Научная статья на тему 'Композиционные особенности современного "итальянского" сада'

Композиционные особенности современного "итальянского" сада Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
566
79
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
"ИТАЛЬЯНСКИЙ" САД / ITALIAN GARDEN / РЕГУЛЯРНАЯ ПЛАНИРОВКА / REGULAR PLANNING / ТЕРРАСЫ И ЛЕСТНИЦЫ / TERRACES AND STAIRCASES / СВЕТЛЫЙ КАМЕНЬ / LIGHT STONE / "ШУМНЫЕ" ВОДНЫЕ ИСТОЧНИКИ / NOISY WATER SPRINGS / "АНТИЧНАЯ" СКУЛЬПТУРА / ANCIENT SCULPTURE / АЛЛЕИ И БОСКЕТЫ / ALLEYS AND BOSKETS / ВЬЮЩИЕСЯ РАСТЕНИЯ / ТОПИАРНОЕ ИСКУССТВО / CREEPING PLANTS TOPIARY ART / КОНТЕЙНЕРНЫЕ КУЛЬТУРЫ / CONTAINER PLANTS

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Поляков Евгений Николаевич, Михайлова Лариса Вячеславовна

Статья посвящена наиболее характерным градостроительным, архитектурно-худо­жественным и ландшафтным признакам классического «итальянского» сада. В свое время все эти пятнадцать отличительных признаков были апробированы в усадебных домах и загородных виллах Древнего Рима. В статье они объединены в три тематические группы. Это правильный выбор местности, регулярная планировка участка, устройство террас и лестниц, широкое использование светлого природного камня, «шумных» водных источников и «античной» скульптуры, устройство зеленых ограждений различной высоты, вьющихся растений, лаконичное цветовое и геометрическое решение клумб и газонов, топиарное искусство и т. д. Текст дополнен красочным иллюстративным материалом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Modern italian garden compositions

The paper presents town-planning, architectural, and landscape characteristic features of a classic Italian Garden. The fifteen characteristic features were approved in home gardens and suburban villas of Ancient Roma. In this paper they are unified in three thematic groups that include the appropriate choice of place, regular planning, arrangement of terraces and staircases, wide use of light natural stone, noisy water springs and ancient sculpture, arrangement of green fences of different height, creeping plants, laconic color schemes and geometry of flower-beds and lawns, etc. The paper contains beautiful photographs.

Текст научной работы на тему «Композиционные особенности современного "итальянского" сада»

АРХИТЕКТУРА И ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО

УДК 72.036

ПОЛЯКОВ ЕВГЕНИЙ НИКОЛАЕВИЧ, докт. искусствоведения, профессор,

polyakov. en@yandex. ru

МИХАЙЛОВА ЛАРИСА ВЯЧЕСЛАВОВНА, магистрант, larisavyacheslavovna@ya. ru

Томский государственный архитектурно-строительный университет, 634003, г. Томск, пл. Соляная, 2

КОМПОЗИЦИОННЫЕ ОСОБЕННОСТИ СОВРЕМЕННОГО «ИТАЛЬЯНСКОГО» САДА

Статья посвящена наиболее характерным градостроительным, архитектурно-художественным и ландшафтным признакам классического «итальянского» сада. В свое время все эти пятнадцать отличительных признаков были апробированы в усадебных домах и загородных виллах Древнего Рима. В статье они объединены в три тематические группы. Это правильный выбор местности, регулярная планировка участка, устройство террас и лестниц, широкое использование светлого природного камня, «шумных» водных источников и «античной» скульптуры, устройство зеленых ограждений различной высоты, вьющихся растений, лаконичное цветовое и геометрическое решение клумб и газонов, топиарное искусство и т. д. Текст дополнен красочным иллюстративным материалом.

Ключевые слова: «итальянский» сад; регулярная планировка; террасы и лестницы; светлый камень; «шумные» водные источники; «античная» скульптура; аллеи и боскеты; вьющиеся растения; топиарное искусство; контейнерные культуры.

