Научная статья на тему 'ДИСКУРС О РУССКОМ МИРЕ: МИФЫ И РЕАЛЬНОСТЬ'

ДИСКУРС О РУССКОМ МИРЕ: МИФЫ И РЕАЛЬНОСТЬ Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
17
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МИФОЛОГИЗАЦИЯ / МИФОТВОРЧЕСТВО / СТЕРЕОТИПИЗАЦИЯ / ОБЩЕСТВЕННЫЙ ДИСКУРС / КОММУНИКАТИВНОЕ ПРОСТРАНСТВО / ГЛОБАЛИЗАЦИЯ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Савельева И.Ю.

Мифы всегда были достоянием общественного сознания. Они возникали и стихийно и намеренно. Принимая современные формы, миф, внешне подчиняясь логике общества массовых коммуникаций, в действительности разрушает основания рационального дискурса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

OF DISKURS ABOUT THE RUSSIAN PEACE: MYTHS AND THE REALITY

Myths were always the property of public consciousness. They appeared and spontaneously it is intended. Taking the contemporary forms, myth, being outwardly subordinated to the logic of the society of mass communications, in actuality destroys the bases of rational diskursa.

Текст научной работы на тему «ДИСКУРС О РУССКОМ МИРЕ: МИФЫ И РЕАЛЬНОСТЬ»

УДК 81'27; ББК Ш. 100.3; ГРНТИ 19.21.91; КОД ВАК 10.01.10

И. Ю. Савельева (Мурманск, Россия) Дискурс о Русском мире: мифы и реальность

Аннотация. Мифы всегда были достоянием общественного сознания. Они возникали и стихийно и намеренно. Принимая современные формы, миф, внешне подчиняясь логике общества массовых коммуникаций, в действительности разрушает основания рационального дискурса.

Ключевые слова: мифологизация, мифотворчество, стереотипизация, общественный дискурс, коммуникативное пространство, глобализация.

I. Y. Saveleva (Murmansk, Russia) Of diskurs about the Russian peace: myths and the reality

Summary. Myths were always the property of public consciousness. They appeared and spontaneously it is intended. Taking the contemporary forms, myth, being outwardly subordinated to the logic of the society of mass communications, in actuality destroys the bases of rational diskursa.

Key words: mifologizatsiya, myth creation, stereotipizatsiya, public diskurs, communicative space, globalization.

Сегодня, в период глобализации и мультикультурных революций, наш

реальный мир все более становится похож на калейдоскоп. Здесь реальность

чередуется с иллюзией, правда и ложь носят одинаковые одежды,

нравственные теории и телесные практики добра и зла часто противоречат

друг другу. Интересно, в этой связи, и «поведение» мифа. В истории

философии мифологии, обычно, миф рассматривается как необходимый

175

культурный продукт духовной деятельности человечества, обусловленный необходимостью сакрализации повседневности.

В современном обществе миф превратился в прикладной инструмент обыденной человеческой жизни, реальной политики и геополитики, он принимает новые формы воплощения в зависимости от социально-исторического фона. «Мы являемся свидетелями того, как по идущим из глубины веков архаическим моделям в современной политике и идеологии воссоздаются старые мифы в новых социальных и национальных оболочках» [Неклюдов 2000: 20].

Так как любая мифология непосредственно связана с дискурсивной практикой или текстовой традицией, то можно попытаться выстроить классификацию продуктов современного мифотворчества. Наиболее распространённой темой современных работ о мифе является область политического дискурса. Далее, к подклассу PR или идеологической мифологии можно отнести маркетинговые мифы, которые манипулируют сознанием покупателя, склоняя его к приобретению товаров или услуг. И наконец, в последней сфере мифогенеза расположились научно-рациональный и обыденный типы знания [Найдыш 2002: 28].

