Научная статья на тему 'Дискурсивное конструирование локального патриотизма настоящего: эмоциональный баланс коммуникативно-текстовой среды. . '

Дискурсивное конструирование локального патриотизма настоящего: эмоциональный баланс коммуникативно-текстовой среды. . Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
52
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕГИОНАЛЬНЫЕ СМИ / КОММУНИКАТИВНО-ТЕКСТОВАЯ СРЕДА / ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ БАЛАНС / ЛОКАЛЬНЫЙ ПАТРИОТИЗМ / СУБЪЕКТ ПАТРИОТИЗМА / ОБЪЕКТ ПАТРИОТИЗМА / ОБРАЗ НАСТОЯЩЕГО / IMAGE OF PRESENT / REGIONAL MASS MEDIA / COMMUNICATIVE-TEXT ENVIRONMENT / EMOTIONAL BALANCE / LOCAL PATRIOTISM / SUBJECT OF PATRIOTISM / OBJECT OF PATRIOTISM

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Милованова М.В., Терентьева Е.В., Чубай С.А.

Статья посвящена изучению эмоционального баланса коммуникативно-текстовой среды региональных СМИ в контексте конструирования образа настоящего как способа проявления локального патриотизма. При описании эмоционального баланса коммуникативно-текстовой среды в работе использованы следующие параметры: характеристика использования оценочных определений к гиперонимам объектов реактуализации (настоящее, современность) и к базовым топонимам области; соотношение эмоциогенных смысловых элементов, сопряженных с позитивным или негативным воздействием на адресата; реализация разных типов эмоциональной тональности. Авторами установлены признаки нарушения эмоционального баланса коммуникативно-текстовой среды. Несбалансированность проявляется в доминирующем формировании противоположного ценностного отношения к современному образу региона региональных СМИ разного статуса. Установлена также тенденция к корректировке эмоционального дисбаланса исследуемой коммуникативно-текстовой среды, проявляющейся в смещении коммуникативного фокуса на объективно имеющие место «драйверы роста» региона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DISCOURSE DESIGN OF LOCAL PATRIOTISM OF THE PRESENT: EMOTIONAL BALANCE OF COMMUNICATIVE-TEXT ENVIRONMENT

The article is a study of emotional balance of a communicative-textual environment of regional media in the context of constructing an image of the present as a way of manifestation of local patriotism. In describing the emotional balance of the communicative-textual environment, the following parameters were used in the work: the characteristic of using evaluative definitions to hyper-names of objects of re-actualization (present, modernity) and to the basic toponyms of the area; the ratio of emotiogenic semantic elements associated with a positive or negative impact on the addressee; realization of different types of emotional tonality. The authors have established signs of violation of emotional balance of the communicative-textual environment. The imbalance is manifested in the dominant formation of the opposite value attitude to the modern image of the region’s regional media of different status. A tendency has also been established to correct the emotional imbalance of the communicative-textual environment under study, which is manifested in a shift in the communicative focus by the region’s “growth drivers” that objectively occur.

Текст научной работы на тему «Дискурсивное конструирование локального патриотизма настоящего: эмоциональный баланс коммуникативно-текстовой среды. . »

3. Читайте самостоятельно, соблюдая интонацию. 4. Ответы преобразуйте в вопросительные предложения без вопроси-

тельного слова.

Я свобо1дно говорю по-немецки. Я зна1ю немецкий язык. Я знаю ру1сский

язык.

5. Ответы преобразуйте в вопросительные предложения с вопросительным словом.

Я1 знаю русский язык. Я знаю русский язык. Она знает русский и английский язык. Павел идёт домо1й.

Таким образом, для практического обучения иностранных студентов постановке ударения и усвоения интонации решающее значение имеет предъявление правильных и достаточно чётких образцов, как самим учителем, так и с помощью различных фонограмм, обеспечивающих постоянство звучания при многократном их повторении. Большое значение имеет систематизация материала, которая облегчает запоминание места ударения и использования интонационной конструкции.

