Научная статья на тему 'ДИСКУРСИВНЫЙ ПОДХОД К ИЗУЧЕНИЮ СЕМАНТИКИ ИМЕНИ СОБСТВЕННОГО: РЕЗУЛЬТАТЫ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ'

ДИСКУРСИВНЫЙ ПОДХОД К ИЗУЧЕНИЮ СЕМАНТИКИ ИМЕНИ СОБСТВЕННОГО: РЕЗУЛЬТАТЫ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
113
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕОРИЯ НОМИНАЦИИ / ОНОМАСИОЛОГИЯ / ОНОМАСТИКА / ДИСКУРСИВНАЯ ОНОМАСТИКА / ДИСКУРС / ОНИМ

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Позднякова Е.Ю.

Статья посвящена описанию подходов к изучению семантики имени собственного. С позиций ономасиологического подхода имя является результатом процесса номинации и рассматривается как номинативная единица. Представители данного направления изучают принципы и способы номинации, предлагают различные типологии номинаций, описывают компоненты номинативного процесса. Собственное имя при этом рассматривается вне коммуникативного контекста, в котором оно существует и функционирует. С точки зрения второго подхода, имя представляется коммуникативной единицей, которая может быть исследована с позиций жанроведения, текстологии, теории дискурса. С опорой на существующие подходы к изучению имени собственного в статье предлагается новый дискурсивный подход, в рамках которого наименования рассматриваются как элемент процесса коммуникации, включенного в дискурсивные практики носителей языка. Собственное имя понимается как своеобразный редуцированный до одного слова (или словосочетания) текст, эксплицированный в дискурсе и направленный от номинатора к реципиенту, обладающий потенциалом развертывания в разных коммуникативных ситуациях. Развертывание дискурса онима-компрессива сравнимо с процессами речепорождения, оним при этом выступает в качестве ключевой лексемы, содержащей в сжатом виде информацию, которая затем может быть развернута в разной степени подробности. С целью верификации данного предположения, был проведен дискурсивный эксперимент, материалом для которого послужили наименования городских коммерческих объектов - эргонимы, как наиболее представительный класс имен собственных в условиях города. В результате было доказано, что процесс развертывания дискурса онима происходит поэтапно: от онима - к набору ассоциаций как ключевых слов; затем - к словосочетаниям и предикативным конструкциям; далее - к контактным (диалог) и неконтактным (монолог) речевым актам.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

A DISCURSIVE APPROACH TO THE STUDY OF PROPER NAME SEMANTICS: RESULTS OF THE EXPERIMENTAL STUDY

The article is devoted to the description of approaches to the study of the semantics of a proper name. From the viewpoint of the onomasiological approach, the proper name is the result of the nomination process. It is considered as a nominative unit. The scientists study the principles and methods of nomination, offer various typologies of nominations, and describe the components of the nominative process. In this case, the proper name is not considered as a part of the communicative context in which it exists and functions. From the point of view of the second approach, the onym is a communicative unit that can be studied from the positions of genre studies, textual studies, and discourse theory. Based on the existing approaches to the study of a proper name, the article proposes a new discursive approach, in which proper names are considered as an element of the communication process involved in the discursive practices of native speakers. A proper name is understood as a kind of text reduced to a single word (or phrase), explicated in the discourse and directed from the nominator to the recipient. The compressed text-discourse can be expanded in different communicative situations. The expanding of the compressed onym discourse is comparable to the processes of speech generation. The onym is considered as a key lexeme containing information, which can then be expanded in more or less details. To verify our hypothesis, a discursive experiment was carried out. The names of urban commercial objects - ergonyms - were selected as the material for the study. This group of onyms was chosen as one of the most frequently used in urban space. As a result, it was proved that the process of expanding the onym discourse happens gradually: from the onym - to a set of associations as keywords; then - to word combinations and predicative constructions; then - to contact (dialogue) and non-contact (monologue) speech acts.

Текст научной работы на тему «ДИСКУРСИВНЫЙ ПОДХОД К ИЗУЧЕНИЮ СЕМАНТИКИ ИМЕНИ СОБСТВЕННОГО: РЕЗУЛЬТАТЫ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ»

УДК 81'373.2:81'42

DOI 10.36622/AQMPJ.2022.55.28.003

Алтайский государственный технический университет им. И.И. Ползунова Кандидат филологических наук, доцент Доцент кафедры философии и социологии Позднякова Е.Ю.

