадова на примере Северной Европы показывала продуктивность процесса коллективного габитуса, возможного из-за массовых миграций мусульман в Европу2.

Понимание евроислама, как просвещённого ислама, объясняется тем, что просвещение в российской истории увязывается с идеями великих просветителей Западной Европы, но не Востока. Определение евроислама, как либеральной идеологии - результат переноса представлений о значимости идей западноевропейских просветителей на иной объект исследования - ислам в Европе и его теоретическое обозначение - евроислам.

Если практикующий мусульманин признаёт, что можно из общей исламской канвы вытаскивать евроисламскую «нитку», именуя только её «просвещенной», то он встаёт на путь реформирования жизни уммы в угоду Западу и фактически отрывает исламскую цивилизацию от других локальных миров. Однако реалии Западной Европы толкают исследователей к тому, чтобы их изучать как результат соединения стилей жизни мусульманина и западноевропейца, принадлежащего к светской и немусульманской традиции. В России есть свой опыт выхода из названной проблемы, опыт джадидистского обновленчества, позволяющего, не нарушая канонов ислама, встать на путь модернизации: совместить свой, так называемый традиционный ислам, истоки которого лежат в классическом исламе, и реформирование мусульманской действительности [7].

2 Поскольку тезисы докладов на конференции не опубликованы, авторы ссылаются на конспекты докладов участников мероприятия, сделанные одним из них. Из личного архива О. Н. Сенюткиной. 27-29.04.2022.

Многие из мусульман понимают важность исторического примирения Запада и ислама, считая его достижимым. Об этом неоднократно говорил Экмеледдин Ихсаноглу, выполнявший в 2004-2014 гг. обязанности генерального секретаря Организации Исламской конференции (ОИК). Он утверждал по поводу сближения Запада и ислама: «Я не думаю, что такой подход утопичен, ибо на протяжении веков мусульмане, христиане и евреи жили вместе в мире и гармонии в мусульманском мире, являя всему свету пример братства разных вероисповеданий» [12. С. 69]. Э. Ихсаноглу предложил Западу обратить внимание на «12 потенциальных преимуществ, которые может предложить ислам, - не для приведения Запада под сень зелёного знамени, но для уврачевания его пороков» [12. С. 202-204]. 12 отдельных составляющих вклада, который могут внести мусульмане для излечения западного общества, Э. Ихсаноглу считал равносильными «социальной и моральной революции».

Интересен тот факт, что тенденции тяготения исламского мира к западноевропейским ценностям уловили и отразили в своих трудах учёные и России, и Европы. Однако, как отметил Р. Мухаметшин, «...по подходам и смысловому значению российская и европейская версия евроислама отличаются. По мнению западноевропейских учёных, евро-ислам представлял светский ислам, который вполне может уживаться с демократическим государственным устройством и укладом жизни современных стран Запада. В отечественных (российских - авт.) публикациях понятие «евроислам» в основном используется как синоним «неоджадидизма», как форма выявления новых интеллектуальных и потенциальных возможностей ислама, попыткой выработать интеллектуальные модели адаптации его в условиях индустриального общества»1.

В российской историографии идеологом евроислама обычно называют Р. С. Хакимо-ва, который связывает понятие «евроислам» с обновлением, то есть с джадидизмом, если понимать его в широком смысле слова, а не трактовать только как движение сторонников нового метода в преподавании. Предположительно, автор термина не был уверен в необходимости его использования и говорил в одном из интервью: «Критика евроислама заставила меня усомниться в целесообраз-

1 Ислам на европейском Востоке: энциклопедический словарь. - Казань: Магариф, 2004. - С. 95.

ности термина, но не в перспективности джа-дидизма» [19].

