Научная статья на тему 'Дискурсивное конструирование феномена "детство" в англоязычной культуре'

Дискурсивное конструирование феномена "детство" в англоязычной культуре Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
190
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИСКУРСЫ ДЕТСТВА И ВЗРОСЛЕНИЯ / ФЕНОМЕН "ДЕТСТВО" / ДИСКУРСИВНОЕ КОНСТРУИРОВАНИЕ / АНГЛОЯЗЫЧНАЯ КУЛЬТУРА / DISCOURSES OF CHILDHOOD AND GROWING UP / CHILDHOOD AS A PHENOMENON / DISCURSIVE CONSTRUAL / ENGLISH-SPEAKING CULTURE

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Коршунова А.И.

В статье прослеживается эволюция англоязычных дискурсов детства и взросления. Объектом исследования является восприятие феномена «детство» на разных этапах развития англоязычного сообщества. Целью работы является анализ динамических изменений в интерпретации детства и выявление основных факторов, формирующих современное дискурсивное пространство детства. Исследование проводилось на материале электронного корпуса журнала Time (TIME Magazine Corpus). В работе используются методы дискурсивного и корпусного анализов. Описывается процесс формирования понятия «детство», выявляется культурно-историческая изменчивость в восприятии и интерпретации детства, анализируется структура современного дискурсивного пространства детства и подчеркивается роль дискурсивных практик в формировании аксиологии детства и нормативных поведенческих паттернов в отношении детей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE DISCURSIVE CONSTRUAL OF "CHILDHOOD" IN THE ENGLISH-SPEAKING CULTURE

The paper traces evolution of the English-speaking discourses of childhood and growing up. The research focuses on the perception of childhood at different stages in the development of the English-speaking culture. The main research goal is to analyze the dynamic changes in the interpretation of childhood and to reveal the main factors that shape the contemporary discursive space of childhood. The research was carried out on the basis of the TIME Magazine Corpus and relies on the methods of discourse and corpus analysis. The paper describes the emergence of childhood as a notion, reveals the cultural and historical dynamics in the perception and interpretation of childhood, analyzes the structure of the contemporary discursive space of childhood and highlights the role of discourse practices in forming the axiology of childhood and normative behavioral patterns regarding children.

Текст научной работы на тему «Дискурсивное конструирование феномена "детство" в англоязычной культуре»

УДК: 81 '42

DOI: 10.31249/chel/2020.02.02

Коршунова А.И.

ДИСКУРСИВНОЕ КОНСТРУИРОВАНИЕ ФЕНОМЕНА «ДЕТСТВО» В АНГЛОЯЗЫЧНОЙ КУЛЬТУРЕ1

Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Москва, Россия, alexandra.korshunova.96@gmail.com

Аннотация. В статье прослеживается эволюция англоязычных дискурсов детства и взросления. Объектом исследования является восприятие феномена «детство» на разных этапах развития англоязычного сообщества. Целью работы является анализ динамических изменений в интерпретации детства и выявление основных факторов, формирующих современное дискурсивное пространство детства. Исследование проводилось на материале электронного корпуса журнала Time (TIME Magazine Corpus). В работе используются методы дискурсивного и корпусного анализов. Описывается процесс формирования понятия «детство», выявляется культурно-историческая изменчивость в восприятии и интерпретации детства, анализируется структура современного дискурсивного пространства детства и подчеркивается роль дискурсивных практик в формировании аксиологии детства и нормативных поведенческих паттернов в отношении детей.

Ключевые слова: дискурсы детства и взросления; феномен «детство»; дискурсивное конструирование; англоязычная культура.

Поступила: 31.10.2019 Принята к печати: 28.01.2020

1 © Коршунова А.И., 2020

Korshunova A.I.

The discursive construal of «childhood» in the English-speaking culture

National Research University Higher School of Economics, Moscow, Russia, alexandra.korshunova.96@gmai.com

Abstract. The paper traces evolution of the English-speaking discourses of childhood and growing up. The research focuses on the perception of childhood at different stages in the development of the English-speaking culture. The main research goal is to analyze the dynamic changes in the interpretation of childhood and to reveal the main factors that shape the contemporary discursive space of childhood. The research was carried out on the basis of the TIME Magazine Corpus and relies on the methods of discourse and corpus analysis. The paper describes the emergence of childhood as a notion, reveals the cultural and historical dynamics in the perception and interpretation of childhood, analyzes the structure of the contemporary discursive space of childhood and highlights the role of discourse practices in forming the axiology of childhood and normative behavioral patterns regarding children.

Keywords: discourses of childhood and growing up; childhood as a phenomenon; discursive construal; English-speaking culture.

Received: 31.10.2019 Accepted: 28.01.2020

Введение

Детство представляет собой начальный период становления человека и является неотъемлемой частью его жизни. Актуальность исследования феномена детства объясняется тем, что ребенок является не только объектом воздействия взрослых людей, но и полноправным субъектом общества, который вынуждает окружающих встраивать себя в матрицу социальных отношений. Согласно Д.И. Мамычевой и Т.В. Мордовцевой, взаимодействие ребенка и взрослого ведет к формированию общего коммуникативного поля [Мамычева, Мордовцева, 2011, а 7].

