Научная статья на тему 'Дискурс элиты'

Дискурс элиты Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
334
83
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Дискурс элиты»

Энциклопедия «Дискурсология»

жителей той или сельской местности, где они ведут свою трудовую деятельность. В русскоязычный агрикультурный дискурс повсеместно сегодня вовлекаются креативные элементы народного устного творчества (байки, частушки, народные песни, присказки, народные сказы и сказки, мифы и легенды), предрассудочные феномены, народные приметы и предубеждения, а также художественные народные элементы (народные ремесла, народные танцы, одежда), формы сельского досуга (сбор ягод и грибов, рыбалка и охота, посещение сельского клуба или дискотеки, «хождение в гости», «посиделки на завалинке» и т. и.) и гастрономическая (глюттоническая) составляющая (крестьянская еда, народные блюда).

У агро- или сельскохозяйственного дискурса наличествуют тесные связи с научным дискурсом, поскольку в сельском хозяйстве и агросфере в целом присутствуют и когнитив-

но осваиваются знания о земле, её биосфере, почве, природных ресурсах, экономике хозяйствования и гуманитарного аспекта проживания в сельской местности. Кроме того, в последнее время прослеживается взаимосвязь с туристическим дискурсом, поскольку в сельской местности стали открываться маршруты агротуризма и сельского туризма, появились сельские гостевые дома и крестьянские этноу-садьбы. Любопытство посещающих эти маршруты провоцирует также гастрономическое этнодискурсоразвертывание, поскольку велик интерес к блюдам, приготовляемым в конкретной сельской местности и из специфических для нее продуктов.

Литература:

Олянич А.В., Сухова Е.А. Концептосфера «Земля» в англоязычной агрикультуре: монография. Волгоград: Волгоградский ГАУ, 2012. 184 с.

Т.А. Островская, З.Р. Хачмафова

ДИСКУРС элиты

Дискурс элиты представляет собой один из видов над-институционального общения и рассматривается, с одной стороны, как тип речевого поведения элитарной личности, детерминированного пространственно-временными параметрами, с другой стороны - как вербализация когнитивного стереотипа понятия «элита» (стандартного представления носителей языка), существующего в дискурсивно-когнитивном пространстве и определяемого социально-историческими условиями. Дискурс элиты определяется как правила порождения смыслов элитарной языковой личностью; как определенный тип высказывания, присущий элитарной личности; как когнитивное пространство, образованное вокруг макроконцепта ЭЛИТА, предопределяющего и создающего предметную сферу дискурса элиты, его смысловое содержание, включающее в себя информацию о субъектах, объектах, обстоятельствах и пространственно-

временных координатах, отражающих окружающий мир и создающих присущий элите способ видения мира и упорядочения действительности; это вербализация элитарной ментальности, отражающей окружающий мир и создающей присущий элите способ видения мира и упорядочения действительности; это отражение понятия «элита» в когнитивном сознании носителей языка в виде когнитивных стереотипов.

Дискурс элиты относится к дискурсу объекта, т. е. дискурсу определенной социальной группы, в которую входят элитарные личности, принадлежащие к различным социальным институтам. Дискурс элиты, как и любого социального института, является средством хранения, передачи и регуляции знаний при формировании локальных дискурсивных практик, которые интегрированы во все социокультурные институты. Признаки элитарности проявляются, прежде всего, в элитарном

180

Энциклопедия «Дискурсология»

речевом поведении, т. е. в дискурсивных практиках, характерных для элитарной языковой личности. Исследование дискурса элиты привело к выделению его функций, к которым относятся: социокультурная функция, функция хранения, передачи и регуляции действий при формировании локальных дискурсивных практик, функция реализации дисциплинарных практик. К конститутивным признакам дискурса элиты относятся: репродуктивность, пролиферация, наличие онтологического параметра, семиотичность, конвенциональность, институциональность, идеологичность, прагматичность и интертекстуальность.

На содержание дискурсообразующих концептов элиты оказывают влияние вербальные, невербальные и транс-вербальные знаки, что позволяет выявить семиотическую сущность рассматриваемого дискурса. Дискурсивная элитарная личность наиболее полно характеризуется при рассмотрении ее вербальных, невербальных и транс-вербальных составляющих, т. е. совокупности ее речеповеденческих моделей и невербальных поведенческих паттернов, формирующих дискурс элитарной языковой личности. Модификация дискурсивных практик современной элитарной личности происходит в направлении «омассовления», «маргинализации» элиты.

