УДК 378 ББК 74.480
С.В. Буцык
ДИСКУРСИВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ И УПРАВЛЕНИЕ ДИСКУРСОМ: О СООТНОШЕНИИ ПОНЯТИй В КОНТЕКСТЕ СОВРЕМЕННых
научно-педагогических исследований
Статья посвящена анализу отечественных и зарубежных источников, связанных с исследованиями дискурсивного управления в современный период. Автор указывает на наличие (как в российских, так и англоязычных работах) двух взаимосвязанных научных направлений, основой которых являются термины «дискурсивное управление» и «управление дискурсом».
Ключевые слова: дискурс, дискурсивное управление, управление дискурсом, дискурсивная компетенция, образование.
S.V. Butsyk
DISCURSIVE MANAGEMENT AND DISCOURSE MANAGEMENT: ON THE RELATIONS BETwEEN THE CONCEPTS IN THE CONTExT OF MODERN SCIENTIFIC AND EDUCATIONAL RESEARCH
The domestic and foreign sources, devoted to research of discursive management in the modern period are analyzed. It is indicated that there is two related research directions (in Russian and English-language works), which are based on the terms "discursive management" and "discourse management."
Key words: discourse, discursive management, discourse management, discursive competence, education.
За последние 30 лет понимание дискурса в отечественной и зарубежной науке претерпело существенные изменения. Достаточно длительный исторический период дискурсивное познание рассматривалось в качестве антитезы интуитивному, а понятие «дискурс» трактовалось как (близкое к понятию «текст») связанная последовательность предложений или речевых актов. Однако к концу 1980-х гг. дискурсом стали называть «сложное коммуникативное явление, включающее, кроме текста, еще и экстралингвистические факторы (знания о мире, мнения, установки, цели адресата), необходимые для понимания текста» [7, с. 8].
Дискурс в современной науке фактически стал объектом междисциплинарного изучения, а проблемы, связанные с дискурсами, сегодня исследуют в раз-
личных областях научного знания - не только в лингвистике, философии или логике, но и в культурологии, социологии, социальной семиотике, педагогике, психологии, политологии, управлении [4]. По мнению Т.В. Ежовой, к настоящему времени сформировалось несколько различных подходов к пониманию дискурса [6]: 1) в лингвистике; 2) философских исследованиях, логике и теории коммуникаций; 3) в социологии, работах по социальной семиотике, политологии; 4) в педагогике.
При этом, в педагогической науке дискурс в основном трактуется в контексте педагогической коммуникации, имеющей специфическое профессиональное «наполнение». В теории и методике профессионального образования большинство трудов последних лет свя-
X
го s m
s о ф ф
I I
S х Si
<3 ё
s s So
s? ч
0 Ф s С
ф I
ч
ф го
m ^
Н
s s ф ф
1 й
ф о
CÛ О) ГО I-
ф I
0 О
1 Ü
CÛ
CQ
О >s
><1-p
âê
.D J
LQ
m
d
заны с формированием у студентов дискурсивной компетенции, в том числе дискурсивной социокультурной компетенции, дискурсивно-ценностной компетенции, дискурсивной компетенции в процессе межкультурного диалога, а также коммуникативно-дискурсивной культуры (Н.В. Алехина [1], Н.А. Баранова [3], Н.М. Власенко [5] и др.).
Важно отметить, что в научных работах, посвященных проблемам профессионального образования, наряду с традиционными подходами все активней задей-ствуется философская, лингвистическая, социокультурная и другая терминология. В целом современный этап познания дискурсов, на наш взгляд, обусловлен их многосторонним, комплексным научным осмыслением. Это выражается как в значительном количестве работ, посвященных дискурсам, разнообразии отраслей наук, заимствовании терминологии и подходов, так и в появлении новых терминов (дискурсивное воздействие, дискурсивное управление, дискурсивное сообщество, интернет-дискурс и т. п.), изучение которых также осуществляется с различных позиций - философских, культурологических, политических, экономических, психологических.
Дискурсивное управление сегодня фактически позиционируется как достаточно новое направление в коммуникационном менеджменте, поэтому однозначного понимания сущности данного вида управления в отечественной науке до сих пор не существует. Одни исследователи вкладывают в данное понятие коммуникативный смысл, другие - социальный, третьи - психологический (М.О. Орлов [8], А.В. Рязанов [9], А.Е. Спасский [10] и др.). Дискурсивное управление обычно трактуется как управление людьми посредством их сотрудничества, согласованности различных (нередко чреватых конфликтами) интересов, взаимопонимания участников коммуникации, а к числу его первооснов как правило относят:
• дискурсивное воздействие на субъекта или группу субъектов, используемое дискурсивной психологией, являющейся, в свою очередь, формой дискурс-анализа, фокусирующегося на психоло-
гических темах в процессах устного разговора, обмена текстовыми сообщениями или изображениями;
• исследования ряда представителей когнитивистской научной школы в социальной психологии (Т. Ньюкома, Ч. Осгу-да, П. Танненбаума, Л. Фестингера) [2].