Библиографический список

1. Методика преподавания русского языка как иностранного: учебное пособие. М.П. Чеснокова. 2 изд., перераб. Москва: МАДИ, 2015.

2. Бадагаров Ж.Б. О типах словесного ударения в монгольских языках. Oriental Studies. 2017. Available at: https://doi.org/10.22162/2075-7794-2017-34-6-111-116

3. Трубецкой Н.С. Основы фонологии. Под редакцией С.Д. Кацнельсона 2-е изд. Москва: Аспект Пресс, 2000.

4. Бондарко Л.В., Вербицкая Л.А., Гордина М.В. Основы общей фонетики. 4-е изд., испр. Санкт-Петербург: Филологический факультет СПбГУ; Москва: Издательский центр «Академия», 2004.

5. Лебедева Ю.Г Звуки, ударение, интонация. Учебное пособие по фонетике русского языка для иностранцев. Москва: Русский язык, 1986.

6. Лебединский С.И., Гербик Л.Ф. Методика преподавания русского языка как иностранного: учебное пособие. Москва, 2011.

7. Шведова Н.Ю. Русская грамматика. Том II. Синтаксис, Москва: Наука, 1980.

8. Брызгунова Е.А. Интонация. Русская грамматика. Главный редактор Н.Ю. Шведова. Москва: Наука, 1980; Т. I: 96 - 122. References

1. Metodika prepodavaniya russkogo yazyka kak inostrannogo: uchebnoe posobie. M.P. Chesnokova. 2 izd., pererab. Moskva: MADI, 2015.

2. Badagarov Zh.B. O tipah slovesnogo udareniya v mongol'skih yazykah. Oriental Studies. 2017. Available at: https://doi.org/10.22162/2075-7794-2017-34-6-111-116

3. Trubeckoj N.S. Osnovy fonologii. Pod redakciej S.D. Kacnel'sona 2-e izd. Moskva: Aspekt Press, 2000.

4. Bondarko L.V., Verbickaya L.A., Gordina M.V. Osnovy obschej fonetiki. 4-e izd., ispr. Sankt-Peterburg: Filologicheskij fakul'tet SPbGU; Moskva: Izdatel'skij centr «Akademiya», 2004.

5. Lebedeva Yu.G. Zvuki, udarenie, intonaciya. Uchebnoe posobie po fonetike russkogo yazyka dlya inostrancev. Moskva: Russkij yazyk, 1986.

6. Lebedinskij S.I., Gerbik L.F. Metodika prepodavaniya russkogo yazyka kak inostrannogo: uchebnoe posobie. Moskva, 2011.

7. Shvedova N.Yu. Russkaya grammatika. Tom II. Sintaksis, Moskva: Nauka, 1980.

8. Bryzgunova E.A. Intonaciya. Russkaya grammatika. Glavnyj redaktor N.Yu. Shvedova. Moskva: Nauka, 1980; T. I: 96 - 122.

Статья поступила в редакцию 10.04.19

УДК 811

Milovanova M.V., Doctor of Sciences (Philology), Professor, Volgograd State University (Volgograd, Russia), E-mail: mv_ milovanova@volsu.ru

Terentyeva E.V., Doctor of Sciences (Philology), Professor, Volgograd State University (Volgograd, Russia), E-mail: ev_terenteva@volsu.ru

Chubaj S.A., Cand. of Sciences (Philology), senior lecturer, Volgograd State University (Volgograd, Russia), E-mail: sa_chubai@volsu.ru

DISCOURSE DESIGN OF LOCAL PATRIOTISM OF THE PRESENT: EMOTIONAL BALANCE OF COMMUNICATIVE-TEXT ENVIRONMENT. The article is a study of emotional balance of a communicative-textual environment of regional media in the context of constructing an image of the present as a way of manifestation of local patriotism. In describing the emotional balance of the communicative-textual environment, the following parameters were used in the work: the characteristic of using evaluative definitions to hyper-names of objects of re-actualization (present, modernity) and to the basic toponyms of the area; the ratio of emotiogenic semantic elements associated with a positive or negative impact on the addressee; realization of different types of emotional tonality. The authors have established signs of violation of emotional balance of the communicative-textual environment. The imbalance is manifested in the dominant formation of the opposite value attitude to the modern image of the region's regional media of different status. A tendency has also been established to correct the emotional imbalance of the communicative-textual environment under study, which is manifested in a shift in the communicative focus by the region's "growth drivers" that objectively occur.