«Отец российского евроислама» напоминает о достижениях Западной Европы. Он пишет: «Если несколько упростить картину, что порой лучше высвечивает суть, нежели длинные научные рассуждения, то Возрождение/Ренессанс появляется вместе с (1) капитализмом, (2) подчинением религиозной жизни светским законам, (3) университетами, отказавшимися от схоластики, (4) провозглашением гражданского равенства вместо сословного деления и (5) уважением к личности человека. Можно долго цитировать арабских философов, ссылаться на Ибн-Рушда, повлиявшего на европейскую философию и науку, Ибн Сину (Авиценну) с его трактатом "Канун" и других великих исламских ученых, но факт остается фактом - Возрождение состоялось в Европе, а не в исламском мире». Признавая и последующие достижения Западной Европы (прогресс в сфере техники и технологий), Р. Хакимов тем самым подтверждает правильность термина «евроислам», считая, что учёные должны заниматься исследованием реальной жизни, а не схоластикой («схоластика в XXI в. - нонсенс»).

В свою очередь, российские критики евроислама [6] утверждают важность религиозного фактора в жизни общества и не принимают ценности современного Запада, о которых пишет Р. Хакимов.

К западным теоретикам евроислама относят, в первую очередь, таких учёных, как Тарик Рамадан, Бассам Тиби [1; 15], А. Баят, Т. Модуд [3]. Они и их последователи ставят вопрос о том, есть ли разница между европейскими мусульманами, которые считают себя частью европейской семьи, и мусульманами в Европе? Размышляя над ответом, профессор Фрибургского университета (Швейцария) Тарик Рамадан в своей книге «Что значит быть европейским мусульманином» [22] утверждал, что не надо делить мир на западный и мусульманский, замыкать мусульман в рамках добровольных гетто и настаивать на сближении последователей ислама, проживающих в Европе, с европейской культурой. «Называя себя мусульманами, живущими в Европе, - пишет Г. И. Гаджимуратова, - люди заведомо отвергают окружающую их действительность как чужеродную, но, называя себя европейскими мусульманами, напротив, подчёркивают, что одновременно принадлежат и к исламской, и к западной цивилизации. ... По мнению Т. Рамадана, нужно различать прин-

ципы ислама и его традиции, которые могут быть различными с учетом истории и культуры народа, а также законов страны проживания. Ислам един, но культур множество. В исламе есть место и единению, и многообразию. Когда мы говорим о европейском, канадском, американском, западном исламе, «европей-скость», «западность» относится к культуре, в то время как принципы, изложенные в Коране, остаются исламскими» [3. С. 62].

По-видимому, новое, рождающееся такое социальное явление как евроислам требует изучения, в результате которого подтвердится возможность соединения ценностных ориентиров западноевропейцев с культурными установками религии.

Отдельным предметом исследования можно считать либеральный ислам без европейского влияния: специфическое развитие турецкого, тунисского, египетского и некоторых других обществ, находящихся вне Западной Европы, но исторически испытавших на себе влияние западноевропейской цивилизации. Интересен ислам хадари, называемый цивилизованным исламом, и его идеолог Абдулла Бадави [11. С. 123-125]. И, хотя сегодня либеральный ислам осуждают в таких странах, как Иран и Саудовская Аравия, факт сближения форм жизни западноевропейцев и мусульман вряд ли можно отрицать.

Современные российские неоджадиди-сты из богословской среды подчёркивают приверженность к основным канонам классического ислама. Более того, обновление мусульманской жизни рассматривается как вечная категория, присущая любой религии. «Религия и наука в любую эпоху требуют обновления, - пишет Равиль Гайнутдин, - обновления не самих принципов познания и основ веры, а человеческой восприимчивости к ним ...ислам был открыт одновременно как религия обновления и как завершенная религия. Здесь нет никакого противоречия, поскольку предшествующие исламу учения также исходили из совершенства своего послания» [9. С. 6, 7].

Неоджадидисты не отделяют ислам от идей «возрождения» (ислах) и идей обновления (тадждид). Осмысление этого тезиса актуализирует усилия ученых, думающих о коранической онтологии. Неслучайным является выход книг серии «Современные исламские мыслители», в которых дается систематический анализ архаизирующего и обновленческого дискурсов, доминирующих сегодня в исламском обществе. В этих

книгах формируется новый взгляд на феномен откровения, наблюдается отход от традиционной точки зрения о принципиальной «нерациональности» религиозного закона, утверждается, что понятия «правильного» и «неправильного» имеют объективную этическую природу [9. С. 28].

