Научная статья на тему 'Библиотечно-информационная среда: институциональный контур'

Библиотечно-информационная среда: институциональный контур Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
223
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НОВЫЙ ТИП КУЛЬТУРЫ / ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО / ОБЩЕСТВО ЗНАНИЯ / ТРЕТЬЯ КУЛЬТУРА / СЕТЕВОЕ ОБЩЕСТВО / БИБЛИОТЕКА / СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ / БИБЛИОТЕЧНО-ИНФОРМАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ИНСТИТУАЛИЗАЦИЯ БИБЛИОТЕКИ / ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЙ КОНТУР / ТРЕХКОНТУРНАЯ МОДЕЛЬ / NEW TYPE OF CULTURE / INFORMATIONAL SOCIETY / KNOWLEDGE SOCIETY / THIRD CULTURE / NETWORK SOCIETY / LIBRARY / SOCIAL INSTITUTE / LIBRARY INFORMATION ACTIVITY / INSTITUTIONALIZATION OF LIBRARY / INSTITUTIONAL PROFILE / THREE-PROFILE MODEL

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Дрешер Ю.Н., Ключенко Т.И., Султанова Э.Р.

Современная библиотека как ключевая часть национальной инфраструктуры в контексте развития информационного общества, общества знаний вполне вписывается в новую культуру, в культуру виртуальных смыслов, поскольку в новых условиях ее функционирования присутствуют признаки сетевой передачи информации. Институциональный ее контур приобретает сложные очертания и по сути представляет собой виртуальное пространство в виде трехконтурной модели, состоящей из внутреннего контура (собственно библиотечно-информационная деятельность), первого внешнего контура (включенность в систему социальных институтов), второго внешнего контура (совокупность факторов социокультурного характера).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LIBRARY INFORMATIONAL ENVIRONMENT: INSTITUTIONAL PROFILE

The modern library fits for new culture of virtual senses as a key part of national infrastructure in context of evolution of the informational society and knowledge society. There are signs of network communication in new conditions of culture’s functioning. Its institutional contour acquires difficult outlines and represents virtual space in the form of the three-profile model consisting of internal contour (library-information activity), the first exterior contour (involvement in system of social institutes) and the second exterior contour (combination of factors of socio-cultural character).

Текст научной работы на тему «Библиотечно-информационная среда: институциональный контур»

БИБЛИОТЕКОВЕДЕНИЕ: НОВЫЕ ВЗГЛЯДЫ И РЕШЕНИЯ. ДРЕШЕР Ю.Н., КЛЮЧЕНКО Т.И., СУЛТАНОВА Э.Р. БИБЛИОТЕЧНО-ИНФОРМАЦИОННАЯ СРЕДА: ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЙ КОНТУР

Современная библиотека как ключевая часть национальной инфраструктуры в контексте развития информационного общества, общества знаний вполне вписывается в новую культуру, в культуру виртуальных смыслов, поскольку в новых условиях ее функционирования присутствуют признаки сетевой передачи информации.

Институциональный ее контур приобретает сложные очертания и по сути представляет собой виртуальное пространство в виде трехконтурной модели, состоящей из внутреннего контура (собственно библиотечно-информационная деятельность), первого внешнего контура (включенность в систему социальных институтов), второго внешнего контура (совокупность факторов социокультурного характера).

Ключевые слова: новый тип культуры, информационное общество, общество знания, третья культура, сетевое общество, библиотека, социальный институт, библиотечно-информационная деятельность, институализация библиотеки, институциональный контур, трехконтурная модель.

DRESHER JU.N., KLUCHENKO T.I., SULTANOVA E.R LIBRARY INFORMATIONAL ENVIRONMENT: INSTITUTIONAL PROFILE The modern library fits for new culture of virtual senses as a key part of national infrastructure in context of evolution of the informational society and knowledge society. There are signs of network communication in new conditions of culture's functioning. Its institutional contour acquires difficult outlines and represents virtual space in the form of the three-profile model consisting of internal contour (library-information activity), the first exterior contour (involvement in system of social institutes) and the second exterior contour (combination of factors of socio-cultural character).