Россия, г. Барнаул, тел.: 89635235457 e-mail: helena_poz@mail.ru

Polzunov Altai State Technical University PhD in Philology

Associate Professor of the Philosophy and Sociology

Department

Pozdnyakova E.U.

Russia, Barnaul, tel.: 89635235457

e-mail: helena_poz@mail.ru

Е.Ю. Позднякова

ДИСКУРСИВНЫЙ ПОДХОД К ИЗУЧЕНИЮ СЕМАНТИКИ ИМЕНИ СОБСТВЕННОГО: РЕЗУЛЬТАТЫ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

Статья посвящена описанию подходов к изучению семантики имени собственного. С позиций ономасиологического подхода имя является результатом процесса номинации и рассматривается как номинативная единица. Представители данного направления изучают принципы и способы номинации, предлагают различные типологии номинаций, описывают компоненты номинативного процесса. Собственное имя при этом рассматривается вне коммуникативного контекста, в котором оно существует и функционирует. С точки зрения второго подхода, имя представляется коммуникативной единицей, которая может быть исследована с позиций жан-роведения, текстологии, теории дискурса. С опорой на существующие подходы к изучению имени собственного в статье предлагается новый дискурсивный подход, в рамках которого наименования рассматриваются как элемент процесса коммуникации, включенного в дискурсивные практики носителей языка. Собственное имя понимается как своеобразный редуцированный до одного слова (или словосочетания) текст, эксплицированный в дискурсе и направленный от номинатора к реципиенту, обладающий потенциалом развертывания в разных коммуникативных ситуациях. Развертывание дискурса онима-компрессива сравнимо с процессами речепорож-дения, оним при этом выступает в качестве ключевой лексемы, содержащей в сжатом виде информацию, которая затем может быть развернута в разной степени подробности. С целью верификации данного предположения, был проведен дискурсивный эксперимент, материалом для которого послужили наименования городских коммерческих объектов - эргонимы, как наиболее представительный класс имен собственных в условиях города. В результате было доказано, что процесс развертывания дискурса онима происходит поэтапно: от онима - к набору ассоциаций как ключевых слов; затем - к словосочетаниям и предикативным конструкциям; далее - к контактным (диалог) и неконтактным (монолог) речевым актам.

Ключевые слова: теория номинации, ономасиология, ономастика, дискурсивная ономастика, дискурс,

оним.

E.U. Pozdnyakova

A DISCURSIVE APPROACH TO THE STUDY OF PROPER NAME SEMANTICS: RESULTS OF THE EXPERIMENTAL STUDY

The article is devoted to the description of approaches to the study of the semantics of a proper name. From the viewpoint of the onomasiological approach, the proper name is the result of the nomination process. It is considered as a nominative unit. The scientists study the principles and methods of nomination, offer various typologies of nominations, and describe the components of the nominative process. In this case, the proper name is not considered as a part of the communicative context in which it exists and functions. From the point of view of the second approach, the onym is a communicative unit that can be studied from the positions of genre studies, textual studies, and discourse theory. Based on the existing approaches to the study of a proper name, the article proposes a new discursive approach, in which proper names are considered as an element of the communication process involved in the discursive practices of native speakers. A proper name is understood as a kind of text reduced to a single word (or phrase), explicated in the discourse and directed from the nominator to the recipient. The compressed text-discourse can be expanded in different communicative situations. The expanding of the compressed onym discourse is comparable to the processes of speech generation. The onym is considered as a key lexeme containing information, which can then be expanded in more or less de-

© Позднякова Е.Ю., 2022

tails. To verify our hypothesis, a discursive experiment was carried out. The names of urban commercial objects - er-gonyms - were selected as the material for the study. This group of onyms was chosen as one of the most frequently used in urban space. As a result, it was proved that the process of expanding the onym discourse happens gradually: from the onym - to a set of associations as keywords; then - to word combinations and predicative constructions; then -to contact (dialogue) and non-contact (monologue) speech acts.

