Научная статья на тему 'Дискурсивная репрезентация локального патриотизма настоящего: концептуальный баланс коммуникативно-текстовой среды'

Дискурсивная репрезентация локального патриотизма настоящего: концептуальный баланс коммуникативно-текстовой среды Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
58
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕГИОНАЛЬНЫЕ СМИ / КОММУНИКАТИВНО-ТЕКСТОВАЯ СРЕДА / КОНЦЕПТУАЛЬНЫЙ БАЛАНС / ЛОКАЛЬНЫЙ ПАТРИОТИЗМ / REGIONAL MASS MEDIA / COMMUNICATIVE-TEXTUAL ENVIRONMENT / CONCEPTUAL BALANCE / LOCAL PATRIOTISM

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Ребрина Лариса Николаевна, Шамне Николай Леонидович

Изложены результаты изучения концептуального баланса коммуникативно-текстовой среды в контексте дискурсивного конструирования локального патриотизма настоящего в региональных СМИ Волгоградской области. Локальный патриотизм рассматривается как сложное образование, включающее патриотические сознание, отношение и деятельность, формируемые в соответствующих сферах. Концептуальный баланс интерпретируется как один из параметров экологичности данной среды. С целью характеристики концептуального баланса исследуются градуирование истинности пропозиции посредством снижения категоричности или определенности, фокусность изображения фактов, превалирующие типы заголовков, выдвижение структурных компонентов локального патриотизма, модификация суперструктуры текстов. Выполненный анализ позволил установить, что градуирование истинности препозиции посредством снижения категоричности или определенности на уровне пропозиционального содержания или пропозициональной установки в большей мере характерно для дискурсивных практик, нацеленных на формирование локального патриотизма настоящего, чем локального патриотизма прошлого. Делается вывод о преобладающем соблюдении концептуального баланса коммуникативно-текстовой среды. Отмечается, что концептуальный баланс характеризуется акцентированием деятельностных проявлений локального патриотизма, предъявлением субъекту локального патриотизма динамичного образа настоящего региона, помещением в коммуникативный фокус позитивных изменений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Ребрина Лариса Николаевна, Шамне Николай Леонидович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Discursive Representation of Local Patriotism of Present: Conceptual Balance of Communicative-Textual Environment

The results of studying the conceptual balance of the communicative-textual environment in the context of discursive construction of local patriotism of the present in the regional media of the Volgograd region are presented. Local patriotism is considered as a complex phenomenon, which includes patriotic consciousness, attitudes and activities, formed in the relevant areas. The conceptual balance is interpreted as one of the parameters of ecological compatibility of the given environment. In order to characterize the conceptual balance, the grading of the truth of proposition by reducing categoricity or certainty, the focus of facts presentation, the prevailing types of headings, the nomination of the structural components of local patriotism, the modification of the superstructure of texts are studied. The analysis made it possible to establish that the grading of the truth of preposition by reducing categoricity or certainty at the level of propositional content or propositional setting is more typical for discursive practices aimed at the formation of local patriotism of the present than local patriotism of the past. It is concluded about the prevailing compliance with the conceptual balance of the communicative-text environment. It is noted that the conceptual balance is characterized by the accentuation of activity manifestations of local patriotism, presenting the dynamic image of the region to the subject of local patriotism, placing in the communicative focus of positive changes.

Текст научной работы на тему «Дискурсивная репрезентация локального патриотизма настоящего: концептуальный баланс коммуникативно-текстовой среды»

Ребрина Л. Н. Дискурсивная репрезентация локального патриотизма настоящего: концептуальный баланс коммуникативно-текстовой среды / Л. Н. Ребрина, Н. Л. Шамне // Научный диалог. — 2019. — № 4. — С. 99—113. — DOI: 10.24224/2227-1295-2019-4-99-113.

Rebrina, L. N., Shamne, N. L. (2019). Discursive Representation of Local Patriotism of Present: Conceptual Balance of Communicative-Textual Environment. Nauchnyi dialog, 4: 99-113. DOI: 10.24224/2227-1295-2019-4-99-113. (In Russ.).

WEB Of <JC I E RI H J MWTL^'b,^

рттттигтагя I . IflBT.RU

УДК 811.161.142:316.752+070:37.035.6 DOI: 10.24224/2227-1295-2019-4-99-113

Дискурсивная репрезентация локального патриотизма настоящего: концептуальный баланс коммуникативно-текстовой среды1

© Ребрина Лариса Николаевна (2019), orcid.org/0000-0003-0512-980X, SPIN-code 3971-1615, Researcher ID G-6420-2015, Scopus Author ID 56241972800, доктор филологических наук, профессор, кафедра немецкой и романской филологии, ФГАОУ ВО «Волгоградский государственный университет» (Волгоград, Россия), LNrebrina@volsu.ru. © Шамне Николай Леонидович (2019), orcid.org/0000-0002-5745-8907, SPIN-code 8921-6595, Researcher ID S-8228-2016, Scopus Author ID 56241492800, доктор филологических наук, директор института филологии и межкультурной коммуникации, ФГАОУ ВО «Волгоградский государственный университет» (Волгоград, Россия), nikolay. shamne@volsu.ru.