При более глубоком изучении зарубежных источников можно обратить внимание на тот факт, что в англоязычной научной терминологии встречаются не одно, а целых два понятия, которые в той или иной степени могут соответствовать российскому словосочетанию «дискурсивное управление» - «discourse management» и «discursive management».
Проведя анализ исследований американских, английских и японских ученых (S. Austin [11], J. Charlebois [12], K. Seunarinesingh [13], K. Whitehead и M. Witting [14] и др.), которые являются представителями ведущих научно-образовательных центров, занимающихся данной проблематикой (Aichi Shu-kutoku University, Japan; California State University, U.S.; Lancaster University, U.K.; The University of the West Indies, Jamaica; Yale University, U.S. и др.), мы пришли к следующим двум основным выводам.
Во-первых, понятие «discourse management» в англоязычных научных источниках часто увязывается со способностью человека управлять устным или письменным разговором в определенном направлении, организовывать соответствующие темы, осуществлять контроль отклонений от них, при необходимости восстанавливая оборвавшуюся коммуникацию и т.п.. Являясь способом воздействия, в западной политике управление дискурсом нередко поднимает вопросы свободы слова, но при этом является и общим инструментом, который используется как в повседневной речи, бизнесе, так и в образовательной сфере.
Описания понятия «discourse management», а также его синонимов - conversational discourse (разговорная речь); pragmatic language (прагматичный язык), topic management (управление темами), -предложенные в исследованиях, позволили нам считать в качестве наиболее близкого российского термина словосочетание
«управление дискурсом» и предположить его связь с формированием у человека дискурсивной компетенции, поскольку анализ отечественных диссертационных работ по теории и методике профессионального образования (Н.В. Алехина [1], Н.А. Баранова [3], Н.М. Власенко [5], Т.В. Ежова [6] и др.), связанных с проектированием дискурса или формированием дискурсивной компетенции, показал значительное количество работ, направленных на повышение компетентности будущих лингвистов или переводчиков.
Во-вторых, термин «discursive Management», который, на наш взгляд, в большей степени соответствует русскоязычному словосочетанию «дискурсивное управление» (с учетом содержания, которое закладывается авторами в данное понятие), достаточно часто используется в исследованиях, направленных на решение разнообразных конфликтных ситуаций в социальном обществе в целом, и в образовательной среде в частности. Например:
• дискурсивное управление проблемами, с которыми сталкиваются современные японские женщины на работе и в личной жизни, через различные модели построения своей гендерной идентичности (Япония);
• дискурсивное управление ответственностью за проступки через изучение историй учащихся, исключенных из школ (страны Карибского бассейна);
• дискурсивное управление устойчивостью к поликультурной образовательной среде, где обучаются представители различной расовой и этнической принадлежности, через преодоление сопротивления со стороны обучающихся к разнообразию культур, что представляется как серьезная угроза для дальнейшего успеха самого ученика (США).
Заметим, что дискурсивное управление как способ решения потенциально конфликтных ситуаций в общеобразовательных учреждениях вышеуказанных стран, по нашему мнению, напрямую связан со становлением личности подрастающего поколения, представляющего недалекое будущее социальных обществ этих государств. И та, и другая
цели discшsive management (достижение мультикультурализма и искоренение преступности в школах), на первый взгляд кажущиеся относительно локальными, обусловлены необходимостью решения более масштабных проблем, имеющихся в социальном обществе. Это проблемы, которые являются для того или иного государства весьма существенными в текущий период, а их решение возможно лишь в отдаленной перспективе с учетом смены поколения, доминирующего в обществе.
Так, согласно исследованию Управления Организации Объединенных Наций по наркотикам и преступности, проведенному в 2012 году и собравшему показатели многих стран за период 1995-2011 гг., макрорегион Карибского бассейна в целом является одним из наиболее проблемных по уровню убийств на 100000 человек, наряду со странами Южной и Восточной Африки, а также Центральной Америки. При этом Ямайка, где располагался центр научно-практического исследования, является абсолютным «лидером» по данному показателю среди всех стран Карибского бассейна.
