Научная статья на тему 'ДИСКРИМИНАЦИЯ В ТРУДОВЫХ ПРАВООТНОШЕНИЯХ В РОССИИ'

ДИСКРИМИНАЦИЯ В ТРУДОВЫХ ПРАВООТНОШЕНИЯХ В РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
90
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ДИСКРИМИНАЦИЯ / DISCRIMINATION / ПРАВА ЧЕЛОВЕКА / HUMAN RIGHTS / ГОСУДАРСТВО / STATE / НОРМАТИВНЫЕ АКТЫ / REGULATIONS / АНТИДИСКРИМИНАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА / ANTI-DISCRIMINATION / ТРУДОВЫЕ ПРАВООТНОШЕНИЯ / LABOR LEGAL RELATIONSHIP / ЗАНЯТОСТЬ / EMPLOYMENT / ЗАЩИТА / PROTECTION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Воробьев С. М.

Статья посвящена существующим проблемам дискриминации в сфере трудовых правоотношений в России. Содержит анализ отличия дискриминации от правомерного ограничения прав человека. Приводятся обоснованные предложения по поводу защиты прав человека от дискриминации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DISCRIMINATION IN LABOR LEGAL RELATIONSHIP IN RUSSIA

The present article is devoted to existing problems of discrimination in the sphere of labor legal relationship in Russia. In work the analysis of difference of discrimination from lawful restriction of human rights becomes, reasonable offers concerning protection of human rights against discrimination are provided.

Текст научной работы на тему «ДИСКРИМИНАЦИЯ В ТРУДОВЫХ ПРАВООТНОШЕНИЯХ В РОССИИ»

Наконец, следует отметить существенные (основные) признаки экстремистской идеологии, которые в общем уже были нами названы при определении данного понятия:

— враждебность (нетерпимость, непримиримость и т. п.) к фундаментальным ценностям и принципам демократии (прежде всего либеральной, при которой приоритет отдается правам и свободам личности, к защите которых должна сводиться основная роль государства);

— отрицание возможности реализации (претворения в действительность) базовых положений идеологии в условиях демократического политического режима (что возможно, по мнению идеологов, только при тоталитарном, фашистском, авторитарном, деспотическом или ином антидемократическом режиме);

— выраженная антиконституционно-правовая направленность воззрений, т. е. непризнание основ (принципов) конституционного строя демократического правового государства;

— неприятие естественно-правовой теории о неотчуждаемых правах и свободах каждого человека; угнетение общепринятых прав и свобод человека и гражданина, закрепленных в основных источниках международного публичного права.

Названные признаки неразрывно связаны между собой. Наличие хотя бы одного из них логически предполагает присутствие остальных. Идеологии, не отвечающие последним (основным) признакам, не должны рассматриваться как экстремистские в уголовно-правовом и криминологическом смыслах (можно ли их назвать таковыми с позиций философии или нет — значения не имеет). Использование позитивного права и особенно уголовно-правового ресурса в целях прямого или косвенного противодействия распространению в демократическом обществе неэкстремистских идеологий (вне зависимости от их содержания) следует рассматривать как грубое нарушение прав и свобод человека и гражданина со стороны государства.

С.М. Воробьев,

кандидат юридических наук, доцент кафедры гражданского права и процесса Академии ФСИН России sergey.vorobev. 78@inbox.ru

Дискриминация в трудовых правоотношениях в России

45

Аннотация: статья посвящена существующим проблемам дискриминации в сфере трудовых правоотношений в России. Содержит анализ отличия дискриминации от правомерного ограничения прав человека. Приводятся обоснованные предложения по поводу защиты прав человека от дискриминации.

Ключевые слова: дискриминация, права человека, государство, нормативные акты, антидискриминационная политика, трудовые правоотношения, занятость, защита.

Summary: the present article is devoted to existing problems of discrimination in the sphere of labor legal relationship in Russia. In work the analysis of difference of discrimination from lawful restriction of human rights becomes, reasonable offers concerning protection of human rights against discrimination are provided.