Key words: regional mass media, communicative-text environment, emotional balance, local patriotism, subject of patriotism, object of patriotism, image of present.

М.В. Милованова, д-р филол. наук, проф., Волгоградский государственный университет, г. Волгоград, E-mail: mv_ milovanova@volsu.ru

Е.В. Терентьева, д-р филол. наук, проф., Волгоградский государственный университет г. Волгоград, E-mail: ev_terenteva@volsu.ru

С.А. Чубай, канд. филол. наук, доц., Волгоградский государственный университет г. Волгоград, E-mail: sa_chubai@volsu.ru

ДИСКУРСИВНОЕ КОНСТРУИРОВАНИЕ ЛОКАЛЬНОГО ПАТРИОТИЗМА НАСТОЯЩЕГО: ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ БАЛАНС КОММУНИКАТИВНО-ТЕКСТОВОЙ СРЕДЫ

Статья посвящена изучению эмоционального баланса коммуникативно-текстовой среды региональных СМИ в контексте конструирования образа настоящего как способа проявления локального патриотизма. При описании эмоционального баланса коммуникативно-текстовой среды в работе использованы следующие параметры: характеристика использования оценочных определений к гиперонимам объектов реактуализации (настоящее, современность) и к базовым топонимам области; соотношение эмоциогенных смысловых элементов, сопряженных с позитивным или негативным воздействием на адресата; реализация разных типов эмоциональной тональности. Авторами установлены признаки нарушения эмоционального баланса коммуникативно-текстовой среды. Несбалансированность проявляется в доминирующем формировании противоположного ценностного отношения к современному образу региона региональных СМИ разного статуса. Установлена также тенденция к корректировке эмоционального дисбаланса исследуемой коммуникативно-текстовой среды, проявляющейся в смещении коммуникативного фокуса на объективно имеющие место «драйверы роста» региона.

Ключевые слова: региональные СМИ, коммуникативно-текстовая среда, эмоциональный баланс, локальный патриотизм, субъект патриотизма, объект патриотизма, образ настоящего.

- Тууний нуд нь юу вэ? - Тууний нуд нь юу вэ?

- Каки2е у нее глаза? - Каки5е у нее глаза!

- Бо3 льшие| и голу1 бые. - Тиймээ, маш сайхан

- Том ба хех - Да2! О2чень красивые!

- Тэр хэрхэн тоглох вэ? - Тэр хэрхэн тоглох вэ?

- Ка2к он играет? - Ка5к он играет!

- Ло1вко. - Это наш будущий чемпио2н!

- бэрхээр - бидний ирээдуйн аварга

- бгпее нь хэр дулаахан бэ? - бглее хэрхэн хуйтэн байсан бэ?

- Ка2к,| тепло3 было утром? - Ка2к,| хо3лодно было утром?

- дулаан - YгYЙ ээ, еглее дулаарлаа

- Тепло1. - Не1т,| утром было тепло1.

Локальный патриотизм как возникающее в результате социального взаимодействия отношение территориально детерминированных субъекта и объекта патриотизма, может быть исследован в качестве дискурсивной формации. Субъект локального патриотизма представляет собой различные социальные образования (индивиды, социальные общности различной степени устойчивости и социальные институты) [1]. Объект локального патриотизма - это место постоянного проживания и/или (чаще) малая родина группы индивидов как совокупность элементов природной и социальной среды.

