Научная статья на тему 'Дискурсивное пространство библиотеки: структура и инновации'

Дискурсивное пространство библиотеки: структура и инновации Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
188
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БИБЛИОТЕКА / ОБЩЕНИЕ / БИБЛИОТЕЧНЫЙ СПЕЦИАЛИСТ / ДИСКУРСИВНОЕ ПРОСТРАНСТВО / LIBRARY / COMMUNICATION / LIBRARY EXPERT / DISKURS SPACE

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Сушкова Ю.Н.

В статье раскрываются основные понятия дискурсивного пространства, даётся характеристика общению в библиотеке как составной части дискурсивного пространства, анализируются точки зрения библиотековедов в отношении общения и дискурсивного пространства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DISKURSIVNY SPACE OF LIBRARY: STRUCTURE AND INNOVATIONS

In the article the basic concepts of diskurs space reveal, characteristic is given to communication in library as component of diskurs space, the points of view of LIS concerning communication and diskurs space are analyzed.

Текст научной работы на тему «Дискурсивное пространство библиотеки: структура и инновации»

БИБЛИОТЕЧНО-ИНФОРМАЦИОННЫЕ НАУКИ: ТЕОРИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ. СУШКОВА Ю.Н. ДИСКУРСИВНОЕ ПРОСТРАНСТВО БИБЛИОТЕКИ: СТРУКТУРА И ИННОВАЦИИ

В статье раскрываются основные понятия дискурсивного пространства, даётся характеристика общению в библиотеке как составной части дискурсивного пространства, анализируются точки зрения библиотековедов в отношении общения и дискурсивного пространства.

Ключевые слова: Библиотека, общение, библиотечный специалист, дискурсивное пространство. Yu.N. Sushkova

DISKURSIVNY SPACE OF LIBRARY: STRUCTURE AND INNOVATIONS

In the article the basic concepts of diskurs space reveal, characteristic is given to communication in library as component of diskurs space, the points of view of LIS concerning communication and diskurs space are analyzed.

Keywords: Library, communication, library expert, diskurs space.

БИБЛИОТЕЧНО-ИНФОРМАЦИОННЫЕ НАУКИ: ТЕОРИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ. СУШКОВА Ю.Н. ДИСКУРСИВНОЕ ПРОСТРАНСТВО БИБЛИОТЕКИ: СТРУКТУРА И ИННОВАЦИИ

В рамках современной когнитивно-дискурсивной парадигмы в науку вводится все больше новых понятий, отсутствовавших в предыдущей структурной парадигме различных сфер. О необходимости трактовки дискурса как всеохватывающего термина ученые пишут все чаще, так, Е.С. Кубрякова указывает: «По всей видимости, под дискурсом могут иметься в виду (метонимически) и некоторые конвенционально устоявшиеся формы общения (разговор, беседа, обмены репликами в диалоге и т.д.), а также их результаты в виде текстов» [3, С. 30]. Именно благодаря своему всеохватывающему характеру и способности включать в себя все новые и новые языковые факты термин «дискурс» и стал парадигмальным. В связи с этим, как пишет В.З. Демьянков, «текст остался словом обыденного языка, а дискурс стал специальным термином наук о человеческой духовности» [2, С. 50].

В публикациях последних лет всё чаще появляются мнения связанные с различными характеристиками пространства в библиотеке, пространство библиотеки изучают как внутреннюю и внешнюю среду, поэтому известный библиотековед А.Н. Ванеев указывает в своих работах, что, анализируя понятие «пространство», нужно учитывать, что оно имеет два значения: философское и прикладное. В философии под пространством понимается форма существования материи, ее важнейший атрибут, в прикладном значении синонимами термина можно назвать понятия «площадь», «территория», именно в этом значении чаще всего и используется термин «пространство». «Философский словарь» трактует пространство образом - это то, является всем возникающим благодаря органам . Таким образом, учеными «пространство» не ограничивалось только рамками (А.Н. А.С. Кармин и др.).

В с данной выделяются и разновидности пространств библиотеки - (социокультурное), дискурсивное, религиозное. Основополагающим для нас является дискурсивное пространство библиотеки, которое представляет собой некий процесс, который реализуется с помощью дискурсов и дискурсивных личностей. Фундаментальную роль в сущности дискурсивного пространства лингвистические и исследования. Так, Московско-Тартусской школы семиологии Ю.М. Лотман и Б.А. Успенский пространство как структуры текста и Г.Д. и В.Н. Топоров как картины мира, в дальнейшем оно большую при продвижении чтения в краеведческой библиотеки. Например, который как «пространственный пространственная языковая концептуализация, мышления и др. В.Н. Топоров и П.А. подчеркивали смыслы понятия «пространство», внимание на его с внутренней и понятием «воля». Такое «свободное» свойственно для работы современной соединяя в «свободу и «свободу творчества».

