Анализируется понятие «политическая культура». Даны подходы к его изучению в современной лингвокультурологической науке. Представлена классификация концептов политической культуры, описывается концепт «толерантность».
Ключевые слова: политическая культура, политический дискурс, концепт
В последние десятилетия становится актуальным изучение политической культуры. Это связано с возрастающей политической активностью граждан. Роль политических процессов в жизни современного общества становится определяющей, ибо она непосредственно связана с рассмотрением особенностей когнитивных явлений в процессе политической коммуникации. Это определяет потребность в более детальном изучении концептов массового политического сознания и социальных стереотипов, свойственных большинству носителей определённой культуры. Как показало развитие наук на современном этапе познания мира, основным объектом научного познания является человек, а следовательно, весьма актуальными становятся исследования в области когнитивистики, позволяющие увидеть отражение мыслительных процессов, особенности человеческой когниции.
Существующие понятия политической культуры дифференцируются на две основные группы. Первую составляют, на наш взгляд,
УДК 32:316.7
Перевалова Ксения Геннадьевна
Kseniya Perevalova
ДИСКУРСООБРАЗУЮЩИЕ КОНЦЕПТЫ ПОЛИТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
DISCOURSE-FORMING INCEPTS OF POLITICAL CULTURE
The article examines the concept of "political culture" and approaches to its study in modern linguo-culturological science. We also consider the classification of concepts of political culture and describe in detail the concept of "tolerance"
Key words: political culture, political discourse, the concept
сравнительно узкие трактовки данного понятия, где политическая культура сводится, по сути, к комплексу политических ориентаций, установок и поведения индивидов. Сторонники широкого понимания политической культуры рассматривают ее в качестве важного компонента общей культуры, связанного с политикой. Представляется, что оба этих подхода не взаимоисключают друг друга. Главное - чтобы не упускались из виду ценностные элементы политической культуры и их ориентационные характеристики, особенности ее воздействия на политический генезис сообщества. Видимо, можно сказать, что культура и политика соединяются и взаимообогащаются в данном феномене, который предстает, с одной стороны, как культура политической деятельности и политических отношений, а с другой - как «культурная» политика. Таким образом, наиболее полным нам представляется определение, данное политологом Э.Я. Баталовым: политическая культура - это «система исторически сложившихся, относительно устойчивых и репрезен-
тативных («образцовых») убеждений, представлений, установок сознания и моделей поведения индивидов и групп, а также моделей функционирования политических институтов и образуемой ими системы, проявляющихся в непосредственной деятельности субъектов политического процесса, определяющих ее основные направления и формы и тем самым обеспечивающих воспроизводство и дальнейшую эволюцию политической жизни на основе преемственности» [4; С. 42].
Специфика нашего подхода заключается в том, чтобы рассмотреть политическую культуру через призму языка, т.е. через политический дискурс. Рассматривать политический дискурс необходимо в филологическом аспекте [9; С. 120] (как любой другой текст), однако не стоит забывать смотреть на фон - политические и идеологические концепции, господствующие в мире интерпретатора.
Изучением политического дискурса в данном аспекте занимается новая форсирующаяся область знания - политическая лингвистика. Предметом ее изучения являются:
- синтактика, семантика и прагматика политических дискурсов;
- инсценировка и модели интерпретации этих дискурсов, в частности, именования политологически значимых концептов в политическом употреблении в сопоставлении с обыденным языком.
Согласно позиции исследователя Е.И. Шейгал, дискурс характеризуется определенными коммуникативно-функциональными параметрами, в число которых входит «функциональная завершенность и коммуникативная определенность конкретного дискурса». Это деятельностный (функциональный) параметр, который служит основным смыслоразличительным в реальной коммуникации и выделительным в научно-исследовательской практике критерием перехода единиц речевой деятельности в конкретный дискурс языковой личности [5; С. 16].
Цель политического дискурса - не описать (т.е., не референция), а убедить, пробу-
див в адресате намерения, дать почву для убеждения и побудить к действию [4; С. 33].
Представляется, что изучение политического дискурса невозможно без осмысления концептов политической жизни. Каждому типу дискурса присущи определенные концепты, которые можно назвать дискурсообразующими. Эти концепты становятся актуальными в ключевых знаках дискурса (вербальных и невербальных), составляют содержательнотематическое ядро, формируют семиотическую модель и жанровую структуру того или иного типа дискурса.
