УДК 81’42
ББК 81.0
О 77
Островская Т.А.
Кандидат филологических наук, доцент кафедры английской филологии Адыгейского государственного университета, e-mail: sessvetla@mail.ru
Дискурсообразующие концепты дискурса элиты
(Рецензирована)
Аннотация:
Рассматриваются вопросы взаимоотношения концептов и дискурса, формирующих элитарную личность. Дается определение дискурса элиты и выделяются кластеры дискурсообразущих концептов. Акцентируется внимание на высокой степени концептуальности данного дискурса. Резюмируется целесообразность применения нескольких методов лингвистического анализа для выявления концепций, лежащих в основе исследования дискурса.
Ключевые слова:
Концепт, дискурс, дискурсообразующий потенциал, элита, гегемония, строй дискурсов, контент-анализ.
Ostrovskaya T.A.
Candidate of Philology, Associate Professor of English Philology Department, Adyghe State University, e-mail: sessvetla@mail.ru
Discourse-forming concepts of elite discourse
Abstract:
The paper sheds light on relationship of concepts and the discourse, forming the elite personality. Definition of a discourse of elite is given and clusters of discourse-forming concepts are allocated. The attention is focused on high degree of conceptuality of this discourse. The author summarizes expediency of application of several methods of the linguistic analysis to detect the concepts underlying research of a discourse.
Keywords:
Concept, discourse, discourse-forming potential, elite, hegemony, system of discourses, content analysis.
Существование в современных гуманитарных науках большого количества концепций и теорий дискурса, а также возникновение и развитие течений, специализирующихся на дискурс-анализе, свидетельствует о том, что дискурс на сегодняшний день является одним из наиболее разрабатываемых и актуализированных предметов теоретического анализа в социологии, психологии, политологии, философии и лингвистике. При активном расширении
пространства массовых коммуникаций и появлении новых видов дискурсов, которые активно влияют на различные стороны общественной жизни, наблюдается активизация научной деятельности в области изучения дискурсов.
Несмотря на различия в частных вопросах, практически все дискурс-аналитические подходы сходятся в том, что функции языка проявляются не только в отражении существующей реальности. Одной из важных особенностей языка является его способность структурироваться в паттерны или дискурсы, при этом значения меняются от дискурса к дискурсу. Дискурсивные паттерны создаются и трансформируются в дискурсивной практике, и эти трансформации (модификации) отражаются в специфических контекстах при поддержании или изменении данных паттернов.
Представитель критического дискурс-анализа Норман Фэркло считает, что дискурс является одним из множества аспектов любой социальной практики. Он видит необходимость в критическом дискурс-анализе по нескольким причинам, в том числе и в том, что на современном этапе КДА способен не только пролить свет на новый, нарождающийся мир, но и продемонстрировать прежде не изученные альтернативные направления, как-то: какие аспекты человеческой жизни, улучшающие эту жизнь, следует выделить, а какие аспекты требуют изменения негативных сторон к лучшему [1: 3], то есть исследования дискурса могут способствовать повышению качества жизни общества. В этом, на наш взгляд, состоит социокультурная функция дискурса.
Представляется целесообразным выявить дискурсообразующие концепты дискурса элиты, объединить концепты в кластеры и проиллюстрировать актуализацию некоторых концептов данного дискурса на примере текстовых фрагментов из журнала «Элита общества».
Коммуникативные свойства дискурса прочно соединены с его семиотическими характеристиками. С позиций семиотики дискурсы - это знаковые системы, которые являют собой как разнообразные тексты, языки, так и символы, иконические образы, представленные в виде вещей, мест обитания, окружения (например, домашних питомцев). Содержанию дискурсообразующих концептов дискурса элиты присущи признаки вербального плана и невербального плана, что позволяет выявить семиотическую сущность дискурса элиты, учитывая при этом уникальные и универсальные характеристики коллективной языковой личности [напр.см.2].
Важным аспектом взаимодействия концепта и дискурса является роль дискурса как среды и основного фактора формирования концептуального содержания. Современная лингвистика не ставит под сомнение факт, что содержания дискурса и вырабатываемых в нем ценностей находится в прямой зависимости от всего социокультурного контекста в целом. Становление дискурса и формирование дискурсообразующих концептов сопутствуют друг другу и дополняют друг друга.
Для дальнейшего исследования комплекса дискурсообразующих концептов дискурса элиты необходимо рассмотреть взаимоотношения между дискурсом и концептом. Прежде всего, концепт - это не только конструкт, хранящий знания, но и явление, обладающее коммуникативными функциями. Содержание концепта реализуется только в коммуникации и проявляется на уровне дискурсивной практики. В современных лингвистических исследованиях концепт определяется не просто как единица уровня ментальных репрезентаций, а как феномен, представляющий взаимодействие сознания, языка, текста и
культуры. В этом случае выявляются такие свойства концепта, как его динамичность и дискурсообразующие характеристики, обеспечивающие выход на дискурсивный уровень (Ю.Е. Прохоров, В.Г. Зусман, А.Л. Филатова, О.А. Алимурадов).