Проблема представляется актуальной и потому, что детство, как и любой другой «хронологический» период жизни человека, определяется не только биологически, но и в значительной степени социокультурно, выступая объектом многочисленных и разнообразных спекуляций и дискурсивных манипуляций. Общеизвестно, что совокупность текстов определенной тематики не только отражает уже сложившуюся социокультурную практику, но и формирует ее, популяризуя определенную систему ценностей и

поведенческих паттернов (см. например: [Нефедова, 2005, с. 14-15]). Изучение дискурсов детства позволяет выявить относительность современных представлений о данном периоде в жизни человека, культурную опосредованность бытия ребенка, необходимость критического анализа разнообразных воспитательных нововведений и навязываемых через дискурс норм и правил взаимодействия с детьми.

Несмотря на то что детство и взросление представляют собой важную часть жизни человека, они далеко не всегда были объектом социальной рефлексии. Само понятие «детство» является продуктом современной культуры.

Существуют многочисленные письменные свидетельства того, что в средневековой Европе специфическая природа детства не осознавалась вовсе. Вплоть до XIX в. ребенок воспринимался как уменьшенная копия взрослого со всеми характерными для «взрослости» несовершенствами. В трудах средневековых теологов дети описывались как существа агрессивные и глубоко порочные по своей природе, требующие наставления на путь истинный посредством суровых телесных наказаний (см., например: [Тгайпег, 1999, р. 110]). Позднее такое отношение, отголоски которого обнаруживаются и по сей день, иронически описал Л. Кэрролл:

Speak roughly to your little boy, And beat him when he sneezes; He only does it to annoy, Because he knows it teases

[Carroll, 2015, p. 85].

Малютку сына - баю-бай! Прижми покрепче к сердцу И никогда не забывай Задать ребенку перцу!

(Перевод Бориса Заходера) [Кэрролл, 2009, с. 14]

Дети, особенно в крестьянских семьях, с раннего возраста работали наравне с родителями; внутренний мир детей не являлся объектом особого интереса или внимания, не считался отличным от мира взрослых [Кон, 2003, с. 6]. В современных текстах при описании детства в средневековой Европе часто встречается лексика, которая в наши дни не только не ассоциируется с миром ребенка, но и является «антонимичной» по отношению к нему. Ср.: ...children were treated as miniature adults - _ free to _ fight, steal, study, have sex, travel, _ find homes and work, with little protection or interference from adults [Stryker, 1997] (.к детям относились как к

миниатюрным взрослым - они могли свободно воевать, воровать, учиться, заниматься сексом, путешествовать, искать жилье и работать, практически без защиты или вмешательства взрослых)1 .

В дискурсивных практиках XVI в. тема детства была представлена мало, а семантическое поле, описывающее жизнь ребенка, никак не отличалось от соответствующего поля взрослого [Schultz, 1995, p. 215].

К началу XVII в. аксиология детства сменилась на прямо противоположную. На смену строгому порицанию и искоренению детских пороков пришло требование о необходимости заботы. Взрослые начали видеть в детях особенных людей: невинных, нуждающихся в помощи и защите. Такое видение продолжало доминировать в обществе вплоть до конца XVIII в., находя отражение не только в обиходно-разговорных дискурсах, но и в литературных произведениях. Общеизвестно, что, когда в 1823 г. сказки братьев Гримм были переведены на английский язык, из них было осознанно изъято множество выразительных элементов, которые по меркам того времени считались неприемлемыми для чистого детского ума [Knoepflmacher, 1998, p. 177].

Попытки оградить детей от ужасов, описываемых в сказках, частично поддерживаются и в современном обществе. В англоязычном дискурсе активно используется метафора щита, с помощью которой описывается практика защиты от сказок, содержащих элементы насилия. Ср.: In his 1976 book, «The Uses of Enchantment», Bruno Bettelheim went against the prevailing wisdom of the 1960's and 70's that children should be shielded_from the violence off fairy tales [Genocchio, 2007] (В своей книге 1976 г. «Польза от волшебства» Бруно Беттельгейм опроверг распространенную мудрость 1960-х и 1970-х годов о том, что дети должны быть защищены от насилия, описанного в сказках).

Значительное влияние на формирование новых дискурсов детства оказала теория Tabula Rasa английского философа Дж. Локка, в рамках которой детский ум описывался с помощью таких метафор, как blank slate (чистая доска) или empty vessel (пустой сосуд). Основу теории составляло положение о том, что при рождении разум ребенка абсолютно чист, а обязанностью родите-

1 Здесь и далее по тексту перевод с англ. наш. - А. К.

лей является его наполнение правильными идеями. Данное ведение оказало значительное влияние на современное понимание детства и в какой-то степени продолжает существовать и по сей день. В СМИ можно встретить такие метафорические по своей сути описания, как «ребенок рождается дикарем» или «ребенок - это особый тип сырья»:

Every child is born a savage (that is, uncivilized), so if savages are naturally gentle, childrearing is a matter of providing children with opportunities to develop their potential, and evil people are products of a society that has corrupted them (цит. по: [Pinker, 2002, p. 7]) (Каждый ребенок рождается дикарем (т.е. нецивилизованным), поэтому, если дикари по своей природе нежны, то воспитание детей - это вопрос предоставления им возможностей для развития своего потенциала, а злые люди - это продукты общества, которое их развратило).

Children are a sort of raw material put into our hands, «their minds» like a sheet of white paper (цит. по: [Pinker, 2002, p. 11]) (Дети - это своего рода сырье, оказавшееся в наших руках, «их разум» словно чистый лист бумаги).

