Научная статья на тему 'Дискурс исламизма'

Дискурс исламизма Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
403
79
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Дискурс-Пи
ВАК
Ключевые слова
ИСЛАМИЗМ / ИСЛАМСКИЙ ФУНДАМЕНТАЛИЗМ / ТРАДИЦИОННЫЙ ИСЛАМ / ЕВРОИСЛАМ / ISLAMISM / ISLAMIC FUNDAMENTALISM / TRADITIONAL ISLAM / EURO-ISLAM

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Исаков А.С.

Автор рассматривает дискурс исламизма как многогранное явление, включающее в себя множество элементов. Выделяются такие структурные элементы, как: фундаментализм, джихадизм, салафизм, ваххабизм, исламофашизм, исламский интегризм, политический ислам, традиционный ислам, евроислам, женский исламизм и другие. Также рассматриваются отличия в восприятии дискурса между отечественными и зарубежными исследователями ислама.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Discourse of Islamism

The author considers the discourse of Islamism as a multifaceted phenomenon, which includes many elements. There are structural elements such as: fundamentalism, jihadism, salafism, Wahhabism, Islamofascism, Islamic integrism, political Islam, traditional Islam, Euro-Islam, women's Islamism and others. Also, the article examines some different between Russian and foreign researchers of Islam.

Текст научной работы на тему «Дискурс исламизма»

УДК 327, 329.3

ДИСКУРС ИСЛАМИЗМА

Уральский институт управления - филиал ФГБОУ ВО РАНХиГС

при Президенте РФ,

старший преподаватель,

Екатеринбург, Россия,

E-mail:as.isacov@gmail.com

Исаков Александр Сергеевич,

Аннотация

Автор рассматривает дискурс исламизма как многогранное явление, включающее в себя множество элементов. Выделяются такие структурные элементы, как: фундаментализм, джихадизм, салафизм, ваххабизм, исламофашизм, исламский интегризм, политический ислам, традиционный ислам, евроислам, женский исламизм и другие. Также рассматриваются отличия в восприятии дискурса между отечественными и зарубежными исследователями ислама.

Ключевые слова:

исламизм, исламский фундаментализм, традиционный ислам, евроислам.

Дискурс исламизма - совокупность дискурсов, возникающих под влиянием активизации присутствия ислама и исламских стран в международном политическом процессе. Формирование данного дискурса произошло под влиянием исламской повестки, ставшей актуальной частью как внутренней, так и внешней политики большинства стран в мире. Соответственно, это отражается на мыслях и суждениях граждан, формируя их взгляд на процессы, связанные с этой религией и ее последователями.

Данный вид дискурса характеризуется особым плюрализмом. Не существует единых подходов к пониманию его сущности и структурных составляющих. Прежде всего, он связан с концептом исламизм, а также со многими иными категориями, такими как фундаментализм, джихадизм, салафизм, ваххабизм, исламофашизм, исламский интегризм, политический ислам, традиционный ислам, евроислам, женский исламизм и другими.

Исламизм, как таковой, описывает общие характеристики политического действия. Можно сказать, что «исламизм - лишь один из множества терми-

1 тасоиавв-р жЛ

Жщрпи

нов, определяющих политическую активность под эгидой религии» [8, с. 16]. Сферой реализации исламизма является идеологическое поле существующих политических режимов стран исламского Востока, формирующееся под влиянием потребности экстенсивного развития в политике, экономике и социальной сфере. Данное развитие призвано компенсировать постколониальную ситуацию, формируемую с XVIII века. Для мусульман этот период является началом окончательного упадка исламского мира, на протяжении которого выстраиваются его отношения с внешним миром.

Традиции научного изучения исламизма также крайне многообразны. Общим вектором рассмотрения служит тезис о том, что возникновение дискурса исламизма связано с агональным дискурсом в мусульманских странах, появившемся как следствие проникновения инородной культуры и ценностей. Это подразумевает выделение исламской культуры как отдельного типа и его противопоставление западной культуре. «Две культуры - исламская и западная - сотворили два идеальных и даже идеально-гипертрофированных человеческих типа, в которых воплотилась суть этих культур, расходящиеся векторы их бытия в мире» [2, с. 170].

Соответственно, дискурс исламизма содержит в себе идеи и концепции, которые могут предложить решение не религиозных, а светских задач. Подобное понимание фигурирует и в работах зарубежных ученых, считающих исламизм «формой инструментализации ислама индивидами, группами и организациями, преследующими политические цели... <...> ... Это обеспечивает политические ответы на современные социальные вызовы, представляя будущее, основы которого зиждутся на переосмысленных концепциях, заимствованных из исламских традиций» [15].