Актуальность исследования локального патриотизма объясняется его большим потенциалом в формировании региональной идентичности и солидарности, а также его определяющей ролью в противодействии деструктивным индивидуалистическим, эгоистическим интересам [2; 3; 4]. Кроме того, актуальность работы обусловлена слабой изученностью проблем дискурсивного конструирования социальной категории локального патриотизма на материале региональных СМИ.

Основополагающими в исследовании стали принципы экологичности жизнедеятельности человека в коммуникативно-текстовой среде [5]. Экологичность коммуникативно-текстовой среды конструирования локального патриотизма настоящего рассматривается с точки зрения параметрических характеристик информационного, концептуального и эмоционального баланса [6] патриотически ориентированного дискурса региональных СМИ [7].

Прошлое, настоящее, будущее России и её отдельных регионов как объект патриотизма представляет собой сложное системное образование с широким диапазоном его проявлений.

Материалом для анализа послужили областные, городские, районные издания, адресованные массовому читателю либо отдельным группам населения. К плану настоящего мы условно относим период с 2016 по 2018 год.

Как показал осуществлённый ранее анализ региональных изданий, формирующих образ объекта локального патриотизма, однозначная корреляция между статусом регионального издания и количеством сообщений о настоящем отсутствует Вместе с тем мы отмечаем дифференциацию региональных средств массовой информации по характеру соотношения эмоциогенных смысловых элементов, сопряженных с позитивным или негативным воздействием на адресата. Так, издания, имеющие статус официальных органов властных структур или поддерживающие политику власти, при формировании образа региона чаще демонстрируют положительные оценки настоящего, в то время как издания, позиционирующие себя независимыми, обнаруживают преимущественно критический взгляд на современное состояние Волгограда и области. К первой группе СМИ мы относим такие издания, как «Волгоградская правда», «Городские вести», «Комсомольская правда - Волгоград», «Вечерний Волгоград», «Волжская правда», «Родной город», «Крестьянская жизнь», ко второй - «Интер», «Областные вести», а также интернет-издания «Город героев», «Кривое зеркало» и др.

Эмоциональный баланс коммуникативно-текстовой среды формирования локального патриотизма настоящего в региональных СМИ Волгоградской области описывается с помощью следующих параметров:

• характеристика использования оценочных определений к гиперонимам объектов реактуализации (настоящее, современность) и к базовым топонимам области;

• соотношение эмоциогенных смысловых элементов, сопряженных с позитивным или негативным воздействием на адресата;

• реализация разных типов эмоциональной тональности.

Результаты и их обсуждение

Анализ эмоционального баланса коммуникативно-текстовой среды предполагает ряд исследовательских процедур, среди которых важное место занимает рассмотрение функционирование гиперонимических номинаций объектов при дискурсивном конструировании локального патриотизма (номинации «настоящее») и базовых (ядерных) топонимов (Волгоград, Волгоградская область, Волжский и т.д.).

Номинация «настоящее» в анализируемых текстах региональных СМИ отражена единичными случаями, оценочные атрибуты к данной номинации не зафиксированы. Данное обстоятельство объясняется, на наш взгляд, тем, что адресант стремится избежать предъявления массовому адресату (потенциальному субъекту локального патриотизма) готовой или прямой положительной оценки настоящего из-за опасения вызывать острую негативную реакцию, поскольку широкая читательская аудитория пока еще критично относится к положительному образу региона в настоящем. Дело в том, что в последнее десятилетие Волгоградская область в СМИ не раз характеризовалась как регион с признаками депрессивности, что создавало почву для проявления негативных настроений среди жителей области и появления в некоторых СМИ рубрик типа «Сбежавшие из Волгограда», а также серий критических статей о настоящем областного центра. В таких публикациях перемены к лучшему не получали положительной оценки, например: «Современный город-миллионник, город на Волге - Волгоград нередко попадает на последние строчки общероссийских антирейтингов. При этом объекты благоустройства, транспортные, инфраструктуры, созданные или построенные в наши дни в городе, вряд ли могут заслужить оценку самые-самые. Зато Волгоград еще может гордиться тем, что было создано в прошлом столетии и уцелело сейчас» [Кривое зеркало, 17.11.2018 г.]. Как видно из приведенного фрагмента текста, автор связывает гордость за Волгоград исключительно с прошлым и не готов положительно оценить факты из настоящего.