Изложены результаты изучения концептуального баланса коммуникативно-текстовой среды в контексте дискурсивного конструирования локального патриотизма настоящего в региональных СМИ Волгоградской области. Локальный патриотизм рассматривается как сложное образование, включающее патриотические сознание, отношение и деятельность, формируемые в соответствующих сферах. Концептуальный баланс интерпретируется как один из параметров экологичности данной среды. С целью характеристики концептуального баланса исследуются градуирование истинности пропозиции посредством снижения категоричности или определенности, фокусность изображения фактов, превалирующие типы заголовков, выдвижение структурных компонентов локального патриотизма, модификация суперструктуры текстов. Выполненный анализ позволил установить, что градуирование истинности препозиции посредством снижения категоричности или определенности на уровне пропозиционального содержания или пропозициональной установки в большей

1 Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ и Администрации Волгоградской области в рамках научного проекта № 18-412-340002.

мере характерно для дискурсивных практик, нацеленных на формирование локального патриотизма настоящего, чем локального патриотизма прошлого. Делается вывод о преобладающем соблюдении концептуального баланса коммуникативно-текстовой среды. Отмечается, что концептуальный баланс характеризуется акцентированием деятельностных проявлений локального патриотизма, предъявлением субъекту локального патриотизма динамичного образа настоящего региона, помещением в коммуникативный фокус позитивных изменений.

Ключевые слова: региональные СМИ; коммуникативно-текстовая среда; концептуальный баланс; локальный патриотизм.

1. Введение

Обращение к языку как феномену, непрерывно «постигающему и производящему мир» [Бергер и др., 1995], к дискурсивной объективации действительности, конструированию настоящего, будущего или прошлого (последнее в смысле переконструирования) [Плотникова, 2014], к принципам оптимальности целенаправленного воздействия и соответствующей коммуникативно-текстовой среды является актуальным, востребованным, эвристически перспективным исследовательским направлением. При этом в современных социально-культурных условиях возрастает значимость интегрирующих ценностей. Локальный патриотизм с его значимым потенциалом в формировании региональной идентичности и солидарности [Ребрина, 2019; Richardson, 2018] играет существенную роль в консолидации и развитии общества. Важным фактором, влияющим на социально-экономическое, общественно-политическое, культурное развитие региона, являются региональные СМИ, современное функционирование которых определяется взаимодействием ряда разнонаправленных тенденций [Аз-набаева, 2010]. Вышеназванные факторы обусловили проблематику нашего исследования, нацеленного на изучение принципа баланса как параметра экологичности, а именно характеристику концептуального баланса коммуникативно-текстовой среды, в которой реализуется конструирование феномена локального патриотизма настоящего региональными СМИ (СМИ Волгоградской области). Результаты исследования, раскрывающие социо- и эколингвистические аспекты дискурсивной репрезентации локального патриотизма, могут быть использованы региональными институтами общественной коммуникационной системы для оптимизации дискурса локального патриотизма, что способствует осмыслению роли языка в процессе социального конструирования (конструирования социального пространства и социальных категорий), обеспечению преемственности развития общества и противодействию негативным трансформациям патриотизма как следствиям нарушения его системной меры (соотношение интегрирующего и дифференцирующего начал).

2. Концептуальный баланс как параметр экологичности коммуникативно-текстовой среды

Концепция исследования включает следующие исходные теоретико-методологические положения. Комплексное изучение дискурсивной репрезентации в контексте функционирования социальных категорий предполагает обращение к взаимосвязи языка, человека и среды. Локальный патриотизм может быть интерпретирован как дискурсивный конструкт, как возникающее в результате социального взаимодействия отношение территориально детерминированных субъекта и объекта патриотизма, формирующееся в когнитивной, эмоциональной и деятельностной сферах и актуализирующееся в разных областях «темпорального спектра» (патриотизм прошлого, настоящего и будущего) [Лукинова, 2013]. Объект локального патриотизма дифференцируется, таким образом, по временным, пространственно-территориальным, средовым (социальная, экономическая, политическая, культурная, природная среда и пр.) признакам; последние соотносятся с потребностями субъекта и отражаются в соответствующих формах сознания. Субъект локального патриотизма также характеризуется неоднородностью, что обусловливает разную адресацию анализируемых СМИ [Ребрина, 2019]. В рамках выбранного интегративного подхода [Ребрина, 2019] дискурсивная репрезентация рассматривается в парадигме экологии существования [Haugen, 2001], в контексте соблюдения / несоблюдения принципа баланса (информационного, эмоционального, концептуального) в качестве базового принципа экологичности, определяющего результирующее целенаправленное воздействие на субъект локального патриотизма. «Сбалансированность» коммуникативно-текстовой среды конструирования локального патриотизма настоящего может быть описана с помощью параметрических характеристик соответствующего баланса. Для описания концептуального баланса исследуемой коммуникативно-текстовой среды привлекаются следующие параметры: градуирование истинности пропозиционального содержания (например, посредством употребления операторов, снижающих категоричность или определенность; точность представления адресату разных типов фактов при формировании современного образа региона; фокусность изображения (акцентирование разных компонентов предъявляемых адресату ситуаций по одному информационному поводу); превалирующие типы заголовков (определяют восприятие, стратегии обработки текстов); динамичность / статичность формируемого современного образа региона; акцентирование определенных структурных компонентов локального патриотизма (в исследуемом материале — компонента «деятельность»); модификация суперструктуры текстов.

