Научная статья на тему 'Дискурс англосаксонского ландшафтного дизайна'

Дискурс англосаксонского ландшафтного дизайна Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
195
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Дискурс англосаксонского ландшафтного дизайна»

Энциклопедия «Дискурсология»

[)тщк*Пи

Астафурова Т.Н., Джумагалиева А.С.

ДИСКУРС АНГЛОСАКСОНСКОГО ЛАНДШАФТНОГО ДИЗАЙНА

Дискурс ландшафтного дизайна представляет собой лингвосемиотическую систему, вербализующую одну из обширнейших областей человеческого бытия, связанного с гуманизацией бытового окружения человека в соответствии с эстетическими и этическими нормами определенной эпохи и культурного региона. Дискурс ландшафтного дизайна представлен:

- вербальными знаками, номинирующими агентов (знаки-персоналии), объекты (ло-кусные знаки), природные и искусственные, материальные и нематериальные ресурсы (ре-сурсонимы, инструментативы, рекреативные локусы) и процессы (процессивы);

- невербальными знаками (колороморф-ные, топоморфные, фитонимы);

- смешанными / креолизованными знаками, интегрирующими графический, вербальный и колороморфный компоненты, которые представлены в эмблемах, постерах, мемориальных табличках, мемориальных камнях ландшафтного дискурса.

Дискурс ландшафтного дизайна является поликодовым дискурсом, функционирующим в институциональном и личностно-ориентированном видах коммуникации. Институциональная интеракция охватывает разные сферы садово-парковой деятельности: инструктирование, описание проектов, выбор правильных растений, рассадку деревьев и цветочных клумб, полив и уход за садом, знакомство с разнообразием садовых форм других народов.

Наиболее частотным жанром институционального дискурса ландшафтного дизайна является инструкция по обустройству садового участка и уходу за деревьями и растениями, которая включает: 1) практические

советы по дизайну ландшафтного участка;

2) памятку по посадке и уходу за растениями;

3) справочник ландшафтного обустройства;

4) алгоритм ландшафтного планирования;

5) профессиональное руководство по планированию садово-парковой территории для специалистов в области садово-паркового дизайна. Инструкции по ландшафтному проектированию преимущественно ориентированы на садовода-любителя, поэтому конкретны и просты для реализации на садовых участках рядовых англичан; инструкции по организации садово-парковых ансамблей и общественных парков носят профессионально ориентированный характер, сложны, насыщены терминологией.

Личностно-ориентированный вид дискурса ландшафтного дизайна реализуется преимущественно в художественной литературе в жанре описания, поскольку объекты садово-паркового искусства (сады Стоу, Кью, Пейнсхил, парки Ланселота Брауна; топиарные сады, приусадебные пейзажи) используется английскими писателями для интерпретации и раскодирования других знаковых систем:

- антропоцентрической (как отражения нравственных основ и личностных характеристик героя через описание квалификативных, динамических и статических особенностей пейзажа);

- эмотивной (как эмоционального состояния и внутренних переживаний человека, коррелирующих преимущественно с открытой / закрытой пространственной перспективой ландшафта, его стилевым и колоремным своеобразием);

- аксиологической (как мироощущений человека, порождаемых национально-

ШСКурС*lflu Энциклопедия «Дискурсология»

культурными, духовно-религиозными и социально-политическими ценностями).

В английской садоводческой культуре нашли отражение два стиля садово-паркового искусства: регулярный и пейзажный. Регулярный стиль садово-паркового дизайна господствовал в стране со времен завоевания ее римлянами, и к концу XVII века сложились: 1) регулярные садово-парковые объекты (herb gardens - сады лечебных трав, knot gardens - узловые сады, topiary gardens - топиарные сады); 2) общественные парки (bowling greens - лужайки для игры в шар, tea gardens - чайные сады, pleasure gardens - увеселительные сады).

Дискурс ландшафтного дизайна реализуется преимущественно как институциональный тип коммуникации, как совокупность письменных и устных текстов, порождаемых в ситуациях регламентированного общения для удовлетворения требований клиентов в решении задач теоретического и прикладного характера. Когнитивную модель дискурса ландшафтного дизайна отличают следующие характеристики: участники - агент (ландшафтный дизайнер) и клиент; хронотоп -временные рамки этапов ландшафтных работ (проектирование, устройство инженерных систем, разработка дизайна участка и пр.), место деятельности - частные сады, городские парки, архитектурно-ландшафтные объекты; цель ландшафтного дизайна - преобразование природного объекта посредством интеграции участников дискурса в активную коммуникативно-практическую деятельность по обустройству пространственной среды обитания человека.