EUGENYN. POLYAKOV, DSc, Professor, polyakov. en@yandex. ru

LARISA V. MIKHAILOVA, Undergraduate Student, larisavyacheslavovna@ya. ru

Tomsk State University of Architecture and Building, 2, Solyanaya Sq., 634003, Tomsk, Russia

MODERN ITALIAN GARDEN COMPOSITIONS

The paper presents town-planning, architectural, and landscape characteristic features of a classic Italian Garden. The fifteen characteristic features were approved in home gardens and suburban villas of Ancient Roma. In this paper they are unified in three thematic groups that

© Поляков Е.Н., Михайлова Л.В., 2015

include the appropriate choice of place, regular planning, arrangement of terraces and staircases, wide use of light natural stone, noisy water springs and ancient sculpture, arrangement of green fences of different height, creeping plants, laconic color schemes and geometry of flower-beds and lawns, etc. The paper contains beautiful photographs.

Keywords: Italian Garden; regular planning; terraces and staircases; light stone; noisy water springs; ancient sculpture; alleys and boskets; creeping plants topiary art; container plants.

Настоящая работа имеет целью систематизацию накопленного опыта по проектированию садов так называемого итальянского стиля. Истории зарождения и процессу формирования их композиционной структуры была посвящена наша предыдущая статья [1]. Однако более глубокое изучение публикаций на эту тему дало неутешительные результаты. К примеру, учебник «Ландшафтная архитектура» Л.С. Залесской и Е.М. Микулиной [2] не содержит никакой информации по «итальянским» садам. Фундаментальный двухтомный труд В.А. Горохова «Зеленая природа города» [3] посвящен исключительно современному опыту ландшафтного зодчества и историческому наследию России в этой области. Большинство иных просмотренных нами книг и журналов по ландшафтной архитектуре и декоративному садоводству также содержит минимум сведений по интересующей нас теме, нередко цитируя друг друга.

Краткая информация по древнеримскому садоводству и обзор ряда ландшафтных ансамблей эпохи Возрождения приведены в книге А.П. Вергу-нова «Ландшафтное проектирование» [4, с. 9-11, 14-20]. В частности, там высказана очень интересная мысль, ставшая своего рода лейтмотивом для настоящего исследования: «Садово-парковое искусство Древнего Рима использовало практически весь известный сейчас арсенал приемов декоративного садоводства. В композицию садов включали перголы, крытые аллеи, непременными элементами садов была декоративная скульптура, скамьи, фонтаны. Исключительно широким был ассортимент деревьев, кустарников, цветов. Плиний Старший, живший в I в. до н. э., описывает тысячу различных растений, известных и культивировавшихся в то время...» [4, с. 10].

Взяв эту мысль на вооружение, мы выполнили общую систематизацию найденных материалов по истории зарождения и основным принципам композиционного построения классического «итальянского» сада. Для удобства восприятия статья разбита на три блока - градостроительные, архитектурно-художественные и дендрологические аспекты. Каждый блок включает пять иллюстрированных разделов. Конечно, эта систематизация пока еще далека от совершенства и требует дальнейших исследований. Но, как говорится, «начало положено».

Первым и одним из важнейших требований при устройстве «итальянского» сада является правильный выбор «здоровой» местности. Под этим понятием подразумевалось плодородие почвы, мягкий климат, открытость местности «благотворным» ветрам, обилие источников «полезной для здоровья» питьевой воды, наличие холмов, «дающих тень лежащим между ними долинам». Жилые и хозяйственные постройки следовало располагать на возвышенностях и погорьях, как можно дальше от морского побережья и болот.