Key words: new type of culture, the informational society, knowledge society, the third culture, network society, library, social institute, library information activity, institutionalization of library, institutional profile, three-profile model.

БИБЛИОТЕКОВЕДЕНИЕ: НОВЫЕ ВЗГЛЯДЫ И РЕШЕНИЯ. ДРЕШЕР Ю.Н., КЛЮЧЕНКО Т.И., СУЛТАНОВА Э.Р. БИБЛИОТЕЧНО-ИНФОРМАЦИОННАЯ СРЕДА: ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЙ КОНТУР

Человечество вступило в новый этап развития, когда интенсивно формируется новый тип культуры. Описанию различных взглядов на новый этап развития культуры посвящено значительное число работ философов, культурологов, историков, социологов. Библиотечно-информационные специалисты также предпринимают попытки определить перспективы своей отрасли, чаще всего связывая свое будущее с «информационным обществом», «обществом знания», стремятся «вписать свою отрасль в новый, формирующийся тип культуры». С появлением новой реальности под названием «информационное общество» произошло повышение ценности информационных ресурсов (знаний, технологий), следовательно, возрастание значимости факторов духовного развития науки как системы производства информации; образования как системы распространения информации и знаний; культуры как системы, способствующей развитию той или иной области.

Концепция «информационное общество» выражает суть постиндустриального общества. В нем определяющую роль играет информация. Выделение в секторе информации категории «знания» привело к распространению понятий «общество знания», «экономика знания». Основными признаками такого общества являются: вхождение науки в производство, вплоть до отделения производства моделей от производства продукта; Интернет, позволяющий каждому работать с гигантскими массивами информации, для производства инноваций. В.Н. Лекторский, сравнивая информационное общество и общество знания, отмечает существование многих подходов и концепций, которые отличают их друг от друга. Но общее у них одно: «...в обществе знания, в которое вступают все развитые страны, производство, распространение и использование знаний начинают определять все экономические и социальные процессы [12, с.32]. Основная ориентация такого общества — на переход человечества от деятельности по производству материальных благ к научно-творческой, управляющей и информационной деятельности. Это по сути другой тип культуры, получивший название «третьей культуры» [14, с.63], культуры виртуальных смыслов, в которых человечество должно переключиться с экстенсивного потребительского на когнитивный путь развития, а конкретный человек должен трансформироваться в когнитивного субъекта (формировать «обязательное знание» [22, с.167], концептуально видеть мир, упорядочивать информацию и придавать ей новые смыслы, творчески усваивать социокультурный опыт, быть открытым для инноваций). На фоне формирования нового типа культуры западными философами разрабатывается понятие «сетевое общество» применительно к современной эпохе [2, с.16,17; 5, с.54; 9, с.85,86; 11]. Это новое качество является не просто процессом

транспортировки информации, но и средством изменения состояния взаимодействующих систем, обмена между системой и окружением. Сети предполагают системную интеграцию процессов обработки и передачи информации и обладают свойствами многоканальности и ячеистости, повторяемости структуры.

Узловые признаки такого общества — ориентация на знания, цифровая форма представления информации, виртуализация производства, инновационная природа, интеграция, трансформация отношений производитель-потребитель, динамизм, глобализация и ряд других [19, с.69].

Сеть стала той формой социальной организации, которая присуща постиндустриальному обществу. В сетевом обществе все становится «сообщением» или «потоком сообщений»: наполнение личной жизни, политические события, явления культуры [15, с.70,71].