3. Конструирование локального патриотизма настоящего в региональных СМИ Волгоградской области: пропозициональное содержание и пропозициональная установка

Одним из параметров, характеризующим концептуальный баланс коммуникативно-текстовой среды, сопряженной с формированием локального патриотизма настоящего, являются релевантные признаки пропозиции. Под пропозицией нами понимается семантическая структура высказывания, включающая термы (указывают на элементы ситуации) и предикат(ы) (указывают на отношения между объектами и их свойства), отображающая взгляд говорящего на выделяемую им ситуацию. В ходе коммуникации возможно градуирование, варьирование истинности пропозиционального содержания, например, посредством употребления модусных операторов (предикаты, уточняющие пропозициональную установку) и / или семантических операторов (реализуют варьирование пропозиционального содержания на уровне терма или предиката). Модусные операторы отражают отношение «говорящий — пропозиция», маркируя неуверенность, субъективность адресанта; семантические операторы идентифицируют и характеризуют предмет речи, например, посредством введения значения неопределенности, приблизительности [Ребрина и др., 2016]. Релевантными языковыми средствами являются: 1) семантические операторы на уровне терма — лексические единицы (ЛЕ) с категориально-широким значением (характерна высокая степень лексической абстракции, потенциально широкая денотативная соотнесенность [Шабаев, 2014]) — вещь (например: когда случаются неприятные вещи ...), дело (например: все эти дела заставляют задуматься ...) и т. д.; семантические операторы на уровне предикации, снижающие точность последней (довольно, несколько, какой-то, какой-нибудь, приблизительно, примерно, около, где-то, как-то, когда-то), литота (нет недостатка в . , не без повода, не без риска, не без потерь, не маловажно); 2) модусные операторы, функционирующие на уровне пропозициональной установки — предикаты со значением предположения или допущения, акцентирующие субъективность суждения (например, предполагать, допускать, полагать, считать возможным).

Выполненный анализ сформированного (в соответствии с разными средовыми признаками объекта и субъекта локального патриотизма) исследовательского корпуса публикаций региональных СМИ, иллюстрирующих дискурсивное конструирование локального патриотизма настоящего, позволяет заключить, что при патриотически ориентированном формировании образа настоящего региона снижение категоричности суждений и определенности предъявляемого массовому адресату содержания яв-

ляется более релевантным явлением по сравнению с изученными ранее дискурсивными практиками конструирования локального патриотизма прошлого (названные операторы используются почти вдвое чаще, чем при формировании образа прошлого объекта локального патриотизма). Частотность употребления маркеров, указывающих на снижение определенности пропозиции или категоричности пропозициональной установки — примерно 1,5 слов на каждые 1000 слов, или 0,147 % от общего количества слов (при формировании образа прошлого — 0,08 %). Отметим, что описываемая характеристика релевантна прежде всего для выделенных рубрик «Общество», «Регион», «Город», «Политика».

При этом по сравнению с семантическими операторами модусные операторы, трансформирующие пропозициональную установку посредством введения модуса полагания / допущения и способствующие снижению категоричности, употребляются гораздо реже (в 3 раза реже: примерно 0,36 словоупотребления на каждые 1000 слов, или 1 словоупотребление на ок. 3000 слов, то есть 0,036 %). Частотность модусных операторов при дискурсивном формировании локального патриотизма настоящего почти в 2,7 раз выше, чем при формировании локального патриотизма прошлого (0,013 %), что указывает на большую релевантность установки на коммуникативное смягчение (в определенной степени и на субъективность) при предъявлении массовому адресату информации о современных процессах, явлениях и ситуации в регионе.

Например, в приводимых ниже примерах использование безличной конструкции с глаголом считать с постфиксом -ся вводит модус полагания, снижающий категоричность содержания. Высказывания нацелены на формирование гордости за родной край посредством указания на какие-либо «уникальные» характеристики (самые высокие показатели роста производства мяса; особые объекты природной среды): Максимального показателя нашему региону удалось достичь в группе производства мяса. Так, в Волгоградской области произвели на 9,5 % больше скота и птицы, этот показатель считается максимальным по всему Южному федеральному округу [КЖ, 01.07.2017]; Эталоном водной флоры считается озеро Невидимки в Волго-Ахтубинской пойме, а пример зеленых дубрав — хутор Сахарный. Напомним, работы по биологической реабилитации поймы идут вот уже четвертый год. Специалисты расчистили более 40 километров ериков [РГ, 15.08.2018].