Keywords: the theory of nomination, onomasiology, onomastics, discursive onomastics, discourse, onym.

Существующие подходы к изучению семантики имени собственного можно свести к следующим научным направлениям - ономасиологическому, акцентирующему внимание на типологии номинаций, особенностях номинативного процесса, принципах и способах номинации, а также новому - дискурсивному направлению, в рамках которого оним рассматривается как свернутый текст, обладающий потенциалом развертывания в различных коммуникативных ситуациях. С точки зрения первого подхода, оним является результатом процесса номинации и рассматривается как номинативная единица [И.А. Астафьева (1996); Е.Л. Березович (2007); И.А. Воробьева (1977); Л.А. Капанадзе, Е.В. Красильникова (1982); Г.Ф. Ковалев (2014); Г.А. Кривозубова (1993); И.В. Крюкова (2004); Л.З. Подберезкина (1997) и др.]. Второй подход предлагает взгляд на оним как на коммуникативную единицу, которая может быть исследована в контексте жанроведения, текстологии, теории дискурса [М.В. Горбаневский (1994); М.В. Китайгородская, Н.И. Розанова (2001); В.О. Максимов (2015); Н.В. Ми-хайлюкова (2013) и др.]. Рассмотрим указанные подходы к изучению проприальной лексики более подробно.

В конце XX - начале XXI века в лингвистике актуализировались направления, связанные с исследованием семантической структуры собственных имен. Традиция изучения имени собственного как результата номинативного процесса восходит к трудам Дж. Милля, А. Гардинера, А.А. Реформатского, согласно концепции которых оним не обладает лексическим значением. Например, Е.В. Падучева указывает на то, что референция собственных имен основана не на их смысле, а на внеязыковых знаниях говорящих, поскольку «имена собственные не имеют значения (концепта) в языке, если не считать такого общего значения, как отнесение объекта к той или иной категории людей, городов, кошек и проч.» [1; с. 81]. Продолжением данной точки зрения является мысль о том, что онимы приобретают значение в условиях коммуникативной ситуации (О. Есперсен, А.В. Су-перанская, С.И. Зинин и др.).

В современных ономастических исследованиях признается, что имена собственные имеют лексическое значение, однако оно несколько иной природы, чем у имен нарицательных. По словам Е.Л. Березович, «включенность имен собственных (ИС) в познавательные процессы, теснейшее взаимодействие с именами нарицательными (ИН), реальные условия функционирования ИС неопровержимо свидетельствуют о том, что проприальное слово связано с понятием, - но эта связь устроена иначе, чем у слова апеллятивного» [2; с. 51]. Исследование семантики онима с этой позиции предлагает схожую с именем нарицательным структуру значения онима. Так, например, И.А. Воробьева в работе «Топонимика Западной Сибири» [см. 3] указывает на то, что содержание собственных имен включает в себя денотативный, сигнификативный и структурный компоненты лексического значения, однако каждый из них обладает спецификой: а) денотатом служит один конкретный предмет (в широком смысле слова), который мыслится именно как конкретный, единичный; б) в сигнификативный компонент лексического значения СИ входит не понятие, а образ или наше знание об этом предмете, отраженное в мышлении; в) обобщение в семантику СИ вносит структурный компонент, зависимый от того блока лексической системы, в котором функционирует данное СИ: от топонимической, зоони-мической, антропонимической системы и т.д. Обобщение проявляется и через употребление с именем нарицательным [4; с. 9-10].

М.В. Голомидова усложняет данную модель и описывает семантику онима, включающую четыре компонента. 1. Фреймы - несобственно языковые знания - отражают существующие у языкового коллектива фоновые знания о специфике применения онома и знания о свойствах денотата. 2. Частная характеризующая и индивидуализирующая семантика, отличающая имена друг от друга, строится на тесном взаимодействии экстралингвистической и языковой информации: мотивировочный признак (элемент мотивации, экстралингвистическая категория) противопоставлен мотивированности (компоненту лексического значения). 3. Частная категориальная семантика, базирующаяся на связи онома - нарицательный термин, создает возможность для противопоставления разных разрядов собственных имен в онимической системе языка. 4. Общая категориальная семантика опирает-