Причиной бурного развития современного мифотворчества стала вечная жажда познания чудесного и необычного, а также бегство от жестокой действительности, воплощённое в наивной мечте о лучшем мире, которая ранее компенсировалась триумфом рационализма и научным оптимизмом.

В последние годы в научном и общественном дискурсе отчетливо

присутствует полемика вокруг Русского мира. Много говорят о

необходимости возрождении «Русского мира», утверждают, что Россия -

оригинальная цивилизация со своей специфической «культурной матрицей».

В Москве на IV Ассамблее «Русского мира» Патриарх Кирилл назвал

сохранение Русского мира судьбоносной задачей: «Всем сообща необходимо

сохранить Русский мир, рассеянный по разным уголкам планеты, чтобы не

потерять ценности и образ жизни, которыми дорожили наши предки и,

1 /о

ориентируясь на которые, они создавали, в том числе, и великую Россию» [Козырев].

Однако очевидно, что на теоретическом уровне понятие русский мир остается практически не разработанным. В содержательном смысле понятие по-прежнему метафорично, является скорее речевым оборотом, нежели конкретной научной категорией, обладающей четким понятийным статусом. Меж тем, понятие «Русский мир» не новое. Его основоположником считается граф Уваров, а первое употребление относится к XI веку. Во времена Российской империи это было обоснованно. Присоединение новых земель требовало своего оправдания или объяснения в форме объединяющей национальной идеи.

«Русский мир - это русский ответ на глобализацию», - считает К. Косачёв, руководитель Федерального агентства по делам Содружества Независимых Государств. Но, если Русский Мир действительно существует, то ему должно быть и философское объяснение. Всякий политический проект требует своего философско-идеологического обоснования.

Доктор философских наук, профессор С. Н. Иконникова понимает

«Русский мир» как «представительство русской культуры в мировом процессе

в различных исторических измерениях, где «мир» означает духовную среду,

сакральное пространство, общие социальные взаимодействия». Доктор

физико-математических наук, профессор С. С. Хоружий полагает, что

«русский мир» в плане эмпирическом объемлет Россию и русскую диаспору

всей планеты, в плане же теоретическом представляет собой этнокультурный

мир, понятый как «сетевая структура». По мнению кандидата философских

наук, доцента А. П. Козырева в понятие «Русский мир» включают три

элемента: «Если мы берем этнографический элемент, то это мир этнических

русских, славян русского происхождения. Если это лингвистический,

языковой элемент, то это все русскоговорящие - сюда можно включить и

африканца, выучившего русский язык, и изучающих русский язык детей

Ирландии или Великобритании. Третье, русский мир - это мир веры, это мир,

1//

где светит свеча русского Православия, мир, который организуется вокруг приходов РПЦ» [Козырев].

До сих пор в обществе популярна идея о России как о водоразделе Востока и Запада, и в то же время как о «мосте», соединяющем Запад и Восток. Западники уверены: поскольку Россия - европейское государство, то надо взять европейскую модель развития. Славянофилы убеждены, что Россия -особая цивилизация и у неё свой, отличный от других путь. Сторонники евразийства настаивают: «Россия не Европа и не Азия, она сама по себе, государство-цивилизация».

Сегодня, на фоне обострения отношений с Западом наступает новый этап развития нашей страны, а значит, существование Русского мира становится и фактором политики. Нынешний министр культуры Владимир Мединский считает, что «на самом деле тезису о том, что Россия является отдельной самобытной цивилизацией, такой же, как западноевропейская, китайская или индийская, сто лет с лишним, большинством философских школ мира он принят за аксиому. Причём это не славянофильский тезис, на Западе с ним согласны многие авторы от Тойнби до Хантингтона. Это тезис не обидный ни для нас, ни для Европы: он означает, что нельзя с голландскими мерками подходить к России - их рецепты не будут здесь работать» [Мединский].

Следует четко понять, что унификация путей развития стран и культур, сведение их многообразия к одному «общечеловеческому» знаменателю сродни самым опасным формам терроризма, оставляющего после себя социальную пустыню. Подобной унификацией уничтожается веками добытое богатство как отдельных стран и народов, так и всего человечества.