Семантические операторы используются чаще (примерно 1 словоупотребление на 1000 слов, то есть 0,111 %), преимущественно на уровне предикации. По сравнению с дискурсивными практиками формирования

локального патриотизма прошлого данные ЛЕ при информировании о современной ситуации и событиях в регионе используются в 1,5 раз чаще (при формировании образа прошлого — 0,074 % от всех словоупотреблений). Приводимый ниже пример иллюстрирует использование для снижения определенности пропозиции лексем с категориально-широким значением, характеризующихся сложностью выделения дифференциальных признаков в их значении (из-за ограничения интенсионала одним признаком, отсылающим к определенной категории), полиденотативностью (денотат — все, что объединяет категория), необходимостью для конкретизации широкого контекста, десемантизацией (частичная утрата лексического значения, выполнение функции указательности, грамматической функции) [Колобаев, 1983]. Перечисленные признаки свидетельствуют в пользу отнесения подобных ЛЕ к особому (переходному между знаменательными частями речи и местоимениями) слою, единицы которого, прежде всего, выполняют функцию замещения [Шабаев, 2014]. Например: Фрагмент из статьи «Во дворах Волгограда сформируют комфортную "Городскую среду"», в которой рассказывается об областной программе «Наш двор — наш дом», трансформировавшейся на федеральном уровне в проект «Городская среда»: Таким образом, Волгоградская область стала инициатором важного в масштабах всей России дела [ВП, 26.07.2017].

В следующих примерах для градуирования определенности пропозиционального содержания используются семантические операторы со значением приблизительности: 1. Фрагмент из статьи «Участники межпарламентской комиссии России и Ирана посетили Мамаев курган», в которой автор на конкретных примерах демонстрирует изменение статуса Волгограда: Отметим, в последние несколько лет Волгоград все чаще становится местом проведения встреч федерального и международного уровней. Тем самым Волгоградская область подтверждает свой статус региона государственного значения и центра народной дипломатии [ВМ, 06.09.2018]. 2. Тему улучшения городской среды для волгоградцев и заботы властей области о гражданах продолжает публикация «В Волгограде у Мамаева кургана появятся пешеходные и велодорожки», также нацеленная на формирование у массового адресата «положительной перспективы»: Планируется благоустроить около пяти гектаров, в границах от Аллеи России до железнодорожных путей, — пояснили в мэрии. ... В Волгоградской области на благоустройство в 2017 году направлено более 800 миллионов рублей. Из них 270 млн предусмотрено на приведение в порядок центральных усадеб сельских поселений, 300 млн пойдет на обновление дворов областного центра. 180 млн направят на обустройство парков, скверов и других мест

отдыха Волгограда, Волжского, Камышина и Урюпинска [ВВ, 06.06.2017].

3. В приводимом далее фрагменте статьи «Теперь мы идем в ногу со временем!» представлен образ региона в глазах его жителей, что иллюстрирует распространенную тактику формирования ценностного отношения к объекту локального патриотизма: Сам удивляюсь, как изменился наш Жилгородок по сравнению с картиной примерно пятилетней давности [РГ, 03.01.2017]. Воздействие на адресата подкрепляется привлечением свидетеля событий, идентификацией адресанта с адресатом.

4. Конструирование локального патриотизма настоящего в региональных СМИ Волгоградской области: точность представления типов фактов

В качестве следующей релевантной характеристики концептуального баланса изучаемой коммуникативно-текстовой среды рассмотрим точность представления потенциальному субъекту локального патриотизма разных типов фактов, участвующих в формировании современного образа региона (сведения, события, ситуации, явления, процессы). Преобладающим типом фактов, предъявляемым адресату региональными СМИ, является «событие». Точность представления события мы интерпретируем как приближение описания к самой референтной ситуации, предполагающее включение в сообщение всех значимых компонентов последней (участники события, время, место, суть события) [Ильинова, 2012; Ребрина, 2019]. Абсолютное большинство исследуемых публикаций СМИ представляют собой полные сообщения, включают перечисленные компоненты, а также — часто — указание на предшествующие и последующие события.

Статья «300 жителей Волгоградской области стали предпринимателями в 2016 году», формирует позитивный современный имидж региона посредством указания на реализуемую социальную и экономическую поддержку граждан, оказавшихся в затруднительной ситуации: 675 безработных в регионе воспользовались различными видами государственной поддержки по содействию самозанятости в прошлом году. В том числе в 2016 году около 300 жителей Волгоградской области стали предпринимателями. Для организации своего дела начинающим бизнесменам была оказана финансовая помощь. На эти цели из региональной казны направлены свыше 18 млн рублей. Госпомощь предоставлялась безработным <...> Безработные открыли собственный бизнес по предоставлению услуг населению, производству различных изделий, разведению сельскохозяйственных животных, птицы, а также в оптовой и розничной торговле, овощеводстве, растениеводстве и других отраслях <... > Отметим, что спе-

циалисты контролируют целевое использование средств регионального бюджета, выделенных в качестве единовременной помощи для развития своего дела [РГ, 23.01. 2017]. Участники событий — региональные власти и безработные жители; место — Волгоградская область; время — 2016 г.; суть события — изменение социально-экономического статуса многих безработных благодаря основанию своего бизнеса при поддержке властей региона и, как следствие, улучшение социально-экономической ситуации в области; предшествующее событие — запуск в регионе программы по содействию самозанятости и выделение средств из регионального бюджета в качестве единовременной помощи; последующее событие — контроль специалистами целевого использования средств.