Тематика исследуемого дискурса ориентирована на рекомендации и советы по обустройству садового участка, в которых инструктивная функция представлена в инструкциях как основном речевом жанре институционального дискурса ландшафтного дизайна. Инструкция включает пять подтипов, различающихся объемом, ориентацией на разные адресные группы, терминологической слож-

ностью и детализацией действий. Так, практические советы по дизайну ландшафтного участка ("how-to" information) представляют собой краткие ответы на наиболее типичные вопросы начинающих садоводов; памятка по посадке и уходу за растениями (instruction sheet) предназначена в большей степени для цветоводов-любителей, дает краткие рекомендации по подбору видов растений для определенных типов почвы и особенностям ухода за ними, поскольку английские садики возле дома утопают в зелени и цветах; справочник ландшафтного обустройства (guide) предлагает систематизированный и сжатый материал по основным разделам пейзажного обустройства участка для непрофессионалов в этой области. Алгоритм ландшафтного планирования (step-by-step actions) описывает детальную последовательность действий садовода-любителя, стремящегося обустроить свой сад, максимально сохраняя природную естественность линий и композиций, для чего ему предлагаются подробные сведения об особенностях местной флоры и ландшафта, а также рекомендации по их облагораживанию, исходя из чувства меры и художественного вкуса; профессиональное руководство по планированию садово-парковой территории (manual) предназначено для специалистов в области садово-паркового дизайна, реализующих идеи соединения красоты с пользой, простоты с величественностью.

Лексическую насыщенность инструкции определяют специальные номинации, международные термины ландшафтного проектирования (landscape design, divide, instaïï, distribute, fertilize, illuminate, absorb, control, etc.), термины английского ландшафтного дизайна (vertical gardening, eyecatcher, green wall, purple patch garden, etc.), единицы измерения (inch, foot, acre, etc.), аббревиатуры, сокращения и сложносокращенные слова: UF cable (кабель для подземной прокладки) и др. Наиболее активными частями речи являются глагол и имя существительное, преимущественно конверсивы, денотирующие

Энциклопедия «Дискурсология» ШСКУРС*/^

основные способы строительства, укладки материала или подготовки земли к посадке растений (measure, chip, joint, broom, trowel, finish, plant, water, etc.).

Синтаксические особенности инструкции по ландшафтному дизайну проявляются в использовании простых распространенных и сложносочиненных предложений, грамматических конструкций (инфинитивный и причастный обороты), модальных глаголов и их эквивалентов, глаголов в повелительном наклонении. Синтаксис инструкции отличает упрощенное построение предложений, трафаретность и малая вариативность синтаксических конструкций; структурную композицию - краткость и лаконичность, поскольку информация вербализуется в понятных каждому адресату текстах, эксплицитно реализующих функцию воздействия на формирование эстетического вкуса в садово-ландшафтном дизайне.

В дискурсе ландшафтного дизайна особенно важную роль играют колороморфные знаки с базовой семой «цвет», которая зафиксирована в номинациях многих элементов садово-паркового дизайна и растений: yellow lady's slipper; white flowered geranium; blue cranesbill; black currant; red odontites; golden rhododendron; green amara.

В смешанных знаках креолизованный текст постера, плаката, мемориальной таблички, эмблемы декодируется значительно легче благодаря интеграции текстового и графического элементов. Вербальный компонент постера может варьироваться не только в цветовом, но и в шрифтовом исполнении благодаря элементам параграфемики (шрифт, цвет, разрядка), супраграфемики (смена шрифта), пиктографемики (внедрение пиктограммы в букву).

Для обеспечения безопасности садово-парковых объектов предпринимаются разнообразные протективные меры, связанные с его защитой на уровне эзотерики и магии, посредством протективных знаков, деноти-

рующих садовые деревья, магические травы и цветы с протективным потенциалом. Так, кельты широко применяли кустарники и деревья в магических обрядах (Шкунаев, 1991): вереск (heather) утраивает силу, защищает от опасности; плющ (ivy) защищает сад от злых духов. Наиболее частотными элементами суеверий и предрассудков в сфере ландшафтного дизайна выступают преимущественно флороморфные знаки (магические травы - magic herbs) с высоким протективным потенциалом: от сглаза - базилик (basil); от негативного воздействия врагов - лаванда (lavender); от проклятия и порчи - репейник (agrimony). Британские садоводы традиционно следуют эзотерическим правилам, нейтрализующим суеверия относительно посадки и полива цветов.

Этнокультурные вкусы и пристрастия в садовом дизайне отражают мировоззрение англичанина, существующее в виде системы ценностных ориентаций, которые представлены в художественных текстах личностно-ориентированного вида дискурса ландшафтного дизайна. В художественной литературе этого времени нашли отражение либеральные взгляды, определившие фундаментальные принципы британского садового дизайна "In all let Nature never be forgot' (Пусть гений места даст тебе совет) : формирование эстетического видения природы и сохранение натуралистичности пейзажа в гармонии природного и привнесенного человеком (А. Поуп); уважение к труду и самопожертвование во славу Сада, восхищение страной и ее природными ресурсами, восприятие пейзажа / природы как знака мироощущения героев и метафоры их души (Р. Киплинг); идентификация эмоционального состояния героев, их настроения и внутренних переживаний через описание пейзажа и архитектоники природного пространства (Дж. Остин); сохранение памятников ландшафтного дизайна, органичное сочетание прагматичности и красоты в компонентах садового ландшафта (Р. Дал).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.