В рамках данного представления процесс взросления стал описываться как потеря невинности (a loss of innocence), возникающая в результате столкновения чистого и непорочного разума ребенка со злом и болью взрослого мира.

Таким образом, в общественных дискурсах XVII в. мир ребенка все чаще противопоставляется миру взрослых, а детству приписывается особый символизм (невинность, святость, безгрехов-ность). Эти идеи не теряют популярности и в наши дни. Так, в корпусе современного варианта американского английского языка, созданном на основе статей журнала Time1, лексема innocent (невинный) входит в 100 наиболее употребляемых в словосочетании с такими словами, как childhood (детство), girl (девочка), kid (ребенок).

С началом индустриализации в Англии в 1760 г. расхождение между романтическими идеалами детства и растущими масштабами детской эксплуатации становилось все более очевидным. К концу XVIII в. детский труд активно использовался на фабриках и в шахтах [Hewitt, Pinchbeck, 1969, p. 416]. Противоречие между

1 TIME Magazine Corpus. - Mode of access: https://www.english-corpora.org/

time/

условиями жизни и работы детей и представлением среднего класса о детстве как о времени невинности нашло отражение в описаниях уличной жизни Лондона в произведениях Ч. Диккенса. В дискурсах того периода все чаще появляются слова, входящие в семантическое поле детского труда, большинство из которых носит отрицательные коннотации. Совокупность текстов, посвященных опросам работающих детей, включает в себя глаголы cry (плакать), run away (сбегать) для описания действий ребенка, а глаголы beat (бить), strap (хлестать ремнем) используются для обозначения жестокого обращения с детьми со стороны взрослых, подкрепляясь наречиями cruelly (жестоко, безжалостно), severely (сурово), exceedingly (чрезвычайно) и причастием fatigued (уставший) (см., например: [Scott, 1931]): He spurs the children to keep up also by various means but that which he commonly resorts to is to strap them when they become drowsy. The dread of being beaten if we could not keep up with our work was a sufficient impulse to keep us to it if we could [Parliamentary Papers, 1831-1832, p. 95] (Всевозможными способами он побуждает детей не отвлекаться, но чаще всего он прибегает к тому, чтобы ударить их ремнем, когда они становятся сонливыми. Боязнь быть избитым, если мы не успеем выполнить работу, была достаточным импульсом, чтобы мы не отвлекались).

Тема детского труда в развитых странах оставалась актуальной до недавнего времени. В табл. 1 представлена частота использования словосочетания «child labour» (детский труд) в журнале «Time» с 1920 по 2000 г.

Таблица 1

Частота употребления словосочетания «child labour» (по данным корпуса «TIME Magazine Corpus»)

Частота словоупотреблений

Словосочетание 1920 1930 1940 1950 1960 1970 1980 1990 2000

Child Labour 74 91 23 7 5 12 3 9 3

Проблема детского труда и тяжелого детства не теряла остроты в Англии вплоть до конца XIX - начала XX в. [Cunningham, 1995, p. 55]. Заметим, что идея потерянного или украденного детства остается популярной в современных дискурсах детства. В своих текстах авторы часто используют прием олицетворения,

наделяя внешние обстоятельства (бедность, войну и т.п.) возможностью забрать самое ценное, что есть у ребенка - его детство: Childhood, after all, is the ^ first precious coin that poverty steals _ from a child [Horowitz, 2012, p. 50] (В конце концов, детство - это та драгоценная монета, которую бедность первой крадет у ребенка).

Современные представления о детстве

Современное отношение к детям в вопросе их воспитания строится с учетом многих из описанных выше представлений, зафиксированных в дискурсивных практиках. Однако наиболее близкое к актуальному понимание детства начинает формироваться в конце XIX в., когда в дискурсах все чаще начинает артикулироваться беспокойство о том, как воспитывать ребенка.

По данным исследований Оксфордского университета и Калифорнийского университета в Ирвайне, в настоящее время родители в англоязычных странах уделяют своим детям больше внимания, чем когда бы то ни было (см. например: [Jardine, 2010; Harriman, Ashbach, 2016]). В среднем современная мать проводит с ребенком в два раза больше времени, чем 50 лет назад, а у отцов аналогичный показатель вырос более чем в три раза [Orange, 2017 -эл. ресурс].

Не только родители, но и общество в целом стало гораздо более серьезно относиться к детству, задумываясь о том влиянии, которое этот период оказывает на всю дальнейшую жизнь человека. Одним из центральных в современных дискурсах становится понятие «детской травмы», часто осмысляемой метафорически. Так, в приведенном ниже контексте травматичный детский опыт сравнивается с монстром, преследующим человека на протяжении всей его жизни: The monsters of our childhood do not fade away, neither are they ever wholly monstrous [Anthony, 2009 - эл. ресурс] (Монстры нашего детства не исчезают и при этом они никогда не бывают абсолютно чудовищными).

Через посредство дискурсивных практик в социуме укрепляется мнение о том, что к детям следует относиться не менее серьезно и уважительно, чем к взрослым, что предполагает, в том числе, предоставление им большего объема прав и свобод. При этом чрезмерная забота воспринимается в негативном свете. В англо-

язычном дискурсивном пространстве появляются метафоры helicopter parenting (букв. вертолетное родительство) и snowplow parenting (букв. снегоуборочное родительство), характеризующие родителей, которые чрезмерно опекают своих детей, устраняя все трудности и препятствия на их пути. Ср.: Drawing the Line Between Helping and Helicoptering [Damour, 2019 - эл. ресурс] (Проводя черту между помощью и вертолетным родительством1).