Такой подход позволяет по-новому интерпретировать классические понятия науки: исследование любого объекта должно дополняться изучением его сетевых эффектов. Глобализация и есть один из сетевых эффектов, самых существенных. Сетевые эффекты меняют многие сферы, и особенно систему обмена информацией, включая и состояние развития информационного рынка и технические возможности передачи информации. Эти обстоятельства позволяют говорить о формировании глобальной информационной инфраструктуры, которая предполагает совершенно иные масштабы и надежность хранения информации, полную интерактивность, существенно большую быстроту обработки и передачи данных, а также значительно более глубокий и гибкий поиск и принципиально иной технологический уровень.

Специалисты рассматривают библиотеку как ключевую часть формирующейся национальной информационной инфраструктуры [10, с.51,52].

Библиотека как самостоятельный, имеющий большую историю социальный институтЩ включена в систему культуры, ориентирует человека в информации и знании. Она соединяет различные культурные знания и традиции, обеспечивая человеку возможность социализации в социокультурном пространстве [17, c.12,13]. Общая адаптационная направленность библиотечно-информационной деятельности повышает значимость ее роли за счет механизмов консервации знания и противостояния разрушительным тенденциям постоянной глобальной модернизации [7, с.52; 13, с.18; 21. с.99].

В контексте происходящей в библиотечной отрасли[2] смены парадигмы библиотекари должны создавать связи и развивать устойчивое партнерство. Продвигая культуру адаптации и в то же время принимая во внимание индивидуальность читателя (пользователя), библиотеки, библиотекари должны стремиться довести до максимума возможности всех читателей (пользователей) и тем самым внести свой вклад в развитие адаптированного общества.

Очевидно, для решения поставленной задачи библиотеки и реализуемая ими библиотечно-информационная деятельность должны обладать достаточными ресурсами, позволяющими им развивать комплекс институций и инфраструктуру библиотечной отрасли, ориентированной на принятие «рыночно ориентированных решений». Согласно мнению С.А. Басова «библиотечный социальный институт» как целостное отражение «библиотечного среза» жизнедеятельности общества», включает деятельность библиотек всех типов и видов (практика), образование, науку, коммуникацию, управление, а также формальные и неформальные правила, по которым он функционирует и развивается при системообразующей роли практики [1, с. 11].

Библиотека и библиотечно-информационная деятельность вполне вписываются в новую культуру, в культуру виртуальных смыслов, поскольку в новых условиях функционирования библиотеки (постоянное нарастание потоков электронной информации, полнотекстовые электронные ресурсы, работа со своими ресурсами и с использованием семантической паутины (семантического веба), работа с метаданными вместо распространенного сегодня анализа текстов документов, повсеместное использование унифицированных идентификаторов ресурсов (URL), онтологий и языков описания метаданных, технологии связанных данных) присутствуют признаки сетевой передачи информации. Сетевые технологии позволяют оптимальным образом осуществлять библиотечно-информационную коммуникацию в открытых образовательных и научных ресурсах и электронных библиотеках в интересах пользователей.

Институализация библиотеки приобретает более сложные очертания и представляет собой, по определению М.Я. Дворкиной, реальное и виртуальное пространство деятельности библиотекаря и пользователя библиотеки, их взаимодействие с объектами среды, включающее совокупность

информационных, культурных, социальных, пространственно-временных, технологических, нравственных, эстетических и других компонентов предметного и духовного характера [6, с.82]. Институциональный контур современной библиотечно-информационной среды можно представить в виде трехконтурной модели[3]: собственно библиотечно-информационная среда, включающая факторы, относящиеся к самой библиотеке и библиотечно-информационной деятельности (внутренний контур); институциональная среда, действующие факторы того социального института, в который включена библиотечно-информационная деятельность (первый внешний контур); социокультурная среда, включающая совокупность факторов социокультурного характера (второй внешний контур).

Именно эти характеристики социально-культурной среды формируют потребителя библиотечно-информационных продуктов с определенным уровнем образования и требований к качеству библиотечно-информационного обслуживания, тем самым порождая вызов библиотечной отрасли[4] обществу в целом и стимулируя собственное развитие.

