Научная статья на тему 'Дискурсообразующие концепты политической культуры'

Дискурсообразующие концепты политической культуры Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
1362
196
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЛИТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ПОЛИТИЧЕСКИЙ ДИСКУРС / КОНЦЕПТ / POLITICAL CULTURE / POLITICAL DISCOURSE / THE CONCEPT

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Перевалова Ксения Геннадьевна

Анализируется понятие «политическая культура». Даны подходы к его изучению в современной лингвокультурологической науке. Представлена классификация концептов политической культуры, описывается концепт «толерантность».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Discourse-forming

The article examines the concept of "political culture" and approaches to its study in modern linguo-culturological science. We also consider the classification of concepts of political culture and describe in detail the concept of "tolerance"

Текст научной работы на тему «Дискурсообразующие концепты политической культуры»

Анализируется понятие «политическая культура». Даны подходы к его изучению в современной лингвокультурологической науке. Представлена классификация концептов политической культуры, описывается концепт «толерантность».

Ключевые слова: политическая культура, политический дискурс, концепт

В последние десятилетия становится актуальным изучение политической культуры. Это связано с возрастающей политической активностью граждан. Роль политических процессов в жизни современного общества становится определяющей, ибо она непосредственно связана с рассмотрением особенностей когнитивных явлений в процессе политической коммуникации. Это определяет потребность в более детальном изучении концептов массового политического сознания и социальных стереотипов, свойственных большинству носителей определённой культуры. Как показало развитие наук на современном этапе познания мира, основным объектом научного познания является человек, а следовательно, весьма актуальными становятся исследования в области когнитивистики, позволяющие увидеть отражение мыслительных процессов, особенности человеческой когниции.

Существующие понятия политической культуры дифференцируются на две основные группы. Первую составляют, на наш взгляд,

УДК 32:316.7

Перевалова Ксения Геннадьевна

Kseniya Perevalova

ДИСКУРСООБРАЗУЮЩИЕ КОНЦЕПТЫ ПОЛИТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

DISCOURSE-FORMING INCEPTS OF POLITICAL CULTURE

The article examines the concept of "political culture" and approaches to its study in modern linguo-culturological science. We also consider the classification of concepts of political culture and describe in detail the concept of "tolerance"

Key words: political culture, political discourse, the concept

сравнительно узкие трактовки данного понятия, где политическая культура сводится, по сути, к комплексу политических ориентаций, установок и поведения индивидов. Сторонники широкого понимания политической культуры рассматривают ее в качестве важного компонента общей культуры, связанного с политикой. Представляется, что оба этих подхода не взаимоисключают друг друга. Главное - чтобы не упускались из виду ценностные элементы политической культуры и их ориентационные характеристики, особенности ее воздействия на политический генезис сообщества. Видимо, можно сказать, что культура и политика соединяются и взаимообогащаются в данном феномене, который предстает, с одной стороны, как культура политической деятельности и политических отношений, а с другой - как «культурная» политика. Таким образом, наиболее полным нам представляется определение, данное политологом Э.Я. Баталовым: политическая культура - это «система исторически сложившихся, относительно устойчивых и репрезен-

тативных («образцовых») убеждений, представлений, установок сознания и моделей поведения индивидов и групп, а также моделей функционирования политических институтов и образуемой ими системы, проявляющихся в непосредственной деятельности субъектов политического процесса, определяющих ее основные направления и формы и тем самым обеспечивающих воспроизводство и дальнейшую эволюцию политической жизни на основе преемственности» [4; С. 42].

Специфика нашего подхода заключается в том, чтобы рассмотреть политическую культуру через призму языка, т.е. через политический дискурс. Рассматривать политический дискурс необходимо в филологическом аспекте [9; С. 120] (как любой другой текст), однако не стоит забывать смотреть на фон - политические и идеологические концепции, господствующие в мире интерпретатора.

Изучением политического дискурса в данном аспекте занимается новая форсирующаяся область знания - политическая лингвистика. Предметом ее изучения являются:

- синтактика, семантика и прагматика политических дискурсов;

- инсценировка и модели интерпретации этих дискурсов, в частности, именования политологически значимых концептов в политическом употреблении в сопоставлении с обыденным языком.

Согласно позиции исследователя Е.И. Шейгал, дискурс характеризуется определенными коммуникативно-функциональными параметрами, в число которых входит «функциональная завершенность и коммуникативная определенность конкретного дискурса». Это деятельностный (функциональный) параметр, который служит основным смыслоразличительным в реальной коммуникации и выделительным в научно-исследовательской практике критерием перехода единиц речевой деятельности в конкретный дискурс языковой личности [5; С. 16].