Публикация «Волгоградские волонтеры помогают природе» [РГ, 24.04.2017] также иллюстрирует точное представление события; нацелена на формирование в сознании адресата ответственности за сохранение природы и улучшение экологии в области, ценностное отношение к объекту локального патриотизма (транслируемый смысл: регион — благоприятное в экологическом плане место для жизни, власти проявляют деятельност-ную заботу о жителях, жители инициативны и демонстрируют «активный» патриотизм). Отражение в сообщении получают суть события — первое заседание молодежного волонтерского экологического штаба и подведение итогов проекта; участники — члены штаба, представители профильных комитетов и объединений Волгоградской области; место — Волгоград; время — 24.0.2017 г.; предшествующие события — создание штаба с целью решения экологических проблем региона, разработка и распространение лучших практик и методик охраны природы, участие учреждений Волгоградской области в проекте «Экостайл»; последующие мероприятия — участие более 2000 волонтеров в акциях, посвященных Году экологии в России, свыше 20 тысяч жителей региона — в образовательных проектах и мероприятиях экологического штаба, конкурс «Жизнь в стиле "Эко"», фестиваль «Экоград 34», области — в федеральных акциях «Вода России», «Чистые игры», «Дни единых действий».

При этом в публикациях по одному и тому же информационному поводу в коммуникативный фокус могут попадать разные элементы ситуации. Например, в статьях «В Волгоградской области на благоустройство выделено 1,5 млрд рублей» [КЖ, 10.01.2017] (статья № 1) и «На благоустройство районов области и Волгограда направят 1,5 млрд рублей» [РГ, 10.01.2017] (статья № 2) общими, но предъявляемыми массовому адресату в разной последовательности содержательными пунктами являются: 1) региональные чиновники должны к весне подготовить проекты благоустройства (в статье

№ 2 более подробно); 2) в 2017 году на благоустройство будет выделено 1,5 миллиардов рублей; 3) основное внимание в 2017 году будет уделено сельским поселениям; 4) продолжается деятельность ТОСов (в статье № 2 более подробно, в сопровождении позитивной оценки); 5) с 2014 года в области реализовано множество масштабных проектов по благоустройству территорий (в статье № 2 более подробно, с указанием общей стоимости проектов). При этом для иллюстрации в статьях используются примеры (в статье № 1 — Калач-на-Дону, Средняя Ахтуба; в статье № 2 — Светлый Яр, Дубовка). В отличие от статьи № 2 в статье № 1 в коммуникативном фокусе оказывается деятельность в данной сфере Благотворительного фонда Елены Исинбаевой, а в статье № 2 — инициативы, активный вклад самих местных жителей в облагораживание территорий, приоритетная роль соответствующих программ в долгосрочной стратегии развития области.

5. Конструирование локального патриотизма настоящего в региональных СМИ Волгоградской области: заголовки как сильная позиция текста

Следующая значимая характеристика концептуального баланса коммуникативно-текстовой среды связана с заголовками публикаций региональных СМИ как собой, сильной позиции текста. В условиях активного распространения современных тенденций трансгрессивности медиатек-стов и активного распространения модульных текстов [Степанов, 2016; Быкова, 2012] к заголовкам предъявляются особые требования (краткость, точность, в том числе тематическое соответствие; простые конструкции, активное использование глагольной лексики, адаптация к задаваемым ограничивающим «плоскостным» параметрам). С учетом вышеназванных факторов логичным и обоснованным является выявленное превалирование информирующих заголовков (98,82 %), подготавливающих читателя, ускоряющих и облегчающих его восприятие текста (вплоть до ограничения просмотровым чтением), задающих интерпретацию сообщения посредством предоставления адресату важной предварительной информации [Зекиева, 2012]. Например: «В Волгоградской области сохранят поддержку семей при рождении детей» [КЖ, 10.01.2017]; «Комплексное благоустройство Волгоградского региона продолжится в 2017 году» [КЖ, 11.01.2017]; «В Волгоградской области разработают стратегический план по решению проблем с экологией» [КЖ, 11.01.2017]; «Волгоградская область вошла в пятерку самых событийных регионов России» [КЖ, 17.03.2017]. Интригующие заголовки / заголовки-секреты не раскрывают тематику статьи, не содержат прямого указания на информационный повод, нацелены

на привлечение внимания, играя на любопытстве массового адресата. Такого рода заголовки крайне редко встречаются в исследовательском корпусе (например: «Как единый организм» [ВП, 09.02.2017] — статья о модернизации работы поликлиник и пилотном проекте по внедрению новых стандартов работы в первых семи амбулаторно-поликлинических учреждениях области).

