УДК378
С.В.Буцык
ДИСКУРСИВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ПОДГОТОВКОЙ СТУДЕНТОВ ВУЗА В КОНТЕКСТЕ СТРАТЕГИЙ РОССИЙСКОГО ГОСУДАРСТВА В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ И КУЛЬТУРЫ
Статья посвящена одному из актуальных направлений современного управления применительно к российскому высшему образованию в сфере культуры. Анализируются отечественные и зарубежные исследования, документы, определяющие стратегию развития образования и культуры в России. Автором делается предположение о необходимости включения локальных целей в более глобальные при определении текущих стратегий дискурсивного управления в вузе культуры.
Ключевые слова: дискурсивное управление, высшее образование, культура, стратегия.
S.V.Butsyk DISCURSIVE MANAGEMENT PREPARATION OF STUDENTS IN THE CONTEXT OF THE RUSSIAN STATE POLICIES IN THE FIELD OF EDUCATION AND CULTURE
The article is devoted to one of actual directions of modem management in relation to the Russian Higher Education in the field of culture. Analyzes the domestic and foreign researches, documents defining the strategy for the development of education and culture in Russia. The author makes an assumption about the need to include local goals in a global discourse in determining management strategy in the university culture in the present period.
Keywords: discursive management, higher education, culture, strategy.
Дискурсивное управление является относительно новым, активно развивающимся в ряде западных стран направлением коммуникационного менеджмента, однако в отечественной науке в настоящий период однозначного толкования его сущности не сложилось. Одни исследователи вкладывают в данное понятие, в первую очередь, коммуникативный смысл, другие - социальный, третьи - психологический и т.п. [1]. В тоже время, в большинстве работ такой подвид определяется как управление людьми через их сотрудничество, согласование различных (зачастую чреватых конфликтами) интересов, взаимопонимание участников коммуникации [3, 5, 6], что придает высокую степень актуальности данной научной проблематике.
Российская философская научная школа, при рассмотрении процессов усложняющейся социальной динамики, происходящей в условиях глобализации, подчеркивает системный характер дискурсивного управления, которое, при этом, должно обязательно ограничиваться моральными принципами и реализовываться на основе стратегического действия [3]. Изучая особенности стратегического действия применительно к российскому образованию в сфере культуры, мы провели анализ отечественных и зарубежных исследований, касающихся данной проблемы, который выявил достаточно широкий спектр целевых ориентиров, используемых в своих работах учеными и практиками. При этом, если работы российских ученых, в значительной степени, направлены на изучение глобальных (общемировых) процессов [2, 3], то зарубежных - на изучение и поиск оптимального решения относительно локальных проблем, имеющихся в каких-либо странах или сферах деятельности этих стран, включая образование и культуру [10, 11, 12].
Так, в исследованиях, связанных с дискурсивным управлением процессами социальной динамики в условиях глобализации, стратегической целью является самосохранение жизненного мира людей: как отдельных индивидов, так и общества в целом. Такая проблема обусловлена кризисными явлениями в этической и экологической сферах деятельности, которые тесно взаимосвязаны с природой человека, его физической и духовной целостностью. В настоящий период выделяется несколько особенно важных глобальных проблем, с решением которых напрямую связано сохранение жизненного пространства человека:
- проблема распространения ядерного оружия и, как следствие, потенциальная возможность моментального уничтожения всего населения;
- проблема научно-технического прогресса, контроль за которым постепенно ослабевает;
- нарастание угроз, связанных с существованием экосферы человека;
- конфликты в рамках условных культурно-географических осей, приводящие к общемировым политическим кризисам [3].
В ряде современных российских исследований, прямо не связанных с видами управления людьми, но посвященных возможному будущему состоянию общества в его взаимодействии с природой, можно увидеть рассмотрение значительно более масштабных задач, имеющих планетарно-вселенский характер. Так, стратегия ноосферно-культурной эволюции, предложенная АДУрсулом [2], тесно связывается с устойчивым развитием и становлением информационного общества. Автор, указывает на более глубокую роль разума в эволюции, предполагая, что «именно
разум, реализуя стратегию «устойчивого эволюционизма», сможет помочь нашей цивилизации «вписаться» не только в планетарную эволюцию, но и в супермагистраль глобальной эволюции нашего мироздания, претендуя на бессмертие» [2, с.91].