Цель политического дискурса - не описать (т.е., не референция), а убедить, пробу-

див в адресате намерения, дать почву для убеждения и побудить к действию [4; С. 33].

Представляется, что изучение политического дискурса невозможно без осмысления концептов политической жизни. Каждому типу дискурса присущи определенные концепты, которые можно назвать дискурсообразующими. Эти концепты становятся актуальными в ключевых знаках дискурса (вербальных и невербальных), составляют содержательнотематическое ядро, формируют семиотическую модель и жанровую структуру того или иного типа дискурса.

На основе сказанного была поставлена задача исследования, которая заключается в осмыслении теоретических основ классификации концептов политического дискурса.

Мы придерживаемся понятия «концепт», данного С.А. Аскольдовым [8; С. 24], который представлял его как ментальное образование, замещающее в процессе мысли некое множество однородных объектов — это весь потенциал значения слова, включающий в себя, помимо основного смысла, комплекс ассоциативных приращений, реализующихся в речи при определенном наборе слов в контексте [5; С. 101]. При таком понимании концепт является структурным элементом языковой картины мира, формирующимся в результате когнитивной деятельности.

По мнению Е.И. Шейгал, исследователя политического дискурса, восприятие действительности преломляется в сознании языковой личности и отражается в языке в виде концептов, которые детерминированы особенностями национальной культуры и личным опытом говорящего. Концептуальная система адресанта получает своё вербальное выражение именно в процессе порождения дискурса, речетворче-ства, поэтому адекватный анализ составляющих эту систему концептов должен проводиться в рамках коммуникативного подхода [8; С. 24].

Напомним, что в области гуманитарного знания выделяются такие разделы, как онтология (изучает бытие), идеология (система

взглядов, в которой осознаются и оцениваются отношения людей к действительности и друг к другу, выражающая интересы различных социальных классов, групп, обществ) и аксиология (изучает ценности). Именно на их основе строится классификация концептов политического дискурса известного исследователя данного вопроса Е.И. Шейгал.

К концептам политической онтологии Шейгал относит, прежде всего, концепт Власть, поскольку борьба за власть составляет сущность политической деятельности; во-вторых — концепты субъектов политики (Политик, Народ, Общество, Президент, Парламент, Дума, Сенат, Кабинет министров) (данные концепты задают жанровую структуру политического дискурса), в-третьих — концепты политических систем и форм государственности Государство, Нация, Гражданское общество, Деспотия, Империя, Отечество, Республика, Тирания.

К политической идеологии относятся концепты политических ориентаций: Коммунизм, Социализм, Либерализм, Демократия, Тоталитаризм, Фашизм и др. Данные концепты лежат в основе социокультурной дифференциации политического дискурса.

К политической аксиологии относятся концепты политических ценностей - Равенство, Справедливость, Свобода, Патриотизм, Национализм, Толерантность, Интернационализм и др.

Далее, на примере концепта «толерантность» попытаемся подробно рассмотреть то, как через язык происходит репрезентация политической культуры.

Концепт «толерантность» имеет непосредственное отношение к дискурсу политики. Его можно отнести к группе политической аксиологии. В современных гуманитарных науках толерантность рассматривается в соотношении с феноменом политического насилия, что снимает противоречия при уточнении её дефиниции. Этот подход впервые был отмечен в работах Ю. Хабермаса и Ж. Дерриды [7; С. 55]. Сложность концептуальной природы толе-

рантности предполагает и неоднозначность семантической структуры концепта. Так, И.А. Стерниным была отмечена, прежде всего, «политическая толерантность как терпимость к людям других политических взглядов, уважение к иным политическим позициям, признание права каждого на свои политические убеждения» [6; С. 63]. Концептуальное поле включает в себя, по мнению ученого, несколько концептуальных слоёв-сегментов, которые отражают развитие концепта и его связи с другими концептами: научная, бытовая, административная, спортивная, медицинская, экономическая толерантность. Каждый из выделенных сегментов представляет собой систему концептуальных признаков, или «дискретных элементов». Например, научная толерантность определяется как терпимость к другим точкам зрения в науке, допущение разных теорий и научных школ в рамках одной науки, в рамках одного научного направления. Религиозная толерантность - терпимость к людям иной веры, уважение к чужим религиозным убеждениям [6; С. 63].