Косвенным доказательством справедливости высказанного нами тезиса о стремлении избежать негативной реакции читателей на положительную оценку настоящего региона могут служить публикации о Волгограде в неофициальных социальных СМИ, построенные на противопоставлении «великое прошлое - позорное настоящее» и получающие поддержку этого тезиса в многочисленных комментариях. Мы не склонны относить подобные публикации и комментарии к проявлению локального антипатриотизма. Поясним свою позицию. Как представляется, при рассмотрении образа родины в российских СМИ необходимо учитывать особенности менталитета россиян, у которых отмечается широкая распространенность феномена двоемыслия, проявляющегося в одновременном господстве в сознании нескольких (обычно двух противоположных) подходов к оценке наиболее важных проблем [8, с. 55]. Скорее, подобные публикации могут быть рассмотрены как отражение любви к родине через отрицание негативных явлений в ее настоящем и как своеобразный патриотический призыв изменить ситуацию, однако официальные СМИ стараются избегать проявления локального патриотизма в такой форме. Следовательно, значимыми признаками эмоционального баланса изучаемой коммуникативно-текстовой среды являются нулевое проявление эмоциональной оценки формируемой общей картины настоящего региона.

Другим важным фактором с точки зрения анализа соблюдения эмоционального баланса являются особенности функционирования базовых (ядерных) топонимов (Волгоград, Волжский, Камышин, Калач-на-Дону, Урюпинск, Михайловка).

Топонимы, называющие областной и районные центры, другие административные субъекты, регулярно отмечаются в публикациях региональных СМИ, формирующими образ настоящего Волгоградской области. При этом топонимы отличаются разной употребительностью, что указывает на различную роль данных административных субъектов при характеристике настоящего региона: чаще встречаются топонимы Волгоград, Волжский, Камышин, менее частотны Калач-на-Дону, Михайловка, Серафимович и др.

Обратимся к оценочным характеристикам базового топонима Волгоград. В текстах региональных СМИ данный топоним получает различные определения, имеющие общую отрицательную семантику: грязный, пыльный, неухоженный, бедный, худший, застрявший в 90-х годах, архаичный, депрессивный, неблагоприятный, захолустный, серый, унылый, бездорожный, криминальный, неприспособленный для жизни, провинциальный, некомфортный, недоброжелательный к инвалидам и животным. Приведем типовые контексты из СМИ: Областной центр можно считать самым грязным городом-миллионником России. Напомним, ранее Волгоград был признан самым некомфортным для жизни городом на основе опроса местных резидентов [Новости Волгограда, 07.10.17]; Волгоград признан одним из самых грязных городов России. По мнению экспертов, хуже с чистотой обстоят дела только в Махачкале [V! ги, 10.10.17]; Волгоград признали самым некомфортным городом для жизни в России [Город героев, 12.07.17]; Засохший каркас некомфортного Волгограда IV.N1, 08.09.17]; Волгоград признали худшим городом России [Блокнот, 12.07.17]; Волгоград признан одним их самых бедных городов-миллионников России [Интер, 04.04.17]. Кроме того, в региональные издания могут проникать отдельные метафорические наименования Волгограда с негативной оценкой, характерные для социальных СМИ: город-аутсайдер, депрессивное пятно на карте России, столица пыли России.

