Научная статья на тему 'Дискурс современной власти: особенности информационной политики президента Российской Федерации Д. А. Медведева'

Дискурс современной власти: особенности информационной политики президента Российской Федерации Д. А. Медведева Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
201
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Армия и общество
ВАК

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Ковалевская Е. Е.

Информационная политика государства – очень емкое и многозначное понятие, включающее в себя разные направления деятельности. К основным из них относятся: создание и распространение информации, развитие и регулирование информационной инфраструктуры, законодательное регулирование.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Дискурс современной власти: особенности информационной политики президента Российской Федерации Д. А. Медведева»

© Вестник Военного университета. 2012. № 1 (29). С. 96 - 101.

Ковалевская Е.В.

ДИСКУРС СОВРЕМЕННОЙ ВЛАСТИ: ОСОБЕННОСТИ ИНФОРМАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Д.А. МЕДВЕДЕВА

Информационная политика государства - очень емкое и многозначное понятие, включающее в себя разные направления деятельности. К основным из них относятся: создание и распространение информации, развитие и регулирование информационной инфраструктуры, законодательное регулирование.

Информационная политика подразделяется на внешнюю и внутреннюю, как и дискурс, который может быть ориентирован на внешнюю аудиторию -международное сообщество и внутреннюю - граждан Российской Федерации. В данной статье рассмотрим дискурсивную практику Президента Российской Федерации Д.А. Медведева как один из наиболее значимых способов формирования и трансляции информационной политики государства.

Из существующих различных научных подходов к изучению информационной политики остановимся на определении В.Д. Попова1, который первопричиной любой информационной политики называет интерес, в дальнейшем реализуемый с ее помощью. Соответственно, под информационной политикой он понимает «деятельность субъекта по актуализации и реализации своих интересов в обществе посредством формирования, преобразования, хранения и передачи всех видов информации» [17].

Дискурс властного субъекта является разновидностью политической деятельности. Он выступает способом актуализации информационной политики государства, поэтому выстраивается с учетом ее приоритетных направлений. В связи с этим внешний и внутренний политический дискурс главы государства

1 Попов Владимир Дмитриевич, доктор философских наук, профессор. С 1999 по 2007 г. руководил кафедрой информационной политики Российской академии государственной службы при Президенте РФ. Разработчик новой науки — социальной информациологии, исследующей законы производства, распространения, восприятия (потребления) информации, а на этой основе — мотивации социального поведения. - Е.К.

как отражение внешней и внутренней информационной политики могут значительно отличаться по заложенным в них целям и передаваемым смыслам.

В процессе изучения информационной политики Д.А. Медведева был проведен анализ ключевых слов, используемых Президентом РФ во внешней и внутренней коммуникации. Приведем пять из них: модернизация, инновации, цивилизованный, цивилизация, потенциал.

С помощью сопоставительного анализа высказываний Д.А. Медведева, содержащих одни и те же ключевые слова, но адресованных разным реципиентам (внешним - международному сообществу и внутренним -гражданам Российской Федерации), можно продемонстрировать контекстуальные и смысловые различия проводимой президентом внешней и внутренней информационной политики. Удалось выявить, что одни и те же ключевые слова в контексте внешней коммуникации наделялись смыслом, отличным от того, который закладывался во внутренней коммуникации.

Во внутреннем политическом дискурсе, в обращениях к гражданам России Д.А. Медведев апеллирует к концепту «модернизация» как к явлению, способному изменить жизнь общества к лучшему. Сила действия модернизации ассоциируется с «чудотворной» силой: «Сейчас мне показывали разные чудеса. Некоторые вещи интересные демонстрируют, что идея модернизации, о которой мы с вами всё время говорим и о необходимости которой так долго говорили эксперты, всё-таки имеет шансы реализоваться» [25]. Вопросу модернизации Д.А. Медведев придает статус экзистенциального: «Мы действительно должны не только укреплять то, что нужно было укрепить, но и заниматься развитием всего общества и экономики. И в этом смысле никакой альтернативы большой модернизации экономики и социальной сферы в нашей стране не существует» [1].