С одной стороны, в обществе набирает популярность концепция осознанного родительства (conscious parenting), предполагающая высокую степень отрефлексированности опыта воспитания детей и наличие специальных педагогических и психологических знаний и навыков. Следует обратить внимание на обратную сторону подобного подхода: абсолютизация особого статуса ребенка и сакрализация детства часто приводят к воспитанию детей в атмосфере вседозволенности и безнаказанности.

С другой стороны, заслуживает внимания изменившееся отношение к образованию ребенка. С каждым поколением амбиции родителей, а следовательно, и требования к интеллектуальному развитию ребенка существенно возрастают. Родители вкладывают все больше ресурсов в развитие и образование своих детей, начиная с первых дней их жизни. Такие тенденции приводят к переосмыслению феномена раннего развития (early development). Современные родители считают практику сверхраннего обучения с целью раскрытия всех талантов и возможностей ребенка абсолютным императивом. В СМИ отчетливо прослеживается тенденция к замене словосочетания early development (раннее развитие) на early education (раннее образование), в котором фокус с общего развития ребенка смещается на образование и обучение: Early education is more demanding than ever, and experts have concerns [Moyer, 2019 - эл. ресурс] (Раннее образование требует больше сил и времени, чем когда-либо, и эксперты обеспокоены).

Результаты исследования Университета Вирджинии [Bassok, 2016, p. 12] показали, что в современных детских садах академическим достижениям ребенка уделяется значительно больше внимания, чем десять лет назад. Например, в 1998 г. лишь 29% учителей считали, что дети должны знать алфавит до детского сада, в то вре-

1 Вертолетное родительство - понятие, обозначающее чрезмерную заботу по отношению к ребенку со стороны родителей.

мя как к 2010 г. данный показатель вырос до 62%. Кроме того, все заметнее становится дисбаланс между уроками и игрой: предпочтение отдается обучению математике, чтению и письму в ущерб занятиям музыкой, танцами, рисованию [Bassok, 2016, p. 12].

Особенно остро в данной ситуации встает вопрос о психологическом состоянии и психическом здоровье ребенка. Согласно исследованию 2019 г., около 7% детей в возрасте от 3 до 17 лет страдают от тревожного расстройства, в то время как около 3% находятся в состоянии депрессии [Prevalence and treatment..., 2019, p. 263]. Запросы в Google по теме детской тревожности существенно выросли по популярности (см. рис.) с 2004 г.

Относительная популярность запроса «ChiLd Anxiety» в Google в США

120

о

■tTtiniDlCir-lÄMOOO-iMMIiltTrniiOhtOMOi

и S jS а S iS И Е « В В is a В « a S ¡Я и К >Е ш В ¡И

I! u g ц О 3 !■ u g ц U 3 ч U 3 к О g I! U 3 I- U g

Рис.

Относительный уровень интереса к теме детской тревожности по отношению к наиболее высокому показателю (по данным Google Trends)

Для того чтобы привлечь внимание общественности к данной проблеме, в средствах массовой информации часто используются красочные метафоры и гиперболизируется объем нагрузки, с которым приходится справляться современным детям. Более того, такие статьи зачастую наполнены словами с отрицательной коннотацией, формирующими семантическое поле негативных чувств и эмоций (miserable (несчастный), depressed (подавленный, находящийся в депрессии), anxious (тревожный, беспокоящийся), frustrated (разочарованный, расстроенный), scared (напуганный)), например: For youngsters these days, an hour of free play is like a drop of water in the desert. Of course, they're miserable [Brooks, 2019 -эл. ресурс] (Для молодежи в наши дни час отдыха - это капля воды в пустыне. Конечно, они несчастны).

Для англоязычной культуры принципиальное значение имеет понятие «хронологический возраст» (chronological age), которое начало формироваться в XIII в. и было тесно связано с рефлексией феномена темпоральности и формированием линеарной концепции времени (см., например: [McCallum, 2001, p. 29]). В рамках этой концепции человеческая жизнь представляет собой последовательность определенных этапов (детство - юность - зрелость -старость), каждый из которых наделяется определенными смыслами и в определенной степени стереотипизируется посредством дискурсивного приписывания ему некоторых характеристик.

В английском языке существует несколько десятков лексических единиц, объединенных общим значением «child» (ребенок), часть которых фокусируется на возрасте ребенка (babe (младенец, дитя), baby (малыш, малютка), infant (младенец, ребенок, дитя)). При описании значения слова «child» большинство словарных статей, наряду с гендером и типом родственной связи, содержит указание на возраст [Guralnik, 1984].

Помещая концепцию детства на шкалу взросления, общество формирует запрос на изучение феномена детства, что способствует появлению множества научно-популярных статей, объясняющих родителям, как наладить отношения с взрослеющим ребенком. При этом в англоязычном дискурсе зачастую такие взаимоотношения раскрываются через метафору погоды, нередко используя сравнение подросткового характера в «переходном» возрасте с бурей или ураганом. Ср.: How to help teens weather their

emotional storms? [Damour, 2019 - эл. ресурс] (Как помочь подросткам пережить эмоциональные бури?).