Мотивация провести обновление в мусульманском обществе не касается основных канонов религии. Акценты могут быть поставлены лишь на большем внимании к Корану как источнику богословского знания, либо к Сунне наряду с Кораном, либо к особому вниманию к Хадисам [7. С. 113].

Что касается религиозных практик, то рассуждения по этому поводу выходят в конкретику повседневности:

- принятие элементов западного образа жизни мусульманами, живущими в Европе (не носить хиджаб, не соблюдать требования к пищевому рациону, курить, пить, участвовать в конкурсах красоты с элементами западной одежды, и пр.); то есть, по сути, идти по пути соблазна ослабить строгость шариатских норм поведения, принятых в мусульманском обществе;

- образовательные практики: приемлемость изучения светских дисциплин в мусульманских учебных заведениях.

В более категоричном варианте взаимодействий мусульман, живущих в Европе с немусульманами, можно вспомнить конфликтные ситуации: некоторые мигранты-мусульмане (и не только мигранты) стремятся показать себя победителями западноевропейцев, ушедших от своей исконной религии - христианства (католицизма и протестантизма), унизить их как неспособную воспроизвести себя общность, уменьшающуюся количественно и оскорбляющую самих себя качественно.

Что касается институциализации мусульманской жизни, то очевидна тенденция ко все большей активизации организационных структур мусульман разных регионов [7; 21].

По-видимому, надо искать реальный евроислам, а не модельную конструкцию, через изучение взаимодействия мусульман со светской частью населения Западной Европы. Мотивация повышения уровня активности мусульман в Европе - это стремление мусульман отстоять свою самость в условиях существования разных позиций политических элит европейских государств по отношению к ним.

Если вести речь о России, то, по мнению Р. Р. Сафиуллиной-Ибрагимовой, происходит соединение активности мусульман Татарста-

на, имеющих сильные традиции джадидизма (в отличие от Северного Кавказа) с татарским суфизмом [7]. Хотя суфизм - однозначно неевропейское явление религиозной мысли и практики, именно казанское обновленческое движение рубежа XIX-XX столетий можно рассматривать одним из базовых оснований перемен сознания исламского общества и его тяги к новациям.

Известный немецкий писатель и публицист Ральф Джордано (Ralph Giordano, 19232014) в своё время подверг острой критике мнение политиков о том, что ислам отныне является такой же частью Германии, как христианство и иудаизм. По его мнению, нельзя приравнивать реальный ислам к некому идеализированному, соответствующему европейским ценностям исламу, который существует лишь в мечтах. По словам публициста, «политический и воинственный ислам вообще нельзя никуда интегрировать» [14]. Ральф Джордано считал, что необходимо дать внятный ответ на вопрос о совместимости ислама со свободой совести, равноправием женщин, плюрализмом и принципом отделения религии и церкви от государства - всем тем, что составляет основу демократии. Причину провала интеграции многих выходцев из мусульманских стран в немецкое общество, он видел в самих мусульманах и в исламе.

К тому же, обозначим типичную позицию мусульманских журналистов в отношении действий политической элиты западноевропейских государств. В статье в NoonPost от 29 мая 2021 года египетский журналист Фа-рид Хафез написал: «Призрак бродит по Европе - призрак политического ислама. От борьбы Франции против «исламо-левизны» до борьбы Австрии против «политического ислама», мусульмане и мусульманские антирасистские группы гражданского общества подвергаются всё большему давлению со стороны государственных властей. В обеих странах правительства закрывали неправительственные организации и мечети, ограничивали свободу выражения мнений, совершали облавы на дома и различные учреждения под предлогом «войны с терроризмом». Подобные меры усилились после террористических атак, произошедших в прошлом году» [20]. Автор имеет в виду теракты 2020 г. во Франции и Австрии и негативную реакцию на них руководства Евросоюза. Позиция политической элиты в государствах Центральной Европы более нейтральная и выражается в том, чтобы не принимать иммигрантов

и не давать им каких-либо льгот и прав, как это делается западноевропейцами. Причина проста: над Центральной Европой не тяготеет колониальное прошлое.