Модернизация декларируется как приоритетное направление не только в экономике, но и в других областях, таких, как модернизация инфраструктуры, политической жизни страны. В завершении своего президентского срока Д.А. Медведев в послании Федеральному собранию, подводя определенный итог, утверждает, что «к настоящему времени по всем приоритетным направлениям модернизации получены первые результаты: достигнут самый высокий с советских времён уровень финансирования научных исследований и разработок, построена дееспособная система институтов развития, постепенно

снижается энергоёмкость российской экономики. Проведённая модернизация политической системы сделала её эффективнее» [18].

Во внешней политической коммуникации тема модернизации часто поднимается Д.А. Медведевым на международных съездах, встречах с лидерами других государств, итоговых пресс-конференциях, тем самым выходит за рамки национального уровня и выносится на обсуждение в международной среде. Своими словами: «Я надеюсь, будут в ближайшее время нашими близкими партнёрами по модернизации и технологическому развитию нашей экономики» [24] Д.А. Медведев выражает заинтересованность в сотрудничестве и демонстрирует открытость иностранным партнерам. Во время саммита Россия -Евросоюз в конце 2011 года Д.А. Медведев констатирует: «Партнёрство для модернизации стало в последние годы ключом к сотрудничеству между нашими государствами, между Россией и государствами Евросоюза» [21].

Основная мысль, которую Президент РФ доносит до граждан в своем внутреннем дискурсе: модернизация - это наш единственный шанс стать современным и преуспевающим государством. В контексте внешней информационной политики Д.А. Медведев заявляет о России как о надежном партнере в области модернизации.

Тема инноваций тесно сопряжена с темой модернизации. Часто инновации понимаются как нечто, способное обеспечить успех объявленной модернизации. Президент поясняет, что им «была выдвинута идея проведения всеобъемлющей модернизации нашей экономики, причём модернизации, основанной на инновациях, - то есть перехода из сырьевой модели российской экономики в инновационную» [7]. Сам Д.А. Медведев под инновациями понимает «разработки, которые, во-первых, могут быть внедрены в практику, и во-вторых, у которых есть нормальная правовая охрана, потому что иначе это «облако в штанах» [25].

Стремясь донести идею инноваций до внутренней аудитории страны, президент объявляет, что все должно обрести инновационный характер -экономика, рынок, производство. Серьезность намерений по работе в инновационном направлении Д.А. Медведев подтверждает словами о необходимости мотивировать компании на применение у себя инновационных подходов, вплоть до того, что даже «обязать госкомпании более внимательно относиться к инновационному развитию» [26]. Глава государства дает высокую оценку потенциала России и выражает уверенность, что страна сможет «стать

одним из центров финансовых инноваций и, в конечном счёте, внести реальный вклад в развитие более эффективной мировой финансовой системы» [22].

На одной из последних встреч с представителями Общественного комитета сторонников, отстаивая свою идею, Д.А. Медведев констатирует, что если раньше об инновациях говорили как «о некой экзотике, потому что этого просто не было в стране», то «сейчас всё-таки эта штука работает» [5].

Выступая на международную аудиторию, Д.А. Медведев признает, что залогом инновационной деятельности является инвестиционная активность. Поэтому участникам международного сообщества Д.А. Медведев открыто заявляет: «Нам необходимы новые технологии и продукты, и мы приветствуем создание совместных компаний и предприятий с иностранными партнёрами для создания инновационных продуктов» [26]. Глобальной целью России в течение ближайших десятилетий президент называет превращение ее в страну, «где благополучие и высокое качество жизни граждан обеспечивается не столько за счёт сырьевых источников, сколько интеллектуальными ресурсами: инновационной экономикой, создающей уникальные знания, экспортом новейших технологий, экспортом продуктов инновационной деятельности» [27]. Информирование международной общественности о далеко идущих планах РФ призвано сыграть ключевую роль в переломном моменте восприятия страны -некогда «сырьевого придатка» в новом статусе равного по своим возможностям партнера.