Key words: discrimination, human rights, state, regulations, anti-discrimination, labor legal relationship, employment, protection.

В данной статье мы рассмотрим наиболее характерные для российской и зарубежной общественной среды дискриминационные проявления в отношении наших граждан, обусловливающие причинение им морального вреда, и правовой механизм их защиты от дискриминации. Однако прежде необходимо сделать акцент на таком актуальном для антидискриминационной политики государства вопросе, как разграничение понятий «дискриминация» и «правомерное ограничение» прав и свобод человека и гражданина. Несмотря на некоторую схожесть этих двух институтов, теоретически связанных только термином — «ограничение», они имеют совершенно разные смысл, направленность и содержание. Гранью, отделяющей их друг от друга, выступает, на наш взгляд, юридическая законность.

Под правомерным ограничением прав и свобод человека и гражданина по-х нимается устанавливаемое федеральным законом ограничение, которое носит § постоянный или временный характер, отвечает принципам справедливости, ^ соразмерности, законности, вызвано объективными причинами, имеющее < целью достижение баланса интересов индивидуумов и общества в целом1.

CD

С

о В число основных признаков правомерного ограничения входят: <с — наличие ограничивающих норм, которые являются специальными по с отношению к общим, определяющим статус лиц;

^ — сужение или лишение какого-нибудь субъективного права либо на-^ ложение дополнительной обязанности;

ё — связь с юридической ответственностью в ее перспективном или ре-о троспективном плане2.

^ Основания ограничений прав и свобод можно рассматривать в двух

аспектах — нормативном и фактическом. § Нормативный аспект предполагает изучение оснований правовых огра-□Е ничений с точки зрения их закрепления в нормативных правовых документах международного, регионального и внутригосударственного характера. При введении ограничений прав и свобод недостаточно ссылок лишь на нормативные основания, предусматривающие введение этих ограничений. Необходимы указания и на фактические основания, т. е. реальные факты, N обусловившие действия уполномоченных органов и лиц. К таким фактам о относятся индивидуальные или коллективные действия, в том числе и со стороны государств, создающие реальную угрозу: а) безопасности государства, его территориальной целостности; б) общественному порядку и общественной безопасности; в) жизни нации; г) здоровью населения; д) нравственности и морали населения; е) правоспособности субъектов права.

1 См.: Малиновская В.М. Правомерное ограничение конституционных прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации : автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2007. С. 7.

2 См.: Козюк М.Н. Правовое равенство (вопросы теории) : автореф. дис. ... канд. юрид. наук. СПб., 1996. С. 21.

46

Цель ограничений прав и свобод состоит в охране основных ценностей индивидуального (частного) и коллективного (публичного) характера, а также поиске разумного компромисса (оптимума) между общественной (государственной) необходимостью и интересами обладателя права.

Пределами ограничений прав и свобод могут быть:

— введение ограничений только законом в строгом соответствии с установленной процедурой;

— недопустимость противоречия ограничений внутригосударственным и международным документам;

— применение ограничений лишь в целях, обусловивших их введение, далее которых ограничения неправомерны;

— соразмерность ограничения поставленным целям;

— непозволительность препятствования введением ограничений осуществлению других прав, свобод, а также обязательств;

— недопущение нарушения правоограничениями самой сущности предоставленных прав; С

— невозможность ограничений в отношении «абсолютных прав» (право и на жизнь; право не подвергаться пыткам, бесчеловечному или унижающему | человеческое достоинство обращению или наказанию; право не содержаться Ц в рабстве или подневольном состоянии и др.); Я

— запрещение трансформации ограничений в дискриминацию; §

— логичность и необходимость введения ограничений как в целом, так у и в каждой конкретной ситуации; °

— обязательность временного характера ограничений, вводимых при § возникновении чрезвычайных ситуаций, и только с соблюдением всех пере- р численных условий1. §