Отношения концепта и дискурса носят двунаправленный характер: не только тот или иной тип дискурса формируется совокупностью определенных концептов, но и концепты, отражая содержание того дискурса, к которому они по преимуществу принадлежат, способны определенным образом направлять коммуникацию, порождая вокруг себя некий дискурс.
По мнению Н.В. Крючковой, концепт - это не только структура хранения знаний, но и явление, обладающее коммуникативными функциями. Концепт получает свою содержательную определенность только в коммуникации (на уровне дискурсивной реализации) [3: 4]. Совершенно справедливо считать, что «...адекватный анализ дискурса должен осуществляться параллельно в двух направлениях - фиксация и каталогизация ментальных единиц, образующих его смысловое пространство, с одной стороны, и выявление способов и закономерностей их материализации - с другой» [4: 106].
Термины «дискурс элиты» и «дискурс элитарной личности» в данном контексте употребляются практически как синонимы, различие состоит в том, что первое определение -более широкое, включающее в себя описание поведенческих паттернов макросоциальной группы элиты, второе определение относится к ситуации индивидуальной элитарной личности. Под элитой понимаются индивиды, «которые обладают такими качествами, как высокая вариативность поведения, высокая когнитивная структурированность мышления, ярко выраженная способность к социальной адаптации, социально значимым характером установки» [5: 8].
Под дискурсом элиты понимается система речемыслительного воздействия представителей макросоциальной группы «элита», которая (система) образована совокупностью вербальных и невербальных репрезентаций приоритетов и ценностей коллективной элитарной личности (элиты).
Дискурс элиты характеризуется высокой степенью концептуальности и является доменом для множества лингвокультурных концептов: для исследования его семиотики важно выявить дискурсообразующий потенциал базовых и периферийных концептов. К ним можно отнести: концепт избранности; концепт власти; концепт публичности; концепт закрытости, концепт социальной значимости; концепт привилегии; концепт политического влияния; концепт компетентности; концепт профессионализма; концепт ответственности; концепт успеха; концепт материального благосостояния (деньги); концепт нравственности и сохранения традиций; концепт целеустремленности; концепт космополитизма; концепт цинизма; концепт люмпенизации; концепт роскоши; концепт рациональности; концепт снобизма; концепт харизматичности; концепт консумеризма; концепт свободы; концепт интеллигентности [6: 247].
Лингвокультурное пространство дискурса элиты образует концептосферу, в которой находится базовый концепт «элитарная личность», поскольку реализация всех вышеперечисленных концептов возможна только через поступки, действия (т.е. поведение) элитарной личности. Концепт «элитарная личность», безусловно, является ядерным для всех субдискурсов элиты.
Каждый из концептов способен образовывать субдискурсы, которые в свою очередь формируют строй дискурсов. Их борьба за гегемонию приводит к временным ситуациям
доминирования определенных дискурсов. Например, субдискурсы избранности и закрытости вступают в противоречие с дискурсивными практиками субдискурса публичности и субдискурса социальной значимости. Доминирование того или иного (суб)дискурса отражается в социальных практиках и приводит к изменению конфигурации строя дискурсов.
Вышеперечисленные концепты могут объединяться в кластеры, в которых борьба за гегемонию выражена в меньшей степени, более того, они взаимодополняют дискурсивные практики дискурса элиты. Взаимоотношения концептов в концептосфере находятся в постоянном движении, динамика и архитектура кластеров зависит от хронотопа дискурса, а также от целей, поставленных перед собой исследователем.
Дискурсообразующие концепты дискурса элиты можно условно распределить по трем кластерам, каждый из которых в той или иной мере актуализирует поведенческие паттерны нескольких групп элитарной личности: (а) политической (властной) элиты, (б) элиты снобов, (в) меритократической элиты. Деление носит сугубо практический характер и исходит из условий и удобства этого исследования.
Данный перечень и классификация не претендуют на окончательность и полноту охвата, т.к. структурная сложности и содержательная глубина исследуемого дискурса, а также постоянно изменяющаяся конфигурация концептов и дискурс-строя диктуют все новые варианты методологических подходов.
К группе (а) мы отнесли концепты власть, публичность, социальную значимость, привилегии, политическое влияние, ответственность, харизматичность, цинизм, рациональность, материальное благосостояние,
К группе (б) относятся концепты привилегии, успех, космополитизм, цинизм, роскошь, снобизм, консумеризм, материальное благосостояние, публичность.
В группу (в) входят концепты компетентность, профессионализм, успех ответственность, нравственность и сохранение традиций, целеустремленность, рациональность, свобода, преемственность поколений.