В результате таких заявлений на национальном уровне страны должно сложиться впечатление, что инновации - это залог успешной модернизации всех направлений общественной жизни. А на международном - понимание того, что с Россией можно выстраивать партнерские отношения, так как она уже дошла до необходимого уровня развития и готова совершенствоваться дальше.

В продолжение темы развития России как современного государства важно рассмотреть функционирование в речи Д.А. Медведева прилагательного «цивилизованный». Во внутреннем дискурсе президента оно выступает в качестве синонима прилагательных «современный», «высокоразвитый», «толерантный», «легитимный» и сочетается с такими существительными, как «мир», «общество», «путь», «уровень», «среда».

Внутренняя задача президента - побудить граждан Российской Федерации поверить, что государство способно обеспечить им достойный или, иными словами, цивилизованный уровень жизни. Президент не скрывает существования

определенных проблем, но подчеркивает, что они находятся в поле зрения государства и уже ведется работа по их устранению. Так, например, Д.А. Медведев высказывается касательно ЕГЭ: «Те вопросы, которые я тогда цитировал, они были просто чудовищные. И насколько вообще мы готовы к тому, чтобы эту систему тестирования привести в цивилизованное русло?» [16]. Или по вопросам безработицы: «Что касается руководителей министерств и ведомств, работодателей, то их задача очевидна - они должны формировать цивилизованный рынок труда» [23].

Во внешней информационной политике задача Д.А. Медведева -позиционировать свою страну как одну из ряда цивилизованных. Президент уверяет в готовности России соответствовать всем международным нормам, правилам, принципам: «Россия будет полностью соблюдать все нормы международного права, которые относятся к взаимоотношениям между цивилизованными государствами» [13]; «Россия признаёт первенство основополагающих принципов международного права, которые определяют отношения между цивилизованными народами» [12]; «Я считаю, что мы должны сделать всё для того, чтобы находиться в одном ряду с другими цивилизованными государствами» [3].

Президентом демонстрируется готовность вести государство цивилизованным путем, делать его лучше, в том числе перенимать позитивный опыт других стран, о чем свидетельствует следующее заявление: «Есть государства, у которых нам бы стоило поучиться. Те же самые американцы. Они очень часто для защиты своих прав пользуются услугами юристов. И это правильно, потому что это цивилизованный способ разрешить ту или иную проблему» [2].

Своими речами Д.А. Медведев стремится создать у граждан Российской Федерации ощущение, что они находятся на равных с другими жителями «цивилизованных» стран, что государство стремится обеспечить им достойный уровень жизни. Заявления для внешней аудитории звучат как заверения в том, что в Российской Федерации предпринимается максимум усилий, чтобы обеспечить свое соответствие международным нормам и принципам.

Существительное «цивилизация» также имеет разные концептуальные значения применительно к внешней и внутренней государственной информационной политике. Во внутриполитическом дискурсе Д.А. Медведева прослеживается тенденция убедить граждан в том, что страна их всегда была

цивилизованной, самодостаточной и высокоразвитой, о чем свидетельствуют высказывания типа: «На протяжении одиннадцати с половиной веков Россия развивалась как мощная цивилизация, многонациональная цивилизация, которая обладала уникальным этнокультурным потенциалом» [9]. Здесь Россия обособляется не просто как уникальная страна, но и как отдельная цивилизация, что очень интересно рассматривать на контрасте с заявлениями во внешнеполитическом дискурсе.