Самобытность России - не некое архитектурное излишество, от

которого при желании можно легко отказаться, но фактор ее устойчивого

прогресса, и особое значение он приобретает именно в условиях ее включения

в общемировой процесс глобализации и мультикультурализма. Самобытность

и стабильность страны - тенденции, которые не противостоят, а

1 /о

взаимообусловливают друг друга, образуя единое, нерасторжимое целое, способное в силу этого к саморазвитию.

21 июня 2007 года указом Президента РФ В. В. Путина был создан фонд «Русский мир». Целями Фонда является, в том числе, популяризация русского языка и в России, и за рубежом. На начало 2013 года в 41 стране открыто 90 центров «Русского мира», издаётся журнал, действует Интернет-портал, имеются радио-и телеканал. По словам Председателя правления Фонда «Русский мир», Председателя комитета Госдумы по образованию В. Никонова: «Когда мы проводили первый форум, мы говорили о Русском мире как о культурном сообществе, то теперь это понятие очень сильно политизировалось. Но мы по-прежнему рассматриваем Русский мир как цивилизационную общность» [Русский мир...].

Известный писатель и публицист С. Г. Кара-Мурза называет три устойчивых составляющих русского самосознания: 1) православие - оно прочно вошло в мировоззренческую матрицу русских, и никаким реформаторам его из неё не выбить; 2) коллективная память об исторических выборах, которые России пришлось сделать, находясь «между молотом Запада и наковальней Востока»; 3) Русский тип мышления, соединяющий крестьянский здравый смысл с космическим чувством [Кара-Мурза : 105].

По мнению доктора философских наук, профессора К. Х. Момджяна специфика «русского человека» есть, но выражается она не в потребностях, а в способах удовлетворения этих потребностей. Выбор определяется либо пониманием жизни как наивысшей ценности, либо признанием, что в жизни есть нечто большее, чем ценность самой жизни. Различия национальных характеров связаны с наличие ценностей и их способами и средствами удовлетворения потребностей, которые закреплены как паттерны в культуре. Как считает К. Х. Момджян, особенности российского менталитета обусловлены тем, что российская культура связана не с изменением мира, а себя в мире; русским свойственен коллективизм и общинность,

микроколлективы на основе личной связанности; человека рассматривают как клеточку единого целого.

11 ноября 2014 года XVIII Всемирный русский народный собор принял Декларацию русской идентичности, где записано, что «Русский - это человек, считающий себя русским; не имеющий иных этнических предпочтений; говорящий и думающий на русском языке; признающий православное христианство основой национальной духовной культуры; ощущающий солидарность с судьбой русского народа. Русский мир - это не только русские, не только россияне, не только наши соотечественники в странах ближнего и дальнего зарубежья, эмигранты, выходцы из России и их потомки. Это ещё и иностранные граждане, говорящие на русском языке, изучающие или преподающие его, все те, кто искренне интересуется Россией, кого волнует её будущее» [Декларация...].

2 декабря 2014 года на портале «Русский мир» были опубликованы итоги опроса, проведенного Всероссийский центр изучения общественного мнения на тему о том, какой смысл россияне вкладывают в понятие «Русский мир».

Две трети респондентов, считающих «русский мир» реально существующим, убеждены, что он может объединять людей разных вероисповеданий (67 %) и национальностей (65 %). В вопросе о том, можно ли причислять к «русскому миру» людей иной культуры, опрошенные не сошлись: 48 % отвечают утвердительно, 45 % выступают «против».

К «русскому миру» респонденты относят территории Донбасса и Приднестровья, территории проживания русских людей за рубежом. Кроме того, «русский мир» объединяет представителей русских общин за рубежом. В опросе приняли участие 1600 человек в 132 населённых пунктах в 46 областях, краях и республиках России [«Русский мир» и как. ].