Положительные атрибуты при топониме Волгоград обнаруживают меньшее разнообразие. Топоним Волгоград регулярно используется с определениями, характеризующими официальный статус областного центра: город-герой Волгоград, город-миллионник. Среди определений с положительной оценкой встречаются номинации крупный, обновленный, современный. В публикациях, формирующих образ патриотизма в плане настоящего, зафиксировано определение топонима Волгоград - комфортный, например: Комфортный город: Волгоград [Комсомольская правда - Волгоград, 07.04.18]. При этом следует отметить, что в некоторых публикациях обнаруживается двойственная оценка топонима Волгоград. Приведём примеры, иллюстрирующие, как непрямая положительная оценка топонима Волгоград, представленная в сильной позиции текста, меняется на отрицательную оценку по мере прочтения заголовка, что в целом придаёт заголовку иронично-двусмысленный оттенок: Волгоград не вошел в 10-ку самых грязных городов страны. Он одиннадцатый [Кривое Зеркало, 16.11.18]; Аналитики назвали самый комфортный для жизни город мира (и это не Волгоград) [Новости Волгограда, 14.08.18].

В публикациях региональных СМИ, обращающихся к формированию образа настоящего региона, зафиксированы определения с положительной семантикой обновления, согласующиеся с выявленными нами практиками формирования позитивного образа настоящего малой родины (практикой трансформации образа региона в привлекательный для жизни, формирования позитивного имиджа региона, трансформации образа региона в привлекательный через позитивные перемены глазами жителей). Как было установлено, положительный образ малой родины в настоящем формируется обращением к таким тематическим областям, как благоустройство и комплексное развитие территорий, создание комфортной среды, развитие социальной инфраструктуры, строительство дорог, жилья, социальных объектов [9]. В связи с этим в региональных СМИ отмечаются определения, имеющие динамический компонент в семантике, актуализирующий направление движения положения вещей от негативного к позитивному: меняю-

щийся регион, обновленный Волгоград, обновленный Волжский, обновленный Самарский разъезд.

Таким образом, в региональных СМИ намечается тенденция к постепенному переключению в сознании адресата оценок настоящего региона с «-» и «+/-» на «+», внедрению в сознание читателей представления о «драйверах роста»: грязный, пыльный, неухоженный ^ обновленный, благоустроенный; некомфортный, недоброжелательный, не для жизни ^ комфортный; застрявший в 90-х ^ меняющийся, идущий в ногу со временем. Подтвердим данное утверждение типовыми примерами заголовков публикаций региональных СМИ, в которых отражаются положительные оценки: Эксперт: «Жители Волгоградской области видят, как преображается внешний облик их поселков» [Крестьянская жизнь, 01.06.17], Три года позитивных перемен [Крестьянская жизнь, 28.09.17], Теперь мы идем в ногу со временем! [Родной город, 03.01.17], Жители региона: «Наконец-то! Такие перемены только радуют» [Родной город, 04.07.17].

Следующим фактором, характеризующим эмоциональный баланс коммуникативно-текстовой среды, является представление позитивно воздействующих эмоциогенных ситуаций и событий. В анализируемом материале региональные СМИ, относящиеся к выделенной нами первой группе, регулярно демонстрируют позитивно воздействующие эмоциогенные ситуации. Рассмотрим типовой пример: Родной город знаменитого летчика - Камышин, который стал центром празднования, кардинально преобразился. На средства областного гранта была приведена в порядок центральная площадь, не видевшая ремонта 40 лет, обновлены зеленые зоны, установлены современные световые опоры и 200 энергосберегающих светильников, а для обеспечения безопасности горожан - видеокамеры. Преобразились и отдаленные микрорайоны. На средства грантов ТОСы озеленили дворы, обустроили тротуары, детские и спортивные площадки [Крестьянская жизнь, 11.01.17].

В приведённом фрагменте текста можно отметить преобладание «положительно заряженных» номинативных единиц, обозначающих эмоциогенные фрагменты формируемой картины обновленного настоящего: кардинально преобразился, приведена в порядок, обновлены, зеленые зоны, установлены, современные, энергосберегающие, безопасность, преобразились, озеленили, обустроили. Вместе с тем присутствуют и единичные «отрицательно заряженные» номинативные единицы (не видевшая ремонта 40 лет), призванные подчеркнуть значимость перемен к лучшему. При этом необходимо отметить, что среди лексических единиц с общей положительной семантикой доминируют глаголы и отглагольные образования, что создает динамическую картину позитивно оцениваемого настоящего на фоне отрицательно окрашенного недалекого постсоветского прошлого.