В международном дискурсе концепт «цивилизация» часто встречается в обобщающем значении. Например, в обсуждении успешного развития отношений России с Китаем: «Это ли не демонстрация единства наших намерений, нашего желания развивать добрые отношения, совершенствовать нашу цивилизацию?» [8], где под «нашей» Д.А. Медведев, судя по всему, понимает некую общую для КНР и России цивилизацию. В другой ситуации Д.А. Медведев также использует собирательное значение концепта «цивилизация», но под ним он уже подразумевает все мировое сообщество. Призывая к обсуждению проблем развития «нашей цивилизации» [14] на уровне «большой восьмерки», он говорит о необходимости решения глобальных проблем - помощи беднейшим странам, климата, региональных конфликтов.

А на пресс-конференции по итогам российско-итальянских межгосударственных консультаций Д.А. Медведев интегрирует Россию в западную цивилизацию: «Я считаю, что это был большой шаг вперёд, который окончательно положил конец «холодной войне» и стал своего рода темой для того, чтобы убедить Запад, что Российская Федерация является составной частью всего Запада и западной цивилизации» [20]. Утверждение, что «Россия - это часть западной цивилизации еще неоднократно звучит в президентском дискурсе [11]. Заявляя, что «Россия - одна из важнейших стран современной цивилизации и, безусловно, очень важный, неотъемлемый фактор всех вопросов международной политики» [10], Д.А. Медведев выполняет важную задачу во внешней коммуникации - он представляет свою страну как неотъемлемую часть мировой политической системы, и подчеркивает ее значимость в процессе общего развития всей мировой цивилизации. С этой же целью он акцентирует внимание на еще не сыгранной его государством глобальной роли: «Многие партнёры говорят о том, что Россия, как крупнейшее государство мира, расположенное на «перекрестье» континентов и цивилизаций, выполняет

стабилизирующую роль в международных отношениях, помогает достичь и удерживать столь необходимое равновесие» [15].

В речах президента, адресованных россиянам, звучит посыл: Россия -самодостаточная страна, мы являемся носителями великой культуры и должны гордиться этим. Во внешнюю аудиторию проецируется мысль о том, что Россия - неотделимая часть всей мировой цивилизации, дальнейшее развитие которой невозможно без ее участия.

Интерес представляет употребление ключевого слова «потенциал». Во внутренней коммуникации высказывания Д.А. Медведева с этим словом указывают на имеющиеся у государства и его жителей еще нереализованные возможности. Президент подчеркивает наличие внутреннего потенциала в сфере энергоэффективности, нанотехнологий, аграрного дела, сфере туризма, спорта, образования, финансово-экономического сектора, можно не перечислять все отмеченные президентом направления, но отметим их многочисленность. Позиция Д.А. Медведева звучит так: потенциал - это залог будущего успеха. Хорошим примером может быть фраза: «У многих субъектов РФ, например, у таких, как Дальний Восток, имеется колоссальный инвестиционный и интеллектуальный потенциал, и здесь всё будет нормально» [6].

Что же касается рассуждений о российском потенциале на международном уровне, то чаще всего они производятся с целью сообщить о готовности к сотрудничеству. Так, Д.А. Медведев заверяет, что у России и стран из Лиги арабских государств, Индии, Нигера, Китая, Италии, Испании «существует ещё больший потенциал для роста» [4], призывает к активации потенциала сотрудничества в торгово-экономической сфере с такими странами, как Таджикистан, Украина, Вьетнам и другими. Декларирует, что Россия готова помогать другим странам, «укреплять свое участие и увеличивать помощь африканским государствам, в частности, участвовать в укреплении миротворческого потенциала, в развитии систем здравоохранения и образования» [19].

Во внутренней коммуникации президент использует слово «потенциал» в значении «еще нереализованные возможности». Во внешней коммуникации Д.А. Медведевым формируется идея российского потенциала как способности обеспечивать взаимовыгодное сотрудничество.