6. Конструирование локального патриотизма настоящего в региональных СМИ Волгоградской области: выдвижение структурного компонента «деятельность»

Следующей важной, выявленной в ходе анализа характеристикой описываемой коммуникативно-текстовой среды является акцентирование деятельностных проявлений локального патриотизма. Значимым компонентом структуры социальной категории локального патриотизма (наряду с патриотическим сознанием и патриотическим отношением) является элемент «патриотическая деятельность», что обусловливает важность воздействия не только на когнитивную (знание об объекте локального патриотизма) и эмотивную (чувство к объекту локального патриотизма) сферы субъекта локального патриотизма, но и на его деятельностную сферу (формирование активной позиции, соответствующих мотивов действий, потребности и добровольной готовности действовать во благо малой родины). Воздействие на деятельностную сферу тесно связано с динамичностью предъявляемого адресату образа настоящего региона и с акцентированием проявлений деятельного патриотизма. Преобладающими освещаемыми типами фактов в региональных СМИ являются события. Частотная тактика в рамках дискурсивного конструирования локального патриотизма — практика формирования позитивного (привлекательного) имиджа региона посредством указания на позитивные перемены, на конкретные действия и их результаты. Релевантными тематическими областями выступают комплексное развитие территорий и благоустройство, развитие социальной инфраструктуры, строительство транспортных, жилых и социальных объектов, реализация социальных программ, модернизация здравоохранения и образования, развитие культурной сферы, туризма и спорта, поддержка промышленности и сельского хозяйства, решение экологических проблем. Реализация данной установки обусловливает активное использование в публикациях инклюзивных местоимений, лексики с семантикой «совместности» / «единения»: 1) ... исправить непростую экологическую ситуацию в пойме возможно только совместными усилиями власти и общества [КЖ, 11.01.2017]; 2) Поэтому мы ждем в наш проект всех, кто

хочет развиваться вместе с нами ... [ВВ, 22.02.2017] (о развитии спорта в области, статья «Спортивный бум» охватил Волгоградскую область»); 3) Только вместе мы достигнем максимальной эффективности реализации проектов благоустройства [ВВ, 31.08.2017]; 4) Сегодня, 29 апреля, Волгоград присоединился к всероссийской экоакции «Зеленая Россия»: навести порядок на улицах вышли жители города-героя и работники областной администрации [ВВ, 29.04.2017]; 5) День Волги стал традиционным областным праздником. В этом году он объединил более двух с половиной тысяч человек ... [ВВ, 22.05.2018]; 8) Теперь мы идем в ногу со временем! ... По сравнению с Иркутском, где я работал не так давно вахтовым методом, ... наш родной город преображается на глазах [РГ, 03.01.2017].

7. Конструирование локального патриотизма настоящего в региональных СМИ Волгоградской области: «перспектива» как компонент суперструктуры текстов

Следующий признак концептуального баланса исследуемой коммуникативно-текстовой среды — закрепление в суперструктуре текстов компонента «перспектива», отличающегося устойчивостью, акцентирующего последовательность и положительную динамику развития региона, способствующего формированию у массового адресата позитивного представления об области как региона с потенциалом, «с будущим». Данная установка находит выражение в употреблении грамматических форм будущего времени, ЛЕ с семантикой будущего / перспективы: 1) В Волгоградской области реализация программ поддержки семей в 2017 году продолжится, а ряд социальных выплат будет значительно увеличен [КЖ, 10.0.2017]; 2) В планах на нынешний год — восстановление озер Проклятое, Камышистое и Кружное, ерика Старый Каширин (Прямица) [КЖ, 11.01.2017]; 3) Мы готовы и дальше оказывать поддержку сельхозпроизводителям [РГ, 13.01.2017]; 4) Экологический план должен <...> стать основой на перспективу [РГ, 16.01.2017]; 5) Соответствующие задачи губернатор Андрей Бочаров обозначил на совещании по формированию экономической стратегии региона на 2017-й и последующие годы [РГ, 17.01.2017]; 6) В 2017 году волгоградцев ждет ввод в эксплуатацию стратегически важных объектов [ВВ, 27.01.2017]. В определенной степени формированию образа развивающегося региона, его перспективы способствует также широкое включение ЛЕ с семантикой необходимости, долженствования, желания: 1) Мы должны создать прочную систему для решения экологических проблем в интересах будущих поколений . [ВВ,

18.012017]; 2) ... пространство поймы «должно быть наполнено событиями» <... > Мы хотим, чтобы там нашлось место для пожилых людей, семей с детьми и для молодежи [РГ, 31.03.2017]; 3) Велосипед становится популярным <...> транспортом, поэтому нужно развивать инфраструктуру [ВП, 17.09.2017].

8. Конструирование локального патриотизма прошлого в региональных СМИ Волгоградской области: основные характеристики концептуального баланса коммуникативно-текстовой среды