На основе сказанного была поставлена задача исследования, которая заключается в осмыслении теоретических основ классификации концептов политического дискурса.
Мы придерживаемся понятия «концепт», данного С.А. Аскольдовым [8; С. 24], который представлял его как ментальное образование, замещающее в процессе мысли некое множество однородных объектов — это весь потенциал значения слова, включающий в себя, помимо основного смысла, комплекс ассоциативных приращений, реализующихся в речи при определенном наборе слов в контексте [5; С. 101]. При таком понимании концепт является структурным элементом языковой картины мира, формирующимся в результате когнитивной деятельности.
По мнению Е.И. Шейгал, исследователя политического дискурса, восприятие действительности преломляется в сознании языковой личности и отражается в языке в виде концептов, которые детерминированы особенностями национальной культуры и личным опытом говорящего. Концептуальная система адресанта получает своё вербальное выражение именно в процессе порождения дискурса, речетворче-ства, поэтому адекватный анализ составляющих эту систему концептов должен проводиться в рамках коммуникативного подхода [8; С. 24].
Напомним, что в области гуманитарного знания выделяются такие разделы, как онтология (изучает бытие), идеология (система
взглядов, в которой осознаются и оцениваются отношения людей к действительности и друг к другу, выражающая интересы различных социальных классов, групп, обществ) и аксиология (изучает ценности). Именно на их основе строится классификация концептов политического дискурса известного исследователя данного вопроса Е.И. Шейгал.
К концептам политической онтологии Шейгал относит, прежде всего, концепт Власть, поскольку борьба за власть составляет сущность политической деятельности; во-вторых — концепты субъектов политики (Политик, Народ, Общество, Президент, Парламент, Дума, Сенат, Кабинет министров) (данные концепты задают жанровую структуру политического дискурса), в-третьих — концепты политических систем и форм государственности Государство, Нация, Гражданское общество, Деспотия, Империя, Отечество, Республика, Тирания.
К политической идеологии относятся концепты политических ориентаций: Коммунизм, Социализм, Либерализм, Демократия, Тоталитаризм, Фашизм и др. Данные концепты лежат в основе социокультурной дифференциации политического дискурса.
К политической аксиологии относятся концепты политических ценностей - Равенство, Справедливость, Свобода, Патриотизм, Национализм, Толерантность, Интернационализм и др.
Далее, на примере концепта «толерантность» попытаемся подробно рассмотреть то, как через язык происходит репрезентация политической культуры.
Концепт «толерантность» имеет непосредственное отношение к дискурсу политики. Его можно отнести к группе политической аксиологии. В современных гуманитарных науках толерантность рассматривается в соотношении с феноменом политического насилия, что снимает противоречия при уточнении её дефиниции. Этот подход впервые был отмечен в работах Ю. Хабермаса и Ж. Дерриды [7; С. 55]. Сложность концептуальной природы толе-
рантности предполагает и неоднозначность семантической структуры концепта. Так, И.А. Стерниным была отмечена, прежде всего, «политическая толерантность как терпимость к людям других политических взглядов, уважение к иным политическим позициям, признание права каждого на свои политические убеждения» [6; С. 63]. Концептуальное поле включает в себя, по мнению ученого, несколько концептуальных слоёв-сегментов, которые отражают развитие концепта и его связи с другими концептами: научная, бытовая, административная, спортивная, медицинская, экономическая толерантность. Каждый из выделенных сегментов представляет собой систему концептуальных признаков, или «дискретных элементов». Например, научная толерантность определяется как терпимость к другим точкам зрения в науке, допущение разных теорий и научных школ в рамках одной науки, в рамках одного научного направления. Религиозная толерантность - терпимость к людям иной веры, уважение к чужим религиозным убеждениям [6; С. 63].