В США существует устойчивое мнение, что, несмотря на законодательную отмену расовой сегрегации в школах еще в середине 1950-х, некоторые ее проявления встречаются и сегодня. Более того, в последние годы отмечаются случаи защиты интересов уже белого населения от так называемой «позитивной дискриминации», когда, например, при поступлении выпускников школ в университет приоритет отдается абитуриентам из числа национальных меньшинств.
Таким образом, анализ отечественных и зарубежных научных исследований, посвященных дискурсивному управлению или управлению дискурсом, позволяет сделать следующие выводы.
1. С точки зрения российской педагогической науки, понятие «discoшse тап-agement» ближе к термину «управление дискурсом» и связано с формированием у человека (управляющего дискурсом) дискурсивной компетенции.
2. Словосочетанию «дискурсивное управление» в значительно большей сте-
X
го
S CA
S о ф ф
3 R
о :го
о
У
о Ф s С
ч о
ф I
4
ф го
m х
5 "
:
с
У
-О : I
ф ф
1 й
ф о
Ш ф
ГО I-
ф I
0 О
1 ^
ей
ей
О >5 ><1-
Р
¿Iii
пени соответствует англоязычный термин «discursive management».
3. Общей характеристикой дискурсивного управления (discшsive manage-
как в отечественной, так и зарубежной науке и практике является направленность на решение разнообразных сложных конфликтных ситуаций, происходящих в общественной сфере.
4. Специфика зарубежных научных исследований discшsive management обусловлена социальной значимостью проблем, имеющихся в отдельных странах или регионах: проблема мультикультура-
лизма в США, высокий уровень преступности в странах Карибского бассейна, проблема гендерной идентичности женщин в Японии.
5. Решение социальных проблем в ряде стран имеет среднесрочный характер и напрямую связано со становлением личности подрастающего поколения, представляющего ближайшее будущее социальных обществ этих государств. Поэтому отдельным вопросам проблемы профессиональное сообщество уделяет особое внимание, начиная с уровня общего образования.
.0
J
>
LO
m
ó
Библиографический список
1. Алехина, Н. В. Формирование дискурсивно-ценностной компетенции будущих лингвистов [Текст]: автореф. дис. ... канд. пед. наук / Н.В. Алехина. - Челябинск, 2014. - 26 с.
2. Андреева Г.М. Зарубежная социальная психология XX столетия: теоретические подходы [Текст]: учебное пособие для вузов / Г.М. Андреева, Н.Н. Богомолова, Л.А. Петровская. - М.: Аспект Пресс, 2001. - 288 с.
3. Баранова, Н. А. Основы формирования дискурсивной компетенции студентов при обучении иноязычному профессионально-ориентированному общению [Текст]: автореф. дис. ... канд. пед. наук / Н.А. Баранова. - СПб., 2008. - 23 с.
4. Буцык, С.В. Дискурс в современном научном познании / С.В. Буцык // Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств. - 2015. - № 4 (44). - С. 44-48.
5. Власенко, Н. М. Формирование дискурсивной социокультурной компетенции в процессе профессионально-языковой подготовки специалистов межкультурной коммуникации [Текст]: авто-реф. дис. ... канд. пед. наук / Н.М. Власенко. - М., 2004. - 24 с.
6. Ежова, Т.В. Проектирование педагогического дискурса в высшем профессиональном образовании будущего учителя [Текст]: автореф. дис. ... д-ра пед. наук / Т.В. Ежова. - Оренбург, 2009. - 46 с.
7. Караулов, Ю.Н. От грамматики текста к когнитивной теории дискурса [Текст]: вступ. ст. / Ю.Н. Караулов, В.В. Петров // Т.А. ван Дейк. Язык. Познание. Коммуникация. - Благовещенск: Благовещенский гос. колледж им. И.А. Бодуэна де Куртенэ, 2000. - С. 5-11.
8. Орлов, М.О. Этика дискурса как основа стратегий социализации в глобализирующемся мире [Текст] / М.О. Орлов // Известия Саратовского университета. Сер. Философия. Психология. Педагогика. - № 2. - С. 55-59.
9. Рязанов, А.В. Дискурсивное управление: возможности и ограничения [Текст] / А.В. Рязанов // Власть. - 2013. - № 11. - С. 71-74.
10. Спасский, А.Е. Дискурсивное управление [Электронный ресурс] / А.Е. Спасский // Альманах «Дискурс Пи». - № 6. - Режим доступа: http://discourse-pm.ur.ru/discours6/spasskiy.php.
11. Austin S. Discourse Management. Encyclopedia of Autism Spectrum Disorders. New York: Springer New York, 2013. P. 982-983.