Экстралингвистическими факторами, влияющими на формирование и изменение дискурсивных практик элиты, являются глобализационные и другие социокультурные и лингвокультурные процессы, происходящие в эпоху постмодерна, люмпенизация духа (омассовление) в эпоху постмодерна, тенденция опрощения онтологических феноменов, исторические традиции (предпосылки), существующие в постиндустриальном лингвокультурном обществе, особенности концептуализации эпохи постмодерна, эмоциональный фактор. К системообразующим элементам дискурса элиты относятся следующие признаки: наличие участников, представление о социальной миссии, наличие цели, социальные практики, стратегии и тактики общения, базовые ценности элиты, реализуемые в дискурсе функции,

дискурсивные формулы, особая прецедент-ность, жанры, хронотоп.

Участниками дискурса элиты являются представители различных социальных институтов, т. е. дискурсивные элитарные личности, исполняющие определенные коммуникативные роли для реализации различных интенций в рамках дискурсивных практик элиты. Основная социальная миссия элиты - быть «репрезентативным обществом», моделью целого в массивизирующемся обществе, целого, взятого в своих наивысших достижениях и, исходя из этого, определять политический курс государства. Следовательно, дискурсивные практики языковой элитарной личности нацелены на производство текстов, в которых проявляются интенции участников дискурса на реализацию основной социальной миссии дискурса элиты - интеграцию общества.

Цель дискурса элиты определяется предполагаемым результатом коммуникации, т. е. ради чего создавался и реализовывался дискурс. Сущность элиты состоит в доминировании, реализации определенной идеологии, следовательно, очевидны и цели дискурса элиты - реализация стратегии доминирования. Таким образом, основным системообразующим критерием для выделения дискурса элиты служит тематический определитель цели - доминирование.

В дискурсе элиты способ общения обусловлен многими факторами и целями- от просветительской до агональной - и обусловлен тем, к какой элите относится данная элитарная языковая личность, поэтому выбираемые стратегии и тактики носят гибкий характер.

Социальные практики дискурса элиты реализуются благодаря наличию таких имманентных особенностей элиты, как статусные характеристики (высокие социальные позиции), функциональные характеристики (элита делает все эффективно, задает образцы, утверждает общие моральные представления и правовые нормы).

Базовые ценности элиты - это совокупность нравственных установок, имеющих наибольшую значимость для элитарных личностей, обусловливающих существование дискурса

181

Энциклопедия «Дискурсология»

элиты. «Ценностный» критерий элиты опирается на представление об определенных качествах личности, присущих дискурсивной элитарной личности: поведенческих эталонах, высоком уровне интеллектуального развития, моральных качествах и степени «аристократичности» в повседневной культуре. Особенно важно, что эти «ценностные» критерии связаны с вопросом об «истинности», «подлинности» той группы, которая считается или сама себя считает элитой, а также с представлением об элитарности как о качестве, которое передается по наследству.

Реализуемые функции, т. е. назначение любого дискурса объекта, тесно связаны с «воссозданием социальной реальности». Формирование дискурса элиты как коллективной идентичности происходит путем навязывания базовых ценностей новым участникам дискурса. Таким образом, формирование коллективной идентичности является главной функцией дискурса элиты, без нее невозможна реализация остальных функций, связанных с базовыми ценностями элиты.

Дискурсивные формулы являются инструментом реализации тактики речевого общения. Они могут быть особым видом языка, понятным только членам определенной социальной группы - так называемой, особой прецедентностью, к которой относятся прецедентные тексты, представляющие собой цитаты элитарных художественных произведений, инклюзии выражений и терминов на латыни или других языках и пр., т. е. такие тексты, которые объединяют всех представителей данного социума и позволяют провести грань между «своим-чужим». С другой стороны, в зависимости от социального уровня субъектов речевого действия, языковая элитарная личность может адаптировать цитаты, сложные фразеологизмы, афоризмы до уровня понимания их субъектами речевого действия. Такая стратегия является примером «игры на понижение». К дискурсивным формулам также относятся невербальные и транс-вербальные знаки дискурса элиты: стиль жизни, стиль поведения, вещное окружение, в том числе мода, жилище, автомобили, домашние питомцы и пр.

Определение жанров дискурса элиты представляет сложность в виду над-институциональности исследуемого дискурса. Поскольку дискурс элиты - это симбиоз различных институциональных дискурсов, каждый со своей элитой, то жанры следует рассматривать индивидуально при проведении дискурсивного анализа отдельного дискурса.

Хронотоп. Дискурсивная элитарная личность определяется совокупностью признаков, присущих элите как макросоциальной группе в целом, но с учетом особенностей, обусловленным хронотопными характеристиками дискурса элиты. Его дискурсивное пространство охватывает практически все виды социальной деятельности человека, так как в каждой макросоциальной группе присутствует своя элита. Описание жанров дискурса элиты дифференцируется в зависимости от того, какой тип элиты находится в фокусе внимания исследователя. Базовыми концептами для всех типов элит являются концепты «доминирование», «власть», «социальное сплочение общества» «цинизм».

Литература:

1. Островская Т.А. Дискурс элиты и дискурс элит: методологические подходы к исследованию // Вюник Чентвського нацюнального педашпчного ун1верситету.Вы-пуск 101. Сер1я: Педагопчш науки. Чершпв, 2012. С. 246-249.