Выполненный анализ позволил установить, что градуирование истинности препозиции посредством снижения категоричности или определенности на уровне пропозиционального содержания или пропозициональной установки не является значимым признаком концептуального баланса коммуникативно-текстовой среды при дискурсивном конструировании локального патриотизма, но, при этом, в большей мере характерно для дискурсивных практик, нацеленных на формирование локального патриотизма настоящего, чем локального патриотизма прошлого. Модусные операторы, способствующие снижению категоричности, менее релевантны, чем семантические операторы, привносящие значение неопределенности в пропозициональное содержание. Отмеченные факторы указывают на большую ориентированность адресанта на коммуникативное смягчение, большую субъективность при формировании образа настоящего. Описание событий (преобладающий предъявляемый тип фактов) характеризуется приближенностью к референтной ситуации, репрезентацией всех значимых элементов события, что не исключает возможность смещения коммуникативного фокуса на разные элементы ситуации и их характеристики. Превалируют информирующие заголовки, облегчающие восприятие и задающие интерпретацию сообщения, что оказывается значительно более частотной установкой адресанта (в отличие от игры на любопытстве адресата). Концептуальный баланс характеризуется акцентированием де-ятельностных проявлений локального патриотизма, предъявлением субъекту локального патриотизма динамичного образа настоящего региона, помещением в коммуникативный фокус позитивных изменений. Регулярным дополнительным компонентом суперструктуры текстов, значимым при формировании образа региона с потенциалом, «с будущим», является «перспектива». Названные характеристики предусматривают целенаправленный отбор языковых средств. В целом описанная коммуникативно-текстовая среда отличается сбалансированностью в концептуальном плане.

Источники и принятые сокращения

1. ВВ — Вечерний Волгоград [Электронный ресурс]. — Режим доступа : http:// vv-34.ru/.

2. ВМ — Волга-медиа [Электронный ресурс]. — Режим доступа : http://vlg-media.ru/.

3. ВП — Волгоградская правда [Электронный ресурс]. — Режим доступа : https://vpravda.ru/.

4. КЖ — Крестьянская жизнь [Электронный ресурс]. — Режим доступа : http://krestyane34.ru/.

5. РГ — Родной город [Электронный ресурс]. — Режим доступа : http://rodgor-vlg.ru/.

Литература

1. Азнабаева А. Р. Эволюционные процессы в языке региональных средств массовой информации конца XX — начала XXI вв. : автореферат диссертации ... кандидата филологических наук / А. Р. Азнабаева. — Уфа, 2010. — 24 с.

2. Бергер П. Социальное конструирование реальности : трактат по социологии знания / П. Бергер, Т. Лукман. — Москва : Медиум, 1995. — 322 с.

3. Быкова Е. В. Модульный текст в массовой коммуникации: закономерности речевой организации : диссертация ... доктора филологических наук / Е. В. Быкова. — Санкт-Петербург, 2012. — 315 с.

4. Зекиева П. М. Заголовочный комплекс как технический конструкт риторической модальности в немецкой публицистике : автореферат диссертации ... кандидата филологических наук / П. М. Зекиева. — Пятигорск, 2012. — 24 с.

5. Ильинова Е. Ю. О точности и тональности представления события в тексте новостей / Е. Ю. Ильинова // Вестник Московского государственного лингвистического университета. — 2012. — № 5 (638). — С. 162—172.

6. КолобаевВ. К. Слова широкой семантики и способы их конкретизации в английской научной литературе (на материале медицинских публикаций) : автореферат диссертации ... кандидата филологических наук / В. К. Колобаев. — Ленинград, 1983. — 14 с.

7. Лукинова И. А. Патриотизм как продукт социального конструирования / И. А. Лукинова // Новый взгляд. Международный научный вестник. — 2013. — Вып. 1. — С. 110—120.

8. Плотникова С. Н. Дискурсивное конструирование как теоретическое понятие / С. Н. Плотникова // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. — 2014. — № 5 (90). — С. 41—46.

9. Ребрина Л. Н. Реализация категории митигации в репликах журналиста (на материале интервью с политическими деятелями Германии) / Л. Н. Ребрина, С. Ш. Каракулова // Научный диалог. — 2016. — № 7 (55). — С. 68—80.

10. Ребрина Л. Н. Формирование локального патриотизма прошлого : информационный баланс коммуникативно-текстовой среды / Л. Н. Ребрина // Научный диалог. — 2019. — № 2. — С. 49—64. — DOI: 10.24224/2227-1295-2019-2-49-64.

11. Степанов В. Н. Трансгрессивность как сущностная характеристика современного медиатекста в мировой сети / В. Н. Степанов // Актуальные проблемы стилистики. — 2016. — № 2. — С. 149—158.

12. Шабаев В. Г. Лексические и грамматические проблемы широкозначности / В. Г. Шабаев // Филологические науки. Вопросы теории и практики. — 2014. — № 4 (34), Ч. 3. — C. 192—201.

13. Haugen E. The Ecology of Language / E. Haugen // The Ecolinguistics Reader. Language, Ecology and Environment. — London ; New York : Continuum, 2001. — P. 57—66.

14. Richardson H. C. The Language of Patriotism / H. C. Richardson // New Republic. — 2018. — 9 (249). — P. 4—6.

Discursive Representation of Local Patriotism of Present: Conceptual Balance of Communicative-Textual Environment1

© Larisa N. Rebrina (2019), orcid.org/0000-0003-0512-980X, SPIN-code 3971-1615, Researcher ID G-6420-2015, Scopus Author ID 56241972800, Doctor of Philology, professor, Department of German and Roman Philology, Volgograd State University (Volgograd, Russia), LNrebrina@volsu.ru.