Следует отметить, что средняя и южная части Апеннинского полуострова имеют ярко выраженный горный рельеф и исключительно красивое побережье, особенно западное, где преимущественно и размещались виллы. Сравнительно пологий рельеф был удобен, прежде всего, для организации отвода с территории участка избыточной дождевой воды. В условиях влажного субтропического климата это была одна из важнейших проблем. Поэтому в садах императорского Рима, а потом и всей Италии на склонах гор формировались системы террас, соединенных лестницами и пандусами. На них размещали регулярные сады. Кристально чистая вода, текущая с гор, направлялась в бассейны, фонтаны, искусственные водопады и каскады.

Еще древние римляне особое внимание уделяли грамотной ориентации усадьбы, виллы и сада по странам света. Этим самым обеспечивались оптимальная инсоляция и аэрация участка «благотворными» ветрами. К примеру, Плиний Младший писал своему другу следующее: «Третья линия... проходит в направлении к равноденственному востоку и Субсолану - ветру, который греки зовут Апелиотом. В эту сторону в здоровых местностях должны быть обращены усадьбы и виноградники. Этот ветер, однако, приносит небольшие дожди. Фавоний суше; он дует со стороны, противоположной Субсолану, с равноденственного запада, и называется у греков Зефиром. Катон советовал разбивать оливковые сады таким образом, чтобы они были обращены в сторону этого ветра.» (Плиний, ХУШ, 34, 77, 2) [5, с. 183].

Отсюда следует, что современный вариант «итальянского» сада может быть реализован практически на любом освещаемом солнцем участке, имеющем естественный уклон.

Террасные сады времен античного Рима и эпохи Возрождения объединяет регулярная планировка. Очень похоже, что в ней нашли воплощение, во-первых, древнеримская идея о «божественном» происхождении человека и, во-вторых, особенности планировки римских военных лагерей и укрепленных поселений (каструмов), а также популярная в те времена практика «ретикулатно-го» мощения улиц и дорог прямоугольной брусчаткой, активно внедряемая римскими агрименсорами. Эта прогрессивная методика позволяла значительно ускорить процесс строительства дорог, городских улиц и площадей. Поэтому, беря в расчет особенности рельефа местности, зодчие предпочитали возводить прямолинейные террасы, украшенные балюстрадами и пандусами, партерами и бассейнами, системой аллей, окантованных вечнозелеными растениями.

Вследствие этого «итальянский» сад имел ярко выраженную осевую структуру. Его главная продольная ось проходила поперек террас, формирующих поперечные оси. Симметрия левой и правой сторон не была обязательной. Композиционные узлы - дом (вилла) с ксистом (площадкой у входа), плоский сад-партер перед домом, фонтаны и прочие архитектурные сооружения размещались вдоль этих осей, на их пересечениях или окончаниях (рис. 1).

Территория сада традиционно членилась на простейшие геометрические фигуры прямыми и косыми дорожками, аллеями, скрытыми переходами, лестницами. Обычно в центр сада помещали бассейн или фонтан в виде широкой чаши с небольшой скульптурой в центре, а вокруг него - цветники или

мощеные площадки. Все компоненты сада (рощицы, боскеты, клумбы и водоемы), как правило, имели форму круга, овала или квадрата (рис. 2).

Рис. 1. Осевая планировка «итальянского» сада (http://img0.liveinternet.rU/images/attach/b/ 4/103/685/103685680_^)

Рис. 2. Геометрические особенности «итальянского» сада (http://www.7-season.ru/ uploads/files/ital.jpg, http://www.interiors-aristocrat.ru/content/italyanskii-sad)

Еще одна особенность «итальянского» сада - глухое ограждение его территории, визуальная изоляция от окружающего мира.

Жилые и хозяйственные постройки еще в древнеримских загородных виллах традиционно окружались каменной стеной выше человеческого роста, а относительно «нейтральная» садово-парковая территория - «живой изгородью» (плотной группой густолиственных деревьев или кустарников), непроницаемой для посторонних глаз. Вдоль внутренней стороны стены или «живой изгороди» могли быть устроены бассейны вытянутой прямоугольной формы. «Живые изгороди» по высоте делятся на три группы: бордюры (до 1 м), собственно изгороди (1-2 м) и стены (более 3 м). Бордюры создаются из невысоких кустарников, изгороди - из средних и высоких, а зеленые стены -из высоких кустарников и деревьев.