Данная логика российских исследований может говорить о том, что даже относительно локальные задачи социального управления в современный период - период бурного развития в направлении постиндустриального (информационного) общества - необходимо увязывать с возможностью решения более глобальных проблем.
Важно отметить, что в зарубежной науке и практике использования дискурсивного управления (discursive management) применительно к системе образования стратегические ориентиры только на первый взгляд носят относительно локальный характер. Так, в общеобразовательных учреждениях США актуальной является задача, связанная с достижением мультикультурализма, а в Ямайке - с искоренением преступности среди учащихся школ. Однако при более глубоком анализе оказывается, что обе цели обусловлены острой необходимостью решения намного более масштабной проблемы, которая является весьма существенной для социальной сферы всего государства.
Согласно исследованию ООН 2012 г., основанному на данных в различных странах мира за период 1995-2011 гг., оказывается, что макрорегион стран Карибского бассейна относится к числу наиболее проблемных по количеству убийств на 100000 человек, что ставит его в один ряд со странами Южной и Восточной Африки, а также Центральной Америки. И именно Ямайка является «лидером» по данному показателю среди всех стран этого региона. В школах Соединенных Штатов, несмотря на законодательную отмену расовой сегрегации еще в середине 1950-х, до сих пор существует устойчивое мнение, что некоторые ее проявления весьма актуальны и сегодня. Более того, последние годы уже белое население требует защиты своих интересов от, так называемой, позитивной дискриминации, когда, например, при поступлении в высшее учебное заведение при прочих равных условиях отдается больший приоритет абитуриентам из числа национальных меньшинств.
Таким образом, решение сложных социальных проблем этих стран, фактически, прямо увязывается с обучением и воспитанием подрастающего поколения, представляющего недалекое будущее их социальных обществ. При этом, очевидно, что преломление описанных проблем, являющихся весьма существенными в текущий период, возможно лишь в отдаленной перспективе, с учетом смены поколения, которое будет в интеллектуальном, нравственном и т.д. плане доминировать в обществе. Дискурсивное управление выбрано в качестве наиболее современного и, возможно, наиболее эффективного способа решения таких «вложенных» друг в друга локально-глобальных задач.
Государственная стратегия российского высшего образования в сфере культуры, во многом, ориентируется на два основных документа:
1) Федеральный закон №273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» [9] (далее -Закон об образовании);
2) Стратегия государственной культурной политики на период до 2030 г. [7], принятая в соответствии с ранее утвержденными Президентом Основами государственной культурной политики [4] (далее - Основы ГКП).
Анализируя данные законодательные акты, отметим, что принципы государственной политики в России применительно к образованию в сфере культуры, в достаточно большой степени коррелируют с рядом составляющих дискурсивного управления, например, с его нравственными ограничениями (этические характеристики дискурса, черты дискурсивной этики) или даже с непосредственной трактовкой данного понятия.
Так, принципы развития этнокультурных особенностей и традиций народов многонациональной России, интеграция отечественной системы образования с системами других стран, осуществляемая на равноправной, взаимовыгодной основе (Закон об образовании), а также укрепления единства нашего общества через приоритет культурного и гуманитарного развития, включая использование исторического и культурного наследия в образовании, воспитании, передачу от поколения к поколению ценностей, норм, традиций и обычаев (Основы ГКП) лежат в основе самого понятия дискурсивного управления как процесса упорядочения социальных систем (как российской, так и в ее взаимодействии с мировыми образовательными системами) через сотрудничество и согласование различных интересов.
Задачи, связанные с обеспечением права человека на образование, недопустимости дискриминации при реализации этого права, обеспечением подготовки
высококвалифицированных кадров по всем основным направлениям общественно-полезной деятельности (Закон об образовании), сочетаются с целым рядом этических характеристик, которые формируют нормативную основу дискурса, таких, например, как равноправие, открытость, компетентность.
Реализация принципов приоритетности образования, учета потребностей личности в образовании, адаптивности образовательной системы к особенностям развития, способностям и интересам каждого человека; направленность на удовлетворение потребностей каждой личности в развитии (интеллектуальном, культурном, нравственном), углублении или расширении образования, научной квалификации (Закон об образовании); формирование гармонично развитой личности, связанное с созданием необходимых условий для реализации человеком его творческого потенциала и обеспечением доступа к знаниям, информации и культурным ценностям (Основы ГКП) обуславливается когнитивным характером стратегий государства, во многом присущим и дискурсивному управлению.