Анализ коммуникативного содержания основных видов толерантности позволяет сделать вывод о том, что базовым, эмпирическим уровнем для её формирования является межличностная толерантность. Это подтверждается результатами многих культурологических и психолингвистических исследований, направленных на отражение описываемого концепта в русском сознании [6; С. 60]. Понятие «толерантность», по мнению И.А. Долговой, относится к числу концептов-регулятивов, определяющих нормы поведения в обществе, и сопоставимо с такими единицами дискурса, как, например, «честь», «приватность», «пунктуальность», но, в отличие от названных концептов, разворачивается, прежде всего, в политическом дискурсе [6; С. 62]. Актуализация концепта «толерантность», действительно, проходит достаточно полно в политических текстах. Вторая половина XX в. была для мирового сообщества периодом больших научных достижений и открытий. Обмен информацией, широ-
кие контакты в международном сотрудничестве, развитие научных идей сближали людей, однако этот прогресс не снимал многих политических противоречий. Наш мир, как отмечают ученые, стал более конфликтным, чем раньше. Этот факт приводит научное сообщество к поиску путей решения конфликтов и мирной организации нашей жизни.
Отметим, что при описании культурных концептов в современной практике словарных интерпретаций всё заметнее становится процесс семантического сдвига, т.е. смещение акцента с личностного компонента на социальный и наоборот [8; С. 51]. Таким образом, денотативное значение слова «толерантность», по данным современных лингвистических и энциклопедических словарей, «состоит из нескольких компонентов, которые соотнесены с признаками выражаемого в слове понятия и связаны между собой отношениями семантической производности» [6; С. 7]. Понятийная составляющая, по терминологии В.И. Карасика, в концепте толерантность соотносится с
1. Арнольдов Л.М. Введение в культурологию / А.М. Арнольдов. - М., 1994. - 276 с.
2. Баталов Э.Я. Политическая культура как социальный феномен / Э.Я. Баталов // Вестник МГУ. Серия 12. Политические науки. - № 5. -1995. - С. 43-46.
3. Гаджиев К.С. Политическая культура / К.С. Гаджиев, Д.В. Гудименко. - М., 1994. - 185 с.
4. Грачев М.Н. Актуальные проблемы политической науки /М.Н. Грачев, Ю.В. Ирхин. - М.: Экономическая демократия, 1996. - С. 69.
5. Маслова В.А. Когнитивная лингвистика: учеб. пособие /В.А. Маслова. - М.: Тетрасистемс, 2004. -189 с.
6. Михайлова О.А. Толерантность и тер-
Коротко об авторе______________________________
образной (заметим, толерантность - это всегда конструктивный диалог) и ценностной категориями. На наш взгляд, важной для современного гражданского общества является актуализация ценностного компонента, определяющего активную и позитивную жизненную позицию личности, которая с уважением относится к позициям и интересам людей другой культурной, национальной, религиозной или социальной среды.
Как видно, культурная и политическая толерантность определяют коммуникативную толерантность, изучение которой раскрывает содержание целого ряда значимых концептов: терпимость, компромисс, согласие, понимание, уступка, мир, спор, конфликт и др.
В заключение следует сделать вывод о том, что рассмотрение такого явления, как политическая культура, является неполным без рассмотрения концептов политической жизни, ибо они способны дать нам наиболее четкую языковую картину политического мира.
_________________________________Литература
пимость: взгляд лингвиста / О.А. Михайлова // Философские и лингвокультурологические проблемы толерантности. - Екатеринбург, 2003. -С. 17-21.
7. Хабермас Ю. Демократия. Разум. Нравственность / Ю. Хабермас. - М.: Наука, 1992. -174 с.
8. Шейгал Е.И. Культурные концепты политического дискурса /Е.И. Шейгал // Коммуникация: теория и практика в различных социальных контекстах. Материалы Международной научнопрактической конференции «Коммуникация 2002». - Пятигорск: ГТГЛУ, 2002. - С. 24-26.
9. Шейгал Е.И. Семиотика политического дискурса /Е.И. Шейгал. - М., 2000. - 270 с.
______________________Briefly about the author
Перевалова К.Г., аспирантка, Читинский государствен- K. Perevalova, post-graduate student, Chita State University ный университет (ЧитГУ) (ChSU)
Раб. тел.: 35-91-l3
Научные интересы: политическая антропология, поли- Areas of expertise: political anthropology, political culture,
тическая культура, политическая лингвистика, концепты, political linguistics, concepts, political discourse
политический дискурс