Результаты изучения дискурсивного пространства показывает, что изучены различные формы взаимодействия, выявлен ряд направлений интеграционных в которых участвует или которые библиотека. Признавая успехи использования подхода в можно что изучать «дискурсивно пространство» потому что в нём во и взаимоналожении и сознательно организованные, и самоорганизующиеся процессы. Эта развития пространства формирует в нем когерентность, то одновременное различных (волновых процессов), которые или усиливать, или друг друга. Явление когерентности (взаимосвязи) в пока не и в этом можно увидеть развития подхода по отношению взаимосвязи людей в библиотеки, с помощью процесса общения, определяет роль библиотеки на отдельной территории, специфику в библиотечного обслуживания.

Проанализировав публикации в области библиотековедение, мы увидели, что составной частью библиотечного дискурса является общение. Общение в библиотеке можно услышать на всех участках работы, более часто мы его видим между библиотекарем и пользователем, такое общение

возникает при библиотечном обслуживании. Специфика общения заключается в способности специалистов максимально быстро и качественно предоставить информационный запрос, а также создать доброжелательную и спокойную атмосферу при обслуживании.

По мнению С. Волжениной, дискурс в библиотеке можно рассматривать двумя аспектами: институциональный и бытийный.

Институциональный аспект, заключается в общении в рамках статусных отношений в данной организации, следовательно, это актуально для массово - информационного общения внутри профессиональной группы (библиотечных специалистов). Эффективное общение влияет на трудовой коллектив, с точки зрения сложившихся этических отношений между его членами, одной из важных задач профессионального общения является - управление персоналом [1].

Бытийный аспект дискурса вытекает из того что, библиотека связана с определёнными функциями людей, традициями, зданиями, общественными ритуалами, поведенческими стереотипами, в связи с этим к изучению общения применяется культурологический подход и расширяет поле исследования дискурсивного пространства. Изучая общения с точки зрения культурологического подхода, в первую очередь необходимо идентифицировать и проанализировать культурные факторы, влияющие на процесс формирования и развития коммуникации в библиотеке. Тем самым библиотечное общение может позиционироваться в дискурсивном пространстве, а знание о нем идентифицируется в рамках культурологического дискурса, в связи с этим библиотечные специалисты в рамках этого похода получают систему координат, позволяющую им увидеть не только место своей деятельности в пространстве, но и результат работы.

Библиотечное общение также можно анализировать с точки зрения временного и постоянного дискурсивного пространства. В нашем случае, общение при выполнении информационного запроса, деловых встреч, совещания, организованных мероприятий, т.е. общение, происходящее в определенное фиксированное периодом времени - временное дискурсивное пространство. Сущность постоянного дискурсивного пространства с помощью общения заключается в том, что люди находящиеся в пространстве библиотеки (коллектив, пользователи, руководители) постоянно ведут коммуникацию, вступают в межличностные отношения. На постоянное дискурсивное пространство в библиотечной организации влияют следующие способы создания общения:

- проектирование, формирование и развитие системы взаимоотношений;

- учёт социально-психологических процессов и явлений в коллективе в интересах оптимального функционирования организации в целом;

- целенаправленное систематическое обучение персонала современным технологиям правильного взаимодействия;

- регулирование межличностного общения.

Отсюда следует, что общение в библиотеке - это сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, создаваемый для совместной деятельности, обмена информации, выработки единой стратегии взаимодействия. В свою очередь современное дискурсивное пространство библиотеки складывается из и интеллектуального потенциалов, что с развитием интеллектуальных технологий и модернизации, так как данные способствуют и распространению интеллектуальных продуктов, то есть библиотечной инноватики.

Таким образом, дискурсивное библиотечное - это «важнейший уровня библиотекой её функциональной нагрузки обществом и как общего всех территориальных ресурсов, рынка услуг, труда» [2, С. 43]. Сегодня необходимо уделять внимание изучению пространства библиотеки и делать это с позиций подхода, проводить структурного и анализа. Структурно-функциональный позволит рассматривать дискурсивное пространство на иерархии, его дифференциацию и распределение между структурами, при этом системный предполагает и рассматриваемого феномена.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ

1. Волженина, С. Дискурс библиотеки: институциональный и бытийный аспекты / С. Волженина // Библиотечное дело.-№19.-Москва,2014.- С. 30-34

2. Демьянков, В. З. Текст и дискурс как термины и как слова обыденного языка / В. З. Демьянков // Язык. Личность: сб. статей к 70-летию Т. М. Николаевой / отв. ред. В.Н. Топоров. - Москва: Языки славянских культур, 2005. - С. 34-55.

3. Кубрякова, Е. С. О термине «дискурс» и стоящей за ним структуре знания / Е. С. Кубрякова // Язык. Личность. Текст. : сб. статей к 70- летию Т. М. Николаевой / отв. ред. В. Н. Топоров. -Москва: Языки славянских культур, 2005. - С. 23-33._

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ

Сушкова Юлия Николаевна - преподаватель кафедры библиотечно-информационной деятельности Белгородского государственного института искусств и культуры

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.