ДИСКРИМИНАЦИЯ В ТРУДОВЫХ ПРАВООТНОШЕНИЯХ: КАК ОТЛИЧИТЬ
И ЗАЩИТИТЬСЯ Майорова М.В.
Майорова Марина Владимировна - студент, Тольяттинский государственный университет, г. Тольятти
Аннотация: в статье рассматривается дискриминация как способ ограничения конституционного права на труд граждан России. Приводятся данные опроса о трудовых взаимоотношениях работников и работодателей. Раскрываются формы проявления дискриминации в сфере труда. Проводится сравнительный анализ формально схожих правовых явлений. Определяется степень регламентированности российским законодательством запрета на дискриминацию в сфере труда. Рассматриваются способы защиты прав работника в случае дискриминации со стороны работодателя. Ключевые слова: конституционное право на труд, трудовое право, дискриминация, формы дискриминации в сфере труда, ограничение труда женщин и лиц во возрасте до 18 лет.
Из статьи 5.62 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее также -КоАП РФ) следует, что дискриминация - это «нарушение прав, свобод и законных интересов человека и гражданина в зависимости от его пола, расы, цвета кожи, национальности, языка, происхождения, имущественного, семейного, социального и должностного положения, возраста, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности или непринадлежности к общественным объединениям или каким-либо социальным группам» [4].
Говоря о наличии конституционного права на труд в России, обычно исходят из статьи 37 Конституции Российской Федерации (далее также - Конституция РФ), где нет чёткого и однозначного закрепления данного права граждан, но обозначены ключевые положения, его характеризующие: право каждого «свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию» (пункт 1), запрет на принудительный труд (пункт 2), право каждого «на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации» и право на защиту от безработицы (пункт 3), право на индивидуальные и коллективные трудовые споры (пункт 4) и право на отдых (пункт 5) [1].
В Трудовом кодексе Российской Федерации (далее также - Трудовой кодекс РФ, ТК РФ) в статье 3 чётка закреплён запрет на дискриминацию в сфере труда [5]. В свою очередь Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (статья 5.62), а в случае использования служебного положения Уголовным кодексом Российской Федерации (далее также - Уголовный кодекс РФ, УК РФ) (статья 136) предусмотрены ответственность и наказание за дискриминацию [3].
Таким образом, в Российской Федерации дискриминация, в том числе в сфере трудовых правоотношений, запрещена, а осуществление действий дискриминирующего характера влечет за собой наказание в соответствии с российским законодательством.
Несмотря на чёткий, не вызывающий двоякого толкования запрет дискриминации в сфере труда, данное явление продолжает существовать в современных российских реалиях, о чём свидетельствуют результаты исследований.
В 2023 году исследовательский центр «Зарплата.ру» провел ставший уже ежегодным опрос о трудовых взаимоотношениях работников и работодателей и о дискриминации в сфере труда. Было опрошено 2300 граждан в возрасте от 25 до 55 лет, работающих в разных отраслях и регионах России. Из опрошенных 37% заявили, что сталкивались с предвзятым отношением со стороны работодателей: из них 56% отметили возраст как основную причину дискриминации, 32% - семейное положение, 27% - половую принадлежность. Также были отмечены такие факторы, как национальность (15%), религия (12%), внешность (11%), образование (9%) и здоровье (8%) [16].
По результатам проведенного исследования можно выделить следующие формы проявления дискриминация по возрасту:
- низкая заработной платы по сравнению с другими специалистами той же должности с тем же функционалом;
- отказ в приеме на работу;
- отказ в повышении по службе;
- увольнение или сокращение.
Семейное положение и наличие детей в возрасте до 18 лет также являются причиной для дискриминации со стороны работодателя.
Дискриминация по половой принадлежности имеет несколько форм проявления: разный уровень оплаты труда работников на одинаковых должностях и с одинаковыми обязанностями; предоставление больших карьерных возможностей в первую очередь мужчинам (значимые поручения, участие в
перспективных проектах и т.п.).
Важно уметь отличать дискриминацию от формально схожих правовых явлений. Российским законодательством регламентирован запрет для определенного круга лиц заниматься некоторыми видами работ. В данном случае ограничения напрямую касаются таких категорий граждан, как женщины и дети, не достигшие совершеннолетия [15, с. 312].
С целью обеспечения охраны здоровья женщин статья 253 Трудового кодекса РФ ограничивает применение их труда на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на подземных работах (за исключением нефизических работ, работ по санитарному и бытовому обслуживанию, обучения и прохождения стажировки), а также ограничения касаются работ, связанных с подъемом и перемещением вручную тяжестей, превышающих предельно допустимые для женщин нормы [5].
