Научная статья на тему 'Дискурсивная лингвистика как основа формирования системных грамматических представлений у взрослых в условиях краткосрочных языковых курсов'

Дискурсивная лингвистика как основа формирования системных грамматических представлений у взрослых в условиях краткосрочных языковых курсов Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
1934
407
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИСТЕМНЫЕ ГРАММАТИЧЕСКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ / ДИСКУРСИВНЫЙ ПОДХОД / УЧЕБНЫЙ ДИСКУРС / ДИАЛОГИЧЕСКИЙ ДИСКУРС / ТРАНСАКТИВНЫЙ ДИСКУРС / ИНТЕРАКТИВНЫЙ ДИСКУРС / ПИСЬМЕННЫЙ ДИСКУРС / УСТНЫЙ ДИСКУРС / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ДИСКУРС / FORMATION OF SYSTEM GRAMMAR UNDERSTANDING / DISCOURSE APPROACH / ACADEMIC DISCOURSE / DIALOGUE DISCOURSE / TRANSACTIVE DISCOURSE / INTERACTIVE DISCOURSE / WRITTEN DISCOURSE / ORAL DISCOURSE / PROFESSIONAL DISCOURSE

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Кабакова Екатерина Николаевна

В статье проанализировано понятие «дискурс», выделены типы дискурса и определены их признаки. Рассмотрена роль дискурсивного подхода в формировании системных грамматических представлений на краткосрочных языковых курсах для взрослых. Обоснована необходимость дальнейшего изучения данной проблемы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DISCOURSE LINGUISTICS AS THE BASIS FOR FORMATION OF AWARENESS OF SYSTEM GRAMMAR UNDERSTANDINGS IN ADULTS IN CONDITIONS SHORT-TERM LANGUAGE COURSES

The paper gives the definition of discourse, scrutinizes the types and signs of discourse and describes the role of discourse approach in the formation of awareness in adults of the system grammar understanding on short-term language courses. The necessity of further study of this issue is grounded.

Текст научной работы на тему «Дискурсивная лингвистика как основа формирования системных грамматических представлений у взрослых в условиях краткосрочных языковых курсов»

УДК 811.111’36

ДИСКУРСИВНАЯ ЛИНГВИСТИКА КАК ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ СИСТЕМНЫХ ГРАММАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ВЗРОСЛЫХ В УСЛОВИЯХ КРАТКОСРОЧНЫХ ЯЗЫКОВЫХ КУРСОВ

© Екатерина Николаевна КАБАКОВА

Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, аспирант кафедры теории и практики преподавания английского языка; Липецкий эколого-гуманитарный институт, г. Липецк, Российская Федерация, старший преподаватель, e-mail: katya_kabakova@mail.ru

В статье проанализировано понятие «дискурс», выделены типы дискурса и определены их признаки. Рассмотрена роль дискурсивного подхода в формировании системных грамматических представлений на краткосрочных языковых курсах для взрослых. Обоснована необходимость дальнейшего изучения данной проблемы.

Ключевые слова: системные грамматические представления; дискурсивный подход; учебный дискурс; диалогический дискурс; трансактивный дискурс; интерактивный дискурс; письменный дискурс; устный дискурс; профессиональный дискурс.

Речевая деятельность, являющаяся центральным объектом изучения лингвистики, допускает множество аспектов изучения. Дискурсивный аспект представляет собой изучение процесса формирования системных грамматических представлений с учетом всех характеристик мотивационно-смыслового, культурно-исторического, социальноситуативного, лингво-коммуникативного планов [1]. Все эти аспекты могут быть раскрыты с учетом раскрытия понятия «дискурс».

Категория «дискурс» является одной из основных в коммуникативной лингвистике и социальных науках. Дискурс, как и всякое широко употребляющееся понятие, допускает не только варианты произношения, но и множество научных интерпретаций. В основном дискурс рассматривается в отношении к смежным терминам «текст», «речь» и «диалог».

Дискурсом называют и «процесс, связанный с реальным речепроизводством, созданием речевого произведения», который развертывается во времени и пространстве определенным образом [2].