Внешняя и внутренняя информационная политика Российской Федерации призваны решать разные задачи. Поэтому внешний и внутренний политический

дискурс главы государства, основанный на одних и тех же ключевых словах, несет в себе разные ключевые сообщения. Отличия внешнего и внутреннего политического дискурса Президента Российской Федерации Д.А. Медведева демонстрируют различия внешней и внутренней информационной политики государства.

В приведенных высказываниях Д.А. Медведева в качестве основного посыла внутренней аудитории государства читается следующая мысль: Россия -страна с большими возможностями. Двигаясь в верном направлении по пути модернизации и инноваций, мы сможем реализовать весь наш потенциал и добиться уважения у других игроков мирового пространства. Суть речевого послания внешней аудитории - убедить ее в том, что Россия - надежный и

достойный партнер, с которым можно и нужно сотрудничать.

* * *

1. Альтернативы модернизации страны не существует (28 мая 2010 г., Московская обл., Горки) [Электронный ресурс] // Президент России: [сайт]. URL: http://www.kremlin.ru/news/7885 (дата обращения: 12.02.2012)

2. Встреча с выпускниками - воспитанниками детских домов и школ-интернатов (25 мая 2011 г., Москва, Кремль) [Электронный ресурс] // Президент России: [сайт]. URL: http://www.kremlin.ru/news/11342 (дата обращения: 12.02.2012)

3. Встреча с молодыми парламентариями (13 мая 2011 г., Кострома) [Электронный ресурс] // Президент России: [сайт]. URL: http://www.kremlin.ru/news/11236 (дата обращения: 12.02.2012)

4. Встреча с представителями деловых кругов России и Испании (18 июня 2011 г., Санкт-Петербург) [Электронный ресурс] // Президент России: [сайт]. URL: http://www.kremlin.ru/news/11617 (дата обращения: 12.01.2012)

5. Встреча с представителями Общественного комитета сторонников (6 февраля 2012 г., Москва, Кремль) [Электронный ресурс] // Президент России: [сайт]. URL: http://www.kremlin.ru/news/14453 (дата обращения: 12.02.2012)

6. Встреча с представителями СМИ Дальнего Востока и Сибири (11 ноября 2011 г., Хабаровск) [Электронный ресурс] // Президент России: [сайт]. URL: http://www.kremlin.ru/news/13479 (дата обращения: 29.02.2012)

7. Выступление на встрече с представителями деловых кругов России и Сингапура (16 ноября 2009 г., Сингапур) [Электронный ресурс] // Президент России: [сайт]. URL: http://www.kremlin.ru/transcripts/6008 (дата обращения: 12.02.2012)

8. Выступление на церемонии открытия Дня России на Всемирной выставке «ЭКСПО-2010» (28 сентября 2010 г., Шанхай) [Электронный ресурс] // Президент России: [сайт]. URL: http://www.kremlin.ru/transcripts/9063 (дата обращения: 02.02.2012)

9. Заседание по вопросу подготовки к празднованию 1150-летия зарождения российской государственности (22 июля 2011 г., Владимир) [Электронный ресурс] // Президент России: [сайт]. URL: http://kremlin.ru/news/12075#sel=5:59,5:77(дата обращения: 10.12.2011)

10. Заявления для прессы по итогам российско-сербских переговоров на высшем уровне (20 октября 2009 г., Белград) [Электронный ресурс] // Президент России: [сайт]. URL: http://www.kremlin.ru/transcripts/5782 (дата обращения: 12.02.2012)

11. Интервью датской радиовещательной корпорации (26 апреля 2010 г., Москва) http://www.kremlin.ru/news/7559 и Пресс-конференция по итогам российско-словацких переговоров (7 апреля 2010 г., Братислава) [Электронный ресурс] // Президент России: [сайт]. URL: http://www.kremlin.ru/transcripts/7384 (дата обращения: 12.02.2012)

12. Интервью Дмитрия Медведева российским телеканалам (31 августа 2008 г., Москва) [Электронный ресурс] // Президент России: [сайт]. URL: http://www.kremlin.ru/news/1276 (дата обращения: 12.02.2012)