Писатели, говоря о детстве как о прекрасной поре, отмечают жестокость и тяжесть взросления, фантазируя о жизни как о нескончаемых переходах от одного детства к другому: Grown up, and that is a terribly hard thing to do. It is much easier to skip it and go from one childhood to another (F. Scott Fitzgerald) (Взросление - это ужасно сложная штука. Гораздо проще пропустить его и перейти из одного детства в другое). Авторы часто демонизируют взрослых, метафорически описывая их как «выталкивающих», «выпинывающих» собственного ребенка из детства. Ср.: They were trying to kick you out of childhood. Once you were gone, there was no going back, so you had to hold on as long as you could [O'Neil, 2016, p. 17] (Они пытались выгнать тебя из детства. И как только ты ушел, пути назад уже не было, поэтому тебе пришлось продержаться настолько долго, насколько ты мог).

Наступление подросткового возраста, которому невозможно задать четкие и универсальные временные параметры, зачастую выражается в возникновении определенных ожиданий: ребенок хочет, чтобы к нему относились, как к взрослому [Савицкая, 2007, с. 20]. Несоответствие между этими ожиданиями и поведением взрослых приводит к ситуации, которую в современных дискурсах принято описывать как протест, в процессе которого происходит открытие собственного Я и самоидентификация подростка. Данные «TIME Magazine Corpus» показывают, что в словосочетаниях с лексемами youth (молодежь), adolescent (подросток), teenager (подросток) нередко встречаются слова, входящие в семантические поля общественной и интеллектуальной деятельности (раскрывающие стремление подростков найти свое место в жизни и осознать собственную природу) и скверного характера. Данные лексемы входят в 100 наиболее используемых в словосочетаниях с вышеуказанными словами.

В психологическом смысле подростковое сознание находится между детством и взрослостью. В подтверждение данного утверждения в корпусе современного американского варианта английского языка в словосочетаниях с лексемами youth, adolescent, teenager нередко встречаются слова, входящие в семантические поля, описывающие как взрослых, так и детей.

Таблица 2

Частота употребления лексем (по данным «TIME Magazine Corpus»)

Лексема Частота употребления лексем в словосочетании с «youth»

1920 1930 1940 1950 1960 1970 1980 1990 2000

Communist 2 11 11 41 27 18 17 5 3

(коммунист)

Movement 2 12 26 13 19 13 1 4 2

(движение)

Organization 1 15 17 18 11 8 14 6 2

(организация)

Groups - 2 10 13 9 15 5 4 2

(группы)

Organizations (организации) 4 9 7 10 6 6 2 1 -

Culture - - - - 6 9 5 12 11

(культура)

Thoughts (мысли) 1 2 4 6 1 1 - -

Movements - 2 6 2 2 1 - - -

(движения)

Patriotic 1 1 2 3 - 4 - - -

(патриотичный)

Opportunities (возможности) - 2 - 1 2 2 1 - -

Idealism - - 1 1 - 2 3 - -

(идеализм)

Idealistic - - - - 1 3 2 - -

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

(идеалистический)

Rebellious - 1 - 2 10 3 1 3 2

(бунтарский)

Rebellion - - 1 1 2 9 - 4 -

(бунт)

Reckless 1 - 1 - - - 2 3 -

(безумный)

Childhood 2 4 2 2 2 2 3 1 -

(детство)

Inexperience (неопытный) - 3 4 1 2 1 3 1 2

Таблица 3

Частота употребления лексемы (по данным «TIME Magazine Corpus»)

Лексема Частота употребления лексем в словосочетании с «adolescence»

1920 1930 1940 1950 1960 1970 1980 1990 2000

Childhood (детство) 1 6 4 2 4 1 3 5 2

Adulthood (взрослость) - - 1 - - 1 1 1 3

Infancy (детство) 1 - - 2 - 2 2 - -

Maturity (зрелость) - - - - 1 1 3 - -

Adult (взрослый) - 1 - - - - - 1 1

Необходимо подчеркнуть, что хронологические параметры детства лишь косвенно соотносятся с биологическими характеристиками. Они задаются дискурсивно и меняются с течением времени. Как отмечает историк и демограф Ф. Арьесу, чем старше цивилизация, тем длиннее становится период детства. В США и Европейских странах существует тенденция к изменению возрастной периодизации, общество выдвигает все более высокие требования к знаниям и умениям взрослых, в результате чего период детства продлевается [Aries, 1965, p. 247]. Исследование Университета Кларка 2012 г. [Arnett, 2012] показало: половина опрошенных в возрасте от 18 до 29 лет не чувствуют, что они достигли взрослого состояния.

Взросление vs продление детства

В современном англоязычном дискурсе формируется и активно продвигается концепция внутреннего ребенка (inner child), которого взрослые боятся потерять вплоть до старости. В англоязычной культуре все активнее циркулирует прецедентное имя Питер Пэн. Этот вымышленный персонаж стал воплощением детства, которое никогда не заканчивается. Британский бизнесмен Ричард Брэнсон пишет в своем Твиттере: «My favorite character has

always been Peter Pan. We're all kids, really» («Моим любимым персонажем всегда был Питер Пэн. Мы все дети, правда»). Он также повторяет свою мысль в интервью для Thrive Global от 27 февраля 2017 г. [Branson, 2017]: «I've never really wanted to grow up and I've always wanted to _ fly!» («Я никогда не хотел взрослеть, и я всегда хотел летать!»).