12. Charlebois J. The discursive management of work-life dilemmas. Papers from the Lancaster University Postgraduate Conference in Linguistics & Language Teaching. Vol. 2: Papers from LAEL PG. Lancaster, 2007. P. 21-43.
13. Seunarinesingh K. The discursive management of responsibility. The University of the West Indies. Av ailable at: http://uwispace.sta.uwi.edu/dspace/bitstream/handle/2139/8795/KrishnaSeunarinesingh_ AB.pdf?sequence.
14. Whitehead K., Witting M. Discursive management of resistance to a multicultural education programme. Qualitative Research in Psychology, Volume 1, Issue 4, 2004. P. 267-284.
References
1. Alekhina N.V. Formation of value-discursive competence of the future linguists: Author's abstract. Dis. ... cand. of sciences (Education). Chelyabinsk, 2014. P. 26. [in Russian].
2. Andreeva G.M., Bogomolova N.N., Petrovskaya L.A. Foreign social psychology of the XX century: Theoretical Approaches. Moscow: Aspect Press, 2001. P. 288. [in Russian].
3. Baranova N.A. Bases of formation of discursive competence of students at training to foreign language professional-focused dialogue: Author's abstract. Dis. ... cand. of sciences (Education). St. Petersburg, 2008. P. 23. [in Russian].
4. Butsyk S.V. Discourse in modern scientific knowledge. Herald of the Chelyabinsk State Academy of Culture and Arts, 2015. № 4 (44). P. 44-48. [in Russian].
5. Vlasenko N.M. Formation of discursive socio-cultural competence in the professional language training specialists of intercultural communication: Author's abstract. Dis. ... cand. of sciences (Education). Moscow, 2004. P. 24. [in Russian].
6. Yezhova T.V. Designing pedagogical discourse in higher professional education of the future teacher: Author's abstract. Dis. ... doctor of sciences (Education). . Orenburg, 2009. P. 46. [in Russian].
7. Karaulov Y.N. From the grammar of the text to the cognitive theory of discourse. T. A. van Dijk. Language. Cognition. Communication. Blagoveshchensk: Blagoveshchensk State College named after Baudouin de Courtenay, 2000. P. 5-11. [in Russian].
8. Orlov M.O. The ethics of discourse as a basis of strategy of socialization in the globalized world. Izves-tia Saratovskogo Universiteta. Philosophy. Psychology. Pedagogy. Saratov, 2012. №2. P. 55-59. [in Russian].
9. Ryazanov A.V. Discursive management: opportunities and limitations. Vlast, 2013. №11. P. 71-74. [in Russian].
10. Spassky A.E. Discursive management. Almanac "Discurs Pi". №6. [Available at] http://discourse-pm.ur.ru/discours6/spasskiy.php. [in Russian].
11. Austin S. Discourse Management. Encyclopedia of Autism Spectrum Disorders. New York: Springer New York, 2013. P. 982-983.
12. Charlebois J. The discursive management of work-life dilemmas. Papers from the Lancaster University Postgraduate Conference in Linguistics & Language Teaching. Vol. 2: Papers from LAEL PG. Lancaster, 2007. P. 21-43.
13. Seunarinesingh K. The discursive management of responsibility. The University of the West Indies. Av ailable at: http://uwispace.sta.uwi.edu/dspace/bitstream/handle/2139/8795/KrishnaSeunarinesingh_ AB.pdf?sequence.
14. Whitehead K., Witting M. Discursive management of resistance to a multicultural education programme. Qualitative Research in Psychology, Volume 1, Issue 4, 2004. P. 267-284.
Сведения об авторах: Буцык Сергей Владимирович,
кандидат педагогических наук, доцент, докторант кафедры педагогики и психологии,
Южно-Уральский государственный
гуманитарно-педагогический
университет,
г. Челябинск, Российская Федерация. КтаИ: [email protected]
Information about the authors: Butsyk Sergey Vladimirovich,
Candidate of Sciences (Education), Academic Title of Associate Professor, Doctoral candidate,
Department of Pedagogy and Psychology, South-Ural State Humanitarian Pedagogical University, Chelyabinsk. Russia. E-mail: [email protected]
X
ro
S CÛ
S о I 4 Ф Ф
I I
S X
о s
о ü
о ф
s £
So
0 Ф s С
ф I
ч ф <0
m
Н
s S ф ф
1 й
ф о
CÛ ф ГО I-
ф I
0 О
1 Ü
са
CÛ
О >5 ><1-
Р
¿Iii