Некоторые концепты являются полноценными членами нескольких кластеров (например цинизм, успех, публичность) что объяснимо: макросоциальная группа «элита» тесно объединена общими понятиями и поведенческими паттернами. Отдельного внимания заслуживает концепт «люмпенизация элитарной личности», подробное исследование которого предстоит выполнить в дальнейшей работе.
Далее проведем концептуальный анализ на примере короткой статьи, опубликованной в журнале «Элита общества» 20.06.2013 года (автор не обозначен), которая озаглавлена «Филипп Старк заочно презентовал «Леонтьевский Мыс»:
В Санкт-Петербурге представлен дизайн элитного жилого комплекса «Леонтьевский Мыс». Это первый в Северной столице дизайн-проект элитной недвижимости от yoo Inspired by Stark. Эскизы экстерьерных и интерьерных решений презентовала команда проекта и руководители всемирно известной студии yoo, эксклюзивно работающей со Старком. Сам маэстро в эксклюзивном видеообращении раскрыл концепцию дизайна комплекса. Она органично сочетается с градостроительной концепцией, разработанной петербургскими архитекторами.
«Это будет первый в Петербурге жилой проект высочайшего качества, подлинно элитный проект, - говорит Филипп Старк об элитном жилом комплексе. - Концепция
проекта очень современна, вне времени, это своеобразная интерпретация дворца, крепости. Но не дворца с золотой люстрой, а дворца как места сосредоточия всего наивысшего качества.
Дизайн интерьеров для комплекса разрабатывается в 4 фирменных стилях yoo: Classic, Culture, Nature, Minimal. На данный момент можно оценить компьютерные эскизы спален и гостиных комнат в каждом из стилей.
Особое внимание уделяется дизайну ландшафта внутреннего двора комплекса. «Для нас и наших детей очень важно иметь настоящий кусочек природы, отмечает Филипп Старк. - Мы не будем делать просто маленький садик, это будет что-то по-настоящему реальное, что будет говорить о наших корнях, о наших взаимоотношениях с природой».
На торжественную презентацию комплекса, которая состоится в Петербурге в конце этого года, маэстро обещал быть уже лично [7].
Анализ статьи позволяет выделить в тексте следующие концепты: избранность (Крепости - потому что мы должны быть вместе и должны быть защищены), снобизм -многократное повторение эпитетов «элитный, эксклюзивный», профессионализм (проект высочайшего качества, команда проекта и руководители всемирно известной студии yoo, эксклюзивно работающей со Старком, она органично сочетается с градостроительной концепцией, разработанной петербургскими архитекторами), преемственность поколений, «корней» (что-то по-настоящему реальное, что будет говорить о наших корнях, о наших взаимоотношениях с природой), харизматичность - личность всемирно известного дизайнера Филиппа Старка.
Каждый из выделенных концептов способен образовать дискурс, например, дискурс космополитизма, дискурс преемственности, харизматичности и т.д., что дает основания считать концепт «свернутой моделью дискурса» (термин Крючковой Н.В.), в этом заключается его потенциал как материала дискурсивных исследований.
В данном хронотопе дискурса элиты (место - Россия, Санкт Петербург, время - 2013 год) можно выделить следующий строй дискурсов: космополитизм, снобизм, избранность, харизматичность, преемственность, профессионализм. Борьба дискурсов за гегемонию выражена неявно, дополнительный интент-анализ позволяет отметить имплицитно выраженную гордость за высокую оценку профессионализма отечественных разработчиков, которой, однако, не хватает самодостаточности и необходим признание всемирно известной личности, принадлежащей к космополитичной элите.
Одним из эффективных способов выявить концепты является контент-анализ текста. С этой целью рассмотрим еще одну статью из журнала «Элита общества», опубликованную в разделе «Новости» под заголовком «Resto Rate Awards вручат в Москве»
7 февраля 2013 года в The Ritz-Carlton Moscow состоится одно из главных событий года в ресторанном бизнесе - торжественная церемония вручения ежегодной премии Resto Rate Awards 2012.
Участников Resto Rate Awards 2012 определил список TOPIOO популярных ресторанов Москвы, основанный на статистических данных службы заказов Call Center Resto 921-2222 и сервиса оnline-бронирования ZONза 2011-2012 годы.
Пятерку лучших из ста ресторанов выбрал экспертный совет, в который вошли представители бизнес-элиты, известные ресторанные критики и звездные гурманы.
Темой церемонии Resto Rate Awards 2012 станет новая гастрономическая культура и
национальный колорит Германии. Специально приглашенные немецкие шеф-повара Майлз Уотсон (Miles Watson) и Себастьян Вусслер (Sebastian Wussler), владельцы креативного берлинского ресторана Studio 21 и авторы гастрономического проекта Pure Berlin,
обещают перевернуть представление московских гурманов о немецкой кухне - они представят эксклюзивное меню для гостей Премии.