Взросление начинает восприниматься как нечто отрицательное. Стоит упомянуть в этой связи молодежный сленг. Данный социолект возник из противопоставления молодежи как старшему поколению, так и сложившейся в обществе системе. Словом «adulting» ((взрослость, взросление) форма от ранее не существовавшего глагола to adult (взрослеть)) миллениалы1 в шутку называют процесс взросления или действий, которые подтверждают статус взрослого.

Тенденция к продлению детства относится к числу культурных инноваций. До недавнего времени верхней границей детства, закрепленной в дискурсе, был возраст 18 лет; тот факт, что ребенок становился взрослым, был очевиден для всех. Получила распространение метафора о вылете ребенка из гнезда после наступления совершеннолетия (fly the nest (вылететь из гнезда) или leave the nest (букв. покинуть гнездо)). Человек, достигший совершеннолетнего возраста, но при этом сохранивший определенные характеристики, свойственные детям, был скорее культурной маргиналией. Для обозначения таких людей в англоязычном дискурсе появляется негативно окрашенный неологизм, построенный посредством контаминации kidult (кидалт или взрослый ребенок).

Еще в недавнем прошлом «взрослость» воспринималась как некий итоговый и одновременно стартовый момент, который легко было зафиксировать. В настоящее время наблюдается частичная деконструкция возрастных границ и нечеткость перехода из одного состояния в другое. Обогащается разговорный пласт лексики, описывающий неопределенность возрастного статуса, например, появляется особое выражение (boomerang kids (букв. дети-бумеранги)) для обозначения молодых людей, которые после определенного периода самостоятельной жизни возвращаются в ро-

1 Миллениалы - поколение родившихся после 1981 г., встретивших новое тысячелетие в юном возрасте, характеризующееся, прежде всего, глубокой вовлеченностью в цифровые технологии.

дительский дом. Таким образом, окончательный момент взросления не только существенно отодвинут хронологически, но и не всегда может быть охарактеризован как «момент». В 1997 г. американский психолог Джозеф Арнетт ввел термин «становление взросления» (emerging adulthood) [Arnett, 2012, p. 4], подчеркнув тем самым континуальный характер этого опыта и дискурсивно легитимировав «пролонгированное детство».

В качестве заключения

На основе обращения к первоисточникам и анализа языкового материала из корпуса «TIME Magazine Corpus» можно заключить, что детство и взросление - это феномены не только биологической, но и социокультурной природы. Объективизация детства как особого периода жизни является результатом социальной рефлексии, ставшей возможной лишь на определенном этапе развития культуры. Детство и взросление наделяются культурно специфичными смыслами, меняющимися от эпохи к эпохе. Дискурсы детства не только фиксируют наличествующие в обществе представления, но и закрепляют их в массовом сознании, диктуя особый модус восприятия ребенка и навязывая определенные шаблоны поведения по отношению к нему.

Список литературы

Кон И.С. Ребенок и общество: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. -Москва: Академия, 2003. - 336 с.

Кэрролл Л. Алиса в стране чудес. - Москва: Росмэн-Пресс, 2009. - 144 с.

Мамычева Д.И., Мордовцева Т.В. Феномен детства в хронотопе культур / под общ. ред. проф. Л.В. Никифоровой. - Таганрог: Таганрогский гос. пед. инст-т, 2011. - 160 с.

Нефедова Л.К. Феномен детства в основных формах его репрезентации (философия, миф, фольклор, литература): автореф. дис. ... д-ра филос. наук. - Омск, 2005. - 38 с.

Савицкая Е.В. Глобальный подросток: результат и предпосылка культурной глобализации // Дети и культура. - 2007. - № 5 - С. 10-36.

Anthony A. John le Carré: A man of great intelligence. - London: The Guardian, 2009. -Mode of access: https://vk.com/away.php?utf=1&to=https%3A%2F%2Fwww.

theguardian.com%2Ftheobserver%2F2009%2Fnov%2F01%2Fprofile-john-le-carre (дата обращения: 18.06.2019).

Aries P. Centuries of childhood: A social history of family. - New York: Random House, 1965. - 448 p.

Arnett J. Adolescence and emerging adulthood. - London: Pearson, 2012. - 504 p.

Ashbach H., Harriman P. Today's parents spend more time with their kids than moms and dads did 50 years ago // UCI News. - 2016. - Mode of access: https://news.uci.edu/2016/09/28/todays-parents-spend-more-time-with-their-kids-than-moms-and-dads-did-50-years-ago/ (дата обращения: 06.12.2019).

Barron J. Abducted as an infant, revisiting it as an adult // The New York Times. - 2015. -Mode of access: https://www.nytimes.com/2015/05/04/nyregion/recalling-an-infants-kidnapping-that-shocked-new-york.html (дата обращения: 20.06.2019).

BassokD., Latham S., Rorem A. Is kindergarten the new first grade? //AERA Open. -2016. - Vol. 1, N 4. - P. 1-31.

Branson R. The book that changed Richard Branson's life // Thrive Global. - 2017. -Mode of access: https://thriveglobal.com/stories/the-book-that-changed-richard-branson- s-life/ (дата обращения: 07.12.2019).

Brooks K. We have ruined childhood // The New York Times. - 2019. - Mode of access: https://www.nytimes.com/2019/08/17/opinion/sunday/childhood-suicide-depression-anxiety.html (дата обращения: 26.10.2019).