Когнитивная лингвистика понимает дискурс как «сложное коммуникативное явление, включающее, кроме текста, еще и экст-ралингвистические факторы (знания о мире, мнения, установки, цели адресата), необходимые доля понимания текста», а также наполняющее его концептуальное содержание и коммуникативный смысл [3].

По В.И. Карасику «Дискурс представляет собой явление промежуточного порядка между речью, общением, языковым поведением, с одной стороны, и фиксируемым текстом, остающемся в «сухом остатке» общения, с другой стороны» [4].

Согласно Н.Д. Арутюновой дискурс -связный текст с экстралингвистическими -прагматическими, социокультурными, психологическими и другими факторами; текст, взятый в событийном аспекте; речь, рассматриваемая как целенаправленное социальное действие. Дискурс - это речь, «погруженная в жизнь» [5, с. 137].

По А. А. Кибрику и В. А. Плунгяну дискурс - «функционирование языка в реальном времени» (анализируется в режиме on-line, т. е. по мере поступления к адресату) [6, с. 276-339]. С этим мнением совпадает определение, предложенное Р.П. Мильрудом о том, что дискурс - это коммуникативный процесс, или «жизнь языка», в то время как текст есть «памятник жизни», т. е. то, что создано в дискурсивной деятельности и осталось после нее [7].

Исходя из вышесказанного, признаками дискурса большинство лингвистов считает его текстовую сущность в сочетании с процессами коммуникативного словообразования, существенными для его адекватного понимания.

Семантическая многогранность термина «дискурс» привела к необходимости использования при нем атрибутивных уточнителей

(монологический дискурс, диалогический дискурс, разговорный дискурс, институциональный дискурс, устный, письменный, профессиональный научный, учебный...).

Целью учебного дискурса является формирование новых знаний в самых различных областях человеческой деятельности. В связи с этим представляется абсолютно оправданной и логичной мысль Т.А. ван Дейка о том, что изучение дискурса имеет первостепенную важность в сфере образования [8]. Действительно, практически любой обучающий материал является текстом в письменной либо устной форме - учебником, справочником, учебным диалогом, лекцией, т. е. составляет основу учебного (педагогического) дискурса.

Выделяют несколько подвидов учебного дискурса - дискурсивных практик, формирующих общий порядок дискурса: уроки, консультации, лекции и т. д., в ходе которых происходит обучение структурам и диалогическим единствам, способствующим формированию системных грамматических представлений.

В соответствии с этим И.Р. Гальперин определяет системные грамматические представления, обладающие рядом типичных характеристик, таких как:

1) системность на лексическом уровне; терминологичность (при этом некоторые общеупотребительные слова также могут становиться терминами); образование неологизмов (новые понятия, появляющиеся с развитием научно-технического прогресса, требуют новых слов для их обозначения); абстрактность лексики, в т. ч. использование абстрактных формул, условных обозначений, особых знаков; использование литературнокнижных слов; строгое соблюдение литературной нормы языка;

2) системность на синтаксическом уровне: синтаксическая организация предложения посредством точно определенной системой союзной связи, вытекающей из строгой логически последовательной системы изложения; строгое деление речи на отдельные части - абзацы в соответствии с принципами логического изложения; сложные типы предложений (сочинительные и подчинительные), служащие для выражения всевозможных связей между главной и подчиненной мыслью; отсутствие индивидуальных черт в

манере изложения, преобладание безличной, пассивной формы [9, с. 47-51].

Таким образом, формирование системных грамматических представлений в учебном дискурсе необходимо осуществлять с учетом вышеуказанных языковых и речевых особенностей.

Тем не менее, самым общим является деление дискурсов на монологические и диалогические. Наибольший интерес в формировании системных грамматических представлений у взрослых на краткосрочных языковых курсах вызывает диалогический дискурс.

Под диалогическим дискурсом понимаем результат совместной коммуникативной деятельности двух или более индивидуумов, включающий помимо собственно речевого произведения определенный набор экстра-лингвистических признаков (конситуативные показатели, определенные пресуппозиции и т. п.), обеспечивающих адекватное понимание сообщаемого системного грамматического представления [10].