При этом, исламизм, как и его дискурс-измерение, может быть как радикализованным, так и умеренным. Умеренное направление исламизма, традиционно, отождествляют с термином политический ислам. В концепции А. А. Игнатенко исламизм и политический ислам представляются как ориентация на религию при решении проблем общественно-политического развития. Целями является создание условий для использования религиозных норм во всех сферах жизни общества [3, с. 40]. На подобном понимании останавливаются и некоторые зарубежные авторы [16; 17].

Похожая точка зрения присутствует и в концепции В.В. Наумкина, который понимает под политическим исламом традиции неотделимости религии и политики в исламских странах [12, с. 428]. Практическая реализация концепта предполагает стремление к такому варианту политического развития государства, который бы выстраивался в соответствии с нормами религии. В концепции Р. Г. Ланды политический ислам является отражением исламского фундаментализма в политической плоскости и также может быть как умеренным, так и проявляться в ипостаси исламского экстремизма [5]. При этом умеренный политический ислам, интерпретируемый в терминах реальной политики, описывается термином исламский интегризм [6, с. 30].

В концепции З.И. Левина исламский фундаментализм представляет собой ориентацию на полномерную реализацию базовых религиозных принципов - столпов ислама [7, с. 19]. Акцентуация данных принципов является

проявлением исламской ортодоксии. В концепции Г. И. Мирского, исламский фундаментализм - это «призыв вернуться к истокам веры, к первоначальной чистоте религии, искаженной и извращенной отступниками. Фундаментализм может быть присущ любой религии. Поборники мусульманского фундаментализма (по-арабски «салафийя», от слова «салаф» - предки) призывают очистить свою религию от темных и позорных наслоений, исказивших ислам по вине нечестивых, неправедных правителей и погрязшей в роскоши и разврате верхушки общества» [10, с. 16]. В таком понимании исламский фундаментализм представляется как реакционное явление салафизм, направленное на реставрацию чистой религии.

Дискурс салафизма особенно характеризует особенности дискурса исламизма на постсоветском пространстве. Поскольку большинство стран региона столкнулись с экстремистскими проявлениями и негативными последствиями исламизма, данный термин имеет однозначно негативную коннотацию и им обозначаются только радикальные проявления фундаментализма [9].

Другие радикальные дискурсы исламизма обычно обозначаются терминами ваххабизм и джихадизм. Термин ваххабизм используют в отношении радикального проявления мусульманской религии, возникшего под влиянием из Саудовской Аравии. Джихадизм подразумевает негативные акционистские проявления радикальной веры, используемые в делинквентном ключе. В частности, в концепции Р. М. Мухаметова, джихадизм представляет собой наиболее радикальное течение исламизма, предполагающее собой абсолютизацию бунта как способа влияния на политические решения [11, с. 31]. В большем количестве случаев, это подразумевает вооруженную борьбу и попытки насильственной реализации законов шариата.

Другим термином, описывающим радикальный исламизм, является ис-ламофашизм. Данный термин придуман и внедрен французским историком М. Родисоном, который применял марксизм для изучения исламского Востока и характеризовал данным термином современную политическую систему Исламской Республики Иран. Стоит отметить, что данный термин популярен в западной политической науке, но обширно критикуется отечественными исследователями ислама. В США он популяризировался неоконсерваторами, желавшими метафорично подчеркнуть негативные проявления ислама, а также использовался в работах видных ученых. В частности, Ф. Фукуяма делал акцент на том, что исламофашизм характеризует столкновение западной и мусульманской цивилизации, и со стороны последней принимает характер борьбы против современности [14, с. 107].

Отражением общего воздействия радикального исламизма становится и возникновение новых феноменов, включающихся в его дискурс. Одним из таких феноменов является женский исламизм [1]. Несмотря на то, что политическая активность женщин в традиционалистских мусульманских обществах не приветствуется, активизируется участие женщин в деятельности радикальных террористических группировок. Из числа женщин формируются как политические группы, так и боевые отряды. Несмотря на приверженность крайним религиозным идеям, такая ситуация возникла под влиянием секу-

1 DiacouRBB-p Я ft

Жщрпи

ляризма и эмансипации, породивших идею о равноправии женщин. Именно поэтому в ряды террористических группировок вливаются, в большей степени, мусульманки и неофитки из европейских стран.

В качестве профилактики радикальных проявлений веры западные исследователи рассматривают так называемый «евроислам». Под ним подразумевается рожденная в Европе версия мусульманской религии, основанная на плюрализме и идеях демократии. Ее апологетом является германский политолог сирийского происхождения Б. Тиби, считающий, что «евроислам основан на европеизации и включает в себя плюрализм. В демократической Европе не может быть места для ислама, основанного на шариате. Исламизация Европы, как ее себе представляют исламисты, хоть это и не хотят признавать, представляет собой угрозу европейской идентичности и открытому обществу» [18, p. 14]. Таким образом, евроислам противопоставляется радикальным учениям, проникающим на континент вместе с эмигрантами, и представляет собой синкретический конструкт, производный как западной, так и исламской культуре.