Учитывая изложенное, целесообразно акцентировать внимание на тех Н аспектах общественной жизни, в которых чаще всего происходят случаи § дискриминации прав и свобод человека и гражданина как в Российской | Федерации, так и за рубежом. §

Защита прав человека в различных сферах общественной жизни считается важным показателем, характеризующим степень развития общества. Одной С из таких сфер является труд и связанная с ним трудовая деятельность инди- || вида. Отметим, что трудовая сфера особенно подвержена криминализации. Наибольшее количество дискриминационных проявлений наблюдается имен- 47 но в этой области занятости российских граждан и трудящихся-мигрантов, — временно работающих на территории России.

Совершение дискриминационных правонарушений в сфере трудовых прав граждан обусловливают факторы социально-экономической направленности, ^ главным из которых, на наш взгляд, является социально-экономическое состояние государства и общества. Ведь от стабильности социально-экономического состояния страны зависит уровень криминогенности обще- » ства и преступности в нем.

Социально-экономическое развитие современной России происходило в тяжелых условиях. При этом показателем неустойчивости развития сегодняшнего 1 См.: Бадальянц Ю.С., Ягофаров Д.А. Права человека : учеб. пособие. Рязань, 2006. С. 130—132.

О

российского общества остается нерешенная проблема защиты прав человека, что особенно ощутимо в сфере социально-экономических прав. В этой сфере происходят повседневные нарушения трудовых прав граждан, закрепленных в нормативных правовых актах Российской Федерации. В частности, право на получение заработной платы умаляется несправедливым вознаграждением за труд; права на образование, охрану здоровья и медицинскую помощь — недостаточным финансированием учебных и медицинских учреждений; право на социальное обеспечение — несоответствующим уровню жизни размером пенсий, социальных пособий и т. д.1

Россия, вновь ставшая независимым и самостоятельным государством в начале 90-х гг. прошлого столетия, не была способна в кратчайшие сроки справиться с решением масштабных проблем, в том числе политических и социально-экономических, имевшихся в СССР и доставшихся ей в наследство, которые еще сильнее обострились после его распада. Последний вызвал всплеск массы политических противоречий и амбиций, социальных межэтнических конфликтов, а также усиление деградации общества.

Перестроечные демократические преобразования, начавшиеся в Советском Союзе в конце 80-х гг. и продолжающиеся в постсоветское время, по нашему х мнению, антисоциальны, т. к. их проведение без учета соотношения интере-^ сов граждан и государства стало весьма негативным для общества и страны. к В качестве примеров можно назвать — неправомерную и несправедливую приватизацию — передачу государственного (муниципального) имущества в § собственность отдельных групп лиц в ущерб большей части российских граж-□Е дан; вынужденное оставление мест проживания беженцами, представляющими русскоязычное население ряда бывших советских республик, вследствие дискриминационных проявлений в отношении них по признаку национальной принадлежности. В 1990-е гг. в Российской Федерации получили статус беженцев и вынужденных переселенцев 1,5 млн человек, но до сих пор законодательно ° закрепленные социальные обязательства перед ними до конца не выполнены. к При этом советские граждане в 80-е гг. и ставшие российскими в начале т 90-х гг. психологически были на пороге социального взрыва из-за сложивши шейся в стране ситуации, вызвавшей, в частности, дефицит продовольствия и товаров широкого потребления. Жители провинциальных городов были «брошены» на самовыживание в этих условиях, характеризовавшихся пустыми 48 прилавками магазинов, карточной системой приобретения продуктов питания,

- массовыми поездками за ними в столицу и др. Население ждало реальных,

позитивных изменений в жизни. Создавшееся положение усугубил и разразившийся в 1998 г. экономический кризис. Многие предприятия закрылись или обанкротились, возникла безработица, а трудящиеся не получали заработную плату или она заменялась частично выпускаемой продукцией, за счет чего нормальное жизнеобеспечение рабочих и членов их семей было невозможным. Несомненно, на все это повлияло прекращение существования СССР и других стран социалистического лагеря, что привело к развалу их

1 См.: Лубенникова С.А. Теоретико-правовые основы обеспечения социально-экономических прав человека и гражданина в Российской Федерации (региональный аспект) : автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Абакан, 2004. С. 3.