Высокое глухое ограждение служило не только защитным кордоном и оберегом, но и скрывало от взоров обитателей усадьбы близлежащую территорию. Им были видны лишь вершины высоких деревьев и горных масси-

вов. В «итальянском» саду человек чисто интуитивно ощущал себя на «своей» территории, в «центре мира». А красотой природного ландшафта и расположенного ниже по склону сада он мог любоваться с высоких террас или из окон усадьбы, расположенной на вершине или склоне холма (рис. 3).

Рис. 3. «Живые стены» и видовые точки «итальянского» сада (М1р://%'%глиП;егюге-aristocrat.ru/content/italyanskii-sad, http://www.tsvetnik.info/styles/03.htm)

В «итальянском» саду встречались самые различные варианты размещения главного здания сада (жилого дома, дворца, виллы) - на вершине, середине или у подножия холма, горного склона (рис. 4).

Рис. 4. Размещение жилого дома на склоне «итальянского» сада. Видовая панорама (http://i4.imageban.ru/out/2012/07/19/ea558edd82830ab209dbcc477fde804b.jpg, http://mtdata.ru/u19/photo40C0/20194976612-0/original.jpg#20194976612)

Если верить принципам древнекитайской геомантии, оптимальной позицией для жилого дома считается середина склона - здесь «не слишком жарко» (вершина) и «не слишком сыро» (подножие). В условиях влажного климата Средиземноморья все же более предпочтительна позиция на сравнительно «сухой» вершине. В этом случае избыточная дождевая влага будет стекать вниз, качественно орошая террасный сад. Возведенная на вершине холма вилла служила кульминационной точкой сада. Она как бы «парила» над террасами и становилась единым целым с величественным пейзажем Апеннин. С вершины

холма открывалась великолепная панорама моря, лесного массива, близлежащих пастбищ и виноградников.

Как было отмечено выше, загородные виллы римской знати, как правило, размещались на природных или искусственных террасах (подпорных стенках), удерживающих на склоне плодородный грунт. Террасы были ограждены парапетами, включали беседки и видовые площадки.

Наружный край террасы нередко завершался каменной площадкой в виде полукруга с пологим откосом и ступенями. Эта архитектурная форма именуется амфитеатром. Стены амфитеатра были украшены нишами (конха-ми) со скульптурами и венчались балюстрадами (рис. 5).

Рис. 5. Каменные террасы и лестницы «итальянского» сада (http://www.interiors-aristocrat.ru/content/italyanskii-sad, http://gaUery.forum-grad.ru/files/4/8/3/6/4/viUaagape_ italiangarden.jpg, http://farm4.staticflickr.com/3226/3144531721_4e73a146fd_z.jpg)

Еще одна специфическая черта «итальянского» сада - широкое использование природного камня светлых оттенков - серого, бежевого, золотистого, розового либо красноватого.

Из одного и того же камня строили дворец (или замок, главный дом), ограду, павильоны, гроты, каскады и фонтаны, лестницы и пандусы, парапеты, балюстрады и т. д. Каменными были отдельные статуи и скульптурные группы, вазоны, скамьи. Мощение отдельных площадок, а также аллей и дорожек выполнялось из того же камня (итальянской мозаичной плитки и пр.) (рис. 6).

Рис. 6. Каменные детали «итальянского» сада (мощение, облицовка стен, несущие конструкции (http://sad-sevzap.ru/sites/default/files/images/Sozdaem-sad/Sklon/Intro/Thumbs/ italian_garden_2.jpg, http://www.interiors-aristocrat.ru/content/italyanskii-sad)

Все водные источники в «итальянском» саду обычно занимали его геометрический центр либо располагались вдоль главной продольной оси.