ся на контрастную проекцию онома - апеллятив, благодаря которой «высвечивается» специфика способа означивания [5; с. 27-28]. Е.Л. Березович расширяет и дополняет указанную модель с опорой на топонимический материал, особое внимание уделяя фреймовому компоненту, который «следует считать частью прагматической информации, соотносимой с именем, поскольку разворачивание фрейма определяет программу употребления онима» [2; с. 53]. В прагматической зоне значения ученый дополнительно выделяет эмотивный и коннотативный компоненты, к коннотации примыкает ассоциативный фон топонима. Кроме того, в модель семантики вводятся семантические связи в рамках определенного семантического континуума: «семантика каждой топонимической лексемы включает такую составляющую, как проекция семантического поля» [2; с. 55]. Таким образом, согласно концепции Е.Л. Березович, модель семантики топонима включает в себя 3 основных составляющих: 1) концептуальное ядро (общая категориальная семантика имени; частная категориальная семантика; частная характеризующая и индивидуализирующая семантика); 2) прагматическая зона (эмотивный, фреймовый компоненты и коннотации); 3) семантические связи (полевая проекция) (место в виртуальном семантическом поле; актуальные корреляции семантического поля) [2; с. 58].

Предлагаемые модели семантической структуры собственного имени сосредоточены на статическом аспекте, собственное имя при этом рассматривается вне коммуникативного контекста, в котором оно существует и функционирует. Представители ономасиологического направления изучают проприальное наименование как результат процесса номинации, описывают принципы и способы номинации готовых лексических единиц, предлагают различные классификации типов номинации, выделяют компоненты номинативного процесса. За рамками исследований остаются вопросы, связанные с порождением имен, их восприятием различными адресатами, функционированием онимов в разных видах дискурсов, трансформацией их значения в процессе употребления, т.е. то, что можно назвать «действительной жизнью» имени.

Другой подход к изучению семантики имени собственного связан с рассмотрением онима как свернутого текста или текста-«примитива». В диссертации М.В. Горбаневского отмечается, что «любое географическое название реального или вымышленного объекта представляет собой определенным образом свернутый текст, развертывание которого в идеальном объеме его составляющих может представлять собой лишь результат профессионального научного описания, а в частичном объеме его составляющих происходит постоянно в устной и письменной речи в соответствии с целями и задачами дискурса, стилистическими и иными лингвистическими особенностями монолога, диалога и полилога, а также в очевидной зависимости от возрастных, социальных, образовательных, интеллектуальных, психологических, эмоциональных и иных характеристик и особенностей его участников» [6; с. 254].

Разные исследователи предлагают различные модели семантической структуры такого текста. Например, В.О. Максимов предлагает рассматривать фамильный антропоним как свернутый текст, виртуальную модель семантической структуры которого сравнивает с кубом: «Представим, что полный объем такого свернутого текста представляет собой виртуальный куб, на каждой грани которого отображается некоторая часть информации, в нем заключенной в свернутом виде (ср. так называемый спящий режим персонального компьютера). В зависимости от задачи, условий и вида конкретного акта речевой коммуникации участники коммуникативного акта разворачивают этот куб той плоскостью, на которой отображена актуальная для коммуникантов информация о данном фамильном антропониме» [7; с. 86]. В структуре плана содержания фамильного антропонима В. О. Максимов выделяет шесть тематических компонентов: этимологический; социокультурный; этнографический; географический; статистический; структурно-словообразовательный и фонетический [7; с. 84]. Однако, мы утверждаем, что специфической особенностью любого собственного имени (не только топонима или антропонима) является то, что даже за отдельной языковой единицей стоит целое высказывание или текст. Кроме того, сами онимы могут вырастать из текстов (например, онимы, образованные на основе прецедентных имен).