с

с

сч

о

сч

экономических отношений, срыву планов, договоров отлаженных поставок продукции производства бывшими союзными республиками и зарубежными государствами.

Осуществление такого демократического реформирования социально-экономических сфер жизнедеятельности государства и общества отрицательно сказалось, в частности, на трудовой занятости населения, что, естественно, способствовало увеличению доли лиц, ведущих паразитический образ жизни, появлению у граждан навязчивых идей, связанных с добычей «легких» денег, жаждой наживы, обусловивших рост преступности. Согласно официальным статистическим данным, численность безработных в стране составляла: в 1994 г. — 5478 тыс. человек, 1995 г. — 6431 тыс., 1996 г. — 7280 тыс., 1997 г. — 8180,3 тыс., в 1998 г. — 8900 тыс. человек1. Результаты обследования населения, обнародованные Госкомстатом России в 2011 г., свидетельствуют, что экономически активного населения страны в возрасте от 15 до 72 лет в 2010 г. было 75440 тыс. человек, или 62,7 % от общей численности населения. Из них 69804 тыс. человек относились к занятому трудом населению, а 5636 тыс. — С числились безработными. Уровень безработицы в тот период составил 7,5 %2. |

Сфера трудоустройства российских граждан наиболее подвергнута дискрими- | нации по признакам пола, возраста, опыта работы. Причем, эти формы дискри- Ц минации обладают повышенной латентностью, т. к. не каждый человек в случае Я неудачи в трудоустройстве на работу добивается социальной справедливости по- § средством обращения в суд, правоохранительные органы, трудовую инспекцию. у

Имеющей место в обществе дискриминации по признаку пола подвер- ° гаются преимущественно женщины: работодатели нередко отказывают в § трудоустройстве лицам женского пола в возрасте до 30 лет, мотивируя это воз- р можными перебоями в деятельности предприятия в случае их беременности, §

о

что влечет предоставление отпусков — декретного и по уходу за ребенком и другие связанные с этим нежелательные обстоятельства. В связи с этим женщины подолгу не могут найти себе подходящую работу или вынуждены трудиться не по приобретенной ими специальности.

Следует отметить, что общество само способствует наличию и легализации субъективных социально-экономических факторов, обусловливающих С данную форму дискриминации. Это выражается в официальном размещении и работодателями в печатных средствах массовой информации, на электронных сайтах объявлений о приеме на работу, в текстах которых они высказывают свое 49 предпочтение лицам мужского пола. За размещение такого рода объявлений — и их публикацию никакой ответственности не несут ни они, ни издатели, ни интернет-издатели, ни владельцы сайтов. На наш взгляд, действия по размещению и публикации подобных объявлений должны профилактироваться ^ посредством ужесточения и применения к допустившим их лицам уголовных санкций, предусмотренных за дискриминацию женщин в трудовой сфере.

В целом гендерная дискриминация (англ. gender—род, пол и лат. discrimination — S различие) имеет отрицательное значение для рынка труда современной России,

1 См.: Гордон Л.А, Клопов Э.В. Социальные эффекты и структура безработицы России // Социологические исследования. 2000. № 1. С. 25.

2 См.: Труд и занятость в России : стат. сб. / Росстат. M., 2011. С. 31.

О

несмотря на то, что участие женщин в экономической деятельности является одним из важных источников ее эффективности. При отсутствии дискриминации женщин в трудовой сфере российский ВВП может стать выше примерно на 10 %1.