Западная Европа, напротив, испытывает комплекс вины. К тому же, ей необходимо ликвидировать разрыв между декларируемыми правами человека и не в полной мере следованием к обеспечению иммигрантов тем качеством жизни, которое имеется у коренных европейцев (ради которого и едут в Европу мусульмане). Судя по европейским СМИ, в частности, по серии статей Дель Валля [4] и некоторым художественным произведениям [18] неприязнь к исламу постоянно подогревается. Например, один из героев названного произведения, действие которого происходит в 2022 г. (написано в 2018 г.) говорит, что пока ещё западное общество остаётся социал-демократическим; и в этой фразе ключевое слово «пока». Можно сослаться на то, что жанр книги - фантастика, но работа является бестселлером и оптимизма в сознание европейца не добавляет, напротив, склоняет к тому, что мусульмане осуществляют натиск на Европу.

В первую очередь, отметим, что словосочетание «ислам в Европе» и термин «евроислам» не синонимичны. Рассмотрение сюжета «ислам в Европе» констатирует наличие мусульман в европейских странах, а не сложности их интеграции в европейские общества. Евроислам, напротив, акцентирует внимание на взаимопроникновении ценностных ориентиров западноевропейского и мусульманского обществ. Российские политологи выдвинули три сценария предполагаемого будущего ислама в Западной Европе:

1) подъём национализма в случае прихода к власти ультраправых политиков, которые ограничат долю мусульман в европейском обществе до 6-8 % путём жёстких иммиграционных мер;

2) консервация нынешнего состояния, в результате чего интеграция перейдет в вялотекущий процесс; мусульмане остаются в рамках европейского общества, но представляют второсортную социальную группу;

3) десегрегация и умеренная интеграция, что предполагает, «с одной стороны, изменения внутри европейского ислама, а с другой стороны - к модификации европейского общества»; «для мусульман это будет означать не ассимиляцию, но, скорее, приспособление к реалиям европейской жизни» [10. С. 229-230].

Заключение. Евроислам как социальное явление необходимо изучать в условиях

противоречивости процесса глобализации, когда сталкиваются и взаимодействуют стили жизни мусульман и немусульман. Требует изучения вопрос, в каких формах может укрепляться ислам в Западной Европе, для которой он всегда был чужим, но которая должна считаться с миграционными процессами и демографическим показателями, утверждающими неизбежность роста влияния ислама во всем мире.

С академической повестки дня не сходит необходимость изучения политического ислама, а также отражения религиозных мусульманских практик в тех или иных, имеющих явно выраженную специфику западноевропейских обществах.

Движение мысли к евроисламу способствует размыванию ценностных ориентаций мусульманского мира, а также канонической основы ислама, поскольку вносит в сознание верующих чуждые им элементы западноевропейских ориентаций. То есть, существует опасность потерять базовые основания уммы: уйти от столпов религии (незаметно, медленно, но с возможным вариантом всё большего ухода от классического ислама), встать на путь преобладания этнического над конфессиональным. Тем не менее, многие мусульмане, живущие в Европе, ищут сближения либеральной и исламской системами ценностей, связи и переплетения между ними.

Российский опыт жизнедеятельности мусульман является в целом относительно спокойным после включения тех или иных преимущественно исламских регионов в немусульманское политическое пространство: самодержавное, имперское, затем советское и постсоветское. Но и в западноевропейском обществе существует вектор на стабильность, следовательно, любой опыт государственно-мусульманских отношений, в том числе и российский, может быть полезен.