В работах Н.В. Михайлюковой развивается концепция онима как текста-примитива. Автор рассматривает вывеску как «письменный текст малой формы («текст-примитив»), расположенный на городском объекте и выполняющий идентифицирующую и рекламную функцию» [8; с. 6]. В структуре текста вывески исследователь выделяет три компонента: идентифицирующий - общее название городского объекта, определяющее тип предприятия (например, магазин, кафе, рынок); квалифицирующий - уточняет профиль городского объекта (например, салон цветов); дифференцирующий -

индивидуальное название объекта - эргоним [9; с. 53]. Подробному анализу подвергается дифференцирующий компонент текста - эргоним, который обладает наибольшей смысловой нагрузкой, описываются его лексико-семантические, грамматические и лингвокультурологические особенности. В работе, тем не менее, преобладает ономасиологический подход к описанию текста вывески, изучены типы номинации эргонимов в аспекте их мотивированности, определена структура текста вывесок, дана их грамматическая характеристика. Вне поля зрения остались вопросы порождения и восприятия текстов-примитивов, а сами названия рассматриваются в статике - как результат номинативной деятельности, не изучена динамическая природа текстов-примитивов.

Отдельные исследователи предлагают модели сворачивания / разворачивания онима-компрессива. В статье О.А. Степовой имя персонажа русских народных сказок Иван рассматривается как свернутый текст [10]. Ученый предлагает модель его развертывания, базирующуюся на этимологическом анализе и описании особенностей функционирования данного онима в текстах сказок. Однако в данном примере мы имеем дело с прецедентным феноменом, особенностью которого и является тот факт, что за ним всегда стоит некое общее представление и связанный с ним текст, хорошо известный лингвокультурному сообществу. На прецедентность собственных имен, использующихся в различных текстах, в частности, в текстах рекламы, указывает также Г.Ф. Ковалев в своей статье «Имя собственное как прецедент в рекламе» [см. 11]. Отталкиваясь от рассмотренных выше концепций, мы предлагаем рассматривать любое собственное имя как «своеобразный редуцированный до одного слова (или словосочетания) текст, эксплицированный в дискурсе и направленный от номина-тора к реципиенту, строящийся по единым коммуникативным законам, определенным образом структурированный, заключающий в себе разнообразную информацию и обладающий определенной семантикой» [12; с. 250]. Анализ подобных образований возможен с позиций предлагаемого нами нового дискурсивного подхода, в рамках которого наименования рассматриваются как элемент процесса коммуникации, включенного в дискурсивные практики носителей языка.

Применение самого термина «дискурс» по отношению к ониму и к продуцируемым с онимом как стартовым механизмом текстам предполагает новый взгляд на проблему семантики онима и описание его функционирования в различных видах дискурса. Дискурсивность онима означает, что имя собственное, с одной стороны, погружено в синхронно существующий дискурс, а с другой - вовлечено в создание новых дискурсивных практик носителей языка. Оним рассматривается не просто как свернутый текст, а как компрессия множества текстов, образующая в процессе развертывания дискурсивное поле онима. Важным представляется также то, что оним изучается нами с позиций адреса-тоцентрического подхода, при этом особое значение приобретают личностные смыслы воспринимающих субъектов. Развертывание дискурса онима-компрессива сравнимо с процессами речепорожде-ния, оним при этом выступает в качестве ключевой лексемы, содержащей в сжатом виде информацию, которая затем может быть развернута в разной степени подробности. Процесс развертывания дискурса онима происходит поэтапно: от онима - к набору ассоциаций как ключевых слов; затем - к словосочетаниям и предикативным конструкциям; далее - к контактным и неконтактным речевым актам (диалог и монолог соответственно) (см. схема 1).

-ДИСКУРС ОНИМА

поло

жение

ЛЕ (словосочетания) ОНИМИЧЕСКИЕ ВЫСКАЗЫВАНИЯ

Личностные смыслы (Р) Ассоциации (Р) Контактные РА г Неконтактные РА

Стереотипные Индивидуальные ДескриптиВные Событийный Текст- пред ]

\ / \

Механизмы развертывания Информативные Комментарийно-оценочные Текст-ассоциация

Деривационный Парадигматический Синтагматический Текст-знание

Текст-прагматика Схема 1. Модель развертывания дискурса онима Рассмотрим данную модель развертывания дискурса онима на примере данных, полученных нами в ходе эксперимента, условно названного дискурсивным. Эксперимент включал в себя 3 этапа:

1 этап - ассоциативный эксперимент; 2 этап - моделирование диалогического текста; 3 этап - моделирование монологического текста. Материалом послужили наименования городских коммерческих объектов - эргонимы, как наиболее представительный класс имен собственных в условиях города, представленный наименованиями фирм, магазинов, торговых центров и торгово-развлекательных комплексов, кинотеатров, предприятий сферы отдыха и досуга, ресторанного сервиса и пр. Кроме того, данная группа онимов функционирует как в обыденном, так и в институционализированном дискурсе.