Диалогические дискурсы могут классифицироваться по целому ряду оснований: по социолингвистическим, психолингвистическим, коммуникативно-прагматическим, тематическим и др.

Тематико-информационная база системных грамматических представлений в диалогическом дискурсе представлена последовательностью структурно-семантических компонентов различной информационной и смысловой насыщенности. Это влияет на грамматическую сторону речи, которую необходимо знать в системе. Например, системные представления о выражении «намерения» в английском языке выражаются при помощи следующих грамматических структур: to be going to do sth., shall/wiil do sth., intend to do sth., would like to do sth., want to do sth., make up one's mind to do sth., crave to do sth., etc. В таком подборе структур соединяются различные грамматические и лексические признаки (Present continuous, Future indefinite, Future in the past, фразовые глаголы, лексические значения).

Таким образом, учитывая вышеизложенные характеристики, можно утверждать, что в диалогическом дискурсе системные грамматические представления существуют в их продуктивной и рецептивной форме, точнее

во взаимодействии процессов порождения и восприятия речи и готовности узнавать ожидаемые грамматические формы.

Помимо указанного, при формировании системных грамматических представлений у взрослых на краткосрочных языковых курсах дискурс включает интерактивную и трансактивную стороны речевой коммуникации.

Трансактивный дискурс отражает коммуникативный процесс, направленный на решение деловых задач. При этом важно различать стили регистра, т. к. в трансактивном дискурсе предложения более распространенные, приближенные к письменной речи и с меньшим количеством ошибок. Последовательность изложения в трансактивном высказывании близка к монологической, в отличие от интерактивного дискурса [7]. Трансактивный дискурс нередко обнаруживается в письменной форме, поскольку решение деловых задач, во многих случаях, осуществляется средствами письменной речи.

Интерактивный дискурс отражает коммуникативный процесс устного диалогического общения как квазидеятельности, в которой целью речевой деятельности является сама речевая деятельность. Она имеет в виду вполне конкретные и прогнозируемые цели. Одна из таких целей - создание комфортных условий общения, т. е. условий, при которых ученик чувствует свою успешность, свою интеллектуальную состоятельность, что делает продуктивным сам процесс обучения. Главная особенность интерактивного дискурса - зависимость участников диалога друг от друга, когда ни один из них в отдельности не может решить поставленную коммуникативную задачу. Суть применения интерактивного дискурса состоит в такой организации учебного процесса, при которой практически все учащиеся оказываются вовлеченными в процесс познания, они имеют возможность понимать и рефлектировать по поводу того, что они знают и думают. Совместная деятельность учащихся в процессе формирования системных грамматических представлений означает, что каждый вносит в этот процесс свой особый индивидуальный вклад, что идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности. Причем происходит это в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки, что позволяет не только получать новое знание, но и развивает саму

познавательную деятельность, переводит ее на более высокие формы кооперации и сотрудничества.

Трансактивная и интерактивная языковые функции не сводятся напрямую ни к монологу, ни к диалогу, т. к. обе функции реализуются через сотрудничество участников общения (монолог всегда является способом общения с реальным или предполагаемым собеседником) [7].

При формировании системных грамматических представлений интерактивный дискурс предполагает организацию и развитие диалогового общения, которое ведет к взаимопониманию, взаимодействию, к совместному решению общих, но значимых для каждого участника задач. Интерактив исключает доминирование как одного выступающего, так и одного мнения над другими. В ходе диалогового обучения учащиеся учатся критически мыслить, решать сложные проблемы на основе анализа обстоятельств и соответствующей информации, взвешивать альтернативные мнения, принимать продуманные решения, участвовать в дискуссиях, общаться с другими людьми. Для этого, при формировании системных грамматических представлений у взрослых на краткосрочных языковых курсах, организуются индивидуальная, парная и групповая работа, исследовательские проекты, ролевые игры, работа с документами и различными источниками информации, творческие работы, рисунки и пр., т. е. формируются системные грамматические представления деятельностного характера.

Таким образом, системные грамматические представления в интерактивном дискурсе позволяют участникам комфортно общаться, реализуя свои речевые намерения, с целью поддержания контакта. В трансактивном дискурсе системные грамматические представления обеспечивают результативность общения. Для этого необходимо строить адекватные грамматические структуры, осуществлять мониторинг собственной речи для предупреждения ошибок и соблюдения норм.