CarrollL. Alice's adventures in Wonderland. - London: Puffin Books, 2015. - 192 p.

Arnett J. Clark University Poll of Emerging Adults // Clark University. - 2012. - Mode of access: https://www2.clarku.edu/clark-poll-emerging-adults/ (дата обращения: 09.07.2019).

Cunningham H. Children and childhood in Western society since 1500. - London: Longman, 1995. - 252 p.

Damour L. Drawing the line between helping and helicoptering // The New York Times. - 2019. - Mode of access: https://www.nytimes.com/2019/03/ 28/well/family / helicopter-parents-teenagers.html (дата обращения: 27.09.2019).

Damour L. How to help teens weather their emotional storms // The New York Times. -2019. - Mode of access: https://www.nytimes.com/2019/02/12/well/family/how-to-help-teens-weather-their-emotional-storms.html (дата обращения: 27.09.2019).

Genocchio B. Embracing the imagery of childhood // The New York Times. - 2007. -Mode of access: https://www.nytimes.com/2007/12/23/nyregion/nyregionspecial2/ 23artsnj.html (дата обращения: 04.08.2019)

Grose J. How children evolved to whine by Jessica Grose // The New York Times. - 2019. -Mode of access: https://www.nytimes.com/2019/10/09/parenting/how-children-evolved-to-whine.html (дата обращения: 11.09.2019).

GuralnikD. Webster's New World dictionary of the American language. - New York: Simon and Schuster, 1984. - 1692 p.

Harriman P., Ashbach H. Home Alone // USA TODAY. - 2016. - Mode of access: https://www.questia.com/magazine/1G1-494742238/home-alone (дата обращения: 07.12.2019).

Hewitt M., Pinchbeck I. Children in English society. - London: Routledge, 1969. -736 p.

Horowitz A. The house of silk. - New York: Mulholland Books, 2012. - 296 p.

Jardine C. How much time should we spend on our children? // Telegraph. - 2010. -Mode of access: https://www.telegraph.co.uk/women/mother-tongue/7564580/How-much-time-should-we-spend-on-our-children.html (дата обращения: 07.12.2019).

Klass P. Dealing with aggression in children // The New York Times. - 2019. - Mode of access: https://www.nytimes.com/2019/04/08/well/family/dealing-with-aggression-in-children.html (дата обращения: 20.09.2019).

Knoepflmacher U. Ventures into childland: Victorians, fairy tales and femininity. -Chicago: The University of Chicago Press Books, 1998. - 464 p.

McCallum J. Health in the «gray» millennium: Romaticism versus complexity? // Aging: Culture, health, and social change. - New York: Springer Science, 2001. -P. 29-42.

Moyer M. Early education is more demanding than ever, and experts have concerns // The New York Times. - 2019. - Mode of access: https://parenting.nytimes.com/ preschooler/early-childhood-education-demands (дата обращения: 23.09.2019)

O'NeillH. Lullabies for little criminals: A novel. - New York: Harper Perennial, 2016. - 368 p.

Orange C. Parents are spending more time with their kids, but it's not the minutes that matter // Huffington Post. - 2017. - Mode of access: https://www.huffingtonpost.com.au/ claire-orange/parents-are-spending-more-time-with-their-kids-but-its-not-the_a_23044424/ (дата обращения: 23.09.2019)

Parliamentary Papers, 1831-1832, p. 95 // Britain, Parliamentary Papers on the Post Office. - Mode of access: http://www.cse.psu.edu/~deh25/post/Timeline_files/1831-32-Parliamentary-Papers.html (дата обращения: 19.08.2019)

Pinker S. The blank slate: The modern denial of human nature. - New York: Viking Press, 2002. - 509 p.

Prevalence and treatment of depression, anxiety, and conduct problems in US children / Ghandour R., Sherman L., Vladutiu C., Ali M., Lynch S., Bitsko R., Blumberg S. // The Journal of Pediatrics. - 2019. - Vol. 206. - P. 256-267.

Schultz J. The knowledge of childhood in the German Middle Ages. - Philadelphia: University of Pennsylvania Press, 1995. - 344 p.

Scott J. Readings in European history aince 1814. - New York: F.S. Crofts & Co., 1931. - 689 p.

Stryker J. The age of innocence isn't what it once was // The New York Times. - 1997. -Mode of access: https://www.nytimes.com/1997/07/13/weekinreview/the-age-of-innocence-isn-t-what-it-once-was.html (дата обращения: 10.10.2019).

Trattner W.I. From poor law to welfare state: A history of social welfare in America. -New York: Free Press, 1999. - 464 p.

References

Carroll, L. (2009). Alisa v strane chudes. Moscow: Rosman-Press. Kon, I.S. (2003). Rebenok i obshhestvo: Ucheb. posobie dlja stud. vyssh. ucheb. zave-denij. Moscow: Akademija.

Mamycheva, D.I., Mordovceva, T.V. (2011). Fenomen detstva v hronotope kul'tur.

Taganrog: Taganrogskij gosudarstvennyj pedagogicheskij institute. Nefedova, L.K. (2005). Fenomen detstva v osnovnyh formah ego reprezentacii.