Список литературы_

Важно отметить прояснение содержания, которое вкладывается в понятия «политический ислам», «исламизм». Об этих тонких смысловых различиях следует чаще писать и говорить в международных СМИ, отражая разные мнения на этот счёт. Понятие «политический ислам» гораздо многозначнее, чем редукция его содержания к экстремизму и терроризму. Можно провести аналогию с происходившей в своё время подменой содержания понятий «ваххабизм» и «терроризм», которая была популярна в российских СМИ. Не только для принятия политических решений, в частности, в деле изменения законодательства, направленного в сторону ислама, но и для уточнения необходимого учёным понятийного аппарата, отражающего мусульманские реалии и Запада, и России, безусловное значение имеют социологические опросы. Эти усилия социологов разных стран дают возможность учёным-аналитикам гуманитарной сферы более глубоко осознавать общее и особенное в развитии мусульманских сообществ.

Исторический опыт показывает, что уход от традиционности бытия ведёт к потере ориентации в общественном пространстве. И в этом контексте существует некая опасность, которую несёт в себе евроислам. Неслучайно, как только появляются новаторы со своими идеями - ответом на это появление становится всплеск недовольства со стороны традиционалистов.

Судьба понятия «евроислам» зависит, на наш взгляд, от того, насколько будут в реальности приближаться друг к другу мусульманский и западный миры. Это и будет влиять на большую или меньшую интенсивность размышлений о евроисламе, его популярности как в научном, так и в общественно-политическом дискурсе, его нужности или ненужности в общественной мысли мирового сообщества.

1. Ачкасов В. А. Идеология евроислама: Тарик Рамадан и Бассам Тиби // ПОЛИТЭКС. 2012. Т. 8, № 1. С. 190-199.

2. Бетрам К. Представляя турецкий дом: коллективное видение дома. Техас: Техасский университет, 2008. 380 с.

3. Гаджимурадова Г. И. Европейские мусульмане и мусульмане в Европе: рядом или вместе? // Власть. 2018. № 2. С. 60-63.

4. Дель Валль А. Неоосманский исламизм шагает по Европе. Текст: электронный // Atlantico. Франция. 2015. 6 апр. URL: https://inosmi.ru/202 10406/249 501484.html (дата обращения: 21.09.2022).

5. Денисова Л. В., Морозов А. А. Общественно-политическая активность религиозных объединений: клерикализация и секуляризация // Вестник Забайкальского государственного университета. 2021. Т. 27, № 9. С. 55-64.

6. Загидулла Ф. Опять о «евроисламе». Критика книги Рафаэля Хакимова «Где наша Мекка?». Текст: электронный // Звезда Поволжья. 2004. № 4. 29 янв. URL: http://intelros.ru/pdf/red_club/11.pdf (дата обращения: 21.09.2022).

7. «Ислам, имеющий мирную и добрую сущность»: дискурс о традиционном исламе в среде тюрок-мусульман европейской части России и Крыма. М.: Новое литературное обозрение, 2021. 280 с.

8. Лункин Р. Н. Комментарий. Всемирная неделя гармоничных межконфессиональных отношений. Facebook/Фейсбук (ныне запрещен в РФ).

9. Мухетдинов Д. В. Современные исламские мыслители. М.: Медина, 2021. 452 с.

10. Мухетдинов Д., Бородай С. Ислам в Европе. М.: Медина, 2016. 240 с.

11. Погадаев В. А. Премьер-министр Малайзии Ахмад Бадави // Тихоокеанское обозрение 20042005. М.: Ключ-C, 2006. С. 123-125.

12. Попов В. В. Выдающийся деятель исламского мира, профессор Экмеледдин Ихсаноглу (генеральный секретарь Организации Исламская конференция). М.; Н. Новгород: Медина, 2010. 206 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

13. Потанина С. В. Некоторые аспекты взаимоотношений государства и религии за рубежом // Журнал российского права. 2001. № 4. С. 105.

14. Публицист ФРГ отказал мусульманам в способности европеизироваться. URL: https://newsland. com/post/409 0657-publitsist-frg-otkazal-musulmanam-v-sposobnosti-evropeizirovatsia (дата обращения: 21.09.2022). Текст: электронный.