Одним из оснований легализованной дискриминации в сфере трудовых прав является возраст потенциального работника. Нередко лица, предоставляющие работу, в текстах своих объявлений о найме рабочей силы самостоятельно устанавливают возрастной ценз возможного работника, например, не старше 30 лет. Данное возрастное ограничение явно незаконно, поскольку представляет собой очередное препятствие для трудоустройства. При этом наниматели не несут какой-либо ответственности за размещение подобных объявлений в средствах массовой информации. Кроме того, они оперируют и таким устоявшимся дискриминационным основанием (термином), как опыт работы. Безусловно, данный показатель квалификации работника важен и нужен в трудовой деятельности, но его применение должно быть законодательно обусловлено. Это необходимо сделать в целях полной реализации молодыми специалистами, окончившими средние специальные или высшие учебные заведения, права на труд и устройство на работу по полученной ими специальности, закрепления их теоретических знаний на практике. х Профессионализм работника должен учитываться, в частности, при приеме ^ на работу с опасными и вредными для жизни и здоровья условиями прожду водства, зачислении на государственную службу, назначении на вышестоящую должность. Таким образом, устанавливается прямая взаимосвязь между § опытом, сложностью и ответственностью предстоящей работы. □Е Решение данной проблемы позволит поднять уровень трудовой занятости молодых специалистов, что будет способствовать и повышению качества трудового потенциала общества в целом. Однако в настоящее время не издано ни одного законодательного акта, включающего положение, в котором раскрывалась бы суть термина «опыт работы». Такого разъяснения нет и в ° нормах действующего Трудового кодекса РФ. Между тем существующие в трусе: довой сфере подобные ограничения лишают граждан возможности в полной т мере реализовать свое конституционное право на труд. В данных ситуациях ш потенциальные работники вынуждены соглашаться выполнять низкооплачиваемую работу, не соответствующую имеющейся у них специальности и не отвечающую их интересам, способностям и профессиональным навыкам.

50 Тем не менее размещение и оглашение подобного рода объявлений в средствах

- массовой информации находятся за пределами внимания общества, вследствие

чего эти правонарушения по-прежнему остаются безнаказанными. По нашему мнению, размещение и оглашение объявлений, содержащих дискриминационные признаки, должны приводить к административной ответственности, предусматривающей наказание в виде штрафа. Поэтому считаем необходимым дополнить ст. 5.27 «Нарушение законодательства о труде и охране труда» Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях частью 3 в следующей редакции: «Опубликование в печати либо огласка в других средствах массовой коммуникации текста объявления работодателя или его представителя

1 См.: Рогавичене Л.И. Дискриминация на рынке труда современной России : автореф. дис. ... канд. юрид. наук. СПб., 2009. С. 12.

с

с

сч

о

сч

0 приеме на работу, содержащего в себе признаки дискриминации, — влечет наложение административного штрафа на допустивших данное правонарушение должностных лиц в размере от одной до пяти тысяч рублей».

С учетом изложенного будет целесообразным изменение ст. 3 «Запрещение дискриминации в сфере труда» Трудового кодекса Российской Федерации посредством включения в нее следующего положения: «Установление незаконных дискриминационных ограничений работодателем или его представителем в тексте объявления о приеме на работу является правонарушением, влекущим ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации».

Рассмотренные случаи легализованной дискриминации в сфере трудоустройства на работу российских граждан не могут игнорироваться обществом и государством. Должен быть создан государственный механизм противодействия обозначенным легализованным способам дискриминации со стороны работодателей. На наш взгляд, необходима электронная база всех официально предаваемых гласности объявлений о приеме на работу в печати и в других средствах массовой коммуникации, которая может быть сформирована в С Федеральной службе по труду и занятости Российской Федерации и во всех | ее региональных подразделениях. |

Каждый наниматель, желающий опубликовать объявление о приеме Ц на работу, должен согласовать его текст с территориальным органом этой Я службы по месту своей регистрации. После проведенного там анализа со- § держания объявления на предмет наличия в нем признаков дискримина- у ционной направленности оно подлежит официальной регистрации там же. ° По окончании данных действий структурное подразделение Федеральной § службы по труду и занятости извещает работодателя в электронной форме о р соответствии (несоответствии) объявления предъявляемым антидискрими- g национным требованиям и о наличии дальнейшей возможности предания Н его гласности в печати и в других средствах массовой коммуникации, в том § числе посредством сети «Интернет». При этом текст такого рода объявления | должен составляться работодателем или его представителем по разработанной § Федеральной службой по труду и занятости РФ электронной форме.

Что касается размещения текстов объявлений о трудоустройстве в сети С «Интернет», то их количество должно официально определяться названной | службой, которая обязана осуществлять и контроль за содержанием размещаемых объявлений. 51

Дискриминационные проявления присутствуют также в случаях задержки нанимателями выплаты работникам полагающегося им заработка. Так, на 1 мая 2012 г. по сведениям организаций, не относящихся к субъектам малого предпринимательства, суммарная задолженность по заработной ^ плате в наблюдаемых видах экономической деятельности составляла 1915 млн руб., в частности по следующим причинам: из-за отсутствия у организаций собственных средств — 1897 млн руб., или 99,0 % общей суммы просроченной S задолженности; несвоевременного получения денежных средств из бюджетов всех уровней — 18 млн руб., в том числе федерального — 16 млн руб., субъектов Российской Федерации — 1 млн руб., местных бюджетов — 1 млн руб.1

1 См.: URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat/rosstatsite/main (дата обращения: 18.08.2012).

О

Невыплата рабочим (служащим) заработной платы работодателем, на наш взгляд, выступает своеобразной формой дискриминации, поскольку, не получая заработанную плату, трудящиеся и члены их семей ограничиваются в социально-экономических правах, в том числе в праве на достойное существование.

Я.С. Гришина,

кандидат юридических наук, доцент кафедры гражданского процесса Саратовской государственной юридической академии grish inel @inbox. ru

Социальное предпринимательство как правовая модель реформирования социально-правовой политики государства

Аннотация: социальное предпринимательство рассматривается в статье в качестве модели реформирования социальной политики государства, направленной на обеспечение имущественных х потребностей граждан.

§ Ключевые слова: социальное предпринимательство, инновация, имущественная потребность.

%

к Summary: in the article social entrepreneurship is viewed as a model of reforming the social policy of

< the state, aimed at ensuring the property needs of their citizens.

О Key words: social entrepreneurship, innovation, economic need.

m £

s Приступая к обоснованию инновационно-правовой модели обес-

печения имущественных потребностей граждан и юридических лиц, следует н учитывать, что в современных условиях государственная правовая модель со-с циальной политики нуждается в реформировании, поскольку она не способна с ликвидировать дисбаланс между обязательствами государства и социально-имущественными потребностями граждан1. В связи с этим в условиях форми-§ рования социально ориентированного правового государства и гражданского

< общества как необходимого условия полноценного обеспечения социально-с имущественных потребностей представляется обоснованным поиск новых,

инновационных подходов к решению социальных проблем по поддержанию 52 достойного уровня жизни и социальной защищенности граждан. - Следуя концепции H.A. Баринова о гражданско-правовых средствах удовлетворения имущественных потребностей граждан в социальной сфере, необходимо признать, что наличие правовых средств как таковых еще не сч гарантирует достойную жизнь российским гражданам. Более важной задачей ^ является поиск гражданско-правовых средств их обеспечения. По справедливому мнению ученого, данные обстоятельства диктуют необходимость расширения наиболее важных групп потребительских отношений, связанных с удовлетворением имущественных потребностей граждан и их объединений, затрагивающих интересы не только всех граждан-потребителей, но и общество 1 См.: Барков А.В. Цивилистическая концепция правового регулирования рынка социальных услуг. М., 2008. С. 3.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

OJ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.