Неотъемлемым атрибутом сада был пруд или бассейн прямоугольной формы. Обычно он размещался в центре партера или террасы, включал фонтан в виде чаши с небольшой скульптурной композицией в центре. Подобные водоемы обычно устраивались на открытых площадках или в нишах, обрамленных боскетами. На открытой части стены или ограды мог быть устроен пристенный фонтан, украшенный маскаронами в виде львиных голов или изображениями мифических существ.

Второй разновидностью водного источника в «итальянском» саду были водные каскады. Это мог быть природный ручей, водопад либо целая вереница прудов, помещенных друг над другом на террасах. Вновь выдержка из письма Плиния Младшего: «Из мраморного водоема между платанами брызжет вода, орошая мелкой водяной пылью и возле стоящие платаны, и траву под ними... Внизу - фонтан с бассейном, и шум воды, струящейся кругом по многим трубкам (sipunculi), сливается в приятнейшее журчание. Низвергающаяся с высоты вода, падая в мраморный бассейн, становится здесь белой от пены...» (Письмо к Домицию Аполлинарию, V, 6, 20, 23-24) [5, а 200]. Интересная особенность «итальянского» (а прежде древнеримского) сада - его звуковой фон. Это журчание воды, бегущей по каменному ложу, падающей со ступени на ступень, плеск струй фонтанов, разбивающих гладкую поверхность водоемов, либо звук шагов, гулко раздающихся в пространстве, изобилующем камнем (рис. 7).

Со времен Римской республики одним из важнейших украшений усадебного сада была классическая скульптура. Сначала это были военные трофеи, вывезенные из Греции и ее колоний, затем - римские копии греческих оригиналов либо изделия приезжих или местных греческих мастеров. В эпоху Возрождения, отмеченную возвращением к древним («аркадийским») традициям в культуре, античные статуи и их копии стали отличительным признаком «мифологической учености» и «просвещенности» владельцев усадьбы, сада. Сад наполнился мраморными изображениями мифологических божеств

и аллегорических существ, гармонично дополнявших и украшавших террасы, аллеи, партеры, фонтаны, гроты и пр. Скульптура утратила прежнее сакральное значение, однако ее новая, светская роль была исключительно велика -она создавала непривычное для европейцев чувство исторического времени и на долгие столетия стала признаком культуры и образованности. Тематика скульптурных изображений, как правило, увязывалась с характером зеленых насаждений. Нередко в роли визуальных акцентов «итальянского» сада выступали крупные «античные» вазоны с рельефными деталями ободов, медальонов и гирлянд (рис. 8). В них выращивались цветы и пряные травы.

Рис. 7. Фонтан, бассейн, каскады «итальянского» сада (http://www.santehresours.ru/ itallian2.jpg, http://myland.su/wp-content/uploads/2007/12/vodnii_sad.jpg, http://www.tsvetnik.info/styles/03.htm)

В «итальянском» саду обычно доминировал темно-зеленый «фоновый» цвет вечнозеленых растений - пиния, самшит, лавр, кипарис, дуб, каштан, тополь.

Этот нейтральный фон великолепно сочетался с разнообразными оттенками камня, цветочными клумбами, малыми архитектурными формами и водными источниками (рис. 9).

Как было отмечено в статье [1], неотъемлемой частью «итальянского» сада со времен императора Августа являются аллеи из ширококронных хвойных и лиственных деревьев - дуба, итальянской сосны, кипариса и др. Они вели посетителей к площадкам, украшенным фонтанами и статуями, шпалерами роз и винограда, лещины, гранатов или айвы (рис. 10).