При изучении системных грамматических представлений в русле дискурсивной лингвистики важным является вопрос о разграничении в этой области устного и письменного дискурса. Это разграничение связано с каналом передачи информации: при

устном дискурсе канал - акустический, при письменном - визуальный. Различие в канале передачи системных грамматических представлений имеет принципиально важные последствия для процессов устного и письменного дискурса: при устном дискурсе канал -акустический, при письменном - визуальный.

1. Различия в процессе порождения и восприятия системных грамматических представлений показывают, что устный дискурс отличается от письменного следующим: контактом между говорящим и адресатом; вовлечением говорящего и адресата в ситуацию; паралингвистической информацией; синхронизированностью порождения и восприятия; обратной связью; спонтанностью и подготовленностью.

2. Устный дискурс отличается своим продуктом, который характеризуется: меньшей нормативностью; большей эллиптичностью; более низкой синтаксической структурированностью (много неполных предложений и отдельных словосочетаний, мало подчинительных связей, преобладание активных конструкций, частое использование конструкций с неопределенным агентом вместо пассивных конструкций и т. д.); более ограниченным диапазоном союзов и прочих соединительных элементов; часто строится не по принципу «подлежащее - сказуемое», а по принципу «тема - рема»; определяемое слово редко имеет два и более определений; распространенные определения нетипичны; изобилием слов с широкой и размытой семантикой, наличием слов - заменителей паузы.

Системные грамматические представления в устном дискурсе представляют собой совокупность некоторых конвенций или правил устного общения, которые могут отличаться в устном и письменном дискурсах.

Отметим еще одну важную особенность синтаксической организации системных грамматических представлений, относящейся к интерактивной стороне устного дискурса, -совместное построение предложений. Для этого требуется общность системных грамматических представлений говорящего и слушающего. Поскольку диалогический дискурс - это совместное, коллективное речевое произведение, то в диалогических дискурсах сотворчество, коллегиальность могут проявляться и при формировании конкретного высказывания. В условиях диалога возможны

синтаксические построения, которые являются продуктом говорения не одного, а сразу двух коммуникантов.

Еще один вид дискурса, в котором необходимо формировать системные грамматические представления у взрослых - профессиональный дискурс.

Профессионально-ориентированный дискурс - это сложное образование, представляющее собой целенаправленную речевую деятельность специалиста, которая характеризуется общностью знаний коммуникантов и стереотипностью ситуации общения, протекающую в соответствии с принятыми в данной профессиональной среде правилами и стандартами, мотивом которой является выполнение задания для социально значимого результата [2]. Системные грамматические представления распространяются как на лексический состав грамматических структур, так и на сами структуры, с предпочтением тем или иным словоформам, а также «синтагмам».

Задачей профессионального дискурса является решение каких-либо деловых вопросов, обмен сведениями, фактами, по поводу которых коммуниканты вступают в общение. Цель - установление условий сотрудничества, достижение договоренности, решение профессиональных вопросов.

Главная особенность профессиональноориентированного дискурса состоит в том, что он включен в контекст профессиональной деятельности, реализуется в деловом общении и представляет такие речевые действия, как презентация материала, письменный или устный обмен информацией, выражение мнения, обсуждение и т. д. Для него характерна специфическая лексика и терминология (banking terms and equipment, branding, marketing, restaurant terms, telecommuting, business term stubs, ...).

В каждом виде профессионального дискурса имеются характерные для него устойчивые сочетания, речевые образцы, т. н. «дискурсивные формулы». В.И. Карасик к дискурсивным формулам относит своеобразные обороты речи, свойственные общению в соответствующем социальном институте [4]. Let me introduce you to. I do apologize for the

This is my colleague... mistake.

I am here to give a presenta- I’ll look into the prob-

tion... lem...

Shall I send it by e-mail?