Попытки представить институциональный контур развития современных библиотек как социальных институтов свидетельствуют о стремлении найти в этом развитии неизменное, то, что при любых обстоятельствах сохранятся. Но темпы социального развития ускоряются, существенно меняется и образ жизни. Следовательно, не исключаются новые качественные перемены, которые заставят радикально переосмыслить традицию и возможные варианты, формировать новые ценностные ориентиры.

«Единственный путь, — считает классик библиотечно-информационной отрасли профессор А.В. Соколов, — сохранение в постсоветской России полноценных библиотек и библиотечной интеллигенции» — формирование общественно-государственной системы управления библиотечным социальным институтом» [18. с.158,205].

Почти к аналогичному выводу классика пришли и научные сотрудники Государственной научно -технической библиотеки Сибирского отделения РАН в ходе многолетнего исследования, посвященного определению места библиотечной отрасли в социально-экономической системе региона, развитию комплекса институций и инфраструктуры библиотечного дела в соответствии с задачами модернизации страны, возможно в условиях ориентированной на принятие эффективных с точки зрения рынка модели управления.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Басов, С.А. Библиотечный социальный институт как фундаментальная категория библиотековедения / С.А. Басов // Скворцовские чтения. Библиотечное дело—2011: библиотечно-информационная деятельность в условиях модернизации общества: материалы XVI Междунар. науч. конф., 27—28 апр. 2011 г.—М., 2011.—С.10—14.

2. Бурдье, П. Социология социального пространства / П. Бурдье; пер. с фр.: общ. ред. Н.А. Шматко.— СПб.: Алетейя, 2005.—288 с.

3. Ванеев, А.Н. О профессиональной библиотечной идеологии / А.Н. Ванеев // Библиосфера.—2013.— № 2.—С.3—6.

4. Волженина, С.Ю. Библиотечная отрасль в социально-экономической системе региона: методология и методика оценки эффективности / С.Ю. Волженина, С.С. Гузнер, Л.А. Кожевникова; Гос. публ. науч.-техн. б-ка СО РАН.—Новосибирск, 2015.—198 с.

5. Вохрышева, М.Г. Библиография и культура: науч.-практ. пособие / М.Г. Вохрышева.—М.: Литера, 2012.—256 с.

6. Дворкина, М.Я. Библиотека: сфера образования, науки, культуры, интеллектуального и культурно-досугового обслуживания / М.Я. Дворкина // Библиосфера.—2013.—№ 1.—С.81—82.

7. Дворкина, М.Я. Библиотечная среда: теория и организация / М.Я. Дворкина.—М.: Литера, 2009.—93 с.

8. Дворкина М.Я. И вновь об объектах и предмете библиотековедения / М.Я. Дворкина // Библиотековедение.—2005.—№ 4.—С.36—40.

9. Делез, Ж. Логика смысла / Ж. Делез: пер. с фр. М.Д. Фуко.—М., 1998.—480 с.

10. Ершова, Т. Информационное общество — это мы / Т. Ершова.—М.: Институт развития информационного общества, 2008.—510 с.

11. Кастельс, М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура / М. Кастельс; пер. с англ.: под ред. О.И. Шкаратана.—М.: ГУ-ВШЭ, 2000.—URL:http://www.sd-inform.org/upload/bookc/Politologija/Social-liberalizm/-__studyguides__Kastel.pdf

12. Лекторский, В.Н. Философия обществознания и перспективы человека / В.А. Лекторский // Вопросы философии.—2010.—№ 8.—С.30—34.

13. Маркова, В.Н. Функциональная модель библиотеки / В.Н. Маркова // Библиосфера.—2013.—№ 1.— С.13—19.

14. Меськов, В.С. Мир информации как тринитарная модель Универсума. Постнеклассическая методология когнитивной деятельности / В.С. Меськов, А.А. Матченков // Вопросы философии.— 2010.—№ 5.—С.57—68.