13. Интервью Дмитрия Медведева телевизионному каналу «Евроньюс» (2 сентября 2008 г., Сочи) [Электронный ресурс] // Президент России: [сайт]. URL: http://www.kremlin.ru/news/1294 (дата обращения: 12.02.2012)

14. Интервью итальянскому телеканалу «РАИ» и газете «Коррьере делла Сера» (5 июля 2009 г., Москва) [Электронный ресурс] // Президент России: [сайт]. URL: http://www.kremlin.ru/news/4719 (дата обращения: 12.11.2011)

15. Интервью китайской газете «Жэньминь Жибао» (26 сентября 2010 г., Москва) [Электронный ресурс] // Президент России: [сайт]. URL: http://www.kremlin.ru/news/9020 (дата обращения: 12.02.2012)

16. Начало рабочей встречи с министром образования и науки Андреем Фурсенко (18 марта 2009 г., Московская обл., Барвиха) [Электронный ресурс] // Президент России: [сайт]. URL: http://www.kremlin.ru/transcripts/3482 (дата обращения: 12.02.2012)

17. Попов В.Д. Информациология и информационная политика. М.: Изд-во РАГС, 2001.

18. Послание Президента Федеральному Собранию (22 декабря 2011 г., Москва, Кремль) [Электронный ресурс] // Президент России: [сайт]. URL: http://www.kremlin.ru/news/14088 (дата обращения: 12.02.2012)

19. Пресс-конференция Дмитрия Медведева по окончании встречи глав государств и правительств «Группы восьми» (9 июля 2008 г., Тояко) [Электронный ресурс] // Президент России: [сайт]. URL: http://www.kremlin.ru/transcripts/725 (дата обращения: 12.02.2012)

20. Пресс-конференция по итогам российско-итальянских межгосударственных консультаций (3 декабря 2010 г., Сочи) [Электронный ресурс] // Президент России: [сайт]. URL: http://www.kremlin.ru/transcripts/9692 (дата обращения: 12.02.2012)

21. Пресс-конференция по итогам саммита Россия - Евросоюз (15 декабря 2011 г., Брюссель) [Электронный ресурс] // Президент России: [сайт]. URL: http://www.kremlin.ru/transcripts/14012 (дата обращения: 12.02.2012)

22. Россия может стать центром финансовых инноваций (20 апреля 2010 г., Москва, Кремль) [Электронный ресурс] // Президент России: [сайт]. URL: http://www.kremlin.ru/news/7508 (дата обращения: 12.02.2012)

23. Совещание по вопросам занятости населения (14 февраля 2011 г., Московская обл., Горки) [Электронный ресурс] // Президент России: [сайт]. URL: http://www.kremlin.ru/news/10331 (дата обращения: 12.02.2012)

24. Совместная пресс-конференция по итогам российско-американских переговоров (24 июня 2010 г., Вашингтон) [Электронный ресурс] // Президент России: [сайт]. URL: http://www.kremlin.ru/transcripts/8163 (дата обращения: 05.11.2011)

25. Стенографический отчёт о встрече с представителями молодёжных организаций (30 июля 2008 г., Московская обл., Горки) [Электронный ресурс] // Президент России: [сайт]. URL: http://www.kremlin.ru/transcripts/978 (дата обращения: 12.02.2012)

26. Стенографический отчет о заседании Комиссии по модернизации и технологическому развитию экономики России (19 июня 2010 г., Санкт-Петербург) [Электронный ресурс] // Президент России: [сайт]. URL: http://www.kremlin.ru/transcripts/8110 (дата обращения: 12.02.2012)

27. Стенографический отчёт о пленарном заседании Петербургского международного экономического форума (18 июня 2010 г., Санкт-Петербург) [Электронный ресурс] // Президент России: [сайт]. URL: http://www.kremlin.ru/transcripts/8119 (дата обращения: 12.02.2012)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.