Анализ коммуникативного содержания основных видов толерантности позволяет сделать вывод о том, что базовым, эмпирическим уровнем для её формирования является межличностная толерантность. Это подтверждается результатами многих культурологических и психолингвистических исследований, направленных на отражение описываемого концепта в русском сознании [6; С. 60]. Понятие «толерантность», по мнению И.А. Долговой, относится к числу концептов-регулятивов, определяющих нормы поведения в обществе, и сопоставимо с такими единицами дискурса, как, например, «честь», «приватность», «пунктуальность», но, в отличие от названных концептов, разворачивается, прежде всего, в политическом дискурсе [6; С. 62]. Актуализация концепта «толерантность», действительно, проходит достаточно полно в политических текстах. Вторая половина XX в. была для мирового сообщества периодом больших научных достижений и открытий. Обмен информацией, широ-

кие контакты в международном сотрудничестве, развитие научных идей сближали людей, однако этот прогресс не снимал многих политических противоречий. Наш мир, как отмечают ученые, стал более конфликтным, чем раньше. Этот факт приводит научное сообщество к поиску путей решения конфликтов и мирной организации нашей жизни.

Отметим, что при описании культурных концептов в современной практике словарных интерпретаций всё заметнее становится процесс семантического сдвига, т.е. смещение акцента с личностного компонента на социальный и наоборот [8; С. 51]. Таким образом, денотативное значение слова «толерантность», по данным современных лингвистических и энциклопедических словарей, «состоит из нескольких компонентов, которые соотнесены с признаками выражаемого в слове понятия и связаны между собой отношениями семантической производности» [6; С. 7]. Понятийная составляющая, по терминологии В.И. Карасика, в концепте толерантность соотносится с

1. Арнольдов Л.М. Введение в культурологию / А.М. Арнольдов. - М., 1994. - 276 с.

2. Баталов Э.Я. Политическая культура как социальный феномен / Э.Я. Баталов // Вестник МГУ. Серия 12. Политические науки. - № 5. -1995. - С. 43-46.

3. Гаджиев К.С. Политическая культура / К.С. Гаджиев, Д.В. Гудименко. - М., 1994. - 185 с.

4. Грачев М.Н. Актуальные проблемы политической науки /М.Н. Грачев, Ю.В. Ирхин. - М.: Экономическая демократия, 1996. - С. 69.

5. Маслова В.А. Когнитивная лингвистика: учеб. пособие /В.А. Маслова. - М.: Тетрасистемс, 2004. -189 с.

6. Михайлова О.А. Толерантность и тер-

Коротко об авторе______________________________

образной (заметим, толерантность - это всегда конструктивный диалог) и ценностной категориями. На наш взгляд, важной для современного гражданского общества является актуализация ценностного компонента, определяющего активную и позитивную жизненную позицию личности, которая с уважением относится к позициям и интересам людей другой культурной, национальной, религиозной или социальной среды.

Как видно, культурная и политическая толерантность определяют коммуникативную толерантность, изучение которой раскрывает содержание целого ряда значимых концептов: терпимость, компромисс, согласие, понимание, уступка, мир, спор, конфликт и др.

В заключение следует сделать вывод о том, что рассмотрение такого явления, как политическая культура, является неполным без рассмотрения концептов политической жизни, ибо они способны дать нам наиболее четкую языковую картину политического мира.

_________________________________Литература

пимость: взгляд лингвиста / О.А. Михайлова // Философские и лингвокультурологические проблемы толерантности. - Екатеринбург, 2003. -С. 17-21.

7. Хабермас Ю. Демократия. Разум. Нравственность / Ю. Хабермас. - М.: Наука, 1992. -174 с.

8. Шейгал Е.И. Культурные концепты политического дискурса /Е.И. Шейгал // Коммуникация: теория и практика в различных социальных контекстах. Материалы Международной научнопрактической конференции «Коммуникация 2002». - Пятигорск: ГТГЛУ, 2002. - С. 24-26.

9. Шейгал Е.И. Семиотика политического дискурса /Е.И. Шейгал. - М., 2000. - 270 с.

______________________Briefly about the author

Перевалова К.Г., аспирантка, Читинский государствен- K. Perevalova, post-graduate student, Chita State University ный университет (ЧитГУ) (ChSU)

Раб. тел.: 35-91-l3

Научные интересы: политическая антропология, поли- Areas of expertise: political anthropology, political culture,

тическая культура, политическая лингвистика, концепты, political linguistics, concepts, political discourse

политический дискурс

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.