_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №10-1/2016 ISSN 2410-700Х_
УДК 4414
Коваленко Екатерина Анатольевна.
Студентка 2 курса юридического факультета Кубгау
г. Краснодар, РФ Е-MAIL: katya.kate [email protected]
ДИСКРИМИНАЦИЯ ПО ПРИЗНАКУ ИНВАЛИДНОСТИ В ТРУДОВЫХ ОТНОШЕНИЯХ.
Аннотация
Рассмотрены проблемы дискриминации инвалидов в сфере трудовых отношений, а также состояние нормативно-правовой базы, регламентирующей трудовые отношения с участием инвалидов. В сравнение рассмотрены понятия «лицо с ограниченными возможностями» и «инвалидность». В Российской Федерации, на сегодняшний день, не присутствуют нормы, эффективно регулирующие вопрос рассмотренный в статье. На основание этого тема является актуальной в наши дни.
Ключевые слова Дискриминация инвалидов, трудоустройство, трудоспособность.
В настоящее время, большая часть населения удовлетворяет свои потребности, за счет заработной платы, полученной за выполнение определенного труда. Именно поэтому свобода труда является основополагающим правом человека и имеет для него огромное значение, а также на основе этого, во главе социально-экономической политики во всех странах мира стоит обеспечение равенства в доступе к труду и равная плата за него. Обобщая вышесказанное, можно сделать вывод о актуальности темы исследования в настоящее время.
В рамках исследуемой темы, важно определить, что понимается под терминами «лицо с ограниченными возможностями» и «инвалидность». На основе анализа международно-правовых документов и норм антидискриминационного законодательства ряда зарубежных стран, можно говорить о том, что термин «инвалид» применяется крайне редко, в соответствии с тем, что для приобретения правового статуса (инвалидности) у лица должны наблюдаться серьезные расстройства физического и психического здоровья. Вместо данного определения чаще используют иные понятия.
В Российской Федерации, на сегодняшний день, не присутствуют нормы, эффективно регулирующие данный вопрос. Проблема заключается в низкой информированности специалистов по работе с кадрами и подбору персонала, неготовность работодателя к сотрудничеству с лицом, имеющим инвалидность, недостаточная финансовая возможность для организации комфортных условий для данного лица. Все эти факторы делают человека с инвалидностью не конкурентоспособным. Небрежное отношение российского законодателя к разработке комплексного механизма защиты работника от дискриминации в трудовых отношениях приводит практически к полному отсутствию в России положительной судебной практики по данной категории дел.
При определении степени трудоспособности инвалида существенное значение имеет федеральный орган МСЭ, руководствующийся в процессе определения степени трудоспособности лишь 3 степенями ограничения к труду. Проблема состоит в расстановке акцентов. Орган МСЭ обращает внимание работодателя именно на медицинском, но отнюдь не социальном критерии, хотя в рамках современных рыночных отношений последний играет гораздо большую роль для работодателя. Иными слова ми, вопрос приема либо отказа в приеме работника-инвалида, в первую очередь, является, во- просом желания субъектов трудовых отношений взаимовыгодно сотрудничать.
Следует отметить, что в Замечании общего порядка № 51 об инвалидах Комитета Организации Объединенных Наций по экономическим, социальным и культурным правам (далее — Комитет ООН) было отмечено, что пока еще нет признанного на международном уровне определения понятия «инвалидность». В настоящее время в научной литературе можно встретить несколько классификаций понимания термина
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №10-1/2016 ISSN 2410-700Х_
инвалидности [2]. Наиболее используемыми являются медицинская и социальная.
Не стоит забывать о том, что «инвалид» в юридическом аспекте — это лицо, которое наделено определенным правовым статусом. Установление инвалидности, согласно действующему законы несет с собой определенные льготы и ограничения.
В настоящее время в России численность инвалидов приближается к 10 млн чел. (около 7% населения) и продолжает расти. Свое право на труд российские инвалиды осуществляют согласно нормам Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», которыми установлен, к примеру, порядок квотирования рабочих мест для инвалидов в тех организациях, чья численность работников составляет более 100 человек, в процентах к среднесписочной численности работников (но не менее 2% и не более 4%) [1]. Когда, например, согласно законодательству Германии, немецкие работодатели, имеющие более 20 сотрудников, обязаны предоставлять людям с тяжелой степенью инвалидности 5% имеющихся рабочих мест [3].
Инвалиды занимают особое место в сфере труда. Нельзя не отметить то, что государство предоставило им широкий спектр льгот и наиболее щадящие условия труда. Так, данные лица наделены правом в случае выполнения более легких видов труда либо сокращенном рабочем времени на сохранение прежнего размера заработной платы, равно как и на получение дополнительных видов помощи. При этом, даже на правовом уровне инвалиды ограничены в своей профессиональной самореализации, так как признание инвалида нетрудоспособным не позволяет относить его к категории «рабочей силы», не защищая тем самым от безработицы. Не смотря на то, что определение «нетрудоспособный» не только некорректно, но и в определенной степени способствует дискриминации лиц с ограниченными физическими возможностями в сфере трудоустройства и занятости, что противоречит положениям Конвенции о правах инвалидов, ратифицированной Россией в 2013 году [4].
В результате проведенных, в рамках научной статьи, исследований считаем целесообразным предложить следующее решение поставленной проблемы:
- создание рабочих мест для инвалидов на предприятиях;
- снизить налоговые ставки, для организаций принимающих на работы лиц с ограниченными возможностями в определенном количестве;
- в целях решения второй герменевтической проблемы органу МСЭ следует давать рекомендации инвалиду относительно тех или иных технических средств и мероприятий, ориентированных на его профессиональную реабилитацию, что позволит работодателю более ясно определить специально созданные условия, учитывая индивидуальные потребности каждого работника-инвалида;
- органам исполнительной власти субъектов РФ следует оказывать всевозможное содействие в адаптации условий без барьерной среды внутри самой организации, а также и на пути следования к ней, вне зависимости от того, работают в ней инвалиды или нет.
Список использованной литературы:
1. О социальной защите инвалидов в Российской Федерации : федер. закон от 24 нояб. 1995 г. № 181-ФЗ (ред. от 28 июня 2014 г.) // Собрание законодательства РФ. 1995. № 48. Ст. 4563.
2. Кобылинская С.В. К вопросу о кодификации источниов в праве социального обеспечения / С.В. Кобылинская, П.Е. Попова // Science Time. - 2015. - № 3 (15). - С. 260-262.
3. Кобылинская С.В. Правовой анализ права социального обеспечения в Российской Федерации и Федеративной республике Германия / С.В. Кобылинская, А.С. Усенко // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета. - 2015. - № 114. - С. 313-325.
4. Гринь М.В. Социальнокультурное измерение глабализации: американизация и общество потребления /Гринь М.В.// Власть. 2015. №6. С. 111-115.
© Коваленко Е. А., 2016