Рис. 8. Скульптурные детали «итальянского» сада (http://www.interiors-aristocrat.ru/ content/italyanskii-sad)

Рис. 9. Темно-зеленый «фоновый» цвет «итальянского» сада (http://www.kanoahelms.com/ media/highres/Butchart-Gardens-ItaHan-Garden.jpg, http://www.supersadovnik.ru/ site_images/00000051/00060266.jpg, http://www.raysad.com.ua/sites/default/files/img/ italiya.jpg)

В роли декоративного ограждения дорожек и площадок также использовались боскеты (фр. bosquet, от итал. boschetto - лесок, рощица) - важнейший элемент композиции регулярных парков XVI-XVIII вв. Они представляли собой густые группы стриженых деревьев или кустов, которые образовывали сплошные зеленые стены в виде ровных стенок (шпалер), геометрические фигуры, порою имитирующие архитектурные постройки с арками, башенками и т. п. Различают два варианта боскетов (рис. 11):

1) искусственная роща - группа декоративных кустов и деревьев, расположенная в центре поляны или плоского газона;

2) «кабинет» или «зеленый зал», в которых насаждения расположены по периметру площадки.

Рис. 10. Кипарисовые аллеи «итальянского» сада (http://tourism.necultra.net/images/ city/costa-brava/lloret/santa_clotilda10.jpg, http://i42.fastpic.ru/big/2012/0912/74/fdb 3978d2c87b6a8724ad8ec9419e174.jpg)

Рис. 11. Боскеты «итальянского» сада (http://buildperson.ru/images/ld_009.jpg,

http://www.tsvetnik.info/images/Villa_reale_di_marlia,_teatro_di_verzura_01.jpg)

Зеленый массив обычно состоит из вечнозеленых деревьев. В этой роли могут также выступать тополь, ильм, каштан, маслины и плодовые деревья. Для изгородей использовались деревья и кустарники, которые хорошо сохраняют форму после стрижки (мирт, лавр и самшит). В России для создания боскетов используется липа мелколистная, ель обыкновенная, акация желтая, барбарис обыкновенный, жимолость синяя, боярышники, кизильник блестящий, клен татарский или смородина золотистая.

Традиция украшения «итальянского» сада вьющимися растениями (лианами) была известна еще древним римлянам: «Платаны одеты плющем, и если на вершинах они зеленеют собственной листвой, то внизу зеленеют чужой. Плющ блуждает по стволу и ветвям и на своем пути соединяет сосед-

ние платаны.» (Письмо к Домицию Аполлинарию, V, 6, 32) [5, а 201]. Вьющиеся растения (плющ, плетистые розы, различные сорта винограда, актинидия, карказон) использовались для украшения стен домов, поверхности террас, малых архитектурных форм (садовых беседок, арок и т. п.) (рис. 12).

Рис. 12. Вьющиеся растения на стенах и террасах «итальянского» сада (http://nyurochka.ru/tsvetniki-i-idei/it:alyanskiy-sad-i-ego-osobennosti, http://landscape. totalarch.com/files/gardens/boboli/013.jpg, http://landshaft21 .ru/index.php?cat_id=143)

Опорой вьющимся растениям нередко служили горизонтальные и вертикальные решетки или щиты (перголы, трельяжи), пространственные конструкции (шпалеры). Существуют варианты шпалер, к которым привязывают ветви деревьев для того, чтобы придать им желаемые очертания. Все эти сооружения позволяли создавать зеленые стены, скрывающие нелицеприятные объекты участка и разделяющие сад на функциональные зоны (рис. 13).

В рисунках и орнаментации партеров, цветочных клумб и газонов в «итальянском» саду традиционно использовались простейшие геометрические фигуры (квадрат, прямоугольник, ромб, круг, овал и т. п.). Каждое растение в цветнике высаживалось в строгом соответствии с планируемым рисунком. Цветы в «итальянском» саду не должны быть кричащих оттенков, а посему выбирались белые и пастельные оттенки, которые дополняли общую картину, растения с голубоватыми, светло-сиреневыми и розовыми соцветиями. Этим условиям отвечают белые люпины, ясенец, анемоны, лилии, любые сорта роз всех оттенков белого, кремового и нежно-розового, пионы, ирисы и растения с немахровыми соцветиями. По периметру эти посадки окантовывались бордюрами из низких стриженых кустарников. Обычно в роли бордюрного ограждения выступали самшит и альпийская смородина (рис. 14).