Следует отметить, что для взрослых слушателей краткосрочных курсов английского языка наиболее приоритетными в профессиональном дискурсе являются следующие типы регистров: 1) наиболее частотный, более простой, неизменно содержательно обусловленный - общение по телефону в деловых целях (Telephoning); 2) разнообразный устный регистр - техника ведения беседы (Socializing);

3) техника ведения переговоров (Negotiating);

4) деловая корреспонденция (Business correspondence); 5) презентация (Presentations / Describing company projects); 6) разрешение конфликтных ситуаций (Making complaints).

Первым двум типам регистра характерны признаки интерактивного дискурса, указанные выше. Что до других регистров профессионального дискурса, то для них типичными являются системные грамматические представления трансактивного и письменного дискурса.

Таким образом, для каждого типа дискурса характерен свой состав (различные вариации терминов, номенов, прагмонимов, единиц профессионального просторечия и общенародных единиц), свои синтаксические типы высказываний (например, вопросительные предложения, императивы, эллипсы и другие) и свои коммуникативные цели.

Именно дискурсивный подход в формировании системных грамматических представлений способствует развитию у обучаемых лингвистической наблюдательности в различных коммуникативных контекстах, что, в свою очередь, ведет к формированию осознанности в восприятии грамматических структур и к селективной интернализации языкового материала в процессе коммуникации. Помимо этого, дискурсивность в формировании системных грамматических представлений привлекает внимание к взаимосвязи смыслообразования языковой формы, содержания и функции, к контексту и ситуации употребления языковых средств.

Таким образом, системные грамматические представления на дискурсивной основе относятся к функциональному типу и соответствуют образу языка, включающего системные грамматические представления об интерактивном дискурсе (сокращенность, эллиптичность), в сочетании с учебным дискурсом в его трансактивном и письменном варианте (структурированность, норма, распространенность, терминологичность, полнота), и в профессиональной сфере. В условиях краткосрочных курсов для взрослых особое значение имеет формирование системных грамматических представлений в профессиональной сфере.

1. Попова Е.А. Культурно-языковые характеристики политического дискурса: автореф. дис. ... канд. филол. наук. Волгоград, 1995.

2. Кубрякова Е.С., Александрова О.В. Виды пространств текста и дискурса // Категоризация мира: пространство и время: материалы научной конференции М., 1997. С. 15-25.

3. Караулов Ю.Н., Петров В.В. От грамматики к когнитивной теории дискурса. Вступительная статья // Дейк Т.А. ван. Язык. Познание. Коммуникация; пер. с англ. М., 1989.

4. Карасик В.И. Языковой круг: личность, концепты, дискурс. Волгоград, 2002.

5. Арутюнова Н.Д. Дискурс // Лингвистический энциклопедический словарь. М., 1990.

6. Кибрик А.А., Плунгян В.А. Функционализм. Фундаментальные направления современной американской лингвистики: сборник обзоров. М., 1997.

7. Мильруд Р.П. Введение в лингвистику. Introduction to linguistics. М., 2005.

8. Dijk T.A. van. Discourse and context: a soci-ocognitive approach. Cambridge, 2007.

9. Гальперин И.Р. Текст как объект лингвистического исследования. М., 1981.

10. Ахманова О. С. Словарь лингвистических терминов. М., 2004.

Поступила в редакцию 10.08.2011 г.

UDC 811.111’36

DISCOURSE LINGUISTICS AS THE BASIS FOR FORMATION OF AWARENESS OF SYSTEM GRAMMAR UNDERSTANDINGS IN ADULTS IN CONDITIONS SHORT-TERM LANGUAGE COURSES

Ekaterina Nikolayevna KABAKOVA, Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russian Federation, Post-graduate Student of Theory and Practice of English Language Teaching Department; Lipetsk Ecological and Humanitarian Institute, Lipetsk, Russian Federation, Senior Lecturer, e-mail: katya_kabakova@mail.ru

The paper gives the definition of discourse, scrutinizes the types and signs of discourse and describes the role of discourse approach in the formation of awareness in adults of the system grammar understanding on short-term language courses. The necessity of further study of this issue is grounded.

Key words: formation of system grammar understanding; discourse approach; academic discourse; dialogue discourse; transactive discourse; interactive discourse; written discourse; oral discourse; professional discourse.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.