Наличие стратегических целей и задач образования и культуры, поставленных в России на уровне государства, не исключает выработку более локальных стратегий дискурсивного управления на уровне вузов культуры, которые, на наш взгляд, также могут быть выстроены на основе предложенного принципа «вложенных» друг в друга локально-глобальных задач. На уровне учебного заведения, например, они могут быть сосредоточены в плоскости ценностных ориентаций отдельных обучающихся или групп обучающихся, а также преподавателей и руководства вузом. В таком случае, усилия и вся совокупность технологий направляются точечно, с учетом особенностей каждого конкретного субъекта (группы). Такими адресными ориентирами могут, например, стать:
- достижение успешных результатов (в учебной, научной, творческой, общественной, спортивной деятельности);
- атрибуты символического престижа, социального статуса и возможность его достижения;
- ценности свободы, самостоятельности или личностной реализации;
- ценности, связанные с лидерскими качествами руководителей вуза или студенческих общественных объединений и т.д.
Таким образом, при выборе стратегических целей и задач дискурсивного управления подготовкой студентов в вузе культуры, на наш взгляд, необходимо учитывать как локальные задачи (реализуемые на уровне стратегии учебного заведения), так и глобальные, реализуемые на уровне государственной политики в образовательной и культурной сферах. При этом, они будут не просто тесно взаимосвязаны между собой, а, фактически, носить «вложенный» характер. Следует заметить, что подобные «вложения» в постановке стратегических задач не ограничиваются двумя элементами (локальная цель -глобальная цель). Скорее, речь идет о сочетании «более локальная цель - более глобальная цель», при котором мож-но выстроить не пару, а большее количество элементов. Например, поскольку образование и культура в России являются одними из стратегических национальных приоритетов (наряду с обороной, безопас-ностью, здравоохранением, экологией и др.), посредством которых обеспечиваются национальные интересы страны [8], может быть сформирована цепочка вложенных целей: государственного вуза культуры -государства в сферах образования и культуры - национальной безопасности России.
Литература
1. Буцык, С.В. Дискурсивное управление и 1. Bucyk, S.V. Diskursivnoe upravlenie i управление дискурсом: о соотношении понятий в upravlenie diskursom: o sootnoshenii ponjatij v контексте современных научно-педагогических kontekste sovremennyh nauchno-pedagogicheskih исследований [Текст] / С.В.Буцык // Вестник issledovanij [Tekst] / S.V.Bucyk // Vestnik Челябинского государственного педлгогичесгаго Cheljabinskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo университета - 20:L6. - № 9. - С 35-39. universiteta. - 2016. - № 9. - S. 35-39.
2. Колин, К К Информация и ку^турт. 2. Kolin, K. K. Informacija i kul'tura. Vvedenie v Введение в информационную ку^туршюгию [Текст] inormacionnuju kul'turologiju [Tekst] / K.K.Kolin,
/ Каолин, АДУрсу^-M., 2О15. - 300 с. A.D.Ursul. -M., 2015. - з00 s [ ] '
3. Орлов, М.О. Социальная динамика: „ „ . ., .. .. .... ... i, 3. Orlov, M.O. Social'naia dinamika: filosofsko-философско-методологические основания
дискурсивного управления в условиях глобализации: metodologicheskie osnovanija diskursivnogo
дисс. ... докт. филос. наук : 09.00.11 [Текст] / М.О.Орлов. upravlenja v uslovijah globalizacii: diss. ... dokt. filos.
- Саратов, 2009. - 306 с. nauk : 09.00.11 [Tekst] / M.O.Orlov. - Saratov, 2009. -
4. Основы государственной культурной 306 s.
политики. Утверждены Указом Президента РФ от 24 4 °sn°vy gosudarstvenmj líurtamqj pdüM. декабря 2014 года № 808 "Об утверждении Основ Utverzhdeny Ukazom Prezidenta RF ot 24 dekabrja государственной культурной политики" 2014 goda № 808 "Ob utverzhdenii Osnov
[Электронный ресурс! // Министерство культуры Российской Федерации. - Режим доступа: http : / / mkrf.ru/info / foundations-state-cultural-policy/. -Дата обращения: 30.01.2017.
5. Рязанов, А.В. Дискурсивное управление: возможности и ограничения [Текст] / А.В.Рязанов // Власть. - 2013. - № 11. - С. 71-74.