Рис. 13. Перголы, трельяжи и шпалеры «итальянского» сада (https://upload. wikimedia.org/wikipedia/commons/b/b4/Pergola-Wroclaw-wnetrze.jpg, https://upload. wikimedia.org/wikipedia/commons/9/94/Flower_trellis_1.jpg)

Рис. 14. Газоны, клумбы и бордюры «итальянского» сада http://900igr.net/ datai/biologija/Stili-sada/0007-004-Italjanskij-stil.jpg, http://samdizajner.ru/wp-content/ uploads/italjanskij_sad-31 .jpg

Считается, что топиарное искусство, или фигурная стрижка деревьев и кустарников, зародилось в «итальянских» и «французских» садах. Однако первые упоминания о нем обнаружены еще в древнеримских письменных источниках: «Кругом аллея, окаймленная густой и разнообразно подстриженной зеленью.» (письмо Плиния Младшего к Домицию Аполлинарию, V, 6, 17) [5, е. 199]. В Древнем Риме существовал особый цех садовых мастеров, которые занимались формовкой растений. Из них создавали не только живые изгороди, но и огромные вазы, шары, колонны, пирамиды, и даже фигуры птиц и зверей. Стрижка растений вновь обрела популярность в эпоху Возрождения - золотой век топиарного искусства. Ни один созданный в то время парк не обходился без аккуратных бордюров, обрамлявших дорожки и цветники, без высоких стриженых стен, которые разделяли пространство на зеленые комнаты, без изысканных фигур, созданных при помощи стрижки из привычных растений.

Существуют быстрорастущие формы хвойных, а также лиственных деревьев и кустарников, хорошо переносящих стрижку. К подобным относятся некоторые сорта туи, ель обыкновенная, из лиственных - барбарис, дерен, сорта спиреи и другие. У этих видов растений крона после стрижки приобретает форму куба или шара. Либо же приобретает вид, напоминающий античную колонну или экзотическое животное (рис. 15).

Рис. 15. Произведения топиарного искусства «итальянского» сада (http://bigpicture.ru/ wp-content/uploads/2012/09/Topiary08.jpg)

Большинство декоративных культур растет в оригинальных горшках либо в терракотовых контейнерах большого размера (контейнерные культу-

ры). Цитрусовые растения даже в наши дни итальянцы предпочитают выращивать в кадках, что позволяет защитить их от морозов переносом в теплое помещение. В «итальянском» саду уместны контейнеры с небольшими деревцами лавровишни, падуба, лимона, мирта, лавра или самшита. На зиму их забирают в дом. В горшках, выставленных во дворе, можно вырастить и теплолюбивые кустики розмарина, лаванды, японского бересклета. Прекрасно будут смотреться подвесные корзины о плющом и яркими цветами (рис. 16).

Рис. 16. Контейнерные культуры «итальянского» сада (http://www.online-utility.org/ image/ImageCache?file=e/ea/Parco_di_Castello_ 5.JPG/800px-Parco_di_Castello_5.jpg, http://www.catalogdesign.ru/images/regular6.jpg)

В качестве заключения можно отметить следующее.

Начиная с эпохи Возрождения «итальянские» сады обустраивали таким образом, чтобы в центре природного и рукотворного ландшафта всегда оставался «венец природы» - человек. В течение пяти с лишним столетий «итальянский» стиль реализовался в садово-парковой архитектуре многих стран Западной и Восточной Европы. В настоящее время он постепенно избавляется от былой «регулярности», все более тяготеет к композиционной простоте и «пейзажности», навеянной английскими садами и парками. Особым спросом пользуются большие газоны, окруженные высокими стрижеными кустарниками и фруктовыми деревьями. Однако и в этих садах сохраняется элегантность «итальянского» стиля. Его наполненное светом пространство и причудливые геометрические формы погружают человека в рукотворную среду «земного рая», наполненную пластичными формами и мифологическими образами, буйно цветущую и обильно плодоносящую.