(Unpublished review of doctoral dissertation). Omsk. Savickaja, E.V. (2007). Global'nyj podrostok: rezul'tat i predposylka kul'turnoj globali-

zacii. Deti i kul'tura. 5. 10-36. Anthony, A. (2009, November 1). John le Carré: A man of great intelligence. The Guardian. Retrieved from https://vk.com/away.php?utl=1&to=h1tps%3A%2F%2Fwww.theguardian.com% 2Ftheobserver%2F2009%2Fnov%2F01%2Fprofile-john-le-carre Aries, P. (1965). Centuries of childhood: A social history of family. New York: Random House.

Arnett, J. (2012). Adolescence and emerging adulthood. London: Pearson.

Arnett, J. (2012). Clark University Poll of Emerging Adults. Retrieved from

https://www2.clarku.edu/clark-poll-emerging-adults/ Ashbach, H., Harriman, P. (2016, September 28). Today's parents spend more time with their kids than moms and dads did 50 years ago. UCI News. Retrieved from https://news.uci.edu/2016/09/28/todays-parents-spend-more-time-with-their-kids-than-moms-and-dads-did-50-years-ago/ Barron, J. (2015, May 4). Abducted as an infant, revisiting it as an adult. The New York Times. Retrieved from https://www.nytimes.com/2015/05/04/nyregion/recalling-an-infants-kidnapping-that-shocked-new-york.html Bassok, D., Latham, S., Rorem, A. (2016). Is kindergarten the new first grade? AERA Open, 1(4), 1-31.

Branson, R. (2017, February 27). The Book That Changed Richard Branson's Life. Thrive Global. Retrieved from https://thriveglobal.com/stories/the-book-that-changed-richard-branson-s-life/ Britain, Parliamentary Papers on the Post Office. (2017). Retrieved from: http://www.cse.psu.edu/~deh25/post/Timeline_files/1831-32-Parliamentary-Papers.html

Brooks, K. (2019, August 17). We have ruined childhood. The New York Times. Retrieved from https://www.nytimes.com/2019/08/17/opinion/sunday/childhood-suicide-depression- anxiety.html Carroll, L. (2015). Alice's adventures in Wonderland. London: Puffin Books. Cunningham, H. (1995). Children and childhood in Western society since 1500. London: Longman.

Damour, L. (2019, February 12). How to help teens weather their emotional storms. The New York Times. Retrieved from https://www.nytimes.com/2019/02/12/well/ family/how-to-help-teens-weather-their-emotional-storms.html Damour, L. (2019, March 28). Drawing the line between helping and helicoptering. The New York Times. Retrieved from https://www.nytimes.com/2019/03/28/well/ family/helicopter-parents-teenagers.html Genocchio, B. (2007, December 23). Embracing the imagery of childhood. The New York Times. Retrieved from https://www.nytimes.com/2007/12/23/nyregion/ nyregion-special2/ 23artsnj.html

Grose, J. (2019, October 9). How children evolved to whine by Jessica Grose. The New York Times. Retrieved from https://www.nytimes.com/2019/10/09/parenting/how-children-evolved-to-whine.html Guralnik, D. (1984). Webster's New World dictionary of the American language. New

York: Simon and Schuster. Harriman, P., Ashbach, H. (2016). Home Alone. USA TODAY. https://www.questia.com/

magazine/1G1-494742238/home-alone Hewitt, M., Pinchbeck, I. (1969). Children in English society. London: Routledge. Horowitz, A. (2012). The house of silk. New York: Mulholland Books. Jardine, C. (2010, April 8). How much time should we spend on our children? Telegraph. Retrieved from https://www.telegraph.co.uk/women/mother-tongue/ 7564580/How-much-time-should-we-spend-on-our-children.html Klass, P. (2019, April 8). Dealing with aggression in children. The New York Times. Retrieved from https://www.nytimes.com/2019/04/08/well/family/dealing-with-aggression-in-children.html Knoepflmacher, U. (1998). Ventures into childland: Victorians, fairy tales and femininity.

Chicago: The University of Chicago Press Books. McCallum, J. (2001). Health in the «gray» millennium: Romaticism versus complexity?

In: Aging: Culture, health, and social change (pp. 29-42). New York: Springer Science. Moyer, M. (2019, August 12). Early education is more demanding than ever, and experts have concerns. The New York Times. Retrieved from https://parenting.nytimes.com/preschooler/early-childhood-education-demands O'Neill, H. (2016). Lullabies for little criminals: A novel. New York: Harper Perennial. Orange, C. (2017, July 24). Parents are spending more time with their kids, but it's not the minutes that matter. Hufington Post. Retrieved from https://www.huffingtonpost. com.au/claire-orange/parents-are-spending-more-time-with-their-kids-but-its-not-the_ a_23044424/

Pinker, S. (2002). The blank slate: The modern denial of human nature. New York: Viking Press.

Ghandour, R., Sherman, L., Vladutiu, C., Ali, M., Lynch, S., Bitsko, R., Blumberg, S. (2019). Prevalence and treatment of depression, anxiety, and conduct problems in US children. The Journal of Pediatrics, 206, 256-267. Schultz, J. (1995). The knowledge of childhood in the German Middle Ages. Philadelphia: University of Pennsylvania Press. Scott, J. (1931). Readings in European history since 1814. New York: F.S. Crofts & Co. Stryker, J. (1997, July 13). The age of innocence isn't what it once was. The New York Times. Retrieved from https://www.nytimes.com/1997/07/13/weekinreview/the-age-of-innocence-isn-t-what-it-once-was.html Trattner, W.I. (1999). From poor law to welfare state: A history of social welfare in America. New York: Free Press.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.