Релевантным признаком СМИ на фоне медиатизации разных сфер жизни является рост публичной субъективности. В этой связи для описания эмоционального баланса текстовой среды формирования локального патриотизма настоящего представляется важным охарактеризовать эмоциональную тональность публикаций региональных СМИ в плане выраженности «Я» автора сообщения и специфики организации воздействия на адресата. В работе выделяются следующие типы эмоциональной тональности: эгоцентрическая, объектная, адресатоцентрическая [10].

Тональность эгоцентрического типа предполагает акцентирование авторского «Я», эксплицитное предъявление автором собственных прямых оценок, мнения. Ярким примером реализации эгоцентрической тональности может служить публикация о настоящем Волгограда «Люблю Волгоград», в которой фотографии узнаваемых городских зданий снабжены краткими подписями, не лишенными иронической окраски и представляющими собой стилизацию диалога: Нью-Йорк? Нет. Волгоград, БЦ. Дубай, ОАЭ? Нет. Волгоград, Волжские паруса. Питер? Нет. Волгоград, Казачий театр. Пакистан? Нет, Волгоград, Тракторный. В каком прекрасном городе мы все-таки живем... [Блокнот, 10.02.2017].

В приведённом примере положительная эгоцентрическая оценка города автором текста представлена в заголовке, оформленном определенно-личным предложением. В тексте положительная авторская оценка поддерживается сравнением Волгограда с городами, вызывающими в сознании читателя однозначные и стереотипно положительные оценки (Нью-Йорк, Дубай, Питер). При этом текст завершается сравнением города со страной в Южной Азии, которая вызывает негативные ассоциации у читателя (страна сравнивается с полуразрушенным зданием в поселке Тракторный в Волгограде). Последнее предложение в тексте, представляющее собой авторский эмоциональный вывод, в котором он солидаризируется с читателями, завершается многоточием. Отметим, что постановка многоточия допускает двусмысленное прочтение данного предложения с точки зрения положительной либо отрицательной оценки. Читатель, как представляется, сам должен выбрать подходящий для себя вариант вывода: все-таки прекрасном (положительная оценка) или все-таки живем (отрицательная оценка). Таким образом, мы вновь наблюдаем совмещение позитивной и негативной оценок объекта локального патриотизма в плане настоящего.

Приведём пример реализации в региональных СМИ тональность объектного типа, характеризующейся воздействием на адресата через соотнесение оценки с этическими нормами, общепринятыми ценностями, моральными принципами, доминирующими представлениями и мнениями, традициями, что задает спектр формируемого ценностного отношения положительных стереотипных представлений о городе: Работа по преображению города будет продолжать-

ся и у горожан будет еще много поводов оценить ее результаты [Новые известия, 19.06.18]. Примерами реализации тональности объектного типа можно считать публикации, в которых представлены сведения о лидирующих позициях региона в различных областях: Волгоградская область вошла в пятерку самых событийных регионов России [Крестьянская жизнь, 10.04.17]; Волгоградскую область признали «самым читающим регионом» [Крестьянская жизнь, 17.11.18]; Волгоград вошел в десятку лучших городов для семейного отдыха [РГ 10.03.17]; Волгоградская область вошла в десятку лидеров акции <«Вода России - 2017» >, заняв восьмое место [Крестьянская жизнь, 27.10.17]; Волгоград занимает восьмое место по развитию спорта в России [Крестьянская жизнь, 20.11.18]; Волгоградская область вошла в десятку «наименее пьющих» регионов России [Родной город, 28.11.17]; Волгоградская область - в лидерах по расселению людей из аварийного жилья [Родной город, 10.05.17]; Волгоград попал в топ-10 самых посещаемых туристических городов России [Родной город, 28.08.18]; Волгоград стал одним из популярных направлений у москвичей [Родной город, 25.09.18]; Волгоградский регион признан одним из лучших в стране по сбору тепличных овощей [Крестьянская жизнь, 05.05.17].