Согласно данным эксперимента, дискурс онима может разворачиваться в разной степени подробности, начиная от слова или словосочетания, к предикативным конструкциям и далее - к законченным речевым актам - высказываниям контактной (диалог) и неконтактной (монолог) природы. Набор ассоциаций, провоцируемый онимом, образует ассоциативно-вербальную сеть, которая «есть признанный способ субъективного интериоризованного существования лексики» [13; с. 7]. При развертывании дискурса онима большое значение приобретают личностные смыслы реципиентов, поскольку при восприятии онима субъект «пропускает» его через свои собственные личностные смыслы (личностные смыслы Р), которые «высвечивают» наиболее важные для реципиента ассоциации (ассоциации Р), на данном этапе еще смутные и зачастую невербализуемые, однако образующие некую ассоциативно-вербальную сеть, имеющую потенциал развертывания в монологический или диалогический дискурс. По утверждению Е.С. Кубряковой, «мысль формируется из этих смыслов, она как бы кристаллизуется в процессе столкновения образов и схем, смутных представлений, в поисках связи и отношений между ними, в выборе из всех возникающих ассоциаций наиболее важной для данной ситуации» [14; с. 67]. Ассоциации, формирующие ассоциативный фон имени, могут быть как повторяющимися, стереотипными, так и единичными, индивидуальными, связанными с личностными смыслами реципиента. Таким образом, в процессе восприятия мы имеем дело не с чистым энциклопедическим значением слова, а с целым спектром ассоциаций и смыслов, как явных, так и скрытых - латентных - но, тем не менее, воздействующих на ход коммуникации.

Оним в этой связи может рассматриваться как первое высказывание дискурса (в свернутом виде), с которого начинается речевой акт. Рассматривая собственное имя в аспекте речепорождения можно выделить несколько механизмов развертывания дискурса онима, задействованных на первом этапе: деривационный, парадигматический и синтагматический. Деривационный механизм связан с возникновением различных деривационных вариантов лексемы (словообразовательных и словоизменительных), например: «Малина» - малиновый цвет; малиновка; «Магнит» - магнитик, магнетизм и др. Парадигматический связан с семантическими отношениями, встраиванием онима в синонимические, антонимические, гиперо-гипонимические ряды, например: «Облепиха» - ягода, растение, ежевика, масло. Синтагматический механизм определяет линейные связи онима как ключевой лексемы, например: «Сова» - какое-то ночное заведение; люди, которые не спят ночью; поворачивает голову на 360 градусов; «Малина» - чай с малиной, косточка внутри.

Следующий этап развертывания дискурса онима связан с порождением высказываний контактной (диалог) и неконтактной природы (монолог), которые мы условно назвали онимическими. Контактные (диалогические) речевые акты, включающие собственное имя, разворачиваются в следующих областях, связанных с когнитивной деятельностью реципиентов: область событий (включая состояние, локацию, действия); область фоновых знаний; область оценки; область атрибуции. Актуализация области событий приводит к возникновению событийных высказываний, области фоновых знаний - к порождению информативных высказываний, область оценки провоцирует комментарий-но-оценочные высказывания, а область атрибуции - дескриптивные (признаковые) высказывания.

Неконтактные речевые акты представляют собой монологические высказывания онимической природы, развертывающие дискурс онима в предельной подробности. Полученные в результате 3 этапа эксперимента тексты имеют преимущественно фантазийную природу, поскольку испытуемые в большинстве своих речевых произведений отмечают, что не бывали в этих заведениях и не знакомы со сферой их деятельности. Неконтактные РА были разделены нами на 4 группы: 1) текст-предположение; 2) текст-ассоциация; 3) текст-знание; 4) текст-прагматика.