Премия Resto Rate Awards в области ресторанного бизнеса, учрежденная в 2008 году, ежегодно отмечает самые популярные рестораны Москвы и выявляет новые тенденции в гастрономии.
“Цель Премии - развитие и продвижение культуры gourmet”, - говорит исполнительный директор компании Resto Group Дарья Галкина, - ’’Ресторан - это не только life style, но и место, где создается высокая кухня и формируется этикет. Миссия RRA - качественное улучшение меню и сервиса в ресторанах Москвы.
Контент-анализ приведенной статьи выявил следующие особенности текста:
1. Частота инклюзий иноязычных слов (выделены в тексте статьи) составила около 18 процентов (The Ritz-Carlton Moscow, Resto Rate Awards 2012. T0P100, Call Center Resto 9212222, Studio 21, Pure Berlin, gourmet, life style и др.)
2. Доля выраженности дискомфорта для рядового читателя достаточно высока, т.к. обоснованное употребление инклюзий может относиться только к названию премии. Употребление в статье, посвященной немецкой кухне, французских и английских лексических единиц (gourmet, life style, а также гибрида о^ж-бронирования ZON) свидетельствует о космополитичности коммуникатора (автор неизвестен).
3. Получатель информации расценивается как элитарная личность или как личность, претендующая на принадлежность к элите. Частота употребления символов принадлежности к элите: представители бизнес-элиты, TOP100 популярных ресторанов, эксклюзивное меню и др. - указывает на то, что коммуникация здесь является контейнером для передачи содержимого (см. выше) через посредника (автор статьи) к получателю (предположительно -элитарная личность).
Анализ данной журнальной статьи позволил выделить такие дискурсообразующие концепты элиты как снобизм, космополитичность, глобализация. Имплицитно просматриваются некоторые признаки дискурсообразующих концептов эрзац-элиты (претенциозность, нуворишество), исследование которой представляется очень перспективным.
Таким образом, учитывая сложность взаимоотношений дискурса и концепта, представляется целесообразным применение нескольких методов лингвистического анализа, что позволит эффективнее выявлять концепции, лежащие в основе дискурса, определять как строй дискурсов в хронотопе, так и область дискурсивности исследуемого дискурса.
Примечания:
1. Chouliaraki L., Fairclogh N. Discourse in Late Modernity: Rethinking Critical Discourse Analisis. Edinburgh: Edinburgh University Press, 1999. 168 p.
2. Хачмафова З.Р. Аспекты дискурсивного анализа текстов женской прозы // Вестник Адыгейского государственного университета. Сер. Филология и искусствоведение. Майкоп, 2009. Вып. 3. С. 246-251.
3. Крючкова Н.В. Лингвокультурное варьирование концептов: автореф. дис. ... д-ра филол. наук. Саратов, 2009. 40 с.
4. Приходько А.Н., Путий Е.С. Дискурсообразующий потенциал концептов (на материале викторианского дискурса) // Язык. Текст. Дискурс. Ставрополь, 2011. Вып. 9. С. 104-113.
5. Васильева Л.Н. Теория элит: социология политики. М.: Социум, 2011. 208 с.
6. Островская Т.А. Дискурс элиты и дискурс элит: методологические подходы к исследованию // Вюник Черншвського нацюнального педагопчного ушверситету. Серiя: Педагопчш науки. Черншв, 2012. Вып. 101. С. 246-248.
7. Элита общества [Электронный журн.]. URL: http://esj.ru/journal-archive/ (дата обращения 30.06. 2013).
References:
1. Chouliaraki L. Fairclogh N. Discourse in Late Modernity: Rethinking Critical Discourse Analysis. Edinburgh: Edinburgh University Press, 1999. 168 pp.
2. Khachmafova Z.R. Aspects of discourse analysis of female prose texts // The Bulletin of the Adyghe State University. Series «Philology and the Arts». Maikop, 2009. No. 3. P. 246-251.
3. Kryuchkova N.V Linguistic and cultural variation of concepts: Diss. abstract for the Dr. of Philology degree. Saratov, 2009. 40 pp.
4. Prikhodko A.N., Putiy E.S. Discourse-forming potential of concepts (based on the Victorian discourse material) // Language. Text. Discourse. Stavropol, 2011. Issue 9. P. 104-113.
5. Vasilyeva L.N. Theory of elites: political sociology. M.: Sotsium, 2011. 208 pp.
6. Ostrovskaya T.A. Discourse of elite and discourse of elites: methodological approaches to research // The Bulletin of Chernigov National Teachers’ Training University. Series: Pedagogical sciences. Chernigov, 2012. Issue 101. P. 246-248.
7. Elite of the society [Electronic journal]. URL: http://esj.ru/journal-archive/ (date of the address 30.06. 2013).