15. Садыхова А. А. 2010. Евроислам: две концепции и перспективы // Труды Санкт-Петербургского государственного института культуры. 2010. Т. 190. С. 19-26.

16. Саид Э. В. Ориентализм. Западные концепции Востока. СПб.: Русский мiръ, 2016. 672 с.

17. Стародубровская И. Европа и мусульмане: обоснование альтернативных вариантов политики // Государство, религия, церковь в России и за рубежом. 2021. № 1. С. 146-174.

18. Уэльбек М. Покорность. М.: ЛитРес, 2015. 43 с.

19. Хакимов Р. Где наша Мекка? (Манифест евроислама). URL: https://www.business-gazeta.ru/ article/79936 (дата обращения: 21.09.2022). Текст: электронный.

20. Хафез Ф. NoonPost (Египет): почему Европа начала охоту на ведьм против «политического ислама»? URL: https://inosmi.ru/20210529/249810310.html (дата обращения: 21.09.2022). Текст: электронный.

21. Сesary J. Securitization of Islam in Europe. URL: https://www.euro-islam.info/wp-content/ uploads/2009/05/cesari-2009.pdf (дата обращения: 21.09.2022).

22. Ramadan T. To Be a European Muslim. Markfield: Islamic Foundation, 1999. 150 р.

References_

1. Achkasov V. A. Ideology of Euroislam: Tariq Ramadan and Bassam Tibi. POLITEX, vol. 8, no. 1, pp. 190-199, 2012. (In Rus.).

2. Betram K. Introducing the Turkish House: a collective vision of the house. Texas: University of Texas, 2008. (In Rus.).

3. Gadzhimuradova G. I. European Muslims and Muslims in Europe: side by side or together? Power, no. 2, pp. 60-63, 2018. (In Rus.).

4. Del Valle A. Neo-Ottoman Islamism is marching through Europe. Atlantico. France, April 6, 2015. Web. 21.09.2022. https://inosmi.ru/202 10406/249 501484.html. (In Rus.).

5. Denisova L. V., Morozov A. A. Socio-political activity of religious associations: clericalization and secularization. Transbaikal State University Journal, vol. 27, no. 9, pp. 55-64, 2021. (In Rus.).

6. Zagidulla F. Again about "euroislam". Criticism of the book by Raphael Khakimov "Where is our Mecca?". Star of the Volga region, no. 4, January 29, 2004. Web. 21.09.2022. http://intelros.ru/pdf/red_club/11.pdf. (In Rus.).

7. "Islam having a peaceful and kind essence": a discourse on traditional Islam among the Muslim Turks of the European part of Russia and Crimea. Moscow: New Literary Review, 2021. (In Rus.)

8. Lunkin R. N. Comment. World Week of Harmonious Interfaith Relations. Facebook/Facebook (now banned in the Russian Federation). 02.02.2022. (In Rus.).

9. Mukhetdinov D. V. Modern Islamic thinkers. Moscow: Medina, 2021. (In Rus.).

10. Mukhetdinov D., Borodai S. Islam in Europe. Moscow: Medina, 2016. (In Rus.).

11. Pogadaev V. A. Prime Minister of Malaysia Ahmad Badawi // Pacific Review 2004-2005. Moscow: Klyuch-C, 2006. (In Rus.).

12. Popov V. V. Outstanding figure of the Islamic world, Professor Ekmeleddin Ihsanoglu (Secretary General of the Organization of the Islamic Conference). M.; N. Novgorod: Medina, 2010. (In Rus.).

13. Potanina S. V. Some aspects of the relationship between the state and religion abroad. Text: electronic // Journal of Russian Law, no. 4, p. 105, 2001. (In Rus.).

14. A German publicist denied Muslims the ability to Europeanize. Web. 21.09.2022. https://newsland. com/post/409 0657-publitsist-frg-otkazal-musulmanam-v-sposobnosti-evropeizirovatsia. (In Rus.).