Всё это позволяет говорить о том, что сегодня на общем фоне стеретипизации и мифологизации сознания мифологическая парадигма о

«русском мире» прорвалась в реальность, то есть в область рационального дискурса.

Опорной плоскостью Русского мира всегда был союз трех родственных народов - русских, белорусов и украинцев. В 1991 году каждый из них получил свое отдельное государство. При этом Белоруссия частью Русского мира быть не перестала. Русский язык там имеет статус государственного, исторические мифы и культурные коды практически не отличаются от наших, граница с Россией открыта - и есть даже некая форма политического единства (Союзное государство).

На Украине же после распада СССР политическая элита нового государства начала строить государственность на основе отталкивания от России. Идея не новая, ее пытались продвигать начиная с XVIII века. Но ни гетману Мазепе, ни профессору Грушевскому, ни наркомпросу Скрыпнику, ни Симону Петлюре, ни Степану Бандере не удалось отменить реальность, которая заключалась в том, что Украина была неотъемлемой и важной частью Русского мира.

В XXI веке пришло понимание того, что без внутреннего принятия обществом мифы не работают, и элементарно не могут быть реализованы. Вот почему новый геополитический миф «Украина - «Не-Россия», был направлен прежде всего на собственное общество. В течение 23 лет происходило настойчивое вытеснение русского языка - в частности, число русских школ сократилось в разы. Активно навязывался новый исторический миф, согласно которому Украина всегда была «Не-Россией», а русские ее оккупировали и угнетали. Была придумана идея «европейского выбора», в которую многие поверили. В результате, украинский кризис стал самым серьезным вызовом для Русского мира после революции 1917 года, а сама идея Русского мира -доказательством того, что стереотипизация и мифологизация сознания, внешне подчиненные логике общества массовых коммуникаций, обладают способностью разрушить основания рационального дискурса.

Таким образом, мы являемся свидетелями того, что современное общество и стихийно, и намеренно организует свое коммуникативное пространство, генерируя в нем актуальные дискурсы, которые по запросу политических и экономических элит могут быть направлены либо на конструктивные, либо на деструктивные цели.

Итак, очевидно, что миф является культурным продуктом не только архаичного сознания. Принимая современные формы, миф участвует фактически во всех сферах духовной деятельности человечества.

Литература

Декларация русской идентичности // Патриархия.ги. Дата размещения 12.11.2014. Дата обращения 10.12.2014. URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/508347.html.

Кара-Мурза С. Г., Куропаткина О. В. Нациестроительство в современной России. М., 2014.

Козырев А. П. Трудные вопросы и парадоксы Русского мира // Дата размещения 04.11. 2010. Дата обращения 10.12.2014. URL: http://www.pravmir.ru/trudnye-voprosy-i-paradoksy-ru/#ixzz3 LWuOwF ee/

Мединский В. В. Свобода творчества - вещь святая, но финансировать любые прихоти творцов госбюджет не обязан // Дата размещения 17.04.2014. Дата обращения 10.12.2014. URL: http://www.kp.ru/daily/2622L4/3104101/.

Найдыш В. М. Философия мифологии от Античности до эпохи Романтизма. М., 2002.

Неклюдов С. Ю. Мифы и мифология современной России // Неклюдов С. Ю. Структура и функция мифа. М., 2000.

«Русский мир» и как его понимать? // Сайт ВЦИОМ. Дата размещения 02.12.2014. Дата обращения 10.12.2014. URL: http://wciom.ru/index.php?id=268&uid=115074.

Русский мир — это русский ответ на глобализацию // Информационный портал фонда «Русский мир». Дата размещения 07.11.2014. Дата обращения 10.12.2014. URL: http://www.russkiymir.ru/fund/assembly/the-eighth-assembly-of-the-russian world/media-about-the-viii-assembly-of-the-russian-world/155533/.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.