6. Спасский, А.Е. Дискурсивное управление [Электронный ресурс] // Альманах «Дискурс Пи». -№6. - Режим доступа: http://discourse-pm.ur.ru/discours6/spasskiy.php. - Дата обращения: 30.01.2017.
7. Стратегия государственной культурной политики на период до 2030 г. Утверждена Распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 февраля 2016 г. №326-р [Электронный ресурс] // Министерство культуры Российской Федерации. - Режим доступа: http://mkrf.ru/ - Дата обращения: 27.01.2017.
8. Указ Президента Российской Федерации от 31 декабря 2015 года N 683 "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации" [Электронный ресурс] // Российская газета. - Режим доступа: https://rg.ru/ 2015/12/31/nac-bezopasnost-site-dokhtml. - Дата обращения: 30.01.2017.
9. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-Ф3 "Об образовании в Российской Федерации" [Электронный ресурс] // Российская газета. - Режим доступа: https://rg.ru/2012/12/30/obrazovanie-dokhtml. - Дата обращения: 27.01.2017.
10. Charlebois J. The discursive management of work-life dilemmas. Papers from the Lancaster University Postgraduate Conference in Linguistics & Language Teaching. Vol. 2: Papers from LAEL PG. Lancaster, 2007. P.21-43.
11. Seunarinesingh K. The discursive management of responsibility. The University of the West Indies. Available at: http://uwispace.sta.uwi.edu/dspace/bitstream/handle/2 139/8795/KrishnaSeunarinesingh_AB.pdf?sequence.
12. Whitehead K., Witting M. Discursive management of resistance to a multicultural education programme. Qualitative Research in Psychology, Volume 1, Issue 4, 2004. P. 267-284.
gosudarstvennoj kul'turnoj politiki" [Jelektronnyj resurs] // Ministerstvo kul'tury Rossijskoj Federacii. - Rezhim dostupa: http://mkrf.ru/info/foundations-state-cultural-policy/. - Data obrashhenija: 30.01.2017.
5. Rjazanov, A.V. Diskursivnoe upravlenie: vozmozhnosti i ogranichenija [Tekst] / A.V.Rjazanov // Vlast'. - 2013. - № 11. - S. 71-74.
6. Spasskij, A.E. Diskursivnoe upravlenie [Jelektronnyj resurs] // Al'manah «Diskurs Pi». - №6. -Rezhim dostupa: http://discourse-pm.ur.ru/discours6/spasskiy.php. - Data obrashhenija: 30.01.2017.
7. Strategija gosudarstvennoj kul'turnoj politiki na period do 2030 g. Utverzhdena Rasporjazheniem Pravitel'stva Rossijskoj Federacii ot 29 fevralja 2016 g. №326-r [Jelektronnyj resurs] // Ministerstvo kul'tury Rossijskoj Federacii. - Rezhim dostupa: http://mkrf.ru/
- Data obrashhenija: 27.01.2017.
8. Ukaz Prezidenta Rossijskoj Federacii ot 31 dekabrja 2015 goda N 683 "O Strategii nacional'noj bezopasnosti Rossijskoj Federacii" [Jelektronnyj resurs] // Rossijskaja gazeta. - Rezhim dostupa: https://rg.ru/ 2015/12/31/nac-bezopasnost-site-dok.html. - Data obrashhenija: 30.01.2017.
9. Federal'nyj zakon ot 29 dekabrja 2012 g. № 273-FZ "Ob obrazovanii v Rossijskoj Federacii" [Jelektronnyj resurs] // Rossijskaja gazeta. - Rezhim dostupa: https://rg.ru/2012/12/30/obrazovanie-dok.html.
- Data obrashhenija: 27.01.2017.
10. Charlebois J. The discursive management of work-life dilemmas. Papers from the Lancaster University Postgraduate Conference in Linguistics & Language Teaching. Vol. 2: Papers from LAEL PG. Lancaster, 2007. P.21-43.
11. Seunarinesingh K. The discursive management of responsibility. The University of the West Indies. Available at:
http://uwispace.sta.uwi.edu/dspace/bitstream/handle/213 9/8795/KrishnaSeunarinesingh_AB.pdf?sequence.
12. Whitehead K., Witting M. Discursive management of resistance to a multicultural education programme. Qualitative Research in Psychology, Volume 1, Issue 4, 2004. P. 267-284.