Для практического претворения данного явления необходима высокая доля секуляризации, проводником которой является глобализация. При ее осуществлении произойдут масштабные трансформации, способствующие смешению культур и религий, так же, как в свое время это случилось на африканском континенте [18, p. 56]. Однако на сегодняшний день, распространению евроислама мешает именно секуляризация, не позволяющая европейским странам создавать собственные институты, которые занимались бы подготовкой мусульманских проповедников - проводников данных идей. Таким образом, идея евроислама остается в плоскости академического дискурса, оказывая невысокое влияние на реальное состояние мусульманских сообществ, но оставляя за собой потенциальную возможность стать региональной разновидностью вероучения [13].

Некоторые отечественные эксперты сближают евроислам и российский ислам, усматривая в нем общие черты [4]. При этом заложенные в нем европейские традиции секуляризма отрицают возможность влияния на религию местных традиций, что широко распространено в РФ. В связи с этим, для характеристики умеренного исламизма, подчеркивая его конструктивное значение в качестве охранителя российского общества, в отечественном дискурсе используется термин традиционный ислам. Под ним подразумевается версия ислама, традиционно исповедуемая российскими мусульманами и не подвергавшаяся влиянию извне. К сожалению, устоявшихся подходов к определению термина в научном дискурсе, на сегодняшний день, не существует.

Таким образом, исламистский дискурс включает в себя множество концепций, под которыми могут пониматься как радикальные негативные феномены, так и умеренные направления, способствующие позитивной артикуляции мусульманских ценностей в публичной сфере. Кроме того, существуют концептуальные различия между отечественным дискурсом исламизма и подходами зарубежных ученых. Тогда как в западных концепциях часто фигурируют идеи либо подчеркивающие негативные аспекты ислама, либо

настаивающие на принудительной секуляризации и придания вере синкретического характера, отечественные ученые наиболее часто описывают гуманистический потенциал мусульманского вероучения, отмечая исключительную роль носителей этой религии в становлении и развитии современной России.

1. Балтанова Г. Р. Женский исламизм - феномен XXI века [Текст] / Г. Р. Балтанова // Вестник экономики, права и социологии. 2016. № 1. С. 224229.

2. Игнатенко А.А. Зеркало Ислама [Текст] / А.А. Игнатенко. М.: АНО «Русский институт», 2004. 216 с.

3. Игнатенко А. А. Ислам и политика [Текст] / А. А. Игнатенко. М.: Институт религии и политики, 2004. 256 с.

4. Королева Л.А., Королев А.А. «Евроислам» в постсоветской России: к историографии вопроса [Текст] / Л. А. Королева, А. А. Королев // Омский научный вестник. 2007. № 4 (58). С. 53-54.

5. Ланда Р. Г. Политический ислам и отношения Восток-Запад [Текст] / Р. Г. Ланда // Ислам в современном мире: внутригосударственный и международно-политический аспекты. 2015. № 1. С. 119-134.

6. Ланда Р. Г. Политический ислам предварительные итоги [Текст] / Р. Г. Ланда. М.: ИБВ, 2005. 286 с.

7. Левин З.И. Фундаментализм [Текст] / З.И. Левин. М.: Институт востоковедения РАН, 2003. 264 с.

8. Малашенко А. В. Исламизм на все времена [Текст] / А. В. Малашен-ко // Свободная мысль. 2004. № 12. С. 16-28.

9. Малашенко А.В., Старостин А.Н. Ислам на современном Урале [Текст] / А.В. Малашенко, А.Н. Старостин. М.: Московский центр Карне-ги, 2015. 30 с.

10. Мирский Г. И. Ислам история и современность [Текст] / Г. И. Мир-ский // Ислам: история и современность. 2010. С. 3-20.

11. Мухаметов Р.М. Политическое самоопределение исламского мира в условиях глобализации (Политические доктрины и действия) [Текст] / Р.М. Мухаметов. М.: Медина, 2008. 163 с.

12. Наумкин В.В. Ислам и мусульмане: культура и политика [Текст] / Р.М. Мухаметов. М.: Медина, 2009. 768 с.

13. Садыхова А.А. Евроислам: миф или реальность? [Текст] / А.А. Са-дыхова // Управленческое консультирование. 2010. № 1 (37). С. 90-98.

14. Фукуяма Ф. Америка на распутье [Текст] / Ф. Фукуяма. М.: АСТ, 2008. 282 с.

15. Denoeux, G. The forgotten swamp: navigating political Islam [Text] / G. Denoeux // Middle East Policy. № 9 (2). P. 56-81.