Текст-предположение имеет гипотетическую природу и возникает в том случае, когда реципиент не знает значения слова, либо не обладает достаточной социокультурной осведомленностью об ониме (в случае с именами людей, событий или мест), например:

«Иероглиф... Такие мысли у меня могут возникнуть, если я увижу, например, вывеску с данным названием. Наверное, я подумаю, что в данном помещении может быть сеть питания, связанная с китайской или японской кухней. Или же, например, магазины с различной канцелярией ли подручными материалами».

Текст-ассоциация задействует ассоциативный фон имени, в том числе включает в себя индивидуальные ассоциации и сенсорные ощущения реципиентов, например:

«Тициан» - С данным названием, я бы подумала, что это место, которое связано с чем-то магическим, с гороскопом, со звездами. Место, где продавали бы все, что связано с этим. Рядом с выходом, возможно, сидит женщина, которая может объяснить про гороскоп. Все помещение в темных цветах, возможно, будут звезды на стенах. Красивое место, думала бы я и хотела бы там побывать. Думала в этот момент, что я обязательно сюда зайду».

Текст-знание построен на знании лексического, либо энциклопедического значения лексической единицы, послужившей наименованием коммерческого предприятия, например:

«Название «Черёмушки» для меня - это что-то совсем простое, так как сама черемуха -простая лесная ягода. Хотя, с другой стороны, само дерево очень красиво, цветёт белыми цветами. Странная ягода, конечно, цветёт красиво, а на вкус сильно вяжущая. Сейчас все привыкли считать черемуху декоративным кустарником, а раньше от неё было не оторвать детей в деревнях. Кстати, «Черёмушки» - это ещё и название населённых пунктов, поэтому место в нашем городе с таким названием, скорее всего, кафе с домашней кухней. Там, вероятно, должно быть всё просто и со вкусом».

Текст-прагматика связан с личностным опытом и жизненными интересами воспринимающих субъектов, например:

«Тициан» - Уже смеркается. Собираюсь пойти домой. Решила зайти в кофейню и купить капучино с эклером. Здесь самые вкусные эклеры в городе. Завтра обязательно позову сюда подругу».

Итак, проведенное нами экспериментальное исследование, направленное на развертывание дискурса онима, последовательно доказывает, что имя собственное имеет дискурсивную природу и может рассматриваться как свернутый текст, обладающий потенциалом развертывания в различных коммуникативных ситуациях. Развертывание дискурса онима-компрессива сравнимо с процессами речепорождения, оним выступает в качестве ключевой лексемы, содержащей в сжатом виде информацию, которая затем может быть развернута. Развертывание происходит в разной степени подробности - как до отдельного слова или словосочетания, так и до предикативной конструкции и высказываний контактной (диалог) и неконтактной (монолог) природы. Ассоциативно-вербальная сеть, провоцируемая онимом, может рассматриваться как некий набор ключевых слов, при этом сам оним в этом ряду воспринимается реципиентами как начальное высказывание дискурса (в свернутом виде), с которого начинается речевой акт.

Рассматривая собственное имя в аспекте речепорождения, мы выделили несколько механизмов развертывания дискурса онима: деривационный, парадигматический и синтагматический. Деривационный механизм связан с возникновением различных деривационных вариантов лексемы (словообразовательных и словоизменительных), парадигматический связан с семантическими отношениями, встраиванием онима в синонимические, антонимические, гиперо-гипонимические ряды, синтагматический механизм определяет линейные связи онима как ключевой лексемы. Дальнейшее развертывание дискурса онима приводит к порождению контактных речевых актов, которые, согласно нашим наблюдениям, разворачиваются в следующих областях, связанных с когнитивной деятельностью реципиентов: область событий (включая состояние, локацию, действия); область фоновых знаний; область оценки; область атрибуции. Неконтактные речевые акты были разделены нами на 4 группы: 1) текст-предположение; 2) текст-ассоциация; 3) текст-знание; 4) текст-прагматика.

Библиографический список

1. Падучева Е. В. Высказывание и его соотнесенность с действительностью (референциальные аспекты семантики местоимений). Изд. 3-е, стереотип. М.: Едиториал УРСС, 2002. 288 с.

2. Березович Е. Л. Язык и традиционная культура: Этнолингвистические исследования. Москва: «Ин-дрик», 2007. 600 с.