Адресатоцентрическая тональность, представленная также в исследуемых текстах, базируется на активном использовании приемов диалогизации, идентификации адресанта с адресатом, что обусловливает употребление обращений, инклюзивных местоимений, риторических вопросов, призывов, лексических единиц с оценочной семантикой, единиц, описывающих эмоциональную сферу человека. Так, в приведённом ниже фрагменте текста утверждается проявление у волгоградцев гордости за свой город, содержится убеждение в том, что сделать Волгоград «хорошим» городом вполне возможно: В волгоградцах просыпается гордость за свой дом. Чего это вдруг - не может Волгоград быть хорошим? Может, ещё как может!!! ... Можно из Волгограда сделать конфетку. Если брать и делать ^1, 27.07.18]. Позитивная оценка настоящего в приведенном фрагменте текста создается с помощью использования лексических единиц с общей положительной семантикой, модальных глаголов. Эмоциональность тексту придают восклицательные предложения, повторы, вопросно-ответные и парцеллированные конструкции.

Адресатоцентрическая тональность включает апелляцию к индивидуальному опыту адресата (преимущественно, эмоциональному), что обусловливает использование экспрессивной лексики, инклюзивных местоимений, например: Клавдия Иванова отметила, что любит Волгоград и очень рада позитивным изменениям в городе. - Наш город в хорошем смысле проснулся, встрепенулся во время чемпионата. . Вообще хочется сказать, что город меняется, развивается: новые дороги, электрички до аэропорта, обновленный вокзал - все это для нас, жителей [Волгоградская правда, 07.09.2018].

Заключение

Эмоциональный баланс как один из параметров экологичности коммуникативно-текстовой среды конструирования локального патриотизма настоящего в региональных СМИ Волгоградской области характеризуется совокупностью признаков, релевантных для формирования у субъекта локального патриотизма патриотического сознания и отношения, а также определяющих особенности воздействия, прежде всего, на эмоциональную сферу адресата.

В ходе проведенного анализа коммуникативно-текстовой среды конструирования локального патриотизма настоящего в региональных СМИ были установлены признаки нарушения эмоционального баланса данной среды.

Несбалансированность проявляется в доминирующем формировании противоположного ценностного отношения к современному образу региона региональных СМИ разного статуса, что свидетельствует о ярко выраженной селективности и определяемой политикой изданий фокусности при предъявлении фактов и их оценки потенциальному субъекту локального патриотизма. Так, издания, имеющие статус официальных органов властных структур или поддерживающие политику власти, при формировании образа настоящего региона чаще демонстрируют положительные оценки настоящего, в то время как издания, позиционирующие себя независимыми, обнаруживают преимущественно критический взгляд на современное состояние Волгограда и области. Имеет место дисбаланс в предъявлении разнонаправленных векторов оценок по отношению к разным пластам прошлого: было плохо (недавно) ^ стало лучше (официальные СМИ), было хорошо (давно) ^ стало плохо (сейчас) (независимые СМИ).

Следующим параметром, указывающим на несбалансированность исследуемой коммуникативно-текстовой среды, является специфика предъявления эмоциогенных смысловых элементов, сопряженных с позитивным или негативным воздействием на адресата при дискурсивном конструировании локального патриотизма настоящего. Во-первых, на фоне преимущественно негативной оценки недавнего постсоветского прошлого региона соответствующее коммуникативно-текстовое пространство отличает низкая частотность предъявления потенциальному субъекту локального патриотизма прямой готовой оценки современной картины области. Как правило, в региональных СМИ оценочное определение при номинации «настоящее» отсутствует, что свидетельствует об отказе адресанта от инициации разделения массовым адресатом предложенного ценностного отношения к целостному, обобщенному образу современности, о преобладающем формировании ценностного отношения к каждому медиасобы-тию в отдельности. Функционирование базового топонима (Волгоград), напротив,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.