16. Gerges. F.A. The Islamist Moment: From Islamic State to Civil Islam [Text] / F.A. Gerges // Political Science Quarterly. 2013. № 128. P. 389-426.

17. Shaykhutdinov R., Achilov D. Islam, Islamism, and collective action in Central Asia [Text] / R. Shaykhutdinov, D. Achilov // Trames. 2014. Vol. 18. № 4. P. 383-405.

18. Tibi B. Political Islam, World Politics and Europe. Democratic Peace

1 oibcourbb-p Ж ft

Жщрпи

and Euro-Islam versus Global Jihad [Text] / B. Tibi. New York: Routledge, 2007. P. 328.

References

1. Baltanova G.R. Zhenskij islamizm - fenomen XXI veka [Tekst] / G.R. Baltanova // Vestnik e'konomiki, prava i sociologii. 2016. № 1. S. 224-229.

2. Ignatenko A.A. Zerkalo Islama [Tekst] / A.A. Ignatenko. M.: ANO «Russkij institut», 2004. 216 s.

3. Ignatenko A.A. Islam i politika [Tekst] / A.A. Ignatenko. M.: Institut religii i politiki, 2004. 256 s.

4. Koroleva L.A., Korolev A.A. «Evroislam» v postsovetskoj Rossii: k istoriografii voprosa [Tekst] / L. A. Koroleva, A. A. Korolev // Omskij nauchnyj vestnik. 2007. № 4 (58). S. 53-54.

5. Landa R.G. Politicheskij islam i otnosheniya Vostok-Zapad [Tekst] / R.G. Landa // Islam v sovremennom mire: vnutrigosudarstvennyj i mezhdunarodno-politicheskij aspekty. 2015. № 1. S. 119-134.

6. Landa R. G. Politicheskij islam predvaritel'nye itogi [Tekst] / R. G. Landa. M.: IBV, 2005. 286 s.

7. Levin Z.I. Fundamentalizm [Tekst] / Z.I. Levin. M.: Institut vostokovedeniya RAN, 2003. 264 s.

8. Malashenko A. V. Islamizm na vse vremena [Tekst] / A. V. Malashenko // Svobodnaya mysl'. 2004. № 12. S. 16-28.

9. Malashenko A. V., Starostin A.N. Islam na sovremennom Urale [Tekst] / A.V. Malashenko, A.N. Starostin. M.: Moskovskij centr Karnegi, 2015. 30 s.

10. Mirskij G.I. Islam istoriya i sovremennost' [Tekst] / G.I. Mirskij // Islam: istoriya i sovremennost'. 2010. S. 3-20.

11. Muxametov R.M. Politicheskoe samoopredelenie islamskogo mira v usloviyax globalizacii (Politicheskie doktriny i dejstviya) [Tekst] / R.M. Muxametov. M.: Medina, 2008. 163 s.

12. Naumkin V.V. Islam i musul'mane: kul'tura i politika [Tekst] / R.M. Muxametov. M.: Medina, 2009. 768 s.

13. Sadyxova A.A. Evroislam: mif ili real'nost'? [Tekst] / A.A. Sadyxova // Upravlencheskoe konsul'tirovanie. 2010. № 1 (37). S. 90-98.

14. Fukuyama F. Amerika na rasput'e [Tekst] / F. Fukuyama. M.: AST, 2008. 282 s.

15. Denoeux, G. The forgotten swamp: navigating political Islam [Text] / G. Denoeux // Middle East Policy. № 9 (2). P. 56-81.

16. Gerges. F.A. The Islamist Moment: From Islamic State to Civil Islam [Text] / F. A. Gerges // Political Science Quarterly. 2013. № 128. P. 389-426.

17. Shaykhutdinov R., Achilov D. Islam, Islamism, and collective action in Central Asia [Text] / R. Shaykhutdinov, D. Achilov // Trames. 2014. Vol. 18. № 4. P. 383-405.

18. Tibi B. Political Islam, World Politics and Europe. Democratic Peace and Euro-Islam versus Global Jihad [Text] / B. Tibi. New York: Routledge, 2007. P. 328.

UDC 327, 329.3

DISCOURSE OF ISLAMISM

Isacov Alexander Sergeevich,

Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration, Senior lecturer, Ekaterinburg, Russia, E-mail: as.isacov@gmail.com

Annotation

The author considers the discourse of Islamism as a multifaceted phenomenon, which includes many elements. There are structural elements such as: fundamentalism, jihadism, salafism, Wahhabism, Islamofascism, Islamic integrism, political Islam, traditional Islam, Euro-Islam, women's Islamism and others. Also, the article examines some different between Russian and foreign researchers of Islam.

Key concepts:

Islamism, Islamic fundamentalism, traditional Islam, Euro-Islam.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.