3. Воробьева И. А. Топонимика Западной Сибири. Томск, 1977. 152 с.

4. Воробьева И. А. Ономастика в школе: учебное пособие. Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 1987. 111 с.

5. Голомидова М. В. Искусственная номинация в русской ономастике: Монография. Екатеринбург, 1998.

232 с.

6. Горбаневский М. В. Русская городская топонимия: проблемы историко-культурного изучения и современного лексикографического описания. Дисс... докт. филол. наук. М., 1994. 432 с.

7. Максимов В. О. Русский фамильный антропоним как свернутый текст и его лексикографическое описание // Вестник РУДН, серия Русский и иностранные языки и методика их преподавания. 2015. № 4. С. 83 -89.

8. Михайлюкова Н. В. Тексты городских вывесок как особый речевой жанр (на материале языка г. Владивостока): автореф. дисс....канд. филол. наук. Владивосток, 2013. 27 с.

9. Михайлюкова Н. В. Тексты городских вывесок как особый речевой жанр (на материале языка г. Владивостока): монография. Владивосток: Дальневост. федеральный ун-т, 2014. 190 с.

10. Степовая О. А. Имя собственное как свернутый текст: к постановке проблемы // Филология и человек. 2014. №4. С. 127-130. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/imya-sobstvennoe-kak-svernutyy-tekst-k-postanovke-problemy (дата обращения: 13.10.2020).

11. Ковалев Г. Ф. Имя собственное как прецедент в рекламе // Вестник ВГУ. Серия: Филология. Журналистика. 2004, № 1. С. 158-164.

12. Позднякова Е. Ю. К вопросу о дискурсивной теории ономастики // Культура и текст. 2021. № 1 (44). С. 245-261. DOI 10.37386/2305-4077-2021-1-245-261.

13. Караулов Ю. Н. Ассоциативная грамматика русского языка. М.: Русский язык, 1993. 330 с.

14. Кубрякова Е. С. Номинативный аспект речевой деятельности. М.: Наука, 1986. 158 с.

References

1. Paducheva E. V. The statement and its correlation with reality (referential aspects of the semantics of pronouns). 3d edition, st. Moscow, 2002. 288 p.

2. Berezovich E. L. Language and traditional culture: ethnolinguistic studies. Moscow, 2007. 600 p.

3. Vorobieva I. A. Toponymy of Western Siberia. Tomsk, 1977. 152 p.

4. Vorobieva I. A. Onomastics at school: a textbook. Barnaul, 1987. 111 p.

5. Golomidova M. V. Artificial nomination in Russian onomastics: monograph. Yekaterinburg, 1998. 232 p.

6. Gorbanevskiy M. V. Russian urban toponymy: problems of historical and cultural study and modern lexicographic description. Diss.Doctor of Philology. Moscow, 1994. 432 p.

7. Maksimov V. O. Russian family anthroponym as a collapsed text and its lexicographic description // Bulletin of RUDN. Series of Russian and foreign languages and methods of their teaching. 2015. Vol. 4. P. 83-89.

8. Mihailukova N. V. The texts of city signs as a special speech genre (based on the material of the language of Vladivostok): Abstract .diss. cand. philol. sciences. Vladivostok, 2013. 27 p.

9. Mihailukova N. V. The texts of city signs as a special speech genre (based on the material of the language of Vladivostok): monograph. Vladivostok, 2014. 190 p.

10. Stepovaya O. A. Proper name as a collapsed text: to the problem statement // Philology and human. 2014. Vol. 4. P. 127-130. URL: https://cyberleninka.ru/article/n7imya-sobstvennoe-kak-svernutyy-tekst-k-postanovke-problemy

11. Kovalev G. F. Proper name as a precedent in advertisement // Bulletin of VGU. Series: Philology. Journalism. 2004. Vol. 1. P. 158-164.

12. Pozdnyakova E. U. On the question of the discursive theory of onomastics // Culture and text. 2021. Vol. 1 (44). P. 245-261. DOI 10.37386/2305-4077-2021-1-245-261.

13. Karaulov U. N. The associative grammar of the Russian language. Moscow, 1993. 330 p.

14. Kubriakova E. S. The nominative aspect of speech activity. Moscow, 1986. 158 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.