15. Sadyhova A. A. 2010. Euroislam: Two concepts and perspectives. Proceedings of the Saint Petersburg State Institute of Culture, vol. 190, pp. 19-26, 2010. (In Rus.).

16. Said E. V. Orientalism. Western concepts of the East. Saint Petersburg: Russian World, 2016. (In Rus.).

17. Starodubrovskaya I. Europe and Muslims: justification of alternative policy options. State, religion, church in Russia and abroad, no. 1, pp. 146-174, 2021. (In Rus.).

18. Houellebecq M. Submission. M.: LitRes, 2015. (In Rus.).

19. Khakimov R. Where is our Mecca? (Euroislam Manifesto).Web. 21.09.2022. https://www.business-gazeta.ru/article/79936. (In Rus.).

20. Hafez F. NoonPost (Egypt): Why has Europe started a witch hunt against "political Islam"? Web. 21.09.2022. https://inosmi.ru/20210529/249810310.html. (In Rus.).

21. Sesagu J. Securitization of Islam in Europe. Web. 21.09.2022. https://www.euro-islam.info/wp-content/ uploads/2009/05/cesari-2009.pdf. (In Eng.).

22. Ramadan T. To Be a European Muslim. Markfield: Islamic Foundation, 1999. (In Eng.).

Сведения об авторах_

Шиманская Ольга Константиновна, канд. филос. наук, доцент, ст. науч. сотрудник центра по изучению проблем религии и общества Отдела социальных и политических исследований Института Европы Российской академии наук, г Москва, Россия; shimansk@mail.ru. Область научных интересов религиоведение, социология религии, история религии, философия религии, антропология религии, религиозные процессы в современной России, Европе и мире. Автор более двухсот научных работ.

Сенюткина Ольга Николаевна, д-р ист. наук, доцент, проф. кафедры философии, истории и теории социальной коммуникации Нижегородского государственного лингвистического университета им. Н. А. Добролюбова, г. Нижний Новгород, Россия; senutkina@mail.ru. Область научных интересов: история России, история цивилизаций, исламоведение, религиоведение, религиозные процессы в современной России, Европе и мире. Автор более двухсот научных работ.

Information about authors

Shimanskaya Olga K., candidate of philosophical sciences, associate professor, senior researcher, Center for the Study of Religion and Society Problems, Social and Political Studies department, Institute of Europe, Russian Academy of Sciences, Moscow, Russia; shimansk@mail.ru. Research interests: religious studies, sociology of religion, history of religion, philosophy of religion, anthropology of religion, religious processes in modern Russia, Europe and the world. The author of more than two hundred scientific papers.

Senyutkina Olga N., doctor of historical sciences, associate professor, professor of Philosophy, History and Theory of Social Communication department, Linguistics University of Nizhny Novgorod named after N. A. Dobrolyubov, Nizhny Novgorod, Russia; senutkina@mail.ru. Research interests: history of Russia, history of civilizations, Islamic studies, religious studies, religious processes in modern Russia, Europe and the world. The author of more than two hundred scientific papers.

Вклад в статью_

О. К. Шиманская - предложена методология и гипотеза исследования, сбор и анализ материала. О. Н. Синюткина - написание текста, сбор и анализ материала.

The authors' contribution to the article

O. K. Shimanskaya - proposed methodology and research hypothesis, collection and analysis of material. O. N. Senyutkina - writing text, collecting and analyzing the material.

Для цитирования_

Шиманская О. К., Сенюткина О. Н. Дискурсы евроислама // Вестник Забайкальского государственного университета. 2023. Т. 29, № 1. С. 139-148. DOI: 10.21209/2227-9245-2023-29-1-139-148.

For citation

Shimanskaya O. K., Senyutkina O. N. Discourses of Euro-Islam // Transbaikal State University Journal. 2023. Vol. 29, no 1. Pp. 139-148. DOI: 10.21209/2227-9245-2023-29-1-139-148.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.