15. Назарчук, А.В. Сетевое общество и его философское осмысление / А.В. Назарчук // Вопросы философии.—2008.—№ 7.—С.61—75.

16. Орлова, Э.А. Культурная (социальная) антропология / Э.А. Орлова.—М., 2004.—480 с.

17. Савич, Л.Е. Институциональная матрица: о возможности ее использования в библиотековедческом исследовании / Л.Е. Савич // Библиосфера.—2013.—№ 2.—С.12—16.

18. Соколов, А.В. Постсоветские библиотекари: социально-психологические очерки / А.В. Соколов, СПбГУКИ.—СПб.: Изд.-полиграф. компания «Коста», 2008.—296 с.

19. Степанов, В.К. Век сетевого интеллекта: о книге Dona Mankotta «Электронно-цифровое общество / В.К. Степанов // Информационное общество.—2001.—№ 2.—С.67—70.

20. Суслова, И.М. Библиотека в системе некоммерческого маркетинга: учеб.-метод. пособие / И.М. Суслова; ред. Т.А. Белова.—М.: Профиздат, 2003.—160 с.

21. Цукерблат, Д.М. Библиотека: сфера обслуживания или развития науки, образования и культуры? / Д.М. Цукерблат // Библиосфера.—2012.—№ 2.—С.99—102.

22. Шелер, М. Социология знания / М. Шелер; пер. с нем. А.Н. Малкина // Теоретическая социология: антология: в 2 ч.; пер. с англ., фр., нем., ит.; сост. и общ. ред. С.П. Баньковский.—М.: Книжный дом «Университет», 2002.—Ч.1.—424 с.

23. Шрайберг, Я.Л. Современные библиотеки под информационно-технологическим прессингом на тернистом пути в будущее: история борьбы с книгой и перспективы ее выживания: ежегод. докл. Междунар. профессионального форума «Крым—2015» / Я.Л. Шрайберг.—М.: ГПНБ России, 2015.—63 с.

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ

Дрешер Юлия Николаевна - доктор педагогических наук, профессор, директор Государственное автономное учреждение Республиканский медицинский библиотечно-информационный центр

Email: rmbic@tatar.ru

Ключенко Тамара Ивановна - доктор педагогических наук, профессор, зав. кафедрой информатики КазГУКИ.

e-mail: shmu-37@mail.ru

Султанова Эльвира Радифовна - преподаватель кафедры «Менеджмент» ФГБОУ ВПО «Казанский государственный энергетический университет»

Email: Iivira8288@mail.ru

[1] Социальный институт — это устойчивая социокультурная форма, с помощью которой люди включаются в социальную жизнь, приспосабливаются к ней и поддерживают ее. Каждая такая форма — институт — связывается с решением определенной социально значимой задачи, удовлетворением конкретной базовой потребности с существованием групповых интересов [16, с.18].

[2] В библиотековедении специалисты к базовым характеристикам библиотечной отрасли относят: единую социальную направленность сферы услуг и библиотечного обслуживания (удовлетворенность потребностей пользователей); сходство условий производства и потребления услуг (совпадение по времени); сходство невозможности хранения и транспортировки услуг в отношении их связи с производством; сходство в отношении широты качественных услуг [20, с.53].

[3] При обосновании информационного контура современной библиотечно-информационной среды был использован методологический подход М.Г. Вохрышевой, изложенный в ее научно-практическом пособии [5, с.84].

[4] Согласно мнению известного библиотековеда М.Я Дворкиной, термин «библиотечное дело» точнее заменить на «библиотечную отрасль», которую можно определить как подсистему культуры и информации, включающую совокупность библиотек с библиотечными фондами, другими библиотечно-информационными ресурсами, инфраструктуру (библиотечную политику, библиотечную науку, методические службы, специальные учебные заведения, библиотечную печать) и обеспечивающую их функционирование» [8, с.38].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.