© Nikolay L. Shamne (2019), orcid.org/0000-0002-5745-8907, SPIN-code 8921-6595, Researcher ID S-8228-2016, Scopus Author ID 56241492800, Doctor of Philology, director of Institute of Philology and Intercultural Communication, Volgograd State University (Volgograd, Russia), nikolay.shamne@volsu.ru.

The results of studying the conceptual balance of the communicative-textual environment in the context of discursive construction of local patriotism of the present in the regional media of the Volgograd region are presented. Local patriotism is considered as a complex phenomenon, which includes patriotic consciousness, attitudes and activities, formed in the relevant areas. The conceptual balance is interpreted as one of the parameters of ecological compatibility of the given environment. In order to characterize the conceptual balance, the grading of the truth of proposition by reducing categoricity or certainty, the focus of facts presentation, the prevailing types of headings, the nomination of the structural components of local patriotism, the modification of the superstructure of texts are studied. The analysis made it possible to establish that the grading of the truth of preposition by reducing categoricity or certainty at the level of propositional content or propositional setting is more typical for discursive practices aimed at the formation of local patriotism of the present than local patriotism of the past. It is concluded about the prevailing compliance with the conceptual balance of the communicative-text environment. It is noted that the conceptual balance is characterized by the accentuation of activity manifestations of local patriotism, presenting the dynamic image of the region to the subject of local patriotism, placing in the communicative focus of positive changes.

Key words: regional mass media; communicative-textual environment; conceptual balance; local patriotism.

1 The study is financially supported by RFBR and Volgograd region administration within the scientific project No. 18-412-340002.

Material resources

KZh — Krestyanskayazhizn'. Available at: http://krestyane34.ru/. (In Russ.).

RG — Rodnoy gorod. Available at: http://rodgor-vlg.ru/. (In Russ.).

VM — Volga-media. Available at: http://vlg-media.ru/. (In Russ.).

VP — Volgogradskaya pravda. Available at: https://vpravda.ru/. (In Russ.).

VV — Vecherniy Volgograd. Available at: http://vv-34.ru/. (In Russ.).

References

Aznabayeva, A. R. (2010). Evolyutsionnyye protsessy v yazyke regionalnykh sredstv massovoy informatsii kontsa XX — nachala XXI vv.: avtoreferat dissertatsii kandidata filologicheskikh nauk. Ufa. (In Russ.).

Berger, P., Lukman, T. (1995). Sotsialnoye konstruirovaniye realnosti: traktat po sotsi-ologii znaniya. Moskva: Medium. (In Russ.).

Bykova, E. V. (2012). Modulnyy tekst v massovoy kommunikatsii: zakonomernosti re-chevoy organizatsii: dissertatsiya... doktora filologicheskikh nauk. Sankt-Peterburg. (In Russ.).

Haugen, E. (2001). The Ecology of Language. In: The Ecolinguistics Reader. Language, Ecology and Environment. London; New York: Continuum. 57—66.

Ilyinova, E. Yu. (2012). O tochnosti i tonalnosti predstavleniya sobytiya v tekste no-vostey. VestnikMGLU, 5 (638): 162—172. (In Russ.).

Kolobayev, V. K. (1983). Slova shirokoy semantiki i sposoby ikh konkretizatsii v angli-yskoy nauchnoy literature (na materiale meditsinskikh publikatsiy): avtoreferat dissertatsii... kandidata filologicheskikh nauk. Leningrad. (In Russ.).

Lukinova, I. A. (2013). Patriotizm kak produkt sotsialnogo konstruirovaniya. Novyy vzg-lyad. Mezhdunarodnyy nauchnyy vestnik, 1: 110—120. (In Russ.).

Plotnikova, S. N. (2014). Diskursivnoye konstruirovaniye kak teoreticheskoye ponyati-ye. Izvestiya Volgogradskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo univer-siteta, 5 (90): 41—46. (In Russ.).

Rebrina, L. N. (2019). Forming Local Patriotism of Past: Information Balance of Communicative-Textual Environment. Nauchnyi dialog, 2: 49—64. DOI: 10.24224/2227-1295-2019-2-49-64. (In Russ.).

Rebrina, L. N., Karakulova, S. Sh. (2016). Mitigation Category Realization in Journalist's Retorts (on Material of Interview with German Politics). Nauchnyi dialog, 7 (55): 68—80. (In Russ.).

Richardson, H. C. (2018). The Language of Patriotism. New Republic, 9 (249): 4—6.

Shabaev, V. G. (2014). Leksicheskiye i grammaticheskiye problemy shirokoznachnosti.

Filologicheskiye nauki. Voprosy teorii ipraktiki, 4/3: 192—201. (In Russ.).

Stepanov, V. N. (2016). Transgressivnost' kak sushchnostnaya kharakteristika sovremen-nogo mediateksta v mirovoy seti. Aktualnyye problemy stilistiki, 2: 149— 158. (In Russ.).

Zekiyeva, P. M. (2012). Zagolovochnyy kompleks kak tekhnicheskiy konstrukt ritoriches-koymodalnostivnemetskoypublitsistike: avtoreferat dissertatsii... kandidata filologicheskikh nauk. Pyatigorsk. (In Russ.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.