Выводы

1. В этой статье нам удалось обозначить основные градостроительные составляющие «итальянского» сада - пологий рельеф участка для организации естественного отвода излишней влаги, правильная пространственная ориентация сада, обеспечивающая его оптимальную инсоляцию и аэрацию, устройство каменных террас, регулярная планировка дорожек и основных функциональных зон, размещение жилых, хозяйственных построек и видовых площадок на возвышениях для лучшего обзора красот природного пейзажа.

2. Отмечено, что в классическом «итальянском» саду архитектура преобладала над растительностью. Из светлого природного камня возводились

здания, террасы, лестницы. Он же шел на изготовление «классической» скульптуры и малых архитектурных форм. Важную роль в композиции сада играли также водные источники - фонтаны, водные каскады, родники и т. п.

3. Еще раз подтверждено, что большинство приемов ландшафтного искусства, используемого в классических садах эпохи Возрождения и Нового времени, применялось еще в усадебном зодчестве Древнего Рима. К их числу относятся посадка аллей, зеленых стен, боскетов и бордюров, доминирование в рисунках газонов и клумб простейших геометрических фигур, популярность вьющихся растений и растений, выращиваемых в контейнерах (каменных вазонах, кадках и пр.), а также искусство «фигурной» (топиарной) стрижки хвойных и лиственных растений самых различных пород.

Библиографический список

1. Поляков, Е.Н. Античные традиции итальянского сада / Е.Н. Поляков, Л.В. Михайлова // Вестник Томского государственного архитектурно-строительного университета. -2015. -№ 5. - С. 9-23.

2. Залесская, Л.С. Ландшафтная архитектура / Л.С. Залесская, Е.М. Микулина. - Изд. 2-е, перераб. и доп. - М. : Стройиздат, 1979. - 237 с.

3. Горохов, В.А. Зеленая природа города / В.А. Горохов. - М. : Стройиздат, 2003. - 528 с.

4. Вергунов, А.П. Ландшафтное проектирование / А.П. Вергунов. - М. : Высшая школа, 1991. - 240 с.

5. Зубов, В.П. Архитектура античного мира. Материалы и документы по истории архитектуры / В.П. Зубов, Ф.А. Петровский. - М. : Изд-во Академии архитектуры СССР, 1940. - 519 с.

References

1. Polyakov Е.М, Mikhailova L.V. Antichnye traditsii ital'yanskogo sada [Ancient traditions of Italian Garden]. Vestnik of Tomsk State University of Architecture and Building, 2015. No. 5. Pp. 9-23 (rus)

2. Zalesskaya L.S., Mikulina E.M. Landshaftnaya arkhitektura: Uchebnik dlya vuzov [Landscape architecture. Textbook]. Мoscow : Stroyizdat, 1979. 237 p. (rus)

3. Gorokhov V.А. Zelionaia рпгс^а gorodа: и^Ьше posobiе [Green nature of city]. Мoscow : Stroyizdat, 2003. 528 p. (rus)

4. Vergunov А.P., Denisov M.F., Ozjegov S.S. Landshaftnое proektirovaniе: Ucheb- ме posobiе [Landscape projecting: Textbook]. Мoscow : Vysshaya Shkola Publ., 1991. 240 p. (rus)

5. Zubov V.P., Petrovskii F.A. Arkhitektura antichnogo mira. [Architecture of Ancient world]. Materialy i dokumen ty po istorii arkhitektury. Мoscow : USSR Academy of Architecture Publ., 1940. 519 p. (rus)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.