2. Островская Т.А. Общегуманитарные подходы к исследованию дискурса элит // Лингвориторическая парадигма: теоретические и прикладные аспекты. Сочи: РИД ФГБОУ ВПО «СГУ»,2012. Выл. 17. С. 135-140.

3. Островская Т.А. Концепт «дискурс» как объект лингвистического исследования// Известия Сочинского государственного университета. Сочи: Известия СГУ, 2013. №2 (25), 222с. С. 203-206.

4. Островская Т.А. Дискурсообразующие концепты дискурса элиты // Вестник АГУ Сер 2.Филология и искусствоведение». - Майкоп: Изд-во АГУ, 2013. Выл. 4. С. 76-83.

5. Островская Т.А. Дискурсообразующие концепты современной меритократической элиты Британии и Ирландии. Политическая лингвистика / Гл. ред. А.П. Чудинов. Урал, гос.пед. ун-т. - Екатеринбург, 2014. Выл. 2. С. 173-179.

6. Островская Т.А., Хачмафова З.Р. К вопросу изучения дискурсивного пространства эрзац-элиты в синергетической парадигме // Филологические науки. Вопросы теории и практики. - Тамбов: Грамота, 2014. № 10. Ч. 3. С. 146-149.

7. Островская Т.А. Актуализация концепта ГИБКОСТЬ МЫШЛЕНИЯ в современном британском дискурсе элиты // Лингвокулыурология: Научное издание. Екатеринбург: Уральский государственный педагогический, 2014. № 8. С. 138-141.

182

Энциклопедия «Дискурсология»

КОМПЬЮТЕРНЫЙ ДИСКУРС

Е.Н. Таличкина

Компьютерная коммуникация представляет собой общение посредством компьютера и имеет, как минимум, три измерения — тематическое (разговор о компьютерах), персонологическое (разговор специалистов в сфере информационных технологий между собой или с другими людьми) и инструментальное (разговор посредством компьютера). Инструментальное измерение общения является по своей сути лингвосемиотическим и в наибольшей мере раскрывает природу компьютерной коммуникации.

Изучение компьютерной коммуникации привлекает к себе внимание многих ученых. Исследуется лингвистический статус Интернет-общения как особого типа дискурса; анализируются технические параметры компьютерной коммуникации — электронная форма существования текста, гипертекстуальность, мультимедийность, интерактивность, синхронность и др.; описываются структурно-семантические особенности Интернет-вокабуляра. Специальному анализу подвергаются особенности компьютерного сленга и жанры компьютерного общения (Интернет-конференция, форум, чат, Интернет-дневник, персональные объявления в Интернете). Исследователи обращают внимание на лингвокультурные особенности компьютерного общения на материале разных языков. Обсуждаются функционально-игровые характеристики компьютерного дискурса. Дискуссионными являются вопросы знаковой организации и жанровой системы компьютерного общения.

В общем и целом наиболее плодотворным и доминирующим представляется социолингвистический подход к изучению данного феномена. Благодаря такому аспекту рассмотрения удалось установить, что сущность компьютерной коммуникации состоит в специфическом единстве и взаимовлиянии ее основных модусов - актуальной и сетевой

коммуникации. Актуальная компьютерная коммуникация является исходным типом общения, в ходе которого его участники осуществляют обиходное и специализированное информационно-эмоциональное взаимодействие в реальных жизненных ситуациях. На базе актуальной коммуникации возникает сетевое общение, участники которого представляют собой неопределенное множество реальных и потенциальных пользователей сети, образуя в своей совокупности ноосферу, о которой писал В. И. Вернадский. При этом между этими типами общения нет непреодолимой границы - каждый участник компьютерной коммуникации может выступать в любой из ипостасей пользователя сети.

Компьютерная коммуникация характеризуется следующими конститутивными признаками: бимодальностыо - возможностью вести коммуникацию в двух режимах: актуальном и сетевом; металинеарностъю - наличием системы гипертекстуальных связей данного текста с другими текстами и информационными ресурсами; креолизуемостъю - существованием сигнально-иконического единства вербального ряда и мультимедийных рядов в компьютерном тексте. Эти признаки меняют наши представления о языке как средстве общения, о человеке в языке и о филологическом знании. Наряду с конститутивными признаками, компьютерная коммуникация характеризуется аддитивными признаками: американизация -внедрение норм поведения американской культуры как основного источника культуры глобализационной; ювенилизация - ориентация на нормы игрового молодежного поведения как доминирующего образца современной массовой культуры; виртуализация - восприятие размытого времени, сближение пространства, множественная самоидентификация; пре-зентационностъ - акцентирование своего имиджа для продвижения своего контента как товара или продукта, уподобляемого товару;

183

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.