Ограничения относительно труда лиц во возрасте до 18 лет (статья 265 ТК РФ) касаются работ с вредными и (или) опасными условиями труда, подземных работ, а также работ, выполнение которых может причинить вред здоровью несовершеннолетних и их нравственному развитию (игорный бизнес, работа в ночных кабаре и клубах, производство, перевозка и торговля спиртными напитками, табачными изделиями, наркотическими и иными токсическими препаратами, материалами эротического содержания) [5].
Наличие таких правовых норм можно объяснить заботой государства о женщинах и несовершеннолетних как о наиболее незащищенных слоях населения. Женщины выполняют ключевую для государства репродуктивную функцию. Выполнение тяжелых видов работ может отрицательно сказаться на здоровье матери и отразиться в дальнейшем на здоровье ребенка. Запреты, касающиеся несовершеннолетних, связаны не только с заботой об их физическом здоровье, но и об их нравственности.
На сегодняшний день приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 18 июля 2019 г. № 512н «Об утверждении перечня производств, работ и должностей с вредными и (или) опасными условиями труда, на которых ограничивается применение труда женщин» утвержден перечень из 100 видов производств, работ и должностей с вредными и (или) опасными условиями труда, на которых ограничивается применение труда женщин [14]. Это значительно меньше, чем некоторое время назад, когда действовало Постановление Правительства РФ от 25 февраля 2000 г. № 162 «Об утверждении перечня тяжелых работ и работ с вредными или опасными условиями труда, при выполнении которых запрещается применение труда женщин», содержащее аналогичный перечень только из 456 видов производств, работ и должностей [12]. Указанное постановление утратило силу 1 января 2021 года.
С 1 января 2021 года в сельскохозяйственной отрасли для женщин стали доступны такие работы, как водитель грузовых автомобилей, тракторист-машинист сельскохозяйственного производства. По-прежнему сохраняется запрет на использование женского труда в обслуживании быков-производителей, жеребцов-производителей, хряков; съемке шкур с трупов крупного рогатого скота, лошадей и разрубка туш; транспортировке, погрузка и разгрузка ядохимикатов. А вот в производстве музыкальных инструментов Приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 18 июля 2019 г. № 512н сняты все ограничения на применение женского труда [14].
В отношении лиц, не достигших совершеннолетия, продолжает действовать Постановление Правительства РФ от 25 февраля 2000 г. № 163 «Об утверждении перечня тяжелых работ и работ с вредными или опасными условиями труда, при выполнении которых запрещается применение труда лиц моложе восемнадцати лет», содержащее 2198 видов работ [13]. Ряд работ действительно не может быть выполнен лицами моложе 18 лет в силу определенных причин, например, работа должна осуществляться в свободное от учебы время и не мешать процессу обучения.
Несмотря на сокращение перечня работ, запрещенных для женщин, он продолжает оставаться обширным, что можно толковать и как заботу государства, и как дискриминацию.
На наш взгляд, при определении допуска женщин и несовершеннолетних лиц к работам, включенным в рассматриваемые перечни, необходимо учитывать ряд факторов:
- физическое здоровье и физическое развитие претендующего на должность. Молодые люди и женщины могут иметь крепкое физическое здоровье и развитую физическую форму, которые могут быть определены наследственностью и(или) поддержанием регулярными занятиями спортом и т.п. В том числе следует учитывать репродуктивное здоровье женщин, так как в силу врожденных особенностей организма или иных обстоятельств женщина не может иметь детей - следовательно, она может выполнять часть определенных работ из перечня, если запрет связан с заботой о сохранении именно функции деторождения;
- степень дееспособности несовершеннолетних лиц. В соответствии со статьей 27 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее также - Гражданский кодекс РФ, ГК РФ) несовершеннолетний, достигший шестнадцати лет, может быть объявлен полностью дееспособным [2] -следовательно, он может выполнять работы из перечня, если запрет основывается именно на том, что работа должна осуществляться в свободное от учебы время и не мешать процессу обучения.
Таким образом, часть видов работ может стать доступной для женщин и лиц, не достигших 18 лет, при
наличии медицинского заключения об их физическом здоровье и развитии и документов (решение органа опеки и попечительства или решение суда), подтверждающих полную дееспособность несовершеннолетнего.
В Российской Федерации запрещена дискриминация по возрасту, которая, как показывают результаты опроса, продолжает оставаться одним из основных видов ущемления прав работников. Тем не менее в российском законодательстве закреплены ограничения по возрасту. Например, космонавтами могут быть лица не старше 35 лет, машинистами поездов могут быть лица не моложе 21 года и не старше 65 лет; сюда же можно отнести государственную гражданскую службу, службу в правоохранительных органах и др. В некоторых случаях такие требования базируются на прямой взаимосвязи возраста и здоровья, особенно в тех сферах, где от работника зависят жизни и здоровье других граждан.
Считаем, что возрастные ограничения на труд также должны быть гибкими. Например, можно допускать к дальнейшей работе лиц, достигших установленного предельного возраста, после прохождения медицинского освидетельствования физического и психического здоровья и профессиональных тестов, в том числе и на тренажёрах, если работа связана с управлением техникой (лётчики, машинисты поездов и др.). Подобные мероприятия должны осуществляться с определенной периодичностью, например, 1 раз в квартал или полугодие. Это позволит сохранить опытных профессионалов, которые могут обучить и подготовить следующее поколение специалистов и выступать в роли наставников и т.п.
Отказ в трудоустройстве может быть связан с противодействием коррупционным нарушениям и может считаться правомерным в силу законодательного закрепления. Например, в соответствии с частью 1 статьи 16 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» гражданин не может быть принят на гражданскую службу в случае близкого родства или свойства с гражданским служащим, если замещение должности гражданской службы связано с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому [9].
Также законодательство Российской Федерации ограничивает прием иностранных граждан и лиц без гражданства на ряд работ, связанных с государственной безопасностью. Например, в соответствии с Федеральным законом от 10 января 1996 г. № 5-ФЗ «О внешней разведке» (статья 17) сотрудником органа внешней разведки Российской Федерации может быть гражданин Российской Федерации, не имеющий гражданства (подданства) иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства [7]. Аналогичные требования закреплены в Федеральном законе от 3 апреля 1995 г. № 40-ФЗ «О федеральной службе безопасности» (статья 16), Федеральном законе от 27 мая 1996 г. № 57-ФЗ «О государственной охране» (статья 18) и др. Кроме того, иностранные граждане не могут быть муниципальными служащими, быть членами экипажа военного корабля РФ, быть командирами воздушного судна гражданской авиации и др.
Таким образом, при трудоустройстве можно столкнуться с вполне обоснованным отказом в приёме на работу, что будет являться формально схожим правовым явлением, не являющимся дискриминацией как таковой. При этом часть ограничений, связанных с возрастом, полом (в основном женским) или несовершеннолетием, вполне можно избежать за счет продуманного комплексного ситуационного подхода, учитывающего состояние физического и психического здоровья, физиологическое развитие и степень владения профессиональными навыками.
Если ограничение трудовых прав работника со стороны работодателя всё же носят дискриминирующий характер, работнику необходимо определиться с дальнейшими действиями. Дискриминацию в сфере труда очень легко скрыть за вполне легитимными процедурами. Поскольку доказать предвзятое отношение работодателя к определенному работнику зачастую очень сложно, необходимы неопровержимые доказательства, например официальные документы, переписка, показания свидетелей, иные материальные (вещественные) объекты, заключения экспертов. Специфическим, но действенным доказательством будет являться сравнение действий работодателя по отношению к другим работникам, не подвергающимся дискриминации, в той же должности и с теми же обязанностями, что и дискриминируемый сотрудник.
Российское законодательство предусматривает следующие способы защиты своих конституционных прав в сфере труда:
1) обращение в суд;
2) обращение в прокуратуру;
3) обращение в Федеральную службу по труду и занятости;
4) обращение в Федеральную антимонопольную службу.
Право на обращение в суд определено статьей 3 Трудового кодекса РФ [5]. В этом случае работник вправе обратиться с заявлением о восстановлении нарушенных прав, возмещении материального вреда и компенсации морального вреда.
Работник может выбрать один из следующих вариантов искового заявления:
- просить суд признать определенное действие работодателя незаконным, в том числе и
действия дискриминационного характера, на основании существенных доводов;
- заявить одновременно два требования, например, о признании какого-либо действия работодателя незаконным (увольнение) и о признании этого действия дискриминационным;
- предъявить полностью самостоятельный иск о признании какого-либо действия или ряда действий работодателя дискриминационными.
В суд работник может обратиться только по факту уже свершившихся со стороны работодателя дискриминирующих действий.
Ещё один правоохранительный орган Российской Федерации, куда можно обратиться по вопросу защиты своих прав - прокуратура. Данный орган осуществляет надзор за соблюдением положений Конституции Российской Федерации и действующих законов и обязан отреагировать на сообщения о нарушении прав граждан, в том числе в сфере труда. Прокуратура после проведения проверки поступившей информации о дискриминации может выдать работодателю обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений либо в качестве меры предварительного контроля предостережение от совершения неправомерных действий.
Также в соответствии с упомянутой выше статьей 5.62 КоАП РФ прокурором может быть возбуждено дело об административном правонарушении, по итогам которого работодателю грозит наказание в виде штрафа [4].
Как показывает практика, в отличие от обращений в суд работник чаще обращается в прокуратуру по факту подозрения дискриминирующих действий со стороны работодателя. В таких случаях со стороны прокуратуры бывает достаточно предупреждения для изменения ситуации и защиты прав работника.
Обращение в Федеральную службу по труду и занятости не решит ситуацию, но позволит официально зафиксировать сам факт дискриминации - деятельность работодателя будет взята под контроль. Данная структура государственной власти обязана следить за соблюдением трудовых прав граждан, а также фиксировать нарушения в рассматриваемой сфере.
Обращения в Федеральную службу по труду и занятости будут полезны и при обнаружении объявлений о вакансиях, содержащих требования дискриминационного характера. В таких случаях работники службы руководствуются положениями Федерального закона от 2 июля 2013 г. № 162-ФЗ «О внесении изменений в Закон РФ «О занятости населения в РФ» и отдельные законодательные акты РФ», прямо запрещающими дискриминацию в объявлениях о вакансиях (статья 1) [11]. Также в данной ситуации граждане могут обратиться в Федеральную антимонопольную службу, которая в свою очередь руководствуется Федеральным законом от 13 марта 2006 г. № 38-ФЗ «О рекламе», целями которого «являются развитие рынков товаров, работ и услуг на основе соблюдения принципов добросовестной конкуренции, обеспечение в Российской Федерации единства экономического пространства, реализация права потребителей на получение добросовестной и достоверной рекламы, создание благоприятных условий для производства и распространения социальной рекламы, предупреждение нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, а также пресечение фактов ненадлежащей рекламы» (статья 1) [10].
Таким образом, защищая своё конституционное право на труд, гражданин может обратиться в суд, прокуратуру либо в соответствующие федеральные службы. Предъявив как можно больше доказательств дискриминирующих действий работодателя в отношении соискателя или работника, можно добиться положительного решения ситуации.
Список литературы
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) // РГ. 1993. № 237.
2. Гражданский кодекс Российской Федерации от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 24.07.2023) // СЗ РФ. 1994. № 32. Ст. 3301.
3. Уголовный кодекс Российской Федерации 13.06.1996 № 63-ФЗ (ред. от 04.08.2023) // СЗ РФ. 1996. № 25. Ст. 2954.
4. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 19.10.2023) // СЗ РФ. 2002. № 1 (часть I). Ст. 1.
5. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ (ред. от 04.08.2023) // СЗ РФ. 2002. № 1 (часть I). Ст. 3.
6. Федеральный закон от 03.04.1995 № 40-ФЗ «О федеральной службе безопасности» (ред. от 29.12.2022) // СЗ РФ. 1995. № 15. Ст. 1269.
7. Федеральный закон от 10.01.1996 № 5-ФЗ «О внешней разведке» (ред. от 04.08.2023) // СЗ РФ. 1996. № 3. Ст. 143.
8. Федеральный закон от 27.05.1996 № 57-ФЗ «О государственной охране» (ред. от 04.08.2023) // СЗ РФ. 1996. № 22. Ст. 2594.
9. Федеральный закон от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (ред. от 24.07.2023) // СЗ РФ. 2004. № 31. Ст. 3215.
10. Федеральный закон от 13.03.2006 № 38-Ф3 «О рекламе» (ред. от 24.07.2023) // СЗ РФ. 2006. № 12. Ст.
1232.
11. Федеральный закон от 02.07.2013 № 162-ФЗ «О внесении изменений в Закон РФ «О занятости населения в РФ» и отдельные законодательные акты РФ» (ред. от 22.12.2014) // СЗ РФ. 2013. № 27. Ст. 3454.
12. Постановление Правительства РФ от 25.02.2000 № 162 «Об утверждении перечня тяжелых работ и работ с вредными или опасными условиями труда, при выполнении которых запрещается применение труда женщин» (утратило силу 01.01.2021) // СЗ РФ. 2000. № 10. Ст. 1130.
13. Постановление Правительства РФ от 25.02.2000 № 163 «Об утверждении перечня тяжелых работ и работ с вредными или опасными условиями труда, при выполнении которых запрещается применение труда лиц моложе восемнадцати лет» (ред. от 20.06.2011) // СЗ РФ. 2000. № 10. Ст. 1131.
14. Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 18.07.2019 № 512н «Об утверждении перечня производств, работ и должностей с вредными и (или) опасными условиями труда, на которых ограничивается применение труда женщин» (ред. от 13.05.2021) // текст приказа опубликован на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo. gov.ru). 2019.
15. Лушников A. M., ЛушниковаМ. В. Курс трудового права: в 2-х т. Т. 1; Историкоправовое введение. Общая часть. Коллективное трудовое право: Учебник, 2017. 879 с.
16. Манукиян Е. Аналитики назвали дискриминацию по возрасту самой распространенной на работе // Российская газета, 2023. URL: https://rg.ru/2023/09/13/analitiki-nazvali-diskriminaciiu-po-vozrastu-samoj-rasprostranennoj -na-rabote.